Не быть в Церкви выкидышем В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. 19 января, 2010 В основе стремлении многих креститься именно на праздник Крещения Господня лежит суеверное желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Когда наступает праздник Крещения Господня, многие священники, особенно служащие в крупных городах, готовятся к тому, что в этот день придет креститься необычно много людей. Если в среднем приходило 3-5 человек в день, то 19 января придет 25-30, а может и больше. В основе этого стремлении многих креститься именно на праздник лежит, в лучшем случае, желание своеобразно этот праздник «отметить», а в худшем глубокая суеверность, убежденность в том, что именно в этот день «крещение полное», и якобы, крещаемым даются особенно сильные ангелы-хранители. Это суеверие очень настойчиво поддерживается, как и мнение о том, что существует особая «крещенская» и особая «Богоявленская» вода, что они очень разные по свойствам и применять их нужно по-разному, причем на каждом приходе инструкция по применению освященной воду своя. Хочется сразу сказать: «священники виноваты в том, что церковный народ погряз в суевериях!» Да, виноваты очень часто, но не всегда. Зачастую человек просто не желает видеть Бога, заслоняя Его материальной святыней, особым местом или праздничным днем, самозабвенно веря в самодостаточность этих вещей и понятий. С психологической и бытовой точки зрения это очень удобно: все сводится к обрядоверию, исполнению определенных предписаний, исполнению советов «знающих» бабушек, у которых Святая Троица это Бог, Божья Матерь и Мыкола Чудотворец, а понятие личного покаяния за свои грехи размывается и оттесняется, уступая место призывам покаяться всем народом в убийстве царя, страшилкам о мировом масонском заговоре против России и ИННизму.

http://pravmir.ru/ne-byt-v-cerkvi-vykidy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский: «Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник» Известный ученый о провозглашении в качестве официального праздника Дня Крещения Руси 24.04.2010 570 «Прекрасно, что у нас появился новый праздник. Я, правда, протестую против термина «возрождение Православия в России», потому что возрождать можно только умершего, а Православие у нас никогда не умирало, оно всегда было, есть и будет», - заявил в интервью «Русской народной линии» доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного священника и философа профессор Павел Флоренский в связи с принятием в первом чтении Государственной Думой законопроекта о введении нового праздника - День Крещения Руси , который будет отмечаться 28 июля. «Один благочестивый старец, когда его спросили, можно ли построить храм, даже не слушая дальше, ответил: «Строить храм всегда благо, благословляю». Старец, если говорить конкретно, оптинский старец Илия, даже не стал спрашивать у моего сына, где, что и кто. Также и здесь: установление такого праздника, безусловно, важно. Меня, правда, сильно беспокоит то, что, по-моему, как церковный праздник он пока еще не существует, то есть, получается, что Церковь отстает в этом вопросе от государства. Итак, конечно, я поддерживаю появление нового государственного праздника, но при этом подчеркиваю, что Церковь в этом отношении отстала от государства, а мы, получается, святее самого, так сказать, «папы». Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник, чтобы он праздновался с богослужением: с литургией, со всенощной. Получается, что мы, миряне, забежали вперед наших клерикалов, ну и хорошо!» - восклицает ученый. «Теперь мы будем праздновать День Крещения Руси как важнейшее событие в светской истории православной страны. То есть, еще раз подчеркну, это пока еще не церковный, а гражданский праздник», - добавил он. «Должен ли новый праздник сопровождаться какими-то культурно-массовыми мероприятиями? Конечно, должен. Напомню, что у нас уже давно существует День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая, который известен своими многочисленными культурными мероприятиями. Если мы теперь и наш новый праздник будем сопровождать такого рода мероприятиями, то это, конечно, - благостная и хорошая инициатива. Крещение Руси осуществлялось, в первую очередь, в Киеве, и сейчас оно именно там, в Матери городов русских, празднуется. Конечно, служить нашей Церкви – всегда благо. Можно было бы, например, в этот праздник организовать крестный ход из Киева в Москву . Такой крестный ход соединит наши братские народы», - продолжил П.Флоренский.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/24/pa...

Закрыть itemscope itemtype="" > День Обрезания Господня - это день Закона Божия 13.01.2012 402 Время на чтение 20 минут Двунадесятый ли это праздник? Праздник Обрезания обычно проходит незаметно. И не знаешь, «двунадесятый» ли то праздник или нет. Пасха стоит выше и вне «двунадесятых» (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход в Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым Днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово... Итак, двенадцать. Ясно, что Обрезание не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Незаметный Но почему же он проходит так незаметно? И вообще в этот день как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько При великом свете праздника Рождества Господня и при грядущем Крещении, Богоявлении Троицы, - этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется как звезда при двух солнцах. Ему даже времени нет: 31 декабря (по старому стилю - прим. ред.) отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь один день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только один день праздника. А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви как Василий Великий, почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. А с Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования (1 сентября) на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание. Может быть, даже многие и не знают этого праздника. Во всяком случае, в сознании верующих этот праздник - один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов? Например, праздник Преполовения тоже проходит малозаметно... Ясно, что Обрезание как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы его? Мало задумывались Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот восьмой день по рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над ним ветхозаветного чина или таинства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев, так что «обрезанный» считался Божиим, а «необрезанный» - язычником, как и у нас делили людей на крещеных и «нехристей», некрещеных... Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет; это я сам слышал от одной несчастной матери.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 25 августа 2023 года 12. Пятница. Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фотия и Аникиты. Прп. Максима Исповедника (с 13 августа) . Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского, чудотворца (с 13 августа) . Прмчч. Белогорских . Прмч. Варлаама, архим. Белогорского . На этот день переносится с 13 августа служба прп. Максима Исповедника (ср.: Типикон, 12 августа). Служба мчч. Фотия и Аникиты и прп. Максима Исповедника не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Преображения (А) . На этот день может быть перенесена (с 13 августа) полиелейная служба свт. Тихона Задонского (Б) . А. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4й – 3, и преподобного, глас тот же – 3. «Слава» – преподобного, глас 8й: «Монахов множества…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Мрак законный…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6й: «Преподобне отче…», «И ныне» – праздника, глас 5й: «Божества Твоего, Спасе…». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4й. «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Отпуст: «Иже на горе Фаворстей…». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 7й (единожды), тропарь мучеников, глас 4й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 8й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 7й. Кафизмы 19я и 20я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50й. Каноны: праздника 2й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобного на 4. Библейские песни «Поем Господеви…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобного). По 3й песни – кондак и икос преподобного, глас 6й; седален мучеников, глас 4й. «Слава» – седален преподобного, глас 3й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же. Примечание. Типикон умалчивает о кондаке мучеников, глас 2й: «Божественныя, вернии…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Август. Киев, 1893. Л. 123) этот кондак также отсутствует.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Обрезание Господне I. Мои мысли Праздник Обрезания обычно проходит незаметно… И не знаешь: двунадесятый ли это праздник или нет? Пасха стоит – выше и вне двенадцати (тринадцатый праздник). Следовательно, остаются (по месяцам): Крещение, Сретение, Благовещение, Вход во Иерусалим, Вознесение, Троица с Духовым днем, Преображение, Успение, Рождество Божией Матери, Воздвижение Креста, Введение во храм и Рождество Христово… Итого двенадцать. Ясно, что первый – Обрезание – уже не есть двунадесятый праздник; но он чтится. Но почему же он проходит так незаметно? И вообще, в этот день – как-то не испытываешь ничего яркого и ясного. Причин этому несколько. а) При великом свете Рождества Господня и при грядущем Крещении – Богоявлении Троицы – этот праздник Обрезания, утесненный между ними, теряется, как звезда при двух солнцах. б) Ему даже и времени нет: 31 декабря отдается Рождество; 2 января начинается уже предпразднство Крещения. А на Обрезание остается всего-навсего лишь одни день: ни предпразднства, ни попразднства нет, только одни день праздника. в) А к этому добавьте еще память такого великого светильника Церкви, как Василий Великий , почивший 1 января; торжество ему тоже ослабляет Обрезание. г) Но со времен Петра Великого, перенесшего Новый год с церковного празднования 1 сентября на западное 1 января, люди знают этот день именно как Новый год, а не как Обрезание… Может быть, даже многие и не знают этого праздника? Во всяком случае в сознании верующих этот праздник один из самых затененных. Точно и не праздник он для богомольцев. д) Но нет ли причины и в самом существе праздника? Может быть, в нем мало праздничных элементов?.. Например, Преполовение тоже считается праздником. Но Преполовение проходит тоже малозаметно. Ясно, что Обрезание, праздник, как-то мало захватывает нашу душу по самому существу своему. В чем же дело? Не пропускаем ли мы это? Я раньше и не задумывался над смыслом Обрезания. Знал, конечно, что в этот восьмой день по Рождении принесли Господа в храм Иерусалимский для совершения над Ним ветхозаветного чина, или тайнства обрезания «крайней плоти». Помнил, что в Ветхом Завете это служило знамением заключения завета человека с Богом. Видел и на иконах, как священник стоит пред обнаженным тельцем Младенца Господа с ножом, готовый произвести операцию обрезания плоти. После припоминал, что Господь очень строго требовал исполнения этого закона от иудеев; так что «обрезанного» считали Божиим, а «не обрезанного» – язычником, как и у нас делили людей на «крещеных» и «нехристей», или некрещеных… Сербы даже думают, что у некрещеных умерших младенцев и души нет. Это я сам слышал от такой одной несчастной матери, заспавшей и задушившей во время сна своего ребенка и горько о том мучившейся и плакавшей.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Покров над Городом Каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне. Именно этот праздник впервые привел меня в Город. 13 октября, 2011 Каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне. Именно этот праздник впервые привел меня в Город. Город, осажденный вражескими кораблями, его жители, собравшиеся в храме и прибегающие к последней надежде и Заступнице — Богородице и, как ответ на молитву, видение блаженному Андрею — распростертый над миром Покров. И следом — буря, разметавшая корабли неприятеля в щепки. Этот сюжет всем известен — каждый год в праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные вспоминают чудесное спасение Константинополя от захватчиков, среди которых, по одной из версий, были и наши предки-славяне. Именно этот праздник впервые привел меня в Город. До 2002 года я и не подозревала, что в турецкий, мусульманский Стамбул есть повод совершить православное паломничество. Я увидела в одном из храмов объявление: «Праздничная служба на Покров во Влахернах» и собралась в путь. В ту поездку мы посетили множество удивительных мест — величественную Святую Софию, руины Трои, улицы древнего Эфеса, место служения святителя Николая в Анталье и пещерные храмы Каппадокии. И на фоне всего этого роскошества древностей место, заявленное как кульминация поездки, при первом знакомстве несколько разочаровало — маленькая, новодельная церковь на месте чуда, сонный греческий священник, с явной неохотой прозвеневший ключами, чтобы открыть двери русским паломникам, попутно отмахиваясь от их сложенных для принятия благословения рук. Служба, которую совершали соборно четыре русских священника, в том числе, если я не ошибаюсь, один архимандрит — все равно очень домашняя, камерная, без тени той торжественности, с которой совершался бы этот праздник в России, особенно в тех храмах, где он престольный.

http://pravmir.ru/pokrov-nad-gorodom/

Какого числа Радоница в 2024 году? Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. 28 апреля, 2020 Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница – 9-й день после Пасхи – родительский день, день особого поминовения усопших. Подробнее об этом – в статье! Радоница в 2024 году – какого числа? Радоница в 2024 году – 14 мая Радоница в 2025 году – 29 апреля Радоница в 2026 году – 14 апреля «Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова «радость» – ведь праздник Пасхи продолжается), и этот праздник совершается во вторник после Пасхальной недели. Радоница в 2024 году – 14 мая. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших. Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

http://pravmir.ru/radonica/

Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. В преддверии Нового года на православные сайты, теле и радиопрограммы приходит множество вопросов о том, как праздновать Новый год , когда и как встретить Рождество , почему существуют разные календари . На эти вопросы в эфире православной телекомпании «Союз» ответил Архиепископ Екатеринбургский Викентий — Владыко, что нужно делать в новый год, чтобы не нарушить поста? — Я хочу сказать, что сейчас Новый год стал очень торжественным праздником. Но мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно. Мы не знаем, что принесет нам наступающий год, может нас ждут скорби, трудности и испытания. Если серьёзно посмотреть на то, что нас ожидает, то мы должны обратиться в этот день с молитвой к Богу, чтобы Он благословил этот год, чтобы он был радостным и утешительным для нас. Чтобы Господь дал нам меньше скорбей. А все скорби даны нам по грехам нашим, по нашей безнравственной жизни. За это Господь нас карает всякими бедствиями, которые посылаются на нас: землетрясениями, наводнениями. Это – показатель гнева Божия. Если мы, как дети Божии, послушны воле Божией, мы не должны в этот праздник гневить Бога. Нужно иметь норму во всём. И в питии, и в веселье, и в пище, и в обращении друг к другу. Если всё будет находиться в рамках нравственного закона, Господь в новый год пошлёт нам все милости, которые мы от него ожидаем.

http://pravmir.ru/novyj-god-eto-novoe-bl...

Божественна и, воистину, всеблаженна одежда девства, поскольку и Царь всяческих благоволил облечься ею, как приличнейшей одеждой. Господь воцарися, в лепоту облечеся ( Пс. 92:1 ), – облечеся не только в неприкосновенный хитон священнической непорочности, но и в почетную одежду царского благолепия: ибо Он был и Царь и Священник по чину Мелхиседекову. Действительно, чистый воск – прекрасные речи о девстве, имеющие сладость от истинной веры и приобретающие приятность от точного исполнения. Это – духовный рай Божий, в котором всякое древо прекрасно еже видети, т. е. для духовного созерцания, и добро в снедь, т. е. для духовного научения; это – земля истинного обетования, в которой течет духовное и непорочное млеко, и источается духовный и нетленный мед. Этой пищи приобщаясь, Иоанн сподобился коснуться всечестной главы Господа; этой пищей наслаждаясь, он соделался в ангельском чине. И те, которые сохранили светильник непорочности непогашенным, облеклись в неувядающий венец нетления; те, которые сохранили телесную храмину нетленной, пожали обильный духовный плод благословения: имже образом обретается ягода на грезне, и рекут, не погуби его, яко благословение есть в нем ( Ис. 65:8 ). Евангелист говорит, что блаженный Иоанн сохранился чистым по душе и телу на апостольском грезне до зрелости. т. е. до глубочайшей старости. Это – первый и превосходный дар Божий; это – елей освещающий разум; это – чистое кадило благоухания; это – драгоценнейшее для сердца миро; за этот дар умерый Авель еще глаголет ( Евр. 11:4 ). У тех, у кого не угасает светильник девства, остается бессмертною слава непорочности. За этот дар Мелхиседек остается иереем во век; за этот дар Исаак делается образом Владычнего страдания; за этот дар Моисей полагается богом фараону ( Исх. 7:1 ); за этот дар Иосиф принимает бразды вторые после царского достоинства; за этот дар Илия телесными ногами шествует по воздуху; за этот дар Иеремия поставляется расточать царствия; за этот дар в страшной пещи три отрока сохраняются невредимыми; за этот дар два сына Заведеева именуются сынами громовыми; за этот дар становится другом небесного чертога Ин... Кратко: за этот дар произшедшая из рода человеческого и составленная из земной персти соделывается Матерью Владыки всяческих. Обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Матф. 1:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010