В храме Иосиф советовал использовать краткую форму молитвы Иисусовой: «Господи, помилуй». На молитве Иосиф обычно стоял, выпрямившись, не садился, хотя это при его слабом здоровье было мучительно. Иосиф часто говорил, что в молитве очень важно быть постоянным. «У вас есть молитвенное правило, так не отступайте от него», – советовал он. Также Иосиф считал, что каждый день нужно хотя бы немного сердечно молиться своими словами. За постоянство в молитвенном подвиге Господь сподоблял Иосифа благодатных утешений. Как-то он доверительно признался, что к нему пришла особая молитва , и он может ее держать. Вероятно, речь шла о самодвижной сердечной молитве. Другим плодом молитвенного делания является созерцание Божественной благодати в виде нетварного света. Иосиф видел нетварное сияние, исходящее от Мироточивой иконы, и вынужден был покрывать Ее ночью, чтобы заснуть. Иногда он созерцал сияние, исходящее от людей после Причастия Святых Даров. Искушения и утешения Укорененность в молитве помогала Иосифу преодолевать многоразличные искушения, о которых вообще мало кто знал. Иногда в доверительных беседах Иосиф открывал, что у него была сильная брань с бесом чревоугодия, который внушал ему съесть мяса, от коего он по аскетическим соображениям воздерживался, но которого, вероятно, требовало его состояние здоровья. Бес блуда особенно ненавидел Иосифа за его целомудрие. Был такой случай: некая обнаженная девушка, одержимая сладострастием, пыталась силой лишить Иосифа целомудрия, но тот, подражая праведному Иосифу Прекрасному, прогнал девушку, после чего она возненавидела девственника и всячески преследовала его. Имела место борьба и иного рода, пострашнее плотской: бес воздвигал на Иосифа мысленную брань, пытаясь довести его до отчаяния. Бывали мучительные ночи без сна, когда Иосиф не мог даже перекреститься и с трудом шептал молитву Иисусову, как бы заживо поверженный на дно ада. Порой Господь попускал Иосифу видеть ужасных и мерзких бесов. Случалось, это тогда, когда он молился за людей, находившихся в тяжких искушениях, и тогда ему были показываемы бесы – виновники этих искушений. Бывали бесовские страхования и в других ситуациях. В одну ночь Иосифу и его другу, в то время жившему вместе с ним, одновременно во сне привиделся диавол, страшно стучавший и ломившийся в двери их дома. Иосиф встал, окропил все святой водой, окурил ладаном, и страхование более не повторялось.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Иосиф 451 Как мы видели выше, Иосиф был продан братьями своими в Египет. «Премудрый и Благопромыслительный Бог устрояет так, что сами же злоумышленники невольно содействуют совершению будущих событий» 452 предначертанных Провидением. – Подобными же орудиями в руках Провидения Божия являются, затем: Потифар, – вельможа египетский, виночерпий при дворе Фараона, мудрецы – снотолкователи и, наконец, сам Фараон. «Иосиф был брошен в темницу именно для того, чтобы, здесь опять открыв свою добродетель, Иосиф достиг таким образом управления царством» 453 . Далее, Господь «попускает виночерпию забыть об Иосифе в продолжении двух лет для того, чтобы настало время и для сновидений Фараона, и по требованию самой нужды, праведник сделался известным по всему царству Фараона» 454 . – Затем, когда царь египетский увидел сны, то «сперва Бог попускает испытать всех тамошних мнимых мудрецов для того, чтобы, когда обнаружится их неведение, тогда-то узник, пленник, раб, Еврей предстал пред лице всех, открыл сокровенное для всех и через то всем показал озаряющую его благодать свыше» 455 . – Когда Иосиф, вслед за этим, достиг высоты своего внешнего положения, и перед ним смиренно склонились братья его, а затем и сам престарелый отец при встрече с сыном восклонился на конец жезла; тогда «Фараон послужил орудием исполнения снов Иосифа, виденных им тогда, когда он ещё жил с отцом своим» 456 . Сделавшись египетским сановником, Иосиф долгое время не извещал о себе Иакова. Это, на первый взгляд, может показаться несколько странным. Но, при внимательном рассмотрении этого факта, и здесь открываются пути Промысла Божия. Ибо «по предречению, какое было Аврааму, надлежало Иакову с детьми и с потомством переселиться в Египет. Но если бы знал он об Иосифе, то, без сомнения, послав выкуп, возвратил бы его (в землю Ханаанскую).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Посему-то Бог оставлял Иакова сетующим, чтобы и домостроительство исполнить, и жизнь его впоследствии соделать более приятною» 457 . Когда настало благоприятное для того время, Иосиф открылся братьям своим, известил отца, и Бог повелел патриарху переселиться в Египет с детьми, домочадцами и всем имуществом своим. «Всех душ дома Иаковлева, перешедших в Египет, – семьдесят (пять)» 458 . «Не напрасно и не без цели Писание показало нам число переселившихся в Египет, но именно для того, чтобы мы видели, от какого малого числа какое великое число (душ) произошло, и чтобы, смотря на это, всегда веровали обетованиям Божественным» 459 . Когда Иаков и дети его прибыли в Египет, Иосиф сказал им: «Если Фараон призовёт вас и скажет: какое занятие ваше? То вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, – и мы, и отцы наши, – чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец» 460 . «Заметь, какой благоразумный совет даёт Иосиф братьям, не просто и не случайно внушая им это, а желая поставить их в большей безопасности и не допустить их до смешения с Египтянами» 461 . И действительно, «Фараон поселил их в земле Гесем, и через это отделены они были от поклоняющихся овцам и тельцам» 462 . «И жил Иосиф в Египте... Жил же Иосиф всего сто десять лет... И сказал Иосиф братьям своим: я умираю... И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетил вас, и вынесите кости мои отсюда» 463 . «Это делал он не без причины и не напрасно, но имел в виду двоякую цель. Первое, – чтобы Египтяне, памятуя о великих его благодеяниях и легко людей провозглашая богами, не имели в теле праведника предлога к такому нечестию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

что Иаков скончался, Иосиф пал на лицо отца своего, целовал лицо, уста, запечатленные смертью, орошал это лицо обильными слезами (Быт. 50). Он повелевал врачам приготовить тело, по обычаю Египта, к погребению. Врачи в течение сорока дней совершали приготовление, предохраняющее тело от гниения. Весь Египет участвовал в печали Иосифовой; семьдесят дней оплакивали египтяне кончину святого старца, родоначальника израильского. По прошествии дней плача, Иосиф испросил себе у фараона позволение исполнить завещание отца и свой клятвенный обет ему, похоронить драгоценное тело праведника в ханаанской земле. Фараон пожелал, чтобы шествие его наперсника в землю ханаанскую было сопровождаемо должным великолепием. Весь двор царя египетского, все вельможи его сопутствовали Иосифу; при них было множество колесниц и всадников. Все сыновья Иакова, все внуки его, способные к путешествию, участвовали в нем. Достигнув места погребения, они почтили священное тело семидневным плачем, «плачем великими», — так называет его Писание. То поле, на котором остановилось это многочисленное собрание, и где оно совершало свой погребальный плач, назвали жители страны обет, Иосиф возвратился в Египет. Еще продолжало беспокоить братьев совершенное ими над ним злодеяние. Они подозревали вельможу-брата в памятозлобии, а эта чистая, святая душа была способна только к благости! Полагая, что Иосиф не хотел зрелищем мщения возмутить спокойствие престарелого отца, что он отлагал мщение до удобного времени, они пришли к нему и сказали: перед кончиной заповедал: скажите Иосифу: прости им согрешение их, прости им неправду их; они совершили над тобою преступление, но ты прости им вину их ради Бога отцов Когда они говорили это, Иосиф плакал. Они пали перед ним и сказали: мы отдаемся тебе в Великодушный Иосиф, Иосиф, достойный благословений земли и неба, достойный благословения всего племени христианского, благословения всех, читающих сказание его назидательных деяний, отвечал братьям: бойтесь! Я – Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3188...

Великий Иосиф так плакал, как будто пророчески проникся словами блаженного Давида: « Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью » (Пс. 125:5). Вот Иосиф и сеял слезы и пожал венец царства. Запомните все вы твердо, что Иосиф, столь удивительным образом встретившийся со своими братьями, увидев их, не захотел им мстить. В самом деле, чего заслуживали эти братья, разорвавшие, насколько от них зависело, двенадцатизвенную цепь братства? Однако Иосиф не подумал притеснять их в возмездие за их поступок, но, бросившись к ним на шею, заплакал. Почему тут речь о шее именно, а не о другой какой–либо части тела? Естественно было ему плакать на шеях братьев, некогда сбросивших с себя ярмо братолюбия. Признаешь ты теперь кротость и благочестие этого человека? Но некоторые толкуют об Иосифе, что он отнесся к братьям так кротко и миролюбиво под давлением необходимости, так как, заброшенный в чужую страну, ни от кого не имел там сочувствия или помощи. Говорящий так пусть обратит внимание на то, что Иосиф сам по собственному расположению обнаружил такое отеческое попечение воспоминание об Иосифе и явление света. Владыка света Христос освободил его из мрака темницы. Зачем суесловишь, зачем говоришь неправду, о, человек, утверждающий, что Иосиф по необходимости был кроток и незлопамятен? Ведь еще до появления закона Иосиф настолько был боголюбив, настолько соблюдал закон, что даже соблазняемый своей госпожой гнушался блудодеяния. Разве тогда был дарован закон, повелевающий: « Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего »? Не сам ли служа для себя законом и руководясь лишь природным чутьем, он убежал от нее нагой, чтобы не осквернить ложа господина своего? Не делала ли ему его госпожа бесстыдных предложений, не обещала ли ему дать свободу и поставить его господином над всем ее имуществом, если только он поддастся ее убеждениям? Не уклонялся ли он от ее бесстыдства тем больше, чем сильнее она к нему приставала, сам себя сделав по слову не мечом, но верой? Не убеждал ли ее праведник такими словами: о, госпожа! « вот, господин мой не знает при мне ничего в доме, и все, что имеет, отдал в мои руки; нет больше меня в доме сем; и он не запретил мне ничего, кроме тебя, потому что ты жена ему; как же сделаю я сие великое зло и согрешу пред Богом? » (Быт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Увидев, что Иаков скончался, Иосиф пал на лицо отца целовал лицо, уста, запечатленные орошал это лицо обильными 51 ]. Он повелевал врачам приготовить тело, по обычаю Египта, к погребению. Врачи в течение сорока дней совершали приготовление, предохраняющее тело от гниения. Весь Египет участвовал в печали Иосифовой; семьдесят дней оплакивали египтяне кончину святого старца, родоначальника израильского. По прошествии дней плача Иосиф испросил себе у фараона позволение исполнить завещание отца и свой клятвенный обет ему похоронить драгоценное тело праведника в Ханаанской земле. Фараон пожелал, чтоб шествие его наперсника в землю Ханаанскую было сопровождаемо должным великолепием. Весь двор царя египетского, все вельможи его сопутствовали Иосифу; при них было множество колесниц и всадников. Все сыновья Иакова, все внуки его, способные к путешествию, участвовали в нем. Достигнув места погребения, они почтили священное тело семидневным плачем, плачем так называет его Писание. То поле, на котором остановилось это многочисленное собрание и где оно совершало свой погребальный плач, назвали жители страны «Плачем Египетским». Исполнив обет, Иосиф возвратился в Египет. Еще продолжало беспокоить братьев совершенное ими над ним злодеяние. Они подозревали вельможу-брата в памятозлобии, а эта чистая, святая душа была способна только к благости! Полагая, что Иосиф не хотел зрелищем мщения возмутить спокойствие престарелого отца, что он отлагал мщение до удобного времени, они пришли к нему и сказали: «Отец пред кончиной заповедал: «Скажите Иосифу: прости им согрешение их, прости им неправду их; они совершили над тобою преступление, но ты прости им вину их ради Бога отцов твоих». Когда они говорили это, Иосиф плакал. Они пали пред ним и сказали: «Вот, мы отдаемся тебе в рабы!» Великодушный Иосиф, Иосиф, достойный благословений земли и неба, достойный благословения всего племени христианского, благословения всех, читающих сказание его назидательных деяний, отвечал братьям: «Не бойтесь! Божий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Мф.1:19 Иосиф же муж ея, праведен сый и не хотя Ея обличити, восхоте тай пустити Ю. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Праведным называется человек ненавидящий зло; называется и вообще добродетельный. Так и здесь свидетельствуется, что Иосиф был праведен, как по причине других его добродетелей, так и по причине его кротости и доброты. «Обличити» ( ) говорилось тогда, когда муж приводил подозреваемую жену в синедрион, обвинял ее и таким образом открыто отпускал ее из своего дома. Иосиф, не желая этого сделать, вознамерился тайно отпустить Марию, чтобы и самому не оказаться нарушающим закон, повелевающий отпускать зачавших от другого, и Ее охранить от перенесения бедствий, не обнародуя случившегося. Мф.1:20 Сия же ему помыслившу, се, Ангел Господень во сне явися ему... Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне... Обрати внимание на величие кротости. Иосиф не только не объявлял об этом деле никому другому, но даже Той Самой, Которую подозревал, – а только про себя подумал отпустить Ее тайно. Почему Ангел не сказал Иосифу о бессеменном зачатии прежде, чем стало явно, что Она имеет во чреве? Потому что он мог бы не поверить по причине необычайности дела; но когда оно уже было очевидно, – открывает и легче убеждает. Почему, далее, Дева не открыла Иосифу, так как Она прежде была извещена Гавриилом? Потому что знала, что не убедит, а скорее огорчит, как бы стараясь скрыть вину. Кроме того, почему и Самой Деве Ангел открыл о зачатии от Духа Святого не после того, как явно было, что Она имеет во чреве? Потому что, если бы Она не знала этого заранее, то могла бы находиться в смущении и страхе и даже решиться на смерть, хорошо зная, что Она никогда не убедила бы никого, если бы говорила, что не имела общения с мужем. Посему Деве Ангел возвестил прежде зачатия, а Иосифу во время рождения. Матфей написал об Ангеле, явившемся Иосифу, а Лука о благовествовавшем Деве Божественное зачатие, потому что и то, и другое было. Почему, опять, самому Иосифу Ангел явился во сне, а не наяву, как и Деве? Потому что Дева нуждалась в видении наяву, по причине необычайности открытия, а Иосиф, видя, что Она уже имеет во чреве, но зная чистую и непорочную жизнь Девы, легче мог поверить. С другой стороны, он видит во сне Ангела потому, что хорошо знает (умеет) толковать сны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Подробности в повествовании истории о рождении Марии и протоевангелия можно изложить в следующем хронологическом порядке: Иосиф замечает беременность своей обрученной, необыкновенно взволнованный на первых порах, он желает скорее умереть, чем жить, к безутешному несчастному старцу обвиненная не может подойти сейчас же, чтобы еще более не усилить его гнева. Девы являются защитницами её невинности. Естественно, что Иосиф не мог скоро успокоиться. И вот, только мало-по-малу он приходит в себя. Он представляет свое положение перед Богом, перед священниками, перед всеми ближними и приходит к такому решению, что, во избежание всеобщего соблазна, нужно отпустить Марию. Впрочем, вера в добродетель её еще не совсем оставила Иосифа, он думает только, что она соблазнена, и вот еще хоть раз он желает слышать ее саму, прежде чем отпустить её. Он призывает Марию к себе, и, если не совсем еще успокаивается её словами, то, по крайней мере, уже совершенно не думает обвинять ее в нецеломудрии, однако, чтобы не показаться ослушником пред Богом и перед законом, он решается тайно отпустить ее. Ночь была весьма пригодна к побегу. Между тем, в ту же ночь ангел Господень является ему во сне и уверяет его в совершенной невинности Марии. После такого божественного вразумления, Иосиф ясно понял, что он напрасно подозревал Марию, а потому немедленно вступил с нею в брак, хотя лишь для хранения её девства и целомудрия. 8. Иосиф и Мария перед судом первосвященника Анна книжник пришел к Иосифу и сказал ему: «Почему ты не явился в наше собрание?» Иосиф ответил ему: «Я устал с дороги и решился отдохнуть один день». И осмотрелся Анна и увидел деву беременною. Побежал к священнику и сказал ему: «Иосиф, о котором ты свидетельствуешь, (что он праведник), поступил весьма беззаконно».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/o...

Иосиф вел честную и непорочную жизнь. По лицу и словам его было видно, что он целомудрен и боится Бога: он никогда не забывал Всевидящего Бога отцов своих, Который избавил его от смерти во рву и от ненавистных братьев. Иосиф горевал только об отце своем Иакове. Живя у Пентефрия, Иосиф снискал к себе его благоволение и понравился ему. Пентефрий, видя, что с Иосифом находится Господь, Который успешно устраивает все в его руках, поставил его начальником над всем домом и отдал в его руки все имущество: имения, села, рабов и домашнее хозяйство. Сам Пентефрий при Иосифе не знал ни о чем, кроме той пищи, которую ел за своим столом: он ясно видел, что Иосиф честен и что имущество в руках его растет все больше и больше. Ради Иосифа Бог благословил дом египтянина. Все рабы и рабыни были очень довольны Иосифом, потому что при нем им жилось хорошо и вполне безбедно, во всяком довольстве. Иосиф имел хорошую внешность и красивое лицо. Супруга Пентефрия была поражена красотой его, и сердце ее загорелось к нему сатанинскою любовью. Она всячески старалась соблазнить невинного Иосифа и сильно желала побыть с ним. Чтобы прельстить Иосифа, жена Пентефрия прибегала ко многим хитростям: каждый час переменяла одежды, умывала и намазывала лицо и навешивала на шею ожерелья. Кроме того, она обольщала праведную душу Иосифа разными телодвижениями, мерзким смехом и прелюбодейными словами. Но всеми этими хитростями она губила только себя. Иосиф не смотрел на ее украшения и не думал грешить с ней. Мысль о Боге и страх перед Ним защищали его от всяких искушений. Когда же жена Пентефрия увидела, что все ее украшения не действуют, она еще больше воспылала огнем прелюбодеяния и не знала, чем бы ей еще подействовать на целомудренного юношу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

«Позде бывшу, – говорит Писание, – прииде человек богат от Аримафея, именем Иосиф. Сей приступль к Пилату, проси телесе Иисусова» ( ): – приступил смертный к смертному, испрашивая позволение взять Бога смертных; – персть к персти, испрашивая позволение взять Художника всяческих; сено к сену, чтобы получить небесный Огнь; малая капля от малой капли принимает Море. Кто видел или кто слышал что-нибудь подобное? Человек отдает человеку Творца человеков; беззаконник обещается отдать Праведника и Законодавца; неправедный судия Судию судей, как осужденнаго, предает на погребение. «Позде бывшу прииде человек богат, именем Иосиф». Поистине богат, потому что получил всю сложную ипостась Господа; поистине богат, потому что получил от Пилата сугубое естество Христово; богат, потому что удостоился получить безценный Маргарит; поистине богат, потому что носил Сокровищницу преисполненную Божеством. Как не признать его богатым, когда он стяжал Жизнь и Спасение мира? Как не богат Иосиф, получив в дар Питающаго всех и Владычествующаго над всем? «Позде бывшу», потому что Солнце правды зашло уже во ад; посему и «пришел человек богат от Аримафея, именем Иосиф, потаен же страха ради Иудейска». Пришел и Никодим, приходивший ко Иисусу нощию. Тайна из тайн сокровеннейшая! Приходят два потаенные ученика сокрыть Иисуса во гроб, своим утаением поучая утаенному во аде таинству утаеннаго в плоти Бога! Из них один другаго превосходит усердием ко Христу: – Никодим заслужил похвалу щедростию на смирну и алое, а Иосиф смелостию и дерзновением пред Пилатом: потому что он, отвергнув страх, «дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова». Смотри, какое благоразумие являет Иосиф пред Пилатом, чтобы достигнуть желаемой цели; с какою скромностию говорит Пилату, дабы, огорчив его, не лишиться желаемаго.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010