«Радуйся, Благодатная», – обратился посланник Божий к Деве Марии. И через две тысячи лет верующие повторяют эти слова – и сердца их наполняются радостью. С этого момента началась новая, евангельская история. С греческого языка «Евангелие» переводится как «Благая весть», то есть радостная весть о том, что Господь каждому человеку дарует возможность спастись. А в тропаре праздника поется: «днесь спасения нашего главизна», то есть, Благовещение – начало нашего Спасения. Праздник Благовещения Благовещение и Христово Воскресение произошли в один и тот же день года. Но главный христианский праздник Пасха имеет переходящую дату, а Благовещение всегда отмечается в один и тот же день. Праздноване Благовещения было установлено в церковном календаре 25 марта (7 апреля по новому стилю) примерно в IV веке, когда христиане стали отмечать Рождество Христово 25 декабря (7 января по новому стилю). Два события – известие Богоматери о предстоящем рождении Младенца и Его рождение – разделяют ровно 9 месяцев. Но и до установления конкретной даты первые христиане помнили и почитали Благовещение Пресвятой Богородицы как важнейшее событие церковной истории. Подтверждением тому служат росписи катакомб, в которых встречается изображение посещения Девы Марии Архангелом. Считается, что распространение праздник Благовещения стал получать еще и потому, что в начале IV века святая равноапостольная Елена начала раскрывать на Святой земле места, связанные с земной жизнью Христа, в том числе, и в Назарете, где и произошла встреча Пречистой с посланником Божьим. В древности у праздника Благовещения были разные названия – «день приветствия», «Зачатие Христа», «начало искупления», «праздник Воплощения». Ориентировочно в VII веке, когда праздник получил широкое распространение, он получил и известное нам название, полностью которое звучит как Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В католической традиции Благовещениепраздник второго порядка. В православии Благовещение – это один из двенадцати основных (двунадесятых) и любимых праздников.

http://foma.ru/blagoveshhenie-2013.html

Богородицы и святых Праздники Пресвятой Богородицы Праздники в честь событий жизни Пресвятой Богородицы День Зачатия Пресвятой Богородицы Событие праздника Древность праздника Богослужение праздника День Рождества Пресвятой Богородицы Событие, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника День Введения во храм Пресв. Богородицы Событие праздника Древность и важность праздника Продолжение и богослужнеие праздника Поучительность праздника День Благовещения Пресвятой Богородицы Событие праздника Наименование и древность праздника Важность праздника Продолжение и богослужение праздника Поучительность праздника Собор Пресвятой Богородицы День Успения Пресвятой Богородицы Последние дни земной жизни и успение Богородицы Наименование, древность и важность праздника Продолжение и богослужение праздника Дни Пресв. Богородицы, относящиеся к почитанию вещей, после Нее сохранившихся День Положения ризы Пресв. Богородицы День Положения пояса Пресв. Богородицы Дни Пресвятой Богородицы в честь Ее явлений, чудотворений и икон, повсюдно и некоторые местно чтимые Прав. Церковью, по течению древле церковного года День образа Богородицы в Миасинах Дни Калужской иконы Богородицы Дни Братской иконы Богоматери Дни Св. Дни и праздники святых Дни святых Дни св. Ангелов Имена и лики св. Ангелов и почитание их День св. Архистратига Михаила Собор св. Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных День Собора св. Архангела Гавриила Дни св. пророков Дни св. славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна День Зачатия Предтечи Христова День Рождества Предтечи Христова День Усекновения главы Предтечи Дни обретения главы Предтечи Собор Предтечи и Крестителя Иоанна Дни перенесения десной руки Крестителя День св. пророка Илии Дни св. апостолов Дни св. славных и всехвальных апостолов первоверховных День св. апостолов Петра и Павла День поклонения веригам ап. Петра Дни св. славных и всехвальных апостолов из лика дванадесяти День св. ап. Андрея Первозванного День св. апостола Иакова Зеседеева День святого апостола Филиппа Дни святого апостола Варфоломея День святого апостола Фомы День св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Как и другие Благовещенские главы, указание о совпадении Благовещения с Великой субботой в византийской традиции впервые фиксируется в Типиконе Великой церкви, памятнике константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв. (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Здесь говорится о том, что богослужение в этом случае нужно совершать так же, как и при совпадении Благовещения с Великим четвергом, а именно: «После тритекти [постовой аналог дневных часов в древней кафедральной традиции — д. М. Ж.]… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию [один из главных Богородичных храмов Константинополя — д. М. Ж.], и там певцы поют: “Слава… и ныне…” — и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Вечерня, паремии (после первой из которых Константинопольский патриарх исходил в баптистерий для преподания оглашаемым таинства Крещения, а во время последней — возвращался вместе с новокрещеными в храм и, когда они входили, помазывал их св. миром), литургийные чтения и литургия свт. Василия Великого совершались в храме Св. Софии в свое положенное время. Иными словами, в древней кафедральной практике Константинополя при совпадении Благовещения с Великой субботой в честь Благовещения совершались крестный ход (праздничный крестный ход был одной из главных богослужебных особенностей праздника Благовещения в византийской традиции) по улицам города и литургия оглашенных — без литургии верных — в Халкопратийском храме. Тем самым, литургийные чтения Благовещения и Великой субботы были разнесены по самостоятельным службам и звучали в разное время в разных храмах; а о том, как соединялась (если соединялась) гимнография этих важнейших дней года, Типикон Великой церкви ничего не говорит. Но уже в современном Типикону Великой церкви Студийском синаксаре — послеиконоборческом богослужебном уставе константинопольских монастырей — описано, как именно соединять гимнографические тексты Благовещения и Великой субботы (комплекты которых в византийской традиции уже в основном сформировались и имели вид, близкий к тому, который содержится в принятых ныне в Православной Церкви Минее и Триоди) во время вечерни вечером в Великую пятницу, утрени ночью с Великой пятницы на Великую субботу и вечерни вечером в Великую субботу, а также указан порядок следования благовещенских и великосубботних литургийных чтений друг за другом в рамках одной службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

В 1933 году храм был закрыт и разорен. В 1941 г. взорвали колокольню. Были в храме и общежитие, и артель по пошиву сумок. В начале 1990-х гг. обрел храм вторую жизнь… 7 июля 1992 г., в праздник рождества Иоанна Предтечи, здесь была совершена первая Божественная Литургия.[/p] [р]Сейчас в храме по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия ведутся серьезные реставрационно-строительные работы. Заново возведена 36-метровая колокольня (копия утраченной колокольни 17 в.). Строится парадное крыльцо… В подклете сооружается крестильный храм с баптистерием (для крещения с полным погружением). Храм встречает свое 350-летие возрожденным из руин, сияя прежним великолепием». Из буклета, продающегося в Благовещенской церкви Павловской слободы Храм Благовещения Пресвятой Богородицы находится в селе Павловская Слобода, Истринского района. Строительство храма было начато в 1650 и закончено в 1662 году. Село Павловская Слобода принадлежало в то время Борису Ивановичу Морозову — ближайшему сподвижнику и другу государя Алексея Михайловича. Боярин Морозов решил воздвигнуть в своей родовой вотчине храм во имя Благовещения Пресвятой Бородицы не случайно. Несколькими годами раньше патриах Никон основал «российскую Палестину» — Ново-Иерусалимский монастырь, а холм над рекой Истра, на котором планировалась постройка храма Благовещения Пресвятой Богородицы, олицетворял собой Назарет. Строительство ныне существующего каменного храма Благовещения Пресвятой Богородицы продолжалось более 10 лет. Здание храма по праву считается одним из сложнейших архитектурных сооружений не только прошедшей, но и нынешней эпохи — пятиглавый, огромный, бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом, с трапезной и двумя приделами (во имя пророка Илии и Николая Чудотворца), с величественной шатровой колокольней. Первоначально четверики храма и приделов покрывались по кокошникам, что значительно обогащало живописный силуэт храма. Здание храма с трех сторон окружено сводчатыми двухъярусными галереями на аркадах. За свое великолепие храм называют в народе " царским " . Основным элементом украшения фасадов служат разнообразные по форме и величине наличники окон.

http://sobory.ru/article/?object=00811

В марте: 24, 31 В апреле: 7, 14, 21 В мае: 2, 4 Пассия Вечерняя служба с акафистом Страстям Христовым (страданиям). Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. Молебное пение святому великомученику Феодору Тирону, 22 марта Молебен совершается накануне дня памяти святого Феодора Тирона после литургии Преждеосвященных Даров (22 марта), затем читается молитва над коливом (вареная пшеница с медом). В сам праздник (23 марта) служится литургия свт. Иоанна Златоуста . В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Поминальные службы родительских суббот: 30 марта и 13 апреля Накануне на всенощном бдении служится парастас — последование Великой панихиды по всем усопшим православным христианам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы . В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. Чин Торжества Православия, 24 марта Первое воскресение Великого поста. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия . Богослужение Крестопоклонной недели, 7 апреля Накануне третьего воскресенья (6 апреля, суббота) на всенощном бдении из алтаря торжественно выносится Крест для поклонения . Также поклонение Кресту совершается еще на богослужениях в среду утром и пятницу утром, после чего он заносится обратно. Служба Благовещения Пресвятой Богородицы, 7 апреля  Обычно в праздник Благовещения накануне вечером служится всенощное бдение, а утром — литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году праздник Благовещения попадает на воскресенье третьей недели Великого поста, поэтому служба Благовещения совмещается со службой Кресту, а в воскресенье служится литургия святителя Василия Великого. Акафист Пресвятой Богородице, 19 апреля В честь праздника Похвалы Пресвятой Богородицы (20 апреля, суббота) в пятницу вечером поется акафист Пресвятой Богородице. В сам праздник служится литургия свт. Иоанна Златоуста. Богослужение Вербного воскресенья, 28 апреля 

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

С этого момента начинается евангельская история. Впереди — Рождение Христа, бегство в Египет, искушения в пустыне и исцеления одержимых, Тайная Вечеря и арест, Распятие и Воскресение — Пасха… На иконах Богородицы изображается три звезды – на плечах и на головном покрове Пресвятой Девы. Звезды символизируют девство, хранимое Ей до Рождества, в Рождестве и после Рождества Христова. Вместе с тем, в Евангелии есть упоминание о братьях Христовых – так, по древней традиции, называли детей Иосифа, который был женат ранее и имел детей в предыдущем браке. У древних христиан праздник Благовещения носил различные наименования: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Начало искупления, Благовещение Ангела Марии, и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название «Благовещение Пресвятой Богородицы». Праздник бывает в дни Великого поста или Светлой седмицы. Благовещение. Фото Константина Шапкина Милосердие.ру В день Благовещения, по древней русской традиции, после Литургии в Благовещенском соборе Кремля Патриарх, духовенство и дети выпускают на волю птиц. Этот обычай был возрожден в 1995 году и теперь совершается во многих храмах. В дореволюционной России перед Благовещением птиц покупали на Охотном ряду. Теперь в день праздника Благовещенья над соборами Кремля взмывают голуби, выращенные Федерацией спортивного голубеводства. Стартовая скорость такого спортивного голубя — 175 километров в час. Немного покружив над Соборной площадью, голубиная стая быстро растворяется в небе. Там птицы разбивается на группы, каждая из которых возвращается в свой питомник, расположенный в Москве или Подмосковье. Благовещение. Фото Константина Шапкина Милосердие.ру Помимо голубей, Алексий II обычно выпускал на волю и семь собственных птиц — синичек. Валерий Брюсов Благовещенье Ты была единая от нас, Днем Твоей мечтой владела пряжа, Но к Тебе, святой, в вечерний час Приступила ангельская стража. О царица всех мирских цариц, Дева, предреченная пророком. Гавриил, войдя, склонился ниц Пред Тобой в смирении глубоком.

http://pravmir.ru/blagoveshhenie-smysl-p...

— А вы знаете, александрийский святитель Афанасий Великий, знаменитый защитник Единосущия Божия на первом Вселенском соборе, он тоже называл Благовещение великим праздником Зачатия Иисуса… Так что доля истины в ваших словах есть: с древнейших времён, когда не все ещё двунадесятые праздники были установлены, Благовещение уже осмыслялось Церковью как великое торжество. Так что называть этот праздник приниженным я бы ни в коем случае не стал. Тут надо понимать: есть праздники Господские — Богоявление, например, или Преображение, а есть Богородичные — Рождество Богородицы, Введение — и здесь же Благовещение. Богородичные праздники — и это ясно — не могут быть приравнены по своему достоинству к Господским. — А можно ли считать Благовещение только Богородичным праздником? Ведь в таинстве Боговоплощения участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1, 35). — Интересный вопрос… В чём-то вы правы, разумеется, спорить с такими словами трудно… Но мы и не будем спорить, мы попытаемся понять, почему Церковь всё-таки решила так, а не иначе. Я думаю, что дело тут вот в чём: Благая весть обращена именно к людям, это человеческое торжество, это освобождение людей, начало спасения. В этот день род человеческий через лучшее своё дитя — Деву Марию — соединяется с Богом. Пречистая в данном случае являет собою всё человечество, а значит, и праздник этот по праву посвящён Ей. Как вы думаете, почему двое из евангелистов так старательно воспроизводят родословную Господа? Это делается для того, чтобы показать, как род человеческий участвовал в деле Боговоплощения. Вся эта длинная вереница имён, эти ветхозаветные праведные — да и не очень-то праведные — люди, это древо человеческое, тянущееся к небесам, и на вершине его — благоуханный плод, Дева Мария, лучшее приношение человечества Богу. Итак, Благовещение — это праздник человечества, породившего Пречистую. И как же неправы были католики, введя догмат о непорочном зачатии Богородицы! По виду — это возвышение Пресвятой Девы, по сути — это Её унижение, и с Ней — унижение всего рода человеческого, ведь из этого догмата следует, что обычным человеческим порядком Богородица не могла появиться на земле! И всё-таки Она наша, земнородная, и Благовещение — Её праздник, а стало быть, и наш тоже, наш, общий. На божественное призвание Она отвечает «Да!» — поэтому мы гордимся Ею.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-znachit-r...

- А вы знаете, александрийский святитель Афанасий Великий, знаменитый защитник Единосущия Божия на первом Вселенском соборе, он тоже называл Благовещение великим праздником Зачатия Иисуса... Так что доля истины в ваших словах есть: с древнейших времён, когда не все ещё двунадесятые праздники были установлены, Благовещение уже осмыслялось Церковью как великое торжество. Так что называть этот праздник приниженным я бы ни в коем случае не стал. Тут надо понимать: есть праздники Господские - Богоявление, например, или Преображение, а есть Богородичные - Рождество Богородицы, Введение - и здесь же Благовещение. Богородичные праздники - и это ясно - не могут быть приравнены по своему достоинству к Господским. - А можно ли считать Благовещение только Богородичным праздником? Ведь в таинстве Боговоплощения участвуют все три Лица Пресвятой Троицы: " Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим " (Лк. 1, 35). - Интересный вопрос... В чём-то вы правы, разумеется, спорить с такими словами трудно... Но мы и не будем спорить, мы попытаемся понять, почему Церковь всё-таки решила так, а не иначе. Я думаю, что дело тут вот в чём: Благая весть обращена именно к людям, это человеческое торжество, это освобождение людей, начало спасения. В этот день род человеческий через лучшее своё дитя - Деву Марию - соединяется с Богом. Пречистая в данном случае являет собою всё человечество, а значит, и праздник этот по праву посвящён Ей. Как вы думаете, почему двое из евангелистов так старательно воспроизводят родословную Господа? Это делается для того, чтобы показать, как род человеческий участвовал в деле Боговоплощения. Вся эта длинная вереница имён, эти ветхозаветные праведные - да и не очень-то праведные - люди, это древо человеческое, тянущееся к небесам, и на вершине его - благоуханный плод, Дева Мария, лучшее приношение человечества Богу. Итак, Благовещение - это праздник человечества, породившего Пречистую. И как же неправы были католики, введя догмат о непорочном зачатии Богородицы! По виду - это возвышение Пресвятой Девы, по сути - это Её унижение, и с Ней - унижение всего рода человеческого, ведь из этого догмата следует, что обычным человеческим порядком Богородица не могла появиться на земле! И всё-таки Она наша, земнородная, и Благовещение - Её праздник, а стало быть, и наш тоже, наш, общий. На божественное призвание Она отвечает " Да! " - поэтому мы гордимся Ею.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

За состоявшимся сегодня в Благовещенском соборе Московского Кремля Патриаршим богослужением управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий поздравил Предстоятеля Русской Церкви с отмечаемой датой. 6 апреля 2024 г. 22:41 Священники оказывают помощь пострадавшим при прорыве дамбы в Орске 45 пациентов из подтопленной больницы помог эвакуировать руководитель социального отдела епархии протоиерей Вячеслав Кочкин. Также священники Орской епархии доставили 30 кг одежды и продуктов в четыре пункта временного размещения. 6 апреля 2024 г. 19:31 В канун праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 6 апреля, в канун недели 3-й Великого поста, Крестопоклонной, праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, дня преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение с чином выноса Честного и Животворящего Креста Господня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Фото Видео 6 апреля 2024 г. 15:26 Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством встретился с атаманом Союза казаков Семиречья 5 апреля состоялась встреча ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством иерея Тимофея Чайкина с атаманом Союза казаков Семиречья, председателем филиала ОЮЛ «Ассоциация русских, славянских и казачьих организаций Казахстана» по г. Алма-Ате, членом Ассамблеи народа Казахстана казачьим полковником Владимиром Шихотовым. Последние публикации 7 апреля 2024 г. 15:04 Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля [Патриарх] 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

http://patriarchia.ru/index.html

В начале XX века на колокольне собора имелось семь колоколов. Один из них массой 16 пудов 23 фунта (265 кг) был отлит в 1754 году в Невьянске, остальные - в Тюмени в XIX веке. Самый большой колокол весил 232 пуда (3712 кг), колокол поменьше - 53 пуда (848 кг). С 1850 до 1914 года городскими властями неоднократно обсуждалась опасность от оползания берега реки Туры. Тогда же велись дебаты о строительстве нового городского соборного храма по улице Царской (ныне ул. Республики), напротив церкви во имя Симеона Богоприимца. 8 сентября 1913 года утратил статус соборного храма Тюмени, который был присвоен Знаменскому храму. 11 декабря 1929 года храм был закрыт и передан окружному краеведческому музею. В нем устроили музей истории религий и атеизма, а в ночь с 13 на 14 июня 1932 года взорвали, объяснив, что здание церкви могло скоро обрушиться в реку. Разрушить с первого раза храм не удалось, некоторые стены сохранились почти целиком. Спустя два года собор был окончательно обращен в груду камней. Кирпич был отдан для строительства дома отдыха, а остатки сброшены с обрыва в Туру. Двенадцать христиан, вставших на защиту храма, были убиты. На начало XXI века фундамент церкви является основанием пешеходного моста через реку Тура. В 2001 году в Тюмени был зарегистрирован приход в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, принято решение о восстановлении взорванного в советское время Благовещенского собора. По причине невозможности восстановления его на прежнем месте было решено восстанавливать собор на новом месте - в сквере Депутатов. 7 апреля 2004 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, была обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы с царских врат неизвестного разрушенного храма. 15 апреля того же года архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием (Капалиным) был освящен поклонный крест и земельный участок под строительство храма. 20 сентября на участке для строительства произошла установка часовни, которая была освящена 9 января 2005 года. 7 апреля 2007 года совершилось освящение и забита первая свая под строительство храма. 20 октября того же года была произведена закладка кирпичей, извлеченных из фундамента взорванного Благовещенского собора, в алтарную стену строящегося храма. 7 апреля 2009 года состоялось освящение крестов и поднятие купола на колокольню. В марте 2012 года на храм были подняты главный купол, крест и маковки.

http://sobory.ru/article/?object=35586

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010