Закрыть «Никакого заявления об отделении от Русской Церкви не было» Священный Синод рассмотрит поправки, которые приняты Собором Украинской Православной Церкви и внесены в её Устав 30.05.2022 1212 Время на чтение 4 минуты Фото: Сергей Власов Вчера в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось внеочередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, сообщает Патриархия.ru. Члены Синода обсудили итоги состоявшегося 27 мая с.г. в Киеве Собора Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, на котором были приняты дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви, а также ряд иных решений в связи с продолжением военных действий на Украине, усилением давления на Украинскую Православную Церковь, продолжающимися захватами ее храмов, множественными фактами дискриминации и нарушения прав ее верующих. По итогам заседания члены Синода постановили (журнал 56): 1. Выразить всемерную поддержку и понимание архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам Украинской Православной Церкви, подвергающейся беспрецедентному давлению со стороны представителей раскольнических структур, местных властей, средств массовой информации, экстремистских организаций и националистически настроенной части общественности. 2. Призвать полноту Русской Православной Церкви к горячим молитвам об укреплении сил наших собратьев на Украине, о даровании им мужества и помощи Божией в каждодневном подвиге христианского свидетельства. 3. Констатировать, что статус Украинской Православной Церкви определен Грамотой Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 27 октября 1990 года. 4. Отметить, что принятые Собором Украинской Православной Церкви дополнения и изменения в Устав об управлении Украинской Православной Церкви нуждаются в изучении в установленном порядке на предмет их соответствия упомянутой Грамоте и Уставу Русской Православной Церкви, согласно которому таковые дополнения и изменения должны быть представлены на одобрение Патриарху Московскому и всея Руси.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/30/ni...

Выступление председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина на XVIII Международных Рождественских чтениях 31 2010 р. 17:34 Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин выступил 27 января на пленарном заседании XVIII Международных Рождественских чтений. ...Нам нужно вместе порассуждать о том, как должно выстраиваться общественное служение православных христиан. Сегодня Церковь и общество в России, на Украине, в Белоруссии, в Молдове — это в значительной степени одно и то же, потому что общество в наших странах состоит по преимуществу из православных христиан. Значит, одни и те же люди в значительной степени составляют как Церковь, так и общество. У христиан есть общественное служение, хотя бы потому, что они в большинстве своем являются профессионалами в разных областях жизни государства и общества. У нас немало православных государственных служащих, православных спортсменов, православных политиков, православных предпринимателей, православных художников, рабочих, крестьян, то есть людей самых разных профессий, в силу которых они имеют определенные общественно значимые задачи. И когда мы говорим об общественной миссии православных христиан, это означает, что человек, трудящийся в любой сфере жизни общества и государства, должен себя проявлять как христианин, должен быть человеком веры, что бы он ни делал и в какой бы сфере общественной жизни он ни трудился. Более того, у православных христиан есть некая соборная, совокупная общественная миссия, которую они могут осуществлять, будучи тружениками в тех или иных областях, координируя, объединяя свои усилия именно в качестве православных христиан, позитивно влияя на ту или иную сферу жизни общества и жизни государства. Нам нужно решительно отвергнуть известную идею, которая навязывается нам как со стороны некоторых светских сил, так и со стороны некоторых людей, которых мы встречаем внутри Церкви. Идея эта сводится к следующему: мы не должны мыслить чем-то единым свою церковную жизнь и свое общественное служение или свою профессиональную деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210308...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ Est (Theologia) scientia, qua fides saluberrima, quae ad beatitatem veram ducit, gignitur, nutriur, defenditur, roboratur. Augustin., de Trinit. lib. XIV, cap. 1. § 152. Понятое о разных способах изучения Христианской веры и разделение этой части Христианская вера, составляющая предмет православного Богословия, всегда одна и та же по своему существу; источники, т. е. св. Писание и св. Предание, в которых содержится учение о ней, также всегда неизменны сами в себе. Но способ (метод) изучения Христианской веры на основании этих источников может быть различен. Можно изучать её, во-первых, непосредственно из св. Писания (разумеется, под руководством Церкви), изучать в том самом порядке, в каком следуют священные книги одна за другой, и в каком изложены в них все подробнейшие истины Божественного откровения: это способ изучения библейский. Можно изучать её, во-вторых, из писаний св. Отцов Церкви, как главнейших хранителей св. Предания, следуя хронологическому порядку происхождения этих писаний: это способ изучения патристический или отеческий. Можно изучать её, в-третьих, из тех исповеданий или катехизисов, которые предлагает Церковь , как образ здравых словес, и в порядке, в каком изложены в них истины веры: это способ изучения катехизический 750 . Наконец, можно изучать Христианскую Веру систематически. Имея в виду подробнее раскрыть понятие об этом последнем способе изучения Христианской веры, который один возводит Богословие на степень науки, вначале мы скажем о системе православного Богословия вообще, а потом о составных частях этой системы в особенности. ОТДЕЛ I. О СИСТЕМЕ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ ВООБЩЕ I. ХАРАКТЕР СИСТЕМЫ ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛОВИЯ § 153. Понятие о ней Под именем системы православного Богословия (сообразно с общепринятым понятием о системе) должно разуметь такой способ изложения истин православной веры Христовой, по которому они представляли бы собой одно стройное целое, как бы один живой и совершенный организм. Для этого от системы православного Богословия требуется:

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Патриарх Алексий изложил католической делегации позицию Православной Церкви Москва, 24 февраля 2004 г. 22 февраля 2004 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II принял делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером, сообщает " Служба коммуникации ОВЦС МП " . Перед началом встречи кардинал Вальтер Каспер передал Его Святейшеству письменное поздравление с 75-летним юбилеем от Главы Римско-Католической Церкви Папы Иоанна Павла II. Обращаясь к гостям, предстоятель Русской Православной Церкви, в частности, сказал: " Я рад приветствовать делегацию Римско-Католической Церкви во главе с председателем Папского совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером. К сожалению, отношения между нашими Церквами за последнее время сложились не лучшим образом, и думаю, мы взаимно желаем обсудить существующие проблемы и найти пути их решения " . Предстоятель Русской Православной Церкви подчеркнул, что экклезиологический принцип, который был заложен II Ватиканским Собором в отношении Православных Церквей, как Церквей-сестер, должен реализовываться, но, к сожалению, этот принцип в последнее время не функционирует, и создается впечатление, что Римско-Католическая Церковь отказалась от этого принципа. " Мы, ведь, ежегодно имели встречи с Папским советом по содействию христианскому единству, - сказал Святейший Патриарх Алексий. - И на этих встречах мы обсуждали многие вопросы, в том числе, как нам вместе совершать свое служение в этом мире. К сожалению, иногда те решения, которые принимались на этих встречах оставались только на бумаге. Например, была достигнута договоренность о том, что при создании новы структур Римско-Католической Церкви на канонической территории Московского Патриархата, священноначалие Русской Православной Церкви будет уведомляться заранее. К сожалению, эта договоренность была забыта, и четыре епархии на канонической территории Русской Православной Церкви были созданы, и мы узнали об этом уже после того, как было принято определение по этому вопросу " . Патриарх Алексий подчеркнул, что создание провинции Римско-Католической Церкви на территории Русской Православной Церкви, образование митрополии во главе с митрополитом в Москве тоже воспринимается нами как недружественный шаг. " Нам говорили, что это не Московский митрополит, а митрополит в Москве, но это казуистика " , - сказал Патриарх Алексий.

http://pravoslavie.ru/9040.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Содержание Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века: начало христианства на территории современных Чехии и Словакии; деятельность святых братьев Кирилла и Мефодия; борьба «Мефодиевской Церкви» с католической пропагандой; оппозиция латинизму со стороны гуситов; действия католиков после белогорской битвы 2. Православие у чехов в XIX и начале XX вв.: заявление проживавших в России чехов; торжества в связи с их присоединением к Православной Церкви; открытие храмов в Чехии; создание «Православной беседы» в Праге; Православная Церковь в Чехии во время Первой мировой войны 3. Положение Православия в Восточной Словакии: Ужгородская уния; Мармарош-Сигетский процесс 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике: движение к восстановлению Православия на всей территории Республики; деятель Православия епископ-мученик Горазд; «Реформистская фракция римско-католического духовенства»; издание Фарским и Калоусом своего Катехизиса; «посвящение» Фарского в «патриарха»; образование Чешской Гуситской Церкви; ее учение, «патриархи»; история «Чешской православной общины»; установление единой Сербской юрисдикции; борьба с оккупантами; казнь епископа Горазда и гонения на Чешскую Православную Церковь; оценка подвига епископа Горазда правительством социалистической Чехословакии 5. Общий обзор истории Православия в Чехии и Словакии 6. Православная Церковь в Чехословакии после Второй мировой войны: бедственное состояние Церкви непосредственно после войны; мероприятия правительства по улучшению церковной жизни; принятие православных чехов и словаков в ведение Русской Церкви; учреждение Экзархата; увеличение числа храмов, паствы, епархий; отмена Ужгородской унии; открытие Духовных школ

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

Есть сапожники-христиане, но не существует христианского сапожного мастерства Сегодня на рынке представлено немало православных фирм и организаций — паломнические и туристические фирмы, ателье и стоматологии…. Не секрет, что качество услуг в православных фирмах нередко хромает, а сотрудники получают меньшую зарплату, чем в аналогичных светских фирмах. Комментирует ситуацию протоиерей Николай Балашов 12 мая, 2011 Сегодня на рынке представлено немало православных фирм и организаций — паломнические и туристические фирмы, ателье и стоматологии…. Не секрет, что качество услуг в православных фирмах нередко хромает, а сотрудники получают меньшую зарплату, чем в аналогичных светских фирмах. Комментирует ситуацию протоиерей Николай Балашов На портале «Правмир» идет обсуждение работы, условий труда и оплаты труда в православных организациях. Сегодня на рынке представлено немало православных фирм и организаций — православные паломнические и православные туристические фирмы, православные ателье и православные стоматологии, православные ремонтные работы и православные кадровые агентства. Не секрет, что качество услуг в православных фирмах нередко хромает, а сотрудники получают меньшую зарплату, чем в аналогичных светских фирмах. Об этой сложной ситуации мы беседуем с протоиереем Николаем Балашовым , заместителем председателя Отдела внешних церковных связей. Читайте также: Работаем бесплатно, во славу Божию? — Отец Николай, как можно прокомментировать то, что сегодня есть фирмы, которые называют себя православными, набирают даже православный коллектив, но при этом не платят нормальную зарплату (вот еще, это же стяжательство!), не дают отгулов, а спрашивают по полной программе. — Нельзя навязывать людям аскетические добродетели в принудительном порядке. Всякие попытки закамуфлировать неподобающее обращение с людьми удобными ссылками на смирение , послушание и нестяжательство – Бога не обманут, и умных людей – тоже. Встречаются случаи, когда слово «православный» в названии какой-либо организации заранее наводит на мысль о низком качестве ее деятельности. Платят мало, делают плохо, но «зато православные». И это, конечно, только компрометирует Церковь Христову. Совершенно недостойная игра со святыми словами.

http://pravmir.ru/est-sapozhniki-xristia...

Синод Антиохийской Православной Церкви отверг авторитет состоявшегося на Крите Собора Баламанд, 3 июля 2016 г.    Подводя итоги своей седьмой внеочередной сессии, проходившей под председательством Патриарха Антиохийского и всего Востока Иоанна Х с 25 мая по 27 июня 2016 года в Баламандском монастыре в Ливане, Священный Синод Антиохийской Православной Церкви выступил с заявлением, которое в переводе с арабского на греческий язык опубликовало информационное агентство " Ромфея " , сообщает Седмица.ru .      Иерархи Антиохийской Православной Церкви, прежде всего, поздравили свою паству с праздником святых первоверховных апостолов Петра и Павла, основателей Антиохийской Церкви. Вспоминая учеников Спасителя и первых христиан, которые свидетельствовали о воскресении Иисуса Христа из мертвых своим мученическим подвигом, Синод Антиохийской Православной Церкви напомнил, что и сегодня христиане совершают подвиг мученичества в " истерзанной Сирии, замученном Ливане, окровавленном Ираке " . Члены Синода особо отметили в своем послании митрополита Алеппского Павла (Язиджи), родного брата Патриарха Иоанна Х, похищенного три года назад, о котором с тех пор нет никаких известий. Синод Антиохийского Патриархата также рассмотрел вопрос о Святом и Великом Соборе Православной Церкви, созыв которого готовится в течение более пятидесяти лет. Иерархи Антиохийского Патриархата с сожалением констатировали, что отсрочка проведения Собора, о которой просил Синод Антиохийской Церкви ради укрепления единства вселенского Православия, так и не была предоставлена. По этой причине не удалось достичь общеправославного консенсуса по спорным вопросам повестки дня Собора, так как не было выполнено экклезиологическое условие для участия в Соборе всех Поместных Православных Церквей по причине не преодоленного к настоящему времени разрыва евхаристического общения между Антиохийским и Иерусалимским Патриархатами. Синод Антиохийского Патриархата с сожалением отметил, что не только просьба Антиохийской Православной Церкви отложить проведение Собора не нашла ответа, но и аналогичные просьбы Русской, Болгарской и Грузинской Церквей также были проигнорированы. Синод констатировал, что в конечном счете Собор, который изначально предназначался стать всеправославным, был созван в отсутствие четырех автокефальных Церквей, паства которых составляет около половины от общего количества православных верующих во всем мире.

http://pravoslavie.ru/94978.html

Проект документа Всеправославного Собора, принятый V Всеправославным предсоборным совещанием в Шамбези, 10-17 октября 2015 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в процессе движения к единству христиан в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением «чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства христиан нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на её православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства христиан на основе веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravoslavie.ru/90122.html

Сортировать по Исключить новости Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит 1. Православная Церковь, будучи Единой, Святой Соборной и Апостольской Церковью, в глубоком церковном самосознании твердо верит, что занимает главное место в деле продвижения христианского единства в современном мире. 2. Православная Церковь основывает свое единство на факте ее основания Господом нашим Иисусом Христом и общении во Святой Троице и таинствах. Это единство выражается в апостольском преемстве и святоотеческом предании, и Церковь доныне живет им. Православная Церковь имеет миссию и долг передавать и возвещать всю содержащуюся в Священном Писании и Священном Предании истину, которая и придает Церкви кафолический характер. 3. Ответственность Православной Церкви в отношении единства, равно как и ее вселенская миссия, были выражены Вселенскими Соборами. Они особенно подчеркивали наличие неразрывной связи между правой верой и общением в таинствах. 4. Непрестанно молясь «о соединении всех», Православная Церковь всегда развивала диалог с отделенными от нее, ближними и дальними, первенствовала в поиске путей и способов восстановления единства верующих во Христа, принимала участие в экуменическом движении с момента его появления, и вносила свой вклад в его формирование и дальнейшее развитие. Кроме того, Православная Церковь, которой присущ дух вселенскости и человеколюбия, в согласии с божественным произволением « чтобы все люди спаслись и достигли познания истины » (1 Тим. 2:4), всегда трудилась ради восстановления единства христиан. Вот почему участие православных в движении за восстановление единства с другими христианами в Единой Святой Соборной Апостольской Церкви нисколько не чуждо природе и истории Православной Церкви, так как последовательно выражает апостольскую веру и Предание в новых исторических условиях. 5. Современные двусторонние богословские диалоги, которые ведет Православная Церковь, равно как и ее участие в движении за восстановление единства христиан, основываются на ее православном самосознании и духе вселенскости, и имеют целью поиск утраченного единства всех христиан на основе истины веры и предания древней Церкви семи Вселенских Соборов.

http://pravmir.ru/otnosheniya-pravoslavn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010