Скачать epub pdf ГЛАВА XI. Церковная диаспора Революционные события в России, ужасы красного террора, гражданская война и поражение Белых Армий вызвали исход огромных масс русских людей – мирных беженцев и остатков разбитых войск – за пределы России: в Китай, Турцию, на Балканы, в Западную Европу и Америку. К октябрю 1920 г. только в европейских странах оказалось около 2 млн. русских; всего российскую эмиграцию начала 20-х гг. оценивают в 3–4 млн. человек, главным образом, это были люди православного вероисповедания. Вместе с паствой за рубеж ушли и многие пастыри, и архипастыри. Конечно, большинство архиереев оставили родину и свои епархии перед лицом прямой угрозы для жизни, и все-таки с канонической точки зрения своевольное оставление епархии является предосудительным действием. Впоследствии, сознавая каноническую уязвимость своего положения на чужбине, сами архипастыри, их сторонники и апологеты ссылались на 39 правило Трулльского Собора, которым архиепископу Кипрскому, бежавшему после захвата острова мусульманами в Гелеспонт, предоставлялось право продолжить свое архипастырское служение в качестве первого епископа своей автокефальной Церкви, находящейся в изгнании на территории иной поместной Церкви – Константинопольского Патриархата. Однако ссылка на этот канон едва ли правомерна, потому что тогда произошло переселение почти всего православного народа Кипра, в ХХ в. лишь небольшая часть паствы вместе со своими архипастырями покинула родину. Главными очагами русской эмиграции, если не считать те государства, которые образовались вследствие крушения Российской империи – Польшу, Финляндию, Латвию, Эстонию и Литву,– стали китайская Маньчжурия, Франция, Германия, Чехословакия, Болгария и Югославия. Крупнейшим перевалочным пунктом русских беженцев оказался на время Константинополь-Стамбул, занятый на исходе первой мировой войны войсками Антанты. 19 ноября 1920 г. в Стамбуле высадились 150 000 русских беженцев во главе с генералом П. Н. Врангелем. Среди них была и группа архиереев, в том числе Киевский митрополит Антоний (Храповицкий) . Значительная часть эмигрантов переправилась оттуда в Югославию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Решение IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези, 6-13 июня 2009 года. Публикуется в соответствии с решением Собрания Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Шамбези, 21-28 января 2016 года. Статья 1. 1. Все православные епископы каждого из регионов, определенных Четвертым Всеправославным предсоборным совещанием, которые находятся в каноническом общении со всеми поместными автокефальными Православными Церквами, формируют собственное епископское собрание. 2. Членами епископских собраний являются также все заграничные православные епископы, осуществляющие пастырское окормление приходов данного региона. 3. Находящиеся на покое и посещающие этот регион епископы, если они отвечают условиям, изложенным в параграфе 1, могут быть приглашены для участия в Собрании без права голоса. Статья 2. Цель епископского собрания – показать единство Православной Церкви, развивать сотрудничество между Церквами во всех областях пастырского служения, поддерживать, сохранять и развивать интересы общин, подчиняющихся православным каноническим епископам региона. Статья 3. Епископское собрание будет иметь исполнительный комитет, состоящий из первых епископов каждой из канонических Церквей региона. Статья 4. 1. Епископское собрание и его исполнительный комитет будут иметь председателя, одного или двух вице-председателей, секретаря и казначея, а также других ответственных лиц, назначаемых собранием. 2. Председателем является exofficio первый из епископов Вселенской Патриархии, а в его отсутствие — согласно порядку диптихов. Председатель епископского собрания созывает совещания, руководит их работой, предстоятельствует за совместными богослужениями. По вопросам, которые обсуждались на заседании епископского собрания и по которым было достигнуто единогласное решение, председатель (или другой член епископского собрания по поручению председателя) представляет перед государством, обществом, другими религиозными организациями общую позицию Православных Церквей региона. 3. Один или несколько вице-председателей назначаются exofficio из епископов-членов собрания, представляющих непосредственно следующие по порядку Церкви согласно диптихам Православных Церквей. Секретарь, казначей и прочие ответственные лица избираются собранием и могут не иметь епископского сана.

http://pravoslavie.ru/90167.html

Уже блж. Иероним (Ad. Gal 1. 1) предположил, что слово apmsoloj — это перевод евр. термина «шалиах», обозначающего посланника, уполномоченное лицо. Оба слова, и греч. и евр, представляют собой отглагольные существительные, образованные по одному и тому же морфологическому образцу. Термин «шалиах» следует понимать в контексте правовых представлений, истоки которых укоренены в древнесемит. праве вестника, согласно которому к посланцу надо относиться так же, как и к пославшему его (напр., так поступает Авигея, когда она омывает ноги рабам Давида, которые пришли взять ее в жены царю (1 Цар 25. 40); оскорбление посланников Давида аммонитянами становится причиной войны против них (2 Цар 10. 1–5)). Впосл. эта идея была четко сформулирована в следующем положении: «Посланник человека как и сам пославший» (Берахот V. 5), т. е. он уполномочен в правовом отношении и лично есть представитель того, кто его послал. Возникновение правового ин-та посланничества .В Деян 9. 2 говорится о том, что Савл, заручившись письмом от первосвященника, прибыл в Дамаск с особым поручением, что, возможно, свидетельствует о существовании посланников синедриона в качестве должностных лиц уже в первые годы существования христ. Церкви (ср.: Деян 28. 21). Со всей определенностью об ин-те «шалиах» можно говорить только после 70 г. по Р. Х., когда этим словом обозначались лица, имеющие известные служебные обязанности и официально уполномоченные на это синедрионом. В сферу их деятельности входили осуществление связи между синедрионом и общинами диаспоры, сбор и доставка пожертвований в пользу палестинских раввинов, посещение общин и т. п. (Idem. S. 414–420). Однако, несмотря на близость терминов «шалиах» и «апостол», разница между служениями обозначаемых ими групп остается существенной: послание «шалухим» было основано на авторитете какого-либо человека или группы людей; носило скорее юридический, а не религ. характер; оно никогда не имело своей целью миссионерскую проповедь или основание новых общин; по времени ограничивалось конкретным данным им заданием. Т. о., очевидно, что А.— это чисто христианский институт, не имевший прототипов ни в греч., ни в иудейской религиозных традициях. Это служение было установлено Самим Господом Иисусом Христом для устроения Церкви (Еф 2. 20).

http://sedmitza.ru/text/410414.html

Предстоятель Русской Православной Церкви рассказал о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 2 февраля 2010 г. 14:30 Сообщая о деятельности Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата на Архиерейском совещании, состоявшемся 2 февраля 2010 года в Храме Христа Спасителя , Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул: «Важнейшей задачей Патриарха является поддержание братского общения внутри семьи Поместных Православных Церквей». Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что в минувшем году был возобновлен процесс подготовки к Всеправославному Собору, заблокированный в 1990-е годы в связи с эстонской церковной проблемой. На IV Всеправославном предсоборном совещании, прошедшем в июне в Шамбези, были приняты оптимальные на сегодня формулировки документов, регулирующих взаимодействие различных юрисдикций в диаспоре. На декабрьских заседаниях Межправославной подготовительной комиссии приняты дополнение к разработанному в 1993 году проекту документа «Автокефалия и способ ее провозглашения», а также новый проект документа «Автономия и способ ее провозглашения». Эти документы имеют предварительный характер и будут представлены V Всеправославному предсоборному совещанию. В первый год Патриаршества Святейший Владыка посетил с официальным  визитом Константинопольский Патриархат . «Кроме выражения единства во Христе в совместном служении Божественной литургии, состоялись переговоры, прошедшие в дружественной атмосфере. В частности, обсуждался вопрос пастырского окормления русскоязычной диаспоры в Турции, насчитывающей на сегодня более 15 000 человек. Мы также договорились об организации постоянных паломничеств с участием архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви к святыням древней Византии, находящимся на территории Турции. В декабре организована первая такая официальная поездка», — отметил Святейший Патриарх Кирилл. «В условиях отсутствия дипломатических отношений  между Россией и Грузией особое значение приобретают сохраняющиеся  контакты Русской и Грузинской Православных Церквей , — отметил Святейший Владыка. — В соответствии с достигнутой договоренностью обе Церкви обменялись своими представителями. В Москву и  в Тбилиси назначены священнослужители, которые, помимо пастырских обязанностей, в случае необходимости могут  представлять позиции своих Церквей. Кроме того, в течение всего  года продолжался интенсивный диалог с Грузинской Православной Церковью по целому ряду актуальных вопросов в  двусторонних отношениях».

http://patriarchia.ru/db/text/1061567.ht...

Не по закону Божьему. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Не по закону Божьему Татарские диаспоры выступают против изучения в школах православной культуры 31.08.2007 08:50 Версия для печати Главы татарских общественных организаций направили обращение к президенту РФ Владимиру Путину против введения в школах курса «Основы православной культуры». Они считают, что в результате детей заставляют изучать Закон Божий, креститься, совершать молитвы и прочие обряды православия, что противоречит принципу свободы совести и нормам светского государства. В Минобрнауки РФ полагают, что тревога татарских диаспор вызвана «перегибами на местах». В среду вечером около 150 участников всероссийского совещания руководителей татарских общественных организаций, состоявшегося в Казани по инициативе Всемирного конгресса татар, приняли обращение к президенту РФ Владимиру Путину, спикеру Госдумы Борису Грызлову и министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко, в котором призывают «сохранить образовательное наследие татарского народа».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

§ 1 Собранные в этой книге статьи и наброски писались в течение последних двадцати с лишним лет в расчете на самых разных читателей – православных и инославны, – и чаще всего в виде отклика или размышлений ad hoc 1 : по поводу конкретных событий и явлений, имевших, как мне казалось тогда, жизненно важное значение для Православной Церкви. И если сегодня, несмотря на случайный и привременный характер этих mambra disjecta 2 , я все же решаюсь дать им «дополнительный шанс», то не столько ради высказанных или подразумеваемых в них ответов (быть может, кажущихся сегодня спорными и поверхностными), сколько ради самих вопросов, которые я постарался тогда сформулировать и которые – я убежден в этом – сегодня, как и двадцать лет назад, остаются насущными и актуальными. Эти вопросы, как увидит читатель, затрагивают обширный круг тем: историю, богословие, литургию, канонический строй, экуменическое движение, миссию. Их внутренняя связь и единая перспектива определяются, как мне кажется, общим вопросом, из которого все они так или иначе вырастают и к которому в конечном счете возвращаются, – вопросом о судьбе Православной Церкви во второй половине XX столетия и в Мире, радикально отличном от того, который сформировал наш менталитет, формы мышления и все наше бытие как православных христиан; в мире, который к тому же переживает глубочайший духовный кризис, год от года все сильнее выявляющий свой поистине глобальный масштаб. Я думаю, что этот «основополагающий вопрос», само его содержание и актуальность коренятся в двух тенденциях, которые, будучи равно новыми и беспрецедентными в истории Православной Церкви, стали своего рода фокусом кризиса, поразившего ныне всю нашу церковную жизнь. Первая из них – захватывающе-трагическая цепь крушений прежних органических «православных миров», которые всего несколько десятилетий назад мыслились природным и исконным «обиталищем» и средой Православной Церкви, и не только крушений, но и превращений их в объект жестокой атаки со стороны крайнего и тоталитарного секуляризма, враждебного религии, духовной природе и призванию человека. Вторая тенденция – стремительный рост православной диаспоры на Западе, которая, при всей «случайности» ее исторического происхождения, кладет конец прежнему замыканию православного мира Востоком, их традиционному отождествлению и, следовательно, знаменует начало новой судьбы этого мира – теперь уже на Западе и в контексте западной культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > И снова Макей… О прозападной позиции министра иностранных дел Белоруссии, или Почему Лукашенко не отказывается от «игр с дьяволом» 04.08.2021 1378 Время на чтение 13 минут Фото: МИД Беларуси Кого-то заявления белорусского МИДа последних месяцев могли ввести в иллюзии. Но только не белорусских патриотов – они на это просто не имеют права. Владимир Макей – западник до мозга костей, «министр иностранных дел в Беларуси» и ярчайший представитель и теневой лидер той части номенклатуры (аналогичной позднесоветской), которая ориентирована на Запад и мечтает и планирует любыми способами – от эволюционных до революционных – повести Белоруссию по пути СССР и всех остальных постсоветских республик. И которая была допущена к власти (особенно идеологической) Александром Лукашенко со в.п. 2000-х. Теперь Макей – едва ли не самый горячий и острословный «патриот», а ведь еще вчера был другом всех БЧБ-коллаборационистов, включая объединение «беглой» диаспоры открытым литвинистом-полонофилом, собирателем и проводником в правящую элиту либерал-националистов Латушек, Рудых, Давыдек, глобалист, друг Ватикана, четкий англосаксофил и русофоб, адепт сближения с НАТО и ЕС. И ни за что – кроме как с духовным перерождением – он не поменяет своих взглядов и целей. Нет никаких сомнений, что у него был план восхождения на вершину власти в революционной мути 2020-го – путем его украинс ких товарищей, Саакашвили и Порошенко. Теперь же он продолжает под патриотической ширмой изнутри перенаправлять путь Белой Руси по данному украинскому пути – только уже по мягкой методологии Кучмы. Главный вопрос, конечно, не по Владимиру Макею, а по президенту Александру Лукашенко. Привязка его к своему внешнему министру, глубоко молчавшему 2 самые грозные недели августа 2020-го и даже подавшему во время них в отставку, – одна из главных загадок современной белорусской политологии и истории в целом. Понятно, что это был изначально, с середины 2000-х – главный связной между президентом и элитами Запада, причем элитами высшими теневыми. Но вот характер и глубина этой связи!.. Вроде бы все иллюзии должны были развеяться, а внешняя политика должна была бы (и должна!) принять не «многовекторный» (de facto прозападный), а троический характер: обличительно-воинственный по отношению к осатаневшему Западу, выгодно-экономический со странами «дальней дуги» и идейно-цивилизационный по отношению к православному русско-славянско-византийскому ареалу! Ну, положим, оставляет президент «задний ход», «незалежнические» мостики с Западом, – но только ли в этом причина элитного долгожительства главного идеолога либерализации и вестернизации Белоруссии?!.. Как бы там ни было, но от «игр с дьяволом», которые подвели его и страну к пропасти, Александр Лукашенко пока решительно не отказывается. Во всяком случае, никакого отношения к благу самого белорусского государства и народа продолжающееся пребывание Макея на должности министра иностранных дел не имеет.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/04/i_...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕСАХ Главный праздник евр. традиц. календаря, посвященный воспоминанию исхода евреев из Египта и связанных с ним событий; «пасха иудейская» (Ин 11. 55). Первый из трех «паломнических праздников» (regalim), наряду с Шавуот (Пятидесятницей) и Суккот (Праздником кущей), в к-рые Писание заповедало «являться пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он» (Втор 16. 16). Слово «песах» (pesach), от глагола pasach (миновать, проходя мимо), букв. относится к пасхальному жертвоприношению и появляется как его название уже в кн. Исход: «...это пасхальная жертва (zevach-pesach) Господу, Который прошел мимо (pasach) домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исх 12. 27). Обычаи праздника, в разъяснение и дополнение к изложенным в Законе Моисея (Исх 12-13; Лев 23; Числ 28), установлены в трактате Песахим, принадлежащем ко 2-му отделу Мишны , а также в талмудических комментариях на него и в целом виде сложились после разрушения Иерусалимского храма в 70 г. П., согласно указанию Исх 12. 8, отмечается в ночь на 15-е число лунного месяца нисана (авива). Праздничными считаются последующие 7 (в диаспоре - 8) дней, в продолжение к-рых верующие не вкушают квасного («дни опресноков» - Деян 12. 3). В будние из этих дней (т. н. будни праздника) дозволяется работа с нек-рыми ограничениями, кроме последнего дня, к-рый по значению приравнивается к 1-му (Исх 12. 16) и считается датой перехода через Красное м. Приготовления к празднованию П. занимают неск. дней, среди них наибольший ритуальный смысл придается тому, чтобы в доме не было ничего приготовленного с закваской (т. н. хамец, к к-рому относятся не только дрожжи, но и любой злак, замоченный в воде). Закваска помимо прямого смысла заповеди (Исх 12. 15; 34. 25) трактуется символически - как страстное начало человеческой природы. Обычай печь квасной хлеб, или «халу бедняка», из части муки, заготовленной для мацы (опресноков), в последнюю субботу перед П. (т. н. Великую субботу) указывает на то, что главным способом «избавления» от квасного хлеба накануне праздника было его съедение. Посуду очищают посредством кипячения или прокаливания. Квасного не должно остаться в домах к полудню (7-му солнечному часу) 14 нисана, после к-рого происходило заклание пасхальной жертвы (ср.: Исх 12. 6), хотя прямых указаний в Писании на это нет: согласно Исх 12. 8, обязанность есть пресный хлеб наступает в ночь после заклания; фактически же поиск остатков «хамеца» ведется еще вечером 13 нисана. Утром 14-го найденное сжигается, а ненайденное посредством особого заклинания вменяется в «прах земли».

http://pravenc.ru/text/Песах.html

В диаспоре живет порядка 30 млн. русскоязычных православных верующих. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости В диаспоре живет порядка 30 млн. русскоязычных православных верующих 04.02.2013 10:38 Версия для печати Москва, 4 февраля. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обнародовал данные о числе русскоязычных православных, живущих в дальнем зарубежье, сообщает " Интерфакс-Религия " . " По приблизительным оценкам, общая численность русскоязычной православной диаспоры в мире составляет сегодня около 30 миллионов человек, и существенная ее часть - паства Русской православной церкви " , - сказал Патриарх в субботу на проходящем в Москве Архиерейском Соборе. В 57 странах дальнего зарубежья существует 829 приходов и 52 монастыря Московского патриархата, в том числе 409 приходов и 39 монастырей в составе Русской зарубежной церкви. В 2011-2012 годах были построены и освящены новые храмы в Таиланде, укрепилась община в Сингапуре, открылись приходы в Малайзии и Камбодже.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПРАВОСЛАВНАЯ ДИАСПОРА, ДОКУМЕНТ КРИТСКОГО СОБОРА 2016 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Православная диаспора - документ, принятый Собором десяти православных Церквей , проходившим на Крите 16-27 июня 2016 года Собор рассмотрел вопрос о канонической организации православной диаспоры и обсудил предоставленные ему Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 2009) и Собранием Предстоятелей Автокефальных Православных Церквей (21-28 января 2016) соответствующие тексты документов О Православной Диаспоре и Регламенте Работы Епископских Собраний в ней, одобрив их с некоторыми незначительными поправками в следующей редакции: Полный текст документа О Православной Диаспоре 1. a. Констатировано, что общей волей всех Святейших Православных Церквей является по возможности скорейшее решение проблемы диаспоры и ее устройства согласно православной экклезиологии, канонической традиции и практике Православной Церкви. b. Констатировано также, что на современном этапе невозможен по историческим и пастырским причинам немедленный переход к строго каноническому порядку Церкви, предусматривающему пребывание только одного епископа в одном месте. Поэтому принимается решение сохранить Епископские Собрания , учрежденные Четвёртым Предсоборным Всеправославным Совещанием, до более подходящего времени, когда созреют условия для применения канонической акривии. 2. a. Епископские собрания составляются из всех канонически признанных епископов ниже указанных регионов, которые будут и впредь подчиняться тем каноническим юрисдикциям, каковым они принадлежали до настоящего времени. b. Эти собрания будут состоять из всех епископов каждого региона и будут проходить под председательством первого из подчинённых Константинопольской Церкви архиереев, в случае же его отсутствия председательство определяется порядком Диптихов. Они будут иметь Исполнительный Комитет, состоящий из первых иерархов разных юрисдикций, существующих в этом регионе.

http://drevo-info.ru/articles/13674922.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010