Святейший Патриарх Кирилл: Мы никогда не выйдем из кризисов, пока мы не изменим человека 17 декабря 2011 года, в день памяти святой великомученицы Варвары, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя.В Первосвятительском слове после богослужения Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что преодоление кризисных явлений в обществе невозможно без преодоления кризиса человеческой личности . Скачать (FLV файл. Продолжительность 11 мин. Размер 25.1 Mb ) Вся человеческая история исполнена борьбы за правду. В новейшие времена этих правд ровно столько, сколько человеческих голов. У каждого своя правда, и это дробление правды, эта атомизация общества сегодня закреплена и в политической системе, которая поощряет разделение людей на различные политические партии, поощряет различные точки зрения: у каждого своя правда, своя человеческая, с маленькой буквы, правда. Но мы знаем, в какую кровавую баню, в какое кровавое месиво было превращено бытие наших предков в XX веке, когда в борьбе за эти маленькие человеческие правды отец восстал на детей и дети на отца; когда разрушены были дружба и любовь; когда кровь лилась рекой, а обезумевшие от этой крови люди стремились всеми силами, несмотря ни на что, утвердить свою маленькую, человеческую, скажем прямо, ничтожную правду! Да, может быть, и правды никакой не было, а лишь гордыня и желание власти! И погублены были миллионы человеческих жизней, и распалась великая страна, и если перечислять все наши скорби, понесенные в XX веке во имя тех самых человеческих правд, то не хватит никакого времени. Пример святой мученицы Варвары учит нас тому, что жизнь можно и нужно отдавать только за правду Божию. А эта правда Божия преломляется в категориях, близких и понятных нам. Это жизнь наших родных и близких. Когда мать отдает жизнь за детей своих — это Божия правда. Когда взрослые дети последним делятся, чтобы поддержать жизнь родителей, — это Божия правда. Когда человек невооруженный и даже слабый поднимается в вагоне метро, чтобы защитить девушку от нападок гадких и скверных людей, и затем оказывается в реанимации — это Божия правда. И не нужно иметь никаких политических программ, чтобы почувствовать сердцем эту Божию правду там, где совесть тебя укоряет: если ты не делаешь, значит идешь против Божией правды.

http://pravoslavie.ru/50456.html

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Блаженный Феофилакт Болгарский Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Проповедь в неделю 1-ю Великого поста Торжество Православия Длинный ряд впечатляющих образов ветхозаветных свидетелей веры в Единого Бога и Его Правду проходит перед нашим мысленным взором, когда мы слушаем слова апостольского чтения на день Торжества Православия. Ряд, начинающийся Моисеем, и завершающийся, после упоминания героев библейской истории, Иисусом Христом. Нигде так не уместно это чтение, как в храмах Русской Православной Церкви, давшей в XX веке великий сонм новомучеников и исповедников. И да станут они для нас примерами, ничем не уступающими перечисленным библейским героям. Действительно, бывают такие кризисные периоды в истории Церкви, когда христианин напрямую стоит перед выбором: пострадать за Правду Божию или стать отступником, сохранив себе жизнь. Не станем осуждать людей, не выдержавших это испытание: судья им — Господь. Задумаемся лучше о других вопросах, которые ставит перед нами сегодняшнее чтение. Первый вопрос: Что есть та Правда Божия, за которую страдало и умирало неисчислимое множество ее свидетелей? Второй вопрос касается лично каждого из нас. «Блажени изгнани правды ради: яко тех есть Цapcmbie Небесное». Но меня никто не гонит, никто не мучает и не убивает только за то, что я христианин. В чем же должно состоять мое подражание тем высоким образцам, о которых шла речь? Правда Божия — тот спасительный порядок, который Бог Творец предусмотрел для сотворенного Им мира и человечества. Для большинства мучеников и исповедников ветхозаветной истории эта спасительная Правда Божия заключалась в тех религиозных, культовых и нравственных требованиях, которые были даны в Откровении праотцам веры в Единого Бога, а впоследствии запечатлены в Законе с его заповедями. Верить в Бога, поклоняться только Ему, полагаться на Его верность Завету, исполнять Его заповеди и означало жить по Правде. Насколько трудно было это делать, показывает вся история Израильского народа. Небольшой народ Ветхого Завета был окружен морем языческих народов, огромным миром с его искушениями и соблазнами. Бога никто никогда не видел. А языческие боги и всевозможные идолы — вот они, здесь. Их видно, они ощутимы. Вот истуканы и амулеты, исцеляющие и приносящие удачу. Вот небо, полное светил, которые руководят судьбой. Вот огнедышащие вулканы и потоки вод, грозящие гибелью, если им не принести жертву умилостивления их гнева. Вот великий фараон, Сын Неба, Владыка земли и Отец всех народов. Его милость греет как солнце, а гнев его страшен… А Правда Божия, где она? Где обещанное Богом спасение?

http://bible.predanie.ru/nedelya-1-aya-v...

В этой войне была одна правдаправда Божия 9 мая 2015 г. 18:44 Очередной выпуск авторской передачи председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина «Комментарий недели» вышел в эфир на телеканале «Союз» 2 мая 2015 года. Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, Христос воскресе! Очень скоро мы будем праздновать 70-летие Победы нашего народа — тогда советского народа — в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Кирилл будет совершать богослужение на Поклонной Горе, на священном месте, связанном с ратным подвигом нашего народа. Затем будет освящен воссозданный, а когда-то последним разрушенный в Москве воинский храм Преображения Господня, храм, который был последним местом служения великого иерарха нашей Церкви митрополита Николая (Ярушевича), храм, который отождествлялся в древние века и отождествляться будет отныне с ратным служением Отечеству, с воинской славой нашего народа. Перед празднованием Победы оживляются некоторые исторические дискуссии. Попробуем порассуждать о предметах некоторых из них. Нынешние непростые международные отношения серьезно повлияли на то, как воспринимаются подготовка к юбилею Победы и само празднование. Страны вновь разошлись в оценках того, что происходило, и создается впечатление, что некоторые нынешние государственные деятели, политики, публицисты хотели бы, чтобы их народы и их государственное руководство 70 или 70 с небольшим лет назад вели себя иначе — не так, как они себя вели, объединив усилия с тогдашним Советским Союзом. Сегодня пытаются поставить на одну доску Советский Союз и гитлеровскую Германию, жертву и агрессора, освободителей Европы и ту силу, которая откровенно заявляла, что хочет уничтожения целых народов — и уничтожала целые народы, в частности, еврейский, цыганский и некоторые другие — на всех тех землях, куда удалось прийти гитлеровским войскам. Да, на самом деле нам не нужно пытаться лишать людей исторической памяти — даже трагичной, даже неудобной, даже вызывающей скорбь, разочарования, споры, которые, впрочем, должны быть мирными.

http://patriarchia.ru/db/text/4074118.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за Божественной литургией в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких 21 августа 2009 г. 14:50 21 августа, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском соборе   Соловецкого ставропигиального монастыря . После чтения Евангелия Святейший Владыка обратился к молящимся с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Всякий раз, когда Церковь вспоминает святых преподобных мужей, то есть тех, кто подвизался в монашестве, читается отрывок из шестой главы Евангелия от Луки: блаженны нищие, блаженны плачущие, блаженны голодные, блаженны те, кого гонят ради святой истины (см. Лк. 6:20-23). Почему же именно в дни памяти святых преподобных отцев Церковь предлагает это Евангельское чтение? Потому, что в словах, которые мы только что слышали из Евангелия, содержится величайшая Божественная правда, которая не всегда открывается людям, — более того, правда, которую мы чаще всего неспособны видеть, но которую видели и которой последовали святые преподобные мужи. В чем же эта правда? Ведь и нищета, и слезы, и голод, и гонения это скорбные обстоятельства жизни, это страдания человеческие. Какая же правда Божия открывается людям в человеческом страдании, в этих стесненных обстоятельствах? Каков духовный смысл человеческого страдания? Этот смысл открывает людям только Евангелие — и ни одно другое, человеческое учение. Когда мы говорим о том, что Христос принес новое слово миру, что Его слово было настолько радикальным, что оказалось способным изменить весь ход человеческой истории, то имеем в виду, в том числе, и великое Божественное откровение, которое раскрывает духовный смысл человеческой свободы. В скорби, в страдании человек остается один на один с опасностью, чаще всего со смертельной опасностью. Это либо болезнь, недуг, либо жизненные неудачи и даже катастрофы, либо крупные неприятности по службе, грозящие человеку лишением благополучия.

http://patriarchia.ru/db/text/723567.htm...

АНТИФОНЫ НА ВЕЛИКИЕ ПРАЗДНИКИ Антифоны, положенные на литургии оглашенных для великих праздников, состоят из стихов, выбранных из псалмов, содержащих в себе смысл, схожий с празднуемым событием. За каждым стихом первого антифона следует припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас . За каждым стихом второго антифона припев: Спаси ны, Сыне Божий , с прибавлением: рождейся от Девы, во Иордане крестивыйся, или на горе преобразивыйся 27 и т.д., смотря по празднику, – поющие Ти: аллилуиа . В заключение второго антифона поется: Единородный Сыне . За каждым стихом третьего антифона поется тропарь праздника. Эти антифоны, именуемые в церковном уставе праздничными, поются в праздники: а) Рождества Христова; б) Богоявления; в) Ваий; г) Пасхи; д) Вознесения; е) Пятидесятницы; ж) Преображения; з) Воздвижения. Антифоны на Рождество Христово Первый антифон составлен из 1-го, 2-го и 3-го стихов 110-го псалма, прославляющего благодеяния Божии к израильскому народу. Стих 1: Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим, в совете правых и в сонме . «Буду прославлять Господа от полноты благодарного за Его благодеяния сердца, буду прославлять и в тесном кругу немногих почтитателей истинного Бога в совете правых , и в многочисленном собрании их в сонме ». Стих 2: Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его . Буду говорить: «Велики дела Господни по совершенству и многочисленности и представляют строжайшее соответствие с Его благими и премудрыми намерениями – изыскана во всех волях Его» . Стих 3: Исповедание и велилепие дело Его (т.е. достойно прославления и прекрасно все, что Он делает), и правда Ея пребывает в век века . То есть справедливость в распределении благ, в воздаянии за добро и зло всегда одинакова в Боге, не изменяется со временем и обстоятельствами, так что на нее смело можно полагаться всякому, с твердой уверенностью, что лучше того, как Он поступает с нами, нельзя поступить. Святая Церковь в праздник Рождества Христова словами этого антифона учит нас исповедывать величие дел Божиих преимущественно в воплощении Сына Божия. Через это воплощение открылись любовь и правда Божия. Любовь Божия открылась в том, что целью воплощения было спасение от погибели человека; правда Божия – в том, что эта цель могла быть достигнута не иначе как через удовлетворение правосудию Божию за грехи человека, а для этого надлежало Самому Сыну Божию уничижить Себя до образа раба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закрыть Правда Божия, небесная и земная, человеческая Будем просить Господа и святых, к которым прилежат сердца наши, чтобы вернуть к жизни нашу русскую, самобытную страну-цивилизацию Сергей Тимченко   09:09 06.12.2023 157 Время на чтение 7 минут Фото: uznayvse.ru Наш русский философ Александр Панарин как-то заметил, что «со времён появления великих мировых религий мировая история включает мистическую составляющую в качестве скрытой пружины и вектора». Для многих людей светских эта мысль, возможно, была нова, но большинству православных хорошо известно, что с момента появления в мире Адама и Евы человеческая история «в качестве скрытой пружины и вектора своего развития» включает «мистическую составляющую», именуемую в Православии Промыслом Божиим. Его суть в том, что над всем, что происходит в личной жизни человека, в жизни различных сообществ и государств, незримо господствует Бог, Его всеблагая и всемогущая воля, все обращающая ко благу и спасению. Именно в этом состоит высшая правда Божия. «Ничто не случается с человеком без соизволения и попущения Божия», – говорит святитель Игнатий (Брянчанинов). И ничто в мире не происходит без воли Господа. Но далеко не всегда мы в силах понять божественный замысел, Божие промышление, действующее в нашей жизни. Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь (Ис. 55:8). Мы созданы Господом, Его Словом и Его волей, и Он ведёт нас таким путём, который совершенно отличается от того, что может представить наше воображение, ибо непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим. 11:33). «Все от Бога – и благое и скорбное, и недостойное, – напутствует нас преподобный Ефрем Сирин, – но одно – по благоволению, другое – по домостроительству, третье – по попущению. И по благоволению, когда живем добродетельно и благочестиво. По домостроительству, когда, совершая ошибки и согрешая, бываем вразумляемы; по попущению же, когда и вразумляемые не обращаемся». Современный мир, как и от начала веков, управляется религиозно; и главные действующие, но скрытые от глаз силы мировой геополитики есть силы религиозные. Об этом обстоятельно, на множестве конкретных примеров, поведала нам в своей сенсационной книге «Невидимая Хазария» Татьяна Грачёва, проанализировав события, связи и характеристики лиц большой политики.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/06/pr...

Патриаршее слово в Крещенский сочельник в Вознесенском соборе Алма-Аты 18 января 2010 г. 12:41 18 января 2010 года, в Крещенский сочельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском соборе Алма-Аты . После богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Мефодий, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братия и сестры! Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с Крещенским сочельником, с днем, когда мы освящаем воду. Через таинство освящения является Церкви и миру великая Божия благодать, а стало это возможно потому, что Господь пришел в мир. Праздник именуется «Богоявлением» не только потому, что на реке Иордан явился Господь Иисус Христос, и был слышен глас Бога Отца, и Дух сходил как голубь (см. Мк. 1:9-11). Праздник Богоявления называется так еще и потому, что явление Божией благодати в мир, излияние в мир Божественной энергии и силы произошло через рождение Спасителя. Вот почему в глубокой древности эти два праздника — Крещение Господне и Рождество — праздновались в один день. Потому что благодать, явленная миру, — это благодать, пришедшая к нам через Господа Иисуса Христа. Он родился, прожил короткую, тяжелую человеческую жизнь и отождествил себя со страданием человеческим. Не с властью человеческой, не с силой, не с богатством — Господь отождествил Себя с немощью человеческой, с безвластием, с уничижением, и явил всем, что даже безвластный и уничиженный имеет возможность говорить правду всему миру. Эта правда Божия настолько режет глаз, настолько неприятна людям, живущим во грехе, что они не хотят ее слушать. И мы знаем, что Господь именно за эту Божию правду и пострадал. Первосвященники, старейшины, политические руководители народа израильского не хотели Его слушать. Они думали, что правда у них, но, услышав Его проникающую до глубины души проповедь, не могли, наверное, не понять, что правда — на Его стороне. Но как же тогда власть, богатство, влияние? «Если дать Этому Человеку свободу говорить, то Он всех на Свою сторону переведет». Тогда зависть к этой проповеди — к проповеди слабого, беззащитного — стала возрастать в душах и сердцах этих великих и сильных, и они довели Спасителя до Креста, до Крестной смерти.

http://patriarchia.ru/db/text/998978.htm...

Слово в день восшествия на престол Благочестивейшего Государя Императора АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРОВИЧА, 1885 года. О самодержавной власти. Не оправдай себе пред Богом и пред Царем не мудрися. ( Сир. 7, 5 ). В этом кратком изречении, со свойственною Библии простотой, выражены две великие истины. Первая: пред Богом не умаляй своей виновности, не извиняй сам себя и не оправдывайся во грехах своих; как всеведущий, Он Сам все видел и видит, и знает тебя и дела твои лучше тебя самого. Вторая: пред Царем, как носителем божественной власти и исполнителем велений Божией правды, – не мудрствуй, не хитри; от исполнения повелений Его не уклоняйся под какими-либо предлогами; определения правосудия принимай с покорностью, как подобает виновному, не представляя в ложном свете своего дела и не извращая смысла закона. Власть Божия и власть царская есть по существу своему одна и та же власть, содержащая в законном порядке жизнь всего мира и рода человеческого; правда Божия и правда царская есть одна и та же правда, преследующая уклонения от законов и правильного течения жизни. Стой пред этою властью и правдою с благоговением, покорностью, внутреннею прямотой и честностью. По потребностям нашего времени и значению настоящего дня мы остановимся с должным вниманием на второй из указанных нами истин. „Мудрить перед Царем“, или вообще судить так и иначе о различных родах власти, ее правах, пределах, способах проявления, неудобствах и недостатках, – это не просто черта или особенность, а это болезнь нашего времени. Кто ныне не почитает себя в праве судить и говорить обо всем этом, тогда как в прежние времена всякие подобные речи почитались для частного человека непозволительными? Откуда же мы взяли себе это право? В успехах просвещения. Мысль, что мы превосходим все прошедшие века образованием, надмевает нас; она соблазняет нас приравнивать себя ко всем людям власть имеющим, и даже ставить себя выше их, судить и порицать их. Мы думаем, что сами все знаем, все можем, не нуждаемся ни в каком руководстве и присмотре; что власть была нужна только во времена невежества, но ныне не только образованные личности, но и целые просвещенные народы могут и должны обходиться без единой верховной власти и управляться сами собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Часть вторая. Закон веры в Новом Завете Глава первая. Явление Правды Божией § 15 Νυν δ χωρς νμου δικαιοσνη Θεο πεθανρωται μαρτυρουμνη πο το νμου κα τν Προθητν ( Рим. 3:21 ). κ Θεο δικαιοσνη (ср. Флп. 3:9 ). Когда исполнилось время ( Гал. 4:4 ), назначенное Богом (– 2) для воспитания усыновленного народа иудейского (–1, 2, 3), для приведения его к покаянию богатством благости, кротости и долготерпения Божия (ср. Рим. 2:4 ), когда родилось поколение людей, о которых Бог предусмотрел нечто лучшее, чем о предках их ( Евр. 11:40 ), тогда среди людей явилось то, что служило заветною мечтою подзаконного человека, что составляло весь смысл его жизни, т.е. δικαιοσνη (состояние или свойство человека, вполне согласное с волей Божией). Явилась она первоначально не там, где ожидал найти ее искатель собственной правды, не из него самого, не из направления его нравственных сил, а отвне, независимо от того, в чем состояла прямая и непосредственная цель закон ( χωρς νμου) т. е. независимо от дел закона, помимо заслуг ( δωρεν –24), единственно по милости Божией ( τ ατο χριτι). Она есть правда от Бога ( κ Θεο δικαιοσνη), правда, даруемая человеку Богом ( δικαιοσνη Θεο Рим. 1:17; 3:21,22; 10:3 ; 2Кор. 5:21 ). 66 Ея корни скрываются не в слабых силах немощной плоти, а в Самом Боге, в Его мудрости (Кор. 1:24,30; 2:7; Кол. 2:3 ; Рим. 11:33 ; Еф. 3:10 ), силе ( 1Кор. 1:24,18 ; Рим. 1:16 ), правде ( Рим. 3:25–26 ) и любви ( Рим. 5:8 ; Еф. 2:4 ; Ср. 2Тим. 1:9 ; Еф. 1:3,5,6 ) 67 . Ее начало сокрыто во внутренней жизни Божества и составляем тайну воли Его ( Еф. 1:9 ). Как прежде, говоря о самооправдании, апостол начертил вернейшую картину внутренней жизни человека, так теперь он приподнимает завесу, скрывающую начало и основание этой тайны, и указывает те движения воли Божией, из которых проистекла правда Божия. Таких движений воли Божией, определяющих отношения ее к человеку – грешнику, два: ργ и γπη – гнев и любовь. Гнев Божий имеет свое основание в праведности Божией, рассматриваемой как правосудие 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Закрыть itemscope itemtype="" > Плюс белорусская автокефалия... О возможных последствиях революционных выступлений духовенства Гродненской епархии 17.08.2020 4070 Время на чтение 11 минут 14 августа архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий выступил с Обращением к клиру и пастве Гродненской епархии. Документ опубликован на сайте епархии. В обращении, в частности, говорится: « Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, – это случилось. И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто – Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – Дьявол! И ещё мы о нём знаем, что " он был человекоубийцей от начала " (Ин. 8, 44)». Владыка не упоминает лиц, которые, по его словам, «превращают Правду в ложь», но из контекста понятно, что речь идёт о государственной власти республики. По словам гродненского архиерея, « кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал, либо принуждал других убивать Правду! О том, что так НЕЛЬЗЯ поступать тем, кто считает себя православным христианином, предупреждали наши священники, взывавшие к их совести и напоминавшие Заповеди Божии! Но, к сожалению, их слушали в последнюю очередь». « И пусть будут справедливо, честно и открыто расследованы все факты обмана, насилия и жестокости, чтобы совершилось Правосудие и восторжествовала Правда!» – не без пафоса восклицает православный иерарх. На этом архиепископ Артемий не остановился. Вчера на воскресной Литургии владыка произнёс проповедь «о насилии в Беларуси». По его мнению, « политики всех стран всегда будут стараться подмять под себя Церковь, чтобы Церковь отвечала на запросы власть имущих, во все времена и во всех странах. А Церковь должна быть светильником, независимым голосом христианской души».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/17/pl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010