С 1 июля 1860 г. митрополит Киевский и Галицкий, архимандрит Киево-Печерской лавры и член Святейшего Синода. В период реформ в РПЦ в 60-70-х гг. XIX в . развернул в Киевской епархии обширную деятельность по устройству церковноприходских школ. В марте 1866 г. назначен председателем Комиссии по реформе духовных школ, отверг предложенный обер-прокурором гр. Д. А. Толстым вариант устава ДА и ДС (см. Уставы духовных школ ). Особое возражение со стороны А. вызвало предложение сторонников обер-прокурора включить в проект устава принцип всесословности духовной школы при ограничении численности учащихся, поскольку архиерей полагал, что это закроет путь к образованию мн. малоимущим детям духовного сословия. А. также критиковал ориентацию устава на университетские порядки, что, по его мнению, ставило под угрозу существование духовных учебных заведений. Позиция митрополита вызвала недовольство обер-прокурора, А. был вынужден уехать в Киев, и утверждение устава в мае 1869 г. состоялось без него. А. являлся членом большого числа церковных и общественных орг-ций и учреждений: президентом Киевского комитета Православного миссионерского об-ва , почетным членом СПбДА, МДА, КДА, Киевского, Московского, Петербургского ун-тов, Медико-хирургической академии, Имп. публичной б-ки в С.-Петербурге, Общества любителей духовного просвещения , Об-ва древнерусского искусства при Московском публичном музее, Об-ва попечения о раненых и больных воинах, Киевского об-ва любителей садоводства, Об-ва вспомоществования недостаточным студентам Киевского ун-та, действительным членом Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе и Об-ва подаяния помощи при кораблекрушениях. За церковное и общественное служение А. был награжден орденом св. Анны 2-й (25 апр. 1831) и 1-й степени (25 апр. 1835), орденом св. равноап. кн. Владимира 2-й степени большого креста (14 апр. 1845) и 1-й степени (31 марта 1863), орденом Александра Невского (20 мая 1850), орденом Андрея Первозванного (27 марта 1866) и алмазными знаками Андреевского ордена (16 апр. 1872). В авг. 1873 г., когда праздновалось 50-летие служения А. в священном сане, ему была пожалована панагия с бриллиантами при именном рескрипте императора. А. скончался от инсульта, погребен в Крестовоздвиженской ц. Ближних пещер Киево-Печерской лавры.

http://pravenc.ru/text/76242.html

8 июня 1891 г. В. был назначен епископом Острогожским, викарием Воронежской епархии. Епископ много сделал для устроения Акатова во имя свт. Алексия мон-ря , учредил при нем в 1896 г. регентскую церковноприходскую школу, устроил прекрасный хор. Способствовал открытию церковноприходских школ в епархии. Состоял председателем Воронежского епархиального училищного совета, совета братства святителей Митрофана и Тихона, Воронежского комитета Православного миссионерского об-ва. 22 дек. 1896 г. В. был переведен на Оренбургскую и Уральскую кафедру. В Оренбурге и др. городах епархии В. много проповедовал, часто обращаясь к своему миссионерскому опыту; его беседы в записи оренбургских семинаристов публиковались в «Оренбургских ЕВ». В июле 1897 г. В. участвовал в работе 3-го миссионерского съезда в Казани. К празднованию 100-летнего юбилея епархии в 1899 г. под непосредственным наблюдением епископа был расписан кафедральный Казанский собор, заново отстроен архиерейский дом, приведен в порядок Богодуховский мон-рь. В. являлся председателем Оренбургского отдела Палестинского православного об-ва , совета оренбургского Михаило-Архангельского братства. 29 нояб. 1903 г. В. был переведен на Екатеринбургскую и Ирбитскую кафедру. В 1904 г. возглавил юбилейные торжества по случаю 300-летия основания верхотурского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря и 200-летия со времени перенесения в монастырь мощей прав. Симеона Верхотурского . Под непосредственным наблюдением епископа и при его содействии был возведен Крестовоздвиженский собор Верхотурского мон-ря. Во время революции 1905-1907 гг. во многом благодаря активной проповеднической деятельности В., обращавшегося к пастве с церковного амвона, в общественных собраниях, на встречах с рабочими, в Екатеринбургской губ. удалось избежать открытого столкновения с властями. Архиерей занимал резко неприязненную позицию в отношении революционных партий, выступал с критикой либеральных настроений интеллигенции. В 1906 г. стал почетным председателем Екатеринбургского об-ва Союза русского народа , в к-рый в 1905 г. записал все духовенство епархии. В. не был сторонником проведения епархиальных съездов и участия духовенства в гражданских представительных учреждениях. В марте 1906 г. принимал участие в деятельности Предсоборного присутствия . В качестве товарища председателя участвовал в работе IV Всероссийского миссионерского съезда в Киеве (1908). Состоял председателем Екатеринбургского отдела Православного Палестинского об-ва, Екатеринбургского комитета Православного миссионерского об-ва, мн. общественных, просветительских и благотворительных орг-ций и правосл. братств. Во время своего посещения Екатеринбурга в июне 1905 г. прав. Иоанн Кронштадтский после совместного служения с В. записал в дневнике: «Божий он человек: умный, наблюдательный, твердый в правде, скромный, кроткий, благолепный» (Неизданный дневник. М., 1992. С. 44). В. был награжден орденами равноап. кн. Владимира 3-й степени (1895), св. Анны 1-й степени (1899).

http://pravenc.ru/text/159076.html

Д. был сподвижником св. прав. Иоанна Кронштадтского . Когда положение о. Иоанна осложнилось после революционных событий и издания Манифеста 17 окт. 1905 г. о свободе совести, Д. стал инициатором создания Об-ва защиты свящ. Иоанна Кронштадтского от нападок врагов. Но митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский) не утвердил данный проект. Уже после кончины св. Иоанна, 17 марта 1909 г., было официально учреждено Об-во в память о. Иоанна Кронштадтского под председательством Д. Об-во оказывало нуждающимся духовную и материальную помощь, прилагало усилия для поддержания памяти об о. Иоанне, с 1911 г. издавало ж. «Кронштадтский пастырь» . Д. привлекал к сотрудничеству известных духовных писателей, в т. ч. А. Ф. Платонову (в монашестве Анастасию). Под рук. Д. были открыты странноприимный дом для паломников, приют для девочек-сирот, б-ка, чайная, выдавались бесплатные обеды. 17 февр. 1915 г. Д. был назначен на должность зав. придворным духовенством и возведен в сан протопресвитера, настоятеля Спасского собора в имп. Зимнем дворце и Благовещенского собора Московского Кремля . С 24 дек. 1915 г. Д. постоянно присутствовал на заседаниях Святейшего Синода. Д. был также председателем Иоанно-Предтеченского братства трезвости, зам. председателя Об-ва любителей ораторского искусства в Петрограде, товарищем председателя об-в вспоможения слушательницам Имп. жен. педагогического ин-та и ученицам Константиновской жен. гимназии, законоучителем жен. гимназии имп. Марии Александровны , трудился в Комиссии по устройству народных чтений, Комитете правосл. миссионерского об-ва, был председателем IV Всероссийского съезда представителей епархиальных свечных заводов. Д. руководил деятельностью священников придворных церквей в столице и дворцовых пригородах, в Крыму, на Кавказе, а также дома призрения вдов и сирот придворного духовенства им. имп. Александра II , при к-ром (на Воскресенской набережной, 22) он проживал, и др. благотворительных учреждений. Д. жертвовал немало личных средств храмам, б-кам, учебным заведениям, правосл. об-вам и братствам трезвости, старался делать это анонимно.

http://pravenc.ru/text/171749.html

В 1815 г. в память о победе в Отечественной войне 1812 г. в Курске был заложен каменный Знаменский собор, его освящение состоялось 13 янв. 1826 г. 10 сент. 1817 г. в Белгороде была создана духовная семинария. В 1818 г. в Курске открылось отделение Библейского об-ва. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. Вид рыльского Николаевского монастыря. Рисунок. Кон. XIX в. В 1833 г. епархиальные учреждения переехали в Курск, архиерейская резиденция и консистория разместились в Знаменском мон-ре, кафедральным стал курский собор во имя прп. Сергия Радонежского и в честь Казанской иконы Божией Матери (Сергиево-Казанский). Семинария была окончательно переведена из Белгорода в Курск в 1882/83 уч. г. Трудными для епархии стали 1846-1849 годы, когда губернию охватила эпидемия холеры. В эти годы совершались многочисленные крестные ходы с чудотворной Курской-Коренной иконой Божией Матери. В 1864 г. во всех учебных заведениях края было введено преподавание Закона Божия священнослужителями епархии. В 1871 г. начался выпуск «Курских епархиальных ведомостей» . Расширялась благотворительная и просветительская деятельность Церкви. Были открыты курский духовный приют, жен. уч-ща в курском во имя Св. Троицы монастыре и в Богородице-Рождественском мон-ре в Белгороде, Александровские приюты (для мальчиков - в курском Знаменском мон-ре, для девочек - при епархиальном уч-ще). В 1892 г. начала работу церковноприходская школа для беднейших жителей Курска, к-рую учредило братство во имя прп. Феодосия Печерского при Курской ДС. В те же годы первых учеников приняла женская воскресная школа. Открылись постоянные курсы для учителей церковноприходских школ. В 1899 г. было создано Курское отд-ние правосл. Палестинского об-ва, в 1900 г. учрежден Курский комитет правосл. Миссионерского об-ва. В организованной в 1903 г. Курской губернской ученой архивной комиссии принимали участие преподаватели Курской ДС, на заседаниях комиссии поднимались в т. ч. вопросы церковной истории. В 1912-1913 гг.

http://pravenc.ru/text/2462311.html

С 7 янв. по 28 марта 1915 г. Н. занимал должность псаломщика в домовом Владимирском храме Московского епархиального дома. В марте 1911 г. утвержден в чине коллежского секретаря, в марте 1914 г.- титулярного советника. Был награжден орденами св. Станислава 3-й степени (1912) и св. Анны 3-й степени (1914). После Февральской революции 1917 г. Н. стал подвергаться нападкам и преследованиям за свою просветительскую деятельность. Районный совет рабочих и солдатских депутатов требовал закрытия Варнавинского об-ва - якобы оттуда «исходит открытая погромная пропаганда». Когда 24 апр. в помещении Варнавинского об-ва трезвости проходила лекция проф. МДА Н. Д. Кузнецова о текущем положении в стране и необходимости правосл. людей объединяться вокруг Церкви, находившийся в зале председатель местного совета Степанов под предлогом того, что на чтениях, по его мнению, проводилась агитация за возвращение старого строя, послал за нарядом милиции. Вооруженные милиционеры ворвались в зал и разогнали слушателей лекции, затем Степанов объявил, что помещение общества реквизировано для «культурно-просветительских целей». Председательствовавший во время лекции Н. и проф. Кузнецов были задержаны, но вскоре освобождены. В июне того же года вопрос о Варнавинском об-ве рассматривался реквизиционной комиссией при Исполнительном комитете московских общественных орг-ций, на к-рой Н. удалось добиться отмены решения о реквизиции помещения об-ва. Н. был делегатом V Всероссийского миссионерского съезда, проходившего 25 июля - 5 авг. 1917 г. в Бизюковом Пропасном монастыре Херсонской епархии, участвовал в обсуждении вопроса о современных сектах. В связи с ситуацией на Украине он выступил против приспособляемости к национальным особенностям в религиозных вопросах: «Нельзя обосновывать православную веру на национальных особенностях и на влияниях момента… Латинство бессильно, когда мы сильны». На заседании съезда был избран в числе 10 делегатов на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , однако в ходе работы Собора предложение о расширении его состава за счет делегатов миссионерского съезда было отклонено ввиду многочисленности участников. Н. присутствовал на Поместном Соборе в качестве делопроизводителя Отдела о внутренней и внешней миссии и о церковной дисциплине.

http://pravenc.ru/text/2565878.html

30 июля 1817 г. Е. стал архимандритом Донской иконы Божией Матери московского мужского монастыря с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия. 11 сент. того же года указом Синода Е. определен председателем Духовно-цензурного комитета, а 6 окт. того же года утвержден 2-м членом Московской синодальной конторы. 15 янв. 1818 г. в Донском мон-ре Е. произнес слово при погребении войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии гр. М. И. Платова. 14 июля 1818 г. в Успенском соборе Московского Кремля Е. был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского. В это время в Белгороде было создано отд-ние Библейского об-ва. Е. поддерживал дело еп. Филарета (Дроздова) по переводу Библии со старослав. на рус. язык и стал активным участником деятельности этого об-ва. Для Белгородской ДС Е. выхлопотал перед комиссией духовных уч-щ 70 тыс. р. на строительство нового здания, т. к. старые помещения были очень тесными. 24 авг. 1821 г. по ходатайству Е. Синод утвердил общежительный устав Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни , составленный прп. Филаретом (Данилевским) . 19 февр. 1822 г. Е. возведен в сан архиепископа и назначен на Псковскую кафедру. Ознакомившись с состоянием дел в Пскове, Е. в 1823 г. предпринял поездку по епархии. Здесь, как и в Белгороде, он добился средств для благоустройства Псковской ДС, ее помещения были значительно расширены, оставил семинарской б-ке более 100 поучений, написанных собственноручно. На Псковской кафедре Е. впервые занялся миссионерской деятельностью. На побережье Чудского оз. проживали старообрядцы феодосиевского толка. Правосл. храма здесь не было, что приводило к уклонению местных жителей в старообрядчество. В 1823 г. Е. ходатайствовал перед Синодом об открытии прихода на побережье Чудского оз., которое состоялось в янв. 1824 г. в с. Нина (рус. название села - Нос). Благодаря этому в отличие от мн. рус. деревень Причудья, где подавляющее большинство жителей были староверами, в с. Нина стало преобладать правосл. население. Проявляя заботу о семьях духовенства, 1 янв. 1824 г. Е. открыл Псковское попечительство о бедных духовного звания.

http://pravenc.ru/text/186977.html

Прот. И. Смирнов был неустанным тружеником на ниве народного образования, много общался с учителями церковных школ, к-рые находили у него живой отклик на свои проблемы, сочувствие, получали мудрые советы и указания, а иногда и материальную помощь. Почти ежегодно организовывались курсы для молодых учителей; учащиеся ДС и воспитанницы Рязанского епархиального уч-ща охотно шли преподавать в церковноприходские школы, имея опыт работы в школе при ДС, где они проходили практику в качестве учителей. Прот. И. Смирнов принимал активное участие в работе братства свт. Василия Рязанского, миссионерского об-ва, епархиального училищного совета, редакции «Рязанских ЕВ», местного отд-ния Императорского Православного Палестинского об-ва, приобщая к активной деятельности преподавателей ДС. С 1884 г. являлся действительным членом Рязанской ученой архивной комиссии. После смерти супруги остался с 4 взрослыми детьми. 28 июля 1901 г., согласно прошению, был уволен от должности ректора Рязанской ДС. 13 сент. того же года пострижен в монашество с именем Иоанн, 14 сент. возведен в сан архимандрита с причислением к братии Троицкого муж. монастыря г. Рязани. В том же году был вызван в С.-Петербург, в Александро-Невскую лавру, для чреды священнослужения. 9 апр. 1902 г. наречен епископом Чебоксарским, 2-м викарием Казанской епархии. 28 апр. хиротонисан в Исаакиевском соборе С.-Петербурга. В качестве викария Казанской епархии являлся председателем епархиального училищного совета, заведовал избранием и назначением на приходы псаломщиков. Имея многолетний опыт просветительской работы, взял на себя заботы по улучшению церковно-школьного дела в епархии, часто объезжал с инспекцией школы. 4 февр. 1904 г. назначен епископом Полтавским и Переяславским. По-прежнему уделял большое внимание делу духовного просвещения, совершенствованию учебного процесса в духовных и светских учебных заведениях. В 1906 г. стараниями И. при ЕУ был организован археологический комитет, создано Полтавское древлехранилище. С 13 авг. 1910 г. епископ Рижский и Митавский, почетный настоятель рижского Алексиевского муж. монастыря. 6 мая 1912 г. возведен в сан архиепископа. Занимаясь делами приходов, несмотря на преклонный возраст, много ездил по епархии. Брал на себя защиту правосл. латыш. и эст. населения, права которого часто ущемлялись помещиками-немцами, старался выдвигать из числа латышей и эстонцев священников и учителей приходских школ. С началом первой мировой войны организовал в епархии уход за ранеными, окормлял семьи погибших и помогал беженцам. В 1915 г. в связи с приближением фронта по требованию военных властей был эвакуирован с епархиальными учреждениями из Риги в Юрьев (ныне Тарту, Эстония), продолжал оттуда руководить частью епархии, к-рая осталась не занятой нем. войсками. В Юрьеве И. освятил здание Исидоровского правосл. уч-ща, совершил чин закладки нового храма. Часто посещал лазареты, утешая и ободряя раненых.

http://pravenc.ru/text/469544.html

гимназия. В Якутске создан Детско-молодежный центр во имя свт. Николая, участники к-рого выступают с благотворительными концертами и театральными постановками, посещают детские дома, интернаты и дома инвалидов. При центре открыты катехизические курсы для взрослых. В 2007 г. З. возглавил в Якутской епархии торжества, посвященные 210-летию со дня рождения свт. Иннокентия (Вениаминова). 5 дек. 2007 г., во время празднования 375-летия вхождения Якутии в состав Российского гос-ва, по благословению Патриарха З. провел в Москве конференцию «Святитель Иннокентий (Вениаминов) и Православие в Сибири и Америке». 9 мая 2010 г. З. скончался от сердечного приступа после литургии в алтаре Градоякутского Никольского собора. 11 мая 2010 г. состоялось погребение, которое возглавил архиеп. Иркутский и Ангарский Вадим (Лазебный) в сослужении архиеп. Хабаровского и Приамурского Марка (Тужикова) , еп. Дмитровского Александра (Агрикова) и епархиального духовенства. Похоронен за алтарем Градоякутского Преображенского кафедрального собора. Соч.: «Грядим помолитися лицу Господню»: К истории правосл. паломничества//ДанБлаг. 1998. 9. С. 83-85; Предание о Древе Крестном//Там же. 1999. 10. С. 7-10; Положил основание на камне (1876-1906): Архиеп. Феодор (Поздеевский): Жизнь. Деятельность. Труды. М., 2000; Иеромон. Тихон (Агриков), в схиме Пантелеимон//Троицкий сб./ТСЛ. [Серг. П.], 2002. Вып. 2. С. 412-427; «Московская церк. революция», или Деятельность московского Об-ва любителей духовного просвещения в 1905-1908 гг.//ЕжБК. 2004. С. 398-409; История возникновения Якутской миссии и принципы совр. миссионерской работы в Якутской епархии//«300 лет Православия на Камчатке: Миссия Церкви в прошлом и настоящем»: Мат-лы науч.-богосл. конф. М., 2005. С. 47-55; То же//МисОб. 2005. 12(121). С. 8-11; Правосл. традиции образования и воспитания в Российской школе//1-е Якутские респ. Рождественские чт.: Мат-лы. Якутск, 2005; Гурий (Степанов), архиеп. Суздальский//ПЭ. 2006. Т. 13. С. 479-482; Архиеп. Феодор (Поздеевский) о духовном образовании и воспитании юношества//Мат-лы XIV Междунар. Рождественских чт. М., 2006; Новые данные о якутской ссылке архиеп. Гурия (Степанова) на основе документов Национального архива Респ. Саха-Якутия//ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 129-134. Лит.: Наречение и хиротония архим. Зосимы (Давыдова) во еп. Якутского и Ленского//ЖМП. 2004. 9. С. 6-13; Якутская епархия: история и современность//Там же. 2007. 12. С. 22-45. Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/200035.html

27 мая 2009 г. П. переведен на Орловскую и Ливенскую кафедру. Управляя епархией, уделял особое внимание развитию миссионерской, духовно-просветительской деятельности и работе с молодежью. Была восстановлена дореволюционная традиция празднования памяти сщмч. Кукши Печерского как небесного покровителя Орловско-Ливенской земли. Осуществлена реконструкция Орловской правосл. гимназии. Важным событием духовной жизни Орловщины стало возвращение 8 нояб. 2009 г. в мценский Свято-Троицкий храм чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери, вывезенного из СССР в годы Великой Отечественной войны. По благословению П. созданы правосл. сестричество милосердия, координационный центр защиты материнства, учрежден епархиальный отдел по взаимодействию Церкви и об-ва. В Орле стали проводиться правосл. молодежные и миссионерские съезды, были расширены связи епархии с вузами региона, появилась практика регулярных встреч правящего архиерея со студенчеством и интеллигенцией. В 2009-2011 гг. П. вел телепрограмму «Слово о вечном» на Орловском ГТРК. В 2009 г. П. выступил с инициативой воссоздания в Орле взорванного в 1940 г. Петропавловского собора. В нояб. 2009 г. Патриарх Кирилл благословил восстановление собора. 23 июня 2010 г. состоялось 1-е заседание Попечительского совета по воссозданию собора под председательством П. и губернатора Орловской обл. А. П. Козлова. Благодаря усилиям П. укрепились связи Орловской епархии с церковными меценатами и благотворительными фондами, включая Благотворительный фонд свт. Николая Чудотворца. Определением Синода РПЦ от 5-6 окт. 2011 г. П. назначен главой Красноярской и Ачинской епархии и новообразованной Красноярской митрополии. 8 окт. того же года возведен в сан митрополита. С 28 дек. 2011 по 24 марта 2012 г. временно управлял новосозданной Канской и Богучанской епархией, этой же епархией управляет с июля 2019 г. по наст. вр. Временно управлял епархиями: Енисейской (с декабря 2018 г. по сентябрь 2019 г.); Минусинской (с апр. 2021 г. по авг. 2023 г.) В 2011-2012 гг. вызывался для участия в заседаниях зимней сессии Синода. С 2014 г. входит в состав Комиссии Межсоборного присутствия по церковному управлению, пастырству и организации церковной жизни. 25 нояб. 2011 г. по благословению П. был создан общественный совет митрополии по науке, культуре и образованию; 1 дек. создан епархиальный отдел по взаимоотношениям с обществом. С 2011 г. вел телепрограмму «Слово митрополита» на телеканале «ТВК» (Красноярск), с 2016 г.- телепрограммы «Библейское слово с митрополитом Пантелеимоном» и «Русский мир» на краевых и городских телеканалах Красноярского края и в интернет-пространстве. С мая 2012 г. член Красноярского отд-ния Союза журналистов России. С того же года является научным руководителем научно-методической лаборатории по формированию духовно-нравственной культуры при Красноярском краевом ин-те повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

http://pravenc.ru/text/2578858.html

10 марта 1863 г. в Александро-Невской лавре Г. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии. 13 янв. 1864 г. назначен епископом Ревельским (с 24 июня 1865 именовался Ладожским), викарием С.-Петербургской епархии. Являлся председателем губ. присутствия по обеспечению правосл. духовенства епархии и вице-президентом Новгородского тюремного комитета, с 1865 г. председателем миссионерского об-ва. 26 янв. 1866 г. Г. возглавил самостоятельную Самарскую и Ставропольскую кафедру, 17 февр. прибыл в Самару. Трудами Г. в 1868 г. открылось епархиальное жен. уч-ще, на личные средства святителя была учреждена вечная стипендия для воспитанниц, выстроено новое здание ДС. В духовно-учебных заведениях Самары был введен новый устав, во всех храмах епархии заведены воскресные внебогослужебные собеседования (в т. ч. на чуваш. языке), в Самаре - воскресные публичные собеседования с раскольниками. Г. рекомендовал всем настоятелям церквей открывать б-ки. По инициативе святителя началось издание «Самарских епархиальных ведомостей» (1867), открылись комитет Православного миссионерского общества (1871), сиротский дом во имя свт. Николая Чудотворца с церковью, Александровская богадельня, свечной завод (1877). Проявляя заботу о клириках епархии, Г. в 1867 г. учредил кассу духовенства для обеспечения выбывающих за штат, их вдов и сирот, организовал и возглавил Комитет по обеспечению правосл. духовенства квартирами и земельными угодьями. По инициативе Г. в мае 1869 г. началось возведение нового кафедрального собора во имя Христа Спасителя, были построены загородный архиерейский скит и Иверская часовня (1877) в память избавления от голода в Самаре. 8 дек. 1877 г. Г. был перемещен на Астраханскую и Енотаевскую кафедру. Учредил епархиальный дом призрения бедных духовного звания, много внимания уделял устройству миссионерских станов в Калмыцкой степи и противосектантской работе. Награжден орденами св. Анны 1-й и 2-й степени, св. Владимира 2-й и 3-й степени, черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени (за материальную помощь, оказанную Г. черногорцам во время войны с Турцией). Скончался с любимой молитвой на устах: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый...» Погребение Г. в крипте астраханского кафедрального Успенского собора совершил Саратовский еп. Тихон (Покровский) . Прославлен в Соборе Сибирских святых (1984). 17 апр. 2005 г. мощи Г. были подняты для поклонения верующих и поставлены в Успенском соборе Астрахани. Изображение Г. помещено на иконах «Собор Сибирских святых» и «Святые, в земле Астраханской просиявшие» (1999) в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/164539.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010