Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Остробрамская (Виленская) из книги Е. Поселянина Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию — Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом православия в этом крае. Она — древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно — из Херсонеса или Корсун, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345—1377 гг.), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда — Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого или Русского конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля — день памяти мучеников литовских. В апреле 1498 года при личном участии великого князя и его двора произошла закладка новой стены и ворот с большой башней в Остром конце, которые получили название «Острых ворот». Когда башня была кончена, икону поставили с южной ее стороны в киоте и приделали особый ход в виде лестниц. При короле Сигизмунде Казимировиче, в начале XVI века, православная церковь в Литве особенно благоденствовала. В это время стараниями незабвенного поборника православия князя Константина Острожского в Вильне в Троицком монастыре воздвигнут был каменный храм. Но церковь православная начинала уже слабеть. Часовня, в которой находилась Остробрамская икона, пустела, и жители Вильны направлялись к другой иконе — Одигитрии, привезенной в Вильну в 1495 году из Москвы.

http://pravicon.com/info-1353

Икона Остробрамская (Виленская) - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Остробрамская (Виленская) - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Остробрамская (Виленская) Название своё икона получила от расположения на башне стены православного Виленского Свято-Троицкого монастыря (современный Вильнюс). Ворота у этой стены называлась Острыми Воротами (по-польски «Остра Брама»). В 1596 году монастырь перешёл в руки униатов, а затем католиков. Икону иногда называют также «Корсунская Благовещение», связывая с ней предание о древнем происхождении из Корсуни и считая изображение Богородицы частью сцены Благовещения. Древняя чудотворная икона почитается и православными, и католиками. Не следует путать Виленскую Остробрамскую икону с ВИЛЕНСКОЙ иконой Божией Матери. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Остробрамская (Виленская) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-438

Во время войн России с литовско-польским государством происходило передвижение границ, в связи с чем менялся и состав епархий Киевской митрополии. В 1500 г. отделилась от последней Черниговская епархия и вскоре была закрыта. С 1563 по 1579 г. часть Полоцкой епархии, с Полоцком, находилась под властью московского митрополита. В состав митрополичьей кафедры входили земли образовавшия в XV и XVI вв. воеводства Виленское, Трокское, Ново-грудское и Киевское, Галичину (позднее имевшую отдельного епископа) и Подолье. Стольным городом митрополитов была Вильна, но они жили преимущественно в Новогрудке (Новгородке). Кафедральным собором в Вильне был собор Пречистые Богородицы, именовавшийся обыкновенно Пречистенским, основанный Ольгердом и освященный в 1348 г. святителем Алексием, тогда епископом Владимирским. В 1511 г. собор был полностью перестроен на средства кн. К. И. Острожского и освящен во имя Успения Пресвятые Богородицы. В нем погребены Ольгерд и супруга его Иулиания, в 1513 г. – вел. кн. Елена Иоанновна. Она завещала храму чудотворную икону Божией Матери Одигитрии. В Вильне тогда существовало 18–20 церквей. Из них наиболее известные: Пятницкая, основанная первой супругой Ольгерда Марией, княжной Витебской, по преданию на месте капища языческого божества литовцев Ракутиса. Это был первый христианский храм в столице Литвы. Николаевская, у которой были погребены свв. мученики Иоанн, Антоний и Евстафий. Храм этот существовал до 1481 г. Святые мощи перенесены были сначала в Троицкий, в половине XVII в. в Свято-Духовский мон. Никольская (Перенесенская) воздвигнута была в 1514 г. кн. К. И. Острожским в память победы, одержанной им над московским войском. В Вильне были монастыри: Троицкий, Георгиевский и Благовещенский. В Св.-Троицком м., в котором первую церковь воздвигла княгиня Мария, кн. К. И. Острожский в 1514 г. построил каменные храм и здания, вместо прежних деревянных. В обители сначала пребывала чудотворная икона Божией Матери Остробрамская, вывезенная Ольгердом в 1363 году из занятой им Корсуни-Херсонеса. Он передал ее княгине Иулиании. Впоследствии образ был перенесен в находившуюся вблизи монастыря часовню у Острого пли Русского конца города. В конце XV в., когда вокруг Вильны была воздвигнута каменная стена, при остром конце ея были устроены главные ворота в виде башни, с часовней внутри. Туда и была поставлена икона. Прежнее именование ея Корсунской стало забываться, и она стала называться Островратской, Островоротной. Когда русское название заменено было польским «Остра Брама», икона и получила нынешнее именование. В начале XVII в. вице- канцлер вел. княжества Литовского Степан Пац и виленские бургомистры Дубовичи построили при часовне католический монастырь и отдали его кармелитам. В 1829 г., когда лик иконы был прочищен и промыт, обнаружена была славянская хвалебная песнь «Честнейшую херувим».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Древнеримский писатель Светоний (ок. 70 – ок. 140 по Р.Х.) писал о декрете императора Клавдия (41–54 по Р.Х.), изгнавшего из Рима евреев, которые «непрестанно бунтовали, побуждаемые неким Христом» (Vita Claudii. 25, 3–4). Когда было введено летоисчесление от Рождества Христова? иеромонах Иов (Гумеров) Летоисчисление от Рождества Христова было введено в 525 году настоятелем одного из римских монастырей Дионисием Малым (Dionysius Exiguus). До этого в римской империи и в первые христианские века летосчисление велось с 29 августа 284 года н. э. – от начала правления императора Диоклетиана (около 243–313 гг. н. э.). Римляне называли это «эрой Диоклетиана». С победой христианства это летоисчисление стали называть эрой мучеников, так как Диоклетиан был жестоким гонителем христиан. В 531 году заканчивался 95-летняя пасхалия, составленная архиепископом Кириллом Александрийским (376–444), которая охватывала период с 153 г. по 247 г. эры Диоклетиана (соответственно: с 437 г. по 531 г. н. э.). Дионисий Малый по указанию папы Uoahha I должен был составить на очередной 95-летний период пасхалию. В 525 году (241 г. эры Диоклетиана) он произвел расчеты. Дионисий принял 532 год (248 г. эры Диоклетиана) за начало новой 95-ти летней пасхалии. При этом он предложил отказаться от эры Диоклетиана, а летоисчисление вести «от воплощения Господа нашего Иисуса Христа» («ab incaratione Domini nostri Jesu Christi»). Согласно его расчетам Рождество Спасителя мира соответствовало 754 году от основания Рима. Новое летоисчисление было принято Церковью при и императоре Карле Великом (742–814). Дионисий Малый по происхождению – скиф. Он был ученым монахом, хорошо знал Священное Писание, прекрасно владел латынью и греческим языком. Им были составлены сборники по каноническому праву, которым долгое время руководствовалась Западная Церковь . Расскажите про Остробрамскую икону Божией Матери. Какие ее особенности и когда праздник этой иконы? иеромонах Иов (Гумеров) Остробрамская – Виленская икона представляет собой часть композиции Благовещения. Поэтому Пресвятая Дева изображена без Младенца. Написана маслом на дубовой доске размером 1,63 х 2 м. Фигура Богоматери закрыта позолоченным серебряным окладом, изготовленным виленскими мастерами в конце XVII века. Название икона получила от городских ворот, называемых «Острыми воротами» (польск. «Остра брама»; лит. Astria broma): икона находится в часовне близ них.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Об истории этой святыни рассказывает Е. Поселянин: «Кто бывал в старой Вильне и стоял в часовне Острых ворот перед чудотворным ликом Остробрамской иконы, тот не забудет никогда ее чудного выражения. Икона, называвшаяся прежде по месту происхождения Корсунской, а по содержанию – Благовещенской, изображает собой Богоматерь со сложенными на груди руками и склоненной главой, словно Она погружена в созерцание дивной тайны. Нам, православным, икона говорит о тяжком прошлом Православия в этом крае. Она – древняя наша православная святыня, а между тем находится сейчас в католических руках. Икона эта привезена в Вильну из Крыма, именно – из Херсонеса, или Корсуни, великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем (1345–1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, возникшей в Вильне на том месте, где пострадали от литовских язычников придворные бояре Ольгерда – Антоний, Иоанн и Евстафий. Окрестная местность заселялась исключительно православными и получила название Острого, или Русского, конца. В 1431 году икона находилась уже в часовне над Острыми воротами (по-польски «Остра Брама»), и ей праздновали 14 апреля – день памяти мучеников литовских В 1596 году в крае была объявлена церковная уния, и Свято-Троицкий монастырь, которому принадлежала икона, поневоле перешел в унию. Икона с часовней сначала перешла во владение униатов, а потом досталась латинским монахам кармелитам, у которых находится и доныне. В 1829 году лик Пречистой Девы был подновлен в католическом духе. Говорят, что в ту пору на иконе можно было еще различить церковнославянскую надпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим» Богоматерь изображена без Младенца Христа, по пояс, с выражением глубокого мира, сосредоточенности и девственной скромности. Так как икона покрыта золоченой ризой, то видны только лик и сложенные крестообразно на груди руки Богоматери. Над головой Ее к ризе прикреплена двухъярусная корона. По всем направлениям от лика идут длинные лучи. Икона вся покрыта бесчисленным множеством металлических приношений в виде изображений святых и разных частей тела, которые служат безмолвными, но яркими свидетельствами оказанных когда-то благодеяний Богоматери человеческому роду Остробрамская икона вообще является одним из прекраснейших изображений Богоматери. По установившемуся в Вильне обычаю, не только христиане, но и люди других исповеданий при проходе через Остробрамские ворота обнажают головы. Вы всегда можете увидеть вокруг часовни народ, среди которого многие стоят тут же, на улице, на коленях» (Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М., 2002. Кн. 2. С. 648–651).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вилейская Остробрамская икона привезена из Крыма, из Херсонеса, великим князем литовским Ольгердом Гедеминовичем (1345—1377), подарившим эту святыню своей супруге, которая, в свою очередь, принесла ее в дар Свято-Троицкой обители, где пострадали от литовских язычников бояре Олысрда: Антоний, Иоанн и Евстафий. С 1431 г . икона находилась в часовне над Острыми Вратами (по-польски Остра Брама). Обе иконы почитаются католиками. Дни празднования их: Ченстоховской — 6 марта, Виленской Остробрамской — 14 апреля (в день памяти мучеников Литовских).— Ред. Вы прочитали материал Чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Читайте также: Пресвятая Богородица, Ширшая Небес Почему нам не помогает Богородица? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 3 июня, 2022 7 апреля, 2022 26 октября, 2021 14 октября, 2021 5 августа, 2021 21 июля, 2021 9 июля, 2021 7 февраля, 2021 6 февраля, 2021 Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/chudesnaya-pomoshh-bog...

По самой природе .своей, человек принадлежит тому и другому началу, т. е. доброму и злому, вмещая в себе, как то, что составляет жизнь богов Дэвов, так и то, что свойственно Асурам, т. е. духам злым 389 . Строго говоря, в нем нет ни свободы, ни самостоятельности, – он проявление всеобщей души мира. Таким образом, с общим воззрением, как оно выработалось в позднейший период, не мирится мысль о падении существ. Её и нет в законе Ману, который описывает доисторическую эпоху мира. Тем не менее, сохранились предания, – не совсем последовательно примешивающиеся к общим пантеистическим взглядам, – о падении духов. В этих преданиях рассказывается, что Магазура (Mahasura), высший, небесный вождь, глава первого порядка духов, снедаемый завистью и ревностью, вместе с увлеченными им духами, отпал от Бога и заявил о своем желании господства над миром 390 . Еще замечательнее сказание в Пуранах о том, что сам Брама или Параспати, – творец мира и зародыш всякой жизни, отождествляемый иногда с первым человеком – Варади и называемый «вечным человеком», пал и наказан верховным Брамой. По этому рассказу, Брама возгордился, и хотел часть созданного им мира присвоить исключительно себе, не дав в ней доли Вишну и Шиве. Пара-Брама или Брама-Исвара (господь) поверг его за эту гордость во тьму. Только путем покаяния и воплощений в продолжение четырех веков, Брама возвратил себе первобытное состояние 391 . Брама – творец мира, очевидно, служит здесь типом человека – этого малого мира. Что совершилось с прототипом человечества, то совершается со всеми людьми в частности. Путь возвращения к божеству для последних тот же самый, как это увидим после. Этот «вечный» человек или прототип человечества олицетворяет собой историю жизни всего человечества; – это – оно само, в своей действительной жизни, проходило моменты отпадения от божества с тем, чтобы чрез покаяние и самоотрицание опять возвратиться к божеству. Вернее, в лице человечества, сам всемирный Дух отпадает от себя, забывает о себе на время, чтобы снова возвратиться к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

И это состояние Божества не есть какой-либо отдельный момент в бытии Божества, допущенный мировоззрением лишь для того, чтобы им объяснить происхождение реального мира; нет, это стремление Божества выйти из себя вечно; майя вечно с Богом и, следовательно, Бог в основе своей чужд полноты блаженства, святости и чистоты. Может ли мысль, не отказываясь от своей разумности, исповедовать такого Бога? Представления об отношении майи к Богу, как творцу, еще яснее обнаруживают бессилие индийской мысли уяснить себе акт миротворения. Майя, как скоро дело касается акта миротворения, является выше, мощнее Брамы. Хотя Брама и называется действительною причиною миротворения; но эта причинность получает свое действие только благодаря майе. Брама, будучи действительною причиною творения, должен был, однако же, оставаться без творения, как скоро не является ему на помощь майя. Но этого мало. Насколько в творении возвышается майя на степень Брамы, настолько же Брама в свою очередь унижается. Майя творит мир, обманывая Браму. Брама может обманываться, Брама обманывается и творит мир, Брама обманывается бесчестною майей, вот в каких недостойных Божества представлениях ищет для себя опоры индийская мысль, когда хочет объяснить происхождение мира! Она не только не находит разгадки бытия мира, но даже теряет идею о святом Боге, когда усиливается отыскать эту разгадку. Каковы представления о миротворящем акте в индийской религии, таковы же представления и о самом мире, результате этого акта. В них не может найти себе успокоения мысль, ищущая решения вопроса о происхождении мира. Последовательная индийская мысль, когда дело касалось вопроса о мире и его действительном значении, естественно приходила к выводам, по которым мир представлялся в отношении к Богу, как нечто совершенно неразумное по своей природе, как не заключающееся в планах Божества, даже прямо противоречащее Его истинному бытию; а сам по себе мир должен был являться тяжестью, бременем для себя, его существование должно было обещать ему одну печаль, одни бедствия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Переселившись с однообразных среднеазиатских равнин в Индию, эту поистине сказочную страну чудес, следя в новой обстановке за жизнью мира, прислушиваясь, так сказать, к биению пульса его, индийские философы пришли к заключению, что весь мир живет одною жизнью и составляет единое тело, одухотворенное единым духом; и этот новый взгляд на мир выразился в жреческой философии признанием, вместо множества прежних богов, единого Духа, Брамы, первопричины всего существующего. Полагая, что в начале был один только Брама и что мир был в нем, индийские философы считали, что Брама есть неразвившийся мир, а мир есть развившийся Брама, и что, следовательно, Брама и мир – одно: Бог есть природа и природа есть Бог. Сохраняя дошедшее от первого человека откровение о падении созданных Богом духов, индийские философы учили, что Брама, развиваясь в существующий мир, выделил из себя сначала духов. Все духи вышли из Брамы чистыми; но часть их, под начальством Магазуры, отпала от него. Тогда Брама, продолжая выделять из себя мир, создал для падших духов различные тела, в которых они должны пребывать для покаяния и очищения. Выдержав 88 превращений, падший дух воплощается в тело человека, в котором может возвыситься до состояния первобытной чистоты и вновь соединиться с Брамой, как река соединяется с океаном, т.е. обезличиться. Но душа, не успевшая очиститься в своем временном жилище, не может, конечно, слиться с Брамою, и потому воплощается в новое тело, и так далее, пока не достигнет полной чистоты и слияния с мировою душою, Брамою. Учение о переселении душ, слагавшееся постепенно, окончательно разработано было ко времени составления сборника, известного под названием «Законы Ману», то есть примерно в IX веке до Р.Х. В законах Ману говорится, что душа умершего человека является на суд мертвых в подземное царство, чтобы дать отчет в своих делах; причем грешные души подвергаются временно адским мучениям, а потом вселяются в новые тела, но более низкие, чем те, в которых они жили прежде. Смотря по тяжести грехов, душа поселяется или в теле человека низшей касты, или в теле животного, или даже в неодушевленном предмете. Входят они в новые тела не по выбору своему, а по принуждению, сообразно с делами прежнего воплощения. В законах Ману определено: за какой грех и в какое тело должна воплотиться душа. За жестокость душа переходит в хищного зверя; за кражу мяса – в коршуна, за кражу хлеба – в крысу и т.д. Таким образом, человеческие души постоянно странствуют, переселяются; все они страдают и страданиями своими расплачиваются за грехи своего прежнего существования.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

(Вечному Брам). Брама сел на лотосовом листе в созерцательном положении и начал мыслить о вечном существе. Бхагават явился ему в виде мужа с тысячью головами. Брама не переставал молиться. Это понравилось Вечному. Он разогнал мрак и открыл разумение Брамы. Этот последний (здесь начинается первый акт творения мира – сначала идеального), когда рассеялась тьма и открылось его разумение, увидел в лоне Вечного все неисчислимые формы земных существ, как бы погруженными в глубокий сон. Вечный, между тем, вновь повелел Браме обратиться к созерцанию, сказав, что он даст ему силу извести мир из жизни; скрытой в его лоне, когда он через углубление и покаяние познает его силу. Брама снова погрузился в созерцание и пробыл в этом положении сто божественных годов. По прошествии этого времени, он почувствовал в себе творческую силу. Он создал великое пространство, наполнил его началами вещей, сотворил семь звездных сфер и землю с её светилами, солнцем и луной, и семь низших областей. За этим последовало создание одушевленных существ и, прежде всего, духов. Сначала создан Ломус (Lomus), великий дух (muni), но этот Дух, – весь и всецело погруженный в саморазмышление и созерцание, пал в страну Айгудиа (Ajgudia) 316 и там останется скрытым до конца дней. Увидев, что Ломус бесполезен для мира, Брама создал девять новых Ришисов, т. е. одушевленных существ, и между ними Нардмана, – разум, непосредственно следовавший за тремя лицами божества. Но и эти духовные существа все обратились в одно созерцание, и в нем исчезли. Тогда Брама, для населения мира, прижил со своей женой сто сыновей, из которых старший столько же породил от себя. Но и эта генерация духов или живых существ принадлежала еще небесным сферам, и не могла населить собой землю. Только после этого Брама создал из своего тела обитателей земли 317 . Теория саморазвития мира, в пантеистическом смысле, получила здесь вполне ясную и законченную форму. Погруженная в сон вселенная, – это, очевидно, потенция бытия; различные виды существ в лоне Вечного, – это сумма возможностей, из которых имеют возникнуть в последствии действительные, реальные формы жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010