разум – «знание, разумение, смысл», а также «разумение, внутреннее знание»; выражение разум имети означает «понимать», а разум дати – «объяснить»; это некоторая практическая способность уразуметь, понять что-либо; смысл – в первом значении «разум, понимание», почти полный синоним предыдущего; кроме того, «душа, сердце» (вспомните из песнопений панихиды: от смысла чиста о Господе празднующее, т.е. «от чистого сердца ликуя»); ум – «дух, духовное начало в человеке», «ум» в широком смысле, в отличие от разума и смысла; в другом значении «разумение, способность понять» (более узкое, синоним разума). Итак, по-русски мы можем сказать, что это человек, больших знаний (разумения), души (или сердца) и духа (ума). Он был чуден зело и многаго разсуждения – прилагательное чудный переводится как «удивительный, чудесный»; рассуждением называется «(духовное) различение», например, добра и зла, глагол различати значит «различать», «отличать», «отбирать». Святитель был человеком весьма ( зело) удивительным и имел дар духовного различения. Наконец, говорили, что он о Божественных словесех присно упражняется и вся книги Ветхаго Закона и Новыя Благодати, и уставы церковныя и правила законныя до конца извыче – постоянно упражняется в чтении и изучении Священного Писания ( Божественных словес ) и все книги Ветхого и Нового завета, церковный устав и правила Церкви изучил (познал) ( извыче , форма одного из прошедших времен глагола извыкати – научаться, узнавать). Таким человеком предстает пред нами святитель Гермоген, патриарх Московский и всея Руси, в описаниях современников. Использованы словари О.А. Седаковой «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» (М., 2005 г.), прот. Г. Дьяченко «Полный церковно-славянский словарь» (М., 2004 г.). Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

http://pravmir.ru/muzh-v-knizhnom-ucheni...

Разделы портала «Азбука веры» Понирология (от греч. πονηρς (понирос) — дурной, плохой, негодный, злой, лукавый) — направление богословия , в рамках которого изучаются причины происхождения, условия проявления, плоды зла . протоиерей Сергий Антиминсов Вначале обратим внимание на некоторую часть поставленной проблемы – на разграничение понятий «зло», «смерть», «несовершенство». Согласно православному пониманию, несовершенство присуще всем тварным существам. Уже сам факт их созданности Богом « из ничего» , их тварность придает им ограниченность, несовершенство. Даже  ангелы в этом смысле несовершенны. Только благодать Божия, то есть нетварная Божественная энергия, поддерживает их в бытии; только по благодати тварные существа – ангелы и человеки – могут быть причастны совершенствам Творца, в том числе и бессмертию. Но несовершенство не есть зло. Бог Сам есть Абсолютное Добро, и все, что Он творит, также есть добро. Об этом особенно подчеркивается в 1й главе Книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (по-славянскився добра зело) ( Быт.1:31 ). Это одобрение относится не только в целом к законченному творению, но и к отдельным этапам его. В каждом из 6 творческих дней непременно говорится: И увидел Бог, что все это хорошо ( Быт.1, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ). Более того! Хотя в сотворенном мире не было недостатков, для него была предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования: человек получил заповедь не только хранить, но и возделывать рай ( Быт.2:15 ). Итак, несовершенство – это не зло. В созданном Богом мире, на любой степени совершенства, нет места злу. «В сущем (т.е. во всем существующем – авт.) нет ничего злого», – говорит преподобный Максим Исповедник . Согласно православному пониманию, зло возникло по причине злоупотребления свободой воли высшими тварными существами – ангелами, а потом и человеком. Пребывание этих существ в добре зависит от них самих: они могут подчиняться воле Божией и тогда оставаться и даже совершенствоваться в добре, но могут уклониться от послушания Богу, восстать против Него. Нарушение воли Божией – это грех. Грех и есть первопричина зла.

http://azbyka.ru/ponirologiya

Искажений православного вероучения в трудах о. Александра настолько много, что из опровержений на них можно было бы составить целую книгу. Для краткости ограничимся лишь небольшим вопросом – о правильном различении добра и зла. Этот вопрос – основной в христианском учении о спасении. Преподобный Антоний Великий говорит, что в подлинном смысле могут называться умными людьми лишь те, «у которых душа умна, которые могут рассудить, что добро и зло, и злого и душевредного убегают, а о добром и душеполезном разумно радеют» (Добротолюбие. Т. 1. С. 63). 6. Происхождение и сущность зла Этот раздел богословия называется понирология (от греч. «понирос» – злой, лукавый). Вначале обратим внимание на некоторую часть поставленной проблемы – на разграничение понятий «зло», «смерть», «несовершенство». Именно в смешении этих понятий и проявляется разногласие отца Александра с вероучением Православия. Согласно православному пониманию, несовершенство присуще всем тварным существам. Уже сам факт их созданности Богом «из ничего», их тварность придает им ограниченность, несовершенство. Даже ангелы в этом смысле несовершенны. Только благодать Божия, то есть нетварная Божественная энергия, поддерживает их в бытии; только по благодати тварные существа – ангелы и человеки – могут быть причастны совершенствам Творца, в том числе и бессмертию. Но несовершенство не есть зло. Бог Сам есть Абсолютное Добро, и все, что Он творит, также есть добро. Об этом особенно подчеркивается, как уже отмечено выше в 1-й главе Книги Бытия: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма (по-славянскився добра зело) (Быт. 1:31). Это одобрение относится не только в целом к законченному творению, но и к отдельным этапам его. В каждом из 6 творческих дней непременно говорится: И увидел Бог, что все это хорошо (Быт. 1:8,10,12,18,21,25). Более того! Хотя в сотворенном мире не было недостатков, для него была предусмотрена возможность дальнейшего совершенствования: человек получил заповедь не только хранить, но и возделывать рай (Быт. 2:15).

http://bogoslov.ru/article/1083016

Посему хорошо будет, возревновав о пророческом слове, делать для себя утро тем, чтобы «избивать вся грешные земли, еже потребити от града» (а град — душа) «Господня вся» помыслы, «делающая беззаконие» (Пс.100:8), которых гибель делается жизнью для лучших. Так смертью живем мы, когда из того, что в нас, как говорит Пророк, одно убивает, а другое животворит Слово, изрекшее: «Аз убию и жити сотворю» (Втор. 32:35). Как и Павел, умирая, был жив; изнемогая, крепился силами; связанный, совершал течение; будучи нищ, обогащал; и вся содержал, «ничтоже имея» (2Кор. 6:10), «всегда мертвость... Иисуса в теле нося» (2Кор. 4:10). Но возвратимся к предложенному, а именно, что душа смертью восставляется от смерти. Ибо если не умирает, то навсегда остается мертвою и неспособною к жизни. В следствие же того, что умерла, отложив всю мертвость, приходит в жизнь. И учение сие подтверждается предложенным нам изречением, потому что так говорит невеста: «востах аз отверзти Брату моему: руце мои искапаша смирну, персты мои смирны полны» . А что смирна есть знамение смерти, не усумнится никто из занимавшихся Божественными Писаниями. Посему, как смерть восставляет нас от смерти, учение о сем, как полагаю, иные потребуют изложить с большею ясностью. Посему скажем о сем, сколько возможно, придав речи некоторый последовательный порядок. «Вся елика сотвори Бог, добра зело» (Быт. 1:31), о сем свидетельствуете слово миробытия. А в числе «добраго зело» был и человек, лучше же сказать, более всего украшался он добротою. Ибо что иное было бы так добро, как уподобление пречистой Доброте? Если же «вся добра зело» , а в числе всего, или предпочтительно пред всем, добр был и человек, то, без сомнения, в человеке не было смерти. Ибо человек не был бы каким-либо добром, если бы имел у себя печальную черту смертной унылости. Напротив того, как образ и подобие вечной жизни, был он действительно и добр зело, украшаясь светлою чертою жизни. Ему и Божественный рай плодоносием дерев источал жизнь, и Божия заповедь служила законом жизни, обещающим, что не умрет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3088...

После Святитель Иов приводит в пример историю Императора Феодосия Великого, которого в 379 году поставил на Византийский Престол Император Западного Рима Грациан(139). В 440 году Августа Пульхерия после смерти Царьградского Императора Феодосия II возвела на Престол Маркина, выйдя замуж за него. К этому браку престарелых людей был причастен Святитель Иоанн Златоуст(140). «Потомъ вторый Царь, блaroчecmiя поборникъ, heчecmiя обличитель, eoдociй Beлukiй, не телеснымъ moчiю видомъ, но и славою премногою высокъ, иже отъ Гратьяна Царя въ порфиру царьскую одеянъ бывъ и Венцемъ Цapcmbiя венчанъ, отъ сигклита предъизбранъ; при немъ же Вторый Святый Bceлehckiй Соборъ бысть. Подобенъ же сему Великому eoдociю Царю и Mapkiяhъ, beлukiй Царь блaroчecmieмъ и верою, храбрьствомъ же и мyдpocmiю изященъ зело, преже въ чину воинственномъ бысть, потомъ eoдocieмъ царемъ Малымъ на царьство возведенъ, по uзbeщehiю Ивана Богослова; при семъ бысть Четвертый Святый Bceлehckiй Соборъ»(141). Другой пример передачи Царского Престола в Византии. У Святого Императора Юстиниана, строителя Святой Софии, и супруги его Царицы Феодоры не было детей, Престол был передан племяннику Юстину, который был женат на Софии, но так же был бездетным, а поскольку взошел он на престол уже в преклонном возрасте, он усыновил в 574 году полководца Тиверия, который после устранения Юстина от дел правил со своей приемной матерью Софией, а когда Императора Юстина умертвили заговорщики, Тиверий в 578-582 годах царствовал единовластно(142): «Подобенъ же симъ Царема eoдociю и Mapkiяhy, Iycmuhъ Малый и Tubupiй: царьствующу убо сему Iycmhuhy Малому въ Цареграде, супружницу имея зело милостиву подобну своему нраву, яко же и самъ милостивъ есть, именемъ Coфiю, не бе же има сына ни дщери; у него же бе советникъ Tubupiй, благоверенъ зело, красенъ видомъ, лицемъ светелъ, милостивъ и долготерпеливъ, въ воинстве храбръ велми; красоты же ради его и храбрости, царь Iycmuhъ возлюби его npieмъ во ycыhobлehie; и nepbie украшаетъ его кесарскимъ венцемъ, потомъ же собравъ Nampiapxa и сигклитъ свой и весь народъ, и поучивъ доволно ckuфempoцapcmbiя Caмoдepжabcmbiя Венцемъ венча его, еще живъ сый въ жumiu семъ; Iycmuhъ же Царь, венчавъ Tubupiя на Царьство, успесномъ вечнымъ; по умертв i и же Iycmuhobe, благочестивый царь Tubupie, богоданную свою матерь царицу Софью жену Iycmuhoby, зело почте к яко матерь себе имея, подъ oблacmiю же его сущимъ недугующимъ и стражущимъ и нищимъ отверзъ сокровища своя, старымъ бысть вожь, печальнымъ утеха во всехъ бедахъ помощникъ, и толико яко всемъ людемъ прехвально вопити о немъ: втораго, рече, Августа Римского Кесаря далъ намъ Богъ днесь. Бе же у него две дщери, едину даде за Mabpukiя: той, убо, Mabpukiй въ воинстве храбръ зело, его же coчmahiя ради дщере своея, Tubupiй царь, въ kecapckiй санъ устрои; помале же, по npecmabлeiu своемъ, и Царьство свое вручи ему»(143).

http://ruskline.ru/analitika/2011/09/07/...

В древнейшей кириллице буква «зело» имела неск. начертаний. Самым распространенным было начертание   к-рое использовалось для обозначения числа 6 (Саввина книга, Супрасльская рукопись, Остромирово Евангелие, Изборник Святослава 1073 г. , Галицкое Евангелие 1144 г., Успенский сборник XII-XIII вв. и др.). Это начертание восходит к греч. лигатуре «стигма» употреблявшейся в числовом значении 6. Зеркальное видоизменение этого начертания , возникшее под влиянием формы глаголической буквы , встречается реже. При этом если в рус. памятниках (как и  ) служило только для передачи числа ( Архангельское Евангелие 1092 г., Минея 1097 г., Юрьевское Евангелие 1120 г., Стихирарь 1157 г. и др.), то в южнослав. памятниках употреблялось также и в словах:     ( Охридский Апостол , кон. XII в.),       ( Боянское Евангелие , 1-я пол.- сер. XIII в.) и др. памятники кон. XII - XIII в. (Слепченский Апостол, Орбельская Триодь, Псалтирь Григоровича, Дечанское Евангелие). Только в написании слов в южнослав. памятниках использовалось еще одно начертание «зело», представляющее собой видоизмененный вариант буквы «земля» с крючком справа в середине - :    (Хиландарские листки, XI в.),    (Болонская Псалтирь, 1230-1241),    (Погодинская Псалтирь, 2-я пол. XIII в.),  (Охридский Апостол) и др. (Боянское Евангелие, Евангелие Сречковича (XIII в.), Пражский Македонский Апостол (XIII в.), Псалтирь Григоровича (2-я пол. XIII в.), Дечанское Евангелие (2-я пол. XIII в.), молд. Венское Четвероевангелие 1502 г.). В южнослав. и рус. рукописях попадается особый вид такого начертания - перечеркнутая буква «земля»: (южнослав. списки: Листки Ундольского XI в., Мирославово Евангелие ок. XI в., Слепченский Апостол кон. XII в., Хроника Георгия Амартола 1388-1389 гг.; рус. списки: Евангелие учительное Константина Болгарского (2-я пол. XII в.) и др.). Такое начертание «зело» употребляется только в словах. В новгородских берестяных грамотах представлены различные варианты буквы «зело»: -образное начертание преобладает во все периоды, наряду с ним в XI-XIII вв. встречается начертание в виде перечеркнутой буквы «земля»: , в XII в.- в виде перечеркнутых и   , в XIII-XIV вв. распространяется  -образный начерк. В грамотах засвидетельствованы также единичные примеры особых моделей: «зело» в виде восьмерки: (XII в.) и горизонтального, лежащего на строке (кон. XIV в.) ( Зализняк. 2000. С. 166-167).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Иоанн Шаховской: ищите добра... http://www.zavet.ru/a/post_1297844115.html ...вразумляйте бесчинных... (I фессалоникийцам 5:15) Архиепископ Иоанн Сан-Францисский " Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем " ... (I Фес.5:14-15) Так говорит в последней главе своего послания к Фессалоникийцам апостол Павел. Ясны слова эти, просты, немногосложны, но сколько в них света, сколько добра и правды. Трудно живется нам, людям, - от нашего зла человеческого и от следствий его. Человек страдает, прежде всего, от того зла, которое живет в нем самом, а потом и от того зла, которое живет в других людях. Зло, как снежный ком, увеличивается, если ему не противопоставлять добра, если его не растапливать лучами добра и милосердия. И в других людях, и в себе самих мы побеждаем холодное, темное зло только сияющим, согревающим Христовым добром. Это Христово добро может быть иногда гневным, свято негодующим, обличающим зло, - оно и должно быть иногда таким огненным, но оно никогда не будет нести зла под маской добра. Таково свойство того состояния духовного, о котором говорит апостол. Нам нужно, прежде всего блюсти свою душу и хранить ее в мирном духе; и если мы уже этого достигли, будем помогать душе другого человека - быть в добре. Чтоб излечить другую душу человеческую, нам надо знать на своей душе действие того средства лекарственного, которое мы предлагаем. Лекарство Христовой правды, Христова добра испытано уже в веках, в, двух тысячелетиях, испытано на всех характерах и во, всех народах мира. Это дивное лекарство имеет необычайную силу, если его принять " внутрь " , ввести в сердце свое и в ум свой... Вот одна из драгоценных капель этого лекарства: " Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем " .

http://zavet.ru/a/rss_1297844115.html

Скачать epub pdf ДОБРО Высочайшее добро есть Христос Высочайшее добро есть Христос ( 104, 608 ). Душа, просвещенная светом Христа, познает добро, а непросвещенная не видит добра ( 104, 608 ). Без любви добра не бывает. Святитель Тихон Задонский ( 104, 609 ). Пока человек делает зло, он не может делать добра, но может делать лишь зло под личиной добра. Авва Исаия ( 82, 234 ). Злоба не уничтожает злобы. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу. Преподобный Пимен Великий ( 82, 345 ). «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое» ( Мф. 12, 35 ). Что положишь в сокровищницу, то и получишь: положишь медь – медь и возьмешь. Конечно, и медь можно выдать за золото, но знаток тотчас узнает подлог. Как же сделать, чтобы в сокровищнице, нашей было одно золото, то есть в сердце одно добро? Сердце, по естеству, есть сокровище добра – зло пришло позже. Возьми же анатомический нож внимания и безжалостности к себе; отделяй неестественное и отрезай его. Лукавое одно за другим будет отходить, а благое крепнуть и расширяться. Останется, наконец, одно благое. Дело все в том, как определить естественное и неестественное. Часто то, что естественно, называют неестественным; а что неестественно, то – естественным, называют зло добром, а добро – злом. Смотри, что говорит Господь в Евангелии и святые апостолы в своих писаниях, и по их указаниям определяй естественное. Так наконец соберешь много благого и будешь выносить его из сердца. Молись Святому Духу: «Сокровище благих, сохрани благое в сердце моем!». Святитель Феофан Затворник ( 107, 222–223 ). Не только пагубен для нас грех, но пагубно и самое добро, когда делаем его не вовремя и не в должной мере ( 109, 293 ). Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено. Бог бесконечен, и добро Его бесконечно ( 109, 82 ). Наше падение состоит не в истреблении добра из естества нашего – это отличительный признак падения отверженных ангелов, а в смешении нашего естественного добра с неестественным для нас злом. Потому падшее естество наше имеет свойственные ему добрые дела и добродетели... Добрые дела и добродетели, оскверненные примесью зла, недостойны Бога ( 109, 330 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

В результате 2-го южнослав. влияния (см. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ) буква «зело» как в виде  и (c рубежа XIV и XV вв.), так и в виде (с 10-х гг. XV в.) начинает использоваться в древнерус. рукописях для обозначения звука [з] (Паренесис прп. Ефрема Сирина кон. XIV в., московская Триодь Цветная ок. 1403 г., Сборник с поучениями аввы Дорофея 1414 г. из Троице-Сергиева мон-ря, Лествица прп. Иоанна Лествичника 1420-1421 гг. и др.). Впосл. начертания и выходят из употребления, а написание  в соответствии с [з] закрепляется в древнерус. письменности и книгопечатании. В уставных и полууставных почерках начертания  и отличаются устойчивостью, ср.: Устав XI-XIII вв.- , полуустав XIV-XV вв.- . Из этих видов   развились и скорописные начертания XV в.: Наряду с ними в скорописи XV в. появился еще один вариант -  горизонтальное, лежащее на строке: . В скорописи XVI-XVII вв. представлены начертания в виде  или основанные на  с незначительными видоизменениями: , а также  лежащее на строке: . Поскольку в древнерусских текстах с XV в. буквы «земля» и «зело» функционируют как омофоничные, орфографические руководства дают рекомендации, направленные на дифференциацию их употребления. Орфографический трактат XVI в. «Сила существу книжнаго писания» предписывает употреблять букву «зело» в словах, производных от «зло»: «...  лобу всякую и  лое и  лым пиши  елом» ( Ягич. 1896. С. 439). В некоторых орфографических сочинениях XVI-XVII вв. посредством оппозиции букв   и З реализуется принцип антистиха - противопоставляются омонимичные формы ед. и мн. ч. Так, в «Буковнице» Герасима Ворбозомского (1592) буква  представлена в формах ед. ч., З - в формах мн. ч.:   -     -   (цит. по: Живов. 1995. С. 292). Противоположная рекомендация - использовать З в ед. ч., а   во мн. ч.- дается в анонимной орфографической статье XVII в.: «З - единьственному имени,  - множественному и честнеишему» ( Ягич. 1896. С. 402). В грамматиках церковнослав. языка Лаврентия Зизания (1596), Мелетия (Смотрицкого) (1619, 1648, 1721), Ф. Максимова (1723) правила, регламентирующие употребление  и З, отсутствуют. В 1-м издании «Грамматики» Мелетия (Смотрицкого) (Евье, 1619) содержится лишь указание на «заимствованный» характер буквы «зело» и ее избыточность в слав. языке: «Сие писмя числа деля точию з греческаго , шесть знаменующаго, привзяся, славенскому языку излишное, долг его -  навершающу» (л. 11 об.- 12).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

От страха же его сотрясошася стрегущии, и быша яко мертви. Отвещав же ангел, рече женам: не бойтеся вы, вем бо, яко Иисуса распятаго ищите: несть зде, воста бо, якоже рече (28,1–6). Некоторые возмнят, яко речение «позде» по общему употреблению слова, означает вечер субботы, но разсудительнее внимающие рекут, яко не сие, но глубокую нощь, ибо «позде» знаменует умедление и долгое время. И в означение, яко о нощи глаголет, а не о вечере, присовокупил: свитающи во едину от суббот. И пришли, еще не ароматы нося, как рекли другие евангелисты, но видети гроб, и обрели произшедшее землятрясение, и ангела седящаго на камени, и услышали от него: несть зде, воста. Подобно Иоанн глаголет: во едину от суббот Мария Магдалина прииде заутра, еще сущей тме, ко гробу, и виде камень взят от гроба (20,1); и так, по сему евангелисту «еще тме сущей» она вышла ко гробу. Лука же глаголет: в субботу убо умолчаша по заповеди; во едину же от суббот, зело рано приидоша на гроб, носяще яже уготоваша ароматы, обретоша же камень отвален от гроба (23,56). Глубокое утро знаменует может быть начинающийся свет утренней зари перваго дня седмицы. Ибо уже совершенно прошла суббота, со всею по ней нощию, и начинался другий день, когда пришли носящия ароматы и мира. Откуда явствует, яко Господь воскрес задолго пред сим. Сему последует и Марк, глаголя: купиша ароматы, да пришедше помажут Его, и зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу (16,1–2). И сей рек: «зело заутра», что единознаменательно с выражением «в глубокое утро» и присовокупил: «возсиявшу солнцу». Явно, яко изшествие и путь их начался в глубокое утро, и зело рано; в шествии же и замедлении у гроба продлили они время до восхождения солнца. И тогда юноша в белых ризах рек им: воста, несть зде (Мк.16,6). Положив сие тако быти, требующим точнаго разрешения, в который час, или в которую половину часа, или четверть часа подобает начинати веселие о воскресении Господа нашего из мертвых, мы отвествуем. Чрезмерно поспешающих и прежде полуночи хотя не задолго престающих от поста не одобряем, яко малодушных и невоздержных, яко прекращающих течение не много не докончанное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010