На Руси эта привилегия предоставлялась духовенству далеко не в тех масштабах, как в Византии. От воинской повинности клирики освобождались, но подать с церковных земель взималась, хотя лично духовенство не облагалось подушной податью. Лишь в 1915 году был введен подоходный налог, который взимался со всего населения, не исключая и епископов. Привилегия чести касается внутрицерковных отношений, не связана с государственным законодательством, и в этой своей части не подлежит изменениям в зависимости от изменения статуса Церкви в государстве. Апостол Павел учит в Послании к Тимофею: «Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). В Церкви сохранился древний обычай: диаконы, церковнослужители и миряне испрашивают благословение у пресвитеров и епископов, а пресвитеры - у епископов. Во взаимных отношениях между клириками разных степеней преимущество чести имеет тот, кто принадлежит к высшей степени. Во взаимных отношениях между духовными лицами одной степени, согласно 97-му правилу Карфагенского Собора, первенство чести определяется старейшинством хиротонии: «поставленные после других отдают преимущество поставленным прежде,» а также, для епископов, значением занимаемых ими кафедр: «да сохраняется право первенствующих епископов Нумидии и Мавритании.» В Византии при определении первенства среди архиереев преобладал второй принцип: ранг кафедры. Вальсамон в толковании на 97-й канон Карфагенского Собора писал: «Ныне... престолы церквей пользуются честью по расписанию, изданному императором господином Львом Мудрым, которое хранится в архиве святой Божией Великой Церкви.» Во внимание принималось, безусловно, и то место, которое занимал епископ в правительственной иерархии. Митрополиты имели преимущество чести перед архиепископами, а те, в свою очередь, перед епископами. В Русской Церкви ранг чести между архиереями одной правительственной степени определяется старшинством хиротонии. Места Первоиерархов в диптихах Вселенской Православной Церкви сложились исторически. Места четырех Восточных Патриархов определяются 6-м и 7-м правилами I Вселенского и 3-м правилом II Вселенского Соборов. Ранг предстоятелей других автокефальных Церквей, согласно «Афинской Синтагме,» зависит от времени получения автокефалии, хотя из этой нормы есть исключения.

http://sedmitza.ru/lib/text/432395/

Наследниками вышеозначенного моего в местечке Ксандос владения, перешедшего в мою собственность и распоряжение в силу нотариального акта о передаче 17126, который составлен нотариусом Эгины Георгием Ликурисом с разрешения муниципалитета города Эгины (постановление 4 от 17 февраля 1912), утвержденного господином номархом Аттики и Беотии (протокол 5279 от 6 апреля 1912), а также святого храма, который я полностью восстановил и посвятил Трисолнечному Божеству, с кельями вокруг него, мною восстановленными и заново устроенными, и собственных моих домов со всей обстановкой их, в том числе дома, находящегося на земле святого сего монастыря, и дома в Пирее на бульваре Фреатис (перешедшего в мою собственность и распоряжение согласно нотариальному акту о продаже 18573, составленному нотариусом Эгины Георгием Ликурисом) – называю и назначаю монахинь, проживающих в вышеозначенном моем владении на Эгине, освященных и поставленных на служение Богу 310 мною или иным лицом, равно как и пребывающих доныне послушницами. И повелеваю, чтобы по смерти моей все движимое и недвижимое мое имущество, где бы оно ни находилось, и образовавшееся от продаж, дарений или обменов – вся библиотека моя, все изданные мои сочинения и неизданные рукописи, все драгоценные священные предметы, то есть ризы, кресты, панагии, архиерейские посохи, все священные сосуды, – оставалось навечно достоянием святой обители (девичьей общины) как неотчуждаемое и находилось в обладании означенных сестер – дев-монахинь. Проживающим в обители монахиням разрешаю вносить одобренных ими сестер в список обители и представлять, по прошению их, к постригу архиереем, согласно 6-му правилу Карфагенского Собора. Усердно молю митрополита, который будет в то время на кафедре, обильно преподавать им освящающую благодать и желаю, чтобы право наследования переходило на освященных и принявших постриг сестер навеки. Желаю, чтобы две мраморные доски, прикрепленные одна над входом в святой храм, другая – над входом в здание общины, коими все место сие посвящено Трисолнечному Божеству и обозначено как жилище пребывающих здесь дев, оставались и впредь на своих местах во свидетельство неизменной воли моей и бывшего от меня посвящения Богу и дозволения преподобным девам обитать в нем для хвалы и служения Триипостасному Божеству вовеки. Упомянутые доски снабжены мною посвятительными надписями.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Тщательному рассмотрению подлежат и те кандидаты священства. которые обратились к нашей вере из ереси. В 19-м правиле 1 Никейского Собора о бывших павлианах говорится, что они, «явясь беспорочными и неукоризненными, по перекрещении, да будут рукоположены.» Наконец, недостаток веры предполагается и в новообращенных - неофитах. Апостол Павел писал Тимофею о епископе, что тот «Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3:6). 80-е Апостольское правило гласит: «От языческаго жития пришедшаго и крещеннаго, или от порочнаго образа жизни обратившагося, несть праведно вдруг производити во епископа. Ибо несправедливо еще не испытанному быти учителем других: разве только по благодати Божией сие устроится.» Согласно 2-му правилу I Вселенского Собора; эта норма распространяется и на пресвитеров, а в соответствии с 3-м правилом Лаодикийского Собора - на все священство вообще: «Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический.» Недостаток твердости христианской веры можно подозревать и в том, кто не смог обратить всех своих домашних, ибо, по слову апостола Павла, епископом можно ставить того, кто «Детей имеет верных» (Тит. 1:6). 45-й канон Карфагенского Собора гласит: «Епископы и пресвитеры и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами.» Вера ставленника должна выражаться в его жизни и делах. Вера без дел мертва - учит апостол Иаков (Иак. 2:17). Поэтому 12-е правило Лаодикийского Собора требует: «Епископов... поставляти на церковное начальство... таких, которые с давняго времени испытаны и в слове веры, и в житии, сообразном правому слову.» Тяжкие грехи, виновные в которых в Древней Церкви подлежали публичному покаянию, составляют препятствие к священству. К таким грехам относятся убийство, кража, гробокопательство, святотатство (6 прав. Григ. Нисск.), блуд, прелюбодеяние, содомия. 61-е Апостольское правило гласит: «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодействе, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет: да не вводится в клир.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432392/

5-е правило I Вселенского Собора определяет, что " о тех, которых епископы, по каждой епархии, удалили от общения церковнаго, принадлежат ли они к клиру, или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были приемлемы другими " (см. также 32-е Апостольское правило, 6-е правило Антиохийского Собора). При этом, согласно 2-му правилу VI Вселенского Собора, утвердившего соответствующие постановления Карфагенского Собора, отлученный Собором своей Церкви не имеет права подавать апелляцию на суд Патриарха любой другой Церкви. Таким образом вопрос о снятии прещений с раскольников и принятии их в сущем сане может быть положительно решен либо той Церковью, которая эти прещения наложила, либо Вселенским Собором, но при обязательном участии и учете позиции Поместной Церкви, непосредственно пострадавшей от деятельности раскольников. Характерным примером является прецедент применения икономии к епископам-мелитианам, учинившим раскол в Поместной Александрийской Церкви. Рассмотрением этого случая занимался I Вселенский Собор. Однако решение Собора было вынесено при непосредственном участии и учете позиции епископа Александрийского Александра, который, как зафиксировано в соборных деяниях, " был главным деятелем и участником во всем, что происходило на Соборе " . В новейшей истории подобным образом было положено начало исцелению раскола в Болгарской Православной Церкви на Всеправославном Соборе в Софии в 1998 году, который по икономии принял в сущем сане раскольнических иерархов после того, как последние принесли покаяние и воссоединились со своим законным Предстоятелем Патриархом Болгарским Максимом. Таким образом, одностороннее решение Константинопольского Патриархата о принятии в сущем сане украинских раскольников не может быть признано законным, даже исходя из принципа икономии, поскольку не были выполнены два важнейших условия его применения: покаяние раскольников и их примирение с Церковью, от единства с которой они отпали и которая наложила на них прещения.

http://religare.ru/2_118351.html

Беглопоповцы не получают спасения через беглых священников; ибо что говорит 31-е правило святых апостол? «Аще который пресвитеръ, презрвъ собственнаго епископа, отдльно творити будетъ и олтарь иный водрузитъ, не обличивъ судомъ епископа ни въ чемъ противномъ и правд, да будетъ изверженъ яко любоначальный, ибо есть похититель власти. Такожде извержены да будутъ и изъ клира къ нему же да будутъ отлучены отъ церковнаго. И да будетъ по единомъ, и второмъ и третьем отъ епископа» (полная Кормчая). Подобное говорится и в 15-м правиле святых апостолов, в 16-м правиле Первого Вселенского Собора, в 3-м правиле Антиохийского Собора и других. По 39-му правилу святых апостолов пресвитеры и диаконы без воли епископов ничего да не совершают. По правилам церковным священник может перейти в другое место, но должен быть принят не иначе, как епископом того нового места и по отпустительной грамоте прежнего епископа его; а если епископ примет чужого клирика в свою паству без увольнительной грамоты от епископа того клирика, то подлежит извержению, равно и принятый им (по 17 правилу VI Вселенского Собора; см. в полной Кормчей). Тем более ни миряне старообрядцы, не имеющие епископов, ни их беглые священники не имеют никакого права принимать других беглых священников от православной церкви; ибо священники с мирянами без епископа церкви не составляют. На них падает клятва по 6 правилу Гангрского Собора: «Аще кто кром церкви особо составляетъ и, презирая церковь , церковная творити хощетъ, не имя съ собою пресвитера по вол епископа, да будетъ подъ клятвою» (у Озерского часть 1, с.1). Чтобы оправдать принятие бегствующих иереев в своё общество, беглопоповцы указывают некоторые церковные правила, особенно 8 правило Первого Вселенского Собора, 69 правило Карфагенского Собора и 15 Двукратного Собора и события из истории церкви, будто бы соответствующие их положению. Эти доказательства одинаково приводятся и защитниками австрийской иерархии, каковые и будут рассмотрены нами в своём месте. Учение приемлющих австрийское священство

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Власть священнодействия Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Богослужение Священнослужебная власть Церкви (potestas ministerii) обнаруживается в праве устанавливать порядок богослужения и совершать само богослужение. Формы богопочитания могут быть различны; различия в обрядах допускаются, но обряд должен строго и точно выражать догматическое учение, веру Церкви. В Русской Православной Церкви с конца XVIII в. существует единоверие: в единоверческих храмах богослужение совершается по церковным книгам дониконовской печати с соблюдением дониконовской обрядности. Однако всякие изменения в богослужение вносятся законной церковной властью. Самовольное изменение обрядов, принятых Церковью, представляет собой противоправное действие, угрожающее расколом. В соответствии со 116-м правилом Карфагенского Собора произвол в богослужении запрещается: «Поставлено и сие: да совершаются всеми утвержденныя на Соборе молитвы, как предначинательныя, так и окончательныя, и молитвы предложения, или возложения рук; и отнюдь да не приносятся никогда иныя вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны.» Таким образом, предполагается уставность богослужения. Наша Церковь ныне совершает богослужения по заимствованному ею на Христианском Востоке Иерусалимскому Уставу. В случае необходимости новые обряды или новые праздники вводятся по постановлению законной церковной власти (в настоящее время у нас - Поместного и Архиерейского Соборов, Патриарха и Священного Синода). Богослужения совершать могут лишь священные лица: епископы и пресвитеры. Как гласит 6-е правило Гангрского Собора, «Аще кто кроме Церкви особо собрания составляет, и, презирая Церковь, церковная творити хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа, да будет под клятвою.» Диаконы и церковнослужители помогают епископу и пресвитеру в совершении богослужения. Согласно 15-му правилу Лаодикийского Собора, устанавливается такой порядок: «Кроме певцев, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих; не должно иным некоторым пети в церкви.» Зонара в толковании на это правило писал: «Отцы Собора желают, чтобы в церквах было соблюдено благочиние, почему и сказали, что не должно в церквах петь каждому, кто хочет, но каноническим певцам, т.е. определенным в клир, рукоположенным в каждую церковь, поющим по книгам.» О том, что только посвященным лицам дозволяется читать с амвона, говорится и в 14-м правиле VII Вселенского Собора: «Понеже видим, яко некие, без руковозложения, в детстве приняв причетническое пострижение, но еще не получив епископскаго рукоположения, в церковном собрании на амвоне читают, и сие делают несогласно с правилами, то повелеваем отныне сему не быти.»

http://sedmitza.ru/lib/text/432446/

Высшим управлением российской Церкви, как и других поместных Церквей, должен быть Поместный Собор, с митрополитом или патриархом во главе. О том, из каких лиц должен состоять Собор соответственно каноническим правилам, из одних ли епископов или же вместе с ними из членов клира и мирян, говорится в следующих правилах Вселенских и Поместных Соборов: 5-е правило I Вселенского Собора гласит, «чтобы в каждой области дважды в год были Соборы: чтобы все вообще епископы области, собравшиеся во едино, исследовали таковые недоумения... доколе не заблагорассудит собрание епископов» и прочее. В 37-м правиле св. апостол ясно определено: «Дважды в год да бывает Собор епископов». Так же точно – «Собор епископов» – выражается и IV Вселенский Собор и прибавляет: «А епископам, которые не придут на Собор... братолюбно сказати слово прещения» (прав. 19-е). Св. Поместный Собор Антиохийский называет Поместные Соборы Соборами епископов, о созыве которых «напоминает епархиальным епископам митрополит» (прав. 20-е). То же самое говорится в 87-м правиле Карфагенского Собора и 40-м Лаодикийского о порядке собрания епископов на Собор. VI Вселенский Собор в правиле 8-м и VII Вселенский Собор в правиле 6-м называют ежегодные Поместные Соборы собранием епископов, причём последний прибавляет: «...тогда собравшиеся епископы должны прилежати и пещися о сохранении божественных и животворящих заповедей Божиих». По 64-му правилу VI Вселенского собора, «не подобает мирянину пред народом произносите слово... аще же кто усмотрен будет нарушающим настоящее правило: на четыредесять дней да будет отлучен от общения церковнаго». Отсюда ясно, что Церковь Христова через многократные определения разных Соборов установила собираться на них только епископам, но не мирянам и членам клира с ними. Участие членов клира в Соборах она допускала только тогда, когда эти священнослужители являлись заместителями епископов вдовствовавших в то время их епархий (5 пресвитеров на II Вселенском Соборе) или уполномоченными представителями епископов. II

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Роль мирян в Сербской Православной Церкви Возобновляем разговор о проблемах, насущных для Сербской Церкви. За это время нас успели подвергнуть критике как смутьянов, якобы будоражащих народ против епископата 06.05.2018 1001 Время на чтение 14 минут П.В.Тихомиров. Мы возобновляем прерванный некоторое время назад разговор о проблемах, насущных для Сербской Церкви. За это время нас успели подвергнуть критике как смутьянов, якобы будоражащих народ против епископата. Зоран Чворович: Православные поместные автокефальные Церкви, как и Вселенская Церковь в целом, епископальные, но эта епископальность не может истолковываться как епискополатрия, которая епископов претворяет в мини-папы. Церковь по своему устройству, прежде всего, соборна. Поборники епискополатрии, каковым, по-видимому, является игумен Виталий, подвергший критике наши рассуждения, умалчивают о том, что св.каноны Церкви, которые утверждают соборную структуру Церкви и ограничивают власть епископов, таким образом, что епископ никогда не выражает церковную полноту. М.М.Иванов: Зоран, пожалуйста, приведите конкретные примеры соответствующих канонов. Зоран Чворович: Пожалуйста. Епископам в пользу соборов ограничена власть учительства и законодательства (47-й канон Св. Василия Великого; 6-й канон Св. Григория Нисского). То, что епископы не имеют полноты власти и духовных даров видно ещё и по тому, что согласно 76 Апостольскому правилу и 2-му канону Второго Вселенского Собора епископы не могут оставлять после себя преемников. («Яко не подобает епископу, из угождения брату, или сыну, или иному сроднику, поставляти в достоинство епископа, кого хощет...» ). Епископам в пользу соборов ограничена власть управления (34 Апостольское правило: «...Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех»), а также власть судить (12-й канон Карфагенского собора). Умалчивание св.канонов и выборочные обращения к цитатам из свв.отцов, которые иногда позволяют себе некоторые поборники епискополатрии, в психологическом смысле являют собою образец духа самоволия, присущего Ватикану.

http://ruskline.ru/analitika/2018/05/07/...

Многие смущаются признать ВВЦС каноническим, потому что митрополит Сергий наложил на членов его запрещение в священнослужении. Правда, запрещение в священнослужении есть дело серьёзное, но только когда оно налагается законной властью и по правилам. «Не последует суд Божий ни патриаршескому, ни епископскому отлучению, аще неповинне проклянет», – говорит св. Иосиф Волоколамский (Просветитель. Слово 2. С. 468). По слову св. апостола Павла «меньший от большего благословляется» ( Евр.7:7 ), следовательно, меньший от большего и запрещается. Все епископы, независимо от их заслуг и положения в Церкви, равны между собой по благодати священства, больший над ними есть Собор епископов, поэтому, как не могут они, епископы, единолично один от другого рукополагать, тем более не могут единолично один другого запрещать. Рукополагать во епископы должны епископы всей области или по нужде два или три епископа, а отсутствующие должны дать на это письменное согласие (4-е правило 1 Вселенского Собора), равным образом и наложить на епископа запрещение по 28-му правилу Карфагенского Собора, может только Собор епископов, который по 74-му правилу Апостольскому обязан трижды позвать обвиняемого епископа, «и аще предстанет и признается или обличён будет, то определится епитимия». И Патриарх не может отрешить подвластного себе епископа без Собора (Книга Правил. С. 60). Но митрополит Сергий вопреки всем существующим церковным правилам наложил запрещение на членов ВВЦС единолично, предварительно не приглашая их к себе на увещание, присвоил себе власть, какую не имел даже сам Святейший Патриарх, нарушил соборные правила, поэтому запрещение его, как противоканоническое, есть незаконное и недействительное. Если Патриарх не имеет права единолично запрещать в священнослужении даже одного епископа, тем более не имел на это права митрополит Сергий запретить не одного, а десять епископов. Это своё единоличное запрещение потом и сам митрополит Сергий признал незаконным, и, чтобы узаконить его, он после наложения запрещения просил 15 Московских и 9 Украинских епископов, своих сторонников, подписать его задним числом, но этим он не узаконил запрещения, а засвидетельствовал его беззаконие и учинил ещё большее преступление, вовлёкши в это дело подписавшихся епископов и уже не один. а вместе с ними снова нарушил 74-е правило Апостольское и 28-е правило Карфагенского Собора. И так как правила Апостольские и Карфагенского Собора приняты и утверждены 6–7 Вселенскими Соборами, то значит св. апостолы, 217 св. отцов Карфагенского Собора, 170 св. отцов 6 Вселенского Собора и 367 св. отцов 7 Вселенского Собора, а всего 754 св. отцов вместе со св. апостолами с высоты небесной свидетельствуют, что митрополит Сергий незаконно запретил, а его сторонники епископы незаконно подписали запрещение на членов ВВЦС и что это запрещение не имеет никакой силы и значения. Суд Божий не последовал на это запрещение, и ВВЦС остаётся каноническим органом церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

19-е правило Никейского (I вселенского собора) говорит о том, как принимать от павликиан. Принимаемые от павликиан после перекрещевания должны быть вновь рукополагаемы, и распространяется это также на диаконисе, как и всех, причисленных к клиру. Это правило упоминает и о диакониссах, «которые по одеянию за таковых приемлются» 70  и не имеют никакого руковозложения. Отметим, что древнеславянская редакция в переводе этого правила отличается от греческого текста, в ней отсутствует отрицание и говорится «руковозложетк н=кок имутъ» 71 . Иоанн Зонара толковал это правило в соответствии с греческим текстом: «В древности приходили к Богу девы, обещавшие соблюдать чистоту; их епископы по 6-му правилу Карфагенского собора посвящали и имели попечение об охранении их по 47-му правилу того же собора. Из этих дев в надлежащее время, т. е. когда им исполнялось сорок лет, рукополагались и диакониссы. На таковых дев на 25-м году их возраста возлагаемо было епископами особое одеяние, по 140-му правилу упомянутого собора. Сих именно дев собор и называет диакониссами, принимаемых за таковых по одеянию, но не имеющих руковозложения; их и повелевает причислять к мирянам, когда они исповедают свою ересь и оставят ее» 72 . Так же понимал это правило и Вальсамон: «Девы некогда приходили к церкви и с дозволения епископа были охраняемы как посвященные Богу, но в мирском одеянии. Это и значит выражение распознать их по одеянию. По достижении сорокалетнего возраста они были удостаиваемы и рукоположения диаконисс, если оказывались по всему достойными» 73 . Таким образом, толкование на это правило говорит о существовании двух подразделений диаконисс: диакониссы, еще не получившие рукоположения по причине юного возраста, но носящие определенное одеяние, и диакониссы, имеющие рукоположение. 11-е Лаодикийское правило говорит о пресвитериссах (греч.: Περ το μ δεν τς λεγομνας πρεσβυτδας τοι προκαθμενες ντ εκκλησα καθστασθαι 74 ). Перевод – и древнеславянский, и сербский – использует здесь термин «старица», а глагол «καθστασθαι» обозначает так же, как и «χειροτονζειν», хотя первый употребляется по отношению к епископам: «Яко не подобает г(лаго)лемых стариц, рекше председящих ц(е)ркви поставляти» 75 . В толковании на это правило (славянский переводчик избрал здесь текст Иоанна Зонары) говорится об оставленных обычаях.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010