Будь, Христианине, уверен в душе своей, яко Христианский закон так чист, так совершен в истинах своих, что тебе и всякому верующему ничего более не остается делать, как от чиста сердца при всяком явлении истины говорить: Аминь! Беседа XV. О стихах всенощного Богослужения. Придите, поклонимся Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу. Придите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему. Священнослужитель Божий начавши всенощное Богослужение возглашением славословия Святой Единосущной Троице, когда услышит, что чтецы, певцы, или лучше, все во святом Храме Господнем предстоящие Христиане сказали, на его возглас, аминь; что они все согласно подтвердили и подтверждают то, яко Святой Троице подобает слава; – когда услышит, говорю, сие; далее от сего простирается, начинает уже побуждать их к тому, для чего они пришли в освященный Храм, именно, советует им молиться сему познанному высочайшему Существу, Триипостасному Божеству – единому в трех Лицах Богу. Священнослужитель Божий, уверившись в истинном веровании всех предстоящих, чрез произнесение подтвердительного слова аминь, говорит: Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему. Как бы так сказал: я пред сим возвестил вам о Боге нашем, в Которого мы веруем и веровать должны; я изрек пред вами о Нем то, что Он есть по Существу Своему Един, а по Лицам Троичен; что Он в Единстве Своем неразделен на части, в Лицах Своих не слиян во едино; что Он есть и един всегда и троичен всегда – Един без разделения, и троичен без смешения; и что сей-то Триединый Бог есть благословен. Сие-то Триипостасное Божество обязаны мы и в Церковном служении, и в домашних молитвах хвалить и превозносить; сей-то Святой Троице, Отцу и Сыну и Святому Духу принадлежит слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Изрекши же сие, услышал я и от вас подтверждение; что то правда, истинно есть, вы все произнесли на возглас мой, на мое возвещение слово аминь, в подтверждение своего уверения. А когда вы уверились в сем, познали Бога своего и громогласно подтверждаете сие: то вам ничего более не остается делать, как всегда приходить к Нему, покланяться Ему и припадать в присутствии Его, моля и прося Его о всем том, что действительно и истинно нужно вам. Приидите убо и теперь, поклонимся все вместе Цареви нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу; приидите, поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Третья стража, или 9 часов, соответствуют трем часам утра по нашему счислению. Таким образом пасхальный благовест начинался в четвертом часу утра 14 . В уставах последующего времени совершение благовеста обставляется некоторыми любопытными подробностями. По уставу (XI–XII веков) одного неизвестного константинопольского монастыря, по миновании третьей стражи, или 9 часов, «поп встает взбужаяй и обиходит взбужая братию со свещею, вещая ясным гласом «Христос воскресе; се же не единою, но многажды. По престании же того ударит в било» (Типогр. 1206; ср. Синод. 330) 15 . Благовесту в этом монастыре предшествовало более или менее продолжительное время, когда поп ходил по калиям и будил братию. В три часа утра, по нашему счету, начиналось это обхождение и лишь с окончанием его следовал удар в било, или благовест к заутрене. Позднее, с водворением в православном богослужении иерусалимского устава, время благовеста определяется раньше третьей стражи, или трех часов утра. Оно ставится теперь в зависимость от предшествующих священнослужений. По иерусалимскому уставу положено было братии не расходиться по калиям после обедни Великой субботы, но в трапезе полагалось чтение Деяний апостольских до 4 часа ночи, то есть до 10 часов по-нашему. После этого «параекклисиарх клеплет во древо» к совершению полунощницы и «по скончании 7 часа», – 1 часа ночи по-нашему, – «исходим из церкви» то есть начинается крестный ход: «внегда же игумен возгласит Слава святей и единосущней, тогда параекклисиарх с сущими с ним в кимбанари ударит напрасно во вся древо и железо и тяжкая кимбалы и клеплют довольно» (У. 74). В наших русских больших монастырях соблюдался тот же самый порядок пасхального благовеста. В Троице-Сергиевом монастыре «как прочтут Деяния – и колотят в доску и поют надгробное по уставу». После Полунощницы братии позволялось расходиться по своим калиям на один час. «Спустя час, благовестят долго». После облачений и приготовления фимиама, «пономарь звонит в тяжкая три часы велики долги, дóндеже приидут в церковь ». Обедня пасхальная совершалась «на другом часу дни по уставу», то есть в восьмом часу утра по нашему счету (У. 147). Обиходник Кирилло-Белозерскаго монастыря определяет с точностью время благовеста: «чтут Деяния апостольския до 4 часов нощи», то есть до 10 по нашему счету, «и как Деяния отчтут, позвонят в малый красный колокол единощ и поют надгробный канон по уставу». После полунощницы братии позволялось уходить в калии, а понамари должны были все приготовить в церкви по чину. «В исходе 7-го часа благовестят заутреню в большой колокол», – по-нашему в исходе первого часа ночи. Когда братия собралась в храм и всем были розданы свечи, «пойдут понамари звонить, и звонят во вся тяжкая 3 часы». В этот же день «звоним обедню, как час дни ударит», то есть в 7 часов утра по-нашему (ibid, У. 4, 148, 150 и др.). Так было в монастырях в XVI и XVII веках.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

А когда ему Преосвященному Митрополиту прилучится о приключающихся Духовных делех в тех странах в благочестии к живущим Духовным особам писати, и о том о всем ему Преосвященному Митрополиту и по нем будучим Митрополитом советовать с ним подданным нашим Гетманом Иваном Самойловичем и по нем будучими Гетманы; а без совету того не иметь. А если бы к нему Богомольцу нашему Митрополиту и впред по нем будучим Митрополитом Киевским из стран Польских и Литовских и иных с какими письмы присланными до него кто прибыл, или чрез кого, иди почтою что донесено будет; и ему Богомольцу нашему Преосвященному Митрополиту и по нем будущим Митрополитом Киевскими о том объявлять и письма присылать к подданному нашему Гетману Ивану Самойдовичу и впредь иным по нем будучим Гетманом; а ему подданному нашему о том к нам Великим Государем, к нашему Царскому Величеству, писать. А когда по нашему Царского Величества Указу ему Богомольцу нашему Преосвященному Митрополиту прилучится для каких великих Церковных дел в наш Царствующий великий град Москву прибыти, и тогда ему в прибытии своем на Москве времени не продолжати, а отпущену по нашей Государской милости в свою Епархию ему быти вскоре; а по обыкновению Великороссийских Преосвященных Митрополитов в наш Царствующий град Москву на годовое и полугодовое время его не вызывати, и тех всех вышиписанных Киевской Епархии прав и вольностей о содержании, сею нашею Государскою жалованною Грамотою милостиво обнадеживаем и утверждаем неподвижно, и быти им на нашу Государскую милость во всем надежным; а ему, Богомольцу нашему Преосвященному Гедеону Митрополиту Киевскому и Галицкому и Малыя России и по нем будучим Митрополитом Киевским со всем Причтом Малороссийского народу Духовным быти под благословением, и послушанием во Святем Дусе у Отца нашего и Богомольца Святейшего и Всеблаженнейшего Кир Иоакима Патриарха Московского и всея России и Северных Стран, и по нем будучих Святейших и Всеблаженнейших Патриархов Московских на веки неотступно по своему обещанию, каково он учинил с подписанием руки своея при возведении и благословении своем в Митрополиты в Соборно-Апостольской церкви пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, честнаго и славного ея успения, не отлучаяся под повеление и рассуждение к иным Епархиям; а правам их и вольностям, в сей нашей Царского Величества милостивой жалованной Грамоте описанным, то его обещание ничем к пременению и нарушению быти не имеет.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

И сотников и стрелцов велено к тебе послать с Двины, по прежнему нашему великого государя указу, не замотчав; а наше великого государя жалованье хлебное, по указу, тем сотником и стрелцом велено дать на Колмогорах, Соловецкого ж монастыря из вологоцких покупных запасов, потому что в Сумском остроге монастырьских запасов мало, тем сотником и стрелцом дать будет нечего; и о том наша великого государя грамота к боярину нашему и воеводе ко князю Дмитрею Алексеевичю Долгоруково да к дьяку нашему к Афанасью Зыкову послана. А соляных и рыбных промыслов Соловецкого монастыря, в которых промышляют по нашему великого государя указу, и служек, и крестьян, указали мы, великий государь, ведать в Сумском приказному соборному старцу Иоилю, и о том наша великого государя грамота к нему послана; а тебе Клементью тех промыслов и кресгьян ни в чем не ведать. Писан на Москве, лета 7181 маия в 13 день. 105 . Царская грамота в Сумской острог старцу Иоилю о недозволении Иевлеву вмешиваться в хозяйственные монастырские дела. 13 мая 1673 г. 1019 От царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, Соловецкого монастыря в Сумской острог соборному старцу Иоилю. По нашему великого государя указу послан к Соловецкому монастырю, стряпчего на Игнатьево место Волохова, голова Московских стрелцов Клементей Иевлев, для промыслу над Соловецкими мятежники; а в Сумском остроге Соловецкого ж монастыря двор, и денежную и всякую казну, и хлебные запасы, и усолья, до нашего великого государя указу, велено ведать тебе. И ныне ведомо нам великому государю учинилось, что он Клементей учал в те монастырьские всякие дела вступаться, и из соляных промыслов и из волостей земских старост с сборными и с росходными книгами к себе имал; а ему Клементью о том в нашем великого государя наказе, каков ему дан из Розряду, того Соловецкого монастыря старцов, и слуг, и крестьян, судом и управою и соляных промыслов ведать и из волостей сборных и росходных книг имать не указано. – И как к тебе ся наша великого государя грамота придет, и ты б Соловецкого монастыря соляные и рыбные промыслы, в которых промышляют по нашему великого государя указу, и монастырьских служек и крестьян ведал и владел ты, по прежнему нашему великого государя указу; а голове Московских стрелцов Клементью Иевлеву тех монастырьских промыслов в слуг и крестьян ведать не велено, и о том наш великого государя указ к нему Клементью послан. А того б тебе старцу Иоилю велеть беречь накрепко и заказ учинить, чтоб из волостей и из соляных промыслов никто в Соловецкой монастырь к мятежником ни с чем отнюдь не ездили и ведомости никакия к ним не чинили; а буде которые учнут в монастырь проезжать, и запасы всякие провозить, и с ними списываться тайно, а тебе про то кто известит, и ты бы тех людей велел для розыску отдавать голове Московских стрелцов Клементью Иевлеву. Писан на Москве, лета 7181, маия в 13 день.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

л. 67 об. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и ко всем Святым, идуще на брань. л. 76. Канон составлен в страшную и смертоносную язву покаялен и умилен ко Господу нашему Ис. Христу. В конце: молитвы молебны, числом 4, составлены Филофеем святейшим патриархом Констянтинаграда во страшную и всемирную язву, прочитаем в литиях и молбах. л. 86. Последование во св. вселенский Собор. л. 90 об. Канон молебен ко Господу нашему Ис. Христу во усобных бранех иноплеменным, творение святейшаго патр. Филофея, потружение же Кипреяна митрополита киевскаго и всея Русии. л. 97 об. Канон ко Господу нашему Ис. Христу и ко преч. Богородице, певаем о гобзине плода и за бездождие, творение смиреннаго митрополита всея Русии Кипреяна. В конце три молитвы. л. 104 об. Канон молебен певаем ко Господу нашему Ис. Христу, егда по грехом нашим наведет на нас глад и томление оскудоста житнаго, творение Филофея патриарха Царяграда, перевод же Феодора прозвитера. л. 111. Канон молебен во умножение дожда гл. 8. л. 116 об. Канон ко Господу нашему Ис. Христу, певаем за бездождие гл. 8. л. 121 об. Канон молебен к преч. Владычице нашей Богородицы, певаем в бездождие гл. 4. л. 124 об. Последование другое ко преч. Богородицы о бездождии, творение Филофея патр. Констянтинаграда, переведен же бысть на руский язык от многогрешнаго Феодора и недостойнаго, рекше первопрозвитера. л. 131 об. Канон молебен ко пресв. Богородици, певаем от лица незрящаго человека, творение Инона евхаитскаго, преведен же бысть на руский язык от многогрешнаго и ради многоразличных зол и преступлений отриновеннаго от лица святительскаго, именем Феодориа, аще и недостойнаго, но рекше прозвитера. л. 137. Согласие певаемо во страх нашествия иноплеменник. л. 147. Согласие по прошествии всякоя скорби и печали. л. 152. Канон в печалех и нужах певаем, святейшаго вселенскаго патр. Филофея. л. 158. Канон молебен ко Господу нашему Ис. Христу, певаем за князя и за люди победы брани ради. л. 164. Канон по вся дни певаем с умилением и со слезами, творение Кирила философа гл. 5. См. 17 л. 58.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Животворящий Крест водрузи и святыя церкви въздвиже, и твоею царьскою рукою многых христиан пленных от работы избави. И видев Творец всех Владыка наш Христос твои праведный нынешьнии подвизи и труды за Имя Его святое и за христоименитое стадо, порученное тебе от всесилныя Его десницы, хотение сердца твоего исполнил и желание твое съвршил ( Пс.20:2 ), даровал тобе свыше победу на враги Креста Своего, на иноплеменныа сиа, да освятится град и люди благодатию Христовою. И незабытлив Мздовоздаятель Христос против твоих трудов о имени Его и о людех Его, исполняя слово свое: «Благии рабе верный, в мале бысть верен, над многыми тя поставлю» ( Мф.25:23 ). Еще же и дарова тебе Господь Бог ис чресл твоих первороженна сына родити от твоей царицы великие княгини Анастасии, царевичь Дмитрей Ивановичь. Мы же, твои богомолцы, что к Богу възглаголем против великие Его милости и дарованиа к тебе, царю благочестивому верному Его рабу? Но токмо глаголем: «Велий еси, Господи, чюдна дела Твоя, ниедино же слово доволно к похвалению чюдес Твоих!» 28 , Тебе же, царю, како возможем бита челом и киа тобе похвалы принесем? Ты з Божиею помощию избавил нас от нахожениа варварского своим благородием, такоже и жилища их до основаниа разори и бедную братию нашу плененую от работы свободи. И со избавленною братию глаголем тебе: Радуйся, благочестивый царю, и веселися, приводя сиа Христови, пастырем началниче! Здравьствуй, государь нашь благочестивый царю, и с своею царицею великою княгинею Анастасиею и с своим Богом дарованным сыном царевичем Димитрием и с своею братиею князем Юрием Василиевичем и князем Володимиром Андреевичем и с своими боляры и со всем хрнстианьскым воиньством в богоспасаемом царьствующем граде Москве и на всех своих царьствах и на Богом дарованном тебе царстве Казаньском весь год и в предъидущие лета в род и род на многа лега! А тобе, царю благочестивому государю, за твои груды со освященным Събором и со Всеми православными Христианы челом бием (ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. С.225–227). 48. Грамота царя Иоанна Грозного Митрополиту Макарию (1555, июля 3) От царя и великого князя Ивана Васильевича всеа Русии отцу нашему Макарью, Митрополиту всеа Русии, царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии челом бьет. Прислал еси к нам грамоту князя Павла, бискупа Виленского, да пана Николая Родивила, воеводы Виленского, а писал еси к нам, что ту грамоту принес к тебе Дементей, гость Виленской, и бил тебе челом, чтобы ты его отпустил ранее. А мы тое грамоты слушали. И в той грамоте писано к тебе отцу нашему да к боярину нашему к князю Ивану Михайловичи Шуйскому, чтобы тебе богомолцу нашему и нашим бояром наводити нас на то, чтоб мы похотели с королем перемирья. И ты бы велел у себя быти боярину нашему князю Ивану Михайловичи Шуйскому, да казначею нашему Хозяину Тютину, да дьяку нашему Угриму Лвову, да иным приказным людем и детем боярским, колким пригоже.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

л. 293. Светейшаго и вселенскаго патриарха Филофиа стихиры и канон, в печалех и нужах певаемы гл. 6. л. 298. Канун молебен к Господу нашему Ис. Христу и к преч. Его Богоматери на поганыа, творение святейшаго и вселеньскаго патриарха Филофия. л. 304. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу, певаем во общих напастех, в сушу и глад, и мятежь, и в супротивление ветром, и в нашествиа иноплеменник. л. 308 об. Канон за болящаго к Господу нашему Ис. Христу. Тут же: Другой канон за болящаго к честному Иоанну пророку и Предтечи, творение Иоана евхаитьскаго. Преложен бысть на русский язык от многогрешнаго Феодора презвитера. л. 317. Канон за творящаго милостыню. л. 320. Канон молебен к пресв. Богородици от лица очима слепаго человека, творение Иоанна евхаитьскаго. л. 324. Канон молебен самому Господу Ис. Христу и к всем Святым Его, егда исходить из града противу ратным, певаем за князя и за люди. л. 329 об. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу и преч. Его Матери, певаем в бездождие. л. 334. Канон к Господу нашему Ис. Христу и к преч. Его Матери на поганыя молбен, творение святейшаго и вселеньскаго патриарха Филофея и потруждение Киприана, смереннаго митрополита всея (России). л. 338. Канон молебен к Господу нашему Ис. Христу в усобных бранех и иноплеменных, творение святейшаго патриарха Филофея, потруждение же Киприана митрополита киевскаго и всея Руси. В конце три молитвы. л. 347 об. Канон молебен за болящаго, отличный от предыд. л. 308 об. На конце две молитвы за творящия милостыню и одна за отца и матерь умерших. л. 351 об. Молебен певаем к Господу и Богу и Спасу нашему Ис. Христу, егда по грехом нашим ведется на нас глад и томление оскудества житнаго. л. 358. Служба святителю Николаю. л. 370 об. Служба новому чюдотворцу Петру митрополиту. л. 380 об. Служба Алексию митрополиту, новому чюдотворцу. (л. 387). Канон, творениа Питирима епископа прьмьскаго. л. 393 об. Служба, 20 маиа, на обретение мощей иже во святых отца нашего Алексиа митрополита, новаго чюдотворца. Канон творенье Питирима епископа прьмьскаго.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Подобным же образом толковали это место преподобный Ефрем Сирин, священномученик Ириней Лионский, святители Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Феодорит и др. Приведу рассуждение одного из видных учителей Церкви, последователя блаженного Августина, Фульгенция Руспийского (468 — 533 гг.): «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Произнося слово образ в единственном числе, Он являет единство природы, по образу которой сотворен человек; когда же Он говорит: по образу Нашему во множественном числе, тем самым Он свидетельствует, что один и тот же Бог, по образу Которого был создан человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой единой сущности Отца, и Сына, и Святого Духа пребывало одно Лицо, в Писании не было бы сказано: По образу Нашему, но «По образу Моему»; и Бог не сказал бы Сотворим, но «Сотворю». А если бы в этих трех Лицах следовало разуметь или принимать на веру три субстанции, не было бы сказано По образу Нашему, но «По образам нашим», ибо у трех разных природ не может быть одного образа. Но так как человек называется сотворенным по единому образу единого Бога, в Святой Троице заключена одна Божественная сущность. И как ранее было сказано в Писании Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, так далее, чуть ниже, об этом уже сотворенном человеке сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. (О вере). 1. Приведенное место из книги Бытия сотворим человека (евр. наасэ адам) для иудейской экзегетики было непреодолимым камнем преткновения. Чаще всего встречается утверждение, что это Бог совещается с ангелами. Это нашло выражение в мидраше на книгу Бытия «Берешит Рабба» (около III в. по Р.Х.). Дальнейшие еврейские комментаторы Торы держались в основном этого толкования. У известного представителя средневековой иудейской экзегетики Шломо бен Ицхака (акроним – Раши; 1040 — 1105) читаем: « Сотворим человека. Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, – Он держал совет с ними (с ангелами)» (Тора с комментарием Раши . Книга Берейшис. Гл.1). В начале 20 века были опубликованы комментарии к Торе Йозефа Герца, «главного раввина Британской империи» (так стоит на титуле книги). Он идет еще дальше и доходит до отрицания всемогущества Творца: «В Торе не говорится: “Пусть будет человек сотворен” или “Пусть он будет сделан”, а сказано: “Давайте сделаем человека”. Здесь формула множественного числа указывает на сомнения и раздумья говорящего» (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 11).

http://pravoslavie.ru/7031.html

Можно судить, до какой степени был труден путь в Россию сим пришельцам Востока по тому, что Михаил Феодорович не решился отпустить их прежнею дорогою через Литву, но вынужден был отправить их в Архангельск, на северный край своего государства, и потом чрез Англию, чтобы только безопасно достигли Святого града и Св. горы. Любопытна по сему случаю грамота царская к Королю Английскому Карлу I от 8 Июля 1626 года. По титуле Царь пишет так: «Брату нашему любительному, Великому Государю Карлусу, Королю Английскому и Шкотскому, Французскому и Хибирскому (т. е. Ивернийскому – Ирландскому), и иных. Присылал к нашему Царскому Величеству и к отцу нашему, Святейшему Патриарху Филарету Никитичу, Московскому и всея Руси, из Палестины, Св. града Иерусалима, где есть гроб Господа нашего Иисуса Христа, богомолец наш Феофан Патриарх Иерусалимский, архимандрита Кирилла, да келаря Акакия, да Саввина монастыря архимандрита Григория, да келаря Мелетия, с товарищами, бить челом нашему Царскому Величеству и отцу нашему, Великому Государю, о милостыне; и мы, Великие Государи, тех Гречан пожаловали нашим жалованием и, дав им милостыню по достоинству, отпустили их к морской пристани, к Архангельскому городу, и от Архангельска велено отпустить их морем, на корабль, на ваше Английское государство, для того, что им на иныя государства в Иерусалим проехать не можно: в Польской и Литовской земле неистовство многое, и через Польскую и Литовскую землю не пропускают и тесноту им чинят многую. И как те Греческие старцы в Английскую землю придут, и вам бы, брату нашему любительному, для нашей государской любви, велеть тех Гречан, из Английскаго королевства, отпустить в их землю, на корабле, не задержав, где им можно будет проехать, чтобы им до Св. града Иерусалима доехать было здорово, и в путном их шествии велеть им подать руку помощи, как возможно и достойно. А мы, Великий Государь, вам, брату нашему, по тому же будем воздавать нашею государевою любовью, где будет пригоже и возможно». Но едва только Государь успел отпустить сих посланных, как уже воеводы его из Путивля известили о приезде других, опять с просительными грамотами, от Патриархов Восточных и обителей Афонских и Русских в Литве. 1627

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Вопрос: Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Учение о Пресвятой Троице составляет краеугольную истину христианского богословия. Человек не может возвыситься до нее своими естественными силами. Она дана нам в новозаветном Божественном Откровении. Однако и в священных книгах Ветхого Завета об этом есть прикровенные указания. Святые отцы отмечают, прежде всего, те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе. – И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему , и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1:26-27). Сотворим человека (1:26) говорит о множественности лиц, а сотворил его (1:27) указывает на единство Бога. – И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22). – И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7). – И явился ему Господь у дубравы Мамре Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши (Быт.18:1-4). Явились три мужа, а Авраам обращается как к одному: Владыка! не пройди мимо раба Твоего. Все святые отцы воспринимали эти места с точки зрения тринитарного учения. Так, святитель Василий Великий говорит: «Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, чрез Которого и веки сотворил. Сей… держит все словом силы Своей (Евр. 1:2-3)» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9. О животных земных). Также пишет и блаженный Августин: «Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. Этими словами внушается нам мысль, как выразился бы я, о множественности лиц, ради Отца, Сына и Святаго Духа. Но вслед затем [бытописатель] внушает нам мысль и о единстве Божества, говоря: и сотворил Бог человека по образу Божию. Слова эти имеют не тот смысл, будто бы Отец [сотворил человека] по образу Сына, или Сын — по образу Отца (в таком случае изречение по образу нашему было бы неверно, если бы человек сотворен был по образу одного только Отца, или одного Сына), а будто бы, вместо слов: сотвори Бог по образу Божию, сказано было: по образу своему. А раз теперь говорится: по образу Божию, между тем как выше было сказано: по образу нашему, этим означается, что упомянутая множественность лиц должна быть представляема не так, чтобы мы или называли, или верою содержали, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святаго Духа, ради каковой Троицы сказано: по образу нашему, мы принимали за одного Бога, для чего и сказано: по образу Божию» (О Книге Бытия буквально. Гл. XIX).

http://pravoslavie.ru/7031.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010