Закрыть itemscope itemtype="" > История византийской Владимирской иконы Богоматери И ее влияние на русскую иконографию 07.09.2023 1258 Время на чтение 11 минут Согласно легенде икона Владимирской Богоматери попала в Константинополь из Иерусалима в V в. н. э. при Императоре Феодосии. На Руси икона привезена из Византии в начале XII века (ок. 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому от патриарха Луки Хризоверха. Вначале Владимирская икона находилась в женском Богородичном монастыре Вышгорода, недалеко от Киева. Князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир (по которому она и получила нынешнее наименование) в 1155 году. При нашествии полчищ татарского хана Батыя, когда 7 февраля 1237 года Владимир подвергся страшному разорению, икона осталась совершенно целой и невредимой, как верный залог спасения русского народа в будущем. История Боголюбской иконы Божией Матери прямо взаимосвязана с Владимирской и является одной из древнейших чудотворных икон Древней Руси, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского (память 4 июля) в память о Ее явлении ему. Св. блг. кн. Андрей Боголюбский увозит Владимирскую икону Божией Матери из Вышгорода во Владимир. Миниатюра Лицевого летописного свода. XVI в. Время написания Владимирской иконы Божией Матери, XII век, относится к так называемому комниновскому Возрождению (1057 – 1185). Этот период в византийском искусстве характеризуется предельной дематериализацией живописи, осуществляемой за счет прорисовки ликов, одежд многочисленными линиями, белильными движками, подчас прихотливо, орнаментально ложащимися на изображение. Владимировская икона. XII в. Константинополь (?). По церковному преданию икону написал евангелист Лука Изображение относится к типу Елеуса (греч. милующая от λεος – сострадание, сочувствие), Элеуса, Умиление – один из основных типов изображения Божьей Матери в византийской и древнерусской иконописи. Среди чтимых константинопольских икон базилики Богородицы во Влахернах мог быть образ Богородицы «Ласкающая», возможным его списком некоторые исследователи (О.Е. Этингоф. «Образ Богоматери», М., 2000г., С.,149) признают Владимирскую икону Божьей Матери. Одним из аргументов в пользу этой версии выступает близость форм почитания обеих икон в Византии и на Руси. Они обе были выносными, связанными с традицией пятничных крестных ходов из Влахерн в Халкопратию.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/07/...

II. Иконографические типы Б. М. в русской иконописи, сопоставляемые с образцами живописи раннего Возрождения Пограничный период между собственным средневековьем и началом Возрождения, период Крестовых походов, время литературного общения Востока и Запада, эпоха окончательной организации европейских государств и начавшегося движения их на восток вплоть до латинского завоевания Константинополя, играет столь же капитальную роль в истории духовного и религиозного развития христианства, как, в частности, и в истории христианской иконографии и иконографии Богородицы по преимуществу. С одной стороны, именно в эту эпоху слагается и организуется в католическом мире, так называемый, культ Мадонны; с другой стороны, именно к этому периоду относится появление целого ряда Богородичных типов как на греческом востоке, так и в православной России. Так, например, мы слышим во 1-х, о целом ряде икон, явление которых относится преданием ко второй половине XI века и к XII-XIII столетию, как, например, в алфавитном порядке: икона Боголюбская 1157 года, Владимирская средины XII века, Египетская 1060 года, Елецко-Черниговская того же времени, Корсунская XII века, Мирожская 1198 г., Муромская XII века, Сицилийская 1092 года, Смоленская 1064 года, «Умиление» Смоленская 1103 года, Путивльская 1238 года, Костромская Феодоровская 1239 года. За этою сериею икон Богоматери следует подобный же ряд икон, относящихся к ΧΙV веку: Виленская 1341 г., Бардовская 1392 г., Донская 1330 г., Новгород-Северская 1301 г., Коневская 1393 г., Петра Митрополита 1307 г., Тихвинская 1387 г., Толгская 1314 г. Впоследствии мы увидим, что эти ряды образуют собою своеобразные, зачастую почти однородные, группы. В то же время, когда мы будем вести анализ содержания этих иконографических сюжетов, представляемых группами переходного средневековья (назовем его, условно, готическим и позднее-византийским), а затем и второго периода (ΧΙV век есть первая эпоха раннего Возрождения) мы в самом описании этих сюжетов принуждены постоянно касаться выражения изображаемой группы Богоматери и Младенца, передаваемого иконописцами православного востока и живописцами католического запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Остатки подземных захоронений в мон-ре Гроттаферрата [итал. Grottaferrata; лат. Cryptoferrata; греч. Κρυπτοφερρτη], греч. мон-рь во имя Пресв. Богородицы Гроттаферратской, в наст. время греко-католич. аббатство ордена василиан , в 18 км к юго-востоку от Рима. Основан в 1004 г. прп. Нилом Младшим Россанским при поддержке гр. Григория I Тосканского. В V в. руины виллы, остатки зданий и подземных захоронений, относившиеся к рим. эпохе, были приспособлены для богослужений христиан. По сохранившимся двойным железным решеткам на окнах древнего склепа местность называлась Crypta Ferrata (позднее Grottaferrata - впервые название встречается в булле папы Бенедикта IX от 1037). По преданию, прп. Нилу и его ученику прп. Варфоломею явилась Пресв. Богородица и повелела построить здесь церковь. Вскоре после этого прп. Нил умер. Монастырская церковь, при строительстве к-рой был использован материал рим. виллы, была отстроена прп. Варфоломеем в романском стиле, но внутри украшена по визант. традиции. Освящена 17 дек. 1024 г. папой Иоанном XIX во имя Пресв. Богородицы. В XII и XIII вв. церковь была украшена мозаиками и фресками. Из них сохранились мозаики с изображением Деисуса над главным входом (нач. XII в.) и в апсидах (рубеж XII и XIII вв.). Алтарная икона Божией Матери «Одигитрия» (XIII в.) по стилю относится к кипрской школе. Первая община мон-ря состояла из греков калабрийского происхождения и поэтому жила по Типикону, составленному прп. Варфоломеем согласно итало-греч. традиции. Монахи занимались сельским хозяйством и работали в скриптории с рукописями различного богослужебного содержания. Св. Нил изобрел особую систему сокращений в тексте (тахиграфию) и стал основателем школы письма («нилианская»). В мон-ре сохранились 3 рукописи, написанные рукой св. Нила. Многие из его учеников продолжали копировать рукописи, переписывали в основном литургические и в меньшей степени аскетико-назидательные тексты. Т. о. к кон. XIII в. было сформировано ядро б-ки Г.

http://pravenc.ru/text/168185.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТАМОН [греч. Ιερα Μον Καταμνας], мон-рь во имя прав. Симеона Богоприимца, муж., действующий, принадлежит Иерусалимской Православной Церкви, находится в юго-зап. части Иерусалима, недалеко от Крестового мон-ря , на холме над долиной Вади-эль-Паша. Точное время основания К. неизвестно. По преданию, на этом месте находился дом прав. Симеона Богоприимца , в саду которого был устроен родовой склеп, где впосл. был похоронен и он сам. Ссылаясь на неизвестный источник, Т. Даулинг и Р. Жанен утверждали, что К. был основан в 1177 г. груз. царем Вахтангом ( Dowling T. E. The Georgian Church in Jerusalem//PEFQSm. 1911. Vol. 43. N 4. P. 185; Janin R. Les Géorgiens à Jérusalem//EO. 1913. Vol. 16. P. 217-218). Однако в это время в Грузии правил Георгий III (1156-1184). Возможно, речь идет о Вахтанге, младшем сыне св. Давида IV Строителя . По всей видимости, грузины поселились в К. ранее XII в.: пергаменное грузинское Евангелие от Иоанна из синайского Екатерины великомученицы мон-ря было переплетено на Синае в 983 г. по заказу иером. Микаела Катамонели, который прибыл из Палестины ( Цагарели. 1888. С. 200). Т. о., К. возник ранее Крестового мон-ря, от к-рого он впосл. зависел. Сохранился араб. документ 1169 г. о приобретении игум. Крестового мон-ря Махаребели расположенного неподалеку виноградника, известного как Эль-Катамун ( Pahlitzsch. 2003. P. 36-37). Возможно, к XII в. относится башня мон-ря, длина фундамента к-рой составляла 20 м. По палеографическим данным, XII в. датируется сильно поврежденная груз. надпись, которую в 1883 г. А. Цагарели видел в алтаре ц. прав. Симеона Богоприимца ( Цагарели. 1888. С. 124). В наст. время камень с этой надписью хранится в сев.-зап. углу церкви. В 2002 г. надпись изучил Г. Гагошидзе ( Гагошидзе Г. Груз. надписи на Святой Земле//Academia. Тбилиси, 2003. T. 5 (A). С. 41-42 (на груз. яз.)). В ней упомянут некий Кутатели, т. е. Кутаисский епископ, видимо сделавший пожертвование в К.

http://pravenc.ru/text/1681355.html

Владимирская икона Божией Матери. XII в. Фото Михаила Еремина ЖМП 6 июнь 2021 /  6 июля 2021 г. 13:00 Всяк уповаяй на Тя, Владычице, не погибнет! К 500-ЛЕТИЮ ЧУДЕСНОГО СПАСЕНИЯ МОСКВЫ ОТ НАШЕСТВИЯ КРЫМСКОГО ХАНА МАХМЕТ-ГИРЕЯ ЗАСТУПНИЧЕСТВОМ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЧЕРЕЗ ИКОНУ ЕЕ ВЛАДИМИРСКУЮ Владимирская икона Божией Матери — это икона, родная сердцу каждого верующего человека. Владимирская Богоматерь — образ любви: и Матери, и Сына, и Бога, и нашей души, которая в молитве припадает к своему Спасителю. Через этот образ Богородица не раз отводила от Руси неприятеля. Спасение от завоевателей в 1521 году, по преданию, стало возможным тоже по молитвам москвичей к Владимирской иконе Божией Матери. Перед этим образом венчались на царство российские монархи, избирались Патриархи, перед ним молились в дни бедствий и смут. Икона эта освятила и соединила все столицы Древней Руси — Киев, Владимир, Москву.  PDF-bepcuя. Исторический контекст Согласно церковному преданию («Повесть о Темир-Аксаке» XV века), икона была написана в Иерусалиме евангелистом Лукой, который почитается как первый иконописец. Однако исследования показали, что ее написали на рубеже XI–XII веков в императорских мастерских Константинополя. На Русь, как сообщают летописи, список этой иконы попал в первой полови­не XII столетия. Икону, известную нам сегодня как Владимирская, вместе с другой иконой, именуемой Пирогощей1, привезли в дар от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверга киевскому князю Мстиславу Владимировичу. После торжественной встречи икону поставили в женском Богородичном монастыре на Вышгороде под Киевом, где она прославилась чудесами. Одно из первых было связано со спасением младенца. Предание эту историю передает так. Женщина с грудным ребенком переправлялась через ­Днепр на лодке. Неосторожное движение лодочника привело к тому, что ребенок выпал за борт. Все были уверены, что он утонул. Но когда в неутешном горе рыдающая мать прибежала в церковь на Вышгороде помолиться о своем утонувшем сыне, она неожиданно обнаружила его живым, лежащим перед образом Богоматери. С того времени эта икона Богородицы стала особо почитаема как покровительница материнства; женщины приходили к ней, чтобы помолиться о своих детях, об их физическом или духовном спасении.

http://e-vestnik.ru/analytics/vsyak_upov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (Портаитисса, Вратарница) [греч. Πορτατισσα] (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.), одна из самых чтимых святынь христ. Востока. Возникновение почитания И. и., согласно преданию, восходит к эпохе иконоборчества . Название икона получила по месту пребывания в Иверском мон-ре на Афоне, где она ранее помещалась над главными вратами ( πρτα) обители, отсюда ее греч. наименование - «Портаитисса» (рус.- «Вратарница»). Совр. исследователи датируют И. и. 1-й пол. XI ( Βοκοτπουλος. 2001. Σ. 83-88) или нач. XII в. ( Steppan. 1994. S. 23-49); Н. П. Кондаков относил ее к XII в. ( Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 216). Икона является большим моленным образом (137×87 см). По мнению Н. Паттерсон-Шевченко, перед ней, согласно визант. традиции, помещалась малая икона-список, предназначенная для совершения проскинесиса ( Паттерсон-Шевченко. 1994. С. 45). Иконография И. и. представляет собой особый вариант «Одигитрии», получивший в визант. искусстве название «Ελεοσα» (рус.- «Милостивая»). Доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад. Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище - подобие трона для Младенца Христа, что соответствует визант. богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери - храме, вместилище Невместимого и получает отражение во мн. памятниках визант. искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из к-рой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе (см. разд. «Литературная традиция»).

http://pravenc.ru/text/293359.html

Приложения Опись антиминсам, находящимся в ризнице Александро-Невской лавры Антиминсы писанные Здесь не будем повторять описания пяти антиминсов, найденных в Новгородском Николо-Дворищском соборе, – трех антиминсов, открытых в Новгородской церкви XII Апостолов; так как они обстоятельно описаны Архимандритом, ныне Епископом, Макарием в Известиях Императорской Академии Наук (Том VI, стр. 86–92) и, кроме того, антиминс XII-ro столетия – г. Срезневским в Христианских Древностях, Прохорова (1862, кн. 4). (О них см. выше, стр. 149–153, 41 и 231). Но с антиминса XII-ro века, как древнейшего, начинаем опись. 1) Антиминс 1149 года замечателен, как выше сказано, по своей древности, величине и тем, что в нем не было св.мощей. Прилагается здесь рисунок с него (находящийся и в издании Прохорова) как с самого древнего (см. рисунок на листе А). 2) Холщевый – 3 1 / 8 вершка в ширину и столько же в высоту; в храм Положения честныя ризы Богородицы; от сотворения мира 6994 (от Рождества Христова 1486); с св. мощами 264 . На нем изображен шестиконечный крест на подножии, и при кресте слова: «IC. ХС. HI. КА, Царь Славы». Надпись не у краев и не кругом антиминса, а на средине его, следующая: «Освятися олтарь великого Господа Бога Спаса нашего Иисуса Христа в церкви Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы честного Положения ризы, смиренным Архиеписком Иоасафом при благоверном Князе Иване Васильевиче и сыне его Великом Князе Иване Ивановиче в лето 6994 на память Покрова Пресвятой Богородицы». Антиминс имеет пришивные наугольники (см. рисунок на листе Б). Этот антиминс найден в упраздненной деревянной церкви во имя Положения честныя ризы Пресвятыя Богородицы, состоящей Новгородской губернии, Кирилловского уезда, в селе Бородаеве, в 3-х верстах от Вогнемской приходской церкви. Священник этой церкви и благочинный Павел Левитский, нашедший этот и другие два антиминса, в рапорте, при котором представил 1866 г. ноября 14-го три антиминса, между прочим писал, что «по преданию старожилов, церковь и крестьяне села Бородаева принадлежали в старину Ферапонтову упраздненному монастырю, который здесь имел скотный двор, большую запашку, сенные покосы и рыбные ловли на реке Шексне. Жила здесь и братия из Ферапонтовой обители». Особенность этого антиминса – малая величина его, изображение на нем креста, место мощей – внизу.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОНА (Хелашвили Иване) [груз. ] (1772, с. Вакири, Кахети - 1837, С.-Петербург), иером., груз. церковный писатель и общественный деятель. Род. в крестьянской семье. Дата рождения И. нек-рое время считалась спорной: 1773/74 или 1775 г. ( Махатадзе. 1959. С. 14; Мегреладзе. 1971. С. 269). Исследования последних лет позволили установить, что И. род. в 1772 г. (Эпистолярный архив. 2000. С. 5). Представители семьи И. были близки к груз. царскому дому Багратиони. Так, дед И., Датуа Хелашвили, в 1747 г. сопровождал царя Картли Теймураза II в Иран ко двору Надир-шаха. Царь Картли-Кахети Ираклий II в 1777 г. «за преданность» пожаловал отцу И., Гиорги, дворянский титул с правом наследования (Свидетельство//НЦРГ. S 388. Л. 3-4). Гиорги погиб во время одного из набегов лезгин, вслед за ним скончалась и мать И.; воспитание сироты взяла на себя царская семья. В возрасте 6 лет Иване был определен к настоятелю (имя неизв.) ц. во имя Иоанна Предтечи в с. Вакири. Мальчик проявил способности к учению и освоил азы богословских наук; в 1793 г. царь Ираклий II поручил его воспитание духовнику тбилисского храма Метехи прот. Иессею Микадзе. После разорения Тбилиси в 1795 г. войсками иран. шаха Аги Мохаммед-хана Иване переехал в Телави, где продолжил учебу под рук. свящ. Иоанна Калатозишвили ( Барнабишвили. 1911. 347). После кончины царя Ираклия II (1798) Иване покровительствовал царь Картли-Кахети Георгий XII, назначивший наставником юноши ректора Телавской ДС Давида Алекси-Месхишвили (Давида Ректора). Вскоре после кончины царя Георгия XII (1800) Иване принял постриг с именем Иона и в 1801 г. поступил в монастырь Кватахеви . И. поддерживал отношения с представителями царской семьи и в 1805 г. в свите царевича Парнаоза (сына царя Ираклия II) покинул Грузию. Некоторое время И. жил в Воронеже и в Москве, в 1806 г. переехал в С.-Петербург, где сотрудничал с груз. царевичами. Особую помощь ему оказал писатель и просветитель царевич Давид Багратиони (сын царя Георгия XII), по ходатайству к-рого И. в 1809 г. за казенный счет был зачислен в класс философии и богословия СПбДА. За занятиями И. следил и наставлял его митр. С.-Петербургский и Новгородский Амвросий (Подобедов) (Там же). После успешного окончания академии в 1812 г. И. был рукоположен во диакона (5 окт.), затем во иерея (10 окт.).

http://pravenc.ru/text/578328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДУБЛИН [ирл. Baile Átha Cliath, Duibhlinn, от древнеирл. Dub Linn - черная заводь; англ. Dublin], столица Ирландии, расположена в устье р. Лиффи (вост. побережье о-ва Ирландия), католич. епископская кафедра с XI в., архиеп-ство с 1152 г., англикан. архиеп-ство с 1536 г. V-XII вв. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Кафедральный собор Св. Троицы. XII-XIV вв., 1871-1878 гг. Согласно позднему преданию, во 2-й пол. V в. св. Патрикий (Патрик), «апостол Ирландии», крестил местное население в водах источника в устье р. Лиффи. В нач. VI в. прп. Моби († 545) основал монастырь Глас-Ноден (ныне Гласневин). Основание мон-ря Сорд (ныне г. Сордс, предместье Д.) приписывается прп. Колумбе , мон-ря Финнглас (древнеирл. Findglas; ныне Финглас в черте Д.) - прп. Каннеху . Одним из самых крупных поселений на территории совр. архиеп-ства было «церковное поселение» Глен-да-Лоха (ныне Глендалох) в горах Уиклоу, основанное на месте подвигов отшельника прп. Коэмгена (Кевина; † 617 или 621). В VII-VIII вв. появились поселения в Клуан-Долкан (ныне Клондалкин) и Тамлахте (ныне Таллахт). В Глен-да-Лоха, Сорде, Тамлахте, Финнгласе находились епископские кафедры. Сохранились сведения о существовании древней ц. Келл Михан на месте совр. ц. св. Микана в Д. Согласно поздней традиции, на месте средневек. Д. находилось 4 церкви «кельтского» периода, что подтверждается археологическими данными только в отношении собора св. Патрикия, по легенде воздвигнутого на месте крещения святителем местного населения,- близ собора были обнаружены каменные плиты с высеченными изображениями креста. С 30-х гг. IX в. в долину р. Лиффи неоднократно (в 833, 837, 841) вторгались скандинавы, разорившие ряд поселений. В 917 г. предводитель дат. викингов из Нортумбрии (Сев. Англия) Ситрик восстановил Д. В 944 г. город был разорен Конгалахом, князем Южных И Нейл, после чего господство над Д. стало рассматриваться как одна из прерогатив верховного правителя острова («короля Темры»).

http://pravenc.ru/text/180517.html

Повесть эта входит в число тех памятников новгородской литературы, в основе которых лежат устные легенды местного происхождения. Β произведении ярко отразились особенности новгородского средневекового быта, обусловленные тесными торговыми связями Новгорода со странами Западной Европы. Торговые интересы новгородских купцов заставляют новгородцев согласиться с постройкой в городе неправославного храма; но сторонникам чистоты православия трудно примириться с этим, и вот создается легенда, согласно которой посадник Добрыня, за взятку потворствовавший немцам и отведший под их божницу то место, где раньше стояла православная церковь , жестоко наказан. Римско-католическая церковь действительно существовала в Новгороде и была основана там очень рано (в летописных записях упоминается уже в XII в.). Посадник Добрыня – историческое лицо, он был посадником в начале XII столетия (ум. в 1117 г.). В. Л. Янин считает, что «существуют заметные признаки достоверности этой легенды» (Янин В. Л. Новгородские посадники. М., 1962, с. 88, примеч. 173). Сама легенда, по-видимому, возникла очень рано, не позже XII в., но «Повесть» была написана значительно позже. Β тексте ее названы игумен Островского монастыря Сергий и игумен Хутынского монастыря Закхей. С. О. Шмидт («Предания о чудесах при постройке новгородской ропаты». – Историко-археографический сборник. Изд. МГУ, 1962, с. 319–325) обратил внимание на то, что имя игумена Островского Никольского монастыря Сергия названо в новгородских грамотах начала второй половины XV в. Е. А. Рыбина («Повесть ο новгородском посаднике Добрыне». – Археографический ежегодник за 1977 год. М., 1978, с. 79–85) отметила, что хутынский игумен Закхей назван в грамоте, датируемой 1477/78 г. Следовательно, Повесть не могла быть написана ранее второй половины 70-х гг. XV в. Ярко выраженная антибоярская направленность Повести, слова в начале ее ο новгородской независимости, явно ощущаемое в Повести осуждение новгородских обычаев, – все это говорит ο том, что она была написана уже после утраты Новгородом самостоятельности, т. е. опять-таки не ранее конца 70-х гг. XV в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010