Писания святых отцов Писания святых отцов все составлены по внушению или под влиянием Святого Духа. Чудное в них согласие, чудное помазание! Руководствующийся ими имеет, без всякого сомнения, руководителем Святого Духа. Все воды земли стекаются в океан, и, может быть, океан служит началом для всех вод земных. Писания отцов соединяются все в Евангелии, все клонятся к тому, чтобы научить нас точному исполнению заповедей Господа нашего Иисуса Христа, всех их и источник, и конец – святое Евангелие. Святые отцы научают, как приступать к Евангелию, как читать его, как правильно понимать его, что содействует, что препятствует к уразумению его. И потому сначала более занимайся чтением святых отцов. Когда же они научат тебя читать Евангелие, тогда уже преимущественно читай Евангелие. Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия без чтения святых отцов! Это мысль гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые отцы, как возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование посредством их писаний. Многие, безумно отвергшие святых отцов, приступившие непосредственно, со слепой дерзостью, с нечистым умом и сердцем к Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает к себе одних смиренных. Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. Из чтения отеческих писаний научаемся истинному разумению Священного Писания, вере правой, жительству по заповедям евангельским, глубокому уважению, которое должно иметь к евангельским заповедям, – словом, спасению и христианскому совершенству. Чтение отеческих писаний, по умалении духоносных наставников, сделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства. 206 Книги святых отцов, по выражению одного из них, подобны зеркалу: смотрясь в них внимательно и часто, душа может увидеть все свои недостатки. Опять же – эти книги подобны богатому собранию врачебных средств: в нем душа может приискать для каждого из своих недугов спасительное врачевство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Патрологические труды профессора московской духовной академии Ивана Васильевича Попова (к трехсотлетию Московской Духовной Академии (1685–1985)) Введение В наше время, когда во всём христианском мире возрастает интерес к изучению святых отцов Церкви, важно взглянуть и на пройденный путь в области Патрологии, вспомнить то, что сделано нашими предшественниками – усердными тружениками науки и подвижниками благочестия. К этому понуждает и славный юбилей нашей духовной школы. Творческий метод обращения к историческому прошлому, несомненно, поможет правильнее понять учение и жизнь святых отцов, снова и снова увидеть в них верное мерило к богословствованию, к восстановлению и утверждению себя самого в полноте православной церковности, а это поставит на путь молитвы, духовной жизни, приведёт к возвращению потерянного рая. В нашем отечественном богословии принципы изучения творений святых отцов даны были вскоре после выделения Патрологии, или как её поначалу называли «Патристика», в отдельную самостоятельную науку – дисциплину (в систему предметов Духовной Семинарии она введена в 1839 г. под названием «Историко-богословское учение об отцах Церкви» 154 , в Духовной Академии – в 1841 г.) 155 . Вопреки появив шейся сразу же тенденции уделять в учении святых отцов основное внимание догме и этим самым ограничивать широту их богословия, архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) , в прошлом инспектор (1833–1835) и ректор (1835–1841) Московской Духовной Академии, во введении к своему трёхтомному труду «Историческое учение об отцах Церкви» (впервые опубликован в 1859 г.) со всей решительностью и определённостью заявил: «Поставлять догматическое учение отцов такой же особой частью Патристики, каково исследование сочинений или жизни – значит не понимать своего предмета. Отцы Церкви столько же заботились для Церкви о чистоте веры, сколько и о благочестии, предлагая последнее иногда в наставлениях истории, – а для веры благочестия ревностно занимались объяснением Священного Писания. Потому та Патристика, которая обращает исключительное внимание на догматическое учение отцов, теряя из вида и толкования Писания, и наставления в благочестии, извращает собой понятие об отцах Церкви, выставляет их не в их точном виде. С другой стороны, после обзора содержания догматических сочинений предлагать отдельно догматическое учение Отца – значит или то, что уличают сами себя в неверном показании содержания сочинений, или повторяют одно и то же наперекор правильному рассуждению о деле... Пусть по важности предмета догматическое учение займёт собой внимание более, чем какой-нибудь предмет исторический; но оно не должно исключать собой другие предметы отеческих сочинений или занимать столько же места, сколько жизнь отца Церкви».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3150.   4 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Богородичное правило» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Богородичное правило». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3151.   5 .         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Православный молитвослов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Православный молитвослов». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3152.   6 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О воспитании детей - словами святых отцов и подвижников благочестия». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р17-708-3153.   7 .         Заявитель: М. Ю. Тихомиров. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «О грехе осуждения - словами святых отцов и подвижников благочестия».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: [email protected] play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Прямой эфир. Авторская программа М.А.Емельянова-Лукьянчикова «Ради Русского царства великого.» Тема: « Читая правила святых отцов.» ч. 2 02.04.2015 19:00 Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 03.04.2015 - 10:03 Уважаемый Максим : Уважаемый Максим Александрович! Большая благодарность Вам за эту очень интересную передачу . Такие важные подробности нашей повседневной жизни волнуют каждого из нас. И узнать как правильно поступать в каждом конкретном случае, что написано об этом у святых отцов нам просто необходимо. Возмущение дам солидного возраста так показательно! У нас когда -то была золотая середина между тем , что " чего -то нет в СССР " и полной нынешней расторможенностью в этой сфере. Наверное, это было во времена древнего благочестия , м.б. до 17 века. Называть эти темы мерзкими , по-моему, лицемерие. Тема археологии, также очень интересная . Как хорошо , что в Ваших передачах мы знакомимся с поучениями святых отцов в понятной и доступной нам форме! ответить 06.04.2015 - 08:54 Максим Александрович тема, : Максим Александрович тема, которую Вы подняли в своем эфире глубоко интимна, когда Вы приходите в дом к своим друзьям, где бегают дети, пьют чай бабушка и дедушка, Вы будете беседовать с православными супругами о том , когда и где им можно вступать в супружеские отношения, а когда и где ну ни в коем случае. Вы с таким неуважением намекаете на солидный возраст позвонивших Вам слушательниц, или для Вас секрет, что многим пожилым и немощным людям Радонеж служит утешением, когда они не могут дойти до храма? А Вы их ввели в искушение. Если Вас так интересует эта тема, напишите статью, кто захочет - прочитает. В своих передачах Вы входите в наши дома как гость, соблюдайте приличия. ответить 06.04.2015 - 19:04 Не могу согласиться с Еленой :

http://radonezh.ru/radio/2015/04/02/19-0...

27.10.2014 #культура #рассылка Предание.ру #святые отцы Подпишитесь на наш Телеграм      × Как известно, любимый спорт православных — это поединок на цитатах, преимущественно из святых отцов. Победителем в дуэли считается тот, чья цитата прозвучала последней. Словами вестников, исповедников, толкователей, служителей Любви бросаются словно камнями — не думая ни о боли, ни о миссии, ни о вразумлении. Прискорбная картина. Очевидно, драка цитатами — это неправильное применение. В чем же тогда правильное? Иногда говорят, что обычный человек не смеет толковать Писание, и отцы укажут, научат толковать Писание верно. Правда, остается непонятным, как одни тексты помогут толковать другие тексты — текст на текст, слова к словам. Коли я не в состоянии понять текст апостолов, каким образом я могу понять текст продолжателей их дела, толкующий их же — апостолов — сочинения? Вероятно, ответ в том, что надо читать много, усваивая в первую очередь не конкретные толкования, а метод, который используется отцами. Это кто тут такой культурный? Но читать много в нашем дивном новом мире значит быть одновременно гордецом и лохом: читаешь — конечно, вместо того чтобы жить «в реальном мире»; читаешь — значит пытаешься казаться лучше других. В обыденном сознании понятие «культура» — это что-то слишком сложное и потому излишнее. Однако будьте внимательны: если вам говорят «это слишком сложно» — наверняка вам хотят впарить что-то до безобразия простое: «культурное» «Бордо» дороговато, выпей паленой водки; «культурный» Лосский слишком сложный, прочти брошюру «101 грех». Парадокс в том, что подобное неприятие культуры — это культурная позиция, и состоит она, как правило, в предпочтении плохих текстов хорошим. Не будем забывать, что все, что делает человек — искусственное, т. е. искусство: вопрос только какое. Тексты Святых Отцов, Библия, сочинения Бердяева, проповеди Антония Сурожского и упомянутая брошюра про грехи — это тексты, т. е. продукты культуры. Отрицая высокую культуру, культура «простая» пытается сделать вид, что она вообще не культура, а «просто жизнь» — так работают новости, ток-шоу, выбивающие слезы фильмы и прочее.

http://blog.predanie.ru/article/konets_t...

Сортировать по Исключить новости Самый молодой богослов Русской Православной Церкви иеромонах Иларион (Алфеев), руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений, автор нескольких книг по учению Отцов Церкви и переводов их творений с греческого и сирийского языков — гость нашей редакции. Иеромонах Иларион: «Пастырь Церкви не может не быть богословом» Самый молодой богослов Русской Православной Церкви отвечает на вопросы «ВМ» 20.07.1999 http://www.vmdaily.ru/article/22503.html Евгений Стрельчик Самый молодой богослов Русской Православной Церкви иеромонах Иларион (Алфеев), руководитель Секретариата по межхристианским связям Отдела внешних церковных сношений, автор нескольких книг по учению Отцов Церкви и переводов их творений с греческого и сирийского языков — гость нашей редакции.   — Отец Иларион, первый вопрос вам как писателю-богослову. Сегодня издается очень много религиозных книг, и рынок, кажется, насыщен. Но соответствует ли количество выпускаемых книг их качеству? Те ли книги мы читаем для нашего духовного совершенства? — Многое из того, что сегодня издается, я бы постеснялся рекомендовать интеллигентному, образованному человеку. Некоторые авторы, говоря от имени Церкви, имеют самые смутные представления о том, что такое христианство. В своих работах они иногда ссылаются и на творения Святых Отцов, однако в действительности совершенно не знают их учение. Так, например, в одной книжке я с изумлением прочитал такую фразу: «По учению Святых Отцов, вся зараза идет с Запада». Еще один пример — брошюра из серии «За советом к батюшке». В ней на вопрос, почему в посты супруги должны воздерживаться от брачного общения, следует ответ: «Потому что, по церковному преданию, Иуда был зачат в пост». В какой пост был зачат Иуда: в Великий пост или в Рождественский пост ? Что это за «церковное предание», на которое ссылается автор? Иногда люди выдают себя за богословов, но пишут всякие глупости. А поскольку их писания продаются в киосках православных храмов, верующие думают, что именно таково учение Церкви. Издаются, например, брошюры, содержащие списки грехов — иногда до двух тысяч (в том числе таких, о которых нормальный верующий и знать не должен). И считается, что, если человек будет исповедоваться по подобному списку, он полностью очистится. Заведомо ложные установки многие принимают как руководство к действию, не понимая, что они могут сбить их с правильного пути или просто оттолкнуть от Церкви.

http://pravmir.ru/ieromonax-ilarion-past...

Как читать Святых Отцов: конец цитаты Поделиться: Конец цитаты Как известно, любимый спорт православных — это поединок на цитатах, преимущественно из святых отцов. Победителем в дуэли считается тот, чья цитата прозвучала последней. Словами вестников, исповедников, толкователей, служителей Любви бросаются словно камнями — не думая ни о боли, ни о миссии, ни о вразумлении. Прискорбная картина.   Очевидно, драка цитатами — это неправильное применение. В чем же тогда правильное? Иногда говорят, что обычный человек не смеет толковать Писание, и отцы укажут, научат толковать Писание верно. Правда, остается непонятным, как одни тексты помогут толковать другие тексты — текст на текст, слова к словам. Коли я не в состоянии понять текст апостолов, каким образом я могу понять текст продолжателей их дела, толкующий их же — апостолов — сочинения?   Ответ: надо читать отцов — их самих, а не тех, кто разорвал их тексты на куски.  Продемонстрируем этот принцип на примере: прочтем три цитаты, с полной очевидностью утверждающих нечто одно. Прочитаем потом текст, откуда они вырваны и поймем, что они утвеждают нечто диаметрально противоположное.    1. « Рабство не приносит никакого вреда, напротив — приносит пользу » — свт. Игнатий (Брянчанинов)   Итак, все очевидно: рабство приносит пользу, пишет свт. Игнатий.  Пишет не где-нибудь, а в  архипастырском послании по поводу отмены крепостного права . Защищать рабство в момент, когда Россия праздновала освобождение народа — сильный ход, не правда ли? Неудивительно, что воззвание святителя стало символом сопротивления реформам, идущего из самого сердца Церкви, сопротивления «партии революции и беспорядка»  Вчитаемся однако в текст. Если отбросить его сиюминутный повод, мы увидим целое богословие власти, господства и рабства — революционное богословие.  « Несвободное состояние людей, имеющее многоразличные формы, как это должно быть известно и понятно всякому образованному, есть последствие ниспадения человеческого во грех. Первою властию была объявлена власть мужа, первою зависимостию — зависимость жены. С этой минуты власть сопряжена с насилием, подчинение сопряжено с страданием ». Для апологии крепостного права довольно неожиданый тезис: всякая влась — плод греха, власть есть, потому что есть грех. При этом и первое неравенство — неравенство гендерное — тоже последствие греха, его тоже не замыслил Бог (замечательно это сведение политических и социальных реалий к вопросам пола: привет фрейдистам и феминистам). Читаем дальше. 

http://media.predanie.ru/tema/read-holy-...

Путь к священному безмолвию. Малоизвестные творения отцов-исихастов Творения великих отцов-исихастов: Симеона Нового Богослова, Каллиста Ангеликуда, Марка Ефесского, Филофея Коккина. Эти творения, посвящённые практике умного делания и паламитскому богословию, мало известны русскому читателю, так как не входят в русское Добротолюбие или известны в плохом переводе. Тексты заново сверены с древнегреческими подлинниками, отредактированы и снабжены примечаниями. «Путь к священному безмолвию» составили: «Метод священной молитвы и внимания» Симеона Нового Богослова, «Уцелевшие главы, обдуманные и весьма высокие, о божественном единении и созерцательной жизни» Каллиста Катафагиота, «Слово XVI о духовной брани и о согласном с ней священном безмолвии» Каллиста Ангеликуда, «Силлогические главы о различении божественной сущности и энергии против ереси акиндинистов» Марка Эфесского, «Святейшего патриарха Константина-града Филофея предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье со своими послушниками». ПУТЬ К СВЯЩЕННОМУ БЕЗМОЛВИЮ. МАЛОИЗВЕСТНЫЕ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ–ИСИХАСТОВ Составление, общая редакция, предисловие и примечания А.Г. Дунаева Перевод с древнегреческого монаха Андроника (А.Ф. Лосева), М.В. Грацианского, А.Г. Дунаева, Н.А. Леонтьева Перевод с древнерусского монаха Алимпия (Вербицкого) Авторецензия на «Путь к священному безмолвию» (Письмо Д.И. Макарову — ответ–дополнение на предполагавшуюся к публикации рецензии Д. Макарова на «Путь к священному безмолвию») Первая публикация: интернет–версия от 18 декабря 2003 г. 20 мая 2002 г., Москва Уважаемый Дмитрий, получив возможность ознакомиться с Вашей рецензией до ее публикации и пользуясь удобным случаем, хотел бы сделать к ней несколько дополнений. Во–первых, по техническим причинам в книге, помимо неизбежных опечаток, произошли сбои со шрифтами и номерами страниц при макетировании. Вот список исправлений (всюду указываю правильное чтение): С.4 7 : Вышенского; 11 9 : byzantinischen Reich; 11 5 : (с.153); 9 12 : Irénée; 88 22 : гор е; 142 5 : Gesù; 121 1 : (¤рах’ы?); 147 1 : 162–71.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=698...

122. Наставление духовнику о принятии кающихся Эта и следующие две статьи 123 и 124), судя но их содержанию и языку, должны принадлежать глубокой древности; но старшие списки их восходят не далее конца XV века. – Наставление духовнику или, по рукописям, «Предисловие покаянию» издано было по двум соловецким спискам в Правосл. Собесед. 1860 г., ч. I, стр. 350–358; новейшее издание, сделанное по нескольким спискам XV века и в двух изводах, – у Срезневского в Малоизв. Памятн. LIX. Теперь издается по новгородскому списку XV в., ныне С.-Петерб. Дух. Акад. 1285, л. 122–125. Не смотря на некоторые описки, он исправнее других в том отношении, что представляет меньше позднейших поправок в языке драгоценного памятника. Предисловие покаянию, правило святых отцов соборных всей вселенной Подобает быть архиерею съмысльну, и умну, и мудру в учении книжном, и тверезу во всем, якоже рече Павел к Тимофею: «трезвися о всем». Такому же подобает быть иерею; аще ли не таким, то не подобает быть ереем, аще будет и свят: понеле есть невежа и несмысл[ьн]. Неведение бо и согрешения злее есть: согрешившие бо, истинне кающеся, спасаются; а несмысленные, заблудивше в писании книжном, не имуще трезва и здрава ума, в ересь впадающе, погибают. 3091 Книгам бо учится друг у друга, а разум Бог дае[т], емуже хочет – тому, иже кто сохранит заповеди его. Рече бо Приточник: «аще желаеши мудрости, снабди заповеди Христовы, и Господь даст ти ю». И Пророк рече: «Господь созда мудрость и подаст ю любящим его»; и «в злохитру душу не влезет мудрость», ни ся может укоренить в деле, оскверненне от пьянства, паче же от неправедного богатства. Еста бо две матици [вс]яким злом в веце семь, еже оста от неприязни: пьянство и неправедное [собрание; и неправедное] 3092 же собрание горее есть пьянства: пьянства бо ся ныне проспит, а богатства неправедного [не] мочи 3093 ся лапь 3094 проспать. Запойчивый бо аще приидет когда, сощунувся, на покаяние, то – толико остаться пьянства; а оному, хотящю ся каяти, то преже покаяния оттрясти от себя злое то собрание, нъ тем опять даять, откуду то собрано: аще ли не тем, то сторицей отдавать, тоже прийти на покаяние и прощену быть; аще ли, то ни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Скрытые грехи часто уводят в раскол, а формализм в исповеди – к революционным настроениям» Беседа с архимандритом Маркеллом (Павуком) 15.10.2019 520 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.Ru Духовник Киевских духовных школ архимандрит Маркелл (Павук) о важности Таинства исповеди, о том, как правильно подготовиться к нему и на какие грехи и немощи прежде всего обратить внимание, с каким настроем приступать к этому Таинству и о чем помнить, исповедавшись, о генеральной исповеди и покаянном чувстве. Архимандрит Маркелл (Павук) – Отче, благословите. Вы, кроме преподавательской работы в КДАиС, богослужений, несете еще послушание духовника Киевских духовных школ. Что предполагает такое послушание? Означает ли это, что вы являетесь духовным отцом для всех студентов? – Духовный отец – это человек, который берет на себя смелость руководить духовной жизнью других и которому не боятся открыть самое сокровенное, в чем не всегда признаются даже своим родным отцу и матери. В КДАиС обучается более 300 студентов, и просто физически невозможно одному духовнику уделить всем внимание. Но в Лавре, слава Богу, есть множество других духовников, у которых также исповедуются наши студенты. Ко мне обязательно приходят лишь перед хиротонией в диакона и священника для так называемой генеральной исповеди. Также вижу свою задачу в том, чтобы постоянно напоминать студентам, как будущим священникам, о важности регулярной исповеди и Причастия. Опытный в духовной брани человек в будущем сможет помочь искушаемым. Благодаря регулярной исповеди человек учится разбираться в своих чувствах, отличать добрые помыслы от злых. Таким образом он застраховывает себя от принятия неправильных поспешных решений, а в будущем, основываясь на своем, пусть и небольшом, опыте, сможет наставить других на путь христианской жизни. Ни один – даже самый лучший – психолог этому не научит. Многое, конечно, можно почерпнуть у святых отцов Церкви, но их наставления тоже нельзя сходу правильно понять без совета со стороны, то есть без духовника. Если безрассудно, без сторонней подсказки стараться полностью исполнять все святоотеческие наставления, то можно впасть в опасное состояние прелести – духовного заболевания, когда человек не способен критически оценивать свои действия. Знаю некоторых людей, которые прекрасно изучили Священное Писание и творения святых отцов и в то же время уклонились в раскол именно потому, что понадеялись на себя и брезговали советами духовников, не спрашивали у них, как соотнести то или другое поучение из Добротолюбия или Патерика с нашим временем. Они или бездумно этим наставлениям следовали, или, наоборот, не понимая сути, просто категорически их отвергали, оправдывая себя тем, что сейчас у людей уже другой менталитет, изменились условия жизни и т.д.

http://ruskline.ru/opp/2019/10/15/skryty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010