Для Русской Православной Церкви «Православное Исповедание...» было одобрено и утверждено в 1685 г. Патриархом Иоакимом (1674–1690) и в 1696 г. Патриархом Адрианом (1690–1700). Последний назвал «Православное Исповедание...» богодухновенным и увещевал читать его с полным доверием – «без сомненья», Святейший Адриан, Патриарх Всероссийский. Воззвание к православным христианам по случаю издания в свет в славянском переводе книги: «Православное Исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной». «Хр. Чт.», 1843. Ч. 4. С. 388.. «В этой богодухновенной книге, – пишет Патриарх Адриан, – всякий православный найдёт, если будет искать, всё необходимое для спасения», Там же. С. 387.. А в 1837 году Святейший Синод Русской Православной Церкви постановил напечатать «Православное Исповедание...» в достаточном количестве экземпляров и снабдить ими все храмы Российской Империи. О важности «Православного Исповедания...» для всех чад нашей Святой Церкви убедительно свидетельствует уже одно то, что оно переиздано в 1995 г. Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2. «Православное Исповедание...» – это голос всей Восточной Православной Церкви, и потому слышать его обязан всякий православный христианин. Но так как «книга «Исповедания Православного», по слову Духовного Регламента, не малая есть и в памяти простых людей неудобь вмещаема, и писана непросторечно и поэтому простым не очень понятнДуховный Регламент тщанием и повелением всепресветлейшего, державнейшего государя Петра Первого, императора и самодержца Всероссийского. М., 1897. С. 23., то с целью облегчения её понимания представляется она здесь в кратком – конспективном – изложении. Всё «Православное Исповедание...» состоит из трёх частей: О Вере – раскрывается Никео-Цареградский Символ веры . О Надежде – изъясняется молитва Господня и Заповеди Блаженств. О Любви к Богу и ближнему – основывается на десяти заповедях Закона Божия. О вере «Всё, принадлежащее к нашей вере, изложено в Никео-Цареградском Символе веры , подразделяемом на двенадцать членов» (13). Символ веры

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Автор затем на стр.28 продолжает: «Но если западный знаток 5 русско-схизматической церкви отстаивает ее правоверие или даже только ее неизменное пребывание на полученной от Византии основе веры, то это, по меньшей мере, удивительно». Г.Кни, следовательно, того мнения, что догматика русской церкви не согласуется более с учением греко-восточной церкви, и на стр.29 резко нападает на бывшего проповедника петербургской реформатской церкви Дальтона, который, во всяком случае, отнюдь не горячий поклонник русской церкви, за то, что он, в своем небольшом сочинении, под заглавием: «Русская церковь » 6 , говорит: «Русская церковь верно сохранила полученное ею сокровище учения, ничего не прибавив и ничего не убавив от него; в этом отношении она несколько подобна тому, приводимому в притче Господа нашего Иисуса Христа, рабу, который не отдавал в рост ввереннаго ему таланта, но неприкосновенно продержал его в платке». На 81-й стр. г.Кни утверждает, что «С 1631–1711 гг. к православному вероучению примешался целый ряд протестантских элементов». Как мало основательно это положение, видно уже из того обстоятельства, что еще и теперь, как и во времена основания русской церкви, учение ее вполне согласуется с исповеданием греческой церкви, что, конечно, было бы невозможно, если бы русская церковь увлеклась, под протестантским влиянием, различными новшествами. Напротив, вероисповедные книги русской церкви суть те же самые, как и вероисповедные книги всей православной кафолической церкви Востока, именно «Православное исповедание кафолической и апостольской восточной церкви», составленнное Иерусалимским собором в 1672 году и содержащееся в окружном послании восточных патриархов к епископам Великобритании, «Исповедание» Досифея, а также «Пространный христианский катихизис православно-католической восточной церкви», который получил одобрение не только Св.Синода русского, но и всех патриархов восточной церкви. Дальнейшим доказательством в пользу внутренней связи, в которой русская церковь еще и теперь состоит со своей матерью-церковью, церковью византийской, и в пользу того живого интереса, который также Его Святейшество теперешний Вселенский патриарх питает к первой, могут служить два обращенные к нам высоких послания его от 14 июля 1893 г. и 21 февраля 1894 г., в которых этот высший сановник всей восточной церкви выражает нашей апологетической деятельности в защиту русской церкви свое полное благоволение и преподает нам свое апостольское благословение. Русская церковь есть и остается совершенно единой со всей православно-католической церковью Востока.

http://azbyka.ru/otechnik/Aeksej_Malcev/...

Предании. Церковь хранит это учение и изъясняет его, по данному только ей одной праву Самим Основателем ее Господом Иисусом Христом, для верующих. А так как она есть хранительница и истолковательница непогрешимая, то и все верующие должны понимать божественное учение так, как сохраняет и изъясняет его православная Церковь . Что же касается изъяснения божественного учения православною Церковью, то его можно найти, во-первых, в вероопределениях, заключающихся в правилах св. Апостолов, св. Вселенских и поместных соборов, св. Отец, и, во-вторых, в так называемых символических книгах. Символическими книгами называются такие изложения веры, которые нарочито составлены православною Церковью для руководства в изучении веры православными христианами. В нашей греко-российской Церкви символическими книгами признаются следующие: 1) Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной. Оно составлено Киевским митрополитом Петром Могилою около 1640 года; 2) Послание патриархов православно-кафолической Церкви о православной вере 1723 г. и, наконец, 3) Пространный христианский катехизис православной, кафолической восточной Церкви. Он составлен покойным Московским митрополитом Филаретом, рассмотрен и одобрен св. Синодом для христиан Российской Церкви. В этих то книгах и заключается изъяснение божественного учения православною Церковью. Всякий покорный сын православной Церкви, хорошо понимая, что ни один человек, при несомненной ограниченности ума человеческого и при несовершенстве нравственном, не может быть хранителем и истолкователем учения божественного, и веруя, что сохранение и истолкование этого учения поручено Самим Иисусом Христом основанной им Церкви Его, – вверяет себя ее водительству и под руководством ее научается истинной вере в Бога. Так и вы, братие, будьте покорными чадами православной Церкви Христовой и особенно теперь, когда появилось так много лжеучителей, памятуйте об этой обязанности. Не ищите истины у других, скажем вам словами св. Иринея, но научайтесь ей у Церкви, «в которую, как в богатое хранилище, Апостолы положили все, что только есть истинного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

К изложениям веры более обширным относятся: 1) Православное Исповедание кафолической и апостольской Церкви восточной составленное митр. Петром Могилою ; 2) Послание патриархов православной кафолической Церкви о православной вере в 1723 году; 3) Пространный Христианский Катехизис православной кафолической восточной Церкви. Метод Догматического Богословия . Метод православной Догматики при изложении догматов должен удовлетворять двум условиям: 1) прежде всего она должна доказать, как учит об известном догмате православная Церковь ; 2) вслед за определением догмата должна привести самые его основания из Св. Писания и св. предания, причем нети нужды приводить все места Писания, какие могут относиться к известному догмату, а довольно привести места яснейшие, классические. Разделение Догматического Богословия Православно-догматическое Богословие делится на две главные части: 1) на учение о Боге д общем отношении Его к миру и человеку, и 2) на учение о Боге-Спасителе и особенном Его отношении к роду человеческому. Обе эти части могут быть подразделены, каждая на два отдела, следующим образом: Первая часть: 1) О Боге; 2) О Боге, как Творце и Промыслителе. Вторая часть: 1) О Боге Спасителе; 2) о Боге, как Освятителе, Судии и Мздовоздаятеле. О Боге Возможность и степень нашего познания о Боге по учению православной Церкви. Слово: верую, которым начинается в символе православной веры учение о Боге, выражает три откровенные истины: 1 . Бог для разума человеческого непостижим и дознается только верой. (См. 1Кор.2:11 ; 1Тим.6:16 ). 2 . Будучи для человеческого разума непостижимым, Бог, однако же, благоволил открыть Себя людям: а) в видимой природе ( Рим.1:19–20 ), а еще больше, б) в откровении сверхъестественном ( Евр. 1:1–2 ). 3 . Впрочем, хотя Бог и открыл Себя людям, но наше дознание о Нем несовершенно: ныне разумеем Непостижимого отчасти ( 1Кор.13:12 ). Разделение православного учения о Боге . Все то, что Бог благоволил открыть о Себе Самом людям, православная Церковь выражает кратко в следующих словах Православного Исповедания: «Бог есть един в существе и троичен в лицах». Таким образом, все православное учение о Боге разделяется да две части: 1) учение о Боге, едином в существе, и – 2) учение о Боге, троичном в лицах. I. Учение Церкви о Боге, едином в существе

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

2) Символ св. Григория Неокесарийского , написанный по особенному откровению Божию сим богопросвещенным мужем, и с особенной ясностью излагающий учение о Святой Троице. 3) Символ св. Афанасия Великого , излагающий с особенной полнотой догматы о Пресвятой Троице и таинстве воплощения. 4) Догматические определения семи вселенских Соборов, в которых изложены догматы о Божестве Сына Божия и Духа Святого, о двух естествах в Иисусе Христе, о вечности мучений, о почитании святых, о поклонении иконам. 5) Догматические же определения некоторых поместных Соборов, принятых также вселенской Церковью; например, определение антиохийского Собора против ереси Савелия и Павла самосатского; карфагенского и Лаодикийского – о каноне св. книг, и подобного. 6) Сюда же принадлежат исповедания веры и окружные послания некоторых св. Отцов, читанные и одобренные вселенской Церковью, равно как и другие догматические писания тех из них, кои согласно всей Церковью признаны вселенскими учителями и столпами православия, каковы: св. Афанасий Великий , св. Григорий Богослов , св. Василий Великий , св. Иоанн Златоуст  и другие; в особенности св. Иоанн Дамаскин , оставивший нам первый образец Богословия Догматического, как науки, в своем точном изложении православной веры. 8) Наконец после сих вселенских образцов веры полезно в Догматическом Богословии руководствоваться еще символическими книгами, принадлежащими собственно нашей Церкви. Это – а) Православное исповедание кафолической и апостольской Церкви – Петра Могилы , митрополита киевского, которое было рассматриваемо, одобрено и засвидетельствовано вселенскими патриархами и другими греческими иерархами, и содержит в себе катихизическое изложение символа веры и десятословия, также учения о блаженствах евангельских и молитве Господней. б) Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере, которое писано было к Церкви англиканской в 1723-м году, состоит из 18 членов, с прибавлением некоторых вопросов и ответов, и направлено большего частью против современных заблуждений лютеранских и кальвинских.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

О Символе веры     Вопрос 5. Сколько членов Кафолической и Православной Веры?    Ответ. Членов Кафолической и Православной Веры, по символу Первого Никейского и Второго Константинопольского Соборов, двенадцать. В них так ясно изложено все принадлежащее к нашей Вере, что мы ни более, ни менее, и не иначе должны верить, как согласно с разумением оных Отцев. Впрочем, некоторые из сих членов ясны и вразумительны сами по себе; а другие заключают в себе нечто сокровенное, по которым разумевать должно и прочее. О первом члене Символа веры     Вопрос 6. Какой первый член Веры?    Ответ. «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым» (Собор I).     Вопрос 7. Какое учение содержится в сем члене Веры?    Ответ. Сей член Веры заключает в себе двоякое учение: во-первых, чтобы всякий веровал и исповедывал, что «Бог... един есть» (Втор. 6:4), в Троице Святой славимый, и что в Божестве начало и корень Сына и Святаго Духа, есть Отец. Во-вторых, учит, что сей Троичный Бог сотворил из ничего все видимое и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: Той «рече, и быша, Той повеле, и создашася» (Пс. 32:9).     Вопрос 8. Какое должно мне иметь понятие о Боге?    Ответ. Должно верить, что Бог есть един в Святой Троице, по слову Писания: «един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех нас» (Еф. 4:6); что Он, будучи благ и преблаг, хотя Сам в Себе пресовершен и преславен, сотворил из ничего мир на тот конец, дабы и другие существа, прославля Его, участвовали в Его благости. Впрочем, что есть Бог в существе Своем, того не может знать ни одна тварь, не только видимая, но и невидимая, т.е. ни самые Ангелы; поелику совершенно нет никакого сравнения между Творцом и тварью. Но для нашего благочестия довольно и того, как свидетельствует Кирилл Иерусалимский, “если мы знаем, что имеем Бога единаго, Бога сущего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же” (Оглаш. 6) и что, кроме Его нет другого Бога, как говорит Сей самый Бог чрез Пророка: «Аз (есмь Бог) первый и Аз по сих, кроме Мене нестъ Бога» (Ис. 44:6). И Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «слыши, Израилю! Господь Бог наш Господь един есть» (Втор. 6:4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Преп. Амвросий Оптинский «Сборник писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия», М., 1995, п. 84, с. 101–102 НЕКТАРИЙ. Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины Всем православным читателям, возлюбленным братиям и чадам в Господе, благодать, мир и милость от Бога. Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере, и, находясь еще в сем вещественном теле, осветиться лучами света невещественого, т.е. жить превыше видимого и быть с Богом, возлетая к Нему мыслию. Ибо в книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение, как то и само название ее показывает тебе; поскольку она называется: «Православное Исповедание», т.е. Греков; исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других Исповеданий. Оно составлено первоначально Российскою Церковью (которая от первых времен своих следовала истинным догматам Восточной Церкви) по следующей побудительной причине. « Петр Могила » (незадолго пред сим преставившийся и благочестиво отшедший к Богу когда он преславным и блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофаном был избран и рукоположен в Православного Митрополита, и когда ему поручена была в управление Киевская Митрополия, нашел паству свою зараженною некоторыми новыми мнениями неправоверных, – мнениями, совершенно противными правому, древнему учению. Посему, как добрый Пастырь и ревностный защитник веры, он предпринял Богоугоднейшее намерение расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала; а все возникшие в ней новые мнения истребить с корнем и, таким образом удобрить духовную ниву свою, и соделать ее плодоносною. Размыслив хорошо о своем деле, он немедленно приступил к исполнению. Вызвал из своей Епархии в Митрополию славившихся просвещением мужей, и еще прежде того призвал трех подвластных себе Епископов (рукоположенных тем же преславным Патриархом Иерусалимским). Много рассуждали и, напоследок, все с общего совета и согласия определили: написать кратко изложение веры своей, и точнейшее рассмотрение оного предоставить Священному Синоду Константинопольской Церкви, которой изначала следовали, повинуясь ей как главе Православной веры Греческой и обращаясь к ней, как к верному Судие; дабы те пункты учения, которые она утвердит, и им удержать; и напротив, которые она отринет, те и им отвергнуть, как ложные.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Следует упомянуть и такие, – более поздние, – важные вероучительные документы Церкви, в которых выражена та же Апостольская вера, как: 1)«Православное Исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной», составленное в сороковых годах XVII столетия при деятельном участии святителя Киевского митрополита Петра Могилы и вскоре одобренное всеми четырьмя восточными Патриархами (в 1685 году, оно утверждено Патриархом Русской Церкви Иоакимом, а в 1696 году, – Патриархом Адрианом и затем Святейшим Российским Синодом). 2)»Пространный христианский катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви» святителя Московского Филарета († 1867 г.), рассмотренный и одобренный Святейшим Синодом и рекомендованный в качестве учебника в духовных училищах, в светских средних учебных заведениях и для употребления всех православных христиан. Изданный более семидесяти раз, он и поныне применяется, как учебник в духовных семинариях Русской Православной Церкви. Православное богословие есть и «богословие креста», и «богословие воскресения». Неразрывная связь подвига креста и торжества воскресения ощутима во всей внутренней жизни Православной Церкви, и прежде всего, в ее пасхальном богослужении: «Прииде крестом радость всему миру», «смертию смерть поправ». Решительно засвидетельствована эта связь св. Григорием Богословом : «Мы возымели нужду в Боге воплотившемся и умерщвленном, чтобы нам ожить» (Творения, ч. IV, сл. 45, М., 1899, с. 148). Как и св. Апостолы, Православие видит в воскресении оправдание нашего существования, вершину и последнюю цель наших упований. Как в раннем христианстве центральным стержнем проповеди была радость о победе Вечной Жизни, так и в Православии важнейшим праздником и торжеством из торжеств есть праздник Пасхи, – Светлого Христова Воскресения. «Вси насладитеся пира веры, – призывает в этот день св. Иоанн Златоуст и исполненный духовной радости, восклицает: «Где твое, смерте, жало? Где твоя, аде, победа? Воскресе Христос и ты низвержен еси. Воскресе Христос и падоша демони. Воскресе Христос и радуются ангели. Воскресе Христос и жизнь воцарися. Воскресе Христос и ни един мертвый во гробе; Христос бо, восстав от мертвых, начаток восстания усопших бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Учение о папском примате неоднократно озвучивалось легатами папы на Востоке и не встречало сколько-нибудь серьезного отпора со стороны восточных богословов вплоть до патриарха Фотия. Когда, например, на IV Вселенском Соборе было зачитано послание папы Римского Льва, восточные епископы единодушно воскликнули: «Петр говорит устами Льва!» Более того, во многих случаях восточные епископы и богословы, не нашедшие поддержку в Константинополе, обращались за защитой к папе как верховному арбитру. Так, например, несправедливо низложенный Иоанн Златоуст искал защиты у папы Иннокентия I, Кирилл Александрийский в споре с Несторием апеллировал к папе Целестину I, Максим Исповедник в борьбе против монофелитов обращался за помощью к папе Мартину I, а преподобный Феодор Студит в споре с иконоборцами – к папе Льву III. Называя папу Римского «божественнейшей главой всех глав», преподобный Феодор Студит писал: «Так как великому Петру Христос Бог даровал вместе с ключами Царства Небесного и достоинство пастыреначальства, то Петру или его преемнику необходимо сообщать обо всем нововводимом в Кафолической Церкви отступающими от истины. Итак, научившись этому от древних святых отиов наших, и мы, смиренные и нижайшие, так как и теперь в нашей Церкви сделано нововведение, почли долгом... смиренным письмом нашим донести о том Ангелу верховного твоего блаженства». Не менее определенно ссылается на преимущества Римского престола преподобный Максим Исповедник : «...Лишь тратит слова впустую тот, кто думает, что он должен убедить или завлечь в ловушку таких, как я, а не удовлетворяет и не умоляет благословенного папу Святейшей Кафолической Римской Церкви, то есть Апостольский Престол, который от Самого Воплощенного Сына Божия, и также от всех святых Соборов, в соответствии со святыми канонами и определениями, получил вселенское и высшее владычество, власть и силу вязать и разрешать над всеми Церквами Божиими по всему миру». «Все пределы вселенной... как на солнце вечного света неуклонно взирают на Святейшую Церковь римлян, на ее исповедание и веру, принимая из нее сверкающий блеск отеческих и святых догматов... Ибо и с самого начала от сошествия к нам воплощенного Бога Слова все повсюду христианские Церкви приняли и содержат ту величайшую между ними Церковь Римскую как единую твердыню и основание, как навсегда неодолимую по обетованию Спасителя вратами адовыми, имеющую ключи православной в Него веры».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Таким образом составить книгу и, дав ей наименование: «Изложение Российской веры», просили великую Константинопольскую Церковь отправить поверенных от Синода и Экзархов Патриаршеских в Молдавию, куда и с своей стороны обещали послать людей для того, чтобы там сначала рассмотреть изложенные пункты веры их, согласны ли они или не согласны с православным учением Восточной Церкви, а после такового рассмотрения и приобщить к ней всенародно. Вследствие сего отправлены были от Священного Синода Преосвященнейший Митрополит Никейский Порфирий и Мелетий Сириг, учитель великой Церкви, который, быв с младенчества воспитан и наставлен в благочестивом и православном учении, когда достиг совершенства в жизни и образовании, справедливо занимает место Проповедника, Толковника, и почитается кормилом православных догматов веры. Представляя в сие время лице Патриарха, с полномочною властию от всего Священного Синода, он прибыл в Молдавию с Порфирием. Прибыли также и из Россиян: Исаия Трофим (в Латин. Трофимов, т.е. сын), Кононович (Иосиф), и Ксенович (Игнатий), – мужи поистине достойные удивления и всякой мудростью и знанием украшенные. Соделав своим Руководителем в истинном учении Начальника всякого познания Бога, они, после многих исследований и внимательного чтения Священного Писания , с успехом окончили свою книгу, совершенно очистив оную от всех неправоверных мыслей и от всякой примеси нового учения. Отсюда вскоре препроводили ее к четырем благочестивым и Православным Патриархам Апостольских Престолов, – которые и одобрили оную, как содержащую в себе истинное и правое учение, и ни в чем не отступающую от Кафолической и православной веры Греческой, единогласно объявили всем ее чистоту и не ложность, и каждый с своим Клиром, утвердив собственноручными подписями, как здесь и видно, назвали оную Православною Верою не Россиян только, но и всех Греков. Россияне давно уже издали в свете сию книгу на своем языке; а у Греков она доселе читалась только в рукописях, и притом в немногих экземплярах.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010