308 Как возглас 9-го часа пред вечернею, так и первый возглас на вечерне (кроме бдения) указывается иерею произносить пред Царскими дверьми (Служебн., вечерн. Тип., гл. 7 и 9). Когда нет священника и начинает (службу), кто-нибудь иной, тогда он не говорит: «Благословен Бог наш» потому, что не имеет на то благодати, но молит Христа помиловать молитвами Св. отец (Сим. Солун., Разг. о священнодействии и таинствах, § 270. – См. Канонник, стр. 1; Правильн., послед. к прнчащ.). 309 В пасхальную седмицу и в отдание Пасхи возглас иерей совершает с крестом, свечою и кадильницею в руках и поет тропарь «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». От Недели апост. Фомы до Вознесения – после возгласа иерея поется «Христос воскресе», трижды. 310 Вечерня не следует за 9-м часом: а) когда бывают царские часы, ибо тогда 9-й час отправляется с 3-м и 6-м (Тип., послед. 25 дек., Велик. пятка), также: б) в среду и пяток сырные, если в эти дни случатся: 1) предпразднство Сретения; 2) день храма, ибо в эти дни 9-й час отправляется с 3-м и 6-м часом (Тип., 1-е февр. и хр. гл. 28). 311 Молитву «Царю небесный» не положено читать при сих молитвах лишь от дня Вознесения до Пятидесятницы, до праздника Сошествия Святого Духа. «Тогда по начале (т. е. службы, по возгласе) глаголет чтец Трисвятое и до Недели Пятядесятные во всяком церковном пении» (Тип., послед. Вознесения). 312 Под «Трисвятым» в литургии св. Иоанна Златоустог о и св. Василия Великого по Малом Входе (Служ.), разумеется только песнопение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и: «Слава Отцу, и Сыну, и Св. Духу» (Ирмол. Чиновн.). Но в чинах – вечерни, повечерия, полунощницы, утрени и т. д. разумеется, кроме того, еще молитвы: «Пресвятая Троице», и «Господи, помилуй», трижды (Тип., гл. 1, сн. Часосл., вечери.). Молитву «Святый Боже» изъясняет стихира дня Пятидесятницы, именно: «Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святого Духа; Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, утешительный Душе, от Отца исходяй, и в Сыне почиваяй: Троице Святая, Слава Тебе» (Цветн. Триодь послед. Пятидесятницы, вечерн. стихира на стиховне).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

к) История русской церкви, Филарета, арх. Черниг. § 27, стр. 95: «Простой народ не относил к обязанности испрашивать благословения церкви союзу брачному: думал, что это благословение – преимущество князей и бояр. Такая вольность была собственно плод дикой языческой грубости, предоставлявшей брачный союз безусловному произволу, о чем писал преп. Нестор. У сербов, даже во время первого сербского архиепископа св. Саввы, простой народ брал жен без благословения в храме, и точно так же, как и в России, считал венчание отличием людей высшего класса. Христианство не могло терпеть таких обычаев. «Людям простым по имени и общему мнению, – говорит митрополит, – даем вразумление и говорим: только одни невежи в законе допускают для простых и невежд такое совокупление; – без церкви Божией, без благословения творят свадьбу, называя это тайным поимаинием: тем, которые так берут жен, налагать епитимию, как блудникам» (у Филарета приведены слова м. Иоанна). л) Симеон Солунский кн. 2, гл. 88. л. 336 об. (Оз.1:63): «Тем же священническия молитвы отметаяй в Совершении таинств, ноже оную в священных всех таинствах совершательную молитву приемлет и не христианин той. Понеже ниже крещение, ниже хрисму ниже покаяние ниже елей святый ниже грехов оставление... или честный брак, или некое весма священие приемлет. Сия бо вся чрез священическия молитвы действуются». м) Маргарит, сл. 10, л. 537 об.: ..He можеши ли быти девственник, брачися с целомудрием точию в церкви». Синтагма Матфея Правильн., состав Г, гл. 8, стр. 113: «тогда брак был заключаем по одному соглашению, а у нас не может состояться без молитвословия» (по славянскому пер.: «кроме священнословия»). о) Феодор Студит τ. 1, п. 50, стр. 299 (Алекс. Вып. 195–196): «Первый брак, как собственно законный, справедливо венчается священниками, как нескверный, как чистый, как свободный от блудной страсти, и посему увенчиваемый, как победитель над грехом; от этого при нем бывает и приобщение святыни, и присутствие венчавшаго и всякаго другаго священника на таком браке». О браке против странников

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Совершаются ли у беспоповцев таинства? Причащение, миропомазание, священство и елеосвящение не совершаются; таинство брака у некоторых беспоповцев не считается необходимым и не совершается, у других же – чин венчания совершается наставником, крещение и исповедь совершаются у всех беспоповцев мирянами, но незаконно, потому что совершать крещение мирянину можно только в случае крайней нужды, а случаи исключительные в обдержность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Матф. Правильн. сост. 2 гл. 3 л. 102), а исповедь их не дает разрешения грехов, (у них только выспрашиваются грехи и даются наставления, как следует жить); между тем, разрешение грехов составляет сущность таинства покаяния и без него исповедь не будет таинством 8 . Распадение беспоповщины на толки Составляют ли беспоповцы одно общество? Нет, они делятся на множество мелких толков, из которых более известны в настоящее время следующие: поморский, федосеевский, филипповский, приемлющих браки, страннический, нетовщина и некоторые другие. Из-за чего беспоповцы разделились на мелкие толки? Во 1-х, из-за обрядовых мелочей, которыми они придают значение наравне с догматами веры, а во 2-х, из-за решения вопросов о браке и молении за царя. Поморцы, тропарщики, брачные поморцы Где и когда получил свое начало поморский толк? Поморский 9 толк получил свое начало в Поморье, в конце 17 столетия. Кто были главные основатели его? Главными основателями его были Шунгский дьячек Данила Викулов 10 и братья Денисовы (Андрей и Семен). В конце 17 столетия они основали мужской раскольнический монастырь на берегу р. Выг (Олонец. губ., повенец. уезда) а в начале 18 столетия и женский – на берегу р. Лексы (там-же): завели в них монастырские порядки, развели большое хлебопашество и скотоводство, завели рыбныя ловли, торговлю и школы: грамотности, певцов, писцов и иконописцев, собрали множество старинных книг, икон и громадные богатства, – вообще устроили их так, что они долгое время были опорою всего раскола и лишь в половине минувшего столетия потеряли свое значение и были закрыты, а на месте их открыты православные приходы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Основным признаком в учении безпоповцев является верование их в то, что антихрист уже явился в мир и царствует везде, особенно же в нашей православной Церкви, называемой старообрядцами никонианской, которая будто бы верует, поклоняется и служит ему, как своему главе. Из этого учения они делают следующие выводы: воцарившись в господствующей Церкви, антихрист совершенно извратил в ней истинную веру и благочестие, истребил священство и оскорбил таинства. Ничего святого в ней не осталось: под именем «Иисуса», наша Церковь якобы верует в иного бога, антихриста, в крещении молится духу лукавому, под видом четверо-конечного креста почитает кумир – антихриста, чада ее знаменуют себя печатью антихриста, четверят Св. Троицу, – вообще содержат столько ересей, что превосходят всех прежде бывших еретиков, почему и могут быть приняты в общение не иначе, как чрез перекрещивание (отсюда название перекрещенцы). Царская власть со времен Никона, по учению безпоповцев, не только «последует», но и покровительствует «господствующей Церкви», она – пособница антихриста; а потому молиться за нее не следует. Большинство безпоповцев так и поступает; а где, по книгам, положено молиться за Царя, так они молятся за «православных христиан», каковыми считают только себя. За неимением священников церковные службы совершаются мирянами-наставниками или наставницами, которые получают благословение на это от своих наставников, таких же простецов, как и сами. Из таинств – миропомазание, священство и елеосвящение считаются «не нужно потребными» и не совершаются; брак одни из безпоповцев также не считают необходимым и не совершают, а другие предоставляют совершение его наставникам; крещение и исповедь хотя совершаются у всех безпоповцев, но незаконно: первое потому, что совершить крещение мирянину можно только в крайнем случае, а случаи исключительные в обдержанность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Мф. правильн. сост. 2, гл. 3, л. 102), а вторая потому, что не дает разрешения от грехов. Таинство причащения безпоповцы пытаются заменить причастием духовным, каким-то огнепальным желанием, и говорят: «у нас причастия св. тайн и нет, и есть, нет видимого, но есть невидимое, именно желание причастия св. тайн».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Сам Христос Своим Воскресением стал «начатком усопших» ( 1Кор. 15, 20–23 ) и «Отцом будущего века»; этим Он ввел нас в новое время, которое символизируется «пасхальным временем» литургии, – ведь, в самом деле, это время подначально числу 8, по своей сути эсхатологическому, тогда как век нынешний, век творения, находится под знаком 7. Крещение, которым мы становимся причастниками Воскресения, тоже, следовательно, есть «начаток будущих благ»; его значение по сути эсхатологическое, поскольку «воскресение души», даруемое в нем, есть только предвосхищение телесного воскресения будущего века. Христос, искомый и обретаемый исихастом внутри себя, является, таким образом, Царем будущего, а созерцаемый исихастом Божественный свет есть «свет будущего века»; это – основание любой христианской аскетики; именно эта эсхатологическая реальность предвосхищается в таинствах и последовательно усваивается в духовной жизни. Эсхатология. Эсхатологический аспект является одним из ключей к пониманию внутренней связи между различными гранями мысли св. Григория Паламы . Можно задать себе, например, такой вопрос: почему духовные люди, утверждавшие, что видят Бога внутри себя, видели Его в облике света, и почему они отождествляли этот свет с конкретным богоявлением на горе Фавор? На этот вопрос учитель безмолвия дает точный ответ: на Фаворе, как и в сердцах святых, является одна и та же реальность – Царство Божие, и это есть единственное богатство, к которому стремятся христиане. Эсхатологическое истолкование чуда Преображения традиционно для святоотеческих писаний, и с чисто библейской точки зрения оно совершенно правильн 209 . Что же касается видения света, которым наслаждаются святые, то достаточно привести, не выбирая, несколько отрывков из писаний св. Григория Паламы , чтобы увидеть, что и тут речь идет о реальности, тождественной «начатку воскресения», который все христиане получают при крещении. «Это сверхумное знание, – пишет он, например, во второй Триаде, – принадлежит всем уверовавшим во Христа», и, связав это сверхъестественное знание с освящающей благодатью Христа во славе Своей, продолжает: «Именно во славе Отца придет Христос и… праведницы просветятся яко солнце ( Мф. 13, 43 ); они станут светом и будут зреть свет, зрелище приятное и святое, доступное лишь очистившемуся сердцу; отчасти этот свет сияет сегодня в качестве залога для тех, кто бесстрастием вознесся над всем, что проклято, а чистой и бесплотной молитвой – надо всем чистым; но в тот день Он явным образом обожит сынов воскресения ( Лк. 20, 36 ), которые насладятся вечностью и славой в общении с Тем, Кто даровал нашей природе Божественную славу и сияние».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Самое главное заблуждение их состоит в учении о том, что антихрист уже явился в мир и царствует везде, особенно же в нашей православной Церкви, которая будто бы верует, покланяется и служит ему, как своему главе. Из этого учения они делают следующие выводы: воцарившись в Церкви, антихрист совершенно извратил в ней истинную веру и благочестие, истребил священство и осквернил таинства. Ничего святого в ней не осталось: под именем Иисуса она верует в иного бога, антихриста, в крещении молится духу лукавому, под видом четвероконечного креста почитает кумир антихриста, чада ее знаменают себя печатью антихриста, четверят Св. Троицу, – вообще содержат столько ересей, что превосходят всех прежде бывших еретиков, почему и могут быть приняты в общение не иначе, как через перекрещивание (отсюда название перекрещенцы). Царская власть – не только «последует», но и покровительствует «господствующей Церкви», она – пособница антихриста; а потому молиться за нее не следует. Большинство безпоповцев так и поступает; а где, по книгам положено молиться за царя, там они молятся за православных христиан, каковыми считают только себя. За неимением священников, церковные службы совершаются мирянами – наставниками или наставницами, которые получают благословение на это от своих наставников, таких же простецов, как и сами. Каждая служба у них начинается и оканчивается семипоклонным началом; все, что полагается произносить и совершать во время богослужения священнику, пропускается. Из таинств – миропомазание, священство и елеосвящение считаются не «нужно потребными» и не совершаются; брак одни из безпоповцев также не считают необходимым и не совершают, а другие предоставляют совершение его наставникам; крещение и исповедь, хотя совершаются у всех безпоповцев, но незаконно: первое – потому, что совершить крещение мирянину можно только в случае крайней нужды, а случаи исключительные в обдержность не приемлются: «несть закон церкви скудное» (Матф. правильн. сост. 2, гл. 3, л. 102), а вторая – потому, что не дает разрешения грехов. Таинство причащения безпоповцы пытаются заменить причащением духовным, каким-то огнепальным желанием, и говорят: «у нас причастия св. тайн и нет, и есть, –нет видимого, но есть невидимое, именно желание причастия св. тайн». Но невозможно и представить, чтобы Тела и Крови Христовых – предметов вещественных, – можно было причащаться как-то духовно, невидимо. Так. обр. у безпоповцев нет ни священства, ни таинств. Беглопоповцы

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Всегда ищите добра». Слово автора. 05.07.2016 11:31:17 Сергей Комаров В издательстве «Воскресение» вышла книга нашего постоянного автора, проповедника и миссионера Сергея Комарова. Книга называется «Всегда ищите добра», и представляет собой сборник проповедей на Апостольские Послания, произнесенных автором в 2013-14гг. Приобрести сборник можно в церковных магазинах Москвы, или заказать по интернету, набрав в поисковике название книги. - Правильн ая жизнь христианина невозможна без обращения к авторитету Священного Писания. Относительно книг Нового Завета в нашей православной среде наблюдается следующая ситуация: Четвероевангелие у людей более-менее на слуху, Апостольские Послания – почти неизвестны. Отчасти такое положение дел объясняется редкой проповедью на Апостола, отчасти трудностью самого текста. К сожалению, не все христиане понимают исключительную важность Посланий. А ведь они содержат в себе бесценные сокровища христианской догматики и нравственности, разносторонне поясняют евангельское учение Спасителя. Незнание этих книг обрекает христианина на многие ошибки духовной жизни. Например, если верующий человек никогда не читал 13-й главы Послания к Римлянам, где затрагивается тема отношения христианина к светским властям, он легко может увлечься ветром всяких революций и поднять руку на представителей закона. Не разобравшись с 9й, 10й, 11й главами того же Послания, где обсуждается «еврейский вопрос», он ничем не защитил свою мысль от примитивнейшего антисемитизма. Не обдумав 13й главы Первого Послания к Коринфянам («гимна любви»), он рискует понимать любовь по-язычески, а не по-христиански. Не зная учения Апостола о семейных взаимоотношениях, человеку гораздо труднее будет разобраться в том клубке взаимных обид и огорчений, который может появиться даже в самом счастливом браке. Уникальность и незаменимость Апостола для наших дней состоит в том, что эти тексты ставят знак равенства между двумя главнейшими понятиями в жизни христианина – «христианство» и «Церковь». Книга Деяний, письма Петра, Павла, Иоанна, Иакова, Иуды однозначно говорят нам о христианстве как о жизни в Церкви. Апостолы обращаются не к безликой массе христиан, но к церковным общинам, имеющим между собой единство веры и учения.

http://radonezh.ru/analytics/vsegda-isch...