Разделы портала «Азбука веры» Молитвенное правило – 1) ежедневные молитвы , которые совершают христиане, минимально — утренние и вечерние (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове ); 2) регламентированное чтение этих молитв. Правило бывает общим – универсальным для всех — или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно. Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс.21:2, 30:6 ). Наиболее распространённые молитвенные правила: 1) Молитвенное правило, которое печатается в « Православном молитвослове ». 2) Молитвенное правило по Часослову. См. проект: Домашний Часослов . 3) Молитвенное правило преподобного Серафима Саровского . В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила совместно, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Можно читать совместно несколько выбранных молитв утром/днём/вечером. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь »), и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет её. Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие. Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

http://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo

     Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Поучении о молитвенном правиле» писал: «Правило! Какое точное название, заимствованное из самого действия, производимого на человека молитвами, называемыми правилом! Молитвенное правило направляет правильно и свято душу, научает ее поклоняться Богу Духом и Истиною (Ин. 4:23), между тем как душа, будучи предоставлена самой себе, не могла бы идти правильно путем молитвы. По причине своего повреждения и омрачения грехом она совращалась бы непрестанно в стороны, нередко в пропасти, то в рассеянность, то в мечтательность, то в различные пустые и обманчивые призраки высоких молитвенных состояний, сочиняемых ее тщеславием и сластолюбием. Молитвенные правила удерживают молящегося в спасительном расположении, смирении и покаянии, научая его непрестанному самоосуждению, питая его умилением, укрепляя его надеждой на Всеблагого и Всемилосердого Бога, увеселяя миром Христовым, любовью к Богу и к ближним». Из этих слов святого явствует, что очень спасительно читать утреннее и вечернее молитвенное правило. Оно в духовном отношении вырывает человека из сумятицы ночных сновидений или дневных забот и поставляет его перед Богом. И душа человеческая входит со своим Создателем в общение. Благодать Святого Духа нисходит на человека, приводит его в нужный покаянный настрой, дарит ему внутренние мир и гармонию, отгоняет от него бесов («Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21), ниспосылает ему Божье благословение и силы жить. Тем более что молитвы писали святые люди: святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, преподобный Макарий Великий и другие. То есть сам строй правила очень полезен для человеческой души. Потому, конечно же, читать ежедневно утреннее и вечернее молитвенное правило, если можно так выразиться, – необходимый минимум для православного христианина. Причем оно не занимает много времени. У того, кто вошел в навык чтения, – около двадцати минут утром и столько же вечером. Если вы не успеваете почитать утреннее правило все сразу, тогда разбейте его на несколько частей. «Шапочку» от начала и до «Господи помилуй» (12 раз) включительно можно, например, почитать дома; следующие молитвы – во время пауз в работе или своих дневных занятий. В этом, конечно же, нужно исповедоваться, но лучше так, чем вообще не прочитать. Все мы люди, и понятно, что очень грешные и занятые. Окончание утренних молитв также вы сами себе регулируете. Это касается помянника. Вы можете прочитать расширенный помянник или сокращенный. На ваше усмотрение, в зависимости от имеющегося времени.

http://pravoslavie.ru/101210.html

Иноческое келейное правило Скачать epub pdf Поучение о молитвенном правиле Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее ( Мк. 2, 27 ), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. “Предпочитаю,– сказал великий отец Матой, – непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому”. А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило. Часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые грубые согрешения. “Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,– говорит святой Исаак Сирин ,– не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: “Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего” (Исаак Сирин. Слово 71).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/inoche...

Разделы портала «Азбука веры» Совместная молитва с еретиками запрещена канонами Церкви, независимо от того, общественная она, или частная. Запрещение Церковью молитвенного общения с еретиками проистекает из любви как к своим верным чадам, ради охранения их от лжи перед Богом и лукавства, так и из любви к самим еретикам: отказом от молитвы с ними христиане свидетельствуют, что заблуждающиеся находятся в опасности, так как они — вне Церкви и значит вне спасения. 45е правило святых Апостолов : «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям Церкви, да будет извержен». 10е правило святых Апостолов : «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». 65е правило святых Апостолов : «Аще кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолитися: да будет и от чина священнаго извержен, и отлучен от общения церковнаго». 33е правило Лаодикийского Собора : «Не подобает молитися с еретиком, или отщепенцем». (Ап. 10, 11, 45, 46, 64; I всел. 19; II всел. 7; III всел. 2, 4; трул. 11, 95; лаод. 6, 7, 8, 10, 14, 31, 32, 34, 37; Василия Вел. 1, 47; Тимофея Алекс. 9).  Совокупляющийся с блудницей – становится одно тело с блудницей. Молящийся с еретиком становится одним телом с еретической синагогой, не зависимо от того молится он в собрании еретиков или «частным образом» дома перед обедом. Общение с еретиками в молитве – духовное прелюбодеяние, единение во лжи и онтологическая измена Христу. Именно поэтому каноны говорят о недопустимости не только «официальной» или богослужебной, но и вообще любой молитвы с еретиком в том числе и частной. Десятое апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен». Известный канонист XII века Антиохийский Патриарх Феодор Вальсамон в толковании на это правило говорит: «Итак кто молился с отлученным, где бы и когда бы ни было, должен быть отлучен. Это написано для тех, которые говорят, что отлученный извержен из церкви и что, следовательно, если кто либо вместе с ним будет петь в доме, или на поле, то не будет виновен. Ибо в церкви ли молиться вместе с отлученным, или вне ея, все равно». Также и авторитетный канонист XX столетия епископ Никодим (Милаш) пишет: «Сам Иисус Христос положил начало отлучению от Своей церкви, сказав: “если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь” ( Мф.18:17 ), то есть другими словами, пусть будет отлучен от Церкви. Впоследствии Апостолы подробно разъясняли это в своих посланиях, а также применяли и на деле ( 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ; 2Тим.3:5 ; Тит.3:10 ; 2Сол.3:6 ; 2Ин.10 и 11). Таким образом, правило строго выражает мысль св. Писания, воспрещая молиться с отлученным от церковного общения не только в церкви, когда бывает общая для всех верных молитва, но даже и дома наедине с отлученным от Церкви».

http://azbyka.ru/o-sovmestnoj-molitve-s-...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) О молитве Выдержки из писем свт. Феофана, посвящённые молитвы. Здесь Феофан Затворник многообразно наставляет о молитве: о молитвенном правиле, о церковной и домашней молитве, о молитве Иисусовой, молитве о иноверцах и самоубийцах и многом другом. Феофан Затворник так определял молитву: «Что такое молитва? Молитва — это ума и сердца к Богу возношение, на славословие и благодарение Богу, и испрашивание у Него потребных благ, душевных и телесных. Существо молитвы, стало быть, есть умное к Богу восхождение из сердца. Становится ум в сердце сознательно пред лицом Бога и, исполняясь достодолжного благоговения, начинает изливать пред Ним сердце свое.» СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК О МОЛИТВЕ © Библиотека Веб–Центра «Омега», 1997. Молитвенное правило Молитвенное правило На молитвенном правиле приутруждать себя надо. В монастыре святаго Саввы на каждую молитву Иисусову кладут поясной поклон, а после каждаго десятка земной. Так и вам можно. Положить, — известное число молитв говорить стоя, без поклонов. Это есть в правиле отца Серафима. Как впрочем, применитесь. Только утруждать себя надо, хоть в меру. А то льгота малая поведет к большой, и все можно разорить. Когда станете на правило, а голова разсеянничает, так что с нею не управишься, понудить ея надо к порядку, сначала какими–либо мыслями остепеняющими: ибо это значит, что страх отошел, и душа стала неукротимою. Если это не поможет, возьмитесь читать какия–либо молитвы, и читайте со вниманием, пока соберется в себя ум. Когда станет он в строй, тогда начинайте поклоны. Кладущий поклоны с разсеянною головою есть трость, ветром колеблемая. Впрочем, этот блаженный труд сам научит вас, как в каком случае действовать. 708. письмо 719. вып. 4. стр. 123.)   Молитвенное правило Молитвенное правило держите, как есть; только в механизм обратить поостерегитесь. Форма пустая — что есть? Надо душу в нея влагать. И богомыслия не забывайте, и чтения, и телеснаго труда. Да и ничего не надо забывать. Труженнический путь есть. Внимать надо, трезвиться и бодрствовать. Помоги вам Господи во всем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО (см. также: Молитва, Молитва Иисусова). Спешу представить Вам слабый опыт правила, который я назвал «Чин внимающего себе посреди мира». Внушилось мне сделать его по возможности общим, для того чтобы он Вас нисколько не стеснял. Тем более показалось мне это удобным, что я Вам передал лично, как читать, по обычаю внимательных, утренние и вечерние молитвы и акафист Сладчайшему Иисусу, т.е. неспешно, очень неспешно, даже протяжно, не стремясь к тому, чтобы прочитать за один раз весь акафист или все собрание вечерних и утренних молитв, но заботясь о том, чтобы читаемый Вами известный отдел этих молитвословий был прочитан со вниманием, как в уши Господа Бога, а не на воздух. Руководство для деятельной жизни – евангельские заповеди. Руководствуйтесь ими во дворце Вашем, как руководствовался ими святой Давид во дворце своем. Этот царь говорил молитвенно Богу о заповедях Его: «Свет стезям моим закон Твой;... ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех;... путь неправды отстави от Мене и законом Твоим помилуй мя;... возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия; живи мя в заповедех Твоих» (см.: Пс.118:29,105,127–128 ). Величайшие святые Отцы повелевают, чтобы правило для христианина было как можно проще и малосложнее. Великий Варсонофий говорит, что врата в Царство Небесное узки и что не надо давать широкого правила для вшествия в них; широкое правило даже может помешать вшествию в них, потому что, гоняясь за мелочами, мы можем упустить важнейшее. 244 . Желающие приучиться к молитве именем Господа, обыкновенно называемой Иисусовой, первоначально приучаются по преданию Отцов, соединяя ее с поклонами. Это правило увеличивается или сокращается сообразно силам каждого. Для многих бывает достаточным следующее: Восстав от сна, старайтесь, чтобы первая Ваша мысль была о Боге и Его благодеяниях, которые на Вас излиты Богом без Вашего сведения и желания, по Его единой милости. Особеннейшим же благодеянием почитайте то, что Вы просвещены христианскою верою в недрах истинной Церкви; потом начинайте правило так:

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Разделы портала «Азбука веры» Марина Верховская Личное молитвенное правило в литургической практике Русской православной церкви В Избранное Тема личного молитвенного правила касается повседневной молитвенной жизни членов церкви, которая тесно связана с практикой общецерковной молитвы. Возникновение личного молитвенного правила связано с воплощением слов апостола о непрестанной молитве ( 1Фес.5:17 ) и стремлением устроить также и личную молитву христиан «благообразно и по чину» ( 1Кор.14:40 ). Однако до настоящего времени тема личного молитвенного правила, а также история происхождения и становления его чинопоследований, не были исследованы церковными учеными – историками и литургистами, и до сих пор остаются неясными. О формировании понятия личного молитвенного правила как последования утренних и вечерних молитв, представленного в молитвословах, из литературы было известно 4 ключевых момента общего характера без исследований и ссылок: Обращение к «Малой подорожной книжке» (экземпляр РГБ) показало, что издание Франциска Скорины не включает последований молитвенного правила, часослов, входящий в нее, представляет собой часослов для частного совершения богослужений суточного круга, что было для русской церкви традиционной практикой, и это подтверждается источниками XVI века («Книга, называемая «Домострой» протопопа Сильвестра , рукописный сборник XVI в. Троице-Сергиевой Лавры); более ранние источники XI века свидетельствуют о ежедневном совершении утрени и вечерни как нормы молитвенной жизни для мирян. По свидетельству свт. Афанасия (Сахарова) на Руси была широко распространена традиция самостоятельного совершения мирянами богослужебных последований. В древней Руси православные хорошо знали не только как должно совершать свое келейное домашнее правило, но знали и то, что за отсутствием иерея каждый мирянин может совершать все церковные службы за исключением таинств. Тогда знали, как при этом должен действовать грамотный мирянин. Знали и неграмотные, что и как они могут совершать за каждую службу [Афанасий (Сахаров), 197].

http://azbyka.ru/lichnoe-molitvennoe-pra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Правило 02.04.2018 947 Время на чтение 11 минут В свое время я входил в Церковь, как входит в ножны заржавевший клинок. Со скрежетом, сопротивлением внешним и внутренним, болью от разрывающихся связей и ломающихся стереотипов. Первое время я молился своими словами. Потом вдруг почувствовал, что мне их не хватает, чтобы выразить перед Богом состояние своего сердца. Я купил молитвослов и начал молиться понемногу, как младенец, который учится ходить. Я брал из утреннего и вечернего правила самые короткие молитвы и читал их по две-три. Через несколько недель менял их на другие. Но постепенно мои несмелые и неуклюжие шажки становились увереннее, я все больше окунался в мир молитвы. Первым настоящим потрясением для меня стало открытие покаянного канона «Воду прошед, яко сушу». Молитва изменяла меня и все вокруг меня. Молитвенное правило. Как от этих слов веет миром и постоянством, спокойствием и кротостью! Сколько трудов было положено в период студенчества, чтобы хоть как-то молиться! Где только не приходилось молиться в общежитии! На кухне, на балконе, в лесу, в комнате самоподготовки, под лестницей. Молитва в транспорте вообще стала обычным делом. Все это совершалось по необходимости, за неимением других возможностей. Спокойно помолиться в одиночестве было редким удовольствием. В многодетной семье уединенная молитва - все тот же удел ночи. Нужно дождаться, когда все уже спят или пока еще спят. Тогда никто не мешает своими криками и беготней, молчит телефон, и никакие дела не отвлекают. Бывает, слышишь от прихожан, что, мол, ежедневное правило им наскучило, что сердце не отзывается на слова молитвы. При этом обычно просят разрешения заменить вечерние и утренние молитвы чтением Псалтири или еще чем-нибудь. Я вполне понимаю это состояние. Я, как и все, бываю временами чрезмерно занят, холоден, уныл, когда молитва воспринимается как тяжкая повинность. Тогда слова молитвы сжимаются до правила преподобного Серафима Саровского, и я добровольно ставлю себя в строй с неграмотными и больными, для кого в первую очередь преподобный Серафим это правило и преподал. И еще ни разу не было такого, чтобы при прочтении этого минимального правила я ощутил хоть малую толику того состояния, которое бывает (к сожалению, тоже не всегда) при прочтении полного молитвенного правила.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/32/pra...

Как следует из решения Синода, говорится в обращении, «отлучение Лукияника Вы основываете на Мф. 18, 17, на 55 Правиле Святых Апостолов, 8 Правиле IV Вселенского Собора и 64 Правиле VI Вселенского Собора. 55 Правило Святых Апостолов говорит: " Аще кто из клира досадит епископу, да будет извержен… " , т.е. это Правило относится только к клирикам Церкви, но не к поэтому к Лукиянику, который не является клириком, применено быть не может. 8 Правило IV Вселенского Собора также не имеет никакого отношения к Лукиянику, ибо там речь идет о наказании клириков и которые дерзают выходить " из-под управления своего епископа " . Но всем хорошо известно, что Лукияник никогда не призывал к такого рода действиям. Обличение епископа, который неправо правит, и выход из-под его управления - это совершенно разные вещи. Последнего Лукияник не совершал. Теперь относительно 64 Правила VI Вселенского Собора. В этом Правиле сказано: " Не подобает перед народом произносити слово, или учити, и тако брати на себя учительское достоинство, но повиноватися преданному от Господа чину " . Во-первых, если Вы имеете в виду выступления Лукияника перед народом на молитвенных стояниях, то здесь он поступал в соответствии со следующими словами св. ап. Павла: " утешайте друг друга и созидайте (рус. - назидайте) ближняго… " (1 Сол. 5, 11); а обращаясь к Римлянам, тот же апостол пишет: " …и сами вы полни благости, исполнени всякого разума, могуще и иныя научити " (Рим. 15, 14); и в другом месте: " Темже отложше лжу, глаголите истину ко искреннему своему, зане есмы друг другу удове " (Ефес. 4, 25). Смысл слов ап. Павла понятен - если Господь кому что открыл от Своей Истины, то не держи это в себе, но и передай другим для их духовного назидания, так как все мы являемся членами одного Тела – Христова. Если же предположить, что вообще запрещается говорить слово перед народом вне храма, то получится, что указанное Правило противоречит Посланиям св. Ап. Павла, что невозможно. Таким образом,-данное Правило запрещает мирянину говорить проповедь догматического содержания в храме».

http://ruskline.ru/news_rl/2012/04/02/lu...

Скачать epub pdf Мужество См. также: Блудная брань . 63, 66, 71; Воздержание . 158; Воля . 164; Грех . 195; Клевета . 309; Кончина мученика . 329; Кротость . 367; Мученичество . 572; Отречение от Бога . 691; Смерть . 1029; Твердость . 1126; Терпение . 1133, 1144, 1146; Храм . 118З; Чистота . 1220. 562. Бог являет Свою помощь мужественным См. также: Помощь Божия . Брат сказал авве Пимену: “Я замечаю, что куда ни пойду, везде нахожу себе помощь.” Старец отвечал ему: “В настоящее время Бог милосерд к тем, которые носят меч в руках своих. Если мы будем мужественны, Он явит нам милость Свою.” (Достопамятные сказания. С. 208. 94). 563. Монаха во время молитвы “схватывала” лихорадка, но он мужественно, вспоминая смерть, исполнял правило, и болезнь отходила См. также: Демонские козни ; Смертная память ; Уныние . Как только некий безмолвствовавший инок вставал на свое молитвенное правило, у него начиналась лихорадка с ознобом и жаром, причем появлялась сильная головная боль. Когда это происходило, монах говорил сам себе: “Вот! Я уже болен к смерти, встану же прежде, чем смерть постигнет меня, совершу мое молитвенное правило.” Этими словами он понуждал себя и исполнял свое правило. С окончанием правила болезнь отступала. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 370. 2). 564. Авва Геласий изгнал из своей обители еретика Феодосия и не признал его патриаршества, несмотря на многие угрозы См. также: Твердость . Во время Вселенского Собора в Халкидоне некто Феодосий, первый начавший в Палестине защищать раскол Диоскора, пришел к авве Геласию в его монастырь и начал оговаривать Халкидонский Собор, якобы, утвердивший учение Нестория, думая этим увлечь святого в обман и раскол. Но Геласий по внешнему виду Феодосия и просвещаемый божественным даром рассуждения понял лукавое намерение еретика и не только не был увлечен в его отступничество, что сделали почти все, но и выслал его, как подобало, с бесчестьем. Феодосий устремился в Святой Град и, прикрывшись личиной ревности по Боге, увлек на свою сторону все монашество, увлек и царицу, бывшую в то время там. С помощью этих своих сообщников он вступил своевольно и насильственно на патриарший престол… Призывает он как-то авву Геласия, приводит в храм, привечая и вместе с тем угрожая, повелевает предать анафеме Ювеналия. Геласий, нисколько не устрашившись, говорит: “Иного епископа Иерусалимского, кроме Ювеналия, я не знаю.” Феодосий, опасаясь, чтоб и другие не стали подражать благочестивой ревности старца, повелел скорее изгнать его из храма. Приверженцы Феодосия схватили авву, обложили его дровами и стращали, что сожгут его. Но видя, что он не боится и не выказывает им повиновения, сами испугались народного восстания, потому что блаженный был известен и славен. Но больше – по действию Божественного Промысла отпустили преподобного, не причинив ему никакого вреда. А он по произволению и совести сделался мучеником, принеся себя во всесожжение Богу. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 87. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010