По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 6-й: «Видеша Тя воды, Боже...»; стих: «Гласом моим ко Господу воззвах...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 1). Диакон: «Премудрость». Чтец: «Деяний святых апостол чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Деян., зач. 42). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 1). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Господь Бог благословен...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – «Аминь» и молитву: «Владыко Боже, Отче Вседержителю...». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 6-й час. Во время чтения псалмов 6-го часа (73-го, 76-го и 90-го) иерей с диаконом (по Типикону – диакон) совершают малое каждение храма, как на 3-м часе. По окончании 90-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Яко не имамы дерзновения...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 8-й: «Тако глаголет Господь...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 6-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Днесь псаломское пророчество...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. 1-й лик – «Слава» – тропарь, глас 5-й: «Что возвращаеши...», 2-й лик – «И ныне» – тот же тропарь.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

греческого распева (М., 1902. Л. 34 об.- 38), которые получили распространение с XVIII в. (РНБ. Тит. 1996. Л. 58 слл.). Известны З. киевского распева (РНБ. Q.I.702. XVIII в. Л. 21 слл.). Авторские гармонизации и сочинения на текст З. писали прот. Петр Турчанинов (Задостойники. СПб., 1901), А. А. Архангельский (Пение на Божественной литургии: Прил. СПб., 1892. С. 48-74, 101-118), А. Д. Кастальский (М.[: П. Юргенсон], 1897-1904), диак. Сергий Трубачёв (напева ТСЛ: Ирмологий. М., 1983. С. 427-475), П. Г. Чесноков (М.[: П. Юргенсон], 1909) и др. (см.: Свод напевов. С. 414-416). Наибольшее количество гармонизаций сочинено на текст З. Пасхи (см.: Пасхальные песнопения. СПб., 1998. Сб. 8. С. 50-70). В греческой традиции З. поются медленным ирмологическим распевом по образцу катавасии на соответствующий глас (см.: в литургии мон. Нектария: Μουσικς θησαυρς τς λειτουργας. Αγιον Ορος, 1931. Σ. 523-556). Лит.: Скабалланович. Типикон. Вып. 3. С. 46-47; Winkler G. Die Interzessionen der Chrysostomusanaphora in ihrer geschichtlichen Entwicklung. I//OCP. 1970. Vol. 36. P. 301-336; Taft R. F. The Diptychs: (A History of the Liturgy of St. John Chrysostom. Vol. 4). R., 1991. P. 118-119. (OCA; 238); Елисеева Е. Ю. Жанр задостойников в древнерус. певч. искусстве (по рукописям 2-й пол. XVI-XIX в.): Дипл. раб./СПбГК. СПб., 2002; Захарьина Н. Б. Рус. богослужебные певч. книги XVIII-XIX вв.: Синод. традиция. СПб., 2003. С. 109, 110, 115; Пожидаева Г. А. Певч. традиции Др. Руси. М., 2007. С. 671-692; Тюрина О. А. Стихиры Евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников)//Вестн. ПСТГУ. 2007. Сер. 5. Вып. 1. С. 60-71; Лукашевич А. А. Особенности изложения попевок путевого распева на примере задостойников//Бражниковские чтения - 2008 [в печати]. И. В. С. Рубрики: Ключевые слова: ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ в богослужении правосл. Церкви - особый комплекс служб суточного круга, к-рый совершается в определенные дни и должен, согласно уставным указаниям, продолжаться от захода солнца до рассвета «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» «Да исправится молитва моя», 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение

http://pravenc.ru/text/182477.html

Иерусалимские уставы, начиная с древнейших, указывали «возвышать голос» на Пс 3 (в нек-рых указывалось возвышать голос на Пс 2), что, возможно, связано со студийской певч. практикой ( Скабалланович. Типикон. Вып. 2. С. 105). Это же указание присутствует и в старопечатных Типиконах XVII в. (Устав. М., 1610. Л. 6об.; Устав. М., 1634. Л. 4), но не отмечено в совр. Старопечатные Типиконы 1610 и 1641 гг. подробно описывают порядок пения «Б. м.» на воскресном всенощном бдении: из 1-й «славы» предписывается петь с припевом «аллилуия» лишь избранные стихи: Пс 1. 1a, 6b; 2. 2, 12; 3. 8a, 9b; «  », «    »; те же стихи зафиксированы в рукописных обиходах XVII в. (напр., МГУ. 774, нач. XVII в.) и печатном старообрядческом 1911 г. (Обиход. М., 1911). Во мн. певч. рукописях (XVI-XVII вв.) гласовые указания перед «Б. м.» не приводятся. Иногда «Б. м.» предваряется рубрикой: «Начинает первый лик высочайшим гласом светло». Певч. модель псалмодии «Б. м.» следующая: 1-е полустишие «Б. м.» и припев «аллилуия» исполняются на особый начальный напев; мелодия 2-го полустишия с припевом «аллилуия» является моделью для исполнения последующих избранных стихов 1-й «славы». Относительно 2-й и 3-й «славы» «Б. м.» Типиконы 1610 и 1641 гг. содержат лишь общее указание, что петь их следует «на глас дню». В рус. певч. рукописях XVI-XVII вв. нотируется, как правило, только 1-я «слава» «Б. м.». Встречаются рукописи, в к-рых нотированы все 3 «славы». Каждая из 3 «слав» распевается на индивидуальный напев, не зависящий от текущего гласа. В Обиходе 1911 г. избранные стихи 2-й «славы» (Пс 4. 2, 4) распеты путевым распевом на мелодию мелизматического типа. Припевов у этих стихов нет. «  » и «    » имеют речитативную мелодию, характерную для псалмодии, а в качестве припевов к ним приведены стихи из псалмов (Пс 4. 6, 7), распетые на ту же мелодию, что и стихи Пс 4. 2, 4. Затем трижды речитативно распевается «          », после каждого раза - избранный стих псалма (Пс 4. 9; 5. 3, 12) мелизматическим распевом. Приведен также и др. вариант («А инии на роспев поют»): «  », «    » и «          » распеты мелизматически по образцу избранных стихов, без припевов. То же повторяется и в 3-й «славе». Мелизматический стиль, отсутствие речитации в напеве стихов псалмов, возможно, говорят о том, что мелодия припева перешла на сами стихи из псалмов, а припевы исчезли из певч. практики. Это подтверждается и простотой мелодии «  » и «    », и обозначением «припев» перед следующими за ними стихами псалма (Обиход. М., 1911. Л. 7-10; Успенский. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/149353.html

«Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы . На хвалитех стихиры Триоди, глас 8-й – 4. «Слава» – Триоди, глас 2-й: «Яко цвет увядает...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Радуйся, Марие Богородице...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие. На стиховне стихиры Октоиха (покойны) рядового гласа (в данном случае 6-го) с заупокойными стихами. «Слава» – Триоди, глас 6-й: «Болезнь Адаму бысть...», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Ты еси Бог наш...». По Трисвятом – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...». Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Читается 1-й час, и бывает отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». На часах – тропарь: «Глубиною мудрости...». Кондак: «Со святыми упокой...». Примечание. На 1-м часе после молитвы «Христе, Свете Истинный...», по традиции, поется кондак «Взбранной Воеводе...». На Литургии антифоны изобразительны. Блаженны Триоди, песнь 3-я (со ирмосом) и 6-я – 8. На входе – «...во святых Дивен сый...». По входе – тропарь, глас 8-й: «Глубиною мудрости...». «Слава» – кондак, глас тот же: «Со святыми упокой...», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и стену...». Прокимен заупокойный, глас 6-й: «Души их во благих водворятся», со стихом: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...». Апостол – дня и за упокой. Аллилуиарий, глас 6-й: «Блажени, яже избрал...», со стихом. Евангелие – дня и за упокой. По «Изрядно...» поется «Достойно есть». Причастен: «Блажени, яже избрал...». Отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». 1 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 631–636. О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Канон мертвен, или покоин, за усопших, заимствуется из Октоиха с утрени субботы текущего гласа (2-й канон). 3 Однако в отношении литургийных чтений периода пения Триоди порядок иной – от Недели мытаря и фарисея (ср.: примечание 12 февраля) и до Недели всех святых по субботам Апостол и Евангелие читаются так: сначала чтение дня, затем святого (см. Типикон, гл. 49, 5-е «зри»).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-09/

1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru ( http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html ), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви ( http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359 ). 2 Ср.: Православный церковный календарь на 2013 год; Богослужебные указания на 2013 год. М., 2012. С. 204–211. 3 «Повечерие поем великое. На повечерии поем канон усопших и Минеи рядовый. Тропари же по 1-м, и по 2-м Трисвятом, глаголем обоих святых, а на последнем Трисвятом – кондак мучеников» (Минея, 9 марта, 2-я Маркова глава). 4 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562. 5 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 25 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого. 6 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 7 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564. 9 Там же. 10 См.: Триодь Постная, «В субботу первую святых постов»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240. 11 См.: Типикон, гл. 49, «В субботу 1-ю святых постов». 12 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264. 13 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565. 14 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос мучеников, глас 6-й; седален мучеников, глас 8-й, седален вмч. Феодора, глас тот же; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Яко Всенепорочная Невеста...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-23/

По исполнении тропарей диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен, глас 4-й: «В мори путие Твои...»; стих: «Глас грома Твоего...». По исполнении хором прокимна читаются паримия и Апостол. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает паримию (гл. 12). Диакон: «Премудрость». Чтец: «К Римляном послания святаго апостола Павла чтение». Диакон: «Вонмем». Чтец читает Апостол (Рим., зач. 91). Иерей: «Мир ти». Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Хор: «И духови твоему». Иерей: «От Марка святаго Евангелия чтение». Хор: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие (Мк., зач. 2). По окончании Евангелия хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Чтец – тропарь: «Скоро да предварят...», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство...». Чтец или хор: «Аминь», и кондак предпразднства, глас 4-й: «Во струях днесь Иорданских...». Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз), молитва: «Иже на всякое время...», «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...». Чтец – «Аминь» и молитву: «Боже и Господи Сил...». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды), и начинает 9-й час. Во время чтения псалмов 9-го часа (92-го, 113-го и 85-го) иерей с диаконом (по Уставу – диакон) совершают каждение всего храма, как на 1-м часе. По окончании 85-го псалма чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Слава» – хор или чтец: тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...», чтец: «И ныне» – Богородичен: «Иже нас ради рождейся...». Певцы поют тропари праздника со стихами: 1-й лик – тропарь, глас 7-й: «Ужас бе видети...», 2-й лик – тот же тропарь. Чтец – стих, глас 2-й: «Сего ради помянух Тя...», 1-й лик – тропарь, глас тот же: «Егда к себе грядуща...». Чтец – стих: «Видеша Тя воды, Боже...», 2-й лик – тот же тропарь. Канонарх (по Типикону – диакон) читает возгласно стихиру, глас 5-й: «Руку твою прикоснувшуюся...» (три поклона). По окончании стихиры иерей или диакон возглашает многолетие. 1-е прошение: «Великому Господину...», 2-е прошение: «Всем православным христианом...». На каждое прошение хор поет: «Многая лета» (трижды). Если служба совершается в монастыре, то к двум указанным прошениям прибавляется третье: «Спаси, Христе Боже, преподобнаго отца нашего игумена...», в этом случае хор начинает петь со слов «Спаси, Христе Боже...», поется это песнопение также трижды.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед...» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона...» (из приложения Октоиха) . Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия «Сушу глубородительную...». По 3-й песни – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – Минеи, глас 3-й: «Спаси нас...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Без семене...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 8-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 1-й: «Гавриилу вещавшу...». На часах – тропарь и кондак преподобного. На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4. По входе – тропари и кондаки: В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма. В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан...». Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня . Апостол и Евангелие – преподобного и дня. Примечание. В период пения Октоиха на Литургии в субботу рядовые чтения следуют после чтений святых. В воскресные дни рядовые чтения предваряют чтения святого. В седмичные дни рядовые чтения предваряют чтения святого, даже при полиелейном и бденном святом; впрочем, при бденном святом рядовые чтения обычно переносятся на предыдущий или на следующий день. 1 Типикон предписывает петь на стиховнах 2-й, 3-й и 4-й мученичен с «Господи, воззвах». Эти мученичны в субботней службе 1–7 гласов располагаются во второй группе стихир. В субботней службе 8-го гласа три мученична даны в Октоихе в первой группе стихир, а 4-я, 5-я и 6-я стихиры не являются мученичнами по содержанию. Поэтому при совершении субботней службы Октоиха 8-го гласа мученичны для пения стихир на стиховне нужно заимствовать из 1-й группы стихир.

http://patriarchia.ru/bu/2024-02-03/

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии...», и заупокойный: «Блажени, яже избрал...». 1 «Аллилуиа» обыкновенно поется трижды по трижды (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 754–755). 2 Устав предписывает после седальнов «чтение в Шестодневе Златоустове» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»), которое в современной практике, как правило, опускается. 3 «Таже Блажени непорочнии поем на глас 5-й, с припевы: Благословен еси, Господи... Разделяем на две статии. Иерей же кадит посреди кафизмы, и творит ектению о усопших» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»). 4 О священнодействиях иерея и диакона см. в субботу мясопустную (25 февраля). Каждение – так же, как в субботу мясопустную. 5 Ср.: Богослужебные указания на 1958 год для священно-церковнослужителей. М., 1958. С. 25; Последование исходное монахов, Требник [Большой]. М., 1884. СПб., 1995 р . Л. 109, 112, 116. 6 Ср.: Богослужебные указания на 1957 год для священно-церковнослужителей. М., 1956. С. 45; Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; Последование парастаса, сиречь великия панихиды и всенощнаго бдения, певаемых по усопшим. Петроград, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, последование панихиды. 7 По возгласе: «Яко Ты еси Воскресение...» правый лик начинает петь вторую статию: «Твой есмь аз...». Иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны). 8 Во время тропарей по Непорочных священник с диаконом совершают, по обычаю, полное каждение всего храма. 9 Пение окончания седальна на «Славу» указывается в Триоди Постной; Типикон в последовании субботы 2-й седмицы Великого поста умалчивает об этом: «Таже седален, глас 5-й: Покой, Спасе наш... Слава, и ныне: От Девы возсиявый...» (Типикон, гл. 49, «В субботу 2-ю постов на утрени»). 10 Каждый четверопеснец содержит по четыре тропаря; кроме того, во втором четверопеснце имеется (после Богородична) еще два тропаря, которые поются с особыми припевами (см. в Триоди).

http://patriarchia.ru/bu/2024-03-30/

Утренняя стихира, глас 7: Се тьма и рано, и что у гроба Марие стоиши, многую тьму имеющи в разуме, в нейже где положен бысть, вопрошаеши, Иисус? но виждь срищущяся ученики, како плащаницами и сударем воскресение обретоша, и помянуша яже о сих писания? С нимиже и имиже и мы веровавше, воспеваем Тя жизнодавца Христа. Ексапостиларий 8: Два ангела видевши внутрь гроба Мариа, удивляшеся, и Христа не знающи, яко вертоградаря вопрошаше: Господи, где положил еси тело Иисуса моего? Званием же того познавши быти Самого Спаса, слыша, не прикасайся Мне: ко Отцу отхожду, рцы братии Моей. Богородичен: От Троицы родила еси Отроковице Единаго неизреченно во двою естеству суща, и сугуба действом, и Единаго Ипостасию. Того убо моли присно, о иже верою покланяющихся, от всякаго навета вражия избавитися: яко вси к Тебе ныне прибегаем Владычице Богородице. Утренняя стихира, глас 8: Мариины слезы не всуе проливаются тепле, се бо сподобися и учащих ангелов, и видения самого Иисуса: но еще земная мудрствует, яко жена немощная. Темже и отсылается не прикасатися Христу: но обаче проповедница посылается твоим учеником, имже благовествование носящи, еже ко отеческому жребию восход возвещающи. С неюже сподоби и нас явления твоего владыко Господи. Ексапостиларий 9: Заключеным Владыко дверем, яко вшел еси, апостолы исполнил еси Духа Пресвятаго, мирно дунув: имже вязати же и решати грехи, рекл еси. И по осми днех, Твоя ребра Фоме показал еси, и руце, с нимже вопием: Господь и Бог ты еси. Богородичен: Твоего Сына яко видела еси от гроба воскресша тридневнаго, Богоневестная, Пресвятая Дево, всю скорбь отложила еси: юже подъяла еси яко Мати, егда узрела еси страждуща, и радости исполншися со ученики его, почитающи Того поеши. Темже иже Богородицу Тя ныне исповедающих спасай. Утренняя стихира, глас 5: Яко в последняя лета, сущу позде от суббот предстал еси другом Христе: и чудесем чудо извествуеши, заключенным входом дверным, еже из мертвых Твое воскресение. Но исполнил еси радости ученики, и Духа Святаго преподал еси им: и власть подал еси оставления грехов, и Фому не оставил еси в неверствия погружатися бури. Темже подаждь и нам разум истинный, и оставление прегрешений благоутробне Господи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Указания рус. Типиконов XV - нач. XVII в. о «Б. м.» аналогичны указаниям греч. рукописей Иерусалимского устава и совр. рус. Типикона. В рус. окозрительных уставах часто встречается служба, когда на вечерне поют «Б. м.», хотя на утрене нет полиелея: 1 сент. (когда и в наст. время совершается такая служба), 28 сент., 19 окт., 5 и 8 нояб., 11 и 27 янв., 9 февр., 11 и 30 марта, 26 апр., 2 и 28 мая, 9 и 15 июля (Окозрительный устав архиеп. Новгородского Геннадия. М., 2000. С. 17-22). Рус. первопечатный дониконовский Типикон 1610 г. при пении 1-й кафизмы в субботу вечером указывает малую ектению только по окончании всей кафизмы (Л. 6 об.). Эта традиция отражена и в певч. книгах (Обиход. М., 1911; Успенский. С. 44-45), и даже в принятом ныне в РПЦ Служебнике (Т. 1. С. 15-16). В Типиконе 1634 г. малая ектения назначается после каждой «славы» (Л. 4об.). В афонских мон-рях в наст. время «Б. м.» всегда поется или читается в субботу вечером, за исключением Господских праздников (Святогорский устав. С. 47). Различается манера стихословия «Б. м.» на бденной и полиелейной службе: в дни памяти полиелейных святых «поскору (на 5-й глас) поется первая «слава» первой кафизмы» (Там же. С. 63); в дни памяти бденных святых «после произнесения диаконом великой ектении чтец возглашает: «Муж. Аллилуия», и певчие начинают медленное «Блажен муж...» на 8-й глас» (Там же. С. 71). В великие Богородичные праздники «Б. м.» отменяется (кроме воскресений - Там же. С. 80). В великие Господские праздники «Б. м.» всегда опускается, даже при совпадении с воскресным днем (нек-рые мон-ри - напр., св. Павла - сохраняют воскресное стихословие «Б. м.» - Там же. С. 82). В престольные праздники «Б. м.» тоже опускается (Там же. С. 88). По приходскому Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах, «Б. м.» употребляется примерно так же, как и в рус. Различие в том, что «Б. м.» не поется накануне Рождества Христова, Богоявления, Преображения (даже если они случаются в воскресный день) и Пятидесятницы. Но на праздники Входа Господня в Иерусалим, Антипасхи, а также Воздвижения, случившегося в воскресный день, «Б. м.», как и в РПЦ, поется ( Βιολκης. Τυπικν. Σ. 6-7).

http://pravenc.ru/text/149353.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010