Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

7. Поблагодарить юбилейную комиссию за проделанную работу по организации и проведению праздников. Ж У Р Н А Л 70 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой) (+ 1941). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание схиигумении Софии (Гриневой) — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой). 2. Утвердить иконописное изображение святой. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы. 4. Останки схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы считать святыми мощами. 5. Память схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы совершать 24 марта/4 апреля (день кончины) и 28 апреля/11 мая (день обретения мощей) по старому и новому стилю. 6. Вознести благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, за то, что явил нам новую молитвенницу за Святую Церковь и наш народ. Ж У Р Н А Л 71 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской епархии священника Александра Шишина (+ 1921). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание священника Александра Шишина — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии священника Александра Шишина. 2. Утвердить иконописное изображение святого. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака священномученику Александру Шишина, пресвитеру.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. Однако, церковный, а главное, сельскохозяйственный календарь остались прежними. Залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта). Разумеется, для систематических занятий в государственных средних и высших учебных заведениях такой график был непригоден. Поэтому вплоть до конца XVIII века они старались держаться прежнего, допетровского годового круга. Нельзя забывать, что счет времени и в Византии, и в Московской Руси, и в Российской Империи вплоть до 1918 года велся «по старому стилю», т.е. по юлианскому календарю. Поэтому, например, сегодняшние церковные учебные заведения открывают свои двери не 1, а 14 сентября. С этой разницей нужно считаться, и читая архивные документы о русских школах XIX –начала ХХ веков. Так, 91 статью первого в России единого Устава средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года, гласящую, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня. Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября. Самое печальное, что многие публикаторы при этом забывают упомянуть по какому, старому или новому стилю приводится дата, так что ситуация становится еще запутанней. Одно можно сказать точно, начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями и здравым смыслом.

http://pravoslavie.ru/179.html

7 июня. Среда. Литургия – о. Тихон и о. Серафим. Третья неделя поста (Петровки). Каждый день 5–10 причастников... 8 июня. Четверг. Св. мученика Феодора Стратилата, престол (лев.) в Казанском храме. Литургия – о. Никон и о. Серафим. Молебен с водосвятием. Причастников – 16... 10 июня. Суббота. Литургия – о. Никон и о. Серафим. Причастников – 10... 11 июня. Воскресенье. Литургия – о. Пантелеимон и о. Диодор. Причастников взрослых – 80, детей – 25. 13 июня. Вторник. Литургия – о. Пантелеимон и о. Сергий; причастников – 12. 14 июня. Среда. Литургия – о. Аверкий и о. Серафим; причастников – 10. Заболел о. Никон (заражение крови от открывшейся раны на ноге). 24 июня. Суббота. Рождение святого Иоанна Предтечи. Литургия – о. Тит, о. Тихон, о. Аверкий, о. Серафим и о. Макарий. Причастников около 30. Вести о старце (от Петра Швырева): никто не беспокоит батюшку. Сам он никого не принимает. Состояние духа более мирное. Дожди с вечера и ночью гроза и ливень. Наутро снесло мост (паром). Вести из Москвы о том, что Патриарх на свободе, служит. 25 июня. Воскресенье. Литургия – о. Исаакий и о. Тит, о. Пантелеимон, о. Серафим и о. Евфросин 606 . Причастников – 82. Намечен причт при общине верующих при храмах Оптиной пустыни: о. Никон, о. Серафим, о. Василий, о. Александр и о. Тихон. 3 июля. Понедельник. Литургия – о. Тихон и о. Серафим. В Калуге, говорят, во всех церквях поминают Патриарха Тихона. Духовенство объединилось. В храмовые праздники служат все соборне. Красный “епископ” тщетно ищет быть приглашенным. От него прячутся настоятель и старосты...». Далее мать Анна, делая записи, ставила две даты: по старому и по новому стилю (прежние записи делались только по старому), иногда – только по новому. Во избежание путаницы, оставляем даты только нового стиля. «5 августа. Воскресенье. Служил в Оптиной пустыни о. архимандрит Исаакий. 6 августа. По приказанию властей в казенных учреждениях празднуется Преображение Господне и занятий нет 607 . 7 августа. Вторник. Святой праведной Анны... О. Никон ходит, поправился от болезни. 8 августа. Среда. В скиту установка бака и котла для кожного производства. 9 августа. Четверг. Литургия – о. Никон (впервые после болезни) и о. Пантелеимон, о. Варсис 608 . О. Пантелеимон в Москве служил с Патриархом Тихоном. Вернулся из Москвы о. Макарий (иеромонах, ездивший по поручению епископа Михея). Таубе начал работать в библиотеке – приведение в порядок внешнего вида.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

21 июля (по старому стилю) 1916 года отец Александр возвращался из госпиталя, где напутствовал умирающих. В пути его со спутниками-офицерами застиг обстрел. Отважный священник был убит осколком шрапнели. Забвение и память По завещанию покойного, его останки было решено переправить в Вологду. На вокзале гроб встретили крестным ходом. Духовенство и горожане под колокольный звон сопроводили повозку с останками священника в Спасо-Всеградский собор, где отпевание возглавили преосвященный Антоний, епископ Вельский, и преосвященный Александр, епископ Вологодский и Тотемский. Настоятель собора протоиерей Николай Коноплёв в надгробном слове отметил, что вся жизнь и все силы героя-пастыря были отданы полку, и даже день его именин приходился на полковой праздник 30 августа (12 сентября по новому стилю) – день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербург. Протоиерей Александр Успенский был с почестями погребён на кладбище Свято-Духова монастыря. 11 декабря 1916 года повелением Государя Императора протоиерею 198-го Александро-Невского полка Александру Успенскому, «кровью запечатлевшему верность своему Отечеству», был пожалован золотой наперсный крест на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества (посмертно). Могилы мужественного пастыря сегодня не существует. Как не существует и самого Свято-Духова монастыря, который был стёрт с лица земли в годы безбожной власти. Но память всё равно находит себе дорогу – пробивается, как вода среди камней, и даже долгие годы забвения не смогли её уничтожить. Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего протоиерея Александра, живот свой на поле брани за веру и Отечество положившего, и сотвори ему вечную память. Рейтинг: 9.9 Голосов: 608 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь Торновой 25 января 2019, 16:57 Светлая память протоиерею Александру! Катерина 8 августа 2018, 20:46 Если б не 5 сирот и вдова, сказала б " повезло... не застал священик рЭволУцию " . Про их судьбу и мне хотелось бы прочитать.

http://pravoslavie.ru/114936.html

Генерал-майор Анненков, пытавшийся пробраться с остатками своего отряда на Дальний Восток, попадает в китайскую тюрьму, отсиживает в ней почти три года, а затем перебирается в провинцию Ганьсу. Весной 1926 года он был предательски заманен в чекистскую ловушку, вывезен в СССР и расстрелян в Семипалатинске 24 августа 1927 года. Генерал Ионов, после эвакуации из Владивостока, оказывается в Новой Зеландии, затем в Канаде и США. Он продолжает находиться на посту Семиреченского Войскового Атамана в эмиграции еще долгие годы, если не до смерти своей, то по крайней мере до конца 30-х годов. Умер он в Нью-Йорке 18 июля 1950 года. Автору сей статьи неизвестно, выбирали ли семиреченские казаки, по примеру других войск в эмиграции, своего Атамана после смерти генерала А.М. Ионова, но мы можем сказать, что еще в 1976 году в США существовал штаб Семиреченского казачьего войска, начальником коего был есаул В.М.Питалев. Так казаки-семиреки, далеко за рубежами своей страны, пытались сохранить преемственность от старой России, надеясь, что придет то время, когда начнут возрождаться казачьи войска и проходить выборы Атаманов на родине. Это время пришло к началу 90-х. Но это уже совсем другая история…   Примечания 1 – старого стиля. Все даты, до 1918 года даны по старому стилю, после 1918 года – по новому стилю. 2 – Г.А.Колпаковский при назначении на пост Атамана имел звание генерал-майора. Генерал-лейтенант с1871 года, после ухода с поста Семиреченского Атамана – генерал от инфантерии. 3 – генерал-лейтенант с 1896 года. 4 – генерал-лейтенант с 1901 года. 5 – генерал-лейтенант с 1908 года, затем генерал от кавалерии. 6 – генерал-лейтенант с 1913года. 7 – генерал-лейтенант с 1917 года. 8 – М.А.Фольбаум с Высочайшего разрешения переменил фамилию на Соколов-Соколинский в сентябре 1916 года. 9 – генерал-майор с апреля 1917 года. 10 – А.М.Ионов при избрании на пост Атамана имел звание полковника Генерального штаба. Генерал-майор с 1918 года.   Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " .

http://ruskline.ru/analitika/2022/07/04/...

(капитан Аранов Михаил Дмитриевич действительно служил в 114-м Новоторжском полку 29-й пехотной дивизии) «Здесь погребен подпоручик 5-й батареи 28-й артиллерийской бригады Петр Лаврентьевич Волоховский, погибший за Родину 7 августа 1914 года в бою у деревни Варакупенен». Таблички были переданы в гусевский исторический музей. Их текст полностью подтвердил мои предположения. Макс Денен в своей книге ошибся с временем и местом гибели похороненных в Каттенау русских воинов. Ошибка весьма глупая для специалиста: старый стиль принят за новый, а 6-7 августа на новому стилю бои, действительно, могли идти только у границы, где-нибудь у Эйдкунена. А вот 6-7 августа по старому стилю (по новому стилю это 19-20 августа) 28-я и 29-я пехотные дивизии 20-го армейского корпуса приняли участие в Гумбинен-Гольдапском сражении. Позднее я выяснил, что и число погребенных в германских источниках указано неверно. Всего в Фурмановке (Каттенау) было похоронено не менее 37 русских воинов. Найденные сведения о двух русских офицерах вдохновили холдинг «Технополис GS» на изготовление двух гранитных именных крестов, которые были установлены на могилах 3 ноября 2017 года. Я по просьбе руководителя волонтерского движения холдинга Валерия Гусарова их освятил. Но к этому времени у меня уже был полный список воинов Русской императорской армии, погребенных на этом кладбище. В августе 2017 года пришлось немного пообщаться с Александром Ржавиным из Латвии. Тот сообщил о выписке, полученной в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга, содержащей сведения о 28-ми погребенных в Каттенау (Фурмановке), в том числе и офицерах Аранове и Волоховском. Выписка была из метрической книги церкви 114-го пехотного Новоторжского полка, сохранившейся в этом архиве. По версии Ржавина, полковой священник с началом войны прекращал делать записи в метрической книге, но священник 114-го полка по какой-то причине некоторое время продолжал всё записывать. Другие же священники прекратили вести записи. Я позволил себе не поверить и стал работать с архивом лично. За скромную плату мне удалось заполучить копии страниц метрических книг полков, действовавших в 1914-1915 годах на территории Восточной Пруссии. Оказалось, что полковые священники добросовестно отпевали и хоронили погибших, а затем заносили в метрические книги их воинские звания, фамилии, имена и отчества, возраст, домашний адрес, даты смерти и отпевания а также место погребения. Конечно, сохранились не все метрические книги. Но то, что удалось найти, превосходило все ожидания. Передо мною были данные о сотнях погибших российских офицерах и нижних чинов с точными местами их погребения. Число известных русских воинов, покоящихся в Фурмановске, возросло до 37-ми.

http://ruskline.ru/analitika/2018/11/201...

– 12 октября 1787 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 14 октября 1787 г. (по новому стилю в церковном варианте); 3. Взятие Измаила: – 11 декабря 1790 г. (по старому стилю), – 22 декабря 1790 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 24 декабря 1790 г. (по новому стилю в церковном варианте); 4. Битва при Нови: – 4 августа 1799 г., или с расширительной вариацией 4–6 августа 1799 г. (по старому стилю), – 15 августа 1799 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 17 августа 1799 г. (по новому стилю в церковном варианте); 5. Дата смерти: – 6 мая 1800 г. (по старому стилю), – 18 мая 1800 г. (по новому стилю в гражданском варианте), – 19 мая 1800 г. (по новому стилю в церковном варианте). Важно учитывать и то обстоятельство, что в православных странах при датировке того или иного события внимание уделялось и уделяется не только собственно числу месяца, но и обозначению этого дня в привязке, например, к празднику или памяти святого. Применительно к нашим датам это следующие параллели: 13(26) ноября 1730 г. – день памяти Святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского 27 ; 1(14) октября 1787 г. – день Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 ; 11(24) декабря 1790 г. – день памяти преподобного Даниила Столпника 29 ; 4(17) августа 1799 г. – день памяти Семи отроков Эфесских 30 ; 6(19) мая 1800 г. – день памяти праведного Иова Многострадального 31 . Дополнительно ко всему названному добавим к характеристике А.В Суворова такой яркий факт: он впервые в военной истории России (и истории страны в целом) поставил вопрос и добился положительного решения о награждении представителя духовенства за подвижничество на поле брани (и этот момент из биографии полководца, на наш взгляд, обязательно нужно учитывать как аспект при рассмотрении вопроса о канонизации). Произошло это после штурма Измаила, во время которого отличился священник одного из полков. Вот как это выглядит в описании биографов: «Вдруг открылись соседние ворота, высыпало множество янычар, отрезали казаков от своих. Суворов увидел, в каком положении они очутились. Послал на подмогу Полоцкий полк. Солдаты кинулись в штыки, и тут пуля сразила командира полка, бойцы дрогнули, стали отходить. Тогда вперед выбежал священник, отец Трофим Куцинский. Поднял над головой крест и закричал: «Стойте, ребята! Вот вам командир!» Священник был ранен, крест пробили две пули, но воодушевленные солдаты и казаки смели турок» 32 .

http://ruskline.ru/analitika/2022/11/24/...

Собор Польской Церкви отменил решение о переходе на григорианский календарь 12 апреля 1924 года. 28 марта. ПРАВМИР. Польская православная церковь вернется к Юлианскому календарю. Такое решение было принято во время весенней сессии Архиерейского Собора, который состоялся 18 марта в резиденции митрополита Варшавского и всей Польши Саввы. Решение было принято в связи с тем, что большая часть приходов Польской Православной Церкви (96%) празднуют церковные праздники по старому стилю. Таким образом, собор отменил постановление, принятое 12 апреля 1924 года о введении в Польской Церкви нового стиля, пишет Седмица . Согласно постановлению, Церковь вернется к старому стилю с 15 июня 2014 года. Собор также сообщил, что приходы, желающие проводить богослужения по новому стилю,могут это сделать. Собор рассмотрел вопрос о принесении в страну мощей равноапостольной Марии Магдалины, которая считается покровительницей Польской Церкви. В ее честь освящен Кафедральный митрополичий собор в Варшаве, а также учрежден главный церковный орден. Мощи святой будут пребывать в Варшаве 16-23 августа 2014. Собор ознакомился с работой двусторонней православно-католической комиссии по диалогу и обсудил другие вопросы экуменической тематики. Также было решено продолжить работу по переводу требника на польский язык. Собор также принял решение о награждении клириков и мирян Польской Православной Церкви по случаю приближающегося праздника Пасхи Христовой. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 августа, 2012 29 ноября, 2013 17 ноября, 2021 2 сентября, 2020 25 декабря, 2019 25 августа, 2019 10 июля, 2019 5 апреля, 2019 4 апреля, 2019 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще

http://pravmir.ru/polskaya-pravoslavnaya...

15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. 15 августа Православная Церковь вспоминает перенесение из Иерусалима в Константинополь мощей первомученика архидиакона Стефана, состоявшееся около 428 года. О смерти архидиакона Стефана рассказывается в Новом Завете, в Деяниях Апостолов. После того, как священномученика иудеи побили камнями, его тело бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Но один из знаменитых иудейских законоучителей того времени по имени Гамалиил, начавший склоняться к вере во Христа, послал преданных ему людей взять тело первомученика. После в пещере недалеко от Иерусалима Гамаиили предал тело святого погребению. В 415 году мощи архидиакона Стефана чудесным образом обретены и торжественно перенесены в Иерусалим. Позже мощи святого были перенесены в Константинополь в церковь в честь святого диакона Лаврентия. Через какое-то время был возведен храм в честь первомученика Стефана и 2 августа по старому стилю (15 августа по новому стилю) мощи были перенесены в новый храм. Ныне мощи святого Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге. Также мощей святого имеются на Афоне. Россияне могут поклониться мощам святого в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, где хранится десница архидиакона Стефана. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 7 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 6 апреля, 2024 5 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/15-avgusta-den-pamyati...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010