2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-913-0495 6 .         Заявитель: Фонд социокультурных проектов «Традиция». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Святая праведная Елисавета и преподобномученица Елисавета Феодоровна/сост. О. Рожнева (Серия «Именинник»)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Святая праведная Елисавета и преподобномученица Елисавета Феодоровна/сост. О. Рожнева (Серия «Именинник»)» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-913-0496 7 .         Заявитель: Фонд социокультурных проектов «Традиция». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Великие Печерские старцы/сост. В. Деревягина (Серия «Псково-Печерские листки»)» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Великие Печерские старцы/сост. В. Деревягина (Серия «Псково-Печерские листки»)». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-913-0497 8 .         Заявитель: Фонд социокультурных проектов «Традиция». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Старцы Псково-Печерского монастыря о рассуждении/сост. В. Деревягина» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги «Старцы Псково-Печерского монастыря о рассуждении/сост. В. Деревягина». 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р19-913-0498 9 .         Заявитель: Фонд социокультурных проектов «Традиция». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Старцы Псково-Печерского монастыря о молитве/сост. В. Деревягина» , предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

2. Война со Швецией Молитвенное начало сей войны Еще в правление Анны Леопольдовны, Швеция, без предварительных переговоров, в нарушение Нейштадтского трактата, 24 июля 1741 года объявила в Стокгольме войну России, имея в намерении возвратить себе земли, завоеванные Петром I-м в Финляндии. Правительство России, объявляя манифестом 13 августа того же года о неприязненных действиях Швеции, между прочим, призывало народ к молитве в следующих выражениях: «Чтобы все верные подданные ко Всевышнему Богу о благословении, к их собственной пользе и обороне употребляемых, наших против шведов праведных оружий, усердно и со всяким благоговением молились, и от Него, яко от источника всех благ, счастливого благоповедения сих справедливых наших намерений просили, в чем и толь наикрепчайшую твердую и бессомненную надежду на всемогущество Его имеем, яко оный есть отмститель неправды, и да ввержет врагов и супостатов наших в яму; юже нам искапывают (П. С. З. XI, 476–477, 8432)». По распоряжению Духовного правления в С.-Петербурге и во всех заказах на дневных богослужениях: вечернях, утренях и литургиях, возносились усердные молитвы о победе над супостатами. Моления и торжества, бывшие в продолжении войны Война происходила в Финляндии около границ России со Швецией. Начальник русской армии, генерал фон-Ласси прислал от 24 июня 1742 года Императрице Елисавете Петровне, когда она присутствовала еще в Москве, экстракт о благополучных действиях наших войск против неприятеля. В июле как сей, так и другие экстракты из Св. Синода, бывшего также в Москве, были получены в С.-Петербурге. По распоряжению Св. Синода, их читали по всем церквам в С.-Петербурге, потом совершены были благодарные молебствия с большим благовестом, пушечной пальбой и целодневным звоном. За сим Духовное правление объявило о благополучных действиях нашей армии по всей епархии, и церковные торжества исполнены были во всех городских и сельских церквях. Молебные пения совершались также и в действующей армии. Так напр., по случаю взятия Фридрихсгама, единственного у шведов укрепленного города в Финляндии, – взятия без всякой потери, 10 июля 1742 года войско, в него вступившее, совершило благодарственное молебствие. (Записки Манштейна 11,231).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Ее Холмской Празднование 8/21 сентября Кондак 1 Избранней от всех родов Владычице мира, превыше сил небесных превознесенней, хвалебныя песни приносим раби Твои, Богородице; Ты же, яко имущая милосердие неизреченное, во святей иконе Твоей являемое, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем Ти: Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение. Икос 1 Ангелов чиноначалия на небеси величают Тя, Пресвятую Деву, Радость Пресветлую всему миру родившую, мы же, песни ангельстей подражающе, зде на земли воспоем Ти сицевая: Радуйся, Богоизбранная Отроковице; радуйся от дней ветхих Богу предобрученная. Радуйся, от пророков миру предуказанная; радуйся, Архангелом Гавриилом о зачатии Сына от Духа Свята предвозвещенная. Радуйся, во смирении благовестие архангелово восприявшая; радуйся, Наставнице, смиренномудрию нас научающая. Радуйся, богодухновенно от праведныя Елисаветы Матерь Божия нареченная; радуйся, о Рождении от Тебе Спасителя мира в веселии духовнем Господа возвеличившая. Радуйся, лики песнословимая; радуйся, от всех родов присно ублажаемая. Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение. Кондак 2 Видяще заступление Твое, Всеблагая Владычице, роду христианскому являемое, зане в бедах крепкая еси нам Помощница, обидимым заступница, скорбным утешение, больным исцеление и всем труждающимся скорая Помощница, вси благодарственно о Тебе Богу вопием: Аллилуиа. Икос 2 Разум подаждь нам, Всеблагая Владычице, како достойно воспети промышление Твое, стране Холмстей явленное, внегда просветитель Руси князь Владимир изволением Твоим в покров и охранение страны сея, светом учения евангельскаго просвещаемыя, граду Холму в дар принесе икону Твою, Пречистая. Мы же, дивящеся Твоему о нас предстательству со умилением зовем Ти сице: Радуйся, усердная Заступнице рода христианскаго; радуйся, насадителю веры Христовы князю Владимиру во апостольстве вспомоществовавшая. Радуйся, иконою Твоею чудотворною страну Холмскую, аки драгоценным даром, обогатившая; радуйся, веру православную в земли сей укрепившая. Радуйся, Твоею неисчетною благостию христиан ущедряющая; радуйся, милосердие неизреченное душам нашим источающая. Радуйся, молитвами Твоими о нас неоскудевающая; радуйся, Матерним заступлением чтущих Тя от всех бед избавляющая. Радуйся, пречестною иконою Твоею врачевство телесное и духовное христианом являющая; радуйся, высото непостижимая, ко пристанищу нашему нас возводящая. Радуйся, земли Холмския отрадо и всему миру прибежище и утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Ветхий Завет Праотцы Адам и Ева Адам – первый человек, созданный Богом «из праха земного» ( Быт.2:7 ), поэтому он назван «перстным» ( 1Кор.15:47 ). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быт.2:7 ). Адам был сотворен Богом как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога ( Быт.1:27 ). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен был также быть подобным Богу ( Быт.1:26 ). О создании же жены Адама Евы книга Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» ( Быт.1:27 ), и более подробно: «для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» ( Быт.2:20–23 ). Книга Бытия подчеркивает, что создание жены не независимо от мужа, а из его природы. Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» ( Быт.2:18 ); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены – это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» ( 1Ин.4:16 ). Адам является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира ( Быт.1:28 ). В соответствии со своим высоким предназначением именно первый человек Адам дает имена животным ( Быт.2:19–20 ), он призван, по повелению Божию, «возделывать... и хранить» окружающий мир ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Рождество Иоанна Предтечи Родители святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна - св. прав. пророк Захария и св. прав. Елисавета жили в одном из городов Иудеи «во дни Ирода, царя Иудейского» (Лк 1. 5). Благочестивые (Лк 1. 6) супруги преклонного возраста не имели детей, поскольку Елисавета. «была неплодна» (Лк 1. 7, 36). Согласно рассказу Евангелия от Луки (Лк 1. 5-23), во время совершения обряда воскурения фимиама в Иерусалимском храме Захария сподобился явления арх. Гавриила, который сказал ему: «...не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн» (Лк 1. 13). Хотя Захария , судя по его последующей реакции, молился не о сыне, а о спасении Израиля, ему (сверх ожиданий) было дано пророчество о рождении сына. Блж. Феофилакт Болгарский считает, что услышана была молитва Захарии о том, чтобы Бог простил народу грехи. «Откуда это видно? Ангел говорит: вот я тебе даю знамение: Елисавета родит тебе сына, а из того, что Елисавета родит, ты должен удостовериться и в отпущении грехов народу». Вместе с тем в Ветхом Завете приводится много случаев молитвы бездетных родителей о даровании детей (см., напр.: Быт 25. 21; 30. 22; 1 Цар 1. 10-13, 17), поэтому Захария мог также молиться и о рождении сына. По обетованию архангела Гавриила сын его «не будет пить вина и сикера» (Лк 1. 15) в знак своей особой посвященности Богу (см.: Лев 10. 9; Суд 13. 14 и 7) и станет пророком, исполнившись «Духа Святого... еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их» (Лк 1. 15-16), а также «предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк 1. 17). Захария выразил сомнение в возможности рождения сына, т. к. он и его жена были уже в преклонных летах. Для вразумления и в качестве подтверждения верности слов небесного вестника Захария стал глух и нем (Лк 1.

http://pravoslavie.ru/35999.html

5.07 Святыя преподобномученицы великия княгини Елисаветы Тропарь, глас 1: Смирением достоинство княжеское сокрывши,/богомудрая Елисавето,/сугубым служением Марфы и Марии/Христа почтила еси./Милосердием, терпением и любовию себе предочистивши,/яко жертва праведная Богу принеслася еси./Мы же, чтуще добродетельное житие и страдания твоя,/яко истинную наставницу усердно просим тя:/святая мученице великая княгине Елисавето,/моли Христа Бога спасти и просветити души наша. Кондак, глас 2: Величие подвига веры кто повесть:/во глубине земли, яко в раи светлости,/страстотерпица великая княгиня Елисавета/со Ангелы во псалмех и пениих радовашеся/и, убиение претерпевающи,/о безбожных мучителех взываше:/Господи, прости им грех сей,/не ведят бо, что творят./Тоя молитвами, Христе Боже,/ /помилуй и спаси души наша. Преподобномученица Великая княгиня Елисавета Родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос – какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. После долгих раздумий Великая княгиня избрала Православие. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь . В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения. После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна старалась помогать фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. 5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

На рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (I) Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя! Тропарь Рождества Предтечи, гл. 4. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя. Сам Господь научает нас так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший его (см.: Мф. 11:11 ). Сегодня день его рождения; послушаем, как повествует об этом Святое Евангелие. 1960 лет тому назад в Святой Земле, в двух часах пути от святого града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые супруги – Захария, священник Иерусалимского храма, и жена его Елисавета. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно ( Лк. 1:6 ). Но не было у них детей, ибо Елисавета была бесплодна, лета же оба они имели уже преклонные. Однажды Захария в порядке своей чреды служил пред Богом, и по жребию ему досталось войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне храма. Тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же ему сказал: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов Израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария Ангелу: «Почему я узнаю это? ибо я уже стар и жена моя уже в преклонных летах». Ангел сказал ему: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие. И вот ты будешь молчать до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые в свое время исполнятся». Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в Храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в Храме, и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, он возвратился домой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «Так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми».

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Скачать epub pdf 36. Благовещение Пресвятой Богородицы. О главизне (начале) нашего спасения «Благовестите день от дне спасение Бога нашего». Евангельское чтение, братия и сестры, в праздник Благовещения начинается словами: После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев ( Лк. 1:24 ). После каких дней зачала праведная Елисавета? После дней служения мужа её – священника Захарии – в Иерусалимском храме, когда явился ему архангел Гавриил с благовестием о рождении женой его Иоанна, предтечи и крестителя Господня. Праведный Захария усомнился этому благовестию и сказал Архангелу: Почему я узнаю это? Ибо я стар, и жена моя в летах преклонных ( Лк. 1:18 ). За своё сомнение праведный Захария был наказан немотой до дня рождения сына ( Лк. 1:20 ). Для чего Евангельское чтение в праздник Благовещения начинается с этого упоминания о зачатии праведной Елисаветы? Для того, чтобы подготовить верующих к восприятию благовещении от того же архангела Гавриила, но уже о зачатии и рождении Христа, Сына Божия. Уже первое благовестие (Захарии) несло в себе чудо: как могли они, престарелые, заматеревшие, зачать сына? Очевидно, они могли зачать только с явным участием силы, благодати Божией, изменяющей «естества чин» и неплодящую, нерождающую творящей, и рождающей по воле и силе Божией. Но благодать Божия вспомоществует лишь духовно подготовленным или избранникам Божиим, какими и сказались праведные Захария и Елисавета. Благодать Божия воздействует на избранников своих с соизволения, с согласия, с желания свободной воли их. Такое соизволение и желание праведные Захария и Елисавета проявили в течение всей своей супружеской жизни, и особенно в последние годы, когда они усиленно просили у Бога снять с них поношение бесчадия ( Лк. 1:25 ) рождением дитяти. Поэтому и была дарована им, праведным и благочестивым, благодать зачатия. Поэтому же и святой Иоанн оказался ещё от чрева матери исполненным святого Духа ( Лк. 1:15 ), и на шестом месяце своего зачатия радованиями приветствовал зачатого Сына Божия при встрече матерей их в доме Елисаветы ( Лк. 1:39–56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Беседа 4. Евангелие от Матфея, глава 3, 1–17. «Иоанн Креститель и Крещение Господне» Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по Евангелию от Матфея; и сегодня мы будем читать 3-ю главу с 1-го по 17-й стих. Тема сегодняшней беседы называется: «Иоанн Креститель и Крещение Господне». И мы читаем 1-й стих 3-й главы Евангелия от Матфея: Мф.3:1 . «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской». Великий пророк Иоанн Креститель был троюродным братом Христа по плоти, так как его (Иоанна) мать, праведная Елисавета, и Пресвятая Дева Мария были двоюродными сестрами. Детство Иоанна Крестителя проходило в более чем сложных условиях. В Житии святого Иоанна Крестителя говорится о том, что после Рождества Господа Иисуса Христа, поклонения пастырей и волхвов, предсказавших рождение нового Царя израильского народа, нечестивый правитель Ирод повелел умертвить всех младенцев, чтобы продолжить собственное царствование и не иметь соперников. Услышав об этом, праведная Елисавета ушла со своим сыном в пустыню, где скрывалась в пещере. Святой праведный Захария, отец Иоанна Крестителя, как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в Храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием узнать местопребывание святого младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно. За отказ оказать содействие он был убит прямо в Храме, между престолом и жертвенником. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелами, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселившись в одной из диких пещер, в молитве и посте пробыл здесь до тридцатого года своей жизни. Святитель Иоанн Златоуст писал: «Он жил в пустыне, как на небе вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и, удалившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом» .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Бойтесь равнодушных!» (комментарий в русле истории) Преподобномученица Елисавета – основательница Марфо-Мариинской обители милосердия Основательница обители святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы — Алиса станет впоследствии императрицей Российской Александрой Феодоровной. В 20 лет принцесса Елисавета стала невестой великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, брата императора Александра III. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца Санкт-Петербурга по православному обряду, а после него и по протестантскому в одной из гостиных дворца. Большую часть года великая княгиня жила с супругом в их имении Ильинское, в шестидесяти километрах от Москвы, на берегу Москвы-реки. Она любила Москву с ее старинными храмами, монастырями и патриархальным бытом. Сергей Александрович был глубоко религиозным человеком, строго соблюдал все церковные каноны, посты часто ходил на службы, ездил в монастыри — великая княгиня везде следовала за мужем и простаивала долгие церковные службы. После посещения Святой Земли будущая основательница Марфо-Мариинской обители приняла уже окончательное решение перейти в Православие. 13 (25) апреля 1891 г., в Лазареву субботу, было совершено таинство Миропомазания великой княгини Елисаветы Феодоровны с оставлением ей прежнего имени, но уже в честь святой праведной Елисаветы — матери святого Иоанна Предтечи. В том же 1891 г. император Александр III назначил великого князя Сергея Александровича Московским генерал-губернатором. Жители Москвы скоро оценили милосердное сердце великой княгини. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей, и везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных.

http://sedmitza.ru/text/397137.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010