Относительно существующих печатных трудов по историческому, собственно, обозрению свящ. книг Нового Завета нужно также заметить, что немногие из них имеют в виду научную именно разработку и изложение вопросов новозаветной исагогики; большая часть представляет собою просто руководства или пособия к чтению свящ. книг, имеющих целью дать приступающими к этому чтению краткие предварительные сведения о происхождении и составе их. Из числа первых трудов мы должны поименовать следующие: «Об исторической достоверности и догматической важности книг Свящ. Писания, – и в частности именно «Нового Завета» – отдел о Свящ. Писании, находящийся в «Введении в православное богословие» – преосвящ. Макария, архиепископа Литовского; «Обозрение послания св. апостола Павла к Коринфянам» – М. Голубева , профессора С.-Петербургской дух. Академии (Спб. 1861 г.); «О Евангелиях и евангельской истории» – архимандрита (ныне епископа Уманьского) Михаила (Москва 1870 г.); «Филологические замечания о языке новозаветном в сличении с классическим при чтении послания ап. Павла к Ефесеям», С. Смирнова (Москва 1878 г.). Сюда же могут быт также отнесены: «Чтения о св. Первоверховном апостоле Петре» преосвящ. Игната (Спб. 1849 г.); «О Новом Завете Господа нашего И. Христа» архим. Феодора (Спб. 1861 г.); «Св. Апостол Павел» (Спб. 1863 г.). Не поименовываем отдельных статей, рассеянных в наших духовных журналах, из которых многие заслуживают по своему содержанию и ученому характеру полного внимания 77 . К опытам более или менее полного, систематического изложения вопросов новозаветной исагогики принадлежат: «Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета» – Амвросия, митрополита Новгородского и С.-Петербургского (Москва 1779 г.; 2-е изд. 1803 г.; 3-е изд. 1811 г.); «Введение в книги Свящ. Писания Н.Завета» – Алексея Никитича Хергозерского (Спб. 1870); «Пособие к доброму чтению и слушанию слова Божия в книгах Ветхого и Нового Завета» – священника Василия Александровича Смарагдова (Спб. 1869 г.); «Руководство к истолковательному чтению книг Нового Завета»: выпуск I-й – «Соборные послания» (Киев 1872 г.); вып. II-й – «Послания ап. Павла к Римлянам, Коринфянам и Галатам» (Киев 1873 г.); вып. III-й – «Послания к Ефесеям, Филиппийцам, Колоссаям, 1-е 2-е к Солунянам, 1-е и 2-е к Тимофею, Титу, Филимону и к Евреям»; «Апокалипсис» (Киев 1873 г.) – Александра Васильевича Иванова ; «Учебное руководство к чтению Евангелия в дух.семинариях» (в 3-х выпуск.) Дмитрия Павловича Боголепова , (Москва, 1875 – 1876 г.). Каждое из означенных руководств имеет свои неоспоримые достоинства, хотя по самому существу своей задачи – служит именно кратким руководством или пособием, и притом именно к истолковательному чтению книг Нового Завета (как руководства Иванова и Боголепова) – многие из исторических вопросов в них опущены совершенно, другие же изложены кратко, без надлежащего научного обоснования. 6. Разделение

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozhde...

- Настя, Настенька, Анастасия, красавица моя, умница, надежда моя единственная. Как же так получилось? Почему? Господи, за что мне эта мука? Что мне делать? — Николай Петрович не замечал, что кричит на весь парк, захлебываясь слезами. Лечащий врач Насти Андрей Борисович смотрел в окно на бьющегося в истерике мужчину, думая о том, что хотя использует самые последние психодизлептики и нейролингвистическое програмированние, вылечить своих пациентов от наркотической зависимости навсегда не может. Они до конца жизни остаются в группе риска. Как правило, схема жизни наркомана предельно проста – наркотики, тюрьма, смерть. Мало кому удается ее изменить. У Насти срок наркотической зависимости был относительно небольшой – год, но сойти с иглы сама она не могла. А девочку очень жалко, и отец ее вон, как убивается. - Николай Петрович, успокойтесь, выпейте валерьяночки, — пожилая уборщица баба Клава присела на скамейку и протянула несчастному отцу мензурку с каплями. – Выпили, вот и хорошо. Сейчас вам станет легче. Ваш плач даже за стеклопакетами слышно. Вы, голубчик, потерпите, не отчаивайтесь. Господь все управит. Он всегда к лучшему управляет. - Вы что, с ума сошли?! – вскочил Николай Петрович, — что вы несете? Как это к лучшему? Дочь моя погибает от наркотиков — к лучшему? Жена моя состарилась на глазах — к лучшему? Я о самоубийстве думаю — к лучшему! - Эх, как вас враги в оборот-то взяли, — вздохнула баба Клава. – А вы бы, голубчик мой, в церковь сходили, да попросили Господа о помощи. - Да я сроду никого ни о чем не просил, — вспылил Николай Петрович, — а в Бога я не верю, хотя и крещен был в младенчестве неразумной бабкой. Она была очень верующая. - Вы мне сразу две хорошие новости сообщили, — мягко улыбнулась баба Клава. - Какие еще хорошие новости?! - Первая, что крещены, а вторая – что у вас на небесах молитвенница имеется. - А может и вправду имеется? – неожиданно обрадовался мужчина. – Вы мне подскажите, куда идти. Я ведь и у самого дорогого экстрасенса побывал. Чуть целое состояние ему не подарил. Все бестолку.

http://azbyka.ru/fiction/imya-tebe-lyubo...

554). Кроме того, в изложении учения св. Иоанна Дамаскина о Св. Духе в нескольких местах слово «истиннаго» нигде не упоминается (л. 131 об., 428 об. и 430 об.). В малом Катехизисе находится единственное чтение: «и в Духа святаго Господа животворящаго» (л. 20 об.). В Кормчей книге в главе «о Фрязех и о прочих латинех» говорится, что в святом образе веры явно глаголется о святом Духе: «И в Духа святаго, Господа и животворящаго» (гл. 48). Таким образом, написание 8 члена символа веры в рукописных и печатных книгах до п. Никона было различное; Стоглавый собор признал правильным употребление одного слова: или «Господа», или «истиннаго». Значит, п. Никон не только в этом случае не нарушил «древняго благочестия», а напротив, сделал улучшение, введя чтение единообразное, и при том согласное Стоглавому собору. Такое чтение есть и совершенно правильное, согласное с древним греческим чтением. В 1593 г. при учреждении в России патриаршества было прислано определение Константинопольского собора за подписью всех восточных патриархов (Хрисовул), в нём начертан был и символ веры на греческом языке. Рассматриваемое место читается так: κα ες τ πνεμα (и в Духа) τ γιον (святаго), τ κριον (Господа, господня, истинного), τ ζωοποιν (животворящего) (см. Деян. собора 1654 г. Такое же чтение символа на саккосе м. Фотия в Патр. ризнице 2). Так как пред словом κριον поставлен член среднего рода, то это слово и переводили различно: одни – словом Господа, другие – господня, господственного (Макар. Мин. дек. 4 дня, л. 69. столб. 1. Макс. грек. сл. 68, ч. 1, гл. 12, стр. 226), третьи – истинного. Некоторые из переписчиков соединяли два различных перевода, и внесли лишнее слово (Господа истинного). Таким образом, правильное чтение есть чтение одного слова. Зиновий мних, ученик преп. Максима, свидетельствует, что в древнейших славянских переводах, «в начале крещения нашей земли», употреблялось слово Господа, а не истинного (гл. 52, стр. 954). Есть другие, незначительные разности в чтении символа веры между православной церковью и старообрядцами; например: по чтению, в православной церкви употребляемому, говорится: «рожденна, не сотворена»; по чтению старообрядческому: «рожденна, а не сотворена»; по чтению православной церкви: «распятаго же за ны»; по чтению старообрядцев: «распятого за ны»; по чтению православной Церкви: «Его же царствию не будет конца»; по чтению старообрядцев: «Его же царствию несть конца», и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Для того чтобы справиться с этим духовным неблагополучием, нам нужно работать всем вместе. Одна Церковь неспособна изменить ситуацию к лучшему, потому что очень часто ее голос не достигает тех, кто не желает ее слышать. Причин много — это и рудименты атеистического мировоззрения, и влияние безбожной либеральной идеи, и просто укорененность в греховном образе жизни... Для того чтобы правильные и нужные слова достигали всего нашего народа, в первую очередь нашей молодежи, надо, чтобы различные общественные силы устремлялись к достижению одной цели — изменить нравственную, духовную ситуацию людей и страны к лучшему. Вот почему мы должны работать вместе — в первую очередь школа, Церковь, целый ряд общественных организаций, обеспокоенных наличным состоянием людей, и, конечно, средства массовой информации. Здесь особая роль и особая ответственность. Глубоко убежден, что средства массовой информации должны не только отражать действительность. Они должны стремиться формировать эту действительность, не разжигая человеческие инстинкты, плотские страсти, что, в конце концов, и приводит к бунту — страшному, непредсказуемому, разрушительному. Они должны созидать человека, возвышая его нравственно, интеллектуально, не побоюсь сказать, духовно, и содействуя его физическому здоровью. Дай Бог, чтобы произошедшие в конце 2010 года события помогли всем нам осознать необходимость совместных усилий для изменения человека к лучшему, формирования такой личности, которая была бы способна выдерживать стрессы современной жизни, преодолевать соблазны, развиваться, восходить в гору, а не катиться в пропасть. Дай Бог, чтобы наступивший год помог всем нам сделать вместе важные шаги, направленные на изменение жизни нашего народа к лучшему. Под этим я подразумеваю не только экономическое благосостояние, политическую стабильность, решение социальных вопросов, которые стоят на повестке дня и которые нужно решать, но в первую очередь изменение сознания современного человека. А теперь я отвечу на вопросы, которые вы любезно направили, может быть, по старой памяти, в адрес передачи «Слово пастыря». Весьма сожалею, что теперь я не имею возможности регулярно, еженедельно отвечать на ваши вопросы, но я очень рад читать их.

http://patriarchia.ru/db/text/1434279.ht...

Тогда Астия не поняла связи между своей жизнью и прощением матери. Однажды она застала Игната во время молитвы и была потрясена тем, что он молился обо всех ребятах на отделении. - Господи, милостив буди мне грешному, — он поднялся с колен, и, увидев Астию, торопливо смахнул слезы. - Ты же не боишься смерти, почему ты плачешь? – удивилась девушка. - Я плачу о своих грехах, — вздохнул всей грудью Игнат. - Почему ты молишься о нас и не просишь Бога, чтобы Он исцелил тебя? - Я же прошу — Господи, милостив буди мне грешному, — улыбнулся глазами Игнат. — Что может быть больше милости Божьей? Господь всегда управляет к лучшему, и я во всем полагаюсь на Его волю. - Во всем управляет к лучшему? – закричала Астия. – А смерть Варвары – к лучшему? А ты спроси мать Аленки – к лучшему она умерла? - Астия, не кричи. Ты пока многого не понимаешь. Астия хлопнула дверью и ушла, разозлившись на друга. Когда Игнат понял, что умирает, он отказался от обезболивающих препаратов — не хотел уходить из жизни в бессознательном состоянии. Его быстрая и безболезненная смерть была чудом, как и то, что он ушел из жизни в день памяти своего небесного покровителя, святого Игнатия Брянчанинова . Астия долго не могла смириться с его смертью, ей казалось, что вот-вот раздастся деликатный стук в дверь и на пороге появится невысокий, коренастый паренек с добрыми раскосыми глазами. Все ребята, поступившие на отделение вместе с Астией, умерли, не дождавшись пересадки костного мозга. Их родные бились изо всех сил, чтобы найти донора и собрать деньги на операцию. Некоторые родители жили в больнице вместе со взрослыми детьми. Если бы было возможно, они, не раздумывая, поменялись с ними местами. Все молились о спасении детей, стараясь не пропустить ни одного молебна в больничной часовне. В каждой палате была икона целителя Пантелеимона. Когда дети умирали, отцам и матерям приходилось учиться жить заново. Верующим было легче. Пережить страшную утрату им давал силы Господь. Многие отдавали оставшиеся после смерти сына или дочери средства на операции другим молодым людям, создавали частные фонды. Горе делало людей милосердными. Астии оказали помощь родители Игната. Ничего ей не сказав, они оплатили многотысячную операцию.

http://azbyka.ru/fiction/imya-tebe-lyubo...

Некалендарные статьи «М. З.» НСРК не образуют самостоятельной группы, они рассредоточены по всему сборнику. Тематика и многообразие жанров этих статей, переводных и оригинальных, традиционны для сборников XV в. устойчивого (напр., «Измарагд» ) и неустойчивого составов. В них входят сочинения о книжном почитании, моралистические поучения («о злых женах», «о воздержании языка»), церковная дидактика и наставления прихожанам («о глаголющих в церкви», «како чтити иерея»), новеллы из истории христианства («Слово о распятии Господнем»), космологические сочинения («Слово о небесных силах»), христ. лирика и эсхатология («Слово о умилении души», «О спасении души, и о покаянии, и о Страшном суде»), полемические произведения древнейшего периода рус. словесности, направленные против остатков язычества («Слово… како первое погани суще языци кланялися идолам и требы им клали…»). Особую группу в «М. З.» НСРК составляют апокрифы, в основном новозаветные («Сказание Афродитиана» с «Проречением о Христе и кумирници еллинского бога Аполона», «Слово како осуди Марфа Пилата перед царем кесарем»). Погодинский список «М. З.» гораздо более объемный: он содержит 239 текстов, только 10 из них не имеют календарной отнесенности. Привязку к календарю в Погодинской «М. З.» получили даже статьи, имеющие устойчивую внекалендарную рукописную традицию XIV-XV вв. Так, напр., открывающее сборник поучение о книжном почитании приурочено к чтению в понедельник сыропустной недели и надписано именем свт. Иоанна Златоуста. За основу расположения текста в Погодинской «М. З.» принят структурный принцип триодных четьих сборников. В 1-й части рукописи помещены статьи, рекомендованные составителем к чтению в последнюю неделю Великого поста, в воскресные и будние дни Цветной недели, Пасхи, до Недели всех святых. Далее идут статьи, рекомендованные к чтению в воскресные дни до 22-й недели по Неделе всех святых. В этой части сборника в пределах круга триодных чтений тексты Погодинской «М. З.» имеют соответствия статьям «Златоуста» годового и Торжественника триодного. В то же время в триодный цикл включаются отдельные тексты и даже выписки из сочинений, не имеющие отношения к уставному календарному чтению. В их числе, напр., есть фрагменты Толковой Палеи, приуроченные к чтению в неделю 1-ю по Неделе всех святых, или помещенный под тем же днем фрагмент космологической компиляции «Слово о небеси и земли», надписанный в «М. З.» именем свт. Иоанна Златоуста.

http://pravenc.ru/text/2562584.html

Обычай прочитывать на службах сряду все Св. Писание, по крайней мере Нового Завета, ведет свое начало с древнейших времен Церкви и заимствован ею еще у синагоги, где к чтению почти исключительно сводится все богослужение. В века I–VI не делалось разницы между чтением тех или других отделов Св. Писания по важности, и каждое чтение, исключая разве Евангелие, выслушивалось сидя; с IV b. стали избирать для чтений более краткие и подходящие ко дню отделы, сообщая чтению их торжественную обстановку. Благодаря этому многие части, особенно Ветхого Завета, за недостатком времени оставлялись без прочтения на службах. Подвижники вернули Церковь в этом отношении к прежней практике: лишенные храмовых служб, они заменяли их пением Псалтири и чтением подряд всего Писания, прочитывая за раз целые большие книги, как например Исаию и Послание к Римлянам. С основанием первых монастырей в тех из них, которые следовали чину соборно-приходской службы (монастыри Палестины и Сирии), подле традиционных кратких и приноровленных ко дню чтений, старались, подражая практике подвижников, вести и сплошное чтение Библии большими отделами, целыми посланиями, например на Синае (см. Вступ. гл., с. 59–61, 104, 105, 161, 167, 189–191, 295). В древнезападном богослужении чтению отводилось едва ли не более еще места, чем на Востоке: там ни одна из служб не лишена была по крайней мере краткого чтения из Нового Завета под именем capitulum, capitellum, а на утрене чтение занимало столько же места, сколько и пение Псалтири; кроме того, чтению отводили две особые службы, одна после 1 или 3 часа под именем capitulum, другая после вечерни пред повечерием — collatio [ 540 ] (Вступ. гл., с. 304–307, 309–319); последнее, очевидно, вполне отвечает по месту рассматриваемому чтению нашей вечерни, но предметом его служили святоотеческие беседы. Чин великого чтения О чине настоящего чтения Типикон говорит: «Чтец — Аминь (после «Благословение Господне…») и глаголет начало чтения. И священник: Молитвами св. отец наших. И извлачаются священник и диакон священных одежд и исходят. И тако сядут вси кождо на своих местех».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Ап. говорит теперь уже не о чрезвычайных заботах, которые должны удручать родителей-христиан во времена гонений на Церковь , а просто о моральных затруднениях, к каким ведет во всякое время брачная жизнь. Человек свободный, одинокий может – если захочет – всецело и без колебаний посвятить себя на служение Господу. Напротив, женатому приходится при этом принимать во внимание и желания его жены, поддерживать которую для него есть также священный долг. «Есть разность между замужнею и девицею» – по греч. Μεμρισται η γυν κα η παρθνος. Очевидно эти слова, по такому чтению, относятся к 34-му стиху. Но по лучшему чтению они должны быть прочитаны так: κα μεμρισται. ­­ и разделился т. е. «женатый заботится о мирском... и разделился» – разделился в своих стремлениях между привязанностью ко Христу и житейскими попечениями. Затем по этому чтению идет выражение, начинающее собою 34-й стих: η γυν η γαμος κα η παρθενος η γαμος, т. е. женщина незамужняя (вдова) и девица незамужняя μεριμν – заботится и т. д. – «Чтобы быть святою и телом и духом». Отсюда вовсе не следует, чтобы сожитие с мужем для женщины было греховным и оскверняло ее тело и дух. Это выражение означает только, что означенная девица или вдова решилась всецело посвятить себя на служение Господу. В браке же женщина не одна владеет своим телом, а и муж ее (ср. ст. 4-й), и душа ее разделяется между заботами земными и небесными. 1Кор.7:35 .  Говорю это для вашей же по­льзы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благо­чин­но и непрестан­но служили Го­с­по­ду без раз­влече­ния. Ап. хочет здесь защититься от подозрения в том, будто он дает указания верующим только применяясь к своим собственным взглядам. Нет, он преследует только истинную пользу верующих и хочет указать им простейший способ послужить Богу беспрепятственно. Можно полагать, что при этом апостолу предносился образ Марии, сидевшей у ног Христа в Вифании и слушавшей слова Его (ср. Лк. 10:39–42 ). 1Кор.7:36 .  Если же кто по­читает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом воз­расте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Необходимые сведения о книгах Священного Писания Ветхого Завета и о четырех Евангелиях слушательницы получали, пользуясь нижепоименованными пособиями: 1) Пособие к доброму чтению святой Библии. Прот. И. Соловьева. 2) Руководственные о Свящ. Писании В. и Н. Завета сведения из творений св. отцов и учителей церкви. Проф. А. Олесницкого . 3) Соколов Аф. Библейская география. Пособие к чтению Библии и изучению священной истории. 4) Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей церкви. В. Протопопова . 5) Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. Митропол. Филарета. 6) Очерки из библейской истории Ветхого Завета. Прот. Валентина Амфитеатрова . 7) Руководство к библейской истории Ветхого и Нового Завета. А. Лопухина . 8) Евангельская история о Боге Сыне, в последовательном порядке, изложенная словами свв. евангелистов, – епископа Феофана. 9) Евангельская история о Боге-Слове, Сыне Божием, – прот. Матвеевского. 10) Руководство к изъяснительному чтению Четвероевангелия. А. Иванова . 11) Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, – два тома, М. Барсова . 12) Троицкие листки: общедоступное и назидательное истолкование Евангелия от Матфея и 13) Толковое Евангелие, три книги, еп. Михаила. Слушательницы проходили затем православный катехизис, с указанием разностей в учении Православной Церкви сравнительно с католичеством, лютеранством и главными сектами, – и знакомились с учением об обязанностях христианских по посланиям апостольским, а также ознакомлялись с книгами новозаветными: Деяниями и Посланиями апостольскими. В эти же занятия входило и ознакомление с Богослужением, из которого с большими подробностями усвоялись: всенощное бдение, литургия, праздники и таинства, главнейшие молитвословия и требы: молебен, освящение храма, панихида, – в целях уяснения этого предмета, для составления практических уроков на 3-м курсе. Руководствами для слушательниц служили: 1) Пространный христианский катехизис митрополита Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

См. также: Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том I Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. Том II Сборник статей по истолковательному и надзидательному чтению Апокалипсиса Содержание Введение О том, что нельзя отделять Господа нашего Иисуса Христа, Главу Церкви, от тела Церкви и, в частности, от святых пророков и апостолов Предварительные сведения о книге Деяний Апостольских Надписание О том же Обозрение книги Деяний св. Апостолов в порядке глав, составленное по руководству Св. Афанасия Александрийского Обозрение книги Деяний Св. Апостолов в хронологическом порядке Поучительные уроки из книги Деяний Апостольских О книге Деяний св. Апостолов Мнение св. Иоанна Златоустого о том, почему книга Деяний Апостольских читается от Пасхи до Пятидесятницы Библиографический указатель к Введению Часть первая. Церковь Христова из Иудеев (I-XII гл.) Глава I Толкование на предисловие к книге Деяний св. Апостолов. I гл. 1–3 О том же Вознесение Господне. (Выписка из Священного Писания) Наставления Иисуса Христа ученикам пред Его Вознесением на небо Вознесение Господне. О том, как совершалось вознесение Иисуса Христа на небо Какое значение имеет в домостроительстве нашего спасения вознесение Господа О вознесении Иисуса Христа (1, 9–11) Сопоставление вознесения Господа Иисуса Христа с Его вторым пришествием Из беседы на Вознесение Господне. О явлении Ангелов О седении Иисуса Христа одесную Бога Отца Гора Елеонская (ст. 12) Размышление в день Вознесения Господня Положение Апостолов по вознесении Иисуса Христа Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды (I, 12–26) О горнице Сионской и о том, что она была первоначальным образцом св. христианского храма (I, 13–14) Церковные предания о жизни Богоматери по вознесении Иисуса Христа (ст. 14) Успение Пресвятой Богородицы Внешний вид и нравственная высота Пресвятой Богородицы Об избрании двенадцатого Апостола на место Иуды и о том, что утверждение веры в воскресение Христово есть дело великой важности для христианства Жизнь св.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010