46. Богослужебные особенности праздников: Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господа в Иерусалим, Пасхи, Пятидесятницы и Воздвижения Креста Господня Праздник Крещения Господня. В сочельник под праздник Крещения Господня богослужение отправляется в том же порядке, как и в сочельник под праздник Рождества Христова. Богослужебную особенность праздника Крещения Господня составляют два великих водоосвящения: первое совершается в сочельник после литургии в храме; это водоосвящение напоминает нам в древности крещение в этот день оглашенных и те обещания, которые даются при крещении. Второе водоосвящение совершается в самый праздник после литургии под открытым небом на реках, прудах и колодцах; это совершается в воспоминание Крещения Господа. Праздник Преображения Господня. В праздник Преображения Господня в конце литургии совершается благословение и освящение земных плодов. Новые плоды, напр., яблоки, груши, виноград и др. приносят в храм в знак благодарности Богу за их ниспослание; в конце литургии священник совершает каждение вокруг положенных плодов, читает молитву и окропляет их святою водою. Праздник Входа Господа в Иерусалим. Этот праздник имеет ту богослужебную особенность, что на всенощной после Евангелия при чтении на клиросе 50-го псалма «Помилуй мя Боже» священник каждением, молитвою, и кроплением св. водою освящает вербовые ветви. Эти ветви в руках молящихся напоминают те ветви, с которыми народ иудейский встречал Господа при Его входе во Иерусалим. Праздник Пасхи. Под именем Св. Пасхи разумеется праздник в честь Светлого Христова Воскресения. Задолго до полунощницы верующие приходят в храм и слушают чтение Деяний Апостольских. Во время этого чтения верующие вспоминают дела Апостолов, совершенные именем Иисуса Христа. После чтения Деяний Апостолов начинается полунощница. В конце полунощницы плащаница со средины храма уносится в алтарь и полагается на престоле, где и остается до дня Вознесения Господня в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Павел Флоренский: «Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник» Известный ученый о провозглашении в качестве официального праздника Дня Крещения Руси 24.04.2010 570 «Прекрасно, что у нас появился новый праздник. Я, правда, протестую против термина «возрождение Православия в России», потому что возрождать можно только умершего, а Православие у нас никогда не умирало, оно всегда было, есть и будет», - заявил в интервью «Русской народной линии» доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН, внук известного священника и философа профессор Павел Флоренский в связи с принятием в первом чтении Государственной Думой законопроекта о введении нового праздника - День Крещения Руси , который будет отмечаться 28 июля. «Один благочестивый старец, когда его спросили, можно ли построить храм, даже не слушая дальше, ответил: «Строить храм всегда благо, благословляю». Старец, если говорить конкретно, оптинский старец Илия, даже не стал спрашивать у моего сына, где, что и кто. Также и здесь: установление такого праздника, безусловно, важно. Меня, правда, сильно беспокоит то, что, по-моему, как церковный праздник он пока еще не существует, то есть, получается, что Церковь отстает в этом вопросе от государства. Итак, конечно, я поддерживаю появление нового государственного праздника, но при этом подчеркиваю, что Церковь в этом отношении отстала от государства, а мы, получается, святее самого, так сказать, «папы». Остается ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник, чтобы он праздновался с богослужением: с литургией, со всенощной. Получается, что мы, миряне, забежали вперед наших клерикалов, ну и хорошо!» - восклицает ученый. «Теперь мы будем праздновать День Крещения Руси как важнейшее событие в светской истории православной страны. То есть, еще раз подчеркну, это пока еще не церковный, а гражданский праздник», - добавил он. «Должен ли новый праздник сопровождаться какими-то культурно-массовыми мероприятиями? Конечно, должен. Напомню, что у нас уже давно существует День славянской письменности и культуры, отмечаемый 24 мая, который известен своими многочисленными культурными мероприятиями. Если мы теперь и наш новый праздник будем сопровождать такого рода мероприятиями, то это, конечно, - благостная и хорошая инициатива. Крещение Руси осуществлялось, в первую очередь, в Киеве, и сейчас оно именно там, в Матери городов русских, празднуется. Конечно, служить нашей Церкви – всегда благо. Можно было бы, например, в этот праздник организовать крестный ход из Киева в Москву . Такой крестный ход соединит наши братские народы», - продолжил П.Флоренский.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/04/24/pa...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 20  голосов:  4.8 из  5) “Сретенскими” в обиходе называют свечи, освященные по специальному чину на праздник Сретения Господня (2/15 февраля). Точное название чина, о котором идет речь — “Чин благословения свещ на Сретение Господне“ 1 . Отметим, во-первых, что его не следует смешивать с обычным освящением свечей, не приуроченным ни к какой конкретной дате, и, во-вторых, что богослужебным уставом Православной Церкви совершение чина освящения свечей на Сретение не предписывается. Как указывает священник Михаил Желтов , чин освящения свечей на праздник Сретения отсутствует в Греческой Церкви; неизвестен он и старообрядцам. Впервые он был введен в практику Православной Церкви после того, как в 1646 г. митрополит Киевский святитель Петр (Могила) издал составленный им “Евхологион, альбо Молитвослов, или Требник”. Этот Требник содержал 37 чинов, никогда до этого в богослужебных книгах Православной Церкви не встречавшихся. Некоторые из них (чинопоследования освящения богослужебных облачений, колоколов и пр.) являются переработанными переводами чинов из латинского “Римского Ритуала” (Rituale Romanum). К числу латинских заимствований в Требнике святителя Петра (Могилы) относится и чин освящения свечей на праздник Сретения 2 . “У католиков был такой обряд — шествие со свечами на Сретение. Для этого обряда свечи и освящаются, точнее, благословляются. Католики различают “освящения” (освящению подлежат вещества таинств, а также предметы непосредственно для литургической практики) и “благословения” (благословению подлежат предметы повседневной жизни: квартиры, машины и т. п. — так же, как и предметы для всех других подобных обрядов (например, пепел для пепельной среды))“ 3 . В богослужении Католической церкви чин благословения свечей на Сретение — составная часть шествия со свечами, приуроченного к этому празднику. Однако в православном богослужении отсутствует что-либо подобное католической сретенской процессии. Из-за этого теряет свой смысл и сам чин освящения свечей на этот праздник. Действительно, зачем освящать свечи именно на Сретение, если в православной богослужебной традиции этот праздник не предполагает какого-то особого использования свечей?

http://sueverie.net/sretenskie-svechi-i-...

Часть I. Праздники и дни церковные непереходящие Праздники и дни Господни и Пресвятой Богородицы Праздники Господни Важнейшие праздники в Прав. Церкви суть Господни, a no них – праздники Пресв. Богородицы. Праздники Господни установлены в память важнейших событий, относящихся к земной жизни и страданиям воплотившегося Сына Божия и к явлениям Божества. Праздники Господни в память спасительных событий, относящихся к земной жизни воплотившегося Господа нашего Иисуса Христа и к явлениям Божества День Рождества Христова 25 декабря (7 января) Событие Рождества Спасителя За 5508 лет до Рождества Христова Сам Бог , за преступление заповеди Его изгоняя наших прародителей из рая, по Своему великому милосердию обещал им Спасителя ( Быт.3:15 ) и сие обещание неоднократно повторял ( Быт.22:18 ; 2Цар.7:12–13 ), чтобы приготовить людей к принятию Его. Все прообразования и пророчества, относившиеся к воплощению Сына Божия, исполнились. Седмины Данииловы оканчивались. Наступило четвертое, железное царство Рима. Скипетр князя и вождя из колена Иудина, согласно предсказанию патриарха Иакова ( Быт.49:10 ), наконец отнят был навсегда из дома Иудова со времени покорения Иудеи римлянами. В мире водворился всеобщий мир, предзнаменовавший, по предречению пророков Исаии ( Ис.2:4 ) и Михея ( Мих.4:3, 5:5 ), пришествие Ходатая, имевшего примирить небо и землю. Многолетний опыт свидетельствовал о крайней немощи человеков без помощи Божией в познании и почтении Бога, особенно в исполнении Его св. законов и в примирении с Ним. «Мудрый Создатель, – говорит Церковь , – опять восстановляет человека, который, быв сотворен по образу Божию, растлел от преступления, весь подвергся повреждению и лишился высшей божественной жизни» 53 . Можно сказать, что вся вселенная 54 , на основании Божественного Откровения и вследствие живого сознания своих немощей, ожидала Небесного Искупителя, Который сделался чаянием и утехою языков ( Быт.49:10 ; Лк.2:25, 38 ). Перед рождением Мессии римский император Август, во власти которого была и покоренная Иудея, дал повеление произвести в своей обширной империи всенародную перепись.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть «Нравственные установки – главная характеристика православной молодежи» В Санкт-Петербурге отмечается Международный день православной молодежи Анна Бархатова   Протоиерей Константин Головатский   16:42 15.02.2018 3528 Время на чтение 5 минут Накануне Международного дня православной молодежи Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил молодых людей с этим праздником. Он отметил, что жизнь современного человека, особенно если он молод, здоров и активен, проходит на высоких скоростях, и это часто мешает ему задуматься о главном: о том, что наполняет его существование подлинным смыслом и ценностью. Когда человек делает над собой усилие, заглядывает в глубины своей души, происходит одно из важнейших событий в его жизни — встреча с Богом. Патриарх выразил пожелание, чтобы эта однажды состоявшаяся встреча со Христом Спасителем стала всежизненным Ему предстоянием и Служением, как сказал святитель Феофан Затворник, «мы все призваны не к мысленному только представлению сего блаженства, а к действительному его вкушению, потому что все призваны иметь и носить в себе Господа и исчезать в Нем всеми силами своего духа» (Слово на Сретение Господне, 1861 г.). Международный день православной молодежи отмечается 15 февраля, в праздник Сретения Господня с 1993 года. В России различные мероприятия, приуроченные в Дню православной молодежи, проводятся с 2002 года, когда Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II подписал положение об учреждении «Российского дня православной молодежи». В епархиях Русской Православной Церкви организацию и проведение праздничных мероприятий осуществляют Отделы по делам молодежи. В Санкт-Петербурге праздник организует епархиальный отдел по делам молодежи при поддержке комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями и ассоциации содействия духовно-нравственному просвещению «Покров». На пресс-конференции, состоявшейся накануне в ИА «Интерфакс - Северо-Запад», председатель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Константин Головатский отметил, что организаторы хотели бы привлечь к празднику как можно больше молодых людей, в том числе просто интересующихся православным традициями, в основе которых – православная вера. По его убеждению, «вера формирует личность. Если она есть, то есть и нравственные ценности, которые определяют отношение человека ко всему происходящему вокруг».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/15/nr...

Журналы заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 21 декабря 2017 года 21 декабря, 2017. Новостная служба 21 декабря 2017 года в резиденции Предстоятеля УПЦ на территории Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры состоялось последнее в 2017 году заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся в Москве 29 ноября — 2 декабря 2017 года. ПОСТАНОВИЛИ: Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о замещении вакантной кафедры Нежинской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Преосвященным Нежинским и Прилуцким назначить архиепископа Ирпенского Климента, освободив его от должности викария Киевской Митрополии. О чем и послать соответствующий Указ. Ж У Р Н А Л  В заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия — СЛУШАЛИ: Информацию Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия об участии Украинской Православной Церкви в процессе освобождения военных, оказавшихся в плену в результате боевых действий на Донбассе. Справка: В ответ на многочисленные обращения родных и близких украинских военных, которые находятся в плену на территории Донбасса, Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий неоднократно обращался к представителям власти с просьбой принять необходимые меры для обмена военнопленными. С 2014 года усилиями духовенства Украинской Православной Церкви было освобождено из плена 15 украинских военнослужащих. Благодаря поддержке инициатив Блаженнейшего Митрополита Онуфрия со стороны Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 18 декабря 2016 года из плена на подконтрольную Украине территорию было возвращено украинского военного Тараса Колодия. Однако в течение 2017 года процесс освобождения военнопленных приостановился. 15 ноября 2017 года, по просьбе Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, Святейший Патриарх Кирилл обратился к Президенту Российской Федерации с просьбой посодействовать скорейшей реализации обмена военнопленными по принципу «всех на всех». После этого в открытых источниках появилась информация о том, что такой обмен должен состояться до следующего праздника Рождества Христова.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-zasedaniya-s...

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru Русская Православная Церковь Официальный сайт Московского Патриархата 7 апреля 2024 г. В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля Фото Видео 31 марта 2024 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение Владимирского храма в Тушине и возглавил хиротонию архимандрита Филарета (Тихонова) во епископа Колпашевского и Стрежевского Фото Видео 27 марта 2024 г. Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла состоялся внеочередной соборный съезд Всемирного русского народного собора Фото Видео Последние новости 7 апреля 2024 г. 18:31 Духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду в 130-ю годовщину кончины архимандрита Антонина (Капустина) 6 апреля, в 130-ю годовщину преставления видного деятеля Русской Православной Церкви XIX века архимандрита Антонина (Капустина) духовенство Русской духовной миссии совершило панихиду на его могиле в Спасо-Вознесенском Елеонском женском монастыре в Иерусалиме. 7 апреля 2024 г. 17:38 Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами святителя Тихона в Донском монастыре 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебен в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 15:04 В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля 7 апреля, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Благовещенском соборе Московского Кремля. Фото Видео 7 апреля 2024 г. 13:54 55 лет назад состоялась диаконская хиротония Святейшего Патриарха Кирилла 55 лет назад, 7 апреля 1969 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был рукоположен в диаконы.

http://patriarchia.ru/index.html

Богослужебный устав Православной Церкви: Опыт изъяснительного изложения порядка богослужения Православной Церкви Источник Содержание Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия Часть I. О богослужении в период времени пения Октоиха Отдел I. О богослужении недельных, или воскресных, дней Глава I. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника, или же будет еще какое-нибудь торжество. Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Отдел II. О богослужении седмичных дней периода времени пения Октоиха Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знак Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком , один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный дванадесятый праздник Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника Глава 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Великий Пост подходит к концу. Приближается самый большой праздник в нашей православной церкви — Пасха Христова и люди постепенно приготавливаются к этому великому празднику. Но за неделю до Пасхи наша церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник как бы в тени находится. Он как-то незаметно придет, отпразднуем его как-то, и также незаметно пройдет. Праздник Вход Господень в Иерусалим в народе называют Вербным Воскресением, потому что в этот праздник все люди идут в церковь с вербами. Во время всенощного бдения все люди в храме стоят с зажженными свечами и с вербами, разукрашенными цветами. В старинном рассказе есть описание того впечатления, которое испытал мальчик во время всенощного праздничного бдения. Приведу небольшой отрывок. «Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот мальчик с матерью в церкви. Какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?»,- спрашивает мальчик, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же, как и все большие, стоит со свечкой, и сердце прыгает от волнения». Обычай приходить с вербой в этот праздник имеет основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Люди, держащие в руках вербы, как бы подражают толпам народа, который приветствовал Иисуса Христа входящего в Иерусалим, приветствуя Его пальмовыми ветвями. Священное событие празднуемого праздника описано у всех четырех евангелистов. Иисус Христос вскоре после воскресения Лазаря, за шесть дней до еврейской пасхи, совершил торжественный вход в Иерусалим, чтобы показать, что Он есть истинный Христос, Царь и идет на смерть добровольно.

http://pravmir.ru/vetvi-verby-eto-znak-p...

30. Понедельник 2-й седмицы по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского. Свт. Доната, еп. Еврии. Обретение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (службу зри 31 января) . Служба ап. Иакова Зеведеева полиелейная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского, в соединении со службой Триоди (Б) . Вечернее богослужение, согласно Уставу, начинается 9-м часом : «Благословен Бог наш...». «Аминь». «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Трисвятое. По «Отче наш» – возглас: «Яко Твое есть Царство...», «Аминь». «Господи, помилуй» (12). «Слава, и ныне». «Приидите, поклонимся...» (трижды), псалмы и т. д. А. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом. Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается. Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и апостола, глас 4-й 5 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – апостола, глас 8-й: «Приидите, Небеснаго таинства проповедателя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии апостола – 3 . Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры апостола, глас 8-й (со своими припевами) . «Слава» – апостола, глас 1-й: «Христу последовал еси...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха ) и дневными трипеснцами Триоди . В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-13/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010