Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > О признании исключительной компетенции религиозных организаций по установлению их внутренней структуры и внутренних норм отношений как одной из гарантий свободы вероисповедания в демократическом государстве 22.10.2012 709 Время на чтение 43 минут Филипп (Рябых), игумен, Понкин И.В., Понкина А.И. О признании исключительной компетенции религиозных организаций по установлению их внутренней структуры и внутренних норм отношений как одной из гарантий свободы вероисповедания в демократическом государстве //Нравственные императивы в праве. - 2012. - 3. - С. 11-32. Соображения по делу «Профсоюз " Добрый пастырь " против Румынии» (жалоба 2330/09), рассматриваемому в Большой палате Европейского суда по правам человека Краткое описание дела Группа из 35 религиозных священнослужителей и мирян, находившихся в служебных отношениях с митрополией Олтении (регион Румынии) Румынской Православной Церкви, предприняла 4 апреля 2008 г. попытку создать профсоюз «Добрый пастырь». 22 мая 2008 г. суд первой инстанции города Крайова разрешил государственную регистрацию профсоюза. Архиепископия Крайова Румынской Православной Церкви обжаловала принятое решение в вышестоящем суде, ссылаясь на то, что на создание данного профсоюза не было согласия правящего епископа, а потому противоречит уставу Румынской Православной Церкви, зарегистрированному в органах власти. Окончательное решение суда департамента Долж, вынесенное 11 июля 2008 г. в пользу истца (архиепископии) и аннулировавшее государственную регистрацию профсоюза, устранило правовые дефекты и ошибки решения, вынесенного судом города Крайова. После этого инициативная группа по созданию профсоюза подала жалобу в ЕСПЧ, которая была зарегистрирована за 2330/09. Введение 1. Полагаем, что содержание материалов рассматриваемого Большой палатой Европейского суда по правам человека (далее - Суд, ЕСПЧ) дела «Профсоюз " Добрый пастырь " против Румынии» (жалоба 2330/09) позволяет обозначить комплекс принципиальных правовых и этических вопросов, исследование которых потребуется при вынесении решения Большой палатой ЕСПЧ. С нашей точки зрения, необходимо принять во внимание существенную специфику иерархических служебных отношений в религиозных организациях и исключительную компетенцию религиозных организаций по установлению их внутренней структуры и внутренних норм отношений как одной из гарантий свободы вероисповедания в демократическом государстве, защищаемой статьей 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция). Указанная специфика и полномочия религиозных объединений неоднократно ранее признавались Европейским судом по правам человека в его решениях в качестве неотъемлемого элемента автономности религиозных объединений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/1...

(По поводу рецензии г. Суворова на мою книгу «Краткий курс церковного права», помещённой в Юридическом Вестнике за август месяц 1888 г, (стр. 520–550) под заглавием: Церковное право, как юридическая наука и других сочинений того же автора) Содержание I. Неосновательность обвинения меня со стороны проф. Суворова в незнакомстве с западноевропейской наукой церковного права II. Об уместности термина «Церковное Законодательство» III. Учение о церковном законодательстве католических и протестантских кантонистов IV. Учение православной церкви о полномочиях церковной власти и в частности о праве законодательства. Государственное положение религии в римской империи в языческие времена V. Прекращение христианского правительства в византийской империи в половине XV в. Свобода церковной власти в турецкой империи. Положение в Турецкой империи католиков и униатокатоликов. Реформа внутреннего управления православной церкви в пределах турецкой империи на началах гатти-гумайюна VI. Самовольное провозглашение правительством королевства греческого независимости от Константинопольской патриархии епископий. Произвольное провозглашение князем Кузой румынской церкви независимой от Константинопольской патриархии. Полунезависимое положение Сербской церкви с 1832 по 1879 год. Уставь об управлении болгарским экзархатом. Сравнение положения православной церкви в княжествах и королевствах, возникших из различных областей турецкой империи, с положением её в самой Турции. Положение Сербской церкви в Австрии. Управление румынской церкви в Венгрии VII. Взгляд проф. Суворова на русское церковное законодательство VIII. Заключительное слово     Г. Суворов в своей рецензии на мой «Краткий курс церковного права» выступает с церковным правом, как юридической наукой, зазирая труды всех прежних и теперь существующих русских кантонистов. Он рекомендует себя читающей публике юристом, желая этим сказать, что он кантонист особого рода, каких ещё доселе не было; он очень часто в своей рецензии ссылается на своё звание юриста, в качестве доказательства a homine.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ченцова В. Г. О новом каталоге книг типографии Антима   Важным шагом на пути исследования румынской старопечатной книги стало появление каталога изданий, выпущенных знаменитым типографом Антимом (Анфимом) Ивиряну (1640/1650–1716 Координатором проекта по созданию каталога, подготовленного коллективом румынских исследователей, стал архимандрит Поликарп (Кицулеску), а в основе его лежат собрания трех основных библиотек – Библиотеки Румынской Академии в Бухаресте и ее филиала в Клуже, Библиотеки Священного Синода Румынской Православной Церкви и Библиотеки митрополии Сибиу. В каталоге приводятся не только описания, но и фотовоспроизведения отдельных листов с образцами шрифтов и имеющихся в изданиях гравюр. Вводная статья, предваряющая описания книг, опубликованных Антимом Ивиряну, позволяет представить деятельность знаменитого типографа в политическом и культурном контексте эпохи, сложную политическую обстановку (приведшую к трагической мученической гибели и самого Антима, тайно убитого по пути к месту ссылки, и его покровителя валашского господаря Константина Брынковану с сыновьями, казненного по султанскому приказу), развернувшуюся в конце XVII – начале XVIII в. борьбу за православную паству с представителями иных конфессий, определившую особую нужду в развитии типографского дела: это было необходимо прежде всего для публикации книг, использовавшихся в церковной службе, и полемической литературы. Правители Молдавии и Валахии, находившиеся в вассальной зависимости от Османской империи, стали преемниками византийских императоров в качестве ктиторов и покровителей Восточной Церкви. Тесная связь румынских княжеств с Христианским Востоком – землями, некогда входившими в состав Византийской империи, а с XV в. оказавшимися под властью султанов, – определила их большое культурное и языковое разнообразие.

http://sedmitza.ru/lib/text/8067839/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Колан) [румын. Nicolae Colan] (28.11.1893, Арапатак, комитат Харомсек, Венгерское королевство в составе Австро-Венгерской монархии (ныне Арач, жудец Ковасна, Румыния) - 15.04.1967, Сибиу, Румыния), митр. Трансильванский (1957-1967) Румынской Православной Церкви (РумПЦ), политик, публицист, журналист, педагог. Почетный член и с 1943 г. действительный член Румынской академии (1938-1948). Род. в крестьянской семье в Вост. Трансильвании, входившей в то время в состав Венгрии. Начальное образование получил в сельской школе в родном селе, в 1906-1907 гг. проходил обучение на венг. языке в средней школе в г. Шепшисентдёрдь (ныне Сфынту-Георге, Румыния), в 1914 г. окончил одно из самых престижных в монархии Габсбургов румыноязычных средних учебных заведений - лицей им. митр. Андрея (Шагуны) в Брашшо (ныне Брашов, Румыния). В 1914-1916 гг. (до вступления Румынии в первую мировую войну) в венг. г. Надьсебен (ныне Сибиу, Румыния) учился в правосл. ДС (ныне богословский фак-т Ун-та им. Л. Благи), где в круг его общения входил ряд лиц, впосл. оставивших заметный след в румын. культуре (поэт и философ Л. Блага, историк А. Оцетя и др.). C 1915 г. сотрудничал с периодическим изданием «Gazeta Transilvaniei», тесно связанным с румын. национальным движением Австро-Венгрии, в 1916 г. опубликовал свои первые богословские статьи в основанном Н. Бэланом (впосл. митр. Трансильванский Николай ) в Сибиу издании «Revista teologic» (Богословское обозрение). Со вступлением Румынии в войну в авг. 1916 г. и началом боевых действий с Австро-Венгрией Н. в числе др. молодых трансильванских интеллектуалов бежал в Румынию, стал студентом филологического фак-та Бухарестского ун-та, затем (после поражения румын. армии и эвакуации к кон. 1916 из Бухареста румын. администрации и мн. учебных заведений) продолжил учебу в Яссах, куда переместился и королевский двор. В 1917 г., присоединившись к потоку румын. беженцев, устремившихся на восток, оказался на Украине, нек-рое время руководил церковным хором в селе близ Елисаветграда (ныне Кропивницкий), где находилось много беженцев из румын. земель. В окт. 1917 г. обосновался в Кишинёве, адм. центре Бессарабской губ., где вместе с др. трансильванцем, О. Гибу, редактировал газ. «România nou» (Новая Румыния), отстаивая на ее страницах идею национального единства румын и бессарабских молдаван. В кон. осени 1917 г. стал редактором газ. «Sfatul rii» (Сфатул цэрий; Краевой совет) - офиц. печатного органа одноименного законодательного собрания Бессарабии, провозгласившего образование Молдавской демократической республики. Поддержал декларированное весной 1918 г. присоединение Бессарабии к Румынии.

http://pravenc.ru/text/2565986.html

II. Краткий очерк истории Румынской или Молдо-Валашской православной церкви Государственная история воеводств угровла-хийского и молдовлахийского Угровлахией или Унгровлахией, т. е. угорской или венгерской Валахией, греки называли нынешнюю собственно так называемую Валахию (у самих туземцев она называется цара Мунтеняска, что значит горная страна, от мунти – горы; у нас называли ее – по ополяченному произношению туземного имени Мултянской землей и Мултянами, а по обрушонному – Мутьянской землей и Мутьянами). Молдовлахией (Валахией реки Молдавы), также Мавровлахией, т. е. черной Валахией, и Росовлахией, т. е. русской Валахией, греки называли нынешнюю Молдавию 180 (у туземцев она называется цара Молдовейя, т. е. земля молдавская, – реки Молдавы; у нас называли её – иногда этим собственным ее именем, т. е. Молдавской землей, но преимущественно – Волошской землей и Волохами). Валахи и молдаваны представляют собой две весьма близкие между собой ветви одного и того же племени, которое называется общим родовым именем румынов, а также и валахов или влахов, при чем первое из названий есть измененная форма слова римлянин (romanus – румын), а второе есть слово, употреблявшееся в древнее время у славян и у немцев к обозначению народов галльского или кельтского племени вообще, и тех же римлян или итальянцев в частности (см. в нашей древней летописи в Собр. Летоп. 1, 2; у немцев до сих пор есть слово Wälsch, древн. Walch, Waloh, служащее к обозначению итальянца, cfr Шафар. Древн. I, 1, 390 sqq). Национальность румынов или валахомолдаван не принадлежит к числу первобытных и коренных; она возникла во II-III веке по Р. X. из смешения древних жителей страны – даков с поселенными в ней ее завоевателем импер. Траяном римскими колонистами (по сим последним и имя румынов или валахов). Вместе с национальностью и язык румынов представляет собой конгломерат языков названных двух народов, который потом образовывался грамматически под влиянием нашего языка славянского и который также обогащен и многими словами, взятыми из сего последнего. Кроме княжеств Валахии м Молдавии румыны населяют нашу русскую Бессарабию, австрийские провинции-Буковину, Трансильванию, Банат и восточную Венгрию, и также северовосточный угол княжества Сербии (составляющие особую ветвь племени, так называемые куцовлахи или цинцары, числом до трехсот-пятисот тысяч, живут сплошными массами и разбросанно в Македонии, Фессалии и Албании). Общее число их (за исключением куцовлахов) восходит до семи миллионов; в самых княжествах – в Валахии около двух с половиной, в Молдавии около полуторых миллионов.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Дарование автокефалии должно решаться в духе всеправославного диалога и единства» Пресс-релиз по итогам братской встречи Предстоятелей и делегаций Православных Церквей (26 февраля 2020 года, Амман, Иордания) 27.02.2020 1775 26 февраля 2020 года в Аммане (Иордания) состоялась встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей , основной целью которой стало рассмотрение вопроса о единстве и примирении в Святом Православии. Участники отметили, что разделяют боль Иерусалимского Патриархата от надвигающейся опасности раскола в нашем православном сообществе, говорится в опубликованном на сайте Патриархия.ru пресс-релизе по итогам братской встречи Предстоятелей и делегаций Православных Церквей (26 февраля 2020 года, Амман, Иордания). Во встрече участвовали делегации Иерусалимской Православной Церкви во главе с Его Блаженством Патриархом Иерусалимским Феофилом III, Русской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, Сербской Православной Церкви во главе с Патриархом Сербским Иринеем, Румынской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством митрополитом Тырговиштским Нифоном, Польской Православной Церкви во главе с Его Высокопреосвященством архиепископом Люблинским и Холмским Авелем и Православной Церкви Чешских земель и Словакии во главе с Его Блаженством Митрополитом Чешских земель и Словакии Ростиславом. Участники встречи выразили благодарность Его Величеству Абдалле II, Королю Хашимитского Королевства Иордании и Хашимитскому хранителю христианских и мусульманских святынь во Святой Земле, и народу Иордании за содействие в организации этого собрания в столице Иордании Аммане, отметив выдающий вклад Его Величества в содействие межрелигиозному диалогу на международном уровне. Участники также выразили благодарность Иерусалимскому Патриархату и Его Блаженству Патриарху Феофилу за его неустанные усилия с целью проложить путь для диалога и соединить братьев в драгоценном духе единства. Участники подчеркнули, что исходящий от Иерусалима свет свидетельствует о Святом граде, который постоянно являет свой межрелигиозный и многокультурный характер, будучи домом для трех авраамических религий — христианства, иудаизма и ислама.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/27/da...

К.А. Панченко Глава VI. Государство в государстве. Внутри имперские связи православного востока К этому времени люди стали приходить в неистовство; изнуренные стоянием в такой толчее всю ночь, ко времени явления Св. огня они уже не имели сил для радости. Возбуждение нарастало по мере приближения чуда, в которое верили все. Примерно в час великолепная процессия вышла из греческой церкви. Она трижды обвела патриарха вокруг гробницы, вслед за чем он снял свои верхние шитые серебром облачения и вошел в кувуклий, дверь которого потом закрыли. Исступление богомольцев достигло предела: они громко кричали, и плотная масса людей качалась взад-вперед, как поле пшеницы под ветром. Роберт Керзон, 1834 год. Маршруты паломничества. Богомольцы у палестинских святынь. Румынские земли и Православный Восток. Общевосточные соборы. Взаимоотношения поместных церквей. Греки vs арабы в Антиохийской церкви XVI–XVII века Греческая ксенократия в Дамаске. Среди важнейших последствий османского завоевания для арабского православия можно назвать прорыв его относительной изоляции от остальной части восточно-христианского мира, включение Иерусалимской и Антиохийской церквей в рум миллети, тесную взаимосвязь всех поместных церквей Православного Востока. Владения Османской империи почти совпадали с территорией Византии эпохи ее расцвета. Под властью султанов оказалась примерно половина православного мира, до того разделенного государственными границами и политическими противоречиями. Культурно-политические контакты между православными народами Восточного Средиземноморья стали на порядок интенсивнее, чем в предшествующие века. Маршруты паломничества Одним из проявлений этого стало активное развитие христианского паломничества к Св. местам Палестины. 1109 Ежегодный ритм паломничества во многом определял жизнь Иерусалимского патриархата. У мест поклонения Св. града встречались представители всех уголков православного мира. Василий Позняков, описывая церковную процессию в один из праздников в храме Св. Гроба, отмечал, что за иерусалимским патриархом Германом шли «Гречане, Сирияне, Сербы, Ивери (грузины. – К.П.), Русь, Арнаниты (арнауты-албанцы (?). – К.П.), Волохи». 1110 Почти 250 лет спустя Мелетий привел более детальный список «этнографии» православного паломничества: греки, включая тюрко-язычных христиан Анатолии, которых к грекам можно было причислить лишь условно; православные арабы палестинского, египетского и сирийского происхождения; славяне – болгары, сербы, выходцы из России; валахи и молдаване; грузины; армяне-халкидониты и, наконец, православные «сирияне», или «халдейцы». 1111

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пленарное заседание совещания глав и представителей автокефальных православных Церквей 10 июля 1948 г. Доклад Представителя Румынской Церкви проф.-протоиерея П. Винтилеску: «Англиканская иерархия и ее действительность» Председательствует Святейший Патриарх Румынский Юстиниан Святейший Патриарх Юстиниан : Пленарное заседание Совещания Глав и Представителей Православных Автокефальных Церквей объявляю открытым. Слово для чтения доклада от Румынской Церкви проф.-протоиерея Винтилеску на тему: «Англиканская иерархия и ее действительность» предоставляется протопресвитеру Η. Φ. Колчицкому. «Англиканская иерархия и ее действительность» Протопресвитер Η. Φ. Колчицкий: читает представленный в письменном виде доклад. Вопрос о действительности англиканских рукоположении, практически разрешенный в отрицательном смысле Римско-католической Церковью 72 ,от которой англиканство откололось в XVI в., начал привлекать внимание Православной Церкви приблизительно лет сто тому назад. Возникнув в связи с отдельными, личными ходатайствами некоторых англиканских клириков, просивших о принятии их в лоно Православной Церкви и в число ее священнослужителей, вопрос о действительности этих рукоположении вскоре стал предметом оживленных исследований и богословских дискуссий и затем превратился в целую проблему, для разрешения которой были сделаны неоднократные и настойчивые обращения к Православной Церкви со стороны официальных и полуофициальных кругов Англиканской Епископальной Церкви 73 . До настоящего времени вопрос этот еще продолжает оставаться в первой стадии своего развития, в том виде, в котором он был уже разрешен около ста лет назад на практике Православной Церкви, именно, в отрицательном смысле. Поэтому все англиканские клирики, ходатайствовавшие о переходе их в Православие, были посвящаемы , вновь как в Греческой, так и в Русской Церкви 74 . Эта практика нашла себе одобрение и во мнении тех немногих православных богословов, которые занимались исследованием этого вопроса в прошлом и в начале нынешнего столетия 75 , а Синод Русской и Греческой Церквей 76 подтвердили своим авторитетом установившуюся практику. Разумеется, такое, разрешение вопроса нельзя считать произвольным, так как в теории ему соответствуют известные соображения и определенные основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ваше Высокопреосвященство, решения Межправославной подготовительной комиссии о процедуре предоставления автокефалии, принятые 10-17 декабря 2009 года в Шамбези, позволяют говорить о серьезном шаге в развитии межправославного сотрудничества. Насколько разнились исходные позиции Церквей и можно ли сказать, что поиск консенсуса был трудным? Согласно постановлению Всеправославного предсоборного совещания, состоявшегося в июне 2009 года, на рассмотрение Межправославной подготовительной комиссии были вынесены вопросы о способе провозглашения автокефалии и автономии Православных Церквей, а также о порядке диптихов списков, согласно которым осуществляется богослужебное поминовение Предстоятелей Поместных Церквей. В ходе шестидневных обсуждений удалось рассмотреть два из упомянутых вопросов об автокефалии и автономии, дискуссия по теме диптихов отложена до следующего заседания Комиссии. Тема церковной автокефалии уже рассматривалась на заседании Межправославной подготовительной комиссии, состоявшемся в 1993 году. Тогда было выработано общее мнение о том, что в основу предоставления автокефалии определенной части Поместной Церкви должно быть положено согласие на это самой Церкви-Матери, а затем необходим поиск всеправославного консенсуса по данному вопросу, осуществляемый при координирующей роли Константинопольского Патриарха. Предметом дискуссии на декабрьском заседании стала процедура провозглашения автокефалии. Достижение согласия по этому вопросу действительно было делом непростым. Принципиальная позиция Русской Православной Церкви, выраженная нашей делегацией, сводилась к тому, что упомянутая процедура должна соответствовать традиционному для Православной Церкви соборному принципу принятия решений по важным вопросам общецерковного характера. Исходя из этого понимания, Томос о предоставлении автокефалии должны подписывать Предстоятели всех Поместных Церквей. Подобную позицию занимали делегации Сербской , Румынской , Болгарской и Польской Православных Церквей , а также Православной Церкви Чешских земель и Словакии . Вместе с тем, делегации ряда Церквей настаивали на том, что под Томосом о предоставлении автокефалии достаточно наличия единственной подписи Вселенского Патриарха.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210918...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Церковные расколы на Украине и в Черногории как инструмент геополитики Доклад заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископа Владикавказского и Аланского Леонида на заседании круглого стола «Роль гражданского общества в обеспечении стабильности в Черноморско-Балканском регионе» , прошедшего 1 марта 2021 года. Благодарю организаторов круглого стола за приглашение принять участие в нынешнем форуме, собравшем российских парламентариев, дипломатов, учёных и общественных деятелей, и посвящённом роли гражданского общества и общественной дипломатии России и стран Причерноморья и Балкан в обеспечении мира и стабильности в регионе. Данная тема весьма актуальна сегодня, учитывая историческую общность народов бывшего Советского Союза и Балканского полуострова. На территории стран региона Чёрного моря и Балкан находятся епархии семи из пятнадцати Поместных Православных Церквей: Константинопольской, Русской, Грузинской, Сербской, Румынской, Болгарской и Албанской. Моё личное знакомство с Балканами началось в 1998 году, когда я в качестве сотрудника Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями находился в служебной командировке в составе Отдельной воздушно-десантной бригады Ограниченного контингента российских миротворческих сил в Боснии и Герцеговине. Хорошо помню, как православные жители региона подвергались притеснениям и насилию, разорялись храмы и монастыри, углублялась межэтническая и межрелигиозная рознь. Затем были бомбардировки Югославии силами НАТО. Тогда, в 1999 году, западные страны показали, что готовы путем военной силы устанавливать свой порядок на Балканах. С тех пор прошло более 20 лет, но мира в этом регионе не стало больше. Геноцид сербского населения в Косово, объявление независимости края и признание этой независимости рядом западных стран только углубили цивилизационный раскол. Продолжается он и сегодня. Так, власти другого государства, образовавшегося после распада Югославии – Черногории, до последнего времени усиленно пытались дискриминировать права самой многочисленной группы верующих своей страны, а именно – верных чад Сербской Православной Церкви. В 2019 году парламентарии Черногории приняли законопроект «О свободе совести и религиозных организациях», согласно которому подавляющая часть религиозных объектов, принадлежащих Сербской Церкви в Черногории, должны были отойти государству. Целью данного закона было ослабление Сербской Православной Церкви на территории Черногории и поддержка раскольнической структуры – «Черногорской православной церкви», крайне малочисленной, но при этом позиционирующей себя единственной «церковью» черногорского народа.

http://mospat.ru/ru/news/86603/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010