Пение перед водруженным крестом, лицом к востоку, молитвы призывания Святого Духа «Царю Небесный…». Диакон: «Господу помолимся». Хор: «Господи, помилуй». Архиерей – молитвы: «Господи Боже наш, изволивый на сем месте…» и коленопреклоненно: «Хвалим Тя, Господи Боже Сил…». Диакон – сугубая ектенья: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей…». Возглас архиерея: «Услыши ны, Боже…». Отпуст обычный «храма» 2 . Освящение новопостроенного или перестроенного храма По окончании постройки новой церкви или капитального ремонта существовавшей прежде положено произвести ее освящение. Освящение храма бывает двух видов. 1. Полное (великое), изложенное в Требнике под названием «Чин освящения храма, от архиерея творимаго». 2. Неполное (малое), состоящее только в водоосвящении и окроплении святой водой храма и церковных построек. Полное освящение совершается, если 1) храм вновь построен или капитально отремонтирован; 2) помещение церкви было осквернено использованием его для небогослужебных целей; 3) помещение церкви использовалось неправославными общинами; 4) в храме был передвинут или поврежден Престол. Право освящения храмов принадлежит только епископу. По правилам Вселенской Церкви, если храм не освящен епископом – богослужения в нем приравниваются к расколу и виновные в этом подлежат запрещению. Если епископ не имеет возможности по тем или иным причинам освятить храм самостоятельно, то он освящает один антиминс, на котором делает надпись, для какого храма он предназначен, и посылает его туда с нарочным. Приняв антиминс и указание, кому должно совершить освящение, в храме начинают готовиться к нему. Обычно в таком случае храм освящается местным благочинным, но епископ может поручить сделать это какому-нибудь другому священнику. Полное освящение храма можно производить не во всякое время церковного года. Запрещается осуществлять его в следующие дни: 1) когда празднуется память святого или священного события, во имя или в честь которого построен данный храм; 2) в дни Господских, Богородичных праздников, а также в дни памяти великих святых, которым положено по Уставу совершать полиелейную службу;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

В основе церковного устройства и управления должно лежать 34-ое Апостольское правило, которое гласит, что  «Епископам всякого народа подобает знати перваго в них, и признавати его якоглаву, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения... но и первый ничего да не творить без разсуждения всех». Было указано, что против этого основного канона погрешили как иерархи, сделавшие себя слепым орудием богоборческой власти в так наз. Советском Союзе, так и иерархи, отколовшиеся от единой Русской Церкви заграницей. Епархиальное Собрание высказало решительное осуждение, как самочинно отделившимся от Русской Церкви, так и подчинившим Св. Церковь безбожной диктатуре, вопреки принципу подлинной соборности, столь ясно выраженному в вышеприведенном 34-м Апостольском правиле. Как во главе всей Поместной Церкви, так и во главе каждой отдельной части ее, законно Соборной Властью определенной, стоит Апостольский преемник – Епископ.  Без Епископа,  как ясно учат Мужи Апостольские и Святые Отцы,  нет Церкви. «Внимайте епископу, дабы и Бог внимал вам»,  учит современник Св. Апостолов священномученик Игнатий Богоносец ,  Епископ Антиохийский (По преданию, бывший тем дитятею, которое взял на руки Господь Иисус Христос, уча Апостолов смирению, как разсказывается об этом в Евангелии Марк. 9: 33–37 ) в своем послании к св. Поликарпу Смирнскому (Гл. VI). «Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви»   (Он же в послании к Смирнянам гл. VIII). «Кто будет почитать себя больше епископа, тот пропал совершенно»   (Послание к Поликарпу его же гл. V). «Делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу»   (Послание к Смирнянам IX гл.). «Епископ в Церкви, и Церковь в Епископе»,  учит священномуч.  Киприан Карфагенский : «и если кто не с епископом, тот вне Церкви». Во главе отдельных Приходов, являющихся малыми церквами, стоят Пастыри – Священники. Они поставляются Епископом, как его помощники и проводники его Апостольской власти. Как Епископы являются вдохновителями и устроителями всей Церкви, так и Священники, находящиеся в каноническом подчинении и послушании у своих Епископов, являются устроителями и ответственными руководителями малых церквей – приходов. Верующие миряне, избираемые в церковно-приходские советы, согласно определению Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 г. г. как это ясно видно из Введения к выработанному этим Собором Приходскому Уставу, отнюдь не являются какими-то полновластными распорядителями, или «правлением» прихода, а всего лишь «ближайшими помощниками своего пастыря и проводниками его начинаний в приходе», причем избираться они должны не по какому-либо иному признаку (напр. партийному), как только по признаку своего подлинного христианского благочестия и усердия к церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Самая большая беда — эта потеря памяти в абхазском народе.     — Как возникла абхазская нация?   Средневековая абхазская нация сформировалась из синтеза местного греческого населения и местного абхазского населения.   – Они исповедовали православие – и те и другие?   – Да. Это был один народ. С одной стороны, была варварская динамичность, с другой стороны, — цивилизованная утонченность. Какие прекрасные храмы были построены! У нас есть пять храмов, которые можно назвать классикой абхазской архитектуры. Это соборы в Пицунде, Лыхны, Новом Афоне, Мокве, Архызе. Пять храмов с 8 по 11 века, для наших масштабов — это очень много. Это было влияние, Константинополя – он расположен на другом берегу моря. А море не разделяет, оно соединяет. Абхазское царство объединило территории Римской империи на северо-востоке Черного моря. И с самого начала возникла такая ситуация, когда в этом Абхазском государстве абхазы составляли меньшинство населения. Мы, к сожалению, оказались слишком активны в военном плане, и границы Абхазского царства к веку 10-11-ым веках чуть ли не до Каспия доходили. Сегодня мы платим за империализм наших предков — они не сидели дома, им нужно было кого-то завоевывать. И позже, уже начиная после 12 века, мы имеем агрессию обратную. То есть те люди, которых абхазцы завоевывали, эксплуатировали, сумели адаптироваться. Я бы так сказал, то европейское, римское, стало как-то выветриваться. Например, есть свидетельство о том, что была абхазская письменность.   Современность   – Скажите, пожалуйста, сколько сейчас в монастыре монахов, и по какому уставу служите? Имеете ли какое-нибудь общение с Грецией – Вы сказали, что когда-то были подворьем Афонского монастыря.   В 93-м году, когда еще шла война, приехал настоятель Московского подворья нашего монастыря — отец Петр Пиголь. Он возродил этот монастырь, это было реальное подворье монастыря, так, как полагается. А потом пошла политика, католикос Илья, Патриарх Грузинский стал требовать, чтобы русские монахи покинули «каноническую» территорию Грузии. С той поры монастырь больше не является подворьем Московского монастыря.

http://pravmir.ru/abxaziya-strana-mechty...

По свидетельству святых отцов, память смертная учит всякой добродетели, она охраняет от греха и дарует вкушение благобытия с Богом. Отец Исаак настолько проникся смертной памятью, что, по воспоминаниям учеников, его постоянным настроением было пасхальное. И это невозможно было скрывать, хотя сам отец Исаак всегда стремился хранить свою духовную жизнь в тайне. Своим ученикам он говорил: «Мы не должны давать объявлений о том, что мы делаем… Тайна монаха — его духовная жизнь… Чтобы внутренняя духовная радость не прекращалась, ее не следует проявлять во вне каким-либо энтузиазмом, ее надо скрывать от других». Отец Исаак избегал самой малейшей известности, особенно он не хотел, чтобы его считали преемником старца Паисия, поэтому даже его имя он редко произносил. Однажды некий мирянин, духовный сын отца Исаака, рассказал, как во время молитвы ему явилось какое-то чудовище, но он призвал своего старца, и оно исчезло, а сердце его исполнилось духовной радости. Отец Исаак объяснил, что причина произошедшего — правильное отношение послушника к старцу, а не добродетели последнего. И добавил: «Если вы будете возвеличивать меня, то Бог, даже против вашей воли, откроет вам мои грехи, и вы увидите, что я грешнейший из людей». Ученики говорят, что отец Исаак жил по принципу: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл. 3: 1). Один из монахов его братства вспоминал: «Когда он посылал меня в Кариес за покупками или на почту или за чем-то еще, он говорил, чтобы я шел, слегка склонив голову и молясь про себя, и не «ловил» возможность поболтать с кем-нибудь, кроме как по порученному делу. Он настаивал, чтобы я шел в Кариес не по главной дороге, а тропинками. И особенно подчеркивал: «В Кариесе не будь общителен. Будь приветлив, но строг». И напротив, когда он посылал меня помочь какому-нибудь немощному старчику, то благословлял беседовать и расспрашивать его, чтобы услышать какие-нибудь полезные рассказы из афонской жизни… Свободно и рассудительно отец Исаак подходил и к вопросам монашеского устава, всегда он следовал духу, а не букве. Например, время от времени по уставу нашей келлии мы хранили полное молчание в течение целого дня. Но если ради душевной пользы требовалось поговорить, то мы прерывали молчание. Отец Исаак очень уважал уставы монастырей и келлий, куда мы ходили в праздники на бдения, и всегда им следовал. В случае же необходимости он открыто высказывал свое мнение по тем или иным уставным правилам. Как-то раз мы пришли в один монастырь. Было Вербное воскресенье. На тот год выпала ранняя Пасха, поэтому в монастырском храме было холодно. После службы отцы монастыря сказали папе-Исааку: «Отче, как же мы окоченели на бдении!» «А почему вы не затопили печку?» — поинтересовался отец Исаак. Те ответили, что, по уставу их обители, начиная с Вербного воскресенья печи не топят. Тогда отец Исаак сказал: «Благословенные отцы! Это правило «заржавело»! " " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2146

Некоторые благоговейные клирики приезжали для того, чтобы с нами встретиться, после одиннадцати вечера, да и то с потушенными фарами, так как боялись прослыть в селе слабоумными из-за того, что ходили к нам. Кроме этого с нами происходило множество других подобных случаев, напоминавших тяжёлые времена гонений и преследований христиан. Все клирики, которые с нами общались, жестоко поплатились за это и в митрополии их до сих пор держат на плохом счету. Военачальником во всей этой войне против нас был архиерейский наместник в селении Фермон отец Василий, который после нашего ухода открыто похвалялся тем, что смог добиться закрытия Миртийского монастыря, на что старушка Саломия воскликнула: «Горе тебе, отец Василий!» То, что после этого случилось с отцом Василием, известно всем жителям Трихониды и Агриниона. Посреди этой воздвигнутой бесами бури пять женщин смело сражались на стороне монахов. Это были Георгия со своей дочерью Александрой, Кириакия и Фотиния, которыми предводительствовала госпожа Елена, заодно с которой был и её муж Афанасий. Та самоотверженность, с которой эти женщины посвятили себя служению монастырю, убедила меня в том, что у Бога повсюду есть верные Ему люди – закваска, которая со временем поднимет всё тесто. Всякий раз, когда мы готовили монастырь к какому-нибудь празднику, они трудились больше всех. Никогда не приходили они с пустыми руками, с собой у них всегда что-нибудь было: овощи, фрукты, цветы, готовая еда. Как-то холодным зимним днём я сидел у колодца, и вдруг увидел, что ко мне идёт госпожа Фотиния с поднятым передником, который был чем-то наполнен. – Благослови, отче. Я принесла тебе зелени. – Госпожа Фотиния, мы зелень собираем вокруг монастыря, Вам не стоило так трудиться в такой холодный день. – Это, отче, зелень с гор. Я собрала её для тебя, ты должен взять. «Боже мой, богатые даже не подходят к нам, а эти бедняки нас снабжают, утешают своей любовью и поддерживают нашу жизнь своими скудными запасами!» Каждую субботу вечером мы совершали малое бдение по уставу старца Амфилохия, который он дал монастырю Благовещения на Патмосе. Эти женщины приходили первыми. Из-под чёрных платков их лица сияли радостью. «Отче, – говорила госпожа Елена, – всякий раз, как я захожу в монастырские ворота, я забываю обо всём и чувствую себя другим человеком».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Zumis...

– Из самодурства и убеждения в безнаказанности. Легализация раскола и погром УПЦ были объявлены делом государственной важности. Поэтому держава в лице президента, парламента, правительства, губернаторов, спецслужб обязана не только помогать, а руководить этим делом. Раскольничий плебс должен лишь подвякивать и выполнять. Не его, мол, собачье дело, по какому уставу жить и какой грамотой руководствоваться. Стамбул не снизошел даже до того, чтобы выслушать пожелания и предложения по уставу и томосу. После привоза в Софию расколы развели по разным углам: автокефалов в митрополичьи палаты, филаретовцев – в Малую Софию и дали команду провести «поместные соборы», самораспуститься и подписаться под этим. Делегаты офанарели. УАПЦ уже однажды, в 1992 году, при Кравчуке, на тогдашнем «объединительном соборе» распускали, и она три года билась в судах, пока ни восстановилась. Филарет в свою очередь заявил, что это, как в 1937-ом, «ликвидация без гарантий будущего». Однако им сказали, что это, как в «Коньке-горбунке», нырнуть и вынырнуть – непременное условие, и они уже через пару часов преобразятся из лживых и злобных проходимцев-святотатцев в высокодуховных пастырей тысячелетней церкви. Без всяких покаяний, душевных усилий, испытательных сроков, переосвящений и переаттестаций.   – Это их вдохновило? – Надо полагать. Хотя для православного христианства в Украине такая практика, конечно, разрушительна. Я сомневаюсь, чтобы у себя в Греции греки какую-нибудь банду хулителей Церкви Христовой, полуграмотных, вороватых и лживых, оптом преобразовали в пастырей и допустили к алтарям, к детям в школы и к душам прихожан. Это опасно для духовного здоровья общества. Как бы то ни было, наши расколы приняли решение о самороспуске, предвкушая чудо собственного преображения. В это время порохоботские СМИ разнесли фейк, что на собор прилетает патриарх Варфоломей, и он уже в Борисполе.   – То есть был элемент давления? – Конечно. Срыв собора уже грозил международным скандалом. Другим элементом давления была массовка на Софийской площади, куда на сотне автобусов свезли, как водится, бюджетников и раскольников для демонстрации всенародного ожидания и обретения неведомого доселе счастья.

http://radonezh.ru/2019/12/26/stambulski...

Мои нервы были крайне раздражены от петербургского воздуха и от не совсем исправного варения желудка, а особенно – от раздражения на нищих. Долго адский червь сосал мое сердце, смущал, теснил, насиловал, наводил боязнь, робость, недоверие к себе. Наконец – благодать Духа пришла на воздыхания и слезы мои и воцарилась во мне, обновила меня, укрепила, ободрила, умирила, оживила, и я всю службу добре совершил. Первую молитву: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа... я выговорил робко, с пропусками слов; в третий час апостолом Твоим ниспославый, молитву святого Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего... тоже говорил боязливо, особливо при словах: дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви... эти слова особенно боязливо и с поспешностию говорил по диавольскому кознодействию; а потом уже говорил без преткновения... Слава о сем Господу! Сколь я немощен, грешен, растлен, нечист, лукав, прелюбодеен, малодушен! Согрешил пред Богом и людьми и пред Ангелами, разгневавшись на нищих, и особенно на одного из них, после данного ему двугривенного припрашившего еще на обувь; я раскричался на него, протянул руку в гневе, чтобы вырвать его за волосы, но они оказались очень малыми, и прибавил: растреплю тебя. О, жестокосердие и скупость моя! О, долготерпение Божие! Как ныне отрекаются от Христа и Его заповедей? А вот как. Например, в Великий пост хоть на Первой неделе, когда наблюдается по уставу церковному самый строгий пост и сухоядение один раз в день, кто-нибудь меня зовет приобщиться своей трапезы, о которой я не знаю, какова она, и я соглашаюсь – иду и кушаю раньше законного времени: нравится – ем с жадностью; спустя часа два-три захожу я сам к кому-либо по делу какому-либо; этот кто-либо предлагает чай – я не отказываюсь; он не обедал, предлагает с ним пообедать, говоря, что у него всё постное: я не отказываюсь, и опять обедаю (благо, что есть аппетит), – вот отрекаюсь от Христа второй раз; наконец, прихожу домой, жена жалобно говорит: ах, как ты долго не ел: покушай скорее – у меня есть отличный суп, сладкий кисель с миндальным молоком: я говорю: да я уже кушал, – ну, ничего, киселю место будет: как можно отказываться от такого хорошего кушанья? – Ия соблазняюсь сладеньким, и ем в третий раз, и пресыщаюсь – и отрекаюсь от Христа в третий раз.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не всегда одно простое влечение к аскетизму прогоняло людей в пустыню. Некоторые шли сюда для покаяния. В Нитрии долго рассказывали о негре Моисее, который был когда-то несносным рабом и потому был прогнан своими господами и сделался предводителем разбойников. В качестве такового, он достиг страшной известности. В конце концов он решил покончить с таким образом жизни и поселился в одной келье в святой долине. Однажды ночью на него напали там четыре разбойника. Их предприятие оказалось неудачным; затворник не утратил своей силы; он свалил на землю нападавших, связал их веревками, взвалил их всех на свои широкие плечи и отправился таким образом к церкви, спрашивая, как ему поступить с ними. Во время переговоров было произнесено имя Моисея. В глазах разбойников это была крупная знаменитость их профессии. Не колеблясь, они в свою очередь сделались монахами 739 . В то время думали, что пустыня населена демонами. Несмотря на строгость своей жизни, монахи часто убеждались в справедливости этого взгляда. Мы упоминали уже, какое место в жизни св. Антония занимала его борьба с искушениями от злых духов. В Нитрии также очень жаловались на них; демон жадности бродил около подаяний, которые иногда оставлялись состоятельными паломниками, но особенно плотской демон смущал ночные бдения аскетов. Они боролись против него, как умели, иногда безумными способами. Один из них, Пахон, вздумал отдать себя на съедение диким зверям. Он пошел и сел при входе в пещеру, где, как он знал, жили гиены. Ночью эти животные действительно вышли и долго обнюхивали его, но ушли, не причинив ему вреда. В другой раз он приложил к своему чреву ядовитую змею, но не был ею укушен 740 . Ученики Антония, нитрийские монахи, и монахи многих других имест из Нижнего и Среднего Египта, нужно сказать, не были подчинены никакому уставу и никакому настоятелю. Пресвитеры, служившие при церкви, исполняли лишь богослужебные обязанности, но не были монастырскими настоятелями. Кнут, висевший на пальме возле нитрийской церкви, служил в качестве обще-полицейского орудия и вовсе не был символом монастырской дисциплины. Вновь приходившие поступали к какому-нибудь опытному отшельнику, который руководил их первыми шагами на пути аскетизма, затем они устраивались по своему усмотрению, достигая святости сообразно установившимся методам и совершенствуя их по собственному желанию.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ПОСЛАНИЕ 2-е Победитель Констанций, великий Август, всем верным Вселенской Церкви в Александрии. 55) Имея в виду ваше во всем правдолюбие и зная, что долгое время лишены вы были епископского о вас промышления, справедливым мы признали – снова послать к вам епископа Афанасия, мужа всем известного и по правоте, и по честности его нравов. Приняв его обычным для вас и надлежащим образом и предпоставив помощником в молитвах к Богу, постарайтесь всего более хранить, по уставу Церкви, и вам приличные и для нас вожделенные единомыслие и мир. Ибо нет причины произойти у вас какомунибудь разномыслию или мятежу, вопреки благополучию наших времен. А мы всемерно желаем, чтобы не было у вас этого, советуем же, возлюбленные, в молитвах ваших к Божеству, как сказано уже, имея его всегда предстателем и помощником, пребывать вам такими, чтобы при продолжающемся по общему всех желанию этом вашем расположении и ныне еще привязанные к идольскому заблуждению язычники с охотою поспешили к познанию священной веры. Посему и еще советуем вам держаться сказанного выше; епископа же, посылаемого по определению Всеблагого и по нашему изволению, примите охотно и почтите достойным того, чтобы приветствовать его от всей души и мысли. Это и вам прилично, и сообразно с нашей кротостью. А для пресечения всякого предлога к беспокойству и мятежу людей зложелательных посланиями дали мы приказ вашим судьям, если откроют каких мятежников, всех подвергать строгости законов. Посему, имея в виду то и другое, как наше, по воле Всеблагого, соизволение и мнение о вас и о единомыслии, так и наказание людям бесчинным, соблюдая же то, что прилично и сообразно с уставом священной веры, и со всем уважением и честью обращаясь с упомянутым выше епископом, постарайтесь вместе с ним Отцу всяческих Богу воссылать молитвы о себе и о благоустроении всей жизни. 56) Написав это, повелел, чтобы прежде написанное им против меня по клевете Евсевиевых сообщников было изъято из приказов у дука и у епарха египетского и уничтожено; и отправленный декурион Евсевий взял это, а написано было следующее: Победитель Констанций, Август, Несторию. (А в том же виде писано к правителям Августамники, Фиваиды и Ливии.)

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Желающих вступить в брак нетовцы тоже посылают для венчания в православную церковь и запрещают жить без венчания. От прочих беспоповских согласий нетовцы имеют следующие отличия: исповеди у них не бывает; вечерни, утрени, часов, молебнов по уставу не совершается, а только читается псалтирь с молитвами и канонами и кладутся поклоны по лестовке. Нетовцы поющие имеют то различие от глухой нетовщины, что у них есть исповедь и службу – вечерню, утреню, часы совершают с пением, по уставу. Отрицанцами они названы потому, что приходящих от православной церкви принимают с отречением мнимых ересей, а не так, как вообще у нетовцев совершалось принятие от православной церкви, т. е. не с одним только семипоклонным началом. Кроме того, отрицанцы младенцев своего согласия крестят сами, а браки заключают по благословенно родителей. Начало образования этой секты, как и ее историческая жизнь, мало известно. Думают, что она образовалась около первой половины XVIII ст. и основателем ее был безграмотный мужик Кузьма. В настоящее время нетовщина существует в Костромской, Владимирской и Нижегородской губерниях. 9. Мелкие беспоповщинские толки Аристово согласие. Кроме указанных, сравнительно больших по количеству последователей сект, в беспоповщине есть еще множество мелких толков. Достаточно какому-нибудь старику или старухе, несколько грамотным, иметь хоть малую причину неудовольствия против своего общества, и они уже отделяются от него, обвиняют в каком-либо отступлении от обрядов и заводят свое новое согласие. Таким образом, в настоящее время число раскольнических толков достигает до 150-ти, что вполне оправдывает сложившуюся про них поговорку: „что мужик – то вера, что баба – то толк“. Из мелких толков, кроме других, замечательно Аристово согласие, возникшее из-за того, что постановления „польских статей“ в некоторых пунктах были изменены на петербургском собрании раскольников в 1809 году. Эти изменения, клонившиеся к послаблению правил о новоженах, вызвали протест со стороны строгих ревнителей польских постановлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Strelbic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010