Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛЬВЕТИЧЕСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВТОРОЕ [лат. Confessio Helvetica posterior], вероисповедание швейцар. реформатской церкви, написанное в 1562-1566 гг. Г. Буллингером , впосл. один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатских церквей. Буллингер составил Г. и. на лат. языке как своего рода богословское завещание. Незадолго до смерти друга Петра Мартира (12 нояб. 1562) он показал ему Г. и. и получил одобрение. Через 2 года, во время эпидемии чумы, Буллингер расширил и доработал документ и приложил к нему свое завещание, из к-рого следовало, что исповедание должно было быть доставлено в магистрат Цюриха в случае его смерти. Буллингер выжил, но похоронил жену и 3 дочерей. В 1565 г., когда курфюрст Пфальца Фридрих III Благочестивый был обвинен в ереси и оказался перед угрозой исключения из числа участников Аугсбургского мирного договора за свои реформатские взгляды и публикацию Гейдельбергского катехизиса (1563), он обратился к Буллингеру с просьбой подготовить исповедание веры, к-рое могло бы опровергнуть выдвинутые обвинения. В ответ тот послал ему рукопись Г. и. Фридрих высоко оценил полученный документ. На март 1566 г. имп. Максимилиан II назначил заседание Имперского рейхстага в Аугсбурге, где должно было разбираться дело Фридриха III. В это время в Швейцарии возникла потребность в общенациональном исповедании веры. Первое Гельветическое исповедание (др. название - Второе Базельское исповедание ) (1536) было слишком кратким, Цюрихское исповедание (1545), Цюрихское согласие (1549) и Женевское согласие (1552) касались только вопросов Вечери Господней и предопределения, и только новое исповедание, написанное Буллингером, удовлетворяло всем предъявляемым требованиям. Т. Беза приехал в Цюрих и принял участие в подготовке Г. и. для общенационального использования. Буллингер внес необходимые изменения в текст и приготовил версию на нем. языке. Женева, Берн, Шаффхаузен, Биль, Граубюнден, Санкт-Галлен и Мюльхаузен одобрили подготовленный документ. Только Базель, придерживавшийся Второго Базельского исповедания, долгое время не принимал Г. и., но затем и он подписал его. Исповедание было опубликовано в Цюрихе 12 марта 1566 г. на лат. (Confessio et expositio simplex orthodoxae fidei et dogmatum catholicorum syncereae religionis christianea) и нем. языках, первые копии были отосланы Фридриху III, к-рый успешно защитил себя в Аугсбурге, и Филиппу Гессенскому; вскоре после этого появился франц. перевод, сделанный в Женеве. Г. и. сразу же было принято реформатами в Шотландии (1566), в Венгрии (1567), в Польше (1571) и во Франции (1571), а впосл. практически всеми реформатскими церквами мира.

http://pravenc.ru/text/161976.html

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи. Том 1: 1721 Содержание Хронологический указатель к первому тому Полного Собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Таблица, показывающая, которые именно и кем из членов Св. Синода подписаны состоявшиеся в 1721 году постановления и распоряжения по ведомству православного исповедания Таблица, показывающая соотношение нумеров постановлений Св. Синода, вошедших во второе издание Ι тома Полного Собрания Постановлений и Распоряжений по Ведомству Православного Исповедания Российской Империи за 1721 год, против нумеров первого издания этого тома     Высочайше учреждённая при Святейшем Правительствующем Синоде Комиссия для разбора дел, хранящихся в его архиве, приступив к возложенным на неё занятиям, положила первою для себя задачею составить подробное описание этих дел, а наиболее важные и любопытные документы, в них заключающиеся, поместить в приложениях к описанию. Важное значение находящихся в этих делах постановлений и распоряжений Святейшего Синода, до сих пор в целой совокупности не изданных и остававшихся недоступными науке, и неудобство поместить их все в приложениях к «Описанию» архивных дел привели Комиссию к мысли составить «Полное Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи», начав оное Духовным Регламентом, как таким законодательным актом, который был дан Петром Великим в руководство Святейшему Синоду при самом его учреждении. Сделанное об этом Комиссиею представление г. синодальному обер-прокурору графу Д.А. Толстому было признано его сиятельством вполне согласным с существом возложенного на Комиссию дела и предложено Святейшему Синоду, который определениями 25 Августа/11 Сентября 1867 года и 24/31 Января 1868 года разрешил Комиссии приступить к составлению и к изданию такого собрания, дозволив ей при этом пользоваться хранящимися в синодальном архиве сборниками и указателями законов Русской Церкви, составленными в прежнее время с ведома Святейшего Синода, но по разным обстоятельствам оставшимися ненапечатанными.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи.Том 10: 1738–24 ноября 1744 Источник Содержание Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1738 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1739 г. Царствование Государыни Императрицы Анны Иоанновны 1740 г. Правление бывшего герцога Курляндского с 17-го октября по 9-е ноября 1740 года Правление принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской с 9-го ноября 1740 года по 25-е ноября 1741 года 1741 г. Азбучный предметный указатель к десятому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе     Помещаемое в предлагаемом томе «Собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания» обнимает собою 1738–1741 гг., т. е. последние годы царствования Государыни Императрицы Анны Иоанновны и время непосредственно примыкающих к этому царствованию двух правлений: бывшего герцога Курляндского (с 18 октября по 9 ноября 1740 г.) и принцессы Анны Брауншвейг-Люнебургской (с 9 ноября 1740 г. по 25 ноября 1741 г.) – до вступления на престол Государыни Императрицы Елисаветы Петровны. Это «Собрание постановлений» извлечено из 38 томов подлинных протоколов Св. Синода (числом 5200); в означенных томах отсутствуют протоколы с 18 октября по 2 ноября 1740 г. и с 1 по 25 ноября 1741 г.; этот пробел пополнен из хранящихся в Синодальном Архиве дел того времени. Всех постановлений в этом томе помещено 598, из них 174 постановления относятся ко времени двух правлений и 424 – ко времени царствования Императрицы Анны Иоанновны; всех же постановлений, относящихся к этому царствованию и помещённых в VII-X томах «Полного собр. постанов. и распор. по ведом. правосл. исповед.», насчитывается 1371. Выпускаемый ныне в свет Х-й том оканчивает собою первую серию томов «Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания»; вторая серия томов этого издания будет заключать в себе постановления за время царствования Императрицы Елисаветы Петровны (вышло в свет пока 2 тома этой серии за 1741–1745 гг.); третья серия томов этого издания обнимет собою время царствования Императрицы Екатерины II (вышел в свет пока первый том этой серии за 1762–1772 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исповедание веры . Это – открытое, публичное заявление человеком о его религиозных принципах, как принципах безусловно-истинных и непреложных, – признание и на словах, и на деле, смотря по требованию обстоятельств, в каких данный человек находится. Христианин, напр., усвоил известные правила веры, известные религиозные убеждения. Он желает провести их в самую свою жизнь. Но здесь он сталкивается с враждебными условиями, не позволяющими ему того делать. Степень и вид такой враждебности весьма разнообразны. В первое время существования христианской церкви против исповедников Христовой веры воздвигались язычниками ужасные гонения: христианам оставалось или отказываться от своих религиозных убеждений, или идти на мучения, на пытки и даже на самую смерть. Вот здесь-то, конечно, и представлялось широкое поле для проявления твердости христианского характера, для открытого и мужественного засвидетельствования пред языческою силою веры в И. Христа. И действительно, история насчитывает великое множество исповедников веры во Христа. Своим примером они воодушевляли массу и других, менее твердых в вере, христиан, которые затем так же мужественно шли на смерть, и т. д. Подобная твердость должна была сильно действовать на язычников. Припомним факты даже из ветхозаветной истории: историю вавилонских отроков ( Дан.3:12 и т. д.), Маттафии (1Макк.2), Елеазара, Соломонии и ее 7 сыновей (2Макк.6:7) и пр. Из новозаветной истории припомним мученическую кончину, напр., некоторых апостолов Христовых и их учеников. Твердое исповедание веры мучениками заставляло многих мучителей призадуматься, следствием чего было нередкое обращение в христианство и самих последних. Подобное преследование исповедников Христовой веры повторится, по слову Писания, непосредственно пред вторым явлением на землю Христа Спасителя, во времена господства антихриста, когда, следовательно, так же потребуется от христиан великая доля мужества и стойкости. В наше время не может быть речи об открытых преследованиях исповедников истинной Христовой религии, по крайней мере, в странах цивилизованных (впрочем, и здесь не без исключений, – разумеем гонения на христианство во Франции со стороны Комба и К о ); но, тем не менее, и ныне исповедание веры может быть, и бывает, уместно в другом виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АУГСБУРГСКОГО ИСПОВЕДАНИЯ АПОЛОГИЯ (лат. Apologia Confessionis Augustanae, нем. Apologia der Konfession), лютеран. вероисповедный документ (1531). После оглашения Аугсбургского исповедания на имперском сейме в Аугсбурге 25 июня 1530 г. представители ряда городов и монархов Германии объявили его исповеданием своей христ. веры. Имп. Карл V поручил католикам подготовить возражения. 12 июля И. Экк , оппонент М. Лютера , вручил императору «Ответ на Аугсбургское исповедание» (Responsio Confessionis Augustanae), более известный как «Папское опровержение» (Confutatio Pontificia), или Конфутация. Как и Аугсбургское исповедание, Конфутация состоит из 28 статей с теми же названиями. 1, 3, 9-й и 16-19-й артикулы Аугсбургского исповедания в Конфутации приняты без оговорок. Экк посчитал неправильным изложение вероучения католич. Церкви, данное в артикулах 24 («Христос Своими страданиями совершил воздаяние за первородный грех и учредил мессу как воздаяние за фактические грехи» - Conf. Aug. 24. 21) и 27, где сказано о том, что монахи, принадлежащие к орденам, считают, будто находятся в состоянии христ. совершенства (Conf. Aug. 27). По содержанию проч. статей Аугсбургского исповедания в Конфутации высказаны возражения, артикулы 6, 12 и 20-28 отвергнуты полностью. (Богословский анализ Аугсбургского исповедания, сделанный Патриархом К-польским Иеремией II в переписке с лютеран. богословами, см. в ст. «Аугсбургское исповедание» .) 3 авг. Конфутация была публично прочитана на сейме, Карл V потребовал, чтобы лютеране подписали ее в знак согласия, запретив, однако, публиковать текст (он был напечатан лишь в 1573). Лютеране отказались. Ф. Меланхтон, пользуясь записями, к-рые были сделаны его друзьями при чтении Конфутации, начал составлять развернутый ответ, за к-рым в дальнейшем и закрепилось название А. и. а. 20 сент. Меланхтон завершил 1-й вариант, но Карл V отказался принять текст и 22 сент. распустил сейм, объявив, что в диспуте победили католики, лютеранам же дал срок «для размышления» до 15 апр. 1531 г., после чего грозился применить против нераскаявшихся силу. В ответ по инициативе ландграфа Филиппа Гессенского 27 февр. 1531 г. представители 6 монархов и 10 городов (в т. ч. Магдебурга и Бремена) подписали хартию Шмалькальденской лиги о вооруженной защите евангелической веры. К назначенной дате вместо покаяния Меланхтон, располагая к тому времени текстом Конфутации, подготовил еще более обширный документ на лат. языке, тотчас переведенный Ю. Ионой на нем. язык и напечатанный. Затем А. и. а. была одобрена Лютером, в 1537 г. подписана лютеран. пасторами в Шмалькальдене как исповедание веры и с 1580 г. вошла как часть в Книгу согласия.

http://pravenc.ru/text/76806.html

Азбучный предметный указатель к первому тому Полного собрания постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской империи Цифры крупного шрифта 144 показывают номера постановлений. А АКАДЕМИИ . Правила, которые следует в случае утверждения академии наблюдать касательно испытания учителей (пункт 3–4 стр. 18), лучшего способа преподавания (п. 5 стр. 18), выбора учебных пособий (п. 6 стр. 18), устроения библиотеки (п. 8 стр. 19), выбора предметов преподавания (п. 7, 9 и 10 стр. 18–20), обязанностей ректора и префекта (п. 11 стр. 20), увольнения учителей за неисполнение устава и предписаний ректора (п. 12 стр. 20), определения в случаях надобности фискалов (п. 13 стр. 20), обязанность протопопов и священников присылать своих детей в академию (п. 14 стр. 20); заявление, что обучавшийся в академии при получении духовной или гражданской должности будет предпочитаем не обучавшемуся в ней (п. 16 стр. 20); учреждение академии преимущественно за городом (п. 19 стр. 21); объяснение вреда, происходящего от безразборного принятия учеников на счёт Государя, и необходимости брать с учеников подписку в том, что они окончат в академии учение (п. 21 стр. 21). 1 . В Российских академиях преподавать латинский язык на языке русском; в некоторых академиях и только в исключительных случаях преподавать оный на польском языке; академиям не дозволяется печатать без предварительного рассмотрения Св. Синода богословские и философские конклюзии. 191 . АКТУАРИУС . Определение его должности. 281 . АЛЕБАСТР . Назначение работников с архиерейских и монастырских вотчин Казанской епархии для ломки оного на царские палаты. 219 . АМБАРЫ . Приказание строить оные в патриарших, архиерейских и монастырских вотчинах, если для провианта, сбираемого на пристанях, не будет места в казённых помещениях. 157 . АНАФЕМА . Правила, как поступать епископу, подвергая кого-либо отлучению от церкви и анафеме; образец анафемы для нераскаивающихся (стр. 13), запрещение епископу предавать по недружбе другого епископа анафеме (п. 13 стр. 16); помещиков за укрывательство раскольников в своих вотчинах предавать анафеме (мирские особы п. 5 стр. 26–27). 1 . Предание оной по приложенной форме Стефана Глебова. 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Таблица, показывающая, кем из членов Святейшего Синода подписаны состоявшиеся в 1738–1741 гг. по ведомству православного исповедания законодательные и другие акты, напечатанные в этом томе АМВРОСИЙ (Юшкевич), епископ Вологодский, с 29 мая 1740 г. Новгородский; с 14 марта 1738 г. первоприсутствующий в Св. Синоде; с 3 августа 1740 г. архиепископ. 3169–3173, 3175–3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3234–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3280, 3291–3295, 3297–3303, 3305, 3306, 3208–3323, 3325–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3361, 3364–3383, 3385–3397, 3399–3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3511, 3513, 3516, 3518–3528, 3530, 3531, 3535, 3539–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3565–3567, 3569, 3570, 3572, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3596, 3600, 3605, 3606, 3611–3616, 3618–3625, 3629–3644, 3646–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3755, 3758–3761, 3763–3764. ВАРЛААМ (Скамницкий), архимандрит Чудовский, после епископ Вятский, с 3 октября 1740 г. член Св. Синода. 3618–3625, 3629–3644, 3647–3654, 3656–3658, 3660–3666, 3668–3673, 3675–3693, 3698–3700, 3703, 3704, 3706, 3707, 3709–3711, 3716–3724, 3726–3744, 3746–3748, 3750–3755, 3757–3765. ВАРСОНОФИЙ , архимандрит Соловецкий, с 13 июля 1740 г. епископ Архангелогородский, с 8 января 1741 г. архиепископ, с 6 июля 1737 г. член Св. Синода. 3169–3173, 3175, 3180, 3183–3185, 3188–3193, 3195–3197, 3199–3203, 3206–3213, 3215, 3217–3219, 3221, 3222, 3224–3232, 3235–3248, 3250–3260, 3262–3276, 3279–3283, 3286–3289, 3291–3295, 3297–3303, 3305–3306, 3308–3336, 3339, 3340, 3342, 3344–3350, 3352–3362, 3364–3383, 3385–3397, 3399, 3400, 3403–3411, 3413–3425, 3427–3487, 3489–3505, 3508–3541, 3543, 3544, 3549, 3551–3553, 3555, 3556, 3558, 3562, 3575, 3577, 3578, 3580, 3581, 3584–3588, 3590, 3597. КИПРИАН (Скрипицын), епископ Вятский, с 4 марта 1739 г. член Св. Синода, с 18 мая 1739 г. Коломенский († 16 июня 1740 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Инославные исповедания Инославные исповедания . К таковым, по действующим русским законам, принадлежат христиане следующих исповеданий: римско-католического, армяно-католического, армяно-грегорианского, евангелическо-лютеранского, евангелическо-аугсбургского, евангелическо-реформатского, архангельского евангелического прихода, представляющего собою соединение лютеранского и реформатского исповедания, евангелических братьев в Сарепте и в прибалтийских губерниях, шотландских колонистов в Каррасе, базельских колонистов в г. Шуше, колонии Гнаденбург в Терской области, меннонитов и баптистов, причем закон дает им не вполне точное название: «христиан иностранных исповеданий» (Свод. закон. Российск. импер. т. XI, ч. 1, Уст. иностр. исповед.), каковой термин перешел и к некоторым исследователям о положении инославных исповеданий в России (гр. Д. Толстой, Ив. Соколов, Дм. Цветаев и др.). Отношение русской государственной власти к иноверцам на всем пространстве истории русского государства определялось двумя принципами: охранением господствующей православной веры, с одной стороны, и полной веротерпимости к иноверцам и невмешательством во внутреннюю церковную их жизнь, с другой стороны, каковые принципы по данному вопросу в полном объеме применяются и в настоящее время. Но вера православная на Руси искони признавалась единою истинною, а потому и господствующею, верою в государстве, каковою продолжает быть и ныне (Свод. закон, т. I, ч. 1, Основн. зак. ст. 40; сравн. ст. 1 Уст. иностр. исповед., т. XI, ч. 1). Отсюда проистекают следующие ее преимущества по отношению к исповеданиям инословным: 1) ей одной принадлежит право прозелитизма по отношению к другим христианским и иным исповеданиям, причем препятствование ей в осуществлении этого права наказывается уголовным порядком; 2) при заключении смешанных браков дети от таких браков везде, кроме Финляндии, должны быть крещены и воспитываемы по правилам веры православной, причем брак этот должен быть непременно обвенчан православным священником, а определение его силы и значения, а равно, и постановление о его расторжении или прекращении принадлежит духовному суду церкви православной;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Чем отличается православная вера от западных исповеданий На такой вопрос многие из русских образованных людей скажут – обрядами. Нелепость подобного ответа до того очевидна, что он не заслуживает и внимания. Однако, немногим ближе к истине иное суждение, которое присуще людям богословски-просвещённым. Они скажут вам о filique, о главенстве папы и других догматах, кои отвергаются православием , и о тех догматах, – общих православию и латинству, – которые отвергают протестанты. Выходит, что православие лишено содержания, составляющего его исключительную принадлежность, одинаково чуждую европейским исповеданиям. Между тем историческое происхождение последних, выработавшихся одно из другого, заставляет думать, что все они одинаково чужды тех или иных сокровищ Христовой истины, потому что сомнительно допустить, чтобы из ереси могла выработаться другая, не сохранив в себе известной доли первой и не возвращаясь всё-таки к истинной Церкви. Славянофильские богословы в лице Хомякова впервые постарались отметить разность истинной церкви от западных исповеданий не по тем или иным догматическим частностям, а со стороны общего превосходства внутреннего идеала истинной Церкви над Церквами инославными. В этом огромная заслуга Хомякова пред богословской наукой, и пред Церковью, и пред просвещённым Западом, который оценил её так же единодушно, как и русские литераторы, интересующиеся религиями. Оценка эта обнаруживается всего убедительнее тем, что все европейские богословы, относящиеся с симпатией к православию, говорят о нём именно в хомяковской формулировке вероисповедных страстей. В частности старокатолики, тяготеющие к православной Церкви и завязавшие продолжительную официальную переписку о сближении с нами своей общины, излагают именно хомяковские взгляды на главные вопросы, разделяющие, по их мнению, нас и старокатолицизм. Мы разумеем мысль о filioque, как о нововведении, прежде всего противном церковной дисциплине, которая велит «блюсти единение духа в союзе мира», и на пресуществление в евхаристии, как на понятие, чуждое церковному преданию (которое учит о преложении) и заимствованное у западных теологов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010