Около 30 лет провел Иларион во Флорищевой пустыни (был настоятелем – игуменом пустыни) и за это время приобрел себе добрую славу. 11 декабря 1681 года отец Иларион был хиротонисан во епископа Суздальского и Юрьевского. Смиренно принял он назначение на архипастырский пост. С принятием высокого сана он не уменьшил своих подвигов и вел жизнь, подобную древним отцам-пустынникам. Для него существовала норма – 1 000 земных поклонов ежедневно. Его колени и руки от этого покрылись коростой. Пищу вкушал через день, иногда через два или три, а в посты оставался без пищи по неделям. Изнурял себя тяжелым трудом. В свободное время любил читать Священное Писание. 25 марта 1682 года патриархом Иоакимом был возведен в сан митрополита. Главным в своей деятельности он считал попечение о делах веры. В этом вопросе он был образцом для других. Ежедневно совершая Божественную литургию, митрополит Иларион молился с таким усердием, что слезы ручьями лились из его очей. Большое значение придавал митрополит Иларион строительству храмов. Он построил в своей епархии до 70 церквей. Старался возвысить нравственный уровень приходского духовенства. Замечательной чертой митрополита Илариона была его благотворительность. Много своих средств он тратил на благотворительные цели. Одной из важнейших добродетелей в человеке он считал гостеприимство. Поэтому принимал к себе всех без исключения – кормил нищих и убогих, помогал бедным. За его богоугодную жизнь Господь наградил митрополита Илариона даром слез, даром прозорливости и дал ему власть над нечистыми духами. 28 февраля 1705 года митрополит Иларион уволен на покой. Незадолго до кончины митрополит Иларион лишился зрения, но продолжал богослужения. На вопрос одного протопресвитера, как он без зрения совершает литургию, митрополит Иларион ответил, что когда он начинает служить, то у него в этот момент дивно отверзаются очи, и он видит все ясно, а по окончании службы его опять как будто покрывает какой-то мрак. Скончался митрополит Иларион 14 декабря 1708 года (по другим источникам – 14 декабря 1707 года) во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Источник: Гущина В. А. Из истории создания архитектурных ансамблей на основе многоглавых церквей Кижского и Вытегорского погостов. Доклад III научной конференции “Рябининские чтения 99”. ИИАК. - Санкт-Петербург, 1914. - Вып. 52. - С. 129-131. Освящение храма в Вытегорском погосте.//Олонецкие епрахиальные ведомости, 1905 год, стр. 563-565 (выписки А. Левиной). Церковно-исторический атлас Вологодской области. - Вологда: Древности Севера, 2007. - Т. 1. - С. 54, 195, 207. Православные приходы и монастыри Севера В окрестностях Вытегры можно познакомиться с изначальной формой славянского расселения в Обонежье - древними новгородскими погостами. В старину погосты были немноголюдны. Деревни, входившие в них, обычно состояли из одного-двух домов. Впоследствии деревни объединялись и получали общие названия, в таком виде многие погосты сохранились до наших дней. В 7 км от Вытегры, в селе Анхимово, на бывшем Вытегорском погосте, располагается пятиглавая церковь Спаса Нерукотворного (1780 г.) - самый ранний из сохранившихся каменных храмов на территории Вытегорского района. Одним из шедевров обонежского зодчества по праву считался архитектурный ансамбль Вытегорского погоста, украшением которого являлась многоглавая (25 куполов) Покровская церковь (1708 г.; храм уничтожен во время пожара в 1963 г.). Подобный храм - знаменитая ныне 22-главая Преображенская церковь Кижского погоста - был построен на Онежском озере шестью годами позже. http://pomoch-hramu.narod.ru/anhimovo.html Главная особенность всего древнерусского зодчества — сочетание торжественной величавости и веселой сказочности — ярче всего проявилось в Покровской церкви с. Анхимово — шедевре северного деревянного зодчества, центре Вытегорского Покровского погоста. Она была освящена в 1708 году. Самые ранние сведения о Вытегорском погосте относятся к концу XV столетия. По писцовой книге Обонежской пятины письма Юрия Сабурова 1496 года деревни Вытегорского погоста принадлежали новгородским боярам: Марфе Борецкой, Ивану Патрикееву, Федору Морозову и другим. В 1582-1583 годах погост уже числился за «государем царем и великим князем», часть же земель принадлежала Хутынскому монастырю. В это время на погосте стояли две церкви: холодная Покровская и теплая Николаевская. В писцовой книге 1582-1583 годов упоминается, что «…на погосте двадцать келий, живут в них старицы, питаютца от церкви Божии».

http://sobory.ru/article/?object=27455

Скончался 14 декабря 1707 г. во время пения Херувимской песни. Его тело в течение двух недель находилось в храме и не претерпело изменений. Погребен в северо-западной части соборного храма в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре . Литература Иероним, иером. Жизнь Илариона, митр. Суздальского. Любимов Житие святителя Илариона. Иоасаф иером. Церковно-истор. опис. Сузд. достопам. Георгиевский В. Суздальский ризопол. жен. м-рь. Истор. археолог. опис.), изд. игум. Серафима. Владимир, 1900. Его же, Флорищенская пустынь. Вязники, 1896, с. 8-69 и введение с. I, II, IX-XV. Толстой М. Русские подвижники. М., 1868, с. 29-53. Соловьев С.М. История России, кн. III, с. 927. Сергий Месяцеслов, т. II, с. 559. Гатцук Календарь на 1883 г., с. 131. Строев II, с. 657, 710. Булгаков, с. 1396. Барсуков, с. 218. Голубинский, с. 356. Денисов, с. 88, 100, 104. Жизнь Илариона, митр. Суздальского. М., 1859. Старч. сов. подв. благоч. XVIII-XIX вв., М., 1913, с. 219. Святая Русь, 172. Сам. еп. вед., 1874, 9, с. 210. - " - 1886, 10, с. 211. Владим. еп. вед., 1874, 5. Владимирский ежегодник, т. I, вып. I. Душеп. чтение, 1867, ч. I. Прав. собес., 1907, апрель, с. 556. Истор. сестн., 1885, февраль, с. 467. Русская старина, 1887, июль, с. 1,2. Ж. П. Б., т. XII, с. 1012-1045. Ж. М. П., 1945, 12, с. 43. Н. Д., с. 45. БЭЛ, т. V, с. 850. БЭС, т. I, с. 933. РБС, т. VIII, с. 85-86. Использованные материалы Жизнеописание на сайте Русское Православие: " Иларион, митрополит суздальский, " Энциклопедия Брокгауза и Ефрона   По ortho-rus.ru - в 1651, по Брокгаузу - в 1653. Сам еп. Павел был хиротонисан в октябре 1952 года.   По другим данным, согласно http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_106 , 18 февраля.   По другим источникам 14 декабря 1708 г. Редакция текста от: 07.10.2016 15:07:22 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/21006.html

После учреждения К. в. усиливалось влияние новгородских епархиальных властей в Карелии. Митр. Корнилий 26 авг. 1689 г. писал патриарху о том, как осуществляется надзор за паствой, оказавшейся за рубежом. Обеспокоенный проникновением в швед. Карелию старообрядцев, он наделял новопоставленных священников служебниками и требниками новой печати и выдавал им «указы»-инструкции, как ограждать прихожан от старообрядчества . В борьбе с распространением «старой веры» принимал участие еп. Леонтий: в приходо-расходной книге патриаршего Казенного приказа за 1685/86 (7194) г. содержится запись о приобретении им для миссионерских нужд полемического трактата архиеп. Афанасия (Любимова) : «Во 194 году в разных месяцех и числех по указу святейшего патриарха выдано из казны и отдано из Казенного приказу в цену книг «Уветов духовных» Леонтию, епископу Тамбовскому, 6 книг в переплете (по полтине за книгу)» (цит. по: Введенский. 1900. С. 952). Проживая в Новгороде, еп. Леонтий не смирил своего нрава и в 1690 г. «за ослушание и крамолы» был отправлен к Суздальскому митр. св. Илариону , по одним сообщениям, викарием, по другим - под надзор, с запрещением архиерейского служения. Вскоре Леонтий «многие козни учинил» митр. Илариону (в частности, пытался оклеветать его, надеясь занять кафедру в Суздале), за что в 1692 г. был «осужден на жительство» в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня мон-ре , где находился до своей кончины в 1708 г. В ряде источников ( Строев. Списки иерархов. Стб. 891; Дурново. 1892. Т. 1. С. 152) указывается, что сразу по отрешении от Тамбовской кафедры еп. Леонтий был сослан в Спасо-Евфимиев мон-рь, однако, согласно монастырским ведомостям, он был водворен туда в 1692 г. Не соответствует действительности и утверждение И. И. Дубасова, что еп. Леонтий был наказан «за раскольнические мнения» ( Дубасов И. И. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 81). В эти же годы в Карелии продолжалось давление лютеран. духовенства на православных. Им запрещали строить новые церкви, однако не препятствовали возводить часовни на месте разоренных шведами храмов.

http://pravenc.ru/text/2057252.html

Сулимовка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Год постройки:1708. 1905 - колокольня. Адрес: Украина, Киевская область, Бориспольский район, с. Сулимовка, ул. Ленина, 1 Координаты: 50.396735, 31.186425 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Старейший в районе архитектурный памятник казацкой эпохи. Покровская церковь построена в 1622-1628 годах на средства гетмана И. Сулимы. Год основания церкви совпадает с освобождением Ивана Сулимы из турецкой неволи, поэтому, вероятно, эти события связаны между собой. Храм был фамильной усыпальницей - тут похоронено 8 представителей рода. Церковь отличается суровостью форм, присущей оборонной храмовой архитектуре XVII в. В свое время могла выполнять фортификационные функции. Внутренней росписи церковь никогда не имела. Стены украшены иконами. В 1900 г. была пристроена трехъярусная колокольня. В 30-е годы ХХ в. были ограблены пристроенные к храму склепы. Тогда же было уничтожено большинство ценнейших старинных икон. Сейчас проведена реставрация, воссоздан иконостас. По материалам официального сайта Бориспольской епархии Покровская церковь (1622-29) построена по заказу гетмана И. Сулимы. Церковь является одним из ранних образцов украинскою 6арокко. До конца 20 ст. датой сооружения церкви считалась первая половина 17 ст., но в результате реставрации и исследований 1977–1979 гг. и 1988–1990 гг. было доказано, что каменный храм был построен в 1708 году вместо пришедшего в упадок деревянного храма. Именно Иван Федорович Сулима, внук гетмана Ивана Сулимы, стал инициатором постройки храма, сохранившегося до наших дней. (По другим источникам инициатором все же был сам Иван Сулима, поскольку после многочисленных поездок по странам зарубежья он насмотрелся на каменную архитектуру). Церковь много раз ремонтировали: в 1905 году (по другим источникам в 1900 году) была разобрана западная стена женского притвора, достроен притвор с колокольней, тамбуры перед северным и южным входами, а также ризница. Центральная главка была изменена, ее сделали приземистой, были ликвидированы декоративные маковки на гребнях крыш женского притвора и алтаря. Церковь отвечает всем канонам казацкого барокко – каменная, трехдольная и однокупольная. В храме нет росписей, иконы были накладными, а иконостас можно было разобрать на части. До наших дней аутентичный иконостас не сохранился. Фасады церкви внешне делятся пилястрами, присутствует также массивный карниз. Первый ярус колокольни трехдольный, есть лестничная клетка, второй ярус – восьмерик. Под колокольней храма находится подвал, а под нефом церкви расположена крипта рода Сулим.

http://sobory.ru/article/?object=41613

Гагино. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Спаса Нерукотворного Образа Год постройки:не позже 1889. Адрес: Россия, Липецкая область, Лев-Толстовский район, с. Гагино Координаты: 53.342232, 39.638603 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Гагино. Храмы Спаса Нерукотворного Образа и Архистратига Михаила В документе 1785 г. приводится справка Рязанской духовной кон­систории, в соответствие с кото­рой с. Спасское, Гагино тож впер­вые упоминается в окладных кни­гах Данковского уезда 184 г. (1676 — Прим. авт.). Церкви Спа­са Нерукотворного Образа в этом селе принадлежало тогда " десять четвертей в поле, а в дву потомуж. Сенных покосов на десять копен. Приходских пятнатцеть дворов " . Согласно другим источникам, с. Спасское было населено князем Велико-Гагиным в конце XVII столетия свои­ми крепостными из Владимирской губер­нии на землях по р. Ягодная Ряса, полу­ченных им в1679 г. А деревянная Спас­ская церковь " освящена в январе 1708 года, а данью обложена в 26 день ноября того же года " . В это время при церкви " двор попа Деомида, церковной земли помещиковой дачи десять четвертей в поле, а в дву потомуж. сенных покосов десеть копен. В приходе к той церкви: двор помещицы, княгини Авдотьи Феодоровой дочери Ивановской, двор Великогагина - в нём живёт прикащик, деветь дворов крестьянских, шесть дворов бобыльских " . По данным на 1759 г., в селе Спасское, Гагино тож насчитывалось 70 дворов, в них проживали 265 мужчин и 270 женщин. По клировой ведомости за 1783 г. " во оном селе приходских сто восемь дворов. Причту один комплект " . В январе 1785 г. помещик с. Гагино полковник Пётр Иванович Измайлов по­дал прошение епископу Рязанскому и Шацкому Симону (Лагову) о разрешении постройки им на свои средства в селе ка­менной церкви в прежнее храмонаиме-нование в 5 саж. от прежнего погоста: " В вотчине моей Раненбургскаго уезда в се­ле Спасском, Гагино тож, имеется цер­ковь Спаса Нерукотвореннаго образа, деревяннаго здания, и хотя состоит она ещё в твёрдости, но не очень пространна. Приходских же при онай состоит более ста дворов и потому прихожанам для слу­шания божественной службы входить в сказаннаю церковь совсем несовместно ... возымел я усердное старание вместо онай деревянной, церковными зборными денгами, а более собственным своим иждивением построить для прочности и пространства вновь каменную церковь " . В свою очередь священник Спасской церкви Иоанн Никитин поддержал поме­щика и обещал " из своего собственнаго иждивения спомоществовать " в деле храмоздания и в каменном храме в трапез­ной соорудить " придел для зимнего вре­мени тёплый во имя святого великомуче­ника Иоанна Воина " .

http://sobory.ru/article/?object=40208

Жолква. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В период 1951—1992 гг. город Жолква назывался Нестеров (в честь Петра Николаевича Нестерова, русского военного лётчика, основоположника высшего пилотажа). РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ ЦЕРКОВЬ, 1705 г. Построена на месте старой деревянной плотником Кунашем (надпись на хорах). Деревянная, трехсрубная, одноглавая, с под-дашием на выпусках венцов срубов. Состоит из граненого пятистенного восточного сруба и квадратных бабинца и центрального сруба. В композиции масс основное внимание уделено мощному центральному срубу, значительно превосходящему по размерам и высоте боковые. Центральный объем перекрыт монументальным шлемовидным верхом на крупном восьмерике, боковые срубы накрыты скатными крышами, коньки которых находятся на уровне карниза центрального сруба. В интерьере раскрыто пространство верха. Низкие боковые объемы перекрыты срубными сводами. Хоры размещены в центральном срубе, отделенном от бабинца аркой-вырезом. В интерьере живопись 1708—1710 гг., относящаяся к мастерской И. Рутковича. Реставрирована в 1968 г. Соотношением форм, контрастной композиционно-пространственной структурой памятник принадлежит к самым оригинальным произведениям галицкой школы народной архитектуры. «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.154, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год Один из двух деревянных храмов города Жолквы - церковь Рождества Пресвятой Богородицы - незаслуженно обделена вниманием, потому, что находится далековато от центра города и не все туристы её посещают. Однако она старше, чем церковь Святой Троицы, внесённая в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Церковь Рождества Богородицы является типичным примером галицких деревянных церквей XVIII века и имеет ценный сохранённый барочный иконостас. Как свидетельствуют источники, в пригородном селе Винники, первое упоминание о котором датируется 1368 годом, ещё в стародавние времена находилась деревянная церковь, а возле неё старинный погост. Шли годы, один храм сменялся другим из-за ветхости или из-за случавшихся пожаров. Как раз в одном из таких пожаров сгорела деревянная предшественница сохранившегося до сегодняшнего дня винниковского храма. Новая, также деревянная церковь появилась здесь в 1705 году. Проспонсировал строительство местный священник Иосиф Керницкий и прихожане. Автором этого деревянного творения выступил некий плотник Кунаш. Об этом поведает туристу резная надпись, сохранённая на хорах церкви.

http://sobory.ru/article/?object=19150

Новохопёрск. Собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженский собор Карта и ближайшие объекты Каменный собор Воздвижения Креста Господня с приделом святителя Николая Чудотворца был выстроен в 1774 году. Храмовая часть, трапезная и массивная трёхъярусная колокольня, увенчанная фигурным куполом со шпилем имели барочные формы. Собор перестраивался в 1857-1859 годах: была была расширена и удлинена трапезная, почти до колокольни, фасады получили декор в русском стиле (кокошники и килевидные архивольты). В настоящее время собор нуждается в возрождении. На месте будущего Новохоперска во второй половине XVII века донскими казаками был основан городок Пристанский. Активное участие жителей Пристанского городка в восстании Степана Разина (1670-1671 гг.), а затем в восстании Кондратия Булавина (1707-1708 гг.) привело к тому, что Петр I приказал уничтожить Пристанский городок и на его месте построить Хоперскую земляную крепость. Крепость была построена в 1710-1717 годах на высоком береговом холме. Она имела квадратную форму с четырьмя угловыми бастионами. В экспликации к Плану крепости Новой Хопер первой половины XVIII века под литерой «В» указана «Церковь здвижения чесного и животворящего креста», расположенная в самой крепости. Однако по другим источникам следует, что в крепости был освящен Воскресенский (или Покровский) собор. А рядом с крепостью, напротив ее южных ворот, в 1716 году поставлен Собор Николая Чудотворца. В 1760 году сообщалось уже о существовании соборной Крестовоздвиженской церкви, в том числе говорилось: «За городом оной крепости были соборная ружная (без отведенной земли) каменная церковь, зачатая с 1737, а совершена действительно и освящена в 1759 годе». Димитрий Самбикин указывает дату строительства каменного Крестовоздвиженского собора с приделом св. Николая, построенного вместо сгоревшего деревянного собора св. Николая Чудотворца, — 1774 год. В 1857-59 гг. Крестовоздвиженский собор был перестроен: расширена и удлинена почти до колокольни трапезная, фасады церкви получили декор в русском стиле.

http://sobory.ru/article/?object=09126

Фото: yareparhia.ru      Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Юстиниан (Овчинников) – не только архипастырь Русской Православной Церкви, но и профессиональный историк. Ещё в 1983 году будущий владыка окончил исторический факультет Ивановского государственного университета, а в 1992 году в Богословском институте Бухареста защитил магистерскую диссертацию на тему «История русских старообрядцев-липован в Румынии». Ровно десять лет назад владыка Юстиниан, на тот момент правящий архиерей Приднестровья (Тираспольской и Дубоссарской епархии), в праздник Торжества Православия восстановил традицию анафематствования гетмана Ивана Мазепы, предателя государства Российского и Церкви Русской, по чину, составленному в 1708 году. По сути, владыка нанёс превентивный удар по русофобским националистическим силам, которые, как и на соседней Украине, постепенно активизировались и на Приднестровской земле. И одной из задач этих сил всегда была борьба против канонической Церкви. Об этом архиепископ Юстиниан уже рассказывал в одном из своих эксклюзивных интервью Царьграду. В другой беседе владыка подробно разъяснил, почему Константинопольский патриарх Варфоломей не вправе подменять собой самодержцев Восточно-Римской (Византии) и Российской империй. Особенно в своих действиях по отношению к другим Поместным Церквам, в первую очередь на канонической территории Московского Патриархата на Украине. В сегодняшнем интервью архиепископ Юстиниан продолжает эту тему с опорой на церковно-исторические источники и каноническое право Православной Церкви. Рим, Константинополь и подложный «Константинов дар» Пётр Порошенко и Патриарх Варфоломей. Фото: www.globallookpress.com      Владыка, Константинопольский патриархат в лице патриарха Варфоломея и его Синода, по сути, развязал руки украинским националистам в их гонениях против нашей Церкви на Украине. В чём исторические корни этого поведения? Почему Фанар фактически пошёл по пути Ватикана, пути узурпации власти христианских императоров, о чём Вы уже коротко говорили в предыдущем интервью Царьграду?

http://pravoslavie.ru/smi/120858.htm

Буск. Церковь Параскевы Пятницы. Карта и ближайшие объекты Там, где находится существующая сегодня церковь, раньше было древнее городище. Церковь расположена в северо западной части Буска, которая называется Воляном, недалеко от улицы, за древними валами. Построена в 1642 г. (по другим данным 1708 г). В 1905 году отремонтирована. В 1970 г. проведены реставрационные работы (архитектор И. Г. Могитич). После ремонта в 2009-2010 гг. церковь получила другой внешний вид, в первую очередь благодаря цвету крыш. Деревянный ступенчатый пятиярусный иконостас первой половины XVIII века с резьбой в стиле развитого барокко. Орнаментальная настенная живопись в интерьере относится к 1906 г. Деревянная двухъярусная колокольня размерами 4х4 м находится на западе от церкви. Памятник архитектуры национального значения. Церковь в пользовании общины УПЦ КП. /ЛИТЕРАТУРА: А. Юраш " Шематизм Львовско-Сокальской епархии УПЦ КП " . - Львов: ПАИС, 2000. - 248 с./ В конце XVIII в. народный мастер разрисовал барабан и верхнюю часть стен в технике клеевой стенописи. В 1807 г. подняты стены алтарного сруба, для установления там нового высокого алтаря. В 1890 г. перемалеван иконостас. В 1983 г. проведены реставрационные работы с реконструкцией первоначального вида согласно проекту архитекторов Могитич И. Г. и Швеца В. Я. - памятнику возвращен вид двухсрубных одноверхих церквей, которые происходят от древнерусских ротонд. Источник: сайт " Деревянные церкви Галичины " http://decerkva.org.ua/busk_onufriy.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=32128

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010