Иеромонах Серафим (Роуз) в монастыре преп. Германа Платина, Калифорния ИЕРОМОНАХ СЕРАФИМ (РОУЗ) ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ БУДУЩЕГО ПРЕДИСЛОВИЕ Каждая ересь имеет свою собственную " духовность " , свой особый характерный подход к практике религиозной жизни. Так католицизм до недавнего времени обладал своим особым, легко отличимым видом благочестия, связанным с " сердцем Христовым " , папством, чистилищем и индульгенциями, с откровениями различных " мистиков " и тому подобным; и внимательный православный наблюдатель может различить в этих современных аспектах латинской духовности практические результаты теологических заблуждений Рима. Протестанты-фундаменталисты также имеют свой собственный подход к молитве, свои типичные гимны, свой подход к духовному " возрождению " ; и во всем этом можно заметить влияние на религиозную жизнь фундаментальных искажений христианской доктрины. Эта книга повествует о " духовности " экуменизма, главной ереси XX века. До недавнего времени казалось, что экуменизм — нечто настолько искусственное, синтетическое, что никакой собственной духовности он не несет; " литургии " , проводимые на экуменических собраниях — от больших до малых, казались всего-навсего чуть более сложным вариантом протестантской воскресной службы. Но сама природа экуменической ереси — вера в то, что нет единой видимой Церкви Христовой, что такая Церковь только еще формируется, — такова, что она подвергает душу, поддавшуюся ее влиянию, определенным духовным воздействиям, которые с течением времени должны привести к типично экуменическому " благочестию " и " духовности " . В наши дни, наконец, это, по-видимому, и происходит, так как экуменическая настроенность религиозного " ожидания " и " поиска " начинает вознаграждаться неким " духом " , дающим религиозное удовлетворение иссохшим душам экуменической пустыни и несет характерное " благочестие " , которое уже никак нельзя спутать с простым протестантизмом. В основу этой книги легло изучение в 1971 году последней " экуменической " моды — начала " диалога с нехристианскими религиями " . Четыре главы, посвященные этой теме, были напечатаны в " Православном слове " в 1971 и 1972 годах и сообщали в основном о событиях конца 60-х — начала 70-х годов. В последней из этих глав подробно обсуждалось " харизматическое возрождение " – движение, впервые тогда принятое несколькими православными священниками в Америке, которое определялось как форма " экуменической духовности " , включающей религиозный опыт, который можно с уверенностью назвать нехристианским.

http://pravoslavie.ru/put/biblio/rose_pr...

Митрополит Амфилохий: Истинно духовные люди меньше всего говорят о духовности О православии в Черногории и Сербии, об утрате Косово и о людях, которые восполняют недостаток духовности разговорами о ней 30 октября, 2020 О православии в Черногории и Сербии, об утрате Косово и о людях, которые восполняют недостаток духовности разговорами о ней Печальная новость пришла из Черногории. На 83-году жизни скончался митрополит Амфилохий, духовный лидер православных в Черногории. Этот текст был опубликован несколько лет назад на Правмире. Человек-церковь, небесный человек, наш апостол – такие слова часто можно услышать о митрополите Черногорском и Приморском Амфилохии от самых разных людей, и в этом нет преувеличения. Предлагаем вам отрывок интервью с владыкой из книги «Люди Сербской Церкви». Кубики, в которые складывается жизнь   – Владыка, Вы известны как видный богослов, выдающийся иерарх, проповедник, писатель, поэт. Предполагал ли юный Ристо Радович, родившийся в день Рождества Христова, 7 января, что именно таким будет его жизненный путь? – Правду сказать, не предполагал, даже в голову не могло прийти. Но вот, человек предполагает, а Бог располагает. Так проходит человеческая жизнь, и когда мы оглядываемся назад, видим, как будто кубики ложатся в мозаику, и пока их складываешь, то не всегда достаточно хорошо понимаешь, что из всего этого получится, какой лик здесь откроется. Только в конце появляются формы и картины, и ты понимаешь, что все шло и идет по определенному порядку – вообще человеческая жизнь и жизнь каждого из нас. Видишь, что за всем этим стоит какая-то великая тайна. Но от нас зависит, как мы употребим данный Богом талант, закопаем ли его или умножим, какой плод принесет наша жизнь. – В семье ваших родителей было девять детей, какие отношения были между собой, с родителями, были ли у родителей любимцы? – Нет, тут было беспрекословное равенство. Когда кто-то получал привилегию? Если кто-то из детей был слабым или болезненным, тогда мама говорила: «Это оставьте ему!» А мы все, особенно в то военное время, ели из одного котла, и если кому-то из нас, более застенчивому и слабому, не доставалось, она замечала, подталкивала его ближе, а остальным говорила: «Подождите, это для него, это его!»

http://pravmir.ru/mitropolit-amfilohiy-i...

Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила: сходства и различия в православной духовности Что объединяет двух святых, между которыми – три с половиной века? 12 декабря, 2015 Что объединяет двух святых, между которыми – три с половиной века? Симеон Новый Богослов и Николай Кавасила – две выдающиеся фигуры средневековой Православной Церкви – жили в разное время, их разделяет три с половиной столетия, но обоих связывает всепоглощающая страсть к православной духовности, стремление узнать Бога как в этом, временном мире, так и в вечности. Их сходства и различия иллюстрируют взаимопроникновение двух византийских традиций: эллинизма и аскетизма. Аскетизм и культура Святой Симеон (949-1022) родился во время правления ученого императора Константина VII и умер за три года до кончины Василия II. Таким образом, он жил в то время, когда Византия увеличивала свою территорию, оттесняя мусульман в восточном Средиземноморье, и оказывала всё большее влияние на славянские народы. И, несмотря на тревожные подводные течения – проблема рабочей силы или рост центробежных тенденций, – святой Симеон и его современники возрастали если уж не в безопасном мире, то в том мире, в котором влияние Рима среди христиан было безоговорочным. Но наряду с этим существовал и другой аспект окружавшей святого Симеона жизни, который более всего влиял на него – христианская традиция, как она понималась в монашеской среде. Эта традиция не была пуританской, а была тесно связана с культурой Византии. Литература, живопись, богословие, духовность, церковные песнопения основывались на ее традиции, обеспечивая преемственность и одновременно являя творческую новизну. Это было особенно характерно в тот период, когда жили святой Симеон Новый Богослов и его друг и ученик Никита Стифат. В области литературы издавалось большое количество разнообразных светских произведений, труды по христианской метафизике и почти все виды богословской и религиозной литературы – полемика толкования, изложения доктрин христианского учения, жития святых, служебники, церковная поэзия и музыка.

http://pravmir.ru/simeon-novyiy-bogoslov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Традиции отечественной педагогики в воспитании духовности Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции " Воспитание духовности как процесс обретения смысла жизни ребенка " . Хабаровск, 25-26 октября 2007 года 29.10.2007 988 Время на чтение 8 минут Основоположник русской научной педагогики Константин Дмитриевич Ушинский в свое время писал: " Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас не христианская педагогика есть вещь немыслимая - безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди... " Этим выражением ученый метко указывает на то, благодаря чему отечественная педагогика зародилась, прошла становление и без чего она превращается в напрасное дело. События последних лет показали, что мы многое потеряли. Мы разучились жить по законам предков. Наша культура, наш быт утратили многие традиции. Исчезает прежнее отношение к труду как к служению Родине, на наших глазах разрушаются наука и образование, из сознания молодежи вытравливаются такие понятия, как патриотизм, долг, честь, и, наоборот, пропагандируются жестокость и насилие. Мы потеряли преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит ее восстанавливать. Несомненно, учить этому нужно с детских лет, учить в школе, которая всегда была опорой нравственного здоровья народа, благодаря своим веками формировавшимся традициям. Сегодня под традицией порой понимают что угодно, вплоть до запретов на все новое. Поэтому имеет смысл поговорить о том, что же такое традиция в российской педагогике. Первое, что отличает эту традицию, - приоритет духовно-нравственных начал в воспитании и образовании, которые во все времена были обусловлены влиянием Православной Церкви. Чтобы убедиться в этом влиянии, рассмотрим кратко историю формирования русской школы. Наше образование берет начало от святого равноапостольного Великого князя Владимира. В первые века русской государственности оно формировалось исключительно в Православной Церкви и осуществлялось ею. Вплоть до петровских времен Церковь определяла тип учебных заведений, цели, характер и содержание педагогической деятельности. Образование всецело оказывалось функцией Церкви и осуществлялось непосредственно в стенах монастыря или внутри церковной ограды. В качестве учебной литературы использовались Псалтирь, Библия и Часослов. Церковная школа того времени, говоря современным языком, была мало вариативной. Духовные лица, дворянская аристократия, первая русская интеллигенция - все получали примерно одинаковый набор знаний.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

20 лет Свято-Тихоновскому Университету (+ ФОТО) Культура должна быть духовной, а духовность культурной — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. 19 ноября, 2012 Культура должна быть духовной, а духовность культурной — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. 18 ноября 2012 года прошли торжества в честь ХХ-ти летнего юбилея Свято-Тихоновского университета. «Культура должна быть духовной, а духовность культурной» — эти слова ректора МГУ В. Садовничьего, сказанные в поздравительной речи сотрудникам ПСТГУ, наверно, можно назвать одним из принципов Университета. Торжества крупнейшего духовного высшего учебного заведения возглавил Патриарх Кирилл. Во время Актового дня состоялось подписание документов, согласно которым Святейший Патриарх возглавил Попечительский совет ПСТГУ. Многочисленные гости, среди которых были епископы и священники, чиновники и бизнесмены, говорили о том, что руководство университета совершило настоящий подвиг, преодолев огромное количество трудностей, возникавших при создании вуза: идеологических, организационных, финансовых. Патриаршее богослужение в память святого Патриарха Тихона Божественную литургию в день празднования избрания на патриарший престол Святейшего Патриарха Тихона в 1917 году в Храме  Христа Спасителя возглавил Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фото: Патриархия.ру   Христиане и тихоновцы Иерей Александр Мазырин, заместитель заведующего Научно — Исследовательского отдела Истории РПЦ ПСТГУ, в проповеди напомнил, что первых учеников Христа их враги, желая оскорбить, называли христианами, но это слово стало самоназванием последователей воплотившегося Богочеловека. Так и коммунисты, клеветавшие на святого Патриарха Тихона, его сторонников обозвали оскорбительной, как им казалось, кличкой «тихоновцы». Но православные христиане ХХ века с любовью приняли это название, сохранили веру и передали ее нам.

http://pravmir.ru/20-let-svyato-tixonovs...

Архиепископ Охридский Иоанн: Цифровой язык – самый мощный из доступных тварным существам (+Видео) Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? 28 мая, 2015 Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? Предлагаем вашему вниманию доклад специального гостя Первой международной конференции «Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение» архиепископа Охридского, митрополита Скопийского Иоанна. Это выступление завершило трёхдневную программу форума. Публикуется в сокращении. Я хотел бы поблагодарить организаторов этой конференции, где выступали великолепные докладчики, за приглашение меня в качестве специального гостя. Для меня это большая честь, оказанная Его Высокопреосвященством митрополитом Глифадским Павлом, а также игуменом святогорского Ватопедского монастыря архимандритом Ефремом. В наше время Церковь встречается с различными вызовами. Мы видим такую перспективу технологического и культурного развития, которой никогда в истории человечества еще не существовало. Технологии развиваются так быстро, что невозможно следить за всеми изобретениями. Без сомнений, это развитие связано с изобретением и использованием цифрового принципа передачи данных через комбинацию нуля и единицы. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые непосредственно связаны с темой конференции. Способствует ли развитие цифровой технологии развитию духовности или, может быть, оно полностью ему противоположно? Являются ли технические средства полезными или пагубными для духовного развития? Вот некоторые из дилемм, которые сегодня встают перед богословием, перед Церковью и ее духовной миссией. Именно поэтому достойно всяческих похвал усилие организаторов конференции собрать в одном месте людей, которым есть что сказать на эту тему. Эти вопросы не следует оставлять без ответа — напротив, их следует глубоко изучить и приложить усилия, чтобы они были максимально согласованы между собой. Безосновательный отказ от использования цифровых технологий одновременно означал бы противостояние развитию культуры. Это могло бы поставить Церковь на обочину общества, и мне кажется, что за исключением врагов Церкви никто к этому не стремится.

http://pravmir.ru/arhiepiskop-ohridskiy-...

В 1994 году была опубликована книга " Самодержавие духа " с подзаголовком " Очерки русского самосознания " . В предисловии сказано: " Нам особенно важно заново осмыслить пройденный путь, научиться отличать добро от зла, истину от лжи, настоящую духовность от лукавой подделки " . Далее в ряде очерков идет изложение истории Руси с момента Крещения и до наших дней, и при этом, как написано в аннотации, изложен именно православный взгляд на события. " Впервые за послереволюционное время совершенно по-новому объясняются " белые пятна " в цепи давно минувших дней, что дает надежду понять и осмыслить не только настоящее, но и будущее России " . Ключевым моментом в истории русского самосознания считается эпоха Ивана Грозного. Об этом сказано в самом начале книги: " Русский народ в течение шести веков (с момента Крещения в Х веке по XVI век) вдумчиво и сосредоточенно размышлял о месте Святой Руси в мироздании, пока наконец в царствование Ивана IV не утвердился в своем национально-религиозном мировоззрении " . Эпохе Грозного посвящена самая обширная по объему глава, и в ней, пожалуй, в наибольшей степени отразилось намерение " совершенно по-новому объяснить " белые пятна " , научить читателей отличать добро от зла, настоящую духовность от лукавой подделки " . В главе доказывается, что разговоры о " свирепости " , " жестокости царя " , ужасах опричнины - дань русофобской риторике, а такие факты, как заключение семи браков, убийство сына Ивана, убиение священномученика митрополита Филиппа и преподобномученика Корнилия, - все это " заурядные выдумки " , мифы и легенды. На примере Ивана Грозного проходит обучение читателя отличать добро от зла: добро - это " мягкий и незлобивый, благочестивый " царь Иван Грозный, зло - это бояре, те " гниющие, бесполезные члены, которые царь, как хирург, отсекал от тела России " (с.162), кто мешал ему " настроить русское общество в унисон с требованиями христианского мировоззрения " (с.163). Немалые усилия приложены и к тому, чтобы научить читателя отличать " настоящую духовность от лукавой подделки " . На этом поприще главной задачей было создать образ царя-праведника, " игумена всея Руси " , творца стихир, жизнь которого проходила в постоянном общении со святыми, в подвижничестве, среди " братии " -опричников в устроенном им в Александровской слободе " монастыре в миру " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1192...

«Дом для Всецарицы»: когда сюжет резонирует с душой Три художника о духовности и христианской тематике в живописи Как рождается сюжет картины? Почему многие, даже невоцерковленные, мастера обращаются к христианской тематике? И как, работая на одном и том же объекте, каждый живописец видит нечто свое? Чтобы ответить на эти вопросы, я отправилась в Серпухов. В этом городе в 1950-е годы прошлого века было построено несколько необычных домов – с мастерскими для художников в верхнем этаже. В них и сегодня трудятся живописцы, некоторые даже специально приезжают из Москвы. Они представили свои полотна, посвященные Новоспасскому монастырю, на выставку «Дом для Всецарицы», которую с 3 по 28 февраля проводит в московской усадьбе Воронцово Фонд Архангела Михаила. Художник Максим Аксенов : «Пейзаж с храмом становится узнаваемым» Меня встретил художник Максим Аксенов. Он рассказал: – Мы, несколько художников, познакомились благодаря этой мастерской, создали сообщество «Мансарда». Общее дело нас объединяет. Бывает приятно встретиться с единомышленниками: можно посмотреть, как работают другие, перенять опыт, чему-то научиться. Например, мы все увлеклись портретами. Николай Евгеньевич очень хороший рисовальщик, он очень увлечен и всех нас вдохновляет. К нам приходят люди, позируют. – Максим, на ваших полотнах я вижу много православных храмов и даже иконы. Чем вас привлекает эта тема? – У храмов очень красивая архитектура, но дело не только в этом. Пейзаж с храмом сразу становится узнаваемым. Храм – это путь к духовности, поиск Бога в себе и вокруг. Храм – это путь к духовности, поиск Бога в себе и вокруг Картина, где есть храм, обретает новый смысл – и у художника, и у зрителя при взгляде на нее мысли текут иначе, чем при соприкосновении с обычным пейзажем: они касаются смысла жизни. – Чтобы увидеть красоту храма, а тем более иконы, человек должен быть готов к этому? – Когда я занимался в художественном училище, на уроках истории искусства нам показывали иконы и говорили: «Какая красота!» А я не видел этой красоты, не мог понять, что тут красивого? Мне нравились передвижники, русский реализм. И только когда я стал взрослым, когда у меня родился ребенок, а потом и второй, я потихоньку стал приходить к Богу, вера перестала быть для меня пустым звуком – и мне начала открываться красота иконы. Я стал преподавать рисование в воскресной школе, попробовал писать иконы. Ты берешь благословение, пишешь – и стараешься, чтобы в это время мысли твои были чистыми, стараешься молиться... Красота иконы – в строгости, аскетичности. Это как бы взгляд вглубь себя. Глядя на икону, ты отрешаешься от суеты внешнего мира.

http://pravoslavie.ru/158594.html

Духовность и красота Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Введение Предложенная мне тема “Духовность и красота” вначале смутила меня своим размахом, а также несколько абстрактным и философским характером. Не чувствуя вдохновения рассматривать ее под таким углом, попытаюсь говорить о том, что мне наиболее близко и привычно, другими словами, я буду говорить о духовности с точки зрения православной аскетической традиции. Что касается красоты, то я буду говорить о той красоте, которая вытекает из богослужения, то есть о литургической красоте, что, естественно, приведет к разговору об иконе. Я слегка коснусь богословского обоснования иконы, после чего представлю и кратко опишу несколько наиболее чтимых икон. Разговор о монашеской духовности и богословии иконы в среде, вышедшей из протестантской Реформации, кому-то может показаться дерзким и даже провокационным. Поэтому я заранее прошу прощения, если каким-нибудь неудачным выражением задену чье-либо религиозное чувство, но я считаю, что мы должны вести беседу искренне и открыто. Я полностью разделяю мнение Пьера Жизеля, профессора факультета протестантской теологии из Лозанны, высказанное им несколько лет тому назад: “Мы верим, что дискуссия между Востоком и Западом внутри христианской традиции имеет большое богословское значение. Необходимо предоставить слово Восточной Церкви, позволить ей выразить свои взгляды. Возможно, это будет свидетельство, которое не пожелает скрывать значительных разногласий с западной традицией — как римско-католической, так и протестантской. В действительности мы не хотим ни ухода от дискуссии, ни дешевого экуменизма” 1 . Возвращение к духовности Перед тем как перейти к существу вопроса, я хотел бы уточнить, что я подразумеваю под “духовностью”. Лет 25 или 30 тому назад — в 60-е годы, ставшие переходными во многих областях — в наших странах стала развиваться специфически западная форма материализма, “общество потребления”, глубоко изменившее наш образ жизни и мышления. В то же время некое богословское течение — скорее нашумевшее, чем обоснованное, — провозгласило “смерть Бога”. В восточно-европейских странах диалектический материализм навязывал свой закон, гонение на Церковь ожесточилось, используя более скрытые, но не менее эффективные методы. Можно было с полным правом задать вопрос — какое еще будущее может быть у религии, когда общая ориентация общества и статистика свидетельствовали о возрастающем и, очевидно, необратимом отходе от Бога и от религии? Это было время, когда монастыри Афона постепенно пустели из-за недостатка насельников, и уже обсуждалась возможность превратить их в центры туризма.

http://pravmir.ru/duhovnost-i-krasota/

Закрыть itemscope itemtype="" > Духовность, нравственность и духовно-нравственное воспитание в свете святоотеческих традиций 06.06.2016 3872 Время на чтение 19 минут Статья посвящена осмыслению понятий духовность, нравственность, духовно-нравственное воспитание. Указывая на их многогранность, автор обосновывает наличие в них как светской, так и религиозной составляющей. Духовность в представленной работе рассматривается в контексте религиозной православной традиции и понимается как состояние личности, которое проявляется в стремлении к идеалу, к высшим ценностям, связи с Богом. Нравственность представляется проявлением духовности в поведении человека, в его взаимоотношении с окружающим миром. Нормы нравственности формируются традиционной религией. Процесс духовно-нравственного воспитания рассматривается с позиции главных признаков духовности и нравственности: стремление человека к идеалу, ориентация на высшие базовые ценности и характер взаимоотношений между людьми. Как отмечал в свое время в послании Федеральному собранию Президент РФ В.В. Путин , «...сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп - милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи, - дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда В нынешних условиях, в силу ряда причин, многие граждане России лишились четких нравственных ориентиров, критерии добра и зла оказались размыты, сместились понятия чести, совести, жертвы и подвига, нарушено духовное единство общества. Самой главной проблемой является то, что мы начали терять молодежь, у которой в подавляющем большинстве утрачена воля к защите своего Отечества и своих духовных ценностей, о которых она не имеет подлинных исторических знаний. Не будет преувеличением утверждение, что от уровня духовности и нравственности каждого из нас зависит безопасность и судьба страны. Духовность и нравственность являются той цементирующей силой, которая объединяет народ, помогает мобилизовать все внутренние резервы при возникновении опасности. Духовность и нравственность общества являются иммунитетом народа, противостоящим внутренним социальным болезням и внешним «инфекциям». В связи с этим В.В. Путин в упомянутом обращении заявил о необходимости поддержать институты - носители традиционных ценностей, одним из которых является Русская Православная Церковь. Духовная жизнь человека в России в основе своей опирается на православную традицию.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/07/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010