Предание об основании мон-ря изложено в соч. «История Тарона» Зеноба Глака (Зиновия Сирийского; традиционно считается, что она создана в IV в.; совр. исследователи датируют это сочинение X-XI вв.). Согласно преданию, мон-рь был основан св. Григорием Просветителем Зеноб называет себя учеником св. Григория и сообщает, что после провозглашения христианства гос. религией Армении св. Григорий отправился в Кесарию Каппадокийскую и привез оттуда мощи св. Иоанна Предтечи и еп. Афиногена, к-рые были заложены в основание монастырского храма, возведенного на месте разрушенного святилища языческих богов Гисане и Деметра (братья-боги в арм. мифологии); название святилища - Иннакня (Девятиисточник). По соглашению Кесарийского епископа и св. Григория Просветителя из Кесарии в мон-рь переселились 40 монахов во главе с Антоном и Кронидесом. В предании говорится о том, что нек-рое время здесь жил и сам св. Григорий. Традиционно Зеноб Глак считается 1-м настоятелем мон-ря, и в память о нем у мон-ря было 2-е название - Глакаванк. Существует также версия, согласно к-рой название Глакаванк связано с журчанием водопадов близ мон-ря. Историю мон-ря, начатую Зенобом Глаком, в 1529 г. продолжил еп. Аствацатур, в нач. XX в.- член братии мон-ря Карапет Лусарарян. В течение неск. столетий мон-рь пользовался покровительством Сасунских и Таронских княжеских домов Мамиконянов. В мон-ре находилась усыпальница Мамиконянов. В 602 г. мон-рь был разрушен землетрясением и восстановлен на средства кн. Мушега Мамиконяна. План ц. мон-ря Сурб-Карапет План ц. мон-ря Сурб-Карапет К югу от обители находились т. н. темная келья Григория Просветителя и ц. св. Георгия, к северу - церкви Богородицы (большая, сводчатая) и св. Стефана. В фундаменте ц. св. Стефана были заложены частицы мощей св. дев Рипсимеянок, перевезенные в VII в. игум. Степаносом с ведома католикоса Комитаса I Ахцеци. Входы перечисленных 4 церквей открывались в главную большую, 5-нефную, 16-колонную базилику Катогике (кафоликон). Перед ее зап. входом в 1787 г.

http://pravenc.ru/text/2564506.html

Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

Новые трудности для обители были связаны с тем, что гос-во в 90-х гг. XVI в. предприняло писцовое описание огромной (13,5 тыс. дворов) троицкой вотчины. Хотя в нарушение уложения 1580 г. обитель продолжала получать земельные вклады, эти приобретения мон-рь при переписи смог сохранить. Ряд владений, переданных мон-рем на разных условиях светским лицам, были отобраны. Проблема возникала, когда такие земли записывались как часть троицкой вотчины и мон-рь должен был платить с них налоги. 27 нояб. 1594 г. К. и «все старцы соборные» обратились к царю с просьбой прекратить подобную практику, царь удовлетворил их просьбу. Интересы Троицкого мон-ря затрагивали и проводившиеся в 1595-1597 гг. обмены, когда у мон-ря отбирались и раздавались в поместья заселенные и освоенные земли, а мон-рю передавали пустоши (свыше 3 тыс. четв.) с расчетом на то, что он их освоит. Важных преимуществ монастырю удалось добиться в кон. 1598 г., когда, став царем, Борис Годунов «обелил» (освободил от уплаты налогов) монастырскую пашню, а на территории Московского у. подати с нее следовало взимать по более низкой ставке, установленной для поместных земель. От нового царя Троице-Сергиев мон-рь получил ряд жалованных грамот. Владения мон-ря во мн. уездах были освобождены от губной повинности, соляные варницы в Соли Галицкой (ныне Солигалич) - от пошлин, «обелены» монастырские дворы в Свияжске и Костроме. В нач. XVII в. К. удалось вернуть мон-рю часть земель, утраченных по обмену в 1595-1597 гг. Подпись К. стоит под утвержденной грамотой 1 авг. 1598 г. об избрании Бориса Годунова на российский престол (ААЭ. Т. 2. С. 41, 46. 7). В настоятельство К. царь Борис неоднократно посещал Троице-Сергиев мон-рь в дни памяти прп. Сергия, делал в обитель богатые вклады деньгами и церковной утварью (не земельными владениями); в 1603 г. из Москвы в сопровождении царя был торжественно доставлен 625-пудовый колокол для монастырской звонницы. 18 марта 1605 г. патриарх Иов возглавил хиротонию К. в митрополита Ростовского и Ярославского. Возведение К. на Ростовскую кафедру в разгар 1-го этапа Смутного времени говорит о его близких отношениях с царем и патриархом. В 1606 г. Лжедмитрий I удалил К. с кафедры, архиерей вернулся в Троице-Сергиев мон-рь; по всей видимости, К. пережил осаду Троице-Сергиева мон-ря в 1608-1610 гг. польско-литов. войсками и рус. «воровскими» отрядами. На Ростовскую митрополию в мае 1606 г. был поставлен Филарет (Романов ; впосл. патриарх Московский). В церемонии бракосочетания Лжедмитрия I и Марины Мнишек 8 мая 1606 г. участвовал не названный в источниках по имени Ростовский митрополит, по-видимому митр. Филарет. В 1609 г. Ростов был разорен польско-литовским войском, митр. Филарет был взят в плен, сгорел архив Ростовского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/1840433.html

Из Анчийских епископов известны также чудотворец Захария (ix в.); его преемник Цкири (IX в.), воспитанный при дворе тбилисского эмира Сахака и при его ходатайстве занявший Анчийскую кафедру, лишенный сана «за великое зло» на созванном прп. Григорием Хандзойским церковном Соборе и умерший от «Божественного мщения» за то, что послал народ разрушить мон-рь в Анчи ( Георгий Мерчул. Житие. С. 137); Макарий (X в.), при к-ром было составлено житие прп. Григория Хандзойского; гимнограф Иоанн (XII-XIII вв.), заказавший оклад иконы « Анчийский Спас » и составивший в честь нее песнопение; Феофане (50-60-е гг. XIV в.); Иосеби (XIV-XV вв.), поддержавший кн. Самцхе атабага Иоане (1391-1444) в борьбе за выход епархии из-под юрисдикции Мцхетского Католикосата. В 1555 г., после Амасийского договора между Ираном и Османской империей, Анчи перешел в руки турок, епархия пришла в упадок и в сер. XVII в. была упразднена. В 1664 г. тбилисский купец А. Евангулашвили перевез в Тбилиси из мон-ря Анчи знаменитую нерукотворную икону «Анчийский Спас», к-рую Католикос Доментий III поместил в тбилисской ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы, названной после этого Анчисхати . На протяжении мн. веков А. е. была одним из самых важных культурных центров Грузии. В кларджетских мон-рях, с к-рыми связаны имена мн. святых Грузинской Церкви, активно переписывались рукописи и создавались оригинальные лит. произведения. В 913 г. в мон-ре Опиза мон. Григорием было создано известное Опизское Евангелие ; во 2-й пол. XI в. мон. Афанасием Опизским переписан Октоих (Кекел. А 93), перевод к-рого с греч. на груз. осуществил прп. Георгий Мтацминдели; с мон-рем связаны и имена золотых дел мастеров Беки и Бешкена Опизари , мон. Илариона Опизского, выкупившего у монголов неск. рукописей. Среди деятелей мон-ря Хандзта известны его основатель прп. Григорий Хандзойский, его ученик свт. Ефрем Великий (845-885), мон. Макар Летели, принимавший участие в переписке 1-й датированной груз. рукописи - Синайского Многоглава (864), прп. Георгий Мерчул. Из деятелей мон-ря Шатберди известны мон. Софром, заказавший Адишское Четвероевангелие ; мон. Габриел, переписавший по заказу Габриела Мирдатисдзе Джручское Евангелие (Там же. Н 1660); каллиграф Иоане Берай, переписавший Шатбердский сборник (973-976) и Пархальское Четвероевангелие (973).

http://pravenc.ru/text/75558.html

российский имп. Александр II Николаевич удовлетворил ходатайство иером. Феофана о возвращении Нямецкому мон-рю поместий Копанка и Кицканы. 1 окт. 1861 г. 32 нямецких насельника вместе с духовником мон-ря иером. Андроником (Поповичем-Баденским) поселились в поместье Нямцены Кишинёвского у. Они обратились к архиеп. Кишинёвскому и Хотинскому Антонию (Шокотову) с просьбой разрешить им основать в поместье сел Копанка и Кицканы новый мон-рь, а пока идут строительные работы, совершать богослужения по уставу монастырей Нямецкого и Секу в ц. свт. Иоанна Златоуста в с. Нямцены ( Po tarencu. 1994. P. 22). Вторая просьба была удовлетворена сразу. Решение первой заняло неск. месяцев: Кишинёвская епархия вела переговоры с мин-вами иностранных дел, внутренних дел, гос. владений. 3 окт. 1862 г. в Кицканах вместе с членами комиссии, назначенной губернатором Бессарабии ген. М. Л. Фантон де Веррайоном, иером. Андроник подписал акт о передаче Нямецкому мон-рю земли ( Гурий (Гроссу). 1911. С. 37; Negrei, Danilov. 2013. P. 471). 22 дек. монахи переселились в Кицканы и в приходской ц. свт. Николая совершили 1-ю службу по уставу Нямецкого мон-ря, заложенному прп. Паисием (Величковским). 13 янв. 1864 г. имп. Александр II подписал указ об основании в поместьях сел Копанка и Кицканы мон-ря, получившего название Новонямецкого. По заключению Синода РПЦ, полностью удовлетворившему ходатайство нямецких монахов об устройстве обители, внутренняя жизнь мон-ря должна была следовать киновиальному афонскому уставу, который использовался в Нямецком мон-ре; община должна включать до 50 монахов, предпочтительно происходивших из нямецкой братии, в случае недостатка - из др. мон-рей Молдавского княжества или местных обителей; настоятель должен избираться собором братии Н. м. с согласия братии Нямецкого мон-ря и утверждаться митрополитом Молдавским (в его отсутствие - Синодом Молдавской митрополии ). Чтобы Н. м. существовал «не в предосуждение правам местного епархиального архиерея», Кишинёвский митрополит должен был испытывать и рукополагать во священные степени выбранных братией кандидатов; также к нему должен был обращаться Н.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Прор. Моисей с горящим кустом в качестве своего иконографического атрибута может изображаться в композиции «Свыше пророцы Тя предвозвестиша», получившей на Руси название «Похвала Пресвятой Богородицы» (напр., икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 2-я пол. или кон. XIV в.). Изображение горящего куста сохранилось и в новом изводе этой Богородичной композиции, появившейся на Руси в посл. четв. XV в. (икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря, сер. XVI в., ГРМ), а также присутствует в пророческих рядах рус. иконостасов с XVI в. (икона «Пророки Давид и Моисей» из новгородской ц. апостолов Петра и Павла в Кожевниках, сер. XVI в., НГОМЗ). Сюжет с видением прор. Моисею включается и в состав циклов деяний Св. Троицы (напр., икона «Св. Троица в деяниях», 2-я пол. XVI в., из Покровского мон-ря в Суздале, ГРМ). Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» Иконография этого образа Пресв. Богородицы появилась в XVI в. и, по всей видимости, была разработана в окружении свт. Макария, митр. Московского. Первое упоминание изображения с таким названием встречается в деле дьяка Посольского приказа И. М. Висковатого (1553-1554; «Н. К.» приведена Собором в числе сложных сюжетов, которые пишутся «по древним греческим образцом, яко же святии пророци видеша, и святии отци» - Розыск или список о богохульных строках и сумнении святых честных икон диака Ивана Михайлова сына Висковатого в лето 7062//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Отд. 3. С. 36). Самое раннее датированное изображение Богоматери «Н. К.» является одним из сюжетов иконы «Воскресение Христово - Сошествие во ад, с клеймами земной жизни Христа и праздников» вологодского иконописца Дионисия Гринкова (1567-1568, ВГИАХМЗ). К наиболее древним относятся иконы: из собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря (40-е гг.- сер. XVI в.) (КБМЗ), из ц. Богоматери «Одигитрия» в Ростове (сер. XVI в., ГМЗРК), из Кириллова Белозерского мон-ря (60-е гг. XVI в., КБМЗ), из Вознесенского собора Печерского мон-ря в Н. Новгороде (3-я четв. (60-е гг.?) XVI в., НГХМ). 2-й пол. XVI в. датируются иконы из собрания С. П. Рябушинского (ГТГ), из Спасо-Преображенского собора Соловецкого мон-ря (МГОМЗ «Коломенское»), из собора Смоленской иконы Божией Матери московского Новодевичьего мон-ря, из московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Апухтинке (ГТГ), в собрании СГХМ. К рубежу XVI и XVII вв. относятся иконы из собрания Н. С. Голованова (ГТГ), а также из с. Усть-Кишерть Пермской обл. (заказ Н. Г. Строганова, 1604-1605, ЕМИИ).

http://pravenc.ru/text/2564944.html

В. Б. почитался в Белопесоцком мон-ре. В 1645 г. прот. каширского собора Митрофан дал вклад - пелену на «гробницу у начальника преподобного игумена Владимира»: «средина камкова личневая, крест бархатный черный, опушка у пелены тафта алая» (ГМИР). Однако в писцовых книгах Каширского у. В. Б. преподобным не назван, он упоминается как почивший игумен (РГБ. Ф. 303/I. 476, 1664 г.). В февр. 1918 г. Белопесоцкий мон-рь был закрыт. 18 июля 1992 г. в бывш. монастырском храме во имя прп. Сергия Радонежского возобновились богослужения, в 1993 г. обитель была возрождена как женская. В 1998, в год празднования 500-летия Белопесоцкого мон-ря, по благословению Крутицкого и Коломенского митр. Ювеналия (Пояркова) , совершилась канонизация В. Б. к местному почитанию, была написана икона, составлены тропарь и кондак святому. Память В. Б. 15 июля празднуется ради тезоименитства его с равноап. кн. Владимиром (Василием) Святославичем . Мощи преподобного покоятся под спудом в Троицком храме Белопесоцкого мон-ря. Ист.: Акты Рус. гос-ва, 1505-1526 гг. М., 1975; ААЭ. Т. 1. Лит.: Арсений, иером. Ист. сведения о Белопесоцком Троицком мон-ре//ЧОЛДП. 1870. Кн. 11. С. 93-116; Каштанов С. М. Социально-политическая история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; Мария (Баранова), игум. Св.-Троицкий Белопесоцкий мон-рь: 1498-1998. Ступино, 1998; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 154-155. 600; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554; Аникеева Е. Н. Вопр. истории Белопесоцкого мон-ря//XIII ежегод. богосл. конференция Св.-Тихоновского богосл. ин-та. 2003 г. М., 2003. С. 185-188. Архим. Макарий (Веретенников) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/159098.html

В состав П. Е. помимо основного текста - полного Евангелия-тетр - входят: предисловия Феофилакта Болгарского перед Евангелиями; аргументы (краткое содержание), предваряющие каждую главу, кроме первой, перед к-рой помещена соответствующая часть предисловия Феофилакта Болгарского; месяцеслов, литургическая разметка; глоссы (детальное содержание П. Е. см.: Дубровина, Гнатенко. 2001. С. 85-98). Сведения о времени и месте создания рукописи, этапах работы над ней и ее заказчиках содержатся в записи на 2 последних листах (Л. 481 об.- 482 об.) и в итоговых записях в конце каждого из 4 Евангелий (Л. 123 об., 198 об., 335, 442 об.). Работа над П. Е. началась 15 авг. 1556 г. в Троицком Дворецком мон-ре, где были написаны Евангелие от Матфея и 1-я половина текста Евангелия от Марка. Далее работа прервалась и возобновилась в 1561 г. в Рождество-Богородичном Пересопницком мон-ре, где была дописана оставшаяся часть рукописи (Л. 155-482 об.). Перевод текста и список были сделаны по заказу кнг. Параскевы-Анастасии Юрьевны Жеславской (урожд. Гольшанской), игумении Дворецкого мон-ря, а также ее зятя и дочери - кн. Ивана Федоровича и кнг. Евдокии Четвертинских, владельцев г. Пересопница (ныне село Ровненского р-на и обл.). Возможно, к созданию П. Е. имел отношение род князей Чарторыйских, с кон. XV в. владевших Пересопницким мон-рем (в 1630 Чарторыйские передали владения мон-ря иезуитам). Кроме того, Жеславские, Чарторыйские и Гольшанские, находившиеся в близком родстве, являлись правосл. меценатами; Жеславские поддерживали Пересопницкий мон-рь. В указанных записях названы создатели П. Е.: архим. Пересопницкого мон-ря Григорий и Михаил Васильевич из Санока (ныне в Польше), сын «протопопы саноцкого» (Л. 482) (впосл. протопоп). Остается дискуссионным вопрос о распределении между ними обязанностей и о ходе работы над рукописью. Бодянский, Житецкий, Я. Янув, И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) полагали, что переводчиком и писцом был Михаил, а Григорий руководил работой над переводом. По мнению А. С. Грузинского, перевод был сделан Григорием, тогда как Михаил являлся писцом. Разделяя в целом эту позицию, И. П. Чепига отметила, что Михаил выполнял еще и редактирование текста ( Чenira. Пересопницьке 2001. С. 25). А. А. Турилов , не уточняя распределения обязанностей, указал на то, что в Дворецком мон-ре работа была начата Михаилом, а закончена в Пересопницком мон-ре Григорием. Л. А. Дубровина и Л. А. Гнатенко реконструируют процесс создания рукописи следующим образом. В 1556-1557 гг. в Дворецком мон-ре над П. Е. работали переводчик Григорий и писец Михаил. В 1561 г., после переезда в Пересопницкий мон-рь, архимандритом которого был назначен Григорий, круг обязанностей Михаила стал шире и он также начал заниматься переводом, а к работе по переписыванию текста был привлечен 2-й писец. Этим писцом мог быть либо Григорий, либо аноним, к-рого следует считать 3-м создателем П. Е. ( Гнатенко. 2001. С. 55; Дубровина, Гнатенко. 2001. С. 83-85).

http://pravenc.ru/text/2580010.html

Ученик Д. Иоанн уговаривал его вернуться, однако преподобный приехал в Сору лишь после того, как почувствовал, что заболел. По словам Альбериха, Д. принял в мон-ре последнее причастие и тихо скончался. Д. похоронили в монастырской церкви, к его могиле сразу начали совершаться паломничества. Мон-рь получил название в честь Д. (Сан-Доменико ди Сора). В 1104 г. папа Пасхалий II переосвятил монастырскую церковь в честь Д. Окрестные земледельцы призывали имя преподобного во время безведрия. Кроме того, Д. почитался как целитель от различных болезней, особенно от укусов бешеных собак и змей. Считается, что особой благодатью исцеления от змеиных укусов обладает зуб Д., к-рый хранится в церкви сел. Кокулло. Мощи Д. в Соре были осквернены при разорении мон-ря солдатами Наполеона (1799), в наст. время они покоятся в крипте монастырского храма. Сохранился также первоначальный каменный саркофаг преподобного. Д. был представителем монастырской реформы итал. типа в период глубокого кризиса монашеской жизни в Италии. В отличие от нем. реформаторов монашества итальянские предпочитали основывать новые обители, а не восстанавливать дисциплину в старых, опираться на поддержку местных сеньоров, а не защищать мон-ри от вмешательства светских властителей. Мн. вновь образованные мон-ри впосл. пришли в упадок. Большинство мон-рей, основанных Д., были переданы мон-рю Монте-Кассино и стали его дочерними киновиями. Нек-рые пришли в упадок к кон. XII в. и были переданы др. монашеским орденам. Так, мон-рь св. Варфоломея в Тризульти по распоряжению папы Иннокентия III перешел к ордену картузианцев . Главный мон-рь Д. в Соре при папе Гонории III был приписан к цистерцианскому аббатству Касамари. Это послужило причиной особого почитания Д. среди цистерцианцев. Ист.: ActaSS. Ian. T. 2. Col. 442-446 [Житие, сост. Альберихом]; AnBoll. 1882. Vol. 1. P. 279-322 [Житие, сост. Иоанном, и посмертные чудеса]; Leo Marsicanus. Chronica Cassinensis. II 59//PL. 173. Col. 568. Лит.: BHL, N 2241-2246; Tosti L. Della vita di S. Domenico abate. Sora, 1877; Celidonio G. La diocesi de Valva e Sulmona. Casalbordino, 1910. Vol. 2. P. 98-102; Cassoni M. Sguardo storico sulla abbazia di S. Domenico di Sora. Sora, 1910; Penco G. Storia del monachesimo in Italia dalle origini alla fine del Medio Evo. R., 1961. P. 209; Caraffa F. Domenico di Sora//BiblSS. Vol. 4. Col. 737-739; Van Doren R. Dominique de Sora//DHGE. Vol. 14. Col. 627; Farina F. , Calò F. San Domenico e la sua Abbazia. Sora, 2005. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: ГЕРЕМАР (ок. 615-660), основатель и первый аббат мон-ря Флавиак (совр. Сен-Жерме-де-Фли, Франция), прп. (пам. зап. 24 сент., перенесение мощей - 20 мая) ГОДОН († ок. 690), основатель мон-ря св. Петра в Авгии (совр. Уа, близ Сезана, Франция), прп. (пам. зап. 24 июля) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/178838.html

Топографическое положение средневекового мон-ря «святаго Данила» XIII-XIV вв. в наиболее ранних письменных источниках обозначено неопределенно - «за рекою» ( Присёлков. 1950. С. 360; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 45). Сведения эти изложены в завершающей части сложной по структуре и хронологии летописной статьи 1330 г. Согласно этому тексту, составленному в митрополичьей канцелярии частично со слов «древних старцев» московского в честь Преображения Господня мужского монастыря в Кремле, кн. Даниил Александрович «имеяше» архимандритию в монастыре «святаго Данила за рекою»; в обители находилась ц. во имя прп. Даниила Столпника. В 1330 г. мон-рь был перенесен вел. кн. Московским Иоанном I Даниловичем Калитой в Московский Кремль и на новом месте получил иное посвящение, в честь Преображения Господня. Из мон-ря св. Даниила в Спасский мон-рь кн. Иоанн Калита перевел архимандритию во главе с Иоанном (впосл. епископ Ростовский). Т. о., к нач. XV в. сведения о Д. м., в т. ч. и о его местоположении, сохранили только «древние старцы». Монастырь, очевидно, запустел еще в 30-40-х гг. XIV в., в первую очередь в связи с упразднением в нем архимандритии. В митрополичьем своде 1409 г. утверждается также, что останки кн. Даниила Александровича († 1303) были погребены «в церкви святого Михаила на Москве» ( Присёлков. 1950. С. 351). Согласно «Книге степенной царского родословия» 60-х гг. XVI в., кн. Даниил принял постриг, скончался и был погребен на территории основанного им мон-ря. С переносом архимандритии и мон-рь, «и села, и все наследие» обители были переданы под начало архимандрита Спасского мон-ря, «да вкупе оба монастыря под единем началом и под единою паствою нескудно устраяются». Со временем «нерадением архимандритов Спасских» Д. м. перестал существовать, на его месте осталась церковь прп. Даниила Столпника, расположенная рядом с поселением, носившим название «сельцо Даниловское» (ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1. С. 298). Кладбище с могилой кн. Даниила на месте древнего мон-ря при с. Даниловском запустело. Произведенные в 80-х гг. XX в. в Д. м. археологические раскопки не обнаружили следы храма XIII в., но найденные многочисленные захоронения, остатки каменных надгробных плит с надписями, датируемые кон. XV - 1-й пол. XVI в., указывают на существование здесь кладбища, к-рое находилось рядом с несохранившейся деревянной ц. во имя прп. Даниила Столпника.

http://pravenc.ru/text/ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010