Согласно календарю памятных дней, в белорусских епархиях в субботу Первой седмицы Великого поста совершалось поминовение «всех подвизавшихся в спасительном деле воссоединения униатов с Православной Церковью ». Этот день был назначен потому, что Соборный акт о воссоединении был оглашен в первое воскресенье Великого поста - Неделю Торжества Православия. Таким образом, накануне годовщины этого события совершалась заупокойная служба о его участниках. В четверг после первого воскресенья по Пятидесятнице (Недели Всех святых) было еще одно ежегодное поминовение возвращения униатов. В народе этот день назывался «девятухой», т.к. приходился на девятый четверг после Пасхи. Это чествование должно было покрыть почитаемый в католичестве и популярный в простом народе Праздник Тела Христова. В этот день совершался Крестный ход и служилась служба Нерукотворному образу Спасителя (по церковному календарю эта служба 16 августа). Так напоминалось, что верховным Пастырем Церкви является Христос, и возвращение в Православие - это возвращение к истинному главе Церкви, исход из власти мнимого наместника-папы. Поэтому на памятной медали в честь воссоединения была изображена икона Спас Нерукотворный с надписью «Такова имамы Первосвященника», а под иконой: «Отторгнуты насилием 1596 г., воссоединены любовью 1839 г.». Конечно, воспоминание об упразднении унии невозможно себе представить без чествования главного вдохновителя этого дела - митр. Литовского Иосифа Семашко . Поэтому в день его кончины 23 ноября 1868 г. (по новому стилю 5 декабря) совершалась панихида. Можно вспомнить еще один день особого поминовения. Это 19 февраля (по новому стилю 4 марта) - день, когда в 1861 г. был провозглашен Манифест об отмене в России крепостного права. Во всех церквях в этот день совершалась панихида по убиенному царю Александру II. Здесь уместно вспомнить, что жители Минска в 1901 г. установили памятник Царю-освободителю (находился в маленьком сквере возле воссозданной ратуши), а в 1917 г. его снесли революционеры. На обращение группы историков и представителей интеллигенции в 2013 г. о восстановлении памятника городские власти отказали по политическим мотивам .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

В 1912 году в ходе подготовки к празднованию 100-летия Бородинской битвы, на территории монастыря и около него были восстановлены флеши. Росписи храма к празднованию сделал живописец Дмитрий Стеллецкий. 25 августа 1912 года монастырь посетил император Николай II с семьёй. Ещё в 1920-е годы в монастыре жило до 270 сестёр. 26 февраля 1929 года монастырь был закрыт и на картах вместо Спасо-Бородинского монастыря появился населённый пункт - поселок Ворошилово. До 1941 года монастырь использовался как школа и общежитие, при немецкой оккупации - как госпиталь, а в 1950-е - как машино-тракторная станция. Реставрация началась в 1972 году. В 1992 году в стенах монастыря была возобновлена женская православная обитель, однако монастырю были переданы юго-восточный келейный корпус, южные кельи (под трапезную и 3 башни ограды под кельи). Храм Спаса Нерукотворного, Владимирский собор и колокольня используются совместно с Бородинским музеем-заповедником; трапезная с церковью Иоанна Предтечи, старая трапезная с кельями и церковью Филарета Милостливого, южный и северный келейные корпуса у восточных ворот используются музеем. В 1994 году был заново выстроен сгоревший в 1942 году домик М.М. Тучковой, в 1996-1997 гг. на могиле схимонахини Рахили (Коротковой, 1833-1928) поставлена деревянная часовня её памяти. По материалам сайта http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/386778 Почему на этом месте возникла святая обитель 26 августа (7 сентября по новому стилю) 3-й пехотный корпус стоял на левом фланге русских - от Семёновских флешей до деревни Утица. Наполеон хотел опрокинуть левый фланг и зайти русским в тыл, прижимая армию Кутузова к Москве-реке. Всё началось в 5:30, и уже через пару часов потери были столь велики, что было очевидно: 2-й армии только своими силами позиции не удержать. К 8 утра на помощь Багратиону отправили 3-ю пехотную дивизию Петра Коновницына, в которую входила и бригада Александра Тучкова. Дивизия контратаковала французов в штыки и возвратила потерянные флеши. Но в пятой по счёту контратаке Александр Тучков пал смертью храбрых. Увидев, что 7-й пехотный Ревельский полк может рухнуть под градом французских ядер и пуль, он выхватил знамя и бросился в сторону противника. Несколько шагов - и Тучков пал, посечённый картечью. На место его падения посыпались ядра французских пушек.

http://sobory.ru/article/?object=00459

Неподвижные праздники имеют фиксированные (постоянные) календарные даты. Какие церковные праздники являются самыми важными? По важности воспоминаемых Церковью событий выделяется прежде всего Пасха – Воскресение Христово, затем следуют двунадесятые праздники, которые подразделяются на Господские и Богородичные. Далее следуют великие недвунадесятые праздники, за ними – средние и малые. Они различаются между собою торжественностью богослужения (Гл. 47 Типикона), причём Пасхальное богослужение значительно торжественнее служб всех прочих праздников. Какие церковные праздники называются великими? Великими называются особо значимые праздники. К ним относятся: Пасха, все двунадесятые праздники, а также еще 5 праздников Русской Православной Церкви, которые обычно называются “великими недвунадесятыми”: — Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября); — Обрезание Господне (1/14 января); — Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля); — День памяти св. первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля); — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа/11 сентября). Также к этой группе совсем недавно причислен еще один праздник — день памяти святого равноапостольного князя Владимира 15 ⁄ 28 июля. Согласно решению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2008 года, богослужение в этот день следует совершать “по уставу великого праздника”. Какие церковные праздники называются двунадесятыми? Двунадесятые праздники – двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Они могут быть Господскими (Владычными, посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа) и Богородичными (посвящены событиям земной жизни Пресвятой Богородицы). Порядок их следования отсчитывается от начала церковного года, который приходится на 14 сентября по новому стилю (1 сентября – по «старому»). К Господским праздникам относятся: — Рождество Христово (25 декабря/7 января), — Крещение Господне (6 января/19 янв.), — Преображение Господне (6 августа/19 авг.), — Воздвижение Креста Господня (14 сентября/27 сент.),

http://azbyka.ru/prazdniki-cerkovnye

Постановлением Малого президиума Средневолжского облисполкома от 23 ноября 1928 года монастырь был закрыт. Все монастырские постройки и церковь передали в распоряжение сызранского окружного исполкома для использования под сельскохозяйственные нужды. Госархив г. Сызрань, ф.58, оп. 2, д. 4, 5, 8, 21, 44, 73, 143, 144, 145, 147; ф. р-9, оп.1, д. 322. ГАСО, ф. р-779, оп. 2, д. 21; ф. р-828, оп. 3, д. 14, 22. ГАСПИ, ф. 655, оп. 2, д.11 В 1991 году по волеизволению жителей города Октябрьска и по благословению правящего архиерея Владыки Евсевия было принято решение о создании православного прихода во имя Смоленской иконы Божией Матери. Местными властями было передано старое здание купца Козлова под храм. Силами верующих, горожан, руководителей города здание реконструировано под храм. Первое богослужение началось 5 января 1992 года. Престольный праздник храма в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» отмечается 10 августа по новому стилю. В 2004 году в храм были перенесены Святые мощи схимонаха Пантелеимона – основателя Костычевского женского, а также Святые мощи священномученика Василия, пострадавшего в годы гонения, где они и поныне прибывают. Множество верующих едут поклониться Святым мощам из разных уголков не только Самарской, но и других областей страны. На склонах горы села Костычи г.Октябрьска находится святой источник св. вмч. Параскевы Пятницы. Первое упоминание о нем известно в 19 веке. По преданию, его обнаружили пастухи, а однажды утром они же увидели около родника икону Параскевы Пятницы. Икону перенесли в церковь, но она  вновь и вновь чудом возвращалась обратно, показывая людям святость этого источника. На этом месте была построена часовня, но в Богоборческие годы ее разрушили. В советские времена источник преследовался коммунистами. Его оскверняли, засыпали, охраняли, чтобы православные  не ходили туда и не брали воду, но находились люди, которые вновь там все расчищали и родник бил с новой силой. В 1993 году силами настоятеля Смоленского храма прот. Евгения Матвеева и прихожан св. источник восстановили – устроена часовня для Богослужения, купальня, поклонный крест, мраморная икона св. вмч. Параскевы Пятницы, огорожена территория, посажены деревья и цветы. Каждую 9 пятницу после Пасхи от храма в честь Смоленской иконы Божией Матери ходит крестный ход на источник и там служится Акафист с водосвятным молебном.

http://sobory.ru/article/?object=30626

В 1725 году самодержец скончался. Спустя год взошедшая на престол Екатерина I распорядилась возвести на означенном месте деревянные казармы " для лучшего плезира в першпективе Литейной и для всякаго случая в нужде в солдатах " . По её повелению здесь обосновался лейб-гвардии Преображенский полк. А местность к востоку от Литейного проспекта стали называть Преображенскими слободами. Военные жили вместе с семьями в одноэтажных домах. У каждого гвардейского полка в те времена имелась церковь, освящённая в честь " своего " праздника или святого покровителя данного воинского соединения. Храм преображенцев располагался на углу Литейного проспекта и Пантелеймоновской улицы. А там, где ныне стоит Спасо-Преображенский собор, была съезжая изба Гренадёрской роты. В ночь с 24 на 25 ноября (с 5 на 6 декабря по новому стилю) 1741 года в Петербурге произошёл переворот, в результате которого на престол возвели дочь Петра I Елизавету Петровну. Огромную роль в успехе предприятия сыграл Преображенский полк. Уже 7 (18) декабря 1741 года Елизавета Петровна снова посетила Преображенский полк и повелела возвести на месте съезжей избы храм в знак благодарности Господу за то, что ей удалось занять русский престол. 5 (16) августа 1754 года архиепископ Санкт-Петербургский Сильвестр (Кулябка) освятил храм, сразу получивший статус полкового собора, в честь Преображения Господня. На церемонии присутствовала и императрица. Новый храм имел два придела. Первый освятили во имя священномучеников Климента, папы Римского, и Петра, архиепископа Алесандрийского, поскольку именно в день памяти этих святых Елизавета взошла на трон. Второй придел был задуман как своего рода семейный храм царской семьи. В нём находились иконы, так или иначе связанные с событиями из жизни Елизаветы. В годы царствования Екатерины II (1762-1796) статус храма оставался прежним. Император Павел I вскоре после восшествия на престол, осенью 1796 года, издал указ, в соответствии с которым храм получил наименование всей гвардии собора.

http://sobory.ru/article/?object=01539

7. Поблагодарить юбилейную комиссию за проделанную работу по организации и проведению праздников. Ж У Р Н А Л 70 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой) (+ 1941). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание схиигумении Софии (Гриневой) — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Киевской епархии схиигумении Софии (Гриневой). 2. Утвердить иконописное изображение святой. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы. 4. Останки схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы считать святыми мощами. 5. Память схиигумении Софии (Гриневой), исповедницы совершать 24 марта/4 апреля (день кончины) и 28 апреля/11 мая (день обретения мощей) по старому и новому стилю. 6. Вознести благодарность Всемилостивому Богу, дивному во святых Своих, за то, что явил нам новую молитвенницу за Святую Церковь и наш народ. Ж У Р Н А Л 71 На заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира — СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о причислении к лику местночтимых святых новомучеников Запорожской епархии священника Александра Шишина (+ 1921). Рассмотрев житие, труды, подвиги и учитывая народное почитание священника Александра Шишина — ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии священника Александра Шишина. 2. Утвердить иконописное изображение святого. 3. Утвердить представленные проекты тропаря и кондака священномученику Александру Шишина, пресвитеру.

http://pravmir.ru/zhurnaly-zasedaniya-sv...

Месяцем ранее, 4 октября 1924 года в указе Полесской Духовной консистории, адресованном духовенству Полесской епархии, сообщалось о том, что «Лига Воздушной Обороны Государства» устраивает 5-12 октября 1924 года «День воздухоплавания» для «повсеместного сбора пожертвований на цели названной Лиги и просит сделать распоряжение в епархии, чтобы священники перед сбором пожертвований с церковной кафедры и в школах произнесли соответствующие поучения и расположили прихожан к пожертвованиям… Резолюцией Его Преосвященства от 30 сентября с.г. духовенство епархии, – говорилось в указе Полесской Духовной консистории, – благословляется принять самое живое участие в помощи местным комитетам организации «Дня воздухоплавания» и в сборе пожертвований» . Таким образом, польские власти и различные польские организации фактически вынуждали, часто в весьма бесцеремонной форме, православное духовенство мобилизовывать православных верующих для участия в различных польских военно-патриотических акциях. По сути, это было изощрённым глумлением над чувствами местного православного населения, значительная часть которого воспринимала принадлежность полесского региона Польше как оккупацию. Показательно, что одновременно с этим польские власти начали заметно усиливать полонизационное давление на православную церковь и верующих. Так, в указе Полесской Духовной консистории от 14 июня 1924 года настоятелям подведомственных церквей напоминалось о том, что «метрические книги должны быть ведены на двух языках; при чём запись каждого акта должна быть сначала на языке польском, а потом на русском; даты в метрических книгах должны быть по новому стилю…» . Вопрос о языке метрических книг затрагивался и в указе Полесской Духовной консистории от 1 августа 1924 года, в котором напоминалось, что «при ведении актов гражданского состояния в метрических книгах не разрешается произвольно менять польские названия на русские (например, вместо «Jan» – «Iwan») . В указе также подчёркивалось, что «неисполнение настоящего предписания повлечёт за собой соответствующее взыскание епархиального начальства…» .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/22/pr...

            Однако, на пути русских галер встал мощный шведский флот, состоявший из 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, двух бомбардирских корабля и 9 галер. Командовал им опытный флотоводец Густав Ватранг. О лобовой атаке шведского флота нечего было и думать, слишком сильна была его огневая мощь.             Тогда царь Петр решил пойти на хитрость, которую он уже применил в 1703 г. при переброске русских кораблей в Неву перед Ниеншанцем.  Он приказал построить переволоку (деревянный настил), чтобы перебросить  часть своих галер в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра. , Ватранг своевременно узнал об этом от своих шпионов и к  ожидаемому месту переброски русских галер он  направил отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Командовал им  контр-адмирал Эреншельд, опытный флотоводец, прославившийся тем, что в 1708 году смог спасти всю команду с разбитого корабля Норрчепинг после двух дней пребывания на егоразбитом остове. Эреншельд должен был расстрелять русские галеры в момент их спуска на воду. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье предназначался для нанесения удара по главным силам русского флота.             Но Петр не был бы Великим, если бы не предвидел подобного развития событий. Узнав об уходе отряда Эреншельда, он решился на прорыв. Воистину, " смелым судьба помогает " : утром 26 июля (6 августа по новому стилю) воцарился полный штиль, паруса на шведских кораблях бессильно обвисли. И в это время гребные маневренные русские галеры пошли на прорыв, держась на почтительном расстоянии от линейных кораблей Лилье. Напрасно гремели шведские пушки: их ядра не доставали до русского авангарда, который возглавлял командор Матвей  Христофорович Змаевич, черногорец на русской службе - смелый человек, прекрасный флотоводец и великолепный инженер, прошедший выучку в Венеции. За авангардом прорвалось еще 15 кораблей.  Переволока оказалась более не нужна, но роль свою она сыграла - отвлекла шведов. Змаевич обнаружил отряд Эреншельда у острова Лакиссер и заблокировал его. Сам охотник оказался в капкане.  

http://radonezh.ru/analytics/pobeda-russ...

Однако, на пути русских галер встал мощный шведский флот, состоявший из 15 линейных кораблей, 3 фрегатов, двух бомбардирских корабля и 9 галер. Командовал им опытный флотоводец Густав Ватранг. О лобовой атаке шведского флота нечего было и думать, слишком сильна была его огневая мощь. Тогда царь Петр решил пойти на хитрость, которую он уже применил в 1703 г. при переброске русских кораблей в Неву перед Ниеншанцем. Он приказал построить переволоку (деревянный настил), чтобы перебросить часть своих галер в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной 2,5 километра, Ватранг своевременно узнал об этом от своих шпионов и к ожидаемому месту переброски русских галер он направил отряд кораблей (1 фрегат, 6 галер, 3 шхербота). Командовал им контр-адмирал Эреншельд, опытный флотоводец, прославившийся тем, что в 1708 году смог спасти всю команду с разбитого корабля Норрчепинг после двух дней пребывания на его разбитом остове. Эреншельд должен был расстрелять русские галеры в момент их спуска на воду. Другой отряд (8 линейных кораблей и 2 бомбардирских корабля) под началом вице-адмирала Лиллье предназначался для нанесения удара по главным силам русского флота. Но Петр не был бы Великим, если бы не предвидел подобного развития событий. Узнав об уходе отряда Эреншельда, он решился на прорыв. Воистину, " смелым судьба помогает " : утром 26 июля (6 августа по новому стилю) воцарился полный штиль, паруса на шведских кораблях бессильно обвисли. И в это время гребные маневренные русские галеры пошли на прорыв, держась на почтительном расстоянии от линейных кораблей Лилье. Напрасно гремели шведские пушки: их ядра не доставали до русского авангарда, который возглавлял командор Матвей Христофорович Змаевич, черногорец на русской службе - смелый человек, прекрасный флотоводец и великолепный инженер, прошедший выучку в Венеции. За авангардом прорвалось еще 15 кораблей. Переволока оказалась более не нужна, но роль свою она сыграла - отвлекла шведов. Змаевич обнаружил отряд Эреншельда у острова Лакиссер и заблокировал его. Сам охотник оказался в капкане.  

http://pravoslavie.ru/73162.html

В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. Однако, церковный, а главное, сельскохозяйственный календарь остались прежними. Залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта). Разумеется, для систематических занятий в государственных средних и высших учебных заведениях такой график был непригоден. Поэтому вплоть до конца XVIII века они старались держаться прежнего, допетровского годового круга. Нельзя забывать, что счет времени и в Византии, и в Московской Руси, и в Российской Империи вплоть до 1918 года велся «по старому стилю», т.е. по юлианскому календарю. Поэтому, например, сегодняшние церковные учебные заведения открывают свои двери не 1, а 14 сентября. С этой разницей нужно считаться, и читая архивные документы о русских школах XIX –начала ХХ веков. Так, 91 статью первого в России единого Устава средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года, гласящую, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня. Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября. Самое печальное, что многие публикаторы при этом забывают упомянуть по какому, старому или новому стилю приводится дата, так что ситуация становится еще запутанней. Одно можно сказать точно, начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями и здравым смыслом.

http://pravoslavie.ru/179.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010