«Аще забуду тебе, Иерусалиме…» К 170-летию основания Русской духовной миссии в Иерусалиме. ФОТОГАЛЕРЕЯ Русская Палестина – удивительное духовное и историческое явление, во главе которого – основанная в 1847 году Русская духовная миссия в Иерусалиме. Ее попечением и старанием, энергией и трудом деятелей Русской Православной Церкви и Российского государства во второй половине XIX – начале XX веков для русских паломников был приобретен целый ряд святых мест, связанных со значительными событиями Священной истории, было возведено множество храмов, паломнических гостиниц, подворий, основано несколько монастырей. Русская Палестина – это большая просветительская, научно-исследовательская и благотворительная деятельность. Золотым ее веком можно считать годы, когда без малого 30 лет (1865–1894) начальником Русской духовной миссии, четвертым по счету, был архимандрит Антонин (Капустин). Несмотря на частое безденежье, множество трудностей и препятствий, ему удалось приобрести большое количество земельных участков, ценность которых невозможно измерить в материальном выражении: участок в Хевроне с растущим на нем дубом Мамврийским, под сенью которого патриарх Авраам принял трех таинственных Странников; участок на горе Елеон – недалеко от места Вознесения Христова; землю в селении Эйн-Карем – место встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елисаветы; участки в библейском Иерихоне и в Яффе – с гробницей праведной Тавифы, воскрешенной святым апостолом Петром, и другие. Благодаря научным занятиям архимандрита Антонина церковной археологией, близ храма Гроба Господня был обнаружен порог Судных врат, через который проходил Крестный путь Спасителя, и древний некрополь в Яффе. Русское присутствие в Святой Земле стало возможным и благодаря пожертвованиям православных русских людей: с 1886 года по всей России во всех епархиях и храмах ежегодно в Вербное воскресенье – в праздник Входа Господня в Иерусалим – проводился сбор пожертвований для Русской духовной миссии в Иерусалиме, который и назывался «Вербным».

http://pravoslavie.ru/107405.html

Раздел 5: Имущество и земельные владения Русской Духовной Миссии (наследие архимандрита Антонина); описи имущества РДМ, составленные после кончины архимандрита Антонина 451. Донесение исправляющего должность начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Арсения (Изотова) в Св. Синод Иерусалим 4 июня 1894 г. Копия Прибыв в Иерусалим 26 апреля, я на другой же день должен был вступить в отправление своих обязанностей, так как после смерти о. архимандрита Антонина скопилось много дел по случаю отправления обратно в Россию наших паломников. Но чтобы ознакомиться с текущими делами Миссии, требовалось немало времени, потому что в последние годы покойный мой предшественник никого из монашествующих не брал себе в сотрудники, равно как и из других лиц Миссии, кроме драгомана Миссии Якова Егоровича Халеби. Поэтому на мои вопросы часто никто не мог дать объяснений, и мне приходилось доискиваться разъяснения недоумений долгое время, по причине недостатка записей. Генеральный консул со своею комиссиею, бывшею при опечатании и описи оставшегося после покойного архимандрита имущества, начал 30 апреля передавать в мое ведение документы и имущество; протоколы, составленные по сему случаю, здесь прилагаются в копиях 402 и 403. Движимое имущество церкви и приютов в Яффе, Хевроне, Иерихоне, в Горнем и на Елеоне комиссиею описано было после смерти о. архимандрита по наличности и мною принято по составленным этою комиссиею описям, потому что между бумагами покойного о. архимандрита нашлась только опись одной церкви, в здании Миссии, составленная еще в 1867 г., и на одном листе опись вещей, принадлежащих церкви в Горней, и на одном полулисте – опись вещей церкви св. Марии Магдалины. А движимое имущество дома Духовной Миссии не было описано комиссиею и мною принято по наличности. Копии со всех протоколов, доставленных мне генеральным консулом, при сем прилагаются, именно: 1 . Протокол от 24 марта сего года, за 326, о наложении печатей в самый день смерти архимандрита Антонина на его квартиру (за исключением залы, в коей находилось тело покойного архимандрита до выноса в церковь ), а также на помещения библиотеки, музея древностей, входа в астрономическую обсерваторию, драгоманской канцелярии и ризницы в верхнем этаже здания Духовной Миссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

П.В. Безобразов Приложения. Постановление о русских православного исповедания поклонниках, прибывающих в Иерусалим 251 Глава I. Общие правила § 1. Все русские поклонники православного исповедания, прибывающие в св. Град Иерусалим, состоят под непосредственным надзором духовного начальства греческого монастыря Гроба Господня. § 2. Для вящего присмотра за ними, за их поведением, равно и за нуждами их приставлен к ним со стороны монастырского ведомства греческий монах в качестве переводчика, к которому может каждый поклонник обращаться с законными и рассудительными своими требованиями. § 3. Российское императорское консульство в Бейруте и Палестине, под ведомством коего состоят по Высочайшей воле все подданные Его императорского Величества в сей стороне, назначает равномерно по своему выбору одного из среды поклонников надзирателем над своими соотечественниками, прибывающими в Иерусалим. § 4. Паломники, какого бы звания они ни были, обязаны повиноваться надзирателю, взяв в соображение, что все его действия суть не что иное, как точное исполнение предписаний консульских или духовной власти, и лежат на ответственности консула пред высшим начальством. § 5. Всякому поклоннику предоставлено излагать письменно г. консулу или агенту его в Яффе жалобы свои на надзирателя, равно как и неудовольствие своё на монастырское начальство. По всякой уважительной жалобе будет доставлено законное удовлетворение, а жалобы неосновательные и ябеды навлекут только стыд на виноватого пред начальством, пред православным монастырём и пред его соотечественниками и даже наказание. § 6. Время пребывания своего в Иерусалиме поклонники должны исключительно посвящать исполнению христианских обязанностей и духовной пользе, а часы отдыха проводить в назидательной беседе между собой и не заводить никаких связей с иноплеменными, помня, что в этой чужой стороне, далеко от отечества, они составляют как бы одно семейство, над коим бдит неусыпное око Государя. § 7. Строжайше запрещается всякое сношение с бродягами, говорящими по-русски и называющими себя русскими, которые или бежали или высланы из России за дурное поведение и, скитаясь по миру, нередко заходят в Иерусалим, иногда даже в иноческом виде, для развращения и обмана благочестивых поклонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

(Описание путешествия в Св. Землю, совершенного летом 1900 года преосвященным Арсением, епископом Волоколамским, Ректором Московской Духовной Академии, в сопровождении некоторых профессоров и студентов). Содержание Предисловие Воскресение. 4 Июня. По Черному морю. 5 Июня. Понедельник. На Босфоре. 6 Июня. Вторник. В Царь-граде. 7 Июня. Среда. На Принцевых островах. 8 Июня. Четверг. 9 Июня. Пятница. На Селамлике и у дервишей. 10 Июня. Суббота. В музее. Отъезд из Константинополя. 11 Июня. Воскресенье. На Афон. 12 Июня. Понедельник. В Пантелеймоновском монастыре. 13 Июня. Вторник. По Афону. 14 Июня. Среда. По Афону. 15 Июня. Четверг. – В Андреевском и Ильинском скитах. 16 Июня. Пятница. В Андреевском скиту и возвращение в Пантелеймоновский монастырь. 17 Июня. Суббота. Прощание с Афоном. 18 Июня. Воскресение. В Архипелаге. 19 Июня. Понедельник. В Средиземном море. 20 Июня. Вторник. По Средиземному морю. 21 Июня. Среда. В Триполи. 22 июня. Четверг. В Бейруте. 23 Июня. Пятница. В Яффе. Приезд в Иерусалим. 24 Июня. Суббота. Первый день в Иерусалиме: у патриарха; на русских раскопках; на Елеонской горе. 24 Июня. Суббота. На горе Елеонской. 25 Июня. Воскресенье. Архиерейское служение в Троицком соборе. Осмотр мечетей Омара и Эль-Акса. Поездка в Вифлеем и Бэт-Джалу. 26 Июня. Понедельник. Осмотр храма Воскресения; поездка в Иерихон. 27 Июня. Вторник. У Мертвого моря. На Иордане. 28 Июня. Среда. В мастерской архитектора Шика. Поездка в Хеврон, к Мамврийскому дубу. 29 Июня. Четверг. У дуба Мамврийского. На русских постройках. 30 Июня. Пятница. Поездка в Горнюю. У стены плача. Ночь в храме Воскресения. июля 1-го. Суббота. Служба в храме Воскресения. На Сионе. В обители Св. Саввы. 2 июля. Воскресенье. В Крестном монастыре. На акте в греческой семинарии. Последний обзор Иерусалима. Царские гробницы. Пещера пр. Иеремии. Приготовление к отъезду в Назарет. 3 июля. Понедельник. Литургия на Голгофе. Прощание с Патриархом. Напутственный молебен на русских постройках. Прощание с оставшимися спутниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Глава 9 Обращение Павла Господом и пребывание его в Дамаске (1–25). Первое пребывание христианина Павла в Иерусалиме (26–30). Петр в Лидде, исцеление Энея (31–35). Петр в Иоппии (Яффе), воскрешение Тавифы (36–43) Деян.9:1 .  Савл же, еще дыша угрозами и убий­с­т­во­м на уче­ников Го­с­по­да, при­шел к первосвящен­нику «Савл же, еще дыша угрозами...» – между тем, как рассеявшиеся после убиения Стефана ученики Господа распространяли благовестие по другим городам ( Деян.8:1, 4 и д.), Савл продолжал ( Деян.8:3 ) свои гонения на христиан с прежнею силою. Выражение – «дыша угрозами и убийством» – указывает как бы на дикого, кровожадного зверя, задыхающегося от своей жадности. Угрозы и убийства стали как бы воздухом, которым дышал Савл и который был для него такою же существенною необходимостью, как обыкновенный воздух для всех людей. «Пришел к первосвященнику...» Если обращение Савла полагать не позже 36-го г. по Р. Х., то первосвященником тогда был все тот же Каиафа, смещенный лишь в 36 г. римским проконсулом Сирии – Вителлием. Место Каиафы занял Ионафан, сын прежнего первосвященника – тестя Каиафы – известного Ананы или Анны. Но уже в следующем же 37 году этот первосвященник был также смещен и замещен братом его, другим сыном Анана – Феофилом (Археол. Флавия, XVIII, 4 и д.). По всей вероятности, этот последний и был первосвященником в описываемое время. Деян.9:2 .  и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет по­следу­ю­щих сему уче­нию, и мужчин и женщин, связав, при­водить в Иерусалим. «Дамаск» – древний главный город Сирии, верстах на 200 к северо-востоку от Иерусалима. Со времен Селевкидов в нем жило очень много евреев, так что Нерон мог умертвить их там до 10 000 (Флавий, о войне Uyд. I, 2, 15; II, 20, 2 ). При таком большом количестве евреи имели здесь не одну, а много синагог, что подтверждается и в данном месте: «выпросил письма к синагогам...» Эта же многочисленность живших в Дамаске евреев заставляла догадываться и возможности распространения и здесь христианства, что обещало богатую пищу ревности гонителя Христова, каким был тогда Савл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Октября 25 числа, часа за три до вечера, стали мы подходить близко к Яффе, древней Иоппии, сильным ветром. Смотрим: во граде на крышах стоит множество народа. Это были все поклонники, прежде нас пришедшие, и смотревшие на нас, как мы будем попадать на берег. Вдруг мы увидели, что от берега отплыло множество малых лодок, и к нашему кораблю устремились; наши же матросы, собравши все паруса, только один парус на мачте покинули. Ветр разъигрался, море воскипело, а пристани доброй нет; и мы были все вне себя, ово от радости, что кончили морской путь, ово от страха, как можем попасть на берег. Потом подъехало к нам много малых лодок; люди в них арабы полунагие, которых мы никогда не видывали; они бросились к нам на корабль с обеих сторон, и начали поклонников хватать и в лодки бросать, ни на что не взирая, ни на слезы, ни на старость; возьмут четверо одного, и бросят прямо в лодку; не дают взять с собой никаких вещей; да и лучше делать было невозможно; потому что море разъигралось, и корабль с боку на бок валяется, и лодки их заливает. А от Российского консула приказано было, чтобы как можно скорее народ переправить на берег. Я вижу, что и до меня такожде дело доходит, и не стал дожидаться, пока меня схватят, а взял свою сумочку, и скорее сам бросился, да взял одного поклонника, четырехлетнего мальчика: ибо отец с матерью просили поберечь его. И так, нагрузивши лодку в одну минуту, отсунулись от корабля. И много испытали страха: лодка не большая, волны яко горы, а мы уже были полумертвы, и лежали все ниц лицами. Потом поднял я голову, вижу: уже близ берега, въехали за камни, и там тихо; и пристали к пристани. И тут Российский консул всех принимает, и распоряжает нашими, Восточной Церкви, христианами, и препровождает в греческий монастырь, который тут же, недалеко от пристани, находится; и давали комнаты, сколько где можно поместиться. И здесь мы проживали три дня, и ходили в церковь . Здесь служба совершается более на арабском языке. И здесь мы благодарение воздавали Всевышнему Господу Богу, что сподобил вступить на Святую обетованную Землю, где Сам Спаситель, во плоти, ходил Своими пречистыми ногами; и позабыли все страхи и ужасы, которые претерпели мы на море; только еще не получили мы совершенной радости, что еще не видим возлюбленного и многовожделенного святого града Иерусалима. Октября 28 числа, утром, пришел консул и объявил, чтобы русские были готовы в дорогу. Спустя немного времени, приходят арабы, и берут сумки у всех, которые сами не могут нести. И мою взял араб, а я пошел вслед за ним, и вышли на улицу: тут стояло множество верблюдов, коней, ослов и магарчиков (по-русски – лошаков); и брали всяк себе по надобности и силе, кто верблюда, кто коня, а другой осла, а иной магара. Я взял для себя осла, и поехал, помышляя о вшествии Господа Иисуса Христа во святый град Иерусалим на жребяти осла. 7. Селение Лида

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

П.В. Безобразов Заметки, препровождённые А.С. Стурдзой в августе 1843 г. для соображения Л. Гр. Сенявину, директору Азиатского департамента 253 Православному поклоннику святых мест, духовному лицу, не должно чаять отрады в предметах, видимых при посещении Палестины и Сирии. Беды отовсюду, и от властей, и от пастырей, и от зловерных, и от неверных, и от лжебратии. Иерусалим попираем, дóндеже исполнятся времена язык. В сонме пастырей, пресвитеров и монахов есть ещё люди, искренно болезнующие о соблазнах, мерзостях запустения и невежества в пределах св. церкви. Они-то имеют крайнюю нужду в одобрении и поощрении, чтобы не угас вконец едва мерцающий светильник их. Возвещено ли торжественно, знают ли на Востоке о радостном на Севере событии воссоединения униатов? Не вем! А надобно часто и многим рассказывать случившееся со всей подробностью, дабы утешить сердца тамошних христиан и оживить в них упование и ревность. Не худо было бы повествование о сем великом событии издать на арабском языке в простых выражениях и точных резких чертах. Необходимо будет ускорить издание православного исповедания Петра Могилы на языке арабском, собственно для священников; это настоящий колчан духовный, наполненный стрелами не красивыми, но меткими. Не мешало бы также сделать известными подвиги Иннокентия Камчатского в Америке. Посетителю св. мест надлежит изъявлять благоговение сердца к памятникам нашей веры, чтобы туземцы сочувствовали ему и не приписали наружного спокойствия его маловерию или равнодушию. Всячески стараются отыскать в Бейруте, Дамаске, Яффе, Алеппо и Иерусалиме духовных особ, отличающихся ревностью и некоторыми познаниями. Их очень мало, тем нужнее выведать, кто и где они? Тем полезнее будет с ними познакомиться и, снискав их доверие, через них уже действовать на serum pecus! Если когда случится и доведётся служить обедню по-славянски, то служить и по-гречески. А при арабском и грузинском богослужении предстоять с участием в знак единоверия. С армянами обходиться как с полу-земляками, дабы смягчить грубый их фанатизм и ненависть к православию. Однако и не брататься с ними, чтобы не соблазнить православных. Вообще, говорить не столько о России, сколько о церкви единой апостольской.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Краткое жизнеописание митрополита Ташкентского и Туркестанского Арсения (Стадницкого) Глава I. Записки Авксентия Георгиевича Стадницкого Глава II. Дневник паломника-студента III курса Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого во время путешествия на Афон Глава III. Продолжение записок путевых впечатлений во время путешествия по Афону студента Авксентия Стадницкого Глава IV. Дневник студента Киевской Духовной академии Авксентия Стадницкого 1884–1885 годы Глава V. Дневник архимандрита Арсения (Стадницкого) Приложения Путешествие в Палестину и на Афон Краткое описание монастырей, скитов, келлий, подворий и храмов Афон Афон монашеский Андреевский скит Артемьевская келья Афанасия св. Лавра (Великая лавра) Ватопед Вознесения келья Дохиар Есфигмен Зограф Иверский монастырь Ильинский скит Каракалл Карея Котломуш (Кутлумуш) Ксенофонт Ксиропотам Молдавский скит Пантелеимоновский монастырь Пантократор Ставроникита Старый Русик Филофей Хилендарь Бессарабская губерния Киприановский монастырь Рождественский кафедральный собор в Кишиневе Киев Андреевская церковь Братский Богоявленский монастырь Киево-Печерская лавра Константинополь Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновское подворье Патриархия Софии Святой храм Москва Благовещенская церковь на Тверской улице Архангельский собор в Кремле Успенский собор в Кремле Чудов монастырь Новгород Антония Римлянина преподобного монастырь Одесса Андреевского скита подворье Ильинского скита подворье Пантелеимоновского монастыря подворье Троицкая (греческая) церковь Палестина Благовещении Пресвятой Богородицы церковь в Назарете Церковь Вознесения Господня в Кане Галилейской (ныне г. Кфар-Кана) Горненский монастырь в Эйн-Кареме Гроба Господня храм в Иерусалиме Марии Магдалины церковь на Елеонской горе Петра и Павла церковь в Яффе Троицкий собор (миссийский) в Иерусалиме Румынское королевство Добровецкий монастырь Нямецкий Вознесенский монастырь Санкт-Петербург Александро-Невская лавра Сергиев Посад Вифанский Спасов монастырь Троице-Сергиева лавра Гефсиманский скит Черниговский скит Тамбовская губерния Троицкий Козловский монастырь Список сокращений библиографических названий Список сокращений, используемых в научно-справочном аппарате издания  

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Летом нынешнего года мне представился удобный случай исполнить давнишнее и горячее желание посетить Восток – колыбель христианства вообще и христианства православного в частности, особенно Иерусалим – священнейшее место не только на Востоке, но и во всем мире. Благодаря современным удобствам сообщения, я в течение четырех месяцев успел осмотреть древности и достопримечательности Константинополя и его окрестностей, Смирны, Александрии, Каира, Яффы, Иерусалима, Афин, Салоник и Афона. На Афоне я пробыл месяц; в Иерусалиме – также месяц. Последний город, стояний на развалинах, нагроможденных в течение многих веков, привлекать меня не только теми своими святынями, которые известны издавна и на поклонение которым издавна стекается весь христианский мир, но и теми, которые разыскиваются или вновь открываются ныне. Известно, что в последнее время здесь явилась возможность раскапывать вековой мусор и обнажать подлинно священную почву. Раскопки, произведенные около храма Воскресения вашим русским Палестинским Обществом вызвали весьма живой интерес, породили чуть не целую литературу и привели к результатам, если не вполне несомненным, то во всяком случае весьма важным и любопытным. Раскопки, произведенный архимандритом Антонином в разное время и в разных местах Палестины, например, на горе Елеонской при постройке храма и колокольни, в Яффе, у дуба Мамврйского, в Иерихоне и под при возведении русских построек, тоже весьма интересны, равно как и сделанные при этом находки. Тоже нужно сказать и о раскопках, производимых иноверцами, каковы, например, французские раскопки (еще неоконченной) базилики святого первомученика Стефана и другие. Словом, для христианской археологии Иерусалима открываются ныне некоторые новые горизонты, выясняется возможность открытия новых святынь и новых данных к решению вопросов о подлинности и значении старых святынь. Помимо всего этого, в последнее время в Иерусалиме явилась еще новая и весьма важная приманка для ученой любознательности – это Патриаршая библиотека, организуемая на европейский манер по распоряжение Его Блаженства патриарха Иерусалимского Никодима.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство священник Сергий Якимов Суеверие и гадание есть грех " decoding="" title="" > ( 3  голоса:  5.0 из  5) Святые отцы и учители Церкви всегда предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Причем, в последнее время появились так называемые околоцерковные суеверия. Многим прихожанам больше нравится доверять устным источникам информации – нашим бабушкам. Предрассудки, следование всяким приметам и обычаям, соблюдение нелепых внешних форм некоторых обрядов, объясняются недостатком знания о них. Заблуждения людей усугубляются, когда они занимаются гаданием или изучением гороскопов. О том, как важно православному христианину не поддаться суевериям, а тем более гадать в Святочные дни, об этом мы беседуем с членом миссионерского отдела Московской епархии настоятелем храма преп. Сергия Радонежского священником Сергием Якимовым. Что такое суеверие? Под суеверием необходимо понимать любую форму ложных верований. Исторический опыт убеждает нас в том, что человеческие общества и отдельные его представители всегда были подвержены религиозным, моральным и прочим заблуждениям. Массовым суевериям противостояли аристократы духа — гении святости и гении высокого творчества. Обличая человеческие заблуждения, они ставили вопрос об истине и путях ее достижения. В обывательской среде вопрошание: “ Что есть истина ?” – за долгие века человеческих исканий превращается в трюизм , но, несмотря на это, индивидуальная борьба за высшую правду продолжает сдерживать мировые силы зла. Несомненно, вопрос об истине множество раз в истории решался концептуально, но по-прежнему этот вопрос неразрешен для каждой личности в отдельности. “ Истина не дается нам так, как даются камни и вещи этого мира. ” Одно дело содержать в памяти закрепленное традицией учение об Истине и соглашаться с ним, другое дело иметь в сердце саму Истину. Одно дело знать «книжного» Христа, другое — знать Его в живом опыте встречи. Дисбаланс внешнего знания и внутреннего опыта приводит к суеверию и составляет проблему, значимость которой обсуждается не только христианами, но даже такими представителями безрелигиозной психологии, как Эрих Фром и Аниэла Яффе. Эти исследователи убеждены в том, что дисбаланс внешнего знания и внутреннего опыта свидетельствуют о разладе сознания и подсознания человека и приводит к серьезным психическим расстройствам.

http://sueverie.net/sueverie-i-gadanie-e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010