«В Иерусалим ко входу внутренних врат, обращенных к северу», т. е. в храм, чего однако не сказано, – недомолвка, выдающая священника. Внутренними вратами, иначе верхними ( Иез.9.2 ; Иер 20.2 и д.) назывались ворота в ограде, отделявшей внешний двор от внутреннего; в отличие от этих ворот ворота внешнего двора, через которые вступали впервые в храм, назывались просто «воротами дома Господня». Тех и других ворот было вероятно по три: восточные (главные), северные и южные, причем последние предназначались только для царей ( Иез.43.8 ), ведя от дворца ко храму. Из этих трех ворот здесь упоминаются вторые, которые в ст. 5 называются «воротами жертвенника»; они же, кажется, в Иер 26.10 называются «новыми». Пророк поставлен был у входа в эти врата, какого входа – наружного (северного) или внутреннего (южного), не сказано; но из ст. 5 видно, что внутреннего, потому что, смотря с места нахождения своего на север, он видит с северной стороны ворот идола. Следовательно, пророк поставлен был между воротами и жертвенником на внутреннем дворе или дворе священников. Оттуда видит он во храме прежде всего идола ревности, т. е. поясняет пророк «возбуждающего ревнование», конечно, у Господа, единственного обладателя Израиля (отсюда прибавка LXX; «притяжавающаго»). Гнев Божий на идолопоклонство Израиля часто изображается под видом ревности, ревнивой, не допускающей других предметов почитания, любви Бога к Израилю: Исх 20.5 ; Втор 32.16, 21 и др. Посему всякий идол мог быть назван идолом ревности. Но такая определенность в указании места, где стоял идол, такое необычное название для идола, взятое из области супружеских отношений, наконец столь почетное и святое место храма, занятое идолом – все это показывает, что здесь имеется в виду определенный идол, стоявший когда-либо или тогда во храме. Но из Священ. книг известно лишь определенно о поставлении в храме одного идола, это именно идола Астарты при Манассии ( 4Цар 21.7 ; 2Пар 33.7, 15 , где идол ее обозначается в тем же, что здесь, словом «семел», употребленным еще только во Втор 4.16 ; слав. «столб и образ»); этот идол отвечает и всем другим данным настоящего указания: близости к жертвеннику (ср. Втор 16.21–22 ) и понятно ревности (женственность божества, разврат культа). Другие разумеют Молоха, Ваала, Адониса, Бела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А. В. Кузьмин Старообрядчество на гомельских землях Старообрядцы на территории совр. Г. е. впервые поселились в кон. XVII - нач. XVIII в., уходя от правительственных гонений из Стародубья и Центр. России. Первой была основана слобода Ветка на одноименном о-ве на Соже, затем еще 14 слобод: Косецкая, Дубовый Лог, Попсуевка, Марьина, Миличи, Красная, Костюковичи, Буда, Крупец, Гродня, Нивки, Грабовка, Тарасовка, Спасовка. Ветка для своего времени была самым крупным и известным центром поповской ветви старообрядчества (см. Беглопоповцы ) с действующей церковью, мон-рем, обширной хозяйственной деятельностью и разнообразными скитскими рукоделиями, такими как обучение грамоте, переписка книг и писание икон. «Исправленные» на Ветке по устоям «старой веры» священники отправлялись в др. старообрядческие приходы. В 1-й пол. XVIII в. Ветка была авторитетным центром для поповцев Москвы, Поволжья, Дона и Яика. В 1733 и 1734 гг. указами имп. Анны Иоанновны ветковцам предписывалось вернуться на прежние места жительства. За отказ подчиниться ветковские старообрядцы в 1735 г. были подвергнуты выгонке и разосланы по разным местам, в т. ч. и по правосл. мон-рям. Со временем начался процесс возвращения жителей и возрождения Ветки: был сооружен новый храм, стал действовать Покровский мон-рь с 1200 насельниками. В 1764 г. по повелению имп. Екатерины II Алексеевны провели 2-ю выгонку и большая часть ветковцев была перемещена в Россию, в Сибирь, но немало их осталось и в Гомельском старостве. По документам, во мн. поселениях числились старообрядцы, в т. ч. в дер. Марьиной - 74 крестьянских двора и «раскольничья деревянная часовня», в слободе Крупец - 73 двора и такая же часовня с колокольней. Одним из важнейших центров «старой веры» помимо Ветки была Спасская (Спасова) слобода, в нач. XVIII в. ставшая частью Гомеля. В 1-й трети XVIII в. в слободе насчитывалось 119 старообрядческих дворов, после выгонок - 37 дворов (по др. данным, 43 двора). В нач. XVIII в. старообрядцы построили в слободе Спасскую ц., сгоревшую во время сильного пожара в 1737 г. (позднее она была восстановлена на новом месте). В кон. XVIII в. на месте сгоревшей церкви был сооружен деревянный храм без купола во имя прор. Илии. В 1793 г. он был разобран, а на его месте построен и 28 сент. 1794 г. освящен новый храм с колокольней. Рядом с ним возник смешанный (муж. и жен.) скит, в нач. XIX в. в нем жили ок. 50 чел. К кон. 30-х гг. XIX в. скит стал женским, в 1839 г. здесь было 29 келий, в к-рых жили 23 монахини. В 1850 г. скит и церковь были закрыты властями, книги и иконы переданы в гомельскую правосл. Петропавловскую ц. 29 июня 1852 г. Ильинскую ц. вновь открыли, с июня следующего года она стала единоверческой. Храм не закрывался, в наст. время, как и в советский период, принадлежит Русской правосл. старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ).

http://pravenc.ru/text/166101.html

В новгородских договорных грамотах отмечается участие владыки в урегулировании отношений Новгорода с зап. купцами. Печать архиеп. Далмата (Актовые печати. Т. 2. С. 46, 174, 264; Актовые печати. Т. 3. С. 78, 178) скрепила договор Новгорода с Готским берегом, Любеком и нем. городами о мире и торговле (ГВНиП. 29. С. 56), заключенный в 1262-1263 гг. Архиепископ обычно указывается 1-м из должностных лиц Новгорода, с нач. XIV в. нередко упоминается его благословение (Там же. 33. С. 62; 36. С. 65; 37. С. 65; 41. С. 73; 42. С. 74; 43. С. 76; 45. С. 80; 48. С. 85, 86; 50. С. 88 и др.). Каждый год при отъезде нем. купцов из Новгорода ключи от католич. ц. св. ап. Петра, находившейся на Немецком дворе, передавались на хранение архиепископу. В Житии Новгородского свт. Евфимия II, составленном вскоре после его кончины, отмечалось, что архиепископ «от странных же или чуждых стран приходящих - всех любовию приимаше, всех упокоеваше, всех по достоинству миловаше» (Повесть о Евфимие, архиеп. Новгородском// Кушелев-Безбородко. Памятники. 1862. Вып. 4. С. 19). Особая роль Новгородского владыки в торговых делах отмечалась и в ганзейской документации. Так, во время новгородско-ганзейского конфликта 1425 г. архиеп. Евфимий I, выступив на вече, не допустил разграбления Немецкого двора ганзейских купцов и оказал последним покровительство, добившись от светских властей Новгорода их освобождения из заключения и возможности вывезти приобретенные на Руси товары. Приняв немецких купцов на своем дворе, владыка благословил их (Hansische Recesse von 1256-1430. Lpz., 1897. Bd. 8. 7. S. 6-7; LECUB. 1881. Bd. 7. 311. S. 221; 368. S. 261; см. также: Никитский А. И. Отношения новгородского владыки к немецкому купечеству по новым данным//ЖМНП. 1883. Ч. 228. 7. С. 6-11; ср.: Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения: Кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975. С. 107-109). Главная святыня Главной святыней, созданной в Новгороде в 1-й пол.- сер. XII в., была чудотворная икона Божией Матери «Знамение» (вероятно, ок.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

«Под монастырём монастырская слободка Скучилиха; в ней всего: семь дворов служкиных, три двора детёнышевых, пять дворов портных мастеров, четыре двора плотниковых, три двора бочарниковых, девять дворов конюхов, три двора поваровых, два двора котельников, два двора кузнецов, три двора свешниковых, два двора пивоваровых, два двора токаревых, два двора каменщиковых, двор коновалов, двор часовников, двор оловянников, двор коновалов, двор сапожников, два двора дьяковых, двадцать восемь дворов бобыльских, два двора вдовьих, двор седельников, двор пуст, два места пустых, а всего восемьдесят пять дворов, а людей в них тож». «В Суздале ж, на посаде, Покровской девичий монастырь; на монастыре церковь Покров Пресвятой Богородицы, да в приделе Василий Парийский, да тёплая церковь Зачатия Святой Анны, да под колокольницею Происхождения Честного Креста, да на святых воротах церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, да в приделе собор Архангела Михаила; церкви каменные; половина ограды монастырской каменная, а другая половина деревянная. – В монастыре тридцать семь келий, и в них Игуменья Елена да келария старица Евпраксия, да сто двадцать девять стариц». При монастыре шесть священников. «Под монастырём же монастырская слободка Никольская, и на ней церковь Николая чудотворца, да тёплая церковь Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, деревянны клетцки, строенье мирское. «Всего в Никольской слободке: две церкви, двор монастырской гостин, двор конюшенный, двор воловий, два двора игуменьиных, восемь дворов старицыных, шесть дворов поповых, два двора дьяконовых, девять дворов служкиных, три двора монастырских конюхов, тридцать дворов детёнышев, девять дворов плотников, семь дворов каменщиковых, четыре двора сторожей, три двора портных мастеров, шесть дворов кузнецовых, два двора коновалов, пять дворов дворниковых, двор овчинника, двор обручника, двор полщика, два двора свешников, двор токаря, двор пивовара, двор часовника, двор ситника, двор пильника, двор церковного дьячка, семьдесят восемь дворов бобыльских да два двора вдов бобылих, всего сто девяносто дворов».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

У Псковского: в Торопце за Троицким Кудиным 64 двора, за Троицким Небиным 4 двора, за Троицкою Новою пустынею 6 дворов, за Николским Тропским 72 двора, за Златоустовым Ротчие пустыни 67 дворов. В Каргополе: за Крестным 867 дворов, за Ошевенским 131 дв., за Палеозерским 111 дворов, за Спаским Вастьяновы Строкины пустыни 5 дворов, за Кенским 6 дворов, за монастырем, что на Юрьеве горе, 10 дворов. На Кевроли и на Мезени: (зачеркнуто: а по росписи Новгороцкой в тех городех монастырей нет) на посаде и в уездех 5 монастырей, а в них 2 человека строителей, 5 человек старцов, 16 человек церковников, а дворов крестьянских нет. На Олонце: (зачеркнуто: за Александровым монастырем Свирского 201 двор, за Росткиным 14 дворов, за Колмовым 14 дворов). За Муромским 23 двора, за Палеостровским 12 дворов. (Зачеркнуто: За Машеозерским 6 дворов). Да иных городов монастырских вотчин нет. У Казанского: в Свияжску 380 За Богородицким монастырем 889 дворов. В Синбирску за Успенским крестьян нет. На Уфе за Успенским 132 двора. В Чебоксарех за Троицким 117 дворов. В Саранску за Преображенскою пустынею 16 дворов. На Уржюме за Спаским Чепоцким 121 двор. На Чаронде на посаде и в уезде монастырей нет. На Романове: (зачеркнуто: за Кривицким 39 дворов, за Архангелским 48 дворов). За Николаем Корелским 50 дворов, за Чюхченемским Николаевским 29 дворов, (Зачеркнуто: Соборные церкви за Преображением Господним на Курцове посаде 60 дворов, на Волоку за Пенежским монастырем 4 двора). У Астараханского: на Терках монастырь Благовещения Пресвятые Богородицы, крестьян за ним и иных монастырей нет. На Царицыне Троицкой 381 монастырь, крестьян за ним и иных монастырей нет. На Самаре за Преображенским. У Сибирского: в Томску, в Енисейску, на Лене, на Верхотурье, на Тюмени, в Даурах. У Ростовского: на Углече: (зачеркнуто: за Черним 37 дворов). За Алексеевским 559 дворов, за Покровским 316 дворов, за Воскресенским 111 дворов, за Николским 191 дворы (зачеркнуто: за Николским Антоновым 6 дворов) Афонасия и Кирила Александрийских 220 дворов. За Воскресенским 24 двора, за Гурьевою пустынею 21 двор, за Николаевским Лединским 51 двор. (Зачеркнуто: за Троецким Киржацкого 397 дворов). На Белеозере: За Кириловым 5430 дворов, за Вепревым 31 двор. (Зачеркнуто: за Троецким Махринским 98 дворов). За Покровским Антоньевы пустыни 36 дворов, за Николским, что на болоте 14. В Белеве: за Преображенским монастырем 200 дворов (Зачеркнуто: за Веревкиным 142 двора). В Темнике за Пурдышевским монастырем 207 дворов. На Коломне: за Спаским 16 дворов, за Голутвиным 203 двора, за Бобреневым 8 дворов. В Опочке за Николаевским 2 двора. Во Гдове за Николаевским за приписным 80 дворов, за Николаевским полским 4 двора, за Покровским Озерским 52 двора. Порхов 382 Новгороцкой пригород, а уезду у него нет, а на посаде за Спаским монастырем топко два двора крестьянских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1764 году вышеописанный монастырь был упразднен, и церковь его была обращена в приходскую церковь. Надо отметить, что приход при ней существовал и раньше, до закрытия монастыря, как это видно из окладных книг Рязанской епархии за 1676 год. По этим книгам значится следующее: «У входа - Иерусалимской церкви дворы попа Василия, двор пономарский и просвирни, в приходе: двор приказчиков, на церковной земле 2 двора бобыльских и 26 крестьянских, слобода Заидомская, где было 11 дворов бобыльских, деревня Максакова, в ней 8 дворов крестьянских (на 1896 год - 32 двора). Деревня Оксентьва, в ней 15 дворов крестьянских (на 1896 год - 20 дворов). Деревня Выборкова, в ней 26 дворов крестьянских и 2 бобыльских (на 1896 год - 42 двора). Деревня Горбанова в ней 10 дворов крестьянских. Сельцо Верхополье, в нем 14 дворов крестьянских и 2 - бобыльских. Турбенево – 6 дворов крестьянских (на 1896 год - 25 дворов). Деревня Медоварцево – 1 двор крестьянский (на 1896 год - 3 двора). Деревня Сенюкова – два двора крестьянских (на 1896 год -  24 двора). Деревня Еремеево – три двора крестьянских (на 1896 год - 23 двора). Деревня Шерстино – 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 16 дворов). Деревня Шамшилово - 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 20 дворов). Деревня Вечкино – 2 двора крестьянских (на 1896 год - 11 дворов)  Деревня Вакулово – 5 дворов крестьянских (на 1896 год - 7 дворов). Деревня Чирятево – 1 двор крестьянский(на 1896 год - 13 дворов). Деревня Янино – 1 двор крестьянский (на 1896 год - 3 двора) и д. Чирьево – 3 двора крестьянских (на 1896 год - 11 дворов). Да по сказке попа Михайла церковной земли Государева жалованья – 1 десятина в поле, да в пустоши Арбузцево - 35 четвертей в поле, сенных покосов на 150 копен». (Большая часть этих деревень существовали в начале XVII столетия и показаны в писцовых книгах 1629-30 годов в числе вотчинных деревень Ивана Никитовича Романова). При сличении показаний писцовых книг 1629-30 гг. с окладными книгами 1676 года нужно иметь в виду, что в окладных книгах показано не все население деревень, так как те же деревни были приписаны и к Зяблицкому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=23552

У Смоленского: – Во Брянску за Свинским 812 дворов, за Спаским 11 дворов, за Петровским 106 дворов, за Спаским Поликарповым 40 дворов, за Спаским, что на Андреянове горе, 8 дворов, В Трупческу за Чолнским 78 дворов. В Пошехонье: за Успенским Андреевою пустынею 440 дворов крестьянских (Зачеркнуто: за Троецким Павловым 286 дворов, за Никитцким Озерским 68 дворов). На Белой на посаде и в уезде монастырей нет. В Вязме за Ивановским монастырем 128 дворов, (зачеркнуто: 12 д.). У Тверского: Во Ржеве Володимерове за Троицким Селижаровым 109 дворов. (Зачеркнуто: За Спаским Хутынским 258 дворов). В Старице: за Успенским 199 дворов, за Покровским 3 двора, за Хлоголевским 22 двора, (зачеркнуто: за Пешловым Вознесенским 42 двора). В Торшку: (Зачеркнуто: За Троицким 11 дворов), за Борисоглебским 88 дворов, (Зачеркнуто: за Пятницким 7 дворов), за Николаевским пустынским 25 дворов, за Рожественным 51 двор. На Волоку Ламском: За Иосифовым 1394 двора, за Возницким 58 дворов, за Успенским Левкиевым 37 дворов. У Вяцкого: у Соли-Камской: за Вознесенским 73 двора, за Преображенским (зачеркнуто: Выскарским) 271 двор. В Еренску на посаде и в уезде 3 монастыря, а в них 4 кельи жилых, да 7 дворов причетников, а крестьян за ними нет 383 . В Кай-городке: За Новопостроеною пустынею 4 двора. У Нижегородцого: В Арзамасе за Спаским 323 двора, на Курмыше Рожественской приписной к Воскресенскому монастырю крестьянских 132 двора. На Баланхе за Покровским 41 двор, за Дудиным 3 двора. В Ядрине за Макарьевым Жолтовоцкого 220 дворов. За (зачеркнуто: Соловецкою) пустынею 10 дворов. У Резанского: В Танбове за Троицким приписным Чюдова монастыря 80 дворов, монастырь Мамонтова пустыня, за нею 50 дворов. На Воронеже за Борщовым 175 дворов, (зачеркнуто: за Петровским 15 дворов) за Успенским 17 дворов, за Алексеевским Окатовой пустыни 18 дворов. (Зачеркнуто: за Карачюнским 21 двор). В Шацком: за Сергиевою пустынею 17 дворов, за Чернеевым 658 дворов. (Зачеркнуто: за Пурдышевым 283 двора). В Ряском: за Дмитровским монастырем 77 дворов, да за Семеновским монастырем 41 двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

+родители: Ал–др Ник. и Елена Мих.1878–1968, 16.03 . Алфавитный указатель упомянутых лиц и их могильных участков Акимов Александр Гаврилович 11–3 Быков Вл–р Петр., дух. писатель, Апушкины Конст. Конст. и др. 14–2 Бутурлина Вера 17–1 Василенко Серг. Никифорович 5–1 Васильев Борис Ал–др., 20–3 Васнецов Аполлинарий Мих. 20–1 Васнецов Виктор Мих. 18–4 Виноградов Ал–др Ал–др. 25–3 Владимир (Москвитин) 23–3 Воскресенский Ал–др Георг. 12–1 Гааз Феодор Петр., доктор 10–1 Герасим (Прокофьев Гр. Григ.), 19–6 Голубцов Николай Ал–др и др. 25–2 Голубцов Сергей Ал–др. и др. 22–1 Гришин Вадим Яковл. 1–2 Гузняков Борис и др. 14–8 Демин Алексий Семенович и др. 19–4 Дервиз Влш. Дм. 5–4 Дефендова Ольга Серафимовна 14–5 Добровольский Ал–др Ал–др 3–1 Доброхотов Иван Ал–др. 23–5 Евдокимов Василий Федорович 3–2 Захария–Зосима (Егорченков) 16–1 Зосима (Иджилов Ф.Д.) 13–2 Иаков (с 1973 г.) – Сенаторов 21–5 Иеремия (Лебедев Вл. Ал–др) 16–2 Иона (Зырянов Вл. Ал–др.) 16–2 Казновецкий Анат. Серафим. 10–10 Каменевы Вл. и др. 17–1 Криволуцкий Вл.–р Вл–мирович 15–1 Любимов Ал–др Вас. 14–7 Мечёв Алексий 14–3 Покровский Ал–др Серг. 5–2 Померанцев Ал. Степ. 6–1 Пульхритудов Николай Михайл. 20–3 Рыбчинский Евфимий Ал–др. 14–10 Савинский Сергий Вас. 23–8 Свенцицкий Валентин Павлов., 7–1 Свет Мария Ивановна 14–1 Сергий (Гришин Алексей) 23–7 Сергий (Савельев Вас. Петр.) 4–2 Серебренников Василий Ник. 23–9 Скворцов Ал–др Григ. 23–10 Смирнов Ал–др Васил. и брат 23–11 Смирнов Сергий Вас. –12 Соколов Вонифатий Ив. 4–4 Соколовский Павел Семен. 22–2 Станиславский Ал. Маркианов. 10–5 Тепнина Лидия 17–1 Толгский Александр Вакс. 25–1 Третьяковы: Александр Мих. 20–2 Трифон (Туркестанов) , митр. 23–1 Фамарь (Марджанова) 14–4 Фаворская Мария Вл. 5–4 Холмогоров Мих. Кузмич 13–1 Цветков Дмитр. Павл., 17–4 Чепурин Николай Викторович 23–2 Чертков Николай Феоктистович 9–1 Чмелёв Яков Ал–др 7–4 Шамбинаго Сергей Константн. (и Фадеева Ант–на Вл., мать А.А. Фадеева) 5–2 Штраус Дмитрий Адольф. 14–9 Щукин Сергий 4–1 Эрлангеров часовня, ориентир 11–0

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Выражение иудеев по этому поводу: «он (Павел) ввел еллинов ες τ ερν» ( Деян.21:28 ) буквально напоминает текст новооткрытой надписи. Из этого же случая видно, что не только переходивший запрещенную черту язычник, но и иудей, проводивший язычника, равно подлежали наказанию смертию, и что эта угроза смертию была нешуточною. Напрасно жестокость этого закона думают смягчить Деранбург (Journal asiatique, 1872) и Гретц (Geschichte der Juden, III, 243), предполагающие здесь только возможность сверхъестественного наказания смертию, а не человеческого суда и казни, на том основании, что подобного закона нет в мишне. Но если такой закон не сохранился в мишне, то он ясно сохранился в книге Деяний, у Иосифа Флавия и на новооткрытом камне. Все эти источники без всякой двусмысленности свидетельствуют о буквальном понимании угрозы смертию язычникам. По учению того же апостола Павла ( Еф.2:14 ), только кровь Христова могла объединить два мира, мир, заключенный во внутреннем дворе храма (иудейский), и мир внешнего двора (языческий) и разрушить стоявшую между ними разделяющую стену 152 . Описанный нами барьер с надписями был только передним прикрытием внутреннего двора. Самая стена внутреннего двора проходила в некотором расстоянии от барьера (точного измерения этого расстояния не показано в источниках) и была устроена по образцу внешней стены первого двора, т. е. это была широкая крепостная стена с башнями для защиты против неприятеля. Из истории взятия Иерусалима римлянами известно, что, когда внешняя стена храма была пробита, иудеи укрылись за стеною внутреннего двора, и эта последняя победоносно выдерживала шестидневные непрерывные удары стенобитных машин римлян («Bellum Judaicum», VI, 4:1). Наружная высота этой стены, по Иосифу («Bellum Judaicum», V, 5:2), была 40 локтей, т. е. в десять раз меньше наружной высоты стены первого двора или первого перибола, имевшего, по крайней мере, по предположению того же Иосифа, 400 локтей высоты. Но, подобно тому как и первый перибол, наблюдаемый с площади двора, казался гораздо ниже, так как значительная часть его стены была сокрыта под насыпною землею двора, и стена внутреннего двора, извнутри рассматриваемая, от высшего грунта земли во внутреннем дворе, казалась почти вдвое меньше, именно, по предположению Иосифа, имела 25 локтей высоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

На восточной стороне жилая одноэтажная изба; левая половина занимается рабочими, правая экономом, и навесы; на западной стороне навес и сараи; на северной конюшня и задние ворота; на южной ограда и передние вороты. От конного двора вниз вдоль всей западной стены монастыря тянется глубокий овраг, через него вверху перекинут мост, ведущий к задним воротам конного двора. На дне оврага ключ, который образует три сажалки: первая против теплой церкви, вторая против Соборного храма, к ней есть ворота; близ нее на дне же оврага деревянная баня; ниже её другой мост 35 к задним воротам житного двора (27 аршин длины и 6 ширины), ниже этого моста третья сажалка. Западная сторона этого оврага обсажена берёзами, а на дне его и по скатам растут древние вязы, остаток бывшей монастырской рощи; от конного двора и вниз по краю оврага идет мощёная дорога, на скотный двор; с правой стороны её тянется ограда вплоть до скотного двора, на право деревянная на пространстве 30 аршин с воротами на огород, а далее каменная до скотного двора на пространстве 435 аршин с двумя каменными воротами. 2) Скотный двор находится под горою, на которой высится монастырь на северо-восточной стороне оного; он подобно конному двору составляет четвероугольник, обстроенный вокруг; скотная изба, коровник, двое ворот, палатка, сарай под тесовой крышей, в коих внешние стены каменные, а внутри двора деревянные между каменными столбами. Кругом всего двора строение занимает пространство 210 аршин, и все ветхо. Близь оного двора на Боровской дороге часовня каменная со сводом, покрытая железом, внутри не отделана; рядом с часовней, к речке Ярославке и к небольшой старинной сажалке деревянные кельи на каменном фундаменте покрыты тесом, также ветхи. 3) К монастырю принадлежат два каменных дома с мезонинами, находящиеся рядом с оным с западной стороны его, под которыми земли по передней улице 66 аршин, с задней стороны 79 аршин, а в глубину с садами и огородами 135 аршин. Этот сад, тянущийся, как выше было замечено, по скату горы вдоль западной стороны монастыря, от города также отделяется досчатым забором с одними воротами, как дома, так и находящийся позади их большой сад, отдаются в наймы. Кроме этих домов тут же в конце огорода, находится каменный сарай с дверью, покрыт тесом, отдается в наймы под казённый провиант; под сараем имеется еще подвал.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010