Молитвослов на русском языке Миссионерский молитвослов на русском языке под ред. А. Боженова. Молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, у которых по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Миссионерский молитвослов на русском языке   Версия 1.0 от 10.05.2008 ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Игумен Евфимий (Моисеев): «Важно, чтобы каждая молитва прошла проверку церковной жизнью» 25 октября 2012 г. 14:56 О задачах, которые стоят перед издателями современных молитвословов, рассказывает заместитель председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви игумен Евфимий (Моисеев). — Отец Евфимий, существует ли идеальный молитвослов? — Очень хороший вопрос. В советскую эпоху, которую сейчас привыкли ругать, был издан молитвослов, который можно было бы назвать если не идеальным, то образцовым. Имею в виду молитвослов, который с большой тщательностью был разработан в Издательском отделе Московского Патриархата и впервые издан, если я не ошибаюсь, в 1970 году. Впоследствии он неоднократно переиздавался. Думаю, многие прихожане помнят это издание. Могу сказать, что это молитвослов, с которого начиналась и моя церковная жизнь, и я очень благодарен этой книге. Этот молитвослов закладывал правильные, прочные основы духовной жизни и церковного благочестия. Наряду собственно с молитвами в нем были объяснения, как нужно готовиться к причащению, как правильно налагать крестное знамение и совершать поклоны, был в конце и небольшой словарик малопонятных слов. Без преувеличения можно сказать, что этот молитвослов задавал параметры церковного благочестия на годы вперед и должен восприниматься наряду с богослужебными изданиями как часть духовной традиции нашей Церкви. Его издание можно расценить как одно из достижений Издательского отдела. В 1990-е и последующие годы ситуация с изданием молитвословов кардинально изменилась. Это связано с резким увеличением числа людей, принявших Крещение, начавших активно воцерковляться. А как известно, первая книга, которая оказывается в руках у тех, кто вступает на стезю церковной жизни, это молитвослов. Поэтому появилось большое количество изданий — к сожалению, разного качества и разного уровня. — С какими проблемами Вы сталкиваетесь при рецензировании молитвословов? — Основная проблема — это происхождение молитв. В том молитвослове, о котором мы только что упоминали, во всех случаях, где это возможно, указано имя автора молитв: преподобного Макария Великого, святителя Василия Великого, святителя Иоанна Златоуста и других святых. Принцип здесь достаточно простой: если молитва проверена церковным опытом, помогала людям в их духовных нуждах, то такая молитва может быть принята всей полнотой Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2545640.ht...

Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Православные молитвы на русском - molrus.narod.ru молитвы, молитвослов, православие, христианство, миссия, миссионерство, перевод 10.05.2008 ru Александр Боженов Александр Бухвалов alebuale alebuale@gmail.com Fiction Book Designer 10.05.2008 BD-9570A0-0E7A-6E4D-418D-9B48-8274-231E4D 1.0 Миссионерский молитвослов на русском языке Предисловие Утренние молитвы Вечерние молитвы Канон ко святому причащению Последование ко причащению Молитвы после причащения Контакты Версия 1.0 от 10.05.2008 molrus.narod.ru - Православные молитвы на русском (для мобильных устройств) ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2318...

Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ МОЛИТВЫ ВЕЧЕРНИЕ, ПЕРЕД СНОМ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ БОЖЕСТВЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО ПРЕЧИСТАГО ТЕЛА ХРИСТОВА И КРОВИ ЕГО. ПОСЛЕДОВАНИЕ К СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ БОЖЕСТВЕННАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО ПРЕЧИСТАГО ТЕЛА ХРИСТОВА И КРОВИ ЕГО МОЛИТВЫ ПОСЛЕ СВЯТОГО ПРИЧАЩЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЯ О первоисточнике ПРЕДИСЛОВИЕ Если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец… Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода… Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.(1 Кор. 14.11-14.15) Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его… (Мф 13.19) Данный молитвослов предназначен для людей, делающих свои первые шаги в Церкви, для тех у кого по каким-либо причинам отсутствует возможность выучить и понять церковнославянский язык. В него вошли сокращенные утреннее и вечернее правила, последование и канон ко святому причащению, а так же памятка ко святому причащению. Всё это предлагается в адекватном переводе с церковнославянского на русский язык. Миссионерский Молитвослов прошел богословскую и филологическую проверку. При составлении молитвослова, осознавая невозможность сохранения божественной красоты церковно-славянской поэзии, составитель руководился стремлением к наиболее точной передачи смысла молитв. В дальнейшем Вам, возлюбленный о Господе читатель, будет необходим полный молитвослов, которым пользуются большинство православных христиан. Выбор перевода осуществлялся на большом количестве источников, основным из которых была книга " Молитвы и песнопения православного молитвослова с переводом на русский язык, объяснениями и примечаниями Николая Нахимова. Киев: Пролог, 2003 " . Буду глубоко признателен за любые ценные замечания и предложения.  Александр Боженов УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ Восстав от сна, прежде всякого другого занятия стань благоговейно, представляя себя перед Всевидящим Богом, и, полагая на себе крестное знамение, говори :

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2318...

Молитвослов / Православие.Ru Подписаться на рассылку Православный календарь Сретенская духовная семинария Церковь Защита веры Богословие Толкования Священного Писания История Церкви Жизнь Церкви Православие в мире Храмы, монастыри, святыни Монашество Праздники и посты Чудеса и Промысл Божий Человек Путь к вере Святые, подвижники благочестия Народ Божий Духовная жизнь Семья Создание семьи Семейные отношения Воспитание детей Опасности для семьи История Культура Общество Рубрики портала Новости Основы Православия Молитвослов Мониторинг СМИ Акафисты Акафисты Господу Распечатать Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу Кондак 1 Возбрáнный Воевóдо и Гóсподи, áда победителю, яко избáвлься от вéчныя смéрти, похвáльная восписую Ти, создáние и раб Твой; но яко имéяй милосéрдие неизречéнное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Бóжий, помилуй мя. Икос 1 Ангелов Твóрче и Гóсподи сил, отвéрзи ми недоумéнный ум и язык на похвалу пречистаго Твоегó имене, якоже глухóму и гугнивому дрéвле слух и язык отвéрзл еси, и глагóлаше зовый таковáя: Иисусе пречудный, Ангелов удивлéние; Иисусе пресильный, прародителей избавлéние. Иисусе преслáдкий, патриáрхов величáние; Иисусе преслáвный, вéрных укреплéние. Иисусе прелюбимый, прорóков исполнéние; Иисусе предивный, мучеников крéпосте. Иисусе претихий, монáхов рáдосте; Иисусе премилостивый, пресвитеров слáдосте. Иисусе премилосéрдый, пóстников воздержáние; Иисусе преслáдостный, преподóбных рáдование. Иисусе пречестный, дéвственных целомудрие; Иисусе предвéчный, грéшников спасéние. Иисусе, Сыне Бóжий, помилуй мя. Кондак 2 Видя вдовицу зéльне плáчущую, Гóсподи, якоже тогдá умилосéрдився, сына ея на погребéние несóма воскресил еси: сице и о мне умилосéрдися, Человеколюбче, и грехáми умерщвлéнную мою душу воскреси, зовущую: Аллилуиа. Икос 2 Рáзум неуразумéнный разумéти Филипп ищá, Гóсподи, покажи нам Отцá, глагóлаше; Ты же к нему: толикое врéмя сый со Мнóю, не познáл ли еси, яко Отéц во Мне, и Аз во Отцé есмь? Тéмже, Неизслéдованне, со стрáхом зову Ти: Иисусе, Бóже предвéчныи; Иисусе, Царю пресильный. Иисусе, Владыко долготерпеливыи; Иисусе, Спáсе премилостивый. Иисусе, хранителю мой преблагий; Иисусе, очисти грехи моя. Иисусе, отыми беззакóния моя; Иисусе, отпусти непрáвды моя. Иисусе, надéждо моя, не остáви менé; Иисусе, помóщниче мой, не отрини менé. Иисусе, Создáтелю мой, не забуди менé; Иисусе, Пáстырю мой, не погуби менé. Иисусе, Сыне Бóжий, помилуй мя.

http://ms.pravoslavie.ru/106845.html

Молитвослов / Православие.Ru Подписаться на рассылку Православный календарь Сретенская духовная семинария Церковь Защита веры Богословие Толкования Священного Писания История Церкви Жизнь Церкви Православие в мире Храмы, монастыри, святыни Монашество Праздники и посты Чудеса и Промысл Божий Человек Путь к вере Святые, подвижники благочестия Народ Божий Духовная жизнь Семья Создание семьи Семейные отношения Воспитание детей Опасности для семьи История Культура Общество Рубрики портала Новости Основы Православия Молитвослов Мониторинг СМИ Молитвы Молитвы на всякую потребу Распечатать Молитвы об исцелении болящих Канон за болящего см. здесь . Тропарь, глас 4 Скорый в заступлении един сый, Христе, скорое свыше покажи посещение страждущему рабу Твоему, и избави от недуг и горьких болезней и воздвигни во еже пети Тя и славити непрестанно, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче. Кондак, глас 2 На одре болезни лежащаго и смертною раною уязвленнаго, якоже иногда воздвигл еси, Спасе, Петрову тещу и разслабленнаго на одре носимого, сице и ныне, Милосерде, страждущаго посети и исцели: Ты бо един еси недуги и болезни рода нашего понесый, и вся могий, яко Многомилостив. Молитва об исцелении больного О Премилосердный Боже, Отче, Сыне и Святый Душе, в Нераздельней Троице покланяемый и славимый, призри благоутробно на раба Твоего ( имя ), болезнию одержимаго; отпусти ему вся согрешения его; подай ему исцеление от болезни; возврати ему здравие и силы телесные; подай ему долгоденственное и благоденственное житие, мирные Твои и премирные блага, чтобы он вместе с нами приносил благодарные мольбы Тебе, Всещедрому Богу и Создателю нашему. Пресвятая Богородице, всесильным заступлением Твоим помоги мне умолить Сына Твоего, Бога моего, об исцелении раба Божия ( имя ). Все святые и Ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его ( имя ). Аминь. Молитва ко Господу Владыко Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй, утверждаяй низпадающия, возводяй низверженныя, телесныя человеков скорби исправляя и, молимся Тебе, Боже наш, раба Твоего ( имя ), немощствующа посети милостию Твоею, прости ему всякое согрешение вольное и невольное. Ей, Господи, врачебную Твою силу с небесе низпосли, прикоснися телеси, угаси огневицу, укроти страсть и всякую немощь таящуюся, буди врач раба Твоего ( имя ), воздвигни его от одра болезненнаго, и от ложа озлобления цела и всесовершенна, даруй его Церкви Твоей благоугождающа и творяща волю Твою, Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем. Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://ms.pravoslavie.ru/112294.html

Молитвослов / Православие.Ru Подписаться на рассылку Православный календарь Сретенская духовная семинария Церковь Защита веры Богословие Толкования Священного Писания История Церкви Жизнь Церкви Православие в мире Храмы, монастыри, святыни Монашество Праздники и посты Чудеса и Промысл Божий Человек Путь к вере Святые, подвижники благочестия Народ Божий Духовная жизнь Семья Создание семьи Семейные отношения Воспитание детей Опасности для семьи История Культура Общество Рубрики портала Новости Основы Православия Молитвослов Мониторинг СМИ Молитвы Подготовка к Причащению Распечатать Последование ко Святому Причащению Молитвами святых отéц нáших, Гóсподи Иисусе Христé Бóже наш, помилуй нас. Аминь. Царю Небéсный, Утéшителю, Душе истины, Иже вездé сый и вся исполняяй, Сокрóвище благих и жизни Подáтелю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия сквéрны, и спаси, Блáже, души нáша. Святый Бóже, Святый Крéпкий, Святый Безсмéртный, помилуй нас. (Трижды) Слáва Отцу и Сыну и Святóму Духу, и ныне и присно и во вéки векóв. Аминь. Пресвятáя Трóице, помилуй нас; Гóсподи, очисти грехи нáша; Владыко, прости беззакóния нáша; Святый, посети и исцели нéмощи нáша, именé Твоегó рáди. Гóсподи помилуй. (Трижды) Слáва, и ныне: Отче наш, Иже еси на небесéх! Да святится имя Твоé, да приидет Цáрствие Твоé, да будет вóля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остáви нам дóлги нáша, якоже и мы оставляем должникóм нашим; и не введи нас во искушéние, но избáви нас от лукáваго. Гóсподи помилуй. (12раз) Приидите, поклонимся Царéви нáшему Бóгу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадéм Христу, Царéви нáшему Бóгу. (Поклон) Приидите, поклонимся и припадéм Самому Христу, Царéви и Бóгу нáшему. (Поклон) Псалом 22 Госпóдь пасéт мя, и ничтóже мя лишит. На мéсте злáчне, тáмо всéли мя, на водé покóйне воспитá мя. Душу мою обрати, настáви мя на стези прáвды, имене рáди Своегó. Аще бо и пойду посредé сéни смéртныя, не убоюся зла, яко Ты со мнóю еси, жезл Твой и пáлица Твоя, та мя утéшиста. Уготóвал еси прéдо мнóю трапéзу сопротив стужáющым мне, умастил еси елéом главу мою, и чáша Твоя упоявáющи мя, яко держáвна. И милость Твоя поженéт мя вся дни животá моегó, и éже вселити ми ся в дом Госпóдень, в долготу дний.

http://ms.pravoslavie.ru/105669.html

Молитвослов / Православие.Ru Подписаться на рассылку Православный календарь Сретенская духовная семинария Церковь Защита веры Богословие Толкования Священного Писания История Церкви Жизнь Церкви Православие в мире Храмы, монастыри, святыни Монашество Праздники и посты Чудеса и Промысл Божий Человек Путь к вере Святые, подвижники благочестия Народ Божий Духовная жизнь Семья Создание семьи Семейные отношения Воспитание детей Опасности для семьи История Культура Общество Рубрики портала Новости Основы Православия Молитвослов Мониторинг СМИ Молитвы Распечатать Молитвословия Триоди постной В неделю мытаря и фарисея На утрене по Евангелии Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых, помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. (Эти покаянные песни Церковь поет от Недели мытаря и фарисея до пятой Недели святой Четыредесятницы) Кондак Фарисеева убежим высокоглаголания, и мытареве научимся высоте глагол смиренных, покаянием взывающе: Спасе мира, очисти рабы Твоя. В Неделю блудного сына На утрене псалом 136 На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего. Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия: истощайте, истощайте до оснований его. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам. Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

http://ms.pravoslavie.ru/110939.html

Разделы портала «Азбука веры» Евхол о гий, Евхол о гион (греч. Εχολγιον — «Молитвослов») – важнейшая богослужебная книга Православных Церквей византийской традиции, сборник иерейских молитв и иных текстов для священнослужителей. В основе греческого Евхология лежит древний византийский сборник такого же названия. Современный Евхологий содержит: 1) иерейские молитвы для совершения Вечерни и Утрени, 2) Литургии Иоанна Златоуста , Василия Великого и Преждеосвященных Даров и 3) таинства, требы и различные отдельные молитвы освятительного характера. В качестве дополнительного материала (его объём варьируется в разных изданиях) могут помещаться указания календарного, уставн о го, канонического характера и другие статьи. Исторически название «Евхологий» (или его эквиваленты в Церквах дохалкидонской традиции) применяется также к сборникам, не содержащим текстов Литургий (слав. Требник ), а сборники с литургийными текстами, но без чинопоследований таинств и треб могут называться Литургиарий , или Литургикон (слав. Служебник ). Аналогичный Евхологию сборник в древней латинской традиции – Сакраментарий , позднее вытесненный Миссалом . В славяно-русской традиции, исключая древнейший период, греческий термин «Евхологий» употребляется без перевода так как его формальная калька – «Молитвослов» – приводит к смысловой путанице. В историко-литургическом аспекте Константинопольский Евхологий (Служебник-Требник) и палестинский Часослов (Орол о гий) – это «первые книги в истории византийского богослужения, которые и до сих пор являются основными книгами всех церковных служб и треб» ( Арранц М., О. I . «Око Церковное». История Типикона. Рим, 1998. С. 45). Византийский Евхологий – это литургическая книга константинопольского происхождения (несущая влияние и других традиций), предназначенная для епископов и священников. В основных чертах он сформировался ещё в первый период истории византийского “обряда” (типикона), т. е. до 726 года (начала иконоборчества), и его первая – иначе “древняя соборная” – редакция получила завершение благодаря трудам патриарха Германа Константинопольского († ок. 733 г.). Рукописи доиконоборческого Евхология не сохранились. В древности этот богослужебный сборник был известен под разными названиями, в том числе под именем Литургиáрион , что гораздо более соответствует его содержанию (Литургии являются его главными “статьями”), чем формальное Евхолóгион («Молитвенник», «Молитвослов»). (Не следует путать с современной книгой личного благочестия такого же названия, предназначенной для мирян.) Вероятно, причина такого довольно странного названия – в принципах оформления текста древних кодексов: рукописные Евхологии, ради экономии места, состояли главным образом из священнических молитв (εχ, эвх э ), и это породило традиционное название книги. Чрезвычайно краткие уставн ы е ремарки лишь напоминали священнику, когда он должен прочесть молитву или дать возглас; они часто писались на полях или в тексте мелким почерком.

http://azbyka.ru/evhologij-evhologion

свящ. Николай Оглоблин Отделение второе: о молитвословиях церковного Богослужения Составные части церковных молитвословий § 23. Словесное в церкви Христовой служение Господу Богу слагается главным образом: а) из возгласов, 19 молитв и отпусков; 20 б) из «священных и церковных поучений», или так называемых дневных чтений, и в) из многочисленных и разнообразных стихир, которые, или читаются, или поются, смотря по тому, как того требует «устав», или обычай церковный. Главный источник происхождения церковных молитвословий § 24. Все главнейшее и существенное во всех составных частях «словесного» Богослужения православной церкви заимствуется из св. писания, которое не только управляет, и, так сказать, движет духом и языком всего словесного Богослужебного состава, служа ему основою и руководительным началом; а и целыми значительными отделами, даже целыми книгами и полными частями входит в него и наполняет его. Так, весь новый завет входит в Богослужение полным составом своим, т. е. в числе всех 27-ми своих книг, не исключая и «апокалипсиса», который хотя и не так часто, как прочие новозаветные священные книги, а все же, в известные времена, должен быть, по «уставу», читан при Богослужении. Из ветхого завета, псалтирь то же вся и почти постоянно употребляется при Богослужении, за исключением лишь 151 псалма, собственно к ней и не относящегося. Сверх сего, берутся для Богослужения: а) из «псалтири» же: прокимны 21 , причастны 22 , припевы, или заглавны стихи 23 к «стихирам, величаниям» 24 , и антифоны 25 ; б) более, чем из 30-ти ветхозаветных священных кпих 26 – различные, по большой части, небольшие, но цельные отделения, для чтений, известных под именем: паремии; в) для употробления, в некоторых случаях, при Богослужении, преимущественно же как образцы, для так называемых, в церковных службах, канонов 27 , и особенно – для ирмосов 28 в этих канонах, берутся следующие библейские священные пясни: 1) благодарствевная Господу Богу песнь человека Божия, Моисея, по чудесном переходе израильтян чрез Чермное море 29 ; 2) его же предсмертная обличительная песнь на непослушного израиля 30 ; 3) песненное живейшее благодарение Иегов, от Анны матери самуиловой, за рождение Самуила 31 ; 4) молитва пророка Аввакума 32 ; 5) песнь пророка Исаии 33 ; 6) молитва пророка Ионы, во чреве китов 34 ; 7) песнь одного из трех св. отроков в пещи вавилонской – Азарии 35 ; 8) песнь всех трех св. отроков в той же пещи 36 9). В заключение всех этих ветхозаветных свящ. песнопений, берется из «Нового завета» и почти постоянно при Богослужении употребляется глубоко-знаменательная н светло-возвышенная благодарственная песнь Богородицы 37 по временам с нею соединяегся и песнь отца предтечева, св. праведного Захарии 38 . Второй источник происхождения церковных молитвословий

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010