1) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХ ИЗМЕНЫ ЦАРЮ, ПОМАЗАННИКУ БОЖИЮ, СВЯТОМУ ЦАРЮ СТРАСТОТЕРПЦУ, ИМПЕРАТОРУ ВСЕРОССИЙСКОМУ, ХОЗЯИНУ ЗЕМЛИ РУССКОЙ НИКОЛАЮ ВТОРОМУ; ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХ ИЗМЕНЫ ПРИСЯГИ ЦАРЮ. 2) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХ ПОМЫШЛЕНИЙ, ЯКО ПРАВОСЛАВНЫЕ ГОСУДАРИ ВОЗВОДЯТСЯ НА ПРЕСТОЛЫ НЕ ПО ОСОБЛИВОМУ О НИХ БОЖИЮ БЛАГОВОЛЕНИЮ И ПРИ ПОМАЗАНИИ НА ЦАРСТВО ДАРОВАНИЯ ДУХА СВЯТАГО К ПРОХОЖДЕНИЮ ВЕЛИКОГО СЕГО ЗВАНИЯ НА НИХ НЕ ИЗЛИВАЮТСЯ; И ТАКО ДЕРЗАВШИМ ПРОТИВ ИХ НА БУНТ И ИЗМЕНУ. 3) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХ НАРУШЕНИЯ ОБЕТА, ПРИНЕСЕННОГО ЗА ВСЕ ПОСЛЕДУЮЩИЕ РОДЫ НАШИМИ ПРЕДКАМИ В 1613 ГОДУ, В ВЕРНОСТИ ЦАРСКОЙ ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ; ПРОСТИ ГОСПОДИ, ГРЕХ ОТКАЗА, СОГЛАСНО ОБЕТА, ДУШИ СВОИ И ГОЛОВЫ СВОИ ПОЛОЖИТИ, И СЛУЖИТИ ИМ, ГОСУДАРЯМ НАШИМ ВЕРОЮ И ПРАВДОЮ, ВСЕМИ ДУШАМИ СВОИМИ И ГОЛОВАМИ. 4) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХИ НЕВОЗБРАНЕНИЯ И ОПРАВДАНИЯ СВЕРЖЕНИЯ, АРЕСТА, ЗАТОЧЕНИЯ, ИЗДЕВАТЕЛЬСТВ И УБИЕНИЯ ЦАРЯ НИКОЛАЯ ВТОРОГО, ЦАРИЦЫ АЛЕКСАНДРЫ, ЦАРЕВИЧА АЛЕКСИЯ, ЦАРЕВЕН ОЛЬГИ, ТАТИАНЫ, МАРИИ И АНАСТАСИИ И ИХ ВЕРНЫХ СЛУГ. 5) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХИ НЕПОНИМАНИЯ И НЕПОЧИТАНИЯ СВЯТОСТИ ЦАРЯ И ЕГО СЕМЬИ. 6) ПРОСТИ, ГОСПОДИ, ГРЕХ ОТКАЗА ОТ БОГА, ОТ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ, ОТ НЕСЕНИЯ КРЕСТА ТРЕТЬЕГО РИМА, ОТ СОХРАНЕНИЯ И ПРОПОВЕДИ ПРАВОСЛАВИЯ, исполнения нашего прошения. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет во веки воля Твоя. Аминь. Организатор Всероссийского общественного патриотического движения «ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ» Дмитрий Салихов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 2. Ошибки в тексте и стиле Во-первых первая половина текста на церковно-славянском, вторая - на русском. Нужно перевести 2-ю половину. " Ты бореклеси " - " Ты бо рекл еси " " идежебоеста два или триесобрани во имя Мое, ту есмьпосреде их. " - " идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их. " 1. Всё конечно правильно... Но вот у меня только один вопрос,почему и зарубежные иерархи,и российские,как-то молчат о том,что их предшественники-священники,когда пришло к власти Временное правительство,отреклись от Царя-Батюшки и присягнуло этому незаконному правительству? Но опять виноват народ,хотя конечно и с народа вина не снимается. Но кто был,так сказать,инициатор этого отречения и предательства Царя? Не священство-ли на тот момент? Мы согласны каяться за грехи наших предков,но может быть вам,нынешним батюшкам,надо с двойным усердием каяться за грехи своих предшественников? А на народ-то всё свалить,много ума не надо. Спаси вас Господи!!!

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

11–12). Основанием молитвы Давида об очищении его беззакония служит сознание им своей виновности, сознание того, как гнусно и отвратительно это деяние само по себе: и грех мой предо мною есть выну – грех всегда предо мной, – самая картина отвратительная злодеяния постоянно представляется взору столь глубоко падшего грешника и мучит его душу... (ст. 11.16). 6. Тебе единому согрших, и лукавое пред Тобою сотворих: яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Давид несомненно согрешил против Урии и Вирсавы, так что если за прелюбодеяние не мог ему мстить ни кто, то за убийство могли мстить ему по закону родственники убитого Урии; но, при лукавстве, какое употреблял Давид для убийства Урии, о нем трудно было узнать и трудно было настаивать на виновности в том царя, ибо сам Урия убит был на войне при осаде города Раввы. Посему, точно знал о виновности Давида только Бог и Его святой пророк Нафан; вот почему царь признает себя виновным и ответственным только пред Богом. А оправдываться пред Судией всеведущим, премудрым и святым было бы напрасно; это он и исповедует от чистого сердца: «Ты праведен будешь во всех словах Твоих», т. е. в словах обличения и в приговоре о наказании за преступления, и победиши внегда судити Ти, – победишь, преодолеешь, опровергнешь все мои доводы в свою защиту, как всегда, – как в суде над Адамом , Каином и многими другими, которые когда-либо решались защищать свою мнимую невиновность. 7. Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. В основании той мысли Давида, что он не может защищаться на суде пред Богом, однако же заслуживает милосердия, лежит сознание того, что он, как и всякий человек, носит склонность ко греху в самой природе своей, которую унаследовал от родителей. – «Вот я, говорит кающийся Давид, в беззакониях зачат, и во грехах родила меня мать моя», следовательно, я постоянно грешен и отнюдь не могу защитить себя сам пред строгой правдой Божией. В таком сознании своей греховности, человек может расчитывать только на великое милосердие Господа и на множество щедрот Его, которые Он проявлял многим и многим кающимся, начиная с прародителей (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Эта повесть «съчиненная» незадолго после смерти св. Стефана, в самом конце XIV или начале XV века и помещенная в великой Четьи-Минее митр. Макария и в сокращенном виде в Четьи-Минее св. Димитрия Ростовского под 26 числом Апреля 2 , представляет из себя не столько историческое описание дел св. Стефана, сколько красноречивые рассуждения по поводу его миссионерской деятельности, с длинными выписками текстов Св. Писания и Отцов Церкви. Причина такого характера «повести» отчасти выяснена самим автором. Так, в предисловии к повести Епифаний сознается, что он не был очевидцем всех дел Стефановых, а потому собирал известия «о житии его зде и онде: ова слухом услышах, ова же от ученик его уведах, яже о учительстве, управлении; есть же другое, яко и своими очима видех, иное же и с самем беседовах многажды и от того навык» 3 ... А в последней главе: «плачь и похвала инока списающа» об отношениях между собою и Стефаном, Епифаний говорит: «некогда с тобою спирахся о некых о приключшихся, или о слове о етере 4 , или о коем ждо стисе, или о строце... Аз бо есмь раб твой, помню, лишшую же име ко мне любовь, еюже о мне яко многажся и прослези 5 ».Таким образом Епифаний знал о св. Стефане кое-что и лично, а больше через посредство других 6 . Наделенный от природы хорошими способностями, юный Стефан скоро научился читать и помогал своему отцу в церкви 10 . Вероятно, к этому возрасту отрочества относится и его знакомство с Зырянами (Зыряне, по Епифанию, Сырьяне искаженное славянское слово – Сыроядцы. См. о Зырянах нашу книгу: «Зыряне и св. Стефан». СПБ. 1896 г., стр. 16), часто приезжавшими в Устюг для торговых дел 11 , и их языком 12 . Почувствовав в себе стремление к уединенной, иноческой жизни, молодой Стефан отправляется в кафедральный город своей епархии Ростов и вступает в число братии монастыря св. Григория Богослова , называвшегося «затвор», «яко книги многи бяхоу тоу... емоу на потребоу почитаниа ради», говорит Епифаний 13 . Здесь отрок Стефан обращает на себя особенное внимание братии, игумена и Епископа, как своею подвижническою жизнью, так и знанием божественных книг, так что спустя некоторое время он «за многую его добродетель поставлен бысть в диаконы от Арсения, князя и епископа Ростовского» 14 .А затем, спустя еще несколько времени, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Выполненный И. перевод Жития прп. Антония Великого был широко распространен в рус. и серб. рукописной традиции XIV-XVII вв. (о списках см.: Ангелов. 1967; Творогов. 1990; Он же. Переводные жития в рус. книжности XI-XV вв.: Кат. М.; СПб., 2008. С. 24; 1999; Helland. 2004). В XVI в. этот перевод Жития прп. Антония Великого включен под 17 янв. в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 403). Это Житие в переводе И. оказало заметное влияние на средневек. рус. лит-ру (СККДР. Вып. 1. С. 134). Так, оно отмечено в Житии прп. Феодосия Печерского, написанном прп. Нестором ( Архангельский А. С. К изучению древнерус. лит-ры: Творения отцов церкви в древнерус. письменности. СПб., 1888. С. 13-15; Шахматов А. А. Несколько слов о Несторовом Житии Феодосия//ИОРЯС. 1896. Т. 1. Кн. 1. С. 65). На этот перевод ссылается Киево-Печерский патерик (БЛДР. 1997. Т. 4. С. 316, 318, 648), его хорошо знал автор Жития прп. Авраамия Смоленского Ефрем (Там же. Т. 5. С. 34, 43, 458). Одно место из текста Жития разъяснял в XVI в. Зиновий Отенский ( Зиновий, инок Отенский. Истины показание к вопросившим о новом учении. Каз., 1863. С. 490-499). Послесловие И. к переводу этого Жития имеет самостоятельное историко-культурное и лит. значение. Помимо исторических сведений оно содержит размышления автора о принципах перевода («Не бо есмь толма смотрели елинескы речи образа тех образ не имущю словеньску языку, нъ на разум нудящее полагахом елико же могохом»; см.: Творогов. 1990. С. 202), близкие к воззрениям Иоанна Экзарха, изложенным в предисловии к переводу «Богословия» Иоанна Дамаскина и содержащимся в т. н. Македонском листе . Второй из переводов И.- обширное Житие сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского, возможно из-за большого объема (составляет целую книгу), не получил значительного распространения в слав. рукописной традиции, а в России стал известен только в сер. XVII в. Впервые рукопись Жития сщмч. Панкратия («Панкратий») упоминается среди «русских книг» в греч. описи имущества мон-ря Ксилургу на Афоне, составленной в 1142 г. ( Мошин. 1950; Он же. 2002. С. 337); однако, судя по позднейшей рукописной традиции, нет оснований считать этот кодекс непременно восточнославянским; более вероятно, что он был болгарским - «русский» выступает в данном случае как синоним определения «славянский». Текст памятника представлен 2 серб. списками: РНБ. Q.n.I.33 (2-я пол. XIII в.) и ГИМ. Син. 82 (3-я четв. XIV в.), 2-й из к-рых, возможно, восходит к 1-му. Единственный известный рус. список (3-я четв. XVII в.; ГИМ. Воскр. 121-бум.) выполнен непосредственно (в т. ч. и запись писца XIV в.- см.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Описание рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного, именуемого Новый Иерусалим, мон-ря, писанных на пергамене и бумаге. М., 18762. С. 173) с рукописи Син. 82, привезенной в 1655 г. с Афона Арсением (Сухановым) . Текст перевода Жития сщмч. Панкратия остается неизданным.

http://pravenc.ru/text/469448.html

Отрекшиеся от мира ничего общего не должны с ним иметь, становясь при этом воинами Христовыми, ибо никтоже… воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет ( 2Тим. 2, 4 ) (поскольку торговля мешает совершать воинские подвиги, воин должен ее оставить). Мудрый человек стремится как можно меньше заботиться о телесных потребностях, чтобы не обременять себя попечениями. Это нужно для хранения заповедей, по слову Господа: Не пецытеся ( Мф. 6:25, 34 ), так как при многопопечительности трудно следить за собой и можно не заметить сетей врага. Имеющий хорошее зрение легко различает летающих в воздухе комаров и мошек; если же от болезни телесной зрение испортится, то и большие предметы с трудом различает. Так и душа, когда излечит свое помрачение, происшедшее от любви к мирскому, и малые согрешения считает большими и со слезами молится. От пристрастия же к мирскому человек духовно болеет и часто не понимает, что совершает тяжкие грехи, достойные многих мучений. Можно сказать, что путь иноческой жизни начинается с отречения от мира, потому что житейские попечения и любое другое пристрастие даже к незначительной вещи истребляют теплоту сердца и ревность к добродетельной жизни, подобно тому как пепел угашает пламень горящей печи. 2. Общежительное монашество Образ жизни в монастыре, при котором братия имеют общее имущество, вместе молятся и трудятся, называется общежитием. Общежитие очень способствует духовному преуспеванию, основание для него находится в Священном Писании . Сам Господь говорит: «Идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф. 18, 20 ). Поющих (молящихся) Богу в любви и единомыслии ублажает царь и пророк Давид: «Блажени людие ведущии воскликновение, Господи, во свете лица Твоего пойдут» ( Пс. 88, 16 ) – и похваляет их совместную жизнь, говоря: «Се, что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» ( Пс. 132, 1 ). Как у первых последователей Христовых были сердце и душа едина ( Деян. 4, 32 ), так и общежитие бывает благотворно при единомыслии братии. Во время монашеского пострига игумен спрашивает желающего стать монахом: «Приемлеши ли вся иноческого общежительного жития уставы и правила от святых отец составленная и от настоятеля тебе подаемая». И отвечает постригаемый: «Ей, честный отче, приемлю и с любовию лобызаю я».

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ученики, верившие Иисусу, знавшие Его, относившиеся к Нему как к любимому учителю, все равно встревожились и испугались. Что может быть глубокой ночью? Вдруг кто – то, похожий на их учителя, идет к ним по воде. Они никогда не видели ничего подобного, они никогда не слышали от самого Христа, что Он поступит так, и не видели, чтобы Он так делал, и естественным образом заключили, что это призрак. А кто такой призрак? Тот, кто идет их искушать? Ветер противный, он, может быть, забрасывает в воду лодку, волны об нее бьются, лодка некрепкая, а тут еще и призрак, и они вскричали от страха.  И, вот, здесь Спаситель говорит то, что каждый человек, пытающийся найти Бога, услышать Его, почувствовать Его, попробовать Его понять, должен никогда не забыть. Христос говорит: «И Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». Тем самым Он нам сказал: где Бог -  там нет страха, где Бог -там спокойствие, где Бог -  там надежда и помощь. Поэтому те люди, которые связывают Бога лишь с наказаниями, с ожиданием расплаты, возмездия, пришедшей карой, ошибаются. Христос, идя к ученикам, говорит: «Ободритесь, это Я, не бойтесь». И, вот, это «Я» заставило их тут же во все поверить, это я видно было сказано таким знакомым голосом, такой известной ученикам интонацией и с такой глубиной, что все сомнения отпали. Конечно, никакой не призрак, это сам Христос. « Аз есмь» говорит церковно – славянский текст. Аз есмь, не бойтесь. И тут же первый пламенный, такой непосредственный, старающийся мгновенно откликнуться на призыв Господень, прямолинейный Петр тут же Ему говорит: « Господи, если это Ты, разреши мне идти к Тебе по воде». В нем еще осталось недоверие, но он уже называет Христа Господом. В этом «Господи» есть еще и формула вежливости: господин, господин, если это Ты, как мы думаем, то разреши мне к Тебе идти по воде. Почему он об этом просит? Потому что он знает, что у настоящего Господа все в Его руке, в том числе, возможность преодолеть чин естества. Мы с вами много раз слышали это в великом покаянном каноне Андрея Критского. Там, где Бог хочет, побеждается чин естества, творит бо, елико хочет. И Петр не знал умом, но интуитивно очень ясно и четко ощущал, что, если это настоящий Господь, то Он даст ему руку помощи или умудрит, или ободрит, или подкрепит, или защитит. И Иисус поэтому отвечает одним словом: «Иди».

http://radonezh.ru/text/skazhite-pozhalu...

«Пречестного образа Богоматере чудотворныя иконы Тихвинския чудное подобие и изящное видение изображенно опасно. Количество средния меры имать; благодатное же святое лице мало окружено и чело добролепо; продолженный нос, добро-гладостне налево лежащ; и очеса зело добра, черне же и благокрасне зенице, такожде и брови; устне же всенепорочныя червленою красотою побагрене, и персты благоприятных рук тонкостию источены, во умеренной долгости. Риза же темнобагряная, на главе же звезда, по обыклому иконописцев умствованию, во свидетельство, яко прежде рождества бе дева; на правей раме такожде звезда во изъявление, яко и в рождестве дева; на левей же звезда, яко и по рождестве пребысть девая. Десная же и пречистая рука ея молебно к сыну ея и Богу простерта, на левей же руце во объятии держит вся содержащого, Превечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, яко Царя всех, в ризе позлащенне и преиспещренне. Вокруг же Божественныя его главы венец, в нем же назнаменано крестообразное начертание, девяточисленное, являюще по разумению неких, яко Царь есть небесных девяти чинов, и яко изволи крестом мир спасти. Посреде же тех девяточисленных начертаний триписмянное надписание написано сице: О Н, еже есть сказаемо сый, аки бы рещи: иже всегда есть, бе и будет, еже единому приличествует Богу рекшему: аз есмь сый, во Исходе, в главе 3. Сие же есть свидетельство Божества Христова. Над главою его назнаменано надписание сицево: Иисус Христос, еже есть: Спас Помазанник, иже Бог и Человек во двою естеству, во единой ипостаси пребываяй. Приснодевыя же Богоматере образ, близ главы своея, от обою страну надписание имать сицево: МР У, яже писмена Греческа суть, читаемая сице: Митирь еу, Славянским же языком: Мати Божия. Таковым убо образом Пречистыя Богоматере икона воображенна и устроенна, ей же даровася Божественная благодать, воистину не сказанная и неисповедимая; ибо чудеса велия и знамения дивная при всечестной сей иконе во пользу верным Богом содеваются. Мера же всея тоя чудотворныя иконы всепетыя Богоматере в высоту яко пять пядий, в широту же четыре. Мало убо сие количество меры и нашею измеримо худостию; но велия и безмерная суть чудодействия, яже содеваются тою. Егда бо бяху исперва церкви древянныя, имже попущением Божиим до основания погоревшим, чудотворная же сия икона преславно от огня невредимо обреташеся, овогда и в самом пепеле преславно обретеся сияюща, а никако же вредима пребысть от превеликого пламене, яко же в книзе сей (т. е. в Сказании о Тихвинской иконе) яве известится. Сама долгота времене довольна есть, коей же вещи тлению предаяти. Сей же святей иконе Богоматере, ни время многое нанесе обетшания, ни различная приключения сотвориша истления, и до ныне бо святолепно сияющи, верным точит исцеления и духовно просвещает. Гл. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

– В скорби призвал мя еси, и избавих тя, – находясь в Египте, в рабстве, сгиная спину под непосильной тяжестью, народ скорбел и в этой лютой скорби молитвенно взывал к Господу о помощи, и Господь слышал его скорбную молитву, избавил его от рабства и имеет от скорби. – Услышах тя в тайне бурю, – услышал Я тебя из таинственной бури, т. е. из грозового облака, которое скрывало присутствие Господа; разумеется – так являлся Он на горе Синае. – Искусих тя на воде пререкания, – Я испытал тебя на водах Меривы. Но выходе из Египта, по переходе чрез Красное морс и по вступлении в пустыню, вскоре Господь испытал народ – подверг его жажде. Придя в пустыню Син и расположившись станом в Рафидиме, где «не было воды пить народу», евреи роптали на Моисея и на Бога. Тогда Господь повелел Моисею, в присутствии старейшин, ударить в скалу чудодейственным жезлом. Моисей ударил, и вода потекла в изобилии. И нарек Моисей месту тому имя Мааса и Мерина, т. е. искушение и укорение, ибо здесь собственно народ искушал Господа, и тем показал, как он скоро забывает милости Божии, даже величайшие ( Исх.17:1–7 ). 9–11. Слышите, людие Мои, и засвидетельствую вам, Израилю, аще послушаеши Мене, не будет в тебе бог нов, ниже поклонишися богу чуждему. Аз бо есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, расшири уста твоя, и исполню я. Напомнив народу об изведении его из Египта – из страны рабства, Господь напоминает ему и о своем с ним завете при Синае. – «Слушайте, люди мои, и Я буду свидетельствовать вам: Израиль, послушаешь ли ты Меня»? или – о, если бы ты послушал Меня! – Разумеется, ты всегда пребывал бы в милости Моей и – в полной радости (ср. ст. 14–15). – «Да не будет у тебя бога нового», т. е. иного, которого прежде не было у Тебя и отцов твоих. – «И не поклоняйся богу чуждему» или – чужеземному, – «Я Господь Бог твой, изведший тебя из земли Египетской». Это точные слова первой заповеди из тех десяти, которые Господь изрек Моисею и народу на Синае и потом начертал перстом Своим на скрижалях Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

1) Обновление не есть отказ от прежде бывшего, зачеркивание его и творение совершенно нового явления: оно есть воззвание к жизни того, что есть или что было и что быть должно, но что почему-либо замерло, поблекло, захире­ло, и потому не обнаруживает свойственных ему жизненности, блеска и силы. 2) Обновление не перерождает и внутренней сущно­сти того или иного явления, не производит в нем внутреннего переворота: оно выявляет эту сущность, доставляя все способы к ее обнаружению, раскрытию, процветанию; оно есть распускание бутона в цветок во всей его пышности, красоте и благоухании. 3) Но обновление не есть замазывание прорех, заплата на старом: оно должно быть глубоким и всесторонним, чтобы коснуться самых корней известного явления, им дать силы к углублению внутрь почвы и к проявлению крепким, твердым, могучим стволом для произрастания райских плодов на пользу человеку. 4) И идти оно может не путем репрессий, насилия, через гром и бурю, но созидая в природе благоприятную почву, естественные условия, путем разработки нужного материала, подготовлением данного явления к восприятию его природным сознанием. Все эти черты такого свойства и направления, что они роднят обновление с эволюцией и делают его совершенно чуждым революции; обновление требует коренных реформ и чурается реформации, как явления совершенно другого порядка. Как таковое, какой смысл будет иметь обновление в приложении к Церкви? Здесь мы встречаемся с целым рядом недоумений и, по-видимому, основательных возражений. Как, говорят нам, можно говорить об обновлении Церкви, коли она есть столп и утверждение истины, коль ее не одолеют и врата адовы? Говорить об обновлении Церкви не значит ли предполагать ее мертвенность; а это не в противоречии ли будет с вышеприведенными изречениями слова Божия? Когда слышишь эти возражения, невольно вспоминаешь слова Иоанна Златоуста , сказанные им, хотя по другому поводу, но очень характерные и для настоящего случая. Привожу их в очень выразительном славянском тексте. «Сие Господь завеща, глаголя учеником: «се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века»; но сие бывает, егда мы хощем; не бо всячески будет с нами, егда себе далече творим.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

В данном контексте интересно толкование бл. Феодорита Киррского на 50-й псалом, так как некоторые стихи последнего используются для объяснения молитв 1-40 дней: « Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя . Издревле и с самого начала, говорит пророк, грех возобладал естеством нашим, потому что преступление заповеди предшествовало Евину зачатию. По преступлении, по произнесении Божия приговора, лишившись уже рая, Адам позна Еву жену свою, и заченши, роди Каина (Быт. 4, 1). Поэтому пророк хочет сказать, что грех, возобладав над нашими прародителями, в роде нашем продолжил себе некий путь и стезю. Сие говорит и блаженный Павел: единым человеком грех в мир вниде, и грехом смерть, в нем же вси согрешиша (Рим. 5, 12). Сие и Бог всяческих изрек досточудному Ною: прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности во все дни (Быт. 8, 21). Все же это научает нас, что сила греха не есть сила естественная (а если бы действительно так было, то мы были бы свободны от наказания); но что естество, смущаемое страстями, склонно к падению. Посему не брак обвиняет Пророк, как предполагали некоторые, и беззаконием называет не брачное общение, как неразумно полагали иные, в таком именно смысле понимая слова: в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Напротив того, выставляет он на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков, и говорит, что оно соделалось источником сих потоков, то есть, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех; а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было бы соединено бесстрастие; а пока водворялось бы бесстрастие. не имел бы места и грех. Но поелику прародители согрешили, то преданы они тлению; а сделавшись тленными, таковых родили и детей; и их, как тленных, сопровождают вожделения и страх, удовольствия и скорби, гнев и зависть. Со всем этим и с тем, что от сего рождается, борется рассудок, и победив, прославляется и украшается победными венцами; а уступив над собою победу, подвергается стыду и наказанию. Вместо роди Симмах выразился: носила во чреве.» Вышеприведенная цитата плавно подводит нас, наконец, к объяснению самих молитв в их славянском понимании. Осознание значения этих молитв именно среди славян представляет, как мне кажется, особый интерес из-за специфического характера славянской женской праведности, где семейная жизнь играла значительно большую по сравнению с Византией роль.

http://pravmir.ru/k-ponimaniyu-znacheniy...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010