православной мысли



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Славянофильство: тоска по христианской Европе - ...Искать в Источникеfoma.ru
... предложена, с одной стороны, советским проектом, а с другой — современным западным проектом. Можно ли представить себе такую культуру, которая была бы одновременно и светской, и религиозной, сохраняла бы в себе важное значение Церкви и религиозного предания, но в то же время не превращалась бы в теократию, построенную по модели Великого инквизитора? С потенциалом славянофильства связан религиозный ренессанс в русской эмиграции после революции, когда Церковь и Православие рассматривается как самоценность, а не просто как противовес Западу. В эмиграции мы получили расцвет богословской и православной мысли, расцвет, которого, может быть, даже не было в России. Русская религиозная философия в известной своей части состоялась в эмиграции, потому что те философы, которые занимались в России теорией познания и онтологией, в эмиграции становились подлинно христианскими мыслителями. Это очень интересный феномен. Здесь Церковь и христианская вера не становятся элементами музейного сохранения идентичности. Идентичность — не самоцель, не самоценность. Если мы потеряем веру, но сохраним идентичность, хорошо ли это будет? Может, лучше сохранить веру? — Тем не менее как славянофилы ... текст полностью ...
Что такое «благодать Божия»?Искать в Источникеazbyka.ru
... если это так? А его некоторые называют еретиком даже. Странно, что так непочтительно отзываются о нем некоторые бывшие ученики, чаще совсем еще молодые. Профессор Осипов основывается на святых отцах. А молодые священники, вероятно, не очень-то жалуют святоотеческую литературу, проще ведь что-то современное почитать. Вот и не понимают, о чем профессор говорит. Вы правильно уловили направление моих мыслей. Поясню их: Алексей Ильич безусловно очень много сделал и делает для образования наших студентов в духовных Семинариях и Академиях, однако я не сказал бы, что его лекции - чистый родник православной мысли. А. И. отрицает вечность ада, высказывает очень и очень странные мысли о Первородном грехе, Искуплении, спорные мысли о Евхаристии. Конкретно, о нашей теме, касающейся отца Порфирия: У А. И. есть некоторая узость, которая повторяется из публикации в публикацию, из лекции в лекцию. А именно: он сужает путь православной духовности до пути, начертанного святителем Игнатием Брянчаниновым. Путь духовного опыта шире, глубже, полноводней, а тут все подгоняется под шаблон, под некий, даже, трафарет. Получается, что святитель Игнатий открыл «формулы» духовности и те, кто ... текст полностью ...
Различение сущности и энергии в учении Свт. ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... ) . [3] На русском языке нет даже свода всех имеющихся переводов, а издания носят фрагментарный характер. Среди исследований широко доступны только две монографии: уже упомянутый труд о. Иоанна Мейендорфа, а также работа архимандрита Киприана (Керна) «Антропология Св. Григория Паламы». Недавно издательством Олега Обышко была издана (к сожалению, с тиражом лишь 1000 экзепляров) монография Д. И. Макарова «Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий) ». Ссылаясь на эти данные можно заключить, что исследование учения св. Григория Паламы, являющегося, по сути, вершиной православной мысли и финальной точкой византийской философии, представляется весьма актуальным на сегодняшний день как для России, так и для других стран, чьим культурным ядром является восточное христианство. В подтверждение можно привести слова такого знаменитого современного исследователя исихазма, как С. Хоружий: «Прежде всего, важные задачи ставит перед нами богословие энергий святителя Григория Паламы: мы еще крайне далеки, увы, от создания современного православного учения об энергии». [4] В настоящей статье дается обзор именно этого аспекта учения Паламы как он представлен самим ... текст полностью ...
О богослужебном языке и внебогослужебной ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... внебогослужебные встречи. Если это требование будет выполняться, мы можем надеяться на появление в храмах большего количества детей и молодежи. Которые уже не будут считать Святую Русь какой-то там непонятной сказкой. Фото: hnir. ru Протоиерей Владимир Воронцов, настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери, г. Северодвинск: — Отказываться от церковнославянского языка мы не должны. Вопрос его понимания — это вопрос не только общей, но и духовной грамотности. Церковь не должна понижать свой уровень, в том числе интеллектуальный — она должна помочь возрождению культуры православной мысли. Я считаю, что на таких собраниях, о которых говорит Патриарх, имеет смысл разбирать богослужебные тексты. Будь то тексты утренних или вечерних молитв или канонов к Причастию, будь то тексты следующего церковного праздника октоих, минеи, часослов, псалтирь — это, на мой взгляд, кладезь, сокровищница христианской мысли. Помочь молодому поколению, да и старшим тоже, узнать эту сокровищницу, черпать из нее знания, я думаю, мы можем и должны. Нельзя позволить, чтобы, имея все возможности для повышения образования, мы их не использовали. Мы и так уже потеряли несколько ... текст полностью ...
Преподобный Иустин (Попович) и святоотеческое ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... примером преподобного Иустина (Поповича) , его отношения к Священному Преданию вернуть нас назад, прочь с опасных и губительных путей, по которым блуждаем мы сознательно или неосознанно. Но прежде чем говорить о преподобном Иустине в свете святоотеческого предания, сначала необходимо объяснить и упорядочить некоторые понятия, чтобы предупредить возможные недоразумения. И выяснить, прежде всего, кто суть святые отцы и что есть святоотеческое предание, а также как и когда правильно ему следовать. Без соответствующих пояснений и хотя бы неполного обзора воззрений на сей вопрос в истории православной мысли невозможно ни правильно уяснить связь преподобного Иустина с преданием, ни определить наше к нему отношение, что для нас представляется весьма важным. Слово отец употребляется в Церкви очень часто, однако не всегда и всюду в одном значении. Так, в раннехристианские времена отцами были и назывались духовные вожди и учители, занимавшие важное место в жизни юной Христовой Церкви и потому пользовавшиеся большим авторитетом и уважением. Это показывало, какую великую ценность имеет в христианстве новое духовное рождение. Сами святые апостолы называли своих учеников чада (2 Ин.) ... текст полностью ...
Восток и Запад в богословии и церковной истории – ...Искать в Источникеpravmir.ru
... отстаивает использование силлогизмов латинянами и говорит, что мы действительно были научены отцами использовать силлогизмы в богословских спорах, и никто не будет писать даже против латинян на этом основании. Палама настаивает на необходимости рационального подхода, рационального исследования, и сам не считает зазорным использование силлогизмов, если это необходимо. Таким образом, он показывает себя наследником целой большой традиции византийской схоластики, традиции рациональной аргументации, тщательного исследования Писания, которая действительно была так характерна для богословской православной мысли начиная с V века и далее. Не будем забывать о том, что диспуты Паламы с Варлаамом Калабрийским начались не с вопросов о методах молитвы, не с вопросов о сущности нетварного света, но они начались вокруг применения определенной аргументации, о политических аргументах в богословии, об уместности этой аргументации, которая была достаточно западной, если мы будем подходить так строго – Запад и Восток. В этом смысле можно сказать, что оппоненты Паламы, его современники больше проявляют антирационализма и антизападнических настроений, чем сам Палама. Поставив под сомнение то, ... текст полностью ...
Католики и православные. Что мы думаем друг о ...Искать в Источникеpravmir.ru
... принимать? Для этого есть определенная теория даже. Вчера мы говорили, что нет никакой благодати в Католической Церкви, а сегодня принимаем, епископа даже можем принять в сущем сане по икономии, по снисхождению. Ну что ж за такая икономия, которая вдруг без рукоположения, без крещения, миропомазания принимает человека как епископа или священника? Это странно. Анна Данилова: Но принимает. Протоиерей Владимир Шмалий: Внутреннее противоречие здесь есть, действительно. И в этом смысле как раз сам факт существования Католической Церкви, с которой мы взаимодействуем, является вызовом для православной мысли. И это хорошо. Я сейчас хочу поблагодарить католиков за то, что они есть, потому что они не позволяют нам заснуть, погрузиться в эту тысячелетнюю дремоту. И хотелось бы сказать уважаемым ревнителям, что здорово то, что перед нами стоит этот вызов. Алексей Юдин: Это мысль, высказанная когда-то Иоанном Павлом II в его книге «Переступить порог надежды»: может быть, наше разделение – это еще какой-то путь, который открывает полноту замысла. Я всерьез не мог его дочитать до конца, чем очень обидел моих православных друзей, которые из самых лучших побуждений предложили мне сие ... текст полностью ...
Свято-Сергиевский Православный богословский ...Искать в Источникеpravmir.ru
... движения и стал духовным центром русской эмиграции. Свято-Сергиевский Православный богословский институт в Париже находится на грани закрытия Отцами-основателями Института стали такие легендарные для Русской Православной Церкви личности, как прот. Сергий Булгаков, епископ Вениамин Федченков, прот. Георгий Флоровский, проф. Лев Зандер, протопресвитер Василий Зеньковский и многие другие. И 90 лет этот знаменитый Институт жил, выпускниками его были такие столпы современного богословия, как протопресвитер Александр Шмеман, профессор-библеист Борис Сове, архиепископ Сергий Коновалов, арх. Софроний (Сахаров) и еще целая плеяда выдающихся мыслителей. Сегодня, как выяснилось, это уникальное высшее учебное заведение, один из мощнейших духовных центров русской православной мысли, находится на грани добровольного самороспуска, закрытия. Ректором института по должности является глава западноевропейского экзархата Русских приходов, архиепископ Иов Геча, фактически же институтом руководит декан. Сейчас им является протоиерей Николай Чернокрак. Теги: Париж Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения ... текст полностью ...
«Формирование и развитие социального учения ...Искать в Источникеpravoslavye.org.ua
... сотрудничает с социальной философией, социологией и политологией [1]. Вот только некоторые вопросы, которые рассматривает социальное учение Церкви: как и почему развивается общество, происходит форми­рование и развитие личности, как действуют различные социаль­ные институты — Церковь, государство, культура, образование, экономика, как Церковь взаимодействует с государством, общественными институтами и современным социумом в целом? Важно иметь в виду, что вызовы современной цивилизации, процессы глобального кризиса всех сфер человеческой жизнедеятельности говорят нам о том, что промедление православной мысли в формировании и развитии социального учения Православия чревато печальными процессами утраты доверия современного общества авторитету Церкви. В целом должны сказать, что, безусловно, определенная исследовательская пассивность православных богослов в социальной проблематике обусловлена тем, что многие православные христиане отрицают всякую причастность христианства к формированию основ политики, геополитических стратегий, участию в открытой общественно-политической деятельности, имея в виду негативные процессы политической борьбы, манипуляции массовом сознанием, цинизма и ... текст полностью ...
Речь митрополита Керкиры, Пакси и близлежащих ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... г. Полтавы. Умер Никифор Феотокис в 1800 году, или, согласно другим источникам, в 1805 г. Особенно значимыми являются его работы «Послание для раскольников» и «Речь к Императрице Екатерине». В мае 2006 года на нашем острове прошло важное научное и церковное собрание, посвященное личностям Евгения Вульгариса и Никифора Феотокиса, организованное нашей Митрополией и Международной Церковно-научной исторической Конференцией. Для нас явилось особой радостью, что конференция была организована вместе с Русской Церковью, где эти два просветителя служили Церкви и несли свет, являя прогрессивность православной мысли и сохраняя преемственность Церквей. В 2005-2006 гг. у нас также была возможность принимать у себя русскую делегацию в дни торжественных мероприятий в честь святого Федора Ушакова. В те дни на остров пришел большой десантный корабль для участия в праздничных мероприятиях русско-греческой дружбы, посвященных святому Федору Ушакову, русскому адмиралу, канонизированному Русской Православной Церковью за свои подвиги и благочестивую жизнь. В XVIII веке, будучи командующим Черноморским Флотом, он дважды победил турецкий флот и спас Керкиру от османского разорения, а так же ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: православной мысли
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"