Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Он числился по России О сборнике статей, посвященных памяти И.Я. Фроянова (1936–2020) 07.03.2024 306 Время на чтение 69 минут Фото: А.Пантелеева Первая публикация см. здесь. Два с лишним года тому назад умер Игорь Яковлевич Фроянов, выдающийся историк- русист, «великий князь» исторической науки, как называли его студенты-историки. Поклонники мэтра, прежде всего ученики, почтили его память изданием мемориального сборника. Ссылка на сборник. Эта работа – я уверен – лишь первая из грядущего цикла этого рода сочинений, посвященных И.Я. Фроянову. Ибо он был одним из носителей гения Русской Земли, «зеркалом» нашей эпохи, и, беря шире, – выразителем коренной отечественной Традиции духовности и культуры с возрождённой ею в XVIII–XIX вв. Русской идеей, нацеленной на поиск путей возвращения Руси на собственный бытийный путь. Поэтому И.Я. Фроянов стремился, подобно предшественникам, к торжеству Русской альтернативы западному безбожному модерну. В этом качестве И.Я. Фроянов продолжил и дело своего учителя, В.В. Мавродина, многолетнего декана истфака петроградского Университета. В 1982 г. И.Я. Фроянов в свою очередь был избран деканом Истфака этого Университета. В 1997 г. по его инициативе была создана объединённая Кафедра Русской истории, которой он и заведовал. У него были и другие плодотворные инициативы. Так, он настоял на создании Кафедры западноевропейской и русской культуры. Мэтр был против отвлеченного «культурологического» философствования, часто по-софистски уклоняющегося от постижения духа национальных культур . Благодаря И.Я. Фроянову, «российская» историческая кафедра обрела своё законное русское имя ( Кафедра русской истории), позднее, впрочем, изъятое в связи с её расчленением на две для отрешения учёного-патриота от заведования. Впрочем, академический и гражданский «вес» мэтра был столь велик, что пойти дальше, исключив его из состава профессоров Вуза, не смогло даже его тогдашнее прозападное руководство. Время моего студенчества, первая половина 1970-х гг., давало многим возможность учиться у такого рода «мощных» учителей, честно и со знанием дела стремившихся к русскому возрождению. Мне самому довелось быть учеником проф. Г.П. Жидкова, декана истфака в Калининграде и заведующего Кафедрой дореволюционной отечественной истории, близкого И.Я. Фроянову по духу и дерзновению в стоянии за правду во всех её изводах. То есть – за истину историческую и обществоведческую, за правду педагогическую и кадрово-управленческую, без которых на Руси невозможно успешное руководство учёными коллективами. Ещё эти настоящие герои нашего времени умели идти на жертвы «за други своя».

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/07/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > По всей Матушке России – от Калининграда до Чукотки – казаки почтили память Александра Невского! А в Касимове святой благоверный князь живёт в бронзе 26.11.2023 2817 Время на чтение 3 минуты Фото: предоставлено авторами 760 лет назад, 14 (ныне 27-го) ноября 1263 года, в городе Городец Мещерский (теперь это город Касимов), в древнем Богоявленском монастыре преставился ко Господу Великий князь Александр Ярославович Невский. Возвращаясь из Орды, приняв перед кончиной схиму с именем Алексий. О его смерти народу возвестил по наитию в тогдашней столице городе Владимире митрополит Кирилл: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли!». На что народ откликнулся словами: «Уже погибаем!»… На 9-й день тело почившего Великого князя было доставлено во Владимир, где благоверный князь был погребён в Богородице-Рождественском монастыре (в этот день, 6 декабря нового стиля, мы и празднуем день памяти благоверного князя). В 1724 году по повелению императора Петра Великого мощи благоверного князя Александра были торжественно перенесены в новую столицу Санкт-Петербург, в специально построенный в его честь монастырь – Александро-Невскую лавру, где и ныне почивают. А день переноса мощей стал новым праздником, который мы торжественно отмечаем 12 сентября – в день, когда был подписан мирный договор со Швецией, окончивший великую Северную войну. Долгое время считалось, что Александр Ярославович почил в Городце Волжском. Но недавно на запрос касимовских музейщиков директор архива РГАДА Владимир Анатольевич Аракчеев подтвердил сведения, которые и ранее были известны среди касимовских историков и архивистов: «На пути великого князя из Москвы в Нижний Новгород, который был частью его пути в Орду, лежал Городец Мещерский, находившийся на Оке. Городец на Волге был расположен значительно северо-восточнее этого пути. В связи с этим представляется, что в данном летописном известии даны сведения о Городце Мещерском…». Вполне логично, что 30 мая 2021 года в городе Касимове по инициативе местных жителей и по благословению епископа Касимовского и Сасовского Василия был открыт памятник благоверному Великому князю Александру Невскому.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/27/po...

Протоиерей Сергий Попов о монахинях-подвижницах села Свёрдлово. Ведущая - Елена Смирнова. 10.03.2022 13:36:25 Слушать: http://radonezh.ru/radio/2022/02/27/22-00 Нелегка была участь монашествующих в годы гонений на Церковь. Вот и насельницам Александро-Невского монастыря под Москвой пришлось сполна испить чашу страданий в тюрьмах и ссылках. Вернуться они смогли уже только в Конаковский район Калининской области, где стали трудиться в колхозе и жить при Крестовоздвиженском храме в селе Свёрдлово. Сюда они привезли и монастырскую святыню, выкупив ее у тогдашнего владельца. Это была икона Божией Матери Скоропослушница афонского письма. Об их подвижничестве в Свёрдлово, о дальнейшей судьбе чудотворного образа и о своем духовном становлении рассказывает бывший настоятель Крестовоздвиженского храма протоиерей Сергий Попов. Е. Смирнова: - Вы были знакомы с настоящими подвижницами, расскажите об этом. о. Сергий: - Начну с предыстории. В начале 20-го века под Клином в поселке Нудоль был открыт монастырь в честь Александра Невского. Но просуществовал он недолго. Началась Гражданская война, и монастыри начали массово закрывать. Насельницы рассеялись по белу свету. Многие из них оказались в лагерях. Им было запрещено возвращаться. Схиигумения Олимпиада, последняя настоятельница этого монастыря, освободившись, вернулась уже не в старый монастырь. Тогда произошло перераспределение границ губерний. Послушницы приехали в село Новое. Это была бывшая Московская губерния Глинского уезда. По новому районированию она оказалась в Калининской области. Село Новое располагалось в 50 километрах от их монастыря. Там был Крестовоздвиженский храм, который никогда не закрывался. Насельницы стали собирать свою общину заново. Они купили домик и начали работать в колхозе. Все, кто возвращался из лагерей и ссылок, принимались в общину. Насельницы трудились на светской работе и поддерживали служение в храме. Менялись священники-настоятели. В село Новое отправляли людей, которые не хотели там служить – место было будто бы ссыльное.

http://radonezh.ru/2022/03/10/protoierey...

В Москве прошла презентация монографии «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века» 13 ноября 2023 г. 11:20 10 ноября 2023 года в Культурно-просветительском центре «Книжная палата в Черниговском» в Москве состоялась презентация монографии секретаря Отдела внешних церковных связей по делам дальнего зарубежья протоиерея Сергия Звонарева «Высшая власть и управление в Русской Православной Церкви в XX — начале XXI века». Данный научный труд вышел в 2023 году в издательстве Московской духовной академии . Мероприятие открылось приветственным словом председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония . Отметив, что в основе представленного ныне церковным академическим кругам, церковным практикам и широкой публике научного труда лежит кандидатская диссертация, которую автор защитил в 2007 году в Московской духовной академии, будучи сотрудником Отдела внешних церковных связей под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Патриарха Московского и всея Руси), митрополит Антоний сказал: «Эта работа является попыткой комплексного исследования института высшей власти и управления Русской Православной Церкви в XX — начале XXI столетия». Архиерей констатировал: «Церковное общество начала XX века находилось в поиске путей обновления принципов управления Церковью. Активные дискуссии, которые велись, в первую очередь, в Предсоборном Присутствии, выявили глубокую неудовлетворенность синодальным устроением церковной жизни, засильем в ней чиновничьего духа. Цветом тогдашней академической мысли была предложена форма высшего церковного управления, которая могла бы гармонично сочетать в себе Патриаршее и соборное начала. Тогда многое было сделано для конструирования церковно-государственных отношений, при которых отводилось особое место автономии Церкви, но под высшим патронатом православного государя, а также проектирования митрополичьих округов, призванных децентрализовать церковное управление и создать благоприятные условия для развития местной специфики церковной жизни. Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 годов благодаря огромной работе, проделанной в предсоборных органах, напряженной дискуссии в отделах и на пленарных заседаниях, не только восстановил институт Патриаршества, но и создал целую систему высшей церковной власти и управления, которая состояла из Поместного Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета под председательством Патриарха».

http://patriarchia.ru/db/text/6076415.ht...

Патриарх Кирилл: я верю в духовную силу народа! 7 февраля 2009 года в Смоленске Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл ответил на вопросы ведущего телепрограммы «Вести недели» (ВГТРК) Евгения Ревенко. Текст интервью, опубликованный интернет-сайтом «Вести.ru», приводится ниже. − Ваше Святейшество, Ваша первая поездка в новом качестве состоялась именно в Смоленск. Почему сюда? − Потому что почти 25 лет я был правящим архиереем Смоленским и Калининградским. Именно из этой епархии я был напутствован на Поместный Собор, который избрал меня Патриархом Московским и всея Руси. С жизнью в этом городе связан очень большой и важный этап моей жизни. − Четверть века? − Четверть века. − Теперь в основном вы будете служить, надо полагать, в Москве? Насколько здешняя жизнь и здешнее служение отличаются от столичного? − Я приехал в Смоленск из Петербурга − тогдашнего Ленинграда. Был ректором Ленинградских Духовных школ. Время от времени посещал Москву, работал за границей. Других мест в России не знал. И Россию я узнал через Смоленск. Для того чтобы узнать нашу страну, нужно знать не только столицы, которые являются некой «витриной» жизни государства, − нужно обязательно знать жизнь глубинки. Нужно знать жизнь простого человека, тех самых бабушек-пенсионерок, которые живут в наших деревнях порой в полном одиночестве. Нужно знать, какие дороги ведут в эти деревни. Нужно знать, о чем люди думают, как они питаются, как одеваются. И тогда открывается очень реалистическая картина того, что происходит в стране. А зная эту картину, можно выстраивать и некую пастырскую стратегию, потому что знания помогают выстроить реалистическую программу действий и определить приоритеты. Поэтому я благодарю Бога за тот жизненный пример, за тот опыт, который я получил здесь, находясь почти 25 лет на Смоленской кафедре. Думаю, что без этого опыта Церковь не вручила бы мне ответственность Патриарха. − Ваше Святейшество, тяжелая тема − тема кризиса. Он как-то затронул людей? Что говорят те, с кем вам по долгу службы приходится общаться и в Смоленске, и в столице?

http://pravoslavie.ru/37277.html

Митрополит Кирилл принял участие в пресс-конференции, посвященной Дню народного единства Москва, 2 ноября 2005 г . Первому празднованию Дня народного единства была посвящена пресс-конференция представителей традиционных конфессий России, состоявшаяся в Москве в пресс-центре РИА «Новости», сообщает корреспондент Православия.Ru О.Кирьянова. Напомним, что около года назад Государственная Дума РФ законодательно поддержала инициативу Межрелигиозного Совета России о праздновании Дня народного единства 4 ноября, в годовщину спасения в 1612 году Москвы и России от польских интервентов. Русскую Православную Церковь на встрече с журналистами представлял митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. По его мнению, новый общегосударственный праздник имеет большие перспективы: «Тот факт, что события давней истории положены в основу национального праздника свидетельствует о желании нашего народа восстановить историческую преемственность, тем более, что событие, в честь которого этот праздник установлен, имело эпохальное значение. Это – День победы, незаслуженно забытый. Если сравнивать его с 9 мая, то это – равнозначные события». Как отметил митрополит Кирилл, в 1612 году Россия стояла на гораздо более опасном рубеже – интервенты уже заняли Москву и привлекли на свою сторону значительную часть тогдашней политической элиты, многие представители которой связывали с оккупацией свое личное процветание. «В этот момент, – констатировал Владыка, прибегнув к политологической терминологии, – благодаря инициативам гражданского общества страна освобождается от внешнего врага, возрождается политическая система, Россия обретает новое дыхание, становится по-настоящему многонациональной великой державой». Он категорически опроверг идею о том, что введение в календарь нового праздника, совпадающего с религиозным торжеством, и отмена празднования годовщины Октябрьской революции, способно расколоть общество. «7 ноября совершилось событие, вошедшее в нашу историю, и я думаю, что у Межрелигиозного Совета меньше всего было намерений предавать забвению эти исторические события, меньше всего было намерений бороться с праздниками, которые для многих имеют большое значение», – заметил Владыка Кирилл. Он отметил, что празднование еще при советской власти, как Дня примирения и согласия 7 ноября – годовщины революции, было вне логики. «Революция разделила наше общество, причем разделила так радикально, что это ощущается до сих пор,подчеркнул митрополит. – Такое событие, по сути, не может лежать в основе праздника примирения и согласия, тем более Дня народного единства».

http://pravoslavie.ru/news/15022.htm

Сортировать по Исключить новости «В служеньи том есть смысл великий…» Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл рассказывает о своей семье 2 июля, 2007. Редакция " Правмира " Просто провел черту в календаре и сказал: «Вот день — 27 марта 1969 года. Если до той поры не встречу девушку, с которой буду готов пройти через всю жизнь, то принимаю монашество». Получилось так, что не женился. И выбор был сделан. — Надо написать Владыке Кириллу, что он нам родня, — уфимский краевед Татьяна Борисова положила на стол заметку: «Василий Степанович Гундяев был рукоположен во диакона и назначен в храм города Бирска. Через год был рукоположен во пресвитера и до 1964 года, когда у него началась тяжелая болезнь, проходил служение в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии — в селе Уса-Степановка на Урале. Отец Василий с радостью совершал то служение, к которому стремился всю жизнь. Когда он скончался, отпевание на его родине совершали наряду со священником прихода сын покойного — протоиерей Ленинградской епархии Михаил Гундяев и два внука — священник Николай Гундяев, преподаватель Ленинградской духовной академии, и иеромонах Кирилл, студент той же академии…» Факт этот привлек внимание: оказывается, родной дед тогдашнего молодого иеромонаха, а ныне митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, много лет возглавляющего Отдел внешних связей Московского Патриархата и по субботам обращающегося с экрана Первого канала Центрального телевидения к стране и людям с пастырским словом, кровными узами связан с нашей республикой! На письмо к митрополиту ответ пришел быстро: «Владыка заинтересован в разговоре. Ему очень дорога память о дедушке и все, что связано с его именем», — позвонили в редакцию сотрудники канцелярии Высокопреосвященнейшего и обозначили возможную дату встречи: через три месяца в рабочем графике Владыки будет «окно»… Ехать в Москву следовало во всеоружии. Вместе с краеведом Татьяной Борисовой мы отправились в село Уса-Степановку Благовещенского района. Но ни храма, ни дома священника в заброшенной деревне уже не нашли. Правда, память о Василии Степановиче жива: в одном из немногих уцелевших домов проживает семейство собрата отца Василия — священнослужителя Михаила Тимофеева. Внучка его вспоминает: «Отец Василий был невысокого роста, старенький, но крепкий и очень добрый. Посадит, бывало, нас, ребятишек, на плечи и катает по двору. Конфетки постоянно покупал, угощать любил». Когда уезжал батюшка по болезни на родину, долго молился, глядя на село с высокой горы. Предчувствовал, наверное, что скоро придет в эти края запустение — сначала церкви не станет, а следом и богатое село подчистую на нет сойдет. Единственная отрада — Свято-Георгиевский монастырь, известный как «Святые кустики», что совсем рядом с Уса-Степановкой располагался и был разрушен в годы революции, возродится к новой жизни. В том числе и по молитвам блаженнопочившего священника Василия Гундяева.

http://pravmir.ru/v-sluzheni-tom-est-smy...

Митрополит Волоколамский Иларион встретился с главой германского Протестантского агентства по диаконии 9 марта 2017 г. 13:38 9 марта 2017 года в Отделе внешних церковных связей состоялась встреча митрополита Волоколамского Илариона с К. Фюлькруг-Вайтцель, возглавляющей Протестантское агентство по диаконии в Германии. Госпожа Фюлькруг-Вайтцель прибыла в Россию для детального знакомства с проектами в сфере социального служения, реализуемыми в Русской Православной Церкви. В программе ее визита — посещение Отдела по церковной благотворительности и социальному служению , Марфо-Мариинской обители милосердия , Центральной клинической больницы святителя Алексия , Свято-Димитриевского сестричества сестер милосердия и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета . Во встрече в ОВЦС также приняли участие: с немецкой стороны — руководитель департамента в диаконическом агентстве «Хлеб для мира» К. Зельбах, со стороны Отдела внешних церковных связей — секретарь по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов) и сотрудница секретариата по межхристианским отношениям М.Б. Нелюбова. Митрополит Иларион упомянул о многолетнем богатом опыте сотрудничества между Русской Православной Церковью и диаконическими службами в Германии, которое особенно активно развивалось в 1990-е и в начале 2000-х годов. Большое значение имели встречи приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II и тогдашнего председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси) с президентом Диаконической службы Евангелической Церкви в Германии Юргеном Годе. С начала 1990-х по 2012 год в сотрудничестве Московского Патриархата и Диаконической службы был реализован ряд важных церковных проектов в области развития паллиативного ухода, образования, профилактики ВИЧ/СПИДа, помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, что способствовало налаживанию активной работы в этих сферах во многих епархиях Русской Православной Церкви. Владыка подчеркнул, что Русская Православная Церковь уделяет большое внимание развитию диаконической работы по разным направлениям, а также образованию церковных социальных работников. Созданы обучающие программы, в том числе дистанционные, выпущены методические пособия, организуются дискуссионные площадки для обмена опытом. За последние два с лишним десятилетия произошел значительный качественный и количественный рост церковной диаконии в России.

http://patriarchia.ru/db/text/4829463.ht...

Милейший город Смоленск 17 ноября 2016 г. 16:55 Возрождение церковной жизни на Смоленщине тесно связано с именем митрополита Кирилла (ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси), 20 ноября отмечающего свое 70-летие. 26 декабря 1984 года ректор Ленинградских духовных семинарии и академии архиепископ Кирилл был назначен на Смоленскую кафедру. В 1985 году к Смоленской епархии была присоединена территория Калининградской области. С этого времени до 2009 года титул епархиального архиерея был «Смоленский и Калининградский». Материал, подготовленный иеромонахом Рафаилом (Ивочкиным), опубликован в ноябрьском номере «Журнала Московской Патриархии» . Спасти руины Приехав в Смоленск, владыка Кирилл нашел епархию в крайне тяжелом состоянии. К 1 января 1985 года по всей Смоленской области действовало всего 35 храмов, во многих из них не было священников. Антирелигиозная политика Советского государства и Великая Отечественная война не пощадили смоленских святынь. Большинство церквей находилось в удручающем состоянии: они представляли собой руины или, в лучшем случае, полуразрушенные и оскверненные коробки. В особенно плачевном состоянии находились сельские приходы: бедность, ужасное состояние храмов, большинство из которых нуждалось в капитальном ремонте. Трудность заключалась в том, что Смоленская епархия на тот момент была одной из беднейших епархий Русской Православной Церкви. У приходов не хватало средств на необходимый ремонт, и их нужно было каким-то образом изыскивать. Все эти проблемы новоназначенному владыке пришлось решать буквально с первых дней пребывания на Смоленской кафедре. По тогдашнему закону, регулировавшему деятельность религиозных организаций, приходы не могли материально помогать друг другу, невозможно было официально перечислить средства из епархии на какой-либо бедствующий приход или перечислять средства с более богатого прихода на менее благополучный. Нужно было создавать фонд, который собирал бы необходимые средства. Так, благодаря пожертвованиям духовенства и верующих людей в епархии одни храмы были восстановлены, а другие построены с нуля. Усилиями Церкви спасены от разрушения ценнейшие памятники смоленского зодчества.

http://patriarchia.ru/db/text/4682248.ht...

Сортировать по Исключить новости Митрополит Кирилл ответил на вопросы: выполняет ли Церковь госзаказкак встречать Новый год православным, много ли во власти верующих,можно ли совмещать веру и суеверие,почему отношения с католиками сложнее, чем с мусульманами? Председатель Отдела внешних церковных связей московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на вопросы обозревателя газеты « Труд » Валерия Коновалова. Интервью Владыки Кирилла опубликовано в 241 от 27 декабря 2006 года. – Владыко, новогодний рубеж всегда предполагает подведение итогов и анализ времени, в котором мы живем. Его, это время, оценивают по-разному: кто-то говорит о наступлении постхристианской эпохи, кто-то, наоборот, о возрождении традиционных религий, а для кого-то лучшим решением многих проблем кажутся рецепты радикалов. Каково Ваше мнение? – Перед этой встречей мне довелось открывать научную конференцию, посвященную 1700-летию императора Константина Великого, который в 312 году легализовал христианство и с именем которого связана новая эпоха в истории Церкви. Так вот, мне кажется, что есть немало параллелей между эпохой святого равноапостольного Константина и нашим временем. Конечно, нам сегодня невообразимо трудно войти в психологический мир верующих людей первых веков христианства. Ведь триста лет – не три года и не семьдесят лет, а триста лет подряд! – Церковь фактически находилась в подполье и в моральной оппозиции к современному ей политическому режиму. И поколения христиан формировались в сознании того, что государство – это зло, что государство – это враг. А между тем Константин Великий своим Миланским эдиктом вовсе не сделал христианство государственной религией. Он просто провозгласил принцип веротерпимости и объявил, что христианство больше не будет преследоваться государством. Но что кардинально изменило ситуацию, так это личность самого императора – он стал верующим христианином, а вместе с ним христианство приняла элита тогдашнего общества. И начался удивительный период, который я назвал периодом «синтеза». Вспомним известные еще из «Диалектики» Гегеля и не теряющие своего значения понятия «тезиса», «антитезиса» и «синтеза». Когда существует жесткий «тезис» в виде государственного атеизма, возникает и соответствующий «антитезис» как естественная реакция на него. В условиях социально-политического взаимодействия «тезиса» и «антитезиса» всегда привлекателен радикализм. Именно поэтому крикуны, пиарщики, политики-популисты имеют наибольший спрос в периоды общественных катаклизмов – когда сталкиваются «тезис» с «антитезисом». Но эти люди становятся абсолютно не востребованы в моменты «синтеза».

http://pravmir.ru/mitropolit-kirill-cerk...

  001     002    003    004    005    006