Синод ограничил пределы духовного родства как препятствия к браку восприемником, воспринятую дочерью и ее матерью, на основании 53 прав. трулльского собора; между кумом и кумой родства не признал, согласно правилу помещенному в Требнике (Павлов. 50-я глава Кормчей, 163). Можно ли после этого сказать вместе с проф. Павловым, что «русская церковь вполне усвоила себе общее воззрение выраженное в обычае приглашать ко крещению двух восприемников, т. е. признала обоих восприемников духовными родителями воспринятого» (стр. 177). Нам кажется, что это можно сказать только о небольшом периоде времени первой половины XVII в. Во все остальное время, как прежде, так и после этого периода, русская церковь отвергала этот обычай и боролась с ним. Но в недавнее время, неизвестно по какой причине, наше церковное законодательство сделало крутой поворот к воззрениям и практике начала XVII в. Разумеем указ св. Синода 18 июня 1834 года. Этим указом постановлено: при крещении одного младенца быть одному восприемнику и одной восприемнице, и для этого священникам, совершающим сие таинство, поставить в обязанность: 1) в случае многих лиц, приглашаемых к восприятию от купели, допускать к обрядовому действию одну, преимущественно для сего назначаемую родителями или родственниками крещаемого, пару, воспоминая оную в молитвах, 2) действующую пару вносить и в метрическую книгу, и 3) на сию только пару, как действительных восприемников, относит и родство духовное, как о том правилами церковными определено. С этим указом связано много теоретических противоречий и практических неудобств в области брачного права. Узаконяя пару восприемников, этот указ говорит вопреки правилу Требника, по которому для крещения един давлеет восприемник. Повелевая поминать пару восприемников и на церковных молитвах, этот указ расходится с чином крещения, который, как мы видели, всегда, за немногими исключениями, требовал поминания одного восприемника. Третий пункт указа, где сказано: на сию только пару относить родство духовное, идет в разрез с указом 1810 года, в котором, на основании Требника, проводится мысль, что в родстве с крещаемым должен считаться только восприемник одного с ним пола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Изд.: 1359 . Candal E. El «Kanon esti theologikos» [la «Regia teologica»] de Nilo Cabasilas//OCP 23. 1957. 237–266. [С лат. пер. Текст: 240–256 (=TLG 3217/1). Полемика с этим соч. Нила – у Иоанна Кипариссиота в кн. 5 Παλαμιτικα παραβσεις (см. 6 .1620). Против сторонников Акиндина, говорящих, что нет никакого различия между Божественной природой и энергией Изд.://Kislas 1998 6 .1352). 699–700. Ответ философу Григоре Изд.: 1360 . Papamichail G. μολογα ( Νικηφρου) Γρηγορ (1295–1359)//EkPhar 1913. 11. 66–75. [Текст: 73–74]. же://Kislas 1998 6 .1352). 698. [Франц. пер. на с. 25]. Синодальный томос собора 1351 г. Согласно Иоанну Кипариссиоту, Нил был одним из трех авторов томоса (изд. см. выше, 6 .601). Святоотеческая антология о сущности и энергии Божией Не издана (ркп перечисл. в: Kislas, 2001 6 .1355). 68). Соч., написанные во время учебы Коммент. к 3 книге Птолемея. Изд.: 1361 . Theonis Alexandrini in Cl. Ptolemaei magnam constructionem commentariorum, lib. XI. Basileae 1538. 131–194. Неизд.: Синоптическая таблица силлогизмов. Текст по геометрии. Соч. на разные темы Опровержение толкования Вальсамона 12 правила Антиохийского собора. Изд.: 1362 . Gedéôn М. Βαλσαμν π Καβσιλα κρινμενος//EkklAl 1919. 38. 183–184. Failler A. 6 .1367). 215–223. [С франц. пер.]. Письмо племяннику Николаю. Изд.: 1363 . Matthaei C.-F. Binae epistolae nunc primum editae altera Nili Cabasilae altera Demetrii Cydonii//Varia graeca. Dresden 1789. изд.: loannou Th. Μνημεα γιολογικ. Venetiis 1884. 67–114. изд.: Lambros Sp.//NE 1905. 2. 305–306. Исследования 1364 . Соколов И. И. Кавасила Нил//ПБЭ 1906. 7. 630–633. 1365 . Athanase Jevtich, ер. Rencontre de la scolastique et de l’hésychasme dans l’oeuvre de Nilus Cabasilas//L’art de Thessalonique et des pays balkaniques et les courants spirituels au XIV е siècle. Recueil des rapports du IV е Colloque serbo-grec, Belgrade 1985. Belgrade 1987. 149–157. (lnstitut des Études balkaniques. Éditions spéciales. 31). текст: Συνντησις τς σχολαστικς θεολογας κα το συχασμο στ ργο το Νελου Καβσιλα//Id. Φς λαρν. θναι 1991. 159–185. текст: Сусрет схоластике и исихазма код Ниле Кавасиле//Фuлocoфuja и meoлoruja. 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

2571 Достоверные, хотя и краткие свидетельства об этом довольно значительном и несомненно важном периоде жизни Иоанна мы находим у его биографа и современника Палладия и у Иоанна Дамаскина (oratio paneg.). Дамаскин определяет содержание и значение подвигов Иоанна, как подготовительной к пастырству школы. 2572 Oratio paneg. Cap. I, § 8. Имя старца, ко словам Георгия Алекс., – Гезихий. (Acta Sanct. pag. 426). 2602 Для подробного и обстоятельного ознакомления со взглядами Златоуста ва монашество рекомендуем читать след. творения его: а) к Димитрию Монаху о сокрушении слово первое; b) к Стелехию и о сокрушении слово второе; с) против преследующих тех, которые руководствуют к монашеской жизни – слово первое; d) к неверующему отцу – слово второе; е) к верующему отцу – слово третье; f) три слова к подвижнику Стагирию. Перечисл. слова в рус. переводе помещены в III томе слов Златоуста. Заслуживают особенного внимания в указанном отношении беседы Златоуста на Ев. Матфея – 68, 72 и 73 и ва 1 послание к Тимофею, беседа 14. 2604 De compunctione ad Stelechium lib. II, pag. 176. Время написания слов о сокрушении приблизительно определяется на основании самого содержания их. Так в слове к Димитрию Иоанн скорбит о том, что праздные плотские вопросы о пище и жилище свойственны даже и монахам. Но, не желая быть суровым обличителем монахов, он ссылается на личный пример (de compunctione ad Demetrium lib. I, pag. 162). Из его слов с очевидностью следует, что послание к Димитрию написано вскоре по вступлении Иоанна в монашескую жизнь (πρην, nuper), т. е. после начала 375 г. По заключению Монфонона слово к Димитрию написано не позднее 376 г. Заключения Тильмона и Германция о более позднем происхождении слов о сокрушении – лишены всяких оснований (Montfauc. in duos sequentes de compunctione libros admonitio t. I, pag. 149). Штилтинг допускает возможность появления слов о сокрушении даже в 377 году, но не позднее. Монашеская жизнь Златоуста началась в 375 г., между этим событием и написанием слов должно было пройти некоторое время прежде, чем Златоуст ознакомился с монастырскою жизнью и иноками (Acta sanctorum, September, tom. IV, pag. 431).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 февраля 1867 года. По указу Его Императорская Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали репорт Преосвященного Иннокентия, Епископа Слободско-Украинского, коим он, Преосвященный, по делу о браке Харьковской 3-й гильдии купца Шатунова со вдовою губернского регистратора Уманскаго, у которой при крещении сына от Уманского Шатунов был восприемником во второй паре, испрашивал разрешения: как почитать участвующих при крещении во второй, третьей и далее парах – за таких ли восприемников, как и первую пару, от которой должно зависеть родство духовное, или без распространения на них такового родства. Приказали: восприемник, как учит Св. Греко-восточная церковь , нарицается отец по рождении духом и, в силу сего значения, нарицаясь братом отцу и матери по плоти воспринятого им, состоит с ними во второй степени родства (см. кормчей книги, часть II, гл. 50). 53 правилом VI Вселенского Собора брак восприемника с матерью воспринятого не допускается, в случае же совершения оного сочетавшиеся объявляются блудниками. Но поскольку, по плоти ли то, или по духу отец должен быть един, то, на основании сего разумения, Св. отцы церкви, постановив быть при крещении одному восприемнику и одной восприемнице, с подробностью определили отношения их как между собою, так к родителям, так и к родственникам плотским рождаемого крещением, но чтоб при крещении могли участвовать два и более восприемника или восприемницы, о том в преданном нам отцами церкви учении ничего не содержится, и нет ни малейшего указания, какое сии лица должны между собою иметь отношение. Почему, согласно с учешем церкви и в отвращение затруднений в разбирательстве духовного родства, происходящих от вкравшегося обычая приглашать к крещению не одного восприемника и не одну восприемницу, а более, постановить следующее: при крещении одного лица быть одному восприемнику и одной восприемнице; и для того священникам, совершающим сие таинство, постановит в обязанность: 1) в случае многих лиц, прилагаемых к восприятию от купели, допускать к обрядовому действие одну, преимущественно для сего назначаемую родителями или родственниками крещаемого, пару, воспоминая оную и в молитвах. 2) Действующую пару вносить и в метрические книги, отнюдь не записывая прочих и 3) на сию токмо пару как действительных восприемников, относить и родство духовное, как и о том правилами церковными определено. О чем, к надлежащему исполнению, дате знать указами всем подведомственным Святейшему Синоду местам и лицам 67 . Июня 18 дня 1834 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всего поймали около двадцати килограммов разной рыбы. Что и говорить: в моём сне рыба была крупнее и её попалось значительно больше…      Трудности начались, когда запутанные сети надо было сложить для удобной работы на берегу. Ещё сложнее оказалось выбирать из сетей рыбу. Я с трудом вынимал её из довольно мелких ячеек, пытаясь не повредить снасти. Мои друзья справлялись с этим в два счёта, а я уже начал волноваться и даже нервничать из-за своей неумелости. Отец Теологус терпеливо показывал, как правильно и аккуратно распутывать, чтобы не повредить рыбу и руки. Оказывается, какие-то из рыбёшек являются по-настоящему ядовитыми морскими созданиями. Особенно противна и даже опасна была «скорпена» — небольшая, вся в иголках, причём ядовитых. Пару раз я укололся, и хотя остался жить, любви к этой рыбе у меня не прибавилось. Она, говорят, вкусна в супе и очень дорого ценится на рынке, но когда потом мне пришлось её ещё и чистить, я делал это без всякого удовольствия: эта тварь кололась даже мёртвой. А вот и подвох Провозившись пару часов на берегу и сложив снасти для просушки, мы были готовы показать наш улов главному кухарю – отцу Ефрему. Уложили рыбу в переносной холодильник, переложив специальными брикетами со льдом. Я готов был сам тащить этот ящик, но мои учителя-рыбаки меня пожалели, и мы втроём принесли холодильник в монастырь. По дороге нам встретился игумен Григорий. Геронда похвалил нас за труды и благословил меня… чистить всю эту рыбу самому. Такого я точно никак не мог ожидать! Вот это и есть тот «подводный камень» или «подвох», о котором я догадывался, но не думал, что он будет таким трудоёмким. И если ещё пять минут назад думал, что мы поймали очень мало рыбы, сейчас уже жалел, что её так много… На кухне мне выдали нож, и затем часа четыре я чистил наш улов. Особенно тяжело давались эти ядовитые скорпены и мурена. Ох и намучился! Зато потом приятно было видеть целую кастрюлю свежей морской рыбы, почищенной своими руками. Отец Ефрем проверил мою работу и нашёл пару рыбок, на которых остались маленькие чешуйки. Спокойным голосом он попросил ещё раз всё проверить и вычистить рыбу до идеального состояния, чтобы на этих сотнях рыбёшек не осталось ни одной чешуйки. Пришлось послушаться.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=2361

Но против каждого средства я когда-то какое-то читала противоположное мнение. И тут в голове возникла чёткая мысль: «маслице от Матронушки». Смазала обожжённое место с молитвой, постояла ещё несколько минут перед иконами, помолилась (просила хотя бы унять боль, ведь надо было ещё идти вечером на работу и работать в резиновых перчатках с водой). И в течение этих нескольких минут боль совершенно прошла. Я допекла пироги, сходила на работу, переделала ещё всякие дела, и обожжённое место быстро стало красного цвета и больших пузырей, как можно было бы ожидать, не было. Прошло всё так спокойно и незаметно благодаря Матронушке. Юля (Минск, Беларусь) «Через пару недель заикание пошло на убыль» Летом я со своими детками жили на даче. Одним июльским вечером налетела страшная буря. Гремел гром, сверкали молнии. И вдруг, во время очередного всполоха молнии, пропал свет. Дети сильно испугались и заплакали. Через пару дней младший сын Николай (два с половиной года) стал заикаться. Причём до этого случая уже говорил чисто. В течение недели заикание дошло до такой степени, что он не мог сказать «мама». Слушать это без слёз было невозможно. Родные хватались за голову. Коленька, сам понимая свою беду, почти перестал говорить. И вот я узнаю, что к нам в Минск (август 2010 года) привозят частичку мощей матушки Матроны. В первый же день мы поехали к ней. Стояла жара, но детки терпеливо дожидались очереди, прячась в тени деревьев. Просила матушку только о Коленьке. Купили маслице. Несколько недель читала акафист. Коля сам мазал себя маслицем. Практически через пару недель заикание пошло на убыль... Я уверена, что помощь пришла по молитвам матушки Матроны. Сейчас Коленьке шесть лет, никаких последствий и проблем с дикцией, слава Богу, нет. Анна Безбородова «Муж быстро нашел работу, и мне разрешили работать» Было это в июле 2010 года. Муж и я не работали: мне врачи не разрешали по состоянию здоровья, а муж год стоял на бирже. Я в это время только начала ходить в церковь, всё молилась Богу и Богородице, чтобы Бог дал нам работу, а мне ещё и здоровья.

http://pravoslavie.ru/68988.html

Патриарх Павел сберегал, насколько это было возможно, свои одежды (он даже хранил до времени своего патриаршества рясу, которую получил во время монашеского пострига и носил в пору своего епископства в Призрене). Он их сам стирал и гладил, а когда видел дыру, то зашивал или ставил на нее заплату. Он сам заботился о своей обуви и сам ее чинил, когда было нужно... Если она изнашивалась так, что ее невозможно было носить, он находил где-нибудь выброшенную, подходившую ему по размеру пару и чинил ее. Как-то он изготовил пару высокой обуви из женских сапог. В другой раз он восстановил пару обуви, которую нашел возле помойки в окрестностях Патриархии. Как и прежде, будучи еще епископом, он, став патриархом, занимался различными ремонтными работами вокруг Патриархии. Не было такой практической задачи, с которой бы он не справился. В бытность свою простым монахом он научился шить, штопать, стирать, выполнять работу сапожника, а также обрабатывать землю, обрезать фруктовые деревья, переплетать книги, выполнять работу каменщика, электрика и сантехника, чинить электроприборы... Когда он переезжал в здание Патриархии и подметил некоторую ошибку строителей, то его первым движением было исправить ее самому. Директор патриаршей типографии докладывал: «Когда он приходил в мое бюро и замечал, что что-нибудь не работает как следует, например, видел, что дверь не закрывается, где-то прохудилась крыша, электричество не работает и т.д., то хотел узнать сам, в чем проблема. И лишь потом говорил: “Посмотрим, как это починить!” Он везде себя вел как хозяин дома, не только в Патриархии, но и в каждом монастыре, и в каждой церкви – повсюду, где он оказывался...» Так, когда он прибывал в какую-либо церковь , то, замечая дырку или протертость на рясе или фелони того или иного священника, предлагал забрать ее, чтобы починить... Его отвращение к расточительности проявлялось и в стремлении брать на себя заботы о помещениях, где проживал. В конце вечера он совершал обход, чтобы погасить свет, закрыть двери, которые сотрудники по рассеянности закрыть забыли.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сетование Феодосия продолжалось семь дней. После сего, он удалился в Едес и там при церкви свят. Георгия прибыл в покаянии сорок девять лет. Но и здесь некие помыслы, как темное облако, не переставали посещать душу его; часто неутешная скорбь наполняла его сердце. Столько-то ужасно поползновение к чужестяжанию! Ибо с ним неразлучна обида, а часто и разорение ближнего... Посему уже в пятидесятый год, Господь помянул Феодосия и опять повелел быть при нем яве ангелу-хранителю» 28 . Слышишь! Как страшно присвоять себе чужое добро. Прихожанин. Как же мне, отче, каяться, чтобы Господь простил мне сей мой грех? Священник. Нет греху прощения, когда нет вещи возвращения, написано в церковной книге. 29 Ты, без всякаго права, взял у своего покойного родственника пару волов; а по нем остались ещё и его дети. Если сим сиротам отдашь свою пару волов и, творя добрые дела, будешь сердечно каяться; то Господь простит тебе твой грех и – будет к тебе милостивым. Прихожанин. О, Господи! отдам сиротам свою пару волов; только прости мой сей грех , и будь ко мне милостивым. 357. Что есть молитва? Вопрос прихожанина. Что есть молитва? Ответ священника. «Молитва, – говорит св. Иоанн Лествичник , – есть – по свойству своему – сопребывание и соединение человека с Богом; по действию – стояние мира, примирение с Богом, мать слез и вместе дщерь, очищение» грехов, мост среди искушений, защита от скорбей, пресечение внутренней брани, ангельское занятие, пища всем бесплотным, будущее веселие, непрерывная деятельность, источник добродетелей, причина дарований, невидимое преспеяние, пища души, просвещение ума, оружие против отчаяния, утверждение в уповании, избавление от печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, знамение славы, истребление гнева, зерцало духовного успеха, наставница умеренности, откровение будущего. Молитва для молящегося есть судилище и истязание, есть суд Господень, прежде будущего суда» 30 . 358. Как должно давать обеты? Вопрос прихожанина. Как должно давать обеты? Ответ священника. Обеты должны быть даваемы после спокойного и зрелого размышления, с ясным сознанием того, что обещается, по собственному расположению, а не по принуждению, или насилию.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

екатерина 2015/01/01, 21:57:29 Здравствуйте святые отцы и братья монастыря ватопед!Прошу Вас помолитесь за рабу божью Людмилу Пресвятая Богородице прошу пошли мне православную,хорошую,пару если на то Божья воля!Спасибо храни Вас Бог! людмила 2014/12/19, 16:40:24 Здравствуйте, Святые Отцы! Прошу Вас помолитесь о рабах Божьих: Татьяны, Петра, Глеба и Марка . Простите нам все наши грехи. Мы в браке уже 5 лет. Детки у нас есть, два замечательных сыночка, но мы хотим для полного счастья лапочку дочку. Но у меня последняя беременность была резус-конфликтой и врачи говорят что с таким диагнозом детей лучше больше не рожать, так как большая угроза не вынести малыша. Так как мои антитела в крови внутриутробно могут начать разрушать малыша. Осталась одна надежда на Господа нашего Исуса Христа! Прошу у Господа о здоровом малыше и безпроблемной беременности, чтобы мой диагноз ни как не повлиял на здоровье будущей малышки!!! Хотела бы также получить поясок Богородицы, слышала, что он творит чудеса. Прошу выслать пояс по адресу: Россия, Республика Башкортостан, город Стерлитамак, улица Салавата Юлаева дом 8 квартира 55. Спасибо! Татьяна 2014/12/06, 19:55:54 Здравствуйте Святые отцы Афонские. Прошу Вас, вымолите у Святой Богородицы для меня прощения. Ходотаица, Заступница, Покровительница, пошли мне прощения, и даруй мне пару, достойную пару. 2014/12/02, 16:38:49 Здравствуйте! Прошу Вас помолиться о даровании ребёночка р.б. Ивану и р.б. Евгении. В браке уже 2 года, но забеременеть и родить ребенка не получается, проблемы со здоровьем. Евгения 2014/12/02, 16:33:20 Здравствуйте, Святые Отцы и Братья монастыря Ватопед! Искренне прошу Вас помолиться за р.б. Валентину и моих родных о прощении наших грехов, о даровании здравия и помощи в искренних желаниях. Если возможно, прошу выслать два пояска Пресвятой Богородицы, чтобы они помогли мне, р.б. Валентине, и моему брату, р.б. Олегу, создать свои крепкие семьи и родить здоровых и счастливых деток, познать долгожданную радость родительства. Заранее большое спасибо! Мой адрес: 355011, Ставропольский край, г.Ставрополь, ул. Пирогова, 74, кв.162.

http://isihazm.ru/?id=1989&c_pid=6

Конечно, я не всё понимал, со многими вещами не соглашался, но чувствовал, что во всём, что делали эти люди, был смысл и какая-то цель, и, чтобы понять её, я опять пришёл в храм. Решил походить на службы пару месяцев перед тем, как возвратиться в свой приход. Но через два месяца я крестился у отца Серафима. Больше всего в Православии меня привлёк образ жизни, то, что вера – не просто одна из составляющих её, а охватывает всё существование, проникает во все сферы жизнедеятельности. Православная жизнь не всегда легка, но она подходит абсолютно всем – старым и молодым, слабым и сильным, и потому нельзя, искренне обратившись к Православию за Правдой, уйти без результата. Ангелина Уайт, 63 года Мои предки по маминой линии – православные греки. Крестили меня в три года, но, так как церкви в нашем городке не было, на службу я попадала только пару раз в год. С первым мужем мы венчались, крестили старшего сына, но в храм практически не ходили. В 2001 году с моим нынешним мужем Энтони (методистом) мы переехали в Рог Ривэр. Нас сразу стали приглашать в разные неправославные церкви, но я не могла заставить себя в них ходить. Энтони этого не понимал, но и не сопротивлялся. Однажды я увидела в окно, что рядом кто-то строит дом. Расстроилась: теперь испортят нам весь вид. А потом узнала, что строительство ведёт православный священник из русской церкви. Мы познакомились, и о.Серафим сразу спросил, буду ли я ходить на службы, если он когда-нибудь построит храм на своём участке? Не помню, что ответила, но мы подружились, хотя в церковь, которая уже была в городе, ходить не стали. Пришли туда в первый раз на панихиду по жертвам 11 сентября 2001 года. После этого у меня появилось жгучее желание побывать на родине мамы во Флориде, посетить храм, в который меня возили ещё ребёнком. Во время того нашего путешествия случилось очень много важных вещей, которые не оставили никаких сомнений в том, что мы должны быть в Церкви. В январе 2004 года Энтони покрестился. А через пару лет о.Серафим всё же построил свой храм, от которого сразу, ещё до закладки фундамента, проложил тропинку к нашему дому.

http://pravoslavie.ru/50004.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010