– Образ святого апостола Луки да архангела Гавриила да Николая чудотворца да святой мученицы Мавры, оклад басемной, венцы сканные с финифты. – Образ архангела Гавриила, оклад басемной, венец сканный. – Образ всемилостивого Спаса, внизу архангел Михаил да архангел Гавриил, – вырезаны на яшме, вставлены в деревянной цке, оклад и дробницы серебряны золочены. – Образ архангела Гавриила 18 ; всего пять икон” – По софийскому подлиннику под 8 ноября в соборе архангела Михаила, ”Гавриил. Верхняя риза празелень, средняя, киноварь с белилы, испод санкир с белилы.” Под 26 марта: ”Собор архангела Гавриила и прочих. На Михаиле на архангеле, риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен вишневой; а на Гаврииле празелень, средняя кеноварь, испод багор, держит Спаса во облаке; Млад Сын” (по другому списку – Спас) ”на трех херувимах, а около Спаса Ангелы”. В Строгановском подлиннике под 8 ноября у Гавриила ”риза празелень. Средняя киноварь с белилом, испод санкир с белилом”. Изображены два архистратига, держащие в медальоне Еммануила, за ним сонм ангелов, внизу херувимы. Подобное же изображение и под 26 марта. В сводном подлиннике под 8 ноября, – между прочим, читаем: ”Архангелы младым образом пишутся, курчеваты, видением благолепны, и велики прекрасны”. Под 26 марта: ”Собор святого Архангела Гавриила. На Гаврииле риза киноварь, средняя лазорь, испод багор красен, на Михаиле риза празелень, средняя киноварь, испод лазорь; держат Спаса Еммануила в облаке, от него свет, кругом него архангелы и ангелы, херувимы и серафимы, и все девять чинов. Ангелы Господни, хотя и духи невещественные, но пишутся в образе красных юнош, их же красоты изрещи невозможно: лица их бяху пресветлейшие, очи любезно взирающие, власы главы их, аки снег белы, злотовидное показующ блещание, одежды их яко молния бяху, препоясаны поясы златыми по сосцам крестообразно. Святых седми превысочайших Архангелов, небесных сил, их же имена суть сия: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. Бяше же сих святых Архангелов в древняя времена в ветхом граде Рима, в Неаполе, граде Кампонийском, в Панорме, граде Сицилийском, в святых церквах лица их иконописным художеством на деках, мусиею же по стенам церковным написаны быша.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Uspe...

Зах.14:8 . И будет в дет тот: живые воды потекут из Иерусалима: средина их к морю Восточному и средина их морю последнему: они будут и летом и зимою. И будет Господь царем над всею землею. LXX: В день тот выйдет от Иерусалима вода живая. Средняя часть ее к морю первому, и средняя часть ее к морю последнему; летом и весною будет так. И будет Господь царем над всею землею. – В то время, – ведь это и значит день, известный одному Господу, в который свет и мрак не будет сменять друг друга, но будет свет вечный, согласно тому, что мы читаем в Апокалипсисе: И город не будет иметь необходимого света солнечного, ибо Господь всемогущий будет светом его ( Апок.21:23 ) – [в тот день] выйдут из Иерусалима воды живые, о которых мы рассуждали выше ( Зах.13 ), излагая свидетельство пророка Иезекииля; средняя часть их [половина] направится к морю Восточному, которое Греческие книги называют λμνη σφαλττιν (в рукоп. σφαλττην), а обыкновенно оно называется Мертвым морем, потому что в водах его ничто не может жить. И средняя часть их [половина] направится к морю последнему, которое ведет в Египет и образует берега Палестины [Средиземному?]. И летом, говорит, и зимою будет так, что воды, имеющие исходить из Иерусалима, не будут ни зимою замерзать от холода, ни летом высыхать от слишком большой жары; хотя Семьдесят вместо зимою перевели в весеннее время, но это не согласуется с желанием [пророка] противопоставить нечто лету. И когда воды войдут в то и другое море и растворят горькие воды [моря] приятною на вкус речной водой, тогда Господь будет царем по всей земле. Вода, исходящая от Иерусалима, т. е. от церкви, обозначает учение Спасителя: Ибо от Сиона изыдет закон и слово Господне от Иерусалима ( Ис.2:3 ), как написано и в другом месте: Все исполнилось познанием Господа, как вода многая, покрывающая море ( Ис.11:9 ). Средняя часть этих вод направится к морю Восточному, т. е. к народу обрезания [Иудейскому], который избран в лице Апостолов и через Апостолов; а средняя часть их пойдет к морю последнему, чтобы от Востока и Запада пришли имеющие возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом ( Мф.8:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана. Космо-Дамиановская церковь Карта и ближайшие объекты Липецкая область. Грязинский район. Село Средняя Лукавка. Церковь Космы и Дамиана Церковь Космы и Дамиана — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Средняя Лукавка Грязинского района Липецкой области. Средняя Лукавка известна по документам с 1782 года. Название — по реке Лукавке. Имя реки от слова лука — пойменный луг в излучине реки. До 1928 года село территориально входило в состав Липецкого уезда Тамбовской губернии. В 1854 году в селе «тщанием прихожан» была построена деревянная церковь во имя Космы и Дамиана. В архивах 1876 г. отмечен один престол - Космодамиановский. Церковь являлась главной, приписным к ней считался Предтеченский храм в Ивановке. Обе эти церкви обслуживались одним штатом священников, в 1876 году - Михаилом Преображенским (2 разряд, рукоположен в 1863 году). Кроме него, службу несли помощник и два псаломщика. Церковным старостой в Средней Лукавке числился государственный крестьянин Ненахов (с 1862 года). В селе в это время проживало 2242 человека. Церковные земли насчитывали 25 десятин. В 1893 в штате церкви числились: священник (Преображенский Михаил Артемьевич, 52 лет, рукоположен в 1863 г., награжден камилавкой), диакон (Василий Яковлевич Виноградов, 62 лет, рукоположен в 1865) и псаломщик (Иван Миронович Воронов, 39 лет, определен 6 февраля 1886 года, 2-я жена). В школе грамотности обучалось 33 человека. В селе в это время насчитывалось 1503 человека мужского пола. В документах 1911 года отмечено: «Церковь деревянная, холодная, построена в 1854 году на средства прихожан. Престол - во имя святых безсребренников Космы и Дамиана. В настоящее время строится новая каменная церковь. Время открытия прихода неизвестно». Дворов в селе насчитывалось 440, «душ мужского пола 1665, женскаго 1650, великороссы, земледельцы. Душевой надел 20 саженей в каждом поле. В приходе шесть деревень: Нижняя Лукавка (в четырех верстах от храма), Колыбелка (в 2 верстах), Колоусовка (в 4 верстах), Петровка (в 2 верстах), Большая Александровка (в 6 верстах) и Малая Александровка (в 2 верстах от церкви). Хутор Семенова-Тянь-Шанского (в 2 верстах). Маленька речка Лукавка и в деревне Нижней Лукавке протекает река Матыра. Школа церковно-приходская, одноклассная, смешанная. Есть церковно-приходское попечительство и метрическия книги с 1852 года».

http://sobory.ru/article/?object=17228

Средняя Отла. Часовня Введения во храм Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Удивительно живописная и лёгкая часовня построена в 1838 году силами местных жителей на месте прежней, разобранной по ветхости. Первая часовня была возведена в 1781 году. Сохранилась надпись, вырезанная над косяком дверного проема: “1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.”. В 1932 году она была закрыта, как и 413 других церквей и часовен вокруг. Но судьба этого памятника пошла иной дорогой. Тогда как по всей России храмы грабились и разрушались, это здание довольно быстро сделали складом и не изменяли ничего вплоть до 80-х годов прошлого века. Именно быстрое переоборудование под склад и его постоянное использование позволило полностью сохранить весь иконостас часовни. Есть сведения, что некоторые жители тайно собирались по ночам на богомолья. Но однажды это стало известно местным властям, которые запретили сборы, дескать мало того, что не зарегистрированы, так ещё и налогов не платят! Часовню опечатали, а иконы были вывезены в музей, что их и сохранило. Позднее копии этих икон были возвращены христианам и установлены в часовне на своих " исторических " местах. Надо отметить, что иконостас изготовил Фалалей Жаков - отец известного зырянского ученого Калистрата Жакова. Наверняка и сам Калистрат, которому тогда было уже 12 лет, помогал отцу в работе. В иконостасе сохранены местного письма иконы 17-19 веков, оставшиеся от предыдущей часовни. Средняя Отла. Введенская часовня в деревне Средняя Отла Княжпогостского района. Начиная с 1989 года, Министерство культуры РК в лице Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры (ныне Дирекция по охране памятников истории и культуры) приступает к реставрации объекта. Построенная в 1838 году местным плотником Алексеем Лапиным Введенская часовня является одним из интереснейших памятников культового деревянного зодчества Республики Коми. Натурные исследования конца 1980-х гг. показали, что несмотря на поздние перестройки, исказившие ее первоначальный облик, довольно типичная по композиции (основной объем храма с куполом «о каменное дело», в одной связи с колокольней) часовня является творением подлинного мастера. Он великолепно владел конструктивными приемами культового зодчества предшествующих XVII-XVIII веков и сумел воплотить в традиционном здании свои представления о красоте. В июле 1989 года совместная экспедиция НПЦ по охране памятников и Сыктывкарского университета начинает ремонтно-восстановительные работы на Введенско-Ильинской часовне в д. Средняя Отла. Задачей реставраторов, помимо чисто ремонтных работ, заключавшихся в смене обветшавших частей и деталей здания, было воссоздание его выразительного первоначального облика: раскрытия сруба храма от мертвящей его поздней обшивки, восстановления в старых формах и материалах крыльца, восьмерика колокольни, завершения храма.

http://sobory.ru/article/?object=16423

Наиболее распространенное трехчастное деление православного храма соответствует: 1) трехчастному делению всего сущего (области Триединого Бога, небесной и земной областям бытия); 2) Божественной природе Христа Спасителя (алтарь) и Его человеческой природе, как состоящей из души и тела (средняя часть храма и притвор); 3) человеческой природе в более полном ее понимании, как состоящей из духа, души и тела; 4) трехчинному делению ангельской иерархии; 5) трехстепенному составу земной Церкви Христовой; 6) трехстепенному духовному состоянию верующих людей: началу духовной жизни во Христе, шествию по пути спасения в земной жизни и пребыванию в Царстве Небесном в состоянии совершенной чистоты и обоженности. Алтарь православного храма знаменует собою: 1) превыспреннее небо, область бытия Триединого Бога, совершенно не смешивающегося со Своим творением, почему алтарь и отделяется от средней части храма преградой – иконостасом; 2) Божественную природу Христа Спасителя; 3) дух человека; 4) рай, или Царство Небесное. Алтарь соответствует также: 1) высшему чину ангельских существ; 2) высшей степени церковного народа – освященному духовенству; 3) высшей степени духовного состояния человека – обоженности. Средняя часть православного храма, собственно храм, или собственно церковь , знаменует собою: 1) область небесного быта в творении Божием (мир ангельских существ и праведных людей, перешедших от смерти в жизнь вечную, то есть Небесную Церковь ); 2) человеческую душу Христа Спасителя; 3) душу человека. Средняя часть храма соответствует также: 1) второму чину ангельских существ; 2) второй степени церковного народа – мирянам-верным; 3) второй (средней) степени духовного состояния человека – шествию по пути спасения вкупе с Церковью и под ее водительством. Притвор православного храма знаменует собой: 1) область земного бытия в творении Божием – мир, подчиненный законам пространства и времени; 2) человеческое тело Христа Спасителя 3) тело человека. Притвор соответствует также: 1) третьем (нижнему) чину ангельской иерархии; 2) третьей степени по чину народа церковного – начинающим входить в Церковь , но еще не вошедшим в нее, или кающимся; 3) начальной степени духовной жизни человека или началу исправления человека после грехопадения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Средняя часть храма знаменует собою прежде всего горний, ангельский мир, область небесного бытия, где пребывают и все праведники, отошедшие туда от земной жизни. По некоторым толкованиям, эта часть храма знаменует также область земного бытия, мир людей, но уже оправданный, освященный, обоженный, Царство Божие, новое небо и новую землю в собственном смысле. Толкования сходятся в том, что средняя часть храма — это тварный мир, в отличие от алтаря, знаменующего собою область бытия Божия, область превыспреннего, где совершаются тайны Божии. При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V–VII вв. алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отдельности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем — Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной к средней части храма, носящей у нас название «церковь». Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полно та верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь, таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/simvolika-i-ustrojstvo-...

В настоящее время храм является действующим. СТРУКТУРА ХРАМА Церковь Цроми – крестово-купольное здание с четырьмя свободно стоящими устоями и хорами в западной части. Купол расположен в центре и определяет развитие и размер всех частей здания. От купола расходятся четыре рукава креста под двускатными крышами, определяя таким образом основную форму здания. Двум вытянутым за пределы среднего квадрата рукавам креста (восточному и западному) приданы с юга и севера небольшие выступы под самостоятельными односкатными крышами. Фундамент двусложный: верхний уровень, до глубины 65 см от уровня земли, возведен из рваного камня и булыжника на известковом растворе, а нижний – до глубины 1 м 25 см – на растворе глины. Здание имеет цоколь: по восточному фасаду цоколь состоит из трех ступеней, по западному ясно открыта одна ступень. Церковь выстроена из правильных квадров чисто тесаного песчаника. Швы кладки идут непрерывными параллельными линиями по всему зданию, еще более подчеркиваясь фасками. На некоторых квадрах камня видны знаки каменотесов – это или буквы древнегрузинского заглавного письма асомтаврули, или особые знаки (пятиконечная звезда, крест, шестиконечная снежинка, дуги, солярный символ, андреевский крест, заключенный в квадрат, другие графические знаки). Реже знаки высечены на камнях, украшенных орнаментом. Сопоставление знаков выявляет их схожесть с аналогичными в Джвари и Атени Сиони, кроме того, имеются совсем новые. Восточный фасад делится на три части: две боковые, низкие и гладкие, заканчивающиеся наклоном односкатных кровель, в каждой прорезано удлиненное окно в середине; и высокая средняя часть, заканчивающаяся фронтоном, соответствующая алтарю церкви. Средняя плоскость, в свою очередь, поделена аркатурой на три части, где каждая рака охватывает нишу – глубокие боковые и среднюю плоскую. В глубине боковых треугольных ниш имеется по паре колонок с гладкими капителями и маленькими базами. Узкая соединительная полоса между колонками покрыта узором «елочка». В конхах ниш сохранились остатки лучеобразной разрисовки. Плоская средняя ниша охватывает большое окно алтаря: боковые ее стороны покрыты до начала арки ленточным плетением в три полосы, охваченным маленьким валиком.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Вместе с церковью или рядом с ней строится колокольня. На ней вешаются колокола. Посредством звона верующие созываются в храм на молитву и дается знать, что совершается в храме. В великие праздники (в Пасху) и в царские дни, в знак духовной радости, звон бывает в течение целого дня. Примечание. Дети должны знать о своем приходском храме. Внутреннее расположение храма Внутри храм, как и скиния Моисеева, разделяется на три части: Храм 1) притвор Скиния 1) двор 2) средняя часть 2) святилище 3) алтарь 3) святое святых Притвор Притвор – первая часть храма. В древнее время в притворе стояли оглашенные. Это те люди, которые не приняли еще св. крещения, a только готовились к этому таинству, учились вере Христовой не по книге, а с голоса (по-славянски с гласа), почему и называются оглашенными. В притворе же стояли тяжкие грешники, которым на некоторое время запрещалось входит в самый храм. Средняя часть храма Средняя часть храма – для молящихся – устраивается просторнее притвора и алтаря. От алтаря она отдляется иконостасом. В. Что называется иконостасом? О. Каменная или деревянная стена, в которой помещаются святые иконы. В иконостасе трое дверей: по средине – царские врата, с правой стороны – южные, а с левой – северные. Царские врата называются так потому, что чрез них таинственно во Святых Дарах проходит Сам Царь славы Господь. На царских вратах изображаются – Благовщение Божией Матери и четыре евангелиста: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. В иконостасе с правой стороны царских вратъ ставится икона Спасителя, a по левую – Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя помещается икона святого, в честь которого сооружен храм; над царскими вратами – икона Тайной вечери. Входит чрез царские двери могут только лица получившие благодать священства, – епископы, священники и диаконы. На сверных и южных дверях по большей части изображаются св. диаконы, напр., архидиакон Стефан, Лаврентий, или архангелы Гавриил, Михаил и др. Иконостасы устраиваются в нсколько ярусов или рядов, в которых поставляются иконы Спасителя, Божией Матери, двунадесятых праздников, пророков, апостолов и различных святых. По средине на самом верху иконостаса, по большей части поставляется Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Богоматерью и св. Иоанном Богословом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

С западной стороны находилась у собора большая паперть, построенная одновременно с ним самим, «которая после сделана была трапезою» (Кратк. описание), то есть которая из сеней к церкви чрез поставление в ней икон обращена была потом в заднюю часть самой церкви. По причине, должно думать, ветхости она была разобрана в 1780–1781 годах. В Кратком летописце Троицкого монастыря под 1621 годом читается: «того же лета у великия церкви Успения Пречистыя Богородицы верхи (куполы, или главы) устроены белым железом и киоты верхние над олтарем (арки, или полукруглые некоторые углубления снаружи) подписаны». В описи монастыря 1641 года читается: «церковь Успения Пречистыя Богородицы камена, о пяти верхах, главы обиты немецким железом, и на середней главе крест золочен, а четыре креста обиты немецким железом». Между 1754 и 1758 годами средняя глава была позолочена червонным листовым золотом. Тогда же вместо первоначальной фронтонной была устроена четырехскатная кровля. В 1806 году глава эта вся покрыта медью и вызолочена так же, как кровля на Троицком соборе, а в 1807 году меньшие четыре главы покрыты были голубою краскою и украшены медными разной величины вызолоченными звездами. В середине XIX века четыре боковые главы выкрашены в белый цвет и покрыты разной величины медными золочеными звездами, средняя же глава по-прежнему была золоченая. В XX веке, уже по возвращении Успенского собора Церкви, он был отреставрирован и приобрел практически первоначальный вид – на кровле восстановлены полукруглые фронтоны, средняя глава вызолочена, а боковые покрашены синей краской и украшены медными золочеными звездами. В 1781 году, после того как разобрана была паперть собора, сделано было вместо нее нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтоне: «Ведомому Богу». В 1836 году собор был обложен понизу диким камнем. Особую торжественность внутреннему убранству собора придает огромный пятиярусный резной иконостас начала XVIII b. с иконами XVII b. и два прекрасных бронзовых паникадила работы Оружейной палаты (XVII b.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

И тем не менее в росписях храмов и по сей день стараются соблюдать определенный канонический порядок в размещении духовных сюжетов. Поэтому представляется целесообразным привести здесь в качестве примера один из возможных вариантов композиционного расположения росписей и икон в храме, начиная с алтаря, составленный на основании древних канонических представлений Церкви, нашедших свое отражение во многих дошедших до нас росписях древних храмов. При таком соотношении значений частей храма алтарь с самого начала непременно должен был отделяться от средней части, ибо Бог совершенно отличен и отделен от Своего творения, и с самых первых времен христианства такое отделение строго соблюдается. Более того, оно установлено Самим Спасителем, благоволившим совершить Тайную вечерю не в жилых комнатах дома, не вместе с хозяевами, но в особой, специально приготовленной горнице. В дальнейшем алтарь отделялся от храма особыми преградами и водружался на возвышении. Возвышение алтаря с древности сохраняется до наших дней. Алтарные же преграды претерпели значительное развитие. Смысл процесса постепенного превращения алтарной решетки в современный иконостас состоит в том, что примерно с V-VII веков алтарная преграда-решетка, являвшаяся символом-знамением отделенности Бога и Божественного от всего тварного, превращается постепенно в символ-образ Небесной Церкви во главе с ее Основателем – Господом Иисусом Христом. Это и есть иконостас в его современном виде. Он обращен своей лицевой стороной, иконами, к средней части храма, носящей у нас название церковь , собственно церковь. Совпадения понятий Церковь Христова вообще, весь храм в целом, его средняя часть очень знаменательны и с духовной точки зрения не случайны. Область небесного бытия, которую знаменует средняя часть храма, есть область обоженной твари, область вечности, Царства Небесного, куда стремится в своем духовном пути полнота верующих людей земной Церкви, находящих свое спасение в храме, в церкви. Здесь, в храме, земная Церковь , таким образом, должна соприкасаться, встречаться с Церковью Небесной. В соответствующих молитвах, прошениях, где поминаются все святые, возгласах и действиях богослужения давно было выражено общение людей, стоящих в храме, с теми, кто находится на небесах и молится вместе с ними. Присутствие лиц Небесной Церкви было издревле выражено и в иконах, и в старинной росписи храма. Не хватало до времени такого внешнего образа, который бы выказал, явил собою ясным, видимым способом невидимое, духовное предстательство Небесной Церкви за земную, ее посредничество в спасении живущих на земле. Таким видимым символом, точнее, стройной совокупностью символов-образов, стал иконостас.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010