Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства. Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «...Велико развращение человеков на земле... все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла. В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48). Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («...нет человека, который не грешил бы» - 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7). Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23). И. может исходить непосредственно от Бога В таких случаях на первый план выходит первоначальное значение евр. глагола  . Испытание, исходящее от Бога,- это благо, потому что Бог посылает его исключительно с целью воспитания и духовного возрастания человека. Испытывая веру Своего избранника Авраама (Быт 22. 1-18), Бог повелевает ему принести в жертву сына - наследника обетований: «Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение» (Быт 22. 2). Это повеление, с одной стороны, заставляет Авраама выбирать между покорностью воле Божией и родительской любовью, с др. стороны, как бы ставит под сомнение данные Богом ранее обетования, которые должны были исполниться через Исаака (Быт 17. 19). Авраам повиновался, в указанном месте возложил на жертвенник сына и был готов заколоть его, но в последний момент Ангел Господень останавливает его, вместо Исаака приносится в жертву овен (Быт 22. 10-13). Бог испытывает верность Авраама, поэтому, когда тот выдерживает испытание, говорит ему: «...теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт 22. 12).

http://pravenc.ru/text/674970.html

В рус. традиции история спасения Л. встречается в т. н. циклах ангельских деяний. Впервые последовательность сюжетов, связанных с явлением ангелов в ВЗ, отмечается в композициях на юж. вратах собора Рождества Пресв. Богородицы в Суздале, выполненных в технике «золотой наводки» по меди (кон. XII - 1-я треть XIII в.). Из 28 клейм 3 относятся к истории Л. (клейма расположены не последовательно друг за другом). В клейме 14 представлено явление 3 ангелов. Л.- муж с длинными вьющимися волосами, клиновидной бородой - коленопреклоненно встречает ангелов у входа в свой дом, к-рый обозначен уходящей вглубь помещения лестницей. В клейме 18 отражено пребывание ангелов в доме Л.: праотец стоит у порога, перед ним содомляне, в стенах жилища - ангелы и 2 девицы - дочери Л. Объяснение изображению 3, а не 2 ангелов, как следует из текста Библии, содержится в надписи к 14-му клейму: «Архангелъ Господень явися с инема двема ангелома Лотови да избегнет от Содома». В клейме 19 помещен сюжет с истреблением жителей Содома и Гоморры. Клеймо с композицией, объединившей гибель Содома, превращение жены Л. в соляной столп (в виде белой фигуры) и изображение убегающих в скалы Л. с 2 маленькими дочерьми, вошло в цикл деяний арх. Михаила на иконе с его образом и клеймами деяний - храмовой иконе Архангельского собора Московского Кремля (ок. 1400). В более поздних повторениях сюжет об истреблении Содома может быть представлен без участия Л., как, напр., в клейме на иконе «Арх. Михаил, с клеймами деяний» из Лальска (кон. XVI-XVII в., ЦМиАР). Во 2-й пол. XVI в. на иконах Св. Троицы (т. н. ветхозаветной) появляются сцены с изображением явления ангелов Л., известные как «Хождения Св. Троицы» или «Св. Троица в Бытии». Центральную композицию «Гостеприимство Авраама» дополняют клейма, где иллюстрируется история выведения семьи Л. из Содома: напр., 3 клейма на иконе, написанной для сольвычегодского Благовещенского собора (80-е гг. XVI в., СИХМ),- 3-й ангел отмечен нимбом с «софийной» символикой; 2 - на шитой пелене из костромского Ипатиевского мон-ря, вложенной в мон-рь по заказу боярина Д. И. Годунова (мастерская Стефаниды Годуновой, Москва, 1592; ГММК); 9 - на внешней стороне створок к иконе Св. Троицы 1595 г., вложенной в Ипатиевский монастырь тем же боярином. Тот же набор композиций повторяется на иконах Св. Троицы в более поздних памятниках, особенно на иконах работы мастеров Палеха XIX в. Девять сцен, иллюстрирующих историю гибели Содома и Гоморры, включены в роспись на юж. стенах четверика Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (1684, артель Гурия Никитина и Силы Савина); среди редких - «Лот предупреждает своих зятьев об истреблении Содома».

http://pravenc.ru/text/2110743.html

Георгий Победоносец(?)» (на стене дверного проема справа от входа) и «Мч. Христофор» (на стене дверного проема слева от входа). Стилевые особенности этих композиций выявить невозможно, поскольку сохранились только графья и остатки авторской рефти. Живопись в основном является реставрационной реконструкцией. Остатки росписи на декоративных столбцах по сторонам дверного проема представляют собой лишь часть графьи, позволяющей увидеть фигуры монахов (композиция на правом столбце) и фигуру монаха, беседующего с бесом (композиция на левом столбце). Тем не менее можно говорить о том, что на крыльце собора начинается эсхатологическая тема росписи 2-й пол. XVII в., продолженная в композициях зап. галереи. По окончании строительства собора его основной объем оставался без росписи почти 30 лет. В 1684 г. роспись всего четверика и алтаря осуществила артель во главе с костромскими изографами Гурием Никитиным и Силой Савиным. Артель состояла из 19 мастеров, свои имена они запечатлели в клейме, находящемся в конце орнаментального пояса сев. стены собора у сев. портала: «…Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василий Козмин, Артемей Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорий Григорьев, Марко Назарьев, Василей Миронов, Фома Ермилов, Филип Андреянов, Ефрем Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василей Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Фокин)». Время исполнения работ зафиксировано в храмоздательной надписи, к-рая начинается на южной и заканчивается на сев. стене храма. «Се Агнец Божий». Роспись жертвенника Троицкого собора. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина «Се Агнец Божий». Роспись жертвенника Троицкого собора. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина За сравнительно короткий период - 3 летних месяца - мастера успели расписать весь объем четверика, включая стены, своды, купола, подпружные арки и столбы, откосы окон и дверей, создав 439 композиций (площадь росписи ок. 1400 кв. м). К моменту создания этого ансамбля монументальной живописи Гурий Никитин был уже зрелым мастером, стенопись Троицкого собора И.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Вообще, можно утверждать, что сочинение Савина представляло род церковной истории IV века. Само собою понятно, что произведение Македонианского епископа составлено было в духе благоприятном для арианства и неблагоприятном для православия 158 . Несмотря на такой характер сочинения Савина им не пренебрегали церковные историки V-ro века Сократ, Созомен 159 и Феодорит 160 ; они пользовались этим трудом. Но пользовались им с большею осторожностью и разборчивостью. С каким тонким критическим чутьем относились греческие церковные историки к еретическим сочинениям в роде произведения Савина, об этом дает ясное представление критика историком Сократом известий и отзывов Савина. На этом же примере мы видим, что пользование со стороны православных древних историков арианским трудом Филосторгия, не есть какой-либо исключительный и нежданный случай. Рассматриваемое сочинение Савина особенно пристрастно относилось к собору Никейскому. «Иное касательно этого собора Савин выпустил, иное извратил и все вообще – замечает Сократ – направил к своей цели» (I, 8). По всей вероятности это сочинение было в большом ходу между – еретиками – арианами, именно, судя по тому, что Сократ в своей истории вступает в жаркую полемику с этим сочинением. Так Савин, по Сократу, «насмехался над отцами Никейскими, как над людьми поверхностными и простоватыми» (ibid). Сократ считает долгом опровергнуть такой отзыв Савина, и делает это весьма искусно. Он находит в сочинении Савина отзыв об Евсевии, как писателе достоверном, и отсюда уличает Македонианского писателя в противоречии самому себе, так как Евсевий называет Никейских отцов «отличавшимися мудростью слова». При другом случае Сократ уличает Савина в явном пристрастии суждений о православных епископах; он указывает на следующее: Савин, упоминая о тех смутах в Александрии, каким сопровождалось возвращение Афанасия Великого на свою кафедру (при Констансе) на место низверженного арианского епископа Георгия, умалчивает о еще больших беспорядках, последовавших в Константинополе, по случаю рукоположения Македония в епископа столицы (II, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

«Переселение монашек произведено не будет, так как общая жилая площадь монастыря 2 656 кв. аршин при твердом санитарном жилом минимуме – в 16 кв. аршин вполне удовлетворит общину и не принесет для хозяйства последней ущерба» 13 . Время относительной свободы при нэпе подходило к концу. Газета «Московская деревня» 24 июня 1927 года опубликовала следующую заметку (выписки из газет собирал священник бывшего Акатовского монастыря Владимир Иванович Багрецов, и они приобщены к следственному делу): «Святая артель» При старом режиме эту Акатовскую артель Спас-Нудольской волости Клинского уезда следовало бы назвать «богоспасаемой артелью», а теперь эту артель спасает местное покровительное УЗО 14 . Находится артель в местном монастыре. В артели имеется 90 членов, работают 30, а остальные ходят в монастырь замаливать грехи их, которые работают в артели В двух верстах от этой артели находится с/х коммуна 8-й Октябрь. Возник вопрос о соединении коммуны с этой артелью. Акатовской артели это не понравилось. Чуют, что коммуна трутней не любит. Повели агитацию против председателя коммуны: он жид проклятый, хочет осквернить христианскую церковь ... Артель продолжает быть самостоятельной. И не мудрено: сотрудники местного УЗО т.т. Милов, Лобов, Паннчик – это лучшие друзья «святой артели» Долго ли еще будет существовать УЗО-спасаемая артель, неизвестно. Но пора бы ей и на покой вместе с т.т. Миловым, Лобовым и Паннчиком. Чужак Клинская газета «Серп и молот» 24 августа 1927 года поместила довольно обширную статью своего «рабселькора» Василия Озерова под названием «Монастырь или артель?» Приведем ее – как документ, характерный для эпохи. Статья отражает дух времени, стиль мышления новых «хозяев жизни», на многие десятилетия утвердившихся в нашей стране. В порядке обсуждения Монастырь или артель? На лучших землях Нудольской волости засели вросшие в землю красные стены Акатовского монастыря. Дико там. В стенах кирпичных ежедневно звон колокольный. Пожалуй, что ничего существенно нового и нет в этих стенах, если не считать приютившихся там лесничество и агропункт. По утоптанным дорожкам ходят черные фигуры с притупленными взглядами, та же придавленность. Невольно сверлом упорная мысль-вопрос в голову лезет: неужели десять лет борьбы, а тут болото стоячее? Хитрая выдумка

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

И., Холмогоров Г. И. 1912. С. 201). Столпообразная колокольня стала последним строением И. м., возведенным на средства представителя рода Годуновых. По мнению Е. В. Кудряшова, строительство Нового города и колокольни вела одна артель каменщиков, о чем помимо хронологии (колокольню строили сразу после возведения Нового города) свидетельствует совпадение форм обоих сооружений и конструктивных приемов. Согласно описи 1584 г., на звоннице висело 11 колоколов. На рубеже XVI и XVII вв. самым большим из них являлся 600-пудовый (9,6 т) колокол - вклад Бориса Годунова и его матери Стефаниды (инокини Снандулии). В 1603 г. на звонницу был водружен 172-пудовый (2,7 т) колокол, отлитый «по приказу Ивана Ивановича Годунова по отце государе своем по Иване Васильевиче иноке схимнике Иосифе» (перелит в 1894 и стал весить 208 пудов). В 1647 г. на столп звонницы установлен отлитый по завещанию А. Н. Годунова 600-пудовый колокол (по-видимому, он был перелит из колокола, пожертвованного Борисом Годуновым и его матерью). Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Фрагмент росписи Троицкого собора. Артель Гурия Никитина и Силы Савина. 1684 г. Цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Фрагмент росписи Троицкого собора. Артель Гурия Никитина и Силы Савина. 1684 г. 29 янв. 1649 г. в подвале Троицкого собора произошел взрыв хранившегося там пороха, «соборную церковь от зельного вихря всю раздробило, и алтарную заднюю стену всю вырвало» ( Павел (Подлипский). 1832. С. 75). Архим. Ермоген в челобитной царю Алексею Михайловичу просил разрешения разобрать руины и возвести новый, больший по размерам собор. Грамотой от 25 марта 1650 г. царь дал согласие разобрать старый собор и «устроить Соборную каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы» (Там же). В 1650-1652 гг. в И. м. был возведен монументальный 4-столпный 5-главый Троицкий собор. В 1652 г. в соборе установили 5-ярусный тябловый иконостас, в местный ряд к-рого вошли в основном иконы кон. XVI - нач. XVII в. из прежнего храма. В 1684 г. собор расписала костромская артель во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Т. Большаковым, сказано: «Святых апостол Ераста, Олимба, и Родиона, и Куарта и прочих… Алимб же и Иродион брадами аки Козма и Дамиан» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 47) и «…Иродиона, Агафа и Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ерма, и иже с ними. Иродион рус, брада Фролова (Флора, мч. Иллирийского.- Авт.), риза верхняя багор, испод лазорь, на плечах амфор, в руке книга, а другою перстом указывает» (Там же. С. 87); в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова: «Святых апостол от 70: Олимпа, Родиона, Сосипатра, Ераста, Ераста, Куарта и Тертия… Родион подобием аки Иаков Зеведеев, риза санкир, испод лазорь, во омофоре, в руках книга» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 180) и «…Иродиона, Агава, Руфа, Асигкрита, Флегонта и Ермия. Иродион бысть епископ Неопатрский; подобием рус, образом и брадою аки Иаков Заведеов, риза апостольская санкирная, исподняя лазоревая, во омофоре, в руках книга, ноги в сандалиях» (Там же. С. 314). В. Д. Фартусов в «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) поместил следующее описание: «Типом еврей и сродник св. ап. Павла; средних лет; с небольшой продолговатой бородой, и небольшими волосами в фелони и омофоре. В хартии можно писать по житию: «Служаше святым апостолом во всем, и от них епископом поставлен. И многия от еллинов учением святым ко Христовой обрати вере»» ( Фартусов. Руководство к писанию. С. 135). Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Ап. Иродион. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина Неустойчивость даты памяти святого в Синаксарях не повлияла на включение его образа в минейные циклы: И. стабильно встречается в изобразительных минеях на нояб. или апр. Одно из ранних изображений И. имеется в Минологии Василия II 1-й четв. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 173). В левой части миниатюры на фоне горки представлена сцена мученичества апостолов И. и Ореста, к-рым воин отсекает головы. В правой, под небесным сегментом,- фигуры молящихся апостолов Сосипатра, Тертия, Ераста и Кварта.

http://pravenc.ru/text/674095.html

Роспись Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Артель Иоакима Агеева. 1641 г. «Единородный Сыне». Роспись Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря. Артель Иоакима Агеева. 1641 г. Кострома - один из немногих художественных центров позднего средневековья, где сложилась и существовала длительное время собственная традиция храмового стенного письма. Самый ранний известный комплекс росписей был выполнен приглашенными из Москвы мастерами по заказу семьи Годуновых в 1-м каменном Троицком соборе (существовал к 1595/60; не сохр.) Ипатиевского мон-ря. Версия, что каменный собор Богоявленско-Анастасиина мон-ря был расписан по указу Иоанна IV царскими мастерами после 1569 г. не имеет документальных подтверждений. В 1600 г. для выполнения стенного письма в храмах Ипатиевского мон-ря из Москвы приезжал иконописец Баженко (очевидно, царский мастер Бажен Савин). Видимо, тогда прошли обучение первые местные стенописцы. Ко 2-й четв. XVII в. в Костроме существовала самостоятельная стенописная артель. В 1640 г. костромичи вместе с ярославскими, московскими и нижегородскими мастерами приняли участие в росписи ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле, где работами руководил ведущий костромской мастер Иоаким (Любим) Агеев Елепенков. Под его началом были также выполнены росписи Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1641). В росписи Успенского собора Московского Кремля (1641-1642) участвовали иконописцы из мн. городов, Иоаким Агеев был одним из ведущих знаменщиков. С активизацией в Костроме в сер. XVII в. каменного храмового строительства по купеческим заказам складывается практика росписи храмов местными стенописцами. Вскоре после 1643 г. артель возглавил Василий Ильин Запокровский. В нач. 50-х гг. XVII в. артель была настолько многочисленна, что могла вести работы в 2 храмах. Так, до эпидемии чумы в 1654-1655 гг. в Костроме одновременно осуществлялась роспись ц. Воскресения на Дебре (галерея, придел Трех святителей, барабан и своды основного храма) и нового Троицкого собора Ипатиевского мон-ря (наружные росписи, алтарь, барабан и подпружные арки, зап.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Никитский женский монастырь в Кашире Тульской губернии был преобразован в трудовую артель. В 1921 г. Тульский губисполком решил ликвидировать эту артель. Комиссия ВЦИК 1921 г. отменила решение Тульского губисполкома. Та же история имела место и в Богородицко-Владимирской женской пустыни той же губернии. Комиссия ВЦИК постановила сохранить артель, исключив из нее игуменью и активных монахинь. Артели были созданы в Спасо-Зеленоградском, Мало-Пицком Богородицком, Азрапинско-Спасском монастырях. На базе Макарьевского Желтоводского монастыря также была создана крупная сельскохозяйственная артель. В Курской губернии в Троицком женском монастыре была создана артель на 500 человек. Иногда монастырские общины отказывались организовываться в коллективные хозяйства, так произошло в Абабковском Николаево-Георгиевском монастыре Нижегородской епархии, число насельниц которой превосходило 200 чел. (из них 194 были крестьянского происхождения). В ответ уземотделом «у монастыря из пользования была изъята как вся земля, так живой и мертвый сельхозинвентарь и часть жилых построек, при этом монашествующим было вновь предложено принять участие в работах, но уже не как служакам монастыря, а как рабочим совхоза. Часть из них, а именно 24 сестры… охотно на это согласились». В ответ на жалобы насельниц, что их лишили возможностей для пропитания, представители советской власти на местах отвечали: «Указание жалобщиц, что их лишили куска хлеба, вполне отвечает действительности, и о возвращении им его, как являющимся лишь эксплуататорами чужого труда под рясой благочестия, не может быть и речи. Занятие зданий также отвечает действительности…» 51 . На Епархиальном Собрании Нижегородской епархии в октябре 1919 г. для сохранения женских монастырей были приняты следующие решения: «1. Немедленно организовать монастырские советы в тех монастырях, где эти советы еще до сих пор не организованы, и привести монастырскую жизнь в строгое соответствие с новой (соборной) организацией монашества. Из трех форм землевладения (коммуна, советское хозяйство, рабочая артель) ввести во всех монастырях рабочие артели, как дающие широкую возможность монашествующим сохранить свой монастырский быт и перестать в глазах общества быть «паразитами» и «тунеядцами».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Что касается дров, то их берется 4 больших воза, или около 3 печатных однополенных саж. Дрова – тонкие бревна, каждое в 2 аршина длины, не расколотые, так называемые «круглаши». Все названные кухонные принадлежности распределяются по всем большим лодкам. В какой-либо день Января месяца, начиная с Крещенья, или же в начале Февраля, обыкновенно 2-го, на Сретенье, вся артель отправляется в церковь , служит молебен Божьей Матери, Преподобным Зосиме и Савватию, после молебна, в церкви же выбирается староста, или «юровщик», из наиболее опытных умных и расторопных членов, которому, в присутствии священника, обещается повиноваться в море безпрекословно. В заключении священник благославляет юровщика, а затем и всех членов артели на рискованный промысел, в котором все зависит «от воли Божьей». Исполнив христианские обязанности, артель задает отвальный пир, главным образом, своим родственникам и близким знакомым. Со своей стороны и родственники отвечают угощениями, так что ромшаки «гуляют» дня 3–4, иногда без меры предаваясь наслаждениям Бахуса. «Прикончив отвал» и распростившись с родными, ромша попарно садится в большие шлюпки (маленькие ведет на буксире) и близ прибрежного льда идет к острову Жижгину. Если случится ветер, артель ставит паруса, при противных же ветрах и течениях – высаживается на прибрежный лед и выжидает более благоприятных обстоятельств. На острове Жижгин , по направлению к открытому морю, есть длинная каменистая коса, на самом конце которой стоит промысловая избушка. Вытащив лодки на берег косы, артель помещается в этой избушке, выжидая юго-западного ветра и наблюдая в открытом море за плавающими льдинами. Ждать обыкновенно приходится недолго, так как зимой, особенно во вторую половину её, ветра юго-западной четверти являются преобладающими. Отливное течение, (достигающее у Жижгина 4–5 верст быстроты) идет прямо на юго-запад или юго-юго-запад, унося с собою лед из Онежского залива. Значит, отсюда легко попасть в открытое море, особенно при благоприятном ветре, а потому при первом юго-западном ветре, высмотрев недалеко от берега по больше и по крепче плавающую льдину, артель перебирается на нее со своими шлюпками и, перекрестясь и помолясь, целиком предается воле Божьей, не зная, что будет с их льдиной, где артель очутится к весне, и что вообще ждёт её впереди.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010