1) Слово есть Бог от Бога, «и Бог бе Слово» (Иоан. 1:1); и еще: «ихже отцы, и от нихже Христос... сый над всеми Бог благословен во веки, аминь» (Рим. 9:5). И поелику Христос есть Бог от Бога и Божие Слово, Премудрость, Сын и сила, то в Божественных Писаниях возвещается посему единый Бог. Ибо Слово, будучи Сыном единого Бога, возводится к Тому, Чье Оно Слово, так что Отец и Сын суть два и вместе нераздельная и неразлагаемая единица Божества. Можно сказать еще и так: одно начало, а не два начала Божества. Отсюда и единоначалие в собственном смысле. От сего же начала есть Слово, Сын по естеству, не Сам Собою состоявшийся, как другое начало, и не вне сего начала происшедший (иначе, сею разностью производилось бы двоеначалие и многоначалие), но единого начала собственный Сын, собственная Премудрость, собственное Слово, от сего начала сущее. Ибо, по сказанному Иоанном, «в сем начале бе Слово, и Слово бе к Богу». Начало есть Бог. И поелику Слово от сего Начала, то посему «и Бог бе Слово». Но как одно Начало, и посему един Бог, так подлинно, истинно и действительно сущая сущность и ипостась есть единая, именно та, которая говорит: «Аз есмь Сый» (Исх. 3:14), а не две сущности; иначе будут два начала. От единой же сущности есть Слово, Премудрость, ее собственная и неотлучная от нее Сила, по естеству и истинно Сын; но как не иная сущность, чтобы не было двух начал, так и от единой сущности не слово разрешаемое, не просто знаменательный глас, но существенное Слово, существенная Премудрость, то есть воистину Сын. А если бы Слово было не существенное, то Бог глаголал бы на воздух и имел тело ничем не преимущественнее человеческого. Поелику же Бог — не человек, то и Слово Его не может быть подобно человеческой немощи. Как начало есть единая сущность, так одно существенное и самостоятельное Слово сей сущности и одна Премудрость. Как от Бога есть Бог, от Премудрого — Премудрость, от СловесногоСлово, от Отца — Сын, так от Ипостаси — Ипостасный, от Сущности — Существенный и Самосущный, от Сущего — Сущий.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Нравоучительные сочинения Собрание «нравоучительных» сочинений преп. Максима Грека: Слово 1. Весьма душеполезное для внимающих ему. Беседует ум к душе; здесь же и против лихоимства Слово 2. Беседа души с умом, в вопросах и ответах, о том, откуда рождаются в нас страсти; здесь же и о Божественном Промысле и против астрологов Слово 3. Прение о твердом иноческом жительстве, где лица спорящие суть: Филоктимон и Актимон, то есть, любостяжательный и нестяжательный. Слово 4. О покаянии, очень полезное для тех, кои с верою и нелицемерною любовью, со вниманием и должным рассуждением прочитывают оное. Слово 5. О покаянии Слово 6. О ненасытном чреве, служащим для иночествующих причиною бесчисленных зол Слово 7. О прелести сонных мечтаний Слово 8. Нравоучительные наставления для владеющих над истинноверующими Слово 9. О непостижимом Промысле Божием, Его благости и человеколюбии; здесь же и против лихоимцев Слово 10. К тем, которые живут во грехах неисправимо, но ежедневно исполняют каноны и молитвы, установленный святыми отцами, и этим надеются спастись Слово 11. О том, что следует нам делом исполнять наши обеты Слово 12. Поучение к монашествующим о прохождении иноческой жизни и о значении великой схимы Слово 13. Послание к некоторому желающему отречься мира и идти во иночество, но медлящему, который не раз уже чувствовал понуждение к сему, но еще просит от преп. Максима разъяснения некоторых притчей и загадочных темных изречений Слово 14. К намеревающимся оставить своих жен без законной причины и поступить в иночество Слово 15. Откровение Пресвятой Богородицы к лихоимцам, развратникам и делателям всякого зла, которые всякими канонами и различными пениями надеются благоугодить Ей Слово 16. Относительно разрешения обета поста Слово 17. Побуждение к покаянию Слово 18. Послание к некоторому другу его, сидящему в темнице, который спрашивал его, как избавиться от искушения сатанинского, от случающихся во сне скверных истицаний, от блудных ощущений и помыслов и от малодушия Слово 19. Против предающихся безумно богомерзким скверным содомским грехам, низводящим в погибель и в муку вечную

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=885...

Общение наше главным образом происходит через слово, и не безразличен образ этого общения. Наше слово есть отображение воплотившегося Слова. Господь сказал: " Да будет свет " . И невидимое через слово приняло свое бытие. Слово являет величайшую силу в мире. " Словом Господа сотворены небеса и духом уст Его - все воинство их " (Пс.32:6). И в нас через слово является скрытое, сокровенное делается явным. С какой осторожностью надо употреблять слово! Как важно, чтобы наше слово имело атмосферу добра. Общением через слово мы ищем для себя блага, хотим иметь его в себе. Слово, имеющее в своем исхождении благо, осветляет нам нашу жизнь. Если в беседе благое слово имело силу, то после беседы у нас надолго остается хорошее чувство чего-то ценного, общего нам, божеского. Слово должно сближать нас, вносить единение, а не разложение и разделение. Слово, попадающее в резонирующую среду, производит величайшее действие, которое имеет громадное значение во всем строе нашей жизни. Но мы пребываем в состоянии греховности. Наше слово ослабляется нашей греховностью и не приходит в жизнь полным звуком. Только отсеянное от греха слово является в полной силе, так как оно соединено тогда со Словом, сотворившим мир. Наше слово, исходя из тайников нашей души, неослабленное в своем исхождении греховностью, в силе потенциального добра, находящегося в нас, попадая вовне, несет в себе добро и свет, поскольку оно соединено с Источником света Бого-Словом. Оно воплощается. Расточая слова без всякого внимания к ним, мы и не думаем, что слова эти, восходящие до неба и уходящие в вечность, могут нести разделение и разложение в семье, в обществе, в мире. Собравшись, в беседе мы обыкновенно начинаем с суждения о чем-либо и быстро переходим в осуждение, не считая даже это за грех. Осуждение - язва, разлагающая нашу жизнь. Осуждение разделяет нас, отталкивает друг от друга, а с разделением происходит разложение того хорошего, что в нас есть. Слово должно творить нашу жизнь, собирать добро, сближать нас, вносить единение, а не разделение, разложение и смерть. И как важно, чтобы слово, отображение Логоса на земле, несло бы нам свет и радость бытия среди атмосферы вражды и разделения, в которых мы живем. Мы часто словом приписываем людям то, чего в них нет, подозреваем их в том, чего даже и не существует на самом деле. Такое пользование словом сеет между нами только разделение. Благое же слово, попадая в среду, где находит себе отзвук, производит величайший переворот в этой среде, двигает горами. Мы видим это постоянно в истории всего человечества.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Слово об осуждении еретиков». 1504-1505 г. Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников «Слово об осуждении еретиков», один из наиболее ярких документов религиозной нетерпимости господствующей феодальной церкви начала XVI в.,. в первоначальной редакции никогда не издавалось. Впоследствии это «Слово», написанное по всей видимости Иосифом Волоцким, было включено в пространную редакцию его «книги на новгородских еретиков» («Просветителя»)—в качестве 13-го «слова». В этой новой редакции данное «Слово» издано вместе со всем «Просветителем». Но до включения в пространную редакцию «книги Иосифа», «Слово об осуждении еретиков» имело несколько иной текст, чем будущее 13-е «слово» «Просветителя». «Слово об осуждении еретиков» дошло до нас в составе сборников, содержащих Рогожский извод краткой редакции «Просветителя». Здесь оно читается (за одним исключением) после слитого воедино 9—10-го «слова», и либо вовсе не имеет номера, либо именуется 10-м «словом». После него следует, без номера или с 11, 11-е «слово» (о монашестве); далее — «Слово о благопремудростных коварствах» (см. ниже, стр. 498) и «Послание о соблюдении соборного приговора 1504 г.» (см. стр. 503). Перечисляем эти сборники: 1) БИЛ, Рогож. 530; 4°; сер XVI в. Л. 263 об. — «Слово об осуждении еретиков» (без номера); л. 328 — «Слово о благопремудростных коварствах»; л. 331 об.— «Послание»; 2) ГИМ, Синод. 453; 4°; вт. пол. XVI в. Л. 286 об. — «Слово об осуждении еретиков» (под 10); л. 356 — «Слово о коварствах»; л. 360 — «Послание»; 3) ГПБ, F.1.229; 1°; кон. XVI—haч. XVII в. Л. 259 —«Слово об осуждении еретиков» (под 10); л. 330 — «Слово о коварствах»; л. 333 об. — «Послание»;

http://sedmitza.ru/lib/text/433619/

Слово об осуждении еретиков Иосифа Волоцкого Подготовка текста и комментарии Я. С. Лурье, перевод А. А. Алексеева «Слово об осуждении еретиков» было написано уже после составления краткой редакции основного противоеретического сочинения Иосифа Волоцкого – «Просветителя» и после расправы его над еретиками в 1504 г. «Слово об осуждении еретиков», написанное, по всей видимости, самим Иосифом Волоцким , было затем включено во вторую пространную редакцию «Просветителя», составленную в 1510–1511 гг., в качестве тринадцатого «слова». Один из самых ярких памятников религиозной нетерпимости господствующей церкви начала XVI в. «Слово об осуждении еретиков» был, очевидно, ответом на довольно широко распространенное в русском обществе того времени отрицательное отношение к массовым казням еретиков. До XVI в. казни еретиков на Руси были довольно редким явлением; до этого времени не существовало и достаточно разработанной системы инквизиционных процессов (недаром предшественнику Иосифа – Геннадию Новгородскому – приходилось в этом вопросе сослаться на опыт «шпанского» (испанского) короля). Сам Иосиф Волоцкий писал в шестнадцатом «слове» «Просветителя», что после того как еретиков осудили «на смерть, то християне православнии скорбятъ и тужатъ, и помощи руку подавають, и глаголють, яко подобает сих сподобити милости». В полемику эту включился и виднейший публицист нестяжательского направления – Вассиан Патрикеев, разобравший в своем «Ответе кирилловских старцев» (см. наст. т.) многие из примеров религиозной нетерпимости, на которые ссылался в «Слове» Иосиф Волоцкий . При включении в пространную редакцию «Просветителя» в «Слово» был вставлен ряд дополнительных примеров наказания еретиков и иноверцев из Библии и церковной практики. «Слово об осуждении еретиков» публикуется по списку: РНБ, F. I. 229, лл. 259–280, для исправлений привлекается список РГБ, ф. 247 (Рогожское собр.), 530. В списке F. I. 229 «Слово об осуждении еретиков» помечено как «Слово 10» – это связано с тем, что ему предшествует особая редакция «Просветителя», состоящая из девяти «слов» (точнее, из десяти «слов», но десятое и девятое «слова» слиты воедино). В списке РГБ, ф. 247, 530, пометы «Слово 10» нет; мы опускаем ее при публикации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конспекты лекций по литургике Я буду читать вам тот курс, который в расписании обозначен одним кратким словом — «Литургика». Понятно, что слово это является однокоренным со словом «литургия». Вероятно, нет нужды напоминать о том, что в переводе с греческого языка слово «литургия» (а значит и родственное слово «литургика») означает «общее дело». Предметом литургики в самом широком смысле слова является общественное церковное православное богослужение. Итак, литургика — это наука о богослужении. Но понятие это очень широкое, поскольку литургическими аспектами пронизана вся жизнь Православной Церкви. Если мы будем говорить о Священном Писании, то вспомним, что это есть слово Божие, данное Церкви и обращенное к каждому из ее членов. Прежде всего мы слышим Св. Писание в церкви, за богослужением. Такой раздел богословского знания, как догматика (догматическое богословие), устанавливается и раскрывается Церковью. Приложения, которые имеют догматы, реализуются и актуализируются в литургической жизни Церкви. Поэтому фактически все, что мы ни возьмем, любое богословие, — церковно, а значит литургично. Тот курс, который буду читать я, точнее было бы назвать курсом изучения Богослужебного устава. Мы будем рассматривать прежде всего чинопоследование общественного церковного богослужения. Период Октоиха Я буду читать вам тот курс, который в расписании обозначен одним кратким словом — «Литургика». Понятно, что слово это является однокоренным со словом «литургия». Вероятно, нет нужды напоминать о том, что в переводе с греческого языка слово «литургия» (а значит и родственное слово «литургика») означает «общее дело». Предметом литургики в самом широком смысле слова является общественное церковное православное богослужение. Итак, литургика — это наука о богослужении. Но понятие это очень широкое, поскольку литургическими аспектами пронизана вся жизнь Православной Церкви. Если мы будем говорить о Священном Писании, то вспомним, что это есть слово Божие, данное Церкви и обращенное к каждому из ее членов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИЦО [Греч. πρσωπον; лат. persona], философский и богословский термин, к-рый обозначает целостного человеческого индивида ; индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности; в христ. богословии употребляется также для обозначения Ипостасей единого Бога. Значения и этимология терминов πρσωπον и persona Слово πρσωπον образовано из префикса πρσ- («к», «у», «при», «перед») и корня слова ψ («взгляд», «вид», «лицо»). Первоначальное значение, соответствующее внутренней форме,- «то, что находится напротив глаз [другого] или направлено к глазам» ( Lohse. 1968. P. 769; ср.: Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque: Histoire des mots. P., 1968. T. 2. P. 942). Слово persona нек-рые исследователи возводят к этрусскому phersu, к-рое связано с представлением о ритуальной или театральной маске ( N é doncelle. 1948). Ученые расходятся во мнениях - какое слово первым восприняло обобщающее значение индивида. М. Недонсель считает, что сначала значение индивида приобрело слово πρσωπον (Ibid. P. 282, 284). Дж. Д. Линч оспаривает это мнение: по его наблюдениям, πρσωπον, никогда не утрачивая своего первоначального значения лица как части тела, одновременно приобрело смысловую нагрузку характера человека, его роли и индивида в целом под влиянием термина persona в процессе культурного обмена и благодаря проживанию ряда греч. авторов в Риме ( Lynch. 1974. P. 46; также о влиянии термина persona на πρσωπον см.: Думитраке. 2014. С. 23-24). При этом нельзя исключить, что имело место и естественное постепенное расширение значения слов в обоих языках. Слово πρσωπον «прошло примерно тот же путь семантического развития, что и древнерусское «лице», поэтому уже в древних переводах слово «лице» соответствует слову πρσωπον едва ли не во всех значениях», являясь «неизменным эквивалентом греческого πρσωπον» ( Камчатнов. 1992. С. 293). Слав. «лицо», или «лице», возможно, стало указывать на человека, личность именно под влиянием греч. слова πρσωπον; существовало также влияние на рус. слово «лицо» лат. слова persona, которое зафиксировано в древнерус. текстах уже в XIV в. (в варианте «парсуна») в значении «лицо», «личность» ( Срезневский. Словарь. 1958. Т. 2. Стб. 882). Слово «лицо» могло иметь также и значение «отдельный человек, личность» (Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 254-257).

http://pravenc.ru/text/ипостасей.html

Полемическое «слово» против Иосифа Волоцкого Приводится по изданию: Казакова Н.А., Лурье И.С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - начала XVI в. М.-Л. 1955 Список источников Публикуемое «слово» представляет собой необычный, еще не известный в литературе, памятник из полемики «заволжских старцев» с «иосифлянами». Находится он в рукописи ГПБ, Соф. 1451. (Рукопись первой половины XVI века, писана полууставом, разными писцами, в 4-ю д. л., на 283 листах.) Статья на лл. 106—109 в нем озаглавлена: «Слово 12 на ересь новогородских еретиков, глаголющих, яко не подобает еретиков осужати, ни проклинати, ни заточати». Она была описана двумя лицами — проф. Петербургской духовной академии Д. И. Абрамовичем и Фл. Смирновым. В «Описании Софийской библиотеки» Д. И. Абрамовича (вып. III, стр. 213) относительно нее сказано, что здесь помещено 12-е «слово» из «Просветителя» Иосифа Волоцкого. Как будет видно из дальнейшего, Д. И. Абрамович не только не сверил этого слова с «Просветителем», но и не читал самого текста. У Фл. Смирнова относительно этой статьи сказано только следующее: «По содержанию это слово подходит к изданному в «Православном Собеседнике» 13-му слову «Просветителя» Иосифа Волоколамского, но по изложению разнится от него, представляя сокращение 13-го слова, притом довольно спутанное». («Описание 24-х рукописных сборников XVI века Новгородской Софийской библиотеки» («Летопись занятий Археографической комиссии 1864 года», вып. 3-й, СПб., 1865 г, стр. 22).) На самом деле, вопреки Д. И. Абрамовичу, 12-е «слово» «Просветителя» имеет совсем другое заглавие, и тема его иная: в нем идет речь о том, что проклятие, произносимое на православных еретиками, хотя бы и «святителями», не имеет никакой силы (см. «Просветитель», 2-е изд., стр. 290—296). Далее, по заглавию своему помещенное в настоящей рукописи «слово» действительно, как говорит Фл. Смирнов, подходит к 13-му «слову» «Просветителя»; с 13-м «словом» совпадают также (по смыслу, но не текстуально) и дальнейшие слова в начале статьи: «Мы же противу сему речем, яко подобает еретиков осужати, и проклинати, и заточати...» и т. д.

http://sedmitza.ru/text/443523.html

Рождение Сына Божия, также вечного, как и Его Отец, по Иринею, настолько выше всякого обыкновенного рождения, насколько все божественное выше созданного и тварного. А потому из понятия Его рождения должны быть исключены всякого рода конечные представления, как напр. о происхождении рождаемого после и позже рождающего, или же о занятии рождаемым тотчас по своем рождении особенного и отдельного места подле или ниже своего родителя, но нисходящей от него линии. Вооружаясь против гностиков, которые рождение Сына Божия ставили в параллель с обыкновенным тварным рождением, и для объяснения его злоупотребляли сравнением его с происхождением человеческого слова, он говорит следующее: «Если кто спросит нас, как Сын рожден от Отца, мы скажем ему, что никто не знает того произведения или рождения, или наречения, или откровения, или как иначе кто-либо назовет Его неизреченное рождение. Ни Валентин, ни Маркион, ни Василид, ни ангелы, ни архангелы, ни начальства, ни власти (не знают его), но только Отец родивший и Сын рожденный. Когда таким образом Его рождение неизреченно, то усиливающиеся изъяснить рождение и произведение находятся не в своем уме, обещаясь изъяснить неизъяснимое. Ибо, что слово происходит от мысли и ума, это все люди знают. Поэтому не великое что-либо и не сокровенное какое-либо таинство открыли те, которые выдумали (теорию) порождений, когда общеизвестное они перенесли на единородное Слово Божие, и называя Бога неизреченным и неименуемым, они изъясняют происхождение и образование Его первого порождения, как будто бы сами были при родах, уподобляя Его произносимому слову человеческому 482 . Они говорят, что от ума произошли Слово и жизнь – создатели Плиромы, представляя произведение Логоса т. е. Слова по подобию человеческой природы, и дерзко строя догадки о Боге, как будто измыслили, что-то великое, говоря, что умом произведено Слово. Между тем все знают, что это прилично сказать о людях, но в Боге, Который выше всего, Который, как выше сказал я, весь ум и весь Слово, Который не имеет в Себе ничего древнейшего и позднейшего, ничего различного, но пребывает вполне равным, одинаковым и единым, не имеет места произведение в такой постепенности... Они рождение произносимого слова человеческого переносят на вечное Слово Божие, и Ему, подобно нашему слову, приписывают начало и порядок произведения. Чем же будет различаться Слово Божие, или лучше, Сам Бог, Который есть это Слово, от слова человеческого, если Оно имеет один и тот же ход и порядок в происхождении» 483 .

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРМЕТИЗМ религиозно-философское течение в поздней античности, названное по имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего). Основные источники для изучения античного философского Г.- это тексты Герметического корпуса, «Посвятительное слово Гермеса Трисмегиста Асклепию» (сокращенно «Асклепий»), фрагменты, сохраненные Стобеем, архиеп. Кириллом Александрийским, Лактанцием и др. авторами, 3 сочинения из копт. б-ки Наг-Хаммади , «Определения Гермеса Трисмегиста», дошедшие в переводе на древнеарм. язык, и ряд текстов, сохранившихся в араб. переводе. Герметический корпус является собранием разнородных трактатов, написанных на греч. языке, по-видимому, во II-III вв., куда входят: 1. «Поймандр» Гермеса Трисмегиста; 2. название утрачено; 3. «Священное слово Гермеса»; 4. «[Слово] Гермеса Тату: Кратир или Монада»; 5. «[Слово] Гермеса сыну Тату о том, что невидимый Бог весьма явен»; 6. «О том, что Благо в одном Боге и нигде больше»; 7. «О том, что величайшее зло для людей - неведение Бога»; 8. «О том, что ничто из сущностей не исчезает и что изменения напрасно именуют уничтожением и смертью»; 9. «О разумении и ощущении»; 10. «Ключ Гермеса Трисмегиста»; 11. «Ум к Гермесу»; 12. «Слово Гермеса Трисмегиста Тату о всеобщем Уме»; 13. «Тайная нагорная проповедь Гермеса Трисмегиста сыну Тату о возрождении и о правиле молчания»; 14. «[Слово] Гермеса Трисмегиста Асклепию»; 15. Трактат отсутствует; 16. «Определения Асклепия царю Амону»; 17. небольшой фрагмент без названия; 18. «О волнениях тела, сковывающих душу». По-видимому, составление Герметического корпуса относится к эпохе после 500 г. по Р. Х. Определенную роль в его распространении сыграл визант. философ Михаил Пселл (XI в.). Большой трактат «Посвятительное Слово Гермеса Трисмегиста Асклепию» в оригинале не сохранился (если не считать фрагментов, цитировавшихся Лактанцием); известен его лат. перевод, сохранившийся среди философских произведений Апулея, но ему, безусловно, не принадлежащий. «Асклепий» в средние века был единственным текстом философского Г., известным на лат. Западе. Большое количество фрагментов разной величины приведено в «Антологии» Стобея (ок. 500). Нек-рое число фрагментов содержится у др. позднеантичных, а также раннехрист. авторов.

http://pravenc.ru/text/164833.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010