Великий Новгород. Кремль. Собор Софии, Премудрости Божией. Софийский собор Карта и ближайшие объекты Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г. К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей " колокольницы " . Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов. В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава - в 18-19 веках. В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей. В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину - в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся. В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи - к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г. Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье - в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения - 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами. Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской. Софийский собор - пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки. Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте). Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

http://sobory.ru/article/?object=00314

Подавив недовольство мятежных сеньоров в Сев. Италии, Конрад II прибыл в Рим, где состоялась его имп. коронация. Активную политику по реформированию Церкви, в т. ч. в И., проводил герм. кор. Генрих III (1039-1056, император с 1046). Во время 1-го похода (1045-1047) король низложил Римских пап Сильвестра III (янв.-март 1045), Бенедикта IX (март-май 1045) и Григория VI (май 1045 - дек. 1046), возведя на Папский престол своего ставленника Суитгера, еп. Бамбергского, под именем Климента II (1046-1047), к-рый провел имп. коронацию Генриха III (25 дек. 1046). Этот понтифик стал первым из череды «германских» пап, к-рых назначал непосредственно император ( Дамас II (июль-авг. 1048), Лев IX (1049-1054) и Виктор II (1055-1057)). «Германские» папы, особенно Лев IX, проводили в жизнь идеи церковной реформы: боролись с симонией, с нарушениями соборных постановлений о целибате клира, с зависимостью церковных институтов от светской власти на местном уровне. Первый этап церковных реформ нашел отражение в решениях Соборов, созванных по распоряжению имп. Генриха III,- в Павии (1045), в Сутри и в Риме (дек. 1046) и во Флоренции (1055), где были рассмотрены насущные проблемы церковного управления, а также приняты меры против симонии. В отличие от своих преемников папы, возведенные на престол Генрихом III, не вступали в открытый конфликт с императором. Др. направлением политики Генриха III в И. стала борьба с норманнской экспансией в Юж. Италии: в 1047 г. император урегулировал отношения между ломбардскими и норманнскими правителями, приняв от них вассальную клятву. Греч. текст Литургии свт. Василия Великого. XIII в. (Mess. Salvad. gr. 175. Fol. 10) Греч. текст Литургии свт. Василия Великого. XIII в. (Mess. Salvad. gr. 175. Fol. 10) При герм. кор. Генрихе IV (1056-1106, император с 1084) отношения между Свящ. Римской империей и папством обострились. Требование независимости Церкви от светской власти, ранее реализовавшееся лишь на локальном уровне, теперь осмысливалось более широко - как независимость папства от любой светской власти, в т.

http://pravenc.ru/text/1237717.html

После смерти Стефана I (1038) началась борьба за престол между племянником по жен. линии венецианцем Пьетро Орсеоло (буд. венг. кор. Петер I (1038-1041, 1044-1046)) и мужем младшей сестры Стефана I Аба Шамуэлом, узурпировавшим в 1041-1044 гг. венг. престол. Г. был ярым противником последнего и после того, как Аба Шамуэл во время Великого поста 1053 г. обманом заманил к себе и приказал до смерти забить палками 50 политических противников, отказал тому в коронации и осудил в проповеди. Г. пытался сделать все возможное, для того чтобы политическое противостояние не нанесло урона церковной жизни. Междоусобные распри привели к усилению противников реформ кор. Стефана I, видевших в христианстве отказ от древних венг. традиций. В 1046 г. в вост. части Венгрии вспыхнуло восстание сторонников язычества. Для вступления на престол и прекращения беспорядка Г. предложил вызвать из Киева сыновей Вазула, двоюродного брата Стефана I, Эндре (буд. венг. кор. Эндре I (1046-1060)) и Левенте, к-рые бежали на Русь после того, как отец был наказан за участие в организации покушения на кор. Стефана I. В Буде вышедшие навстречу прибывшему из Киева Эндре Г. и его спутники были схвачены языческой толпой и 24 сент. 1046 г. в телеге сброшены с крутого обрыва горы, к-рая с тех пор носит имя Г. Останки Г. были погребены в Буде, затем их перенесли в Чанад, однако могила в эпоху тур. владычества была разрушена, и ее место утеряно. Г. канонизирован папой Григорием VII в 1083 г. Единственное сохранившееся произведение Г.- «Deliberatio supra hymnum trium puerorum» (Толкование на «Песнь трех отроков»), неканоническое добавление к книге пророка Даниила; минускульный кодекс XI в. с этим сочинением Г. находится в Мюнхене, в Баварской гос. б-ке (Monac. Clm 6211. 1r). Г. известен как богослов, комментатор Свящ. Писания, соединивший зап. лат. ученость с правосл. мистицизмом. В герменевтической системе Г. важное место занимают творения св. Дионисия Ареопагита и др. богословские сочинения (св. Максима Исповедника и, вероятно, Иоанна Дамаскина ), известные в то время лишь в греч. оригиналах. В «Deliberatio...» упоминаются др. произведения Г.: толкования нек-рых посланий ап. Павла и догматический трактат о троичности Бога. Согласно житиям, Г. написал гомилии на каждый день года.

http://pravenc.ru/text/164891.html

Кафедральный собор в Бамберге. 1215 - 1237 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Кафедральный собор в Бамберге. 1215 - 1237 гг. Фотография. 90-е гг. XX в. Генрих III активно использовал право инвеституры епископов. Для укрепления имперской Церкви основал мон-рь во имя св. апостолов Симона и Иуды в имп. резиденции в Госларе, где обучали буд. герм. епископов, впосл. ставших опорой имп. власти во внутренних делах гос-ва, и придал адм. функции королевской капелле. В XI в. в Г. стало распространяться движение по реформированию монастырской жизни, к-рое зародилось в мон-рях Горце и трирском Санкт-Максимине и пропагандировало возврат к идеалам раннего монашества, не ставя под сомнение роль сакральной власти императора как одного из глав Церкви. Основной акцент в развернувшемся в герм. Церкви движении делался на искоренении злоупотреблений симонии при церковных выборах и на исправлении нравов духовенства, соблюдении целибата. Реформаторские начинания были поддержаны Генрихом III, к-рого современники называли «правителем монахов». В 1046 г. на Соборах в Сутри и в Риме император провел низложение 3 соперничавших между собой пап: Бенедикта IX, Григория VI и Сильвестра III - и способствовал избранию папой под именем Климент II нем. еп. Суитгера Бамбергского, к-рый на Рождество 1046 г. короновал имп. короной Генриха III и его супругу Агнессу. Титул рим. патриция, полученный Генрихом III при коронации, узаконил его вмешательство в выборы 3 последующих пап, их правление характеризуется в историографии как «эпоха немецких пап» (1046-1058), а также способствовал активному взаимодействию папства и имперской Церкви в деле церковной реформы. После краткого понтификата Дамаса II на Папский престол под именем Лев IX в 1048 г. был возведен лотарингский реформатор еп. Бруно Тульский из рода графов Дагсбургов, пользовавшийся в своих начинаниях поддержкой императора. В 1049 г. император совместно с папой председательствовал на Соборе в Майнце. Активным было взаимодействие Генриха III с папой Виктором II , к-рым стал имперский канцлер еп. Гебхард Айхштеттский. Генрих III поддерживал дружеские отношения с реформаторами Петром Дамиани и клюнийскими аббатами Одилоном и Гуго , крестившими в 1050 г. его сына Генриха.

http://pravenc.ru/text/164803.html

Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ) На епископской кафедре Суитгер проявил себя деятельным сторонником политики церковной реформы, проводимой Генрихом III и его окружением. В числе др. нем. епископов он присутствовал на освящении церкви в мон-ре св. Бурхарда в Вюрцбурге (30 мая 1042). В нояб. 1046 г. епископ получил от Баварского герц. Генриха VII (1042-1047) в обмен на 20 золотых марок 2 имения в области Таубергау (ныне северо-восток земли Баден-Вюртемберг). Ок. 1041-1045 гг. он основал в селении Терес (на территории Вюрцбургского еп-ства) бенедиктинский монастырь во имя святых Стефана и Вита. В 1046 г. Суитгер сопровождал кор. Генриха III в походе в Италию, принял участие в Соборе в Павии (25-27 окт.), осудившем симонию, а также в Соборах в Сутри (20 дек.) и в Риме (24 дек.), на к-рых были низложены соперничавшие за Папский престол Бенедикт IX , Сильвестр III и Григорий VI . Первоначально кор. Генрих III намеревался способствовать возведению на Папский престол Адальберта, архиеп. Гамбурга и Бремена (1043-1072), а после его отказа остановил свой выбор на Суитгере. Его кандидатуру поддержал и влиятельный аббат Клюни св. Одилон († 1048/49). Выбор имени Климент, в честь сщмч. Климента Римского, вероятно, символизировал намерения нового папы начать реформирование Церкви в духе раннехрист. идеалов. На следующий день после избрания состоялась интронизация К., после чего папа совершил имп. коронацию Генриха III и его жены Агнессы (25 дек. 1046). Сразу приступив к реализации мер по реформированию Церкви, К. в нач. янв. 1047 г. созвал в Риме Собор, к-рый проходил под совместным председательством папы и императора. Собор принял постановления против симонии и предписал 40-дневное покаяние тем, кто были рукоположены епископами, обвиняемыми в симонии. На Соборе возник спор между архиепископами Равенны и Милана и патриархом Аквилеи о том, кто в отсутствие императора должен занимать место по правую руку от папы Римского. К. решил спор в пользу архиепископа Равенны.

http://pravenc.ru/text/1841377.html

Папы - реформаторы церкви (XI век) Е. Гергей. История папства Наконец Генрихи, императоры, происходившие из баварской (франконской) Салической династии, с помощью немецкого духовенства и церковного движения за реформы сломили власть римской аристократии. При Генрихе III (1039-1056) власть германских императоров достигла своего пика. Вновь временно пересеклись интересы императора и папы. Чтобы удержать в повиновении разбогатевшее высшее немецкое духовенство, императоры использовали папство. Поэтому Генрих III еще более решительно выступил в поддержку церковного движения за реформу, которая была направлена на ликвидацию анархии внутри церкви и на упрочение централизованного управления. Именно потому, что император сажал на папский престол своих приверженцев и через них мог держать в руках папство, оно превратилось в опору имперской власти. Поэтому восстановление авторитета папы, который тем самым мог воспрепятствовать устремлениям окрепших немецких епископов к самостоятельности, было в интересах императора. Исходя из этого, Генрих взял под свое покровительство движение за реформу церкви, направленное на освобождение церкви от деспотизма светской знати и на укрепление прав папы как главы церкви. Партия реформ, опираясь на императора, также стремилась как можно быстрее преодолеть анархию, господствующую в Риме. Генрих III отправился в Италию и в 1046 году созвал собор в Сутри под Римом. Здесь были низложены папы Сильвестр III и Григорий VI, а затем на следующем, римском, соборе объявили низложенным вновь заявившего свои права на престол папу Бенедикта IX. Император предложил в качестве кандидата на папский престол угодного ему епископа Бамбергского. Климент II (1046-1047) тотчас же короновал Генриха III в императоры, и тем самым вновь торжественно был скреплен союз между папой и императором. В середине XI века во главе церкви был целый ряд немецких пап, которые пользовались доверием императора и настойчиво проводили умеренную реформу церкви. Император уменьшил влияние римских династий на папство, но и не открыл путь чересчур широким реформам. Генрих III понимал, что чрезмерное укрепление папской власти не отвечает его интересам, ибо папа также может восстать против императора. Однако это был объективный процесс: экономические и политические условия светско-державных устремлений папства формировались в рамках феодальных отношений, в условиях все возрастающих церковных землевладений, что, следовательно, находило отражение и в политической консолидации. В то же время королевские владения все более сокращались, и это вело к ослаблению центральной власти.

http://sedmitza.ru/lib/text/441599/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛИМЕНТ II [лат. Clemens] (ок. 1005 - 9.10.1047, мон-рь Сан-Томмазо-ин-Фолья близ Пезаро (Центр. Италия); до избрания папой - Суитгер), папа Римский с 24 дек. 1046 г., 1-й из т. н. череды герм. пап, к-рые избирались под влиянием императора; церковный деятель, выступал за реформу Церкви (см. Григорианская реформа ). Происходил из знатного саксон. рода: его отец - Конрад, гр. Морслебена и Хорнбурга, мать - Амульрада, сестра Вальтарда, архиеп. Магдебурга († 1012). Младший брат Суитгера, Конрад, был каноником собора св. Маврикия в Магдебурге. Согласно сообщению хрониста XII в., известного как «Саксонский анналист», впосл. он стал патриархом Аквилейским (MGH. SS. T. 6. P. 685); в итал. источниках сведения о Конраде как о патриархе Аквилейском отсутствуют. Совр. исследователи считают сообщение «Саксонского анналиста» ошибочным ( Gresser. 2007. S. 11). Известно, что Суитгер был каноником собора в Хальберштадте. Церковный историк XVIII в. Л. Карделла называет (не указывая источника сведений) Суитгера в числе лиц, возведенных папой Римским Григорием V (996-999) в кардинальское достоинство, однако это скорее всего ошибка ( Cardella L. Memorie storiche de " cardinali della Santa Romana Chiesa. R., 1792. Vol. 1. Pt. 1. P. 88). В 1032 г. Суитгер стал капелланом Германа, архиеп. Гамбурга и Бремена (1032-1035), который до избрания на эту кафедру был настоятелем (препозитом) собора в Хальберштадте. Вероятно, вскоре после его смерти Суитгер стал капелланом королевской капеллы и вошел в круг ближайших придворных молодого нем. кор. Генриха III (1039-1056, император с 1046). Осенью 1040 г. король назначил Суитгера, в то время диакона, на епископскую кафедру Бамберга, вакантную после смерти еп. Эберхарда I († 13 авг. 1040). 28 дек. 1040 г. епископскую хиротонию Суитгера в Мюнстере в присутствии кор. Генриха III совершил Бардо , архиеп. Майнцский (1031-1051). Климент II, папа Римский. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

http://pravenc.ru/text/1841377.html

В XI в. архиепископ К. включился в борьбу за церковное первенство и политическое влияние в Германии. На статус примаса Германии претендовали также архиепископы Трира (на основании тесной связи с Папским престолом и легенды об апостольском происхождении кафедры) и архиепископы Майнца, к-рые со времени правления имп. Оттона I возглавляли имперскую Церковь . Полемика между представителями крупнейших митрополий разворачивалась как в церковно-политической, так и в культурной сфере. В 1028 г. в Ахене архиеп. Пилигрим совершил помазание кор. Генриха III (1028-1058, император с 1046), это позволило преемникам Пилигрима претендовать на исключительное право совершать помазание германского короля. В 1032 г. по инициативе архиеп. Пилигрима была создана имп. канцелярия по Италии, к-рую возглавил архиепископ К. (должность архикапеллана занимал архиепископ Майнца). Активное участие в конфликте принял преемник Пилигрима архиеп. Герман II (1036-1056). Он оспорил решение папы Римского Льва IX о даровании Триру статуса первенствующей кафедры Германии (1049). В 1052 г. понтифик издал привилегию (долгое время она считалась поддельной), в соответствии с которой архиепископ К. обладал равенством по чести с предстоятелями Майнца и Трира и получил исключительное право совершать королевское помазание. Кроме того, архиепископ К. был объявлен представителем папы Римского в Германии. Важный литературный памятник борьбы за церковное первенство - Житие архиеп. св. Гериберта (999-1021), составленное Ламбертом (Лантбертом) Дойцским между 1046 и 1060 гг. Преемник Германа II, архиеп. Аннон (Анно) II (1056-1075), стал инициатором государственного переворота (1062). Регентша Агнесса из Пуатье была лишена власти, на престол возведен ее сын Генрих (впосл. имп. Генрих IV ), при дворе к-рого Аннон II был одним из главных советников и фактически управлял Германией. В годы правления Аннон II значительно увеличилась территория церковного княжества (присоединены земли вокруг Андернаха, Дойца, Годесберга (ныне Бад-Годесберг) и проч.). Архиепископ реализовал масштабную строительную программу, которая была призвана подкрепить притязания кафедры К. на первенство на германских землях, к XI в. относится расцвет романской архитектуры. При Аннон II были возведены церкви Пресв. Девы Марии на Капитолии (Санкт-Мария-им-Капитоль), Пресв. Девы Марии на Ступенях (Санкт-Мария-ад-Градус), проведены строительные работы в храмах св. Георгия, св. Пантелеимона, св. Гереона и др.

http://pravenc.ru/text/1684297.html

Н. Н. Крашенинникова, А. Н. Крюкова, О. В. Лосева, А. Е. Петров Гимнография Память К. С. отмечается 29 окт. в древнем иерусалимском Лекционарии V-VIII вв., сохранившемся в груз. переводе. В этот день на литургии назначаются чтения 2 Кор 8. 16-24, аллилуиарий со стихом из Пс 66, Евангелие Лк 24. 13-35 ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 2. P. 48). Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг. Сщмч. Корнилий Сотник. Фрагмент сцены «Крещение в доме Корнилия Сотника» в Софии Киевской. 1046–1061/67 гг. Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., память К. С. отмечается 20 окт.; богослужебное последование не описано ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 72). В этот же день в архаичной груз. Минее Sinait. georg. 65, X в., содержится служба К. С., включающая канон и 2 цикла стихир (см.: Л. 104 об.- 106). В различных редакциях Студийского устава память К. С. отмечается 13 сент. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г., отражающему самую раннюю сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, богослужебное последование К. С., состоящее из канона и цикла стихир-подобнов, соединяется со службами Октоиха и предпразднства Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ( Пентковский. Типикон. С. 281). Там же содержится заметка, что первоначально 13 сент. совершалась служба с пением на утрене «Аллилуия» , но в Студийско-Алексиевском мон-ре стали петь службу с «Бог Господь» и тропарем (т. е. более торжественную) ради предпразднства Крестовоздвижения - т. о., праздничные элементы службы 13 сент. не имеют отношения к памяти К. С. В рукописных слав. Минеях студийской традиции помимо канона и цикла стихир К. С. назначается также седален ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0109-0118). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. служба 13 сент. имеет тот же состав, что и в Студийско-Алексиевском Типиконе; на литургии К. С. назначается прокимен из Пс 32 и Апостол, Деян 10. 1-? (конец чтения неясен; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 269-270). В афонских (напр., в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в.- Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 231-232) и южноиталийских (напр., в Мессинском Типиконе 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 21-22) редакциях Студийского устава память К. С. 13 сент. отсутствует, ее, по-видимому, вытесняет праздник Обновления (Освящения) храма Воскресения Господня в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/2458719.html

Передача власти произошла с помощью обычного для того времени механизма – продажи за деньги. Новый Папа не задержался на престоле: вступивший в Италию осенью 1046 года германский король Генрих III собрал собор в Сутри, пригласив на него всех трех Пап, ставшими главными действующими лицами события двух последних лет. Сильвестр III не явился. Григорий VI, единственный присутствовавший из них, признал свою вину, утверждая, что купил папскую тиару из добрых побуждений.  Бенедикт IX также отсутствовал, и на римском соборе, состоявшемся в Рождество 1046 года, был объявлен смещенным новым Папой Климентом II. Но после внезапной смерти Климента, 9 октября 1047 года, Бенедикту IX удалось вновь вернуться на папский престол, при сильной поддержке Бонифация Тосканского, самого могущественного из всех итальянских государей того времени, пользуясь тем, что Генрих III был в тот момент далеко от Италии. Но его власть и на этот раз продлилась недолго. Генрих приказал Бонифацию сопровождать в Рим нового Папу, избранного самим императором, Поппона, епископа Бриксенского. Вновь назначенного папу Генрих отправил к Бонифацию с приказанием, чтобы он как наместник императора проводил папу в Рим. Бонифаций ответил отказом, и Поппон принужден был вернуться к императору; только решительная угроза Генриха смирила старого Бонифация. Его послы изгнали Бенедикта IX из Рима, и сам он проводил германского Папу на Латеранский холм. Новый Папа вступил на святой престол 17 июля 1048 г. под именем Дамаса II. Бенедикт IX укрылся в своем родовом замке, продолжая себя считать незаслуженно изгнанным Папой.  Следующим Папой, отрекшимся от престола, стал Целестин V в 1294 году. После смерти Николая IV шли месяцы, а кардиналы, собравшиеся в Перудже, так и не могли избрать нового папу. Собравшись на очередное совещание, конклав неожиданно единогласно избрал папой 80-летнего старца Пьетро Морроне, бенедиктинского монаха, жившего в отшельничестве, принявшего имя Целестина V. Узнав о результатах выборов, Карл II с сыном Карлом Мартеллом поспешил явиться к старцу засвидетельствовать свое почтение.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010