309. Лженаучный подкоп под Библию От первых дней христианства, от самих Апостолов Христовых мы слышали, и Церковь Божия крепко содержит сию истину: был в истории человечества народ, Богом избранный, коему вверена быша словеса Божии, который являлся для всего человечества носителем, хранителем истинной веры в Бога, в грядущего Спасителя мира, народ, который передал Христовой Церкви Божественное откровение, заключенное в книгах Священного Писания , в Библии, которую мы приемлем как слово Божие, как писания пророческие, как Ветхий Завет, наравне с книгами Нового Завета, писаниями Апостолов, Святым Евангелием: Ветхий и Новый Заветы для нас суть одна целая книга, книга Божественного Откровения, как две страницы одного и того же листа – великого послания Бога к человекам. Не будем входить в суждение о том: потому ли избран был еврейский народ, что его предки, древние патриархи, действительно, были лучшие, достойнейшие люди, как Авраам, иже и друг Божий наречеся, или же по особенному промышлению Божию, чтоб самый недо­стойнейший из народов стал орудием Божией благости к роду человеческому, да изведет Господь благостью и всемогуществом Своим честное от недостойного: так или иначе для нас остается несомненным великое дело Божие, что еврейский народ был народом избранным, хотя и недостойным в своем поведении, в своих деяниях, – народом, от которого, по выра­жению Самого Господа нашего Иисуса Христа, произошло спасение ( Ин. 4:22 ). Мы веруем, что Духом Божиим глаголали святые пророки, и их писания, весь Ветхий Завет, в его канони­ческих книгах – суть писания богодухновенные. Это – не наше мнение: таково учение всей Православной Церкви, таково учение Апостолов и Самого Господа Иисуса Христа, Кото­рый, в удостоверение Своего Божественного посланничества, говорил иудеям: испытайте писания и ссылался на Моисея, который писал о Нем ( Иоан. 5:39 и др.) Таким образом, по воззрению Церкви, народ еврейский до пришествия в мир Спасителя оставался народом Божиим, хотя и грешным, недостойным, но ведь и мы не менее грешны и недостойны, однако же, дерзаем считать себя и уповаем, что не безнадежно, чадами Христовой Церкви, пока не отреклись от нее, не отпали, не отсечены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Закрыть itemscope itemtype="" > И Слово стало плотию… 09.01.2015 409 Время на чтение 3 минуты - Христос народился! - Бог воплотился! Мир, в котором живет современный человек, полон соблазнов и греховных утех. Мир таким стал из-за того, что человек согрешил, отпал от Бога и был изгнан из рая. Плодами этого грехопадения стали страдания, боль и смерть, которые доселе человек не знал. И жизнь после грехопадения превратилась в ад, где нет ни спокойствия, ни радости, ни жизни, одна лишь суета и стремление к наслаждению и жестокости. Если вспомнить ветхозаветную историю, то перед пришествием Спасителя жестокости, царившей даже среди еврейского народа, веровавшего в единого Бога, не было предела. Так, например, статус ребенка был крайне низок, т.к. детей считали рабами. Некоторые же народы (как финикийцы, например) могли детей даже приносить в жертву. Что-то должно было изменить этот порочный и жестокий мир. Человек действительно устал от греха. И этим «что-то» стало событие, изменившее историю не какого-то отдельного народа и государства (к примеру, еврейского народа как Богоизбранного), но всего человечества в целом. Этим событием стало Рождество Господа Нашего Иисуса Христа. В этом жестоком мире соблазнов Господь не оставил человека, « ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » [Ин.3:16]. Так «Слово стало плотию...» [Ин.1:14]. Спасителя рождает ни какая-нибудь знатная иудейская женщина, а простая девушка из Назарета по имени Мария, которая сохранила девство и со смирением приняла Благую Весть от архангела Гавриила о непорочном зачатии и Рождении Спасителя. Рождение Господа опять же проходит ни в царских палатах или в каком-нибудь роскошном иудейском храме, а в небольшой Вифлеемской пещере, куда проделывая долгий путь длинною в целый год, приходят волхвы, чтобы поклониться Его Рождеству. В знак особой признательности волхвы приносят самое дорогое, что у них на тот момент было - золото, ладан, смирну.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

15/28 июля Церковь чтит память равноапостольного князя Владимира – Крестителя Руси. О святом князе и его духовных уроках нам, о том, почему в день памяти равноапостольного Владимира логично праздновать День России, рассказывает протоиерей Андрей Ткачев . Дорогие и возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы поговорим сегодня о нашем отце, о человеке, который встал у руля Руси и одним большим поворотом этого руля направил могучую ладью под именем Русь в сторону тихой гавани – в сторону Царства Небесного. Это князь Владимир . Имя его не замолкает в веках. Владимир – «Владеющий миром». Слово «мир» в нашем языке имеет два значения: «мир» как вселенная и «мир» как внутреннее состояние. Владеющий миром по-язычески – это владеющий миром наружным, а владеющий миром внутренним – это уже христианское значение имени Владимир. Это тот мир, который внутри нас, который «мир тебе», «шалом» – на еврейском, «салям» – на арабском. Это мир, который мы потеряли, выпав из рая. Владимир – очень знаковое имя и для нашей истории, и для сегодняшнего дня. Для истории – той самой, которая началась на Киевских горах. Владимир развернул корабль русской жизни в сторону христианской цивилизации. Интересно, что до Владимира и при Владимире никто из европейских государей не брал в жены наших девушек – дочерей княжеских. А уже дети Владимира, Ярослав Мудрый например, отдавали своих дочерей за норвежского, венгерского, французского королей… Девушки красивее стали, что ли? Да нет! Как были красавицами, так и остались. Румянощекие, здоровые, умные, готовые рожать, помогать мужу в трудах. Просто они были вне истории, а теперь вошли в историю. История – это источники, предания, живая ткань. В эту живую ткань мы вошли из исторической тьмы при князе Владимире. Из слова «Владимир» пучком торчат смыслы, вырастают, как ростки из одного корня. Например, он был очень грешный человек. У нас в традиции впоследствии возникла идея, что святым надо быть с самого детства. Родился, мамкину сиську по средам не брал, в пятницу тоже не брал, молился с детства, с детьми не играл, не баловался. Потом лет в 10 в монастырь пошел, лет в 20 – на столп, потом в Царство Небесное. И мы привыкли к этому некоему стандарту святости, а на самом деле всё бывает по-другому. Вначале было иначе.

http://pravoslavie.ru/95635.html

Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» 17 Неплодащей же прежде Церкви, нын процвте древо Креста въ державу и Ирмос 3 канона на праздник Воздвижения Креста Господня Есть наука, имеющая предметом своим все мироздание. Это – астрономия. По тысячелетним наблюдениям астрономия знает и учит, что все светила небесной тверди по силе тяготения движутся около одного своего центра, видимого даже простым глазом. Да, это очевидно и не требует доказательств. Но есть иной мир, иное небо, иные светила: это мир духовный, человеческий, исторический, с его светилами; и для них есть свое всемирное средоточие, своя сила тяготения и своя «ось мира», около которой также во все тысячелетия вращается весь этот мир. И эта истина основывается на наблюдении исторической жизни человечества на пространстве всех ее тысячелетий. Едва ли трудно отгадать, что эта сила тяготения в духовном мире есть любовь Бога к миру и человеку и любовь человека к Богу. Едва ли нужно говорить и доказывать, что видимое средоточие духовного мира есть крестная любовь Христа, а видимое знамение ее – Крест Христов. Это – средоточие любви Бога к миру и любви мира к Богу; оно, если угодно, есть и ось мира духовного, исторического, человеческого. Мир в самом его происхождении обязан любви Божией: человек при самом его создании явился сыном любви Божией. Отсюда все бытие мира и вся история человечества есть проявление любви Божией. Но не было момента в истории, когда бы любовь Божия проявилась полнее, сильнее, выше и нагляднее, как в момент смерти Богочеловека на Кресте: мир не знал бы любви Божией в ее наивысшем совершенстве, если бы не видал Креста Господня; здесь она во всем блеске своего беспримерного смирения. В сознании только такой любви Божией все тяготеет к Богу и не может не тяготеть. Отсюда и Крест есть средоточие мира духовного и исторического. Ибо здесь – на Кресте, и только на нем – милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася: истина от земли возсия, и правда с небесе приниче (псалом 84, ст. 11–12). А если это так, то Древо Креста, это орудиеискупления и воссоединения всего рода человеческого с Богом, без сомнения, есть истинное «древо жизни». Этот взгляд становится непоколебимо твердым, когда положительно известно, что понятие о «древе жизни» было изначальным достоянием религий Древнего Востока – ассиро-вавилонской, индийской, персидской и еврейской, – так же, как учение о Кресте Христовом, как «древе жизни», дарованном Искупителем, стало достоянием всего христианского Востока и Запада 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Церковь Христова после десятилетий гонений возрождается в России. Процесс этот идет нелегко – трудно восстанавливать разрушенные храмы, но неизмеримо труднее восстанавливать человеческие души, искалеченные за многие годы богоборчества. Церковь призвана в этот мир, чтобы противостоять злу, растлению, насилию и погибели; чтобы учить людей любить друг друга, воспитывать их нравственность – все это так необходимо для современной России. Поэтому все, кому небезразлична судьба нашего Отечества, должны помогать возрождению Церкви Христовой или уж, по меньшей мере, не мешать этому. Около двух лет назад вышла в свет книга известной писательницы Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» . Книга стала популярной среди читающей публики. В ней на достаточно большом временном отрезке (от второй мировой войны до настоящего времени) рассказывается о жизни главного героя – Даниэля Штайна, еврея по национальности, спасшего во время войны с огромным риском для собственной жизни около трехсот узников гетто. Цель жизни Даниэля – помогать людям. В конце войны он принимает крещение, затем уезжает в Израиль, где становится католическим священником и продолжает бескорыстно помогать всем, приходящим к нему. Даниэль – безусловно, положительный герой, автор постоянно подчеркивает свою любовь к нему («дорогой мой Даниэль», «милосердный солдат» и т.п.), поэтому, без сомнения, Даниэль – выразитель взглядов самой Л.Улицкой. По мере чтения книги проникаешься к этому человеку все большей симпатией и вот, когда положительный образ героя полностью сформировался в голове у читателя, на с.281 появляются довольно странные высказывания Даниэля. В беседе со своей помощницей он признается, что его взгляды на многие вещи расходятся с общепринятыми в христианском мире и излагает суть этих расхождений. «Мы почитаем Его (т.е. Иисуса Христа. – Н.П) как нашего Спасителя, Учителя и Сына Божия. И почитаем Его святых родителей. Однако соединение двух слов «Бог» и «родить», из которых произведено слово «Богородица»…совершенно немыслимо в еврейском языке, в еврейском сознании…. «родившая бога» – у благочестивого еврея от негодования отвалятся уши! А ведь половина христианского мира чтит Мириам именно как Богородицу… Бог, Творец всего сущего, Созидатель мира и всего в нем живущего, не был рожден женщиной…. Легенда о рождении Иисуса от Марии и Святого Духа – отголосок эллинской мифологии. А под этим почва мощного язычества, мир великой оргии… Все это проникает в христианство – просто кошмар!… Я так люблю Благовещение. Это очень красивая картинка – сидит Мириам с лилией, возле нее архангел Гавриил и белый голубь над головой Девы. Сколько же невинных душ уверено, что Мириам понесла от этой птички! (выделоно мной. – Н.П)

http://pravoslavie.ru/37472.html

Зачем и почему Господь попустил уничтожение своего любимого еврейского народа в годы Великой Отечественной войны? Протоиерей Димитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио «Радонеж», в студии священник Александр Березовский 18.11.2013 10:57:53 Кульков Сергей Андреевич -Что значит оставить все и последовать за Христом сейчас, в наши дни? Когда Господь был на земле - это понятно, ученики следовали за Ним туда, куда Он шел. А для нас? Как это сейчас реализуемо?  -Имеется в виду оставить мир. А под миром древние святые отцы разумели мир наших страстей. Так как вся жизнь человека, начиная с возраста двух лет, и кончая глубокой старостью, проходит в страстном горячении и исполнении воли собственных страстей, которые воспаляются от геенны. И это все надо оставить. Потому что на самом деле Бог создал человека каждого из нас прекрасным. -Но для того, чтобы убежать от страстей, люди уходили из мира. Прятались в пустынях, селились в пещерах. Потому что находясь в сообществе грешных людей, возможно ли оставить собственные страсти?  -Возможно, конечно. Когда уходят от мира единомышленники, собираются в монастыри или живут по кельям и собираются вместе для совершения литургии - это некоторым образом облегчает задачу. Но не радикально. Потому что нужно, чтобы уход произошел внутри. Само место не меняет устроение человека.  -Устроение души.  -Да, совершенно верно.      -Это раб Божий Аркадий. Я человек вспыльчивый, поэтому говорят - гневный. Предположим, ситуация с сыном или с кем-то из близких. Есть разумные вещи, за которые я отвечаю, как глава семьи, муж, отец. В частности - обязанности сына делать уроки, не поощрять матери его капризы я имею право обозначать как норму. И предлагаю выполнять. Я говорю раз. Сын вступает в пререкания со мной. Мать молчит. Я продолжаю настаивать…  -А зачем вы это мне все рассказываете? Как это бывает у гневливых людей, я знаю.  -Я хочу просто спросить: мне правильно сказать один раз и потом получить последствия - невыполнение своих обязанностей? И каких-то предписанных норм? Или я должен добиваться исполнения своих требований?

http://radonezh.ru/text/zachem-i-pochemu...

Скачать epub pdf 47. Неделя 4 по Пасхе. Об исцелении расслабленного. Как лечить расслабление тела и души (Ин. 5:1–15) «Встань... и ходи» ( Ин. 5:8 ). В апостольском и евангельском чтениях сегодня повествуется, благочестивые слушатели, об исцелении расслабленных: апостолом Петром Енея, восемь лет лежавшего в постели в расслаблении ( Деян. 9:33–42 ) и об исцелении Спасителем расслабленного, 38 лет лежавшего в крытых ходах у Овечьих ворот ( Ин. 5:1–15 ). Спрашивается, почему святая Церковь вслед за неделями о Фоме и святых жёнах-мироносицах предлагает нашему вниманию повествование об исцелении расслабленных, а не что-либо иное? Очевидно, особо важный и спасительный смысл сокрыт в этих повествованиях. Но какой? Чтобы ответить на этот вопрос, следует кратко остановиться на предыстории нашего спасения. К моменту пришествия в мир Спасителя всё человечество находилось в религиозно-моральном упадке, в духовном расслаблении. Религии греко-римского и восточного мира уже изжили себя, утратили своё значение в жизни людей того времени. Об этом периоде в жизни человечества так говорит апостол Павел в послании к Римлянам: Познавши Бога, не прославили Его, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели. И славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, пресмыкающимся, то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте... и постыдным страстям..., чтобы получали в самих себе должное возмездие ( Рим. 1:21–27 ). Ветхозаветная еврейская религия ко времени пришествия Спасителя превратилась у книжников и фарисеев в религию обряда, буквы, формального исполнения закона с желанием в лице грядущего Мессии видеть царя – устроителя земного благополучия евреев. Так умирала языческая и так замирала еврейская религиозная жизнь, усиливая духовно-моральное расслабление и безответственность (виновность) людей пред Богом. Об этом тяжёлом, упадочном состоянии народов древнего мира ещё говорит апостол Павел в том же послании к римлянам: Никто не ищет Бога... Всё совратилось с пути... Нет делающего добро, нет ни единого ( Рим. 3:11–12 ). Весь мир стал виновным пред Богом ( Рим. 3:19 ). Все согрешили ( Рим. 3:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance О воплощении Христовом. Проповедь митрополита Антония Сурожского 7 мин., 13.01.2016 Рождество приходит к нам почти незаметно. К Пасхе нас готовит Великий пост, в нем мы слышим призыв к строгому посту, к углубленной молитве, к примирению со своей совестью, с Богом, с нашими ближними, призыв ожить, проснуться. И мы не замечаем этого, когда приближается время Рождества Христова, несмотря на то, что церковный устав предусматривает такой же длительный, такой же строгий пост. Но он не вошел в наши обычаи; и Рождество, самый праздник и самое событие, входит в нашу жизнь так же еле заметно и мало величественно, так же внезапно, как оно случилось на земле для тех людей, которые были современниками Христа. Чтения, которые предшествуют Рождеству по воскресным дням, нас к нему не готовят специально, особенно. И вдруг перед нами навечерие, канун, и вдруг раскрывается Рождество. Не так ли было тогда? Весь мир был в глубоком смятении во всех отношениях. Политическая власть Рима распространилась на весь тогда известный мир; а вместе с тем, в центре этого мира, в самом Риме, в лице самих императоров, в лице всей его могущественной структуры эта власть колебалась и была готова рухнуть, потому что вдохновение, которое создавало древний Рим, вымерло, вера в древних богов не только потускнела, но так заколебалась, что ничего почти от нее не осталось. А в еврейском мире была трагедия: вся земля, которая когда-то была как бы богопосвященным уделом, оказалась порабощена, под властью язычников римлян. И разделение было среди евреев, и ожидание было, и было чувство, что чего-то не хватает... Не похоже ли это на наш мир, где древние устои заколебались, где вера и среди христиан, и вне христианского мира, ставится под вопрос, где все человеческие отношения колеблются?.. И никто не ожидал, что именно в это время смущения, смуты, беспорядка, когда мир не был устремлен ввысь, когда мир не был устремлен вглубь, когда все казалось поверхностно и разбито — в этот момент Господь вступит в мир.

http://foma.ru/o-voploshhenii-xristovom....

И.И. Туркин Вступительное замечание По предвечному Совету Божию спасение падшего человека должно было совершиться искуплением явив­шегося в мир во плоти Сына Божия. Воплощение или рождение Искупителя от Пренепорочной Девы, ожидаемое много веков и тысячелетий, наконец, совершилось в стране Палестине, в небольшом городе Вифлееме, 25-го декабря 5508 года, от сотво­рения Богом мира. Посланный на землю и принявший плоть человеческую Сын Божий, по плану всепромышляющего Промысла Божия, должен был не только принять плоть человеческую, но пожить в мире с людьми и за время этой земной жизни, как Богочеловек, совершить дело спасения чрез прине­сение Себя в жертву за грехи всего мира. Спаситель явился на землю не разорить закон человеческий, как и сказал Он о Себе, а исполнить его ( Мф. 5: 17 ), возвести к лучшему пониманию. Поэтому и зем­ная жизнь Его от самого рождения и до крестных страданий была совершенным исполнением того за­кона, который существовал в то время среди народа еврейского. Каждый новорожденный младенец мужеского пола у Евреев подвергался обрезанию крайней плоти в восьмой день после рождения и Христос был обре­зан в восьмой день по рождении Своем ( Лк. 2: 21 ). В сороковой день по рождении новорожденный первенец, по закону еврейскому, приносился впервые в храм, и Христос Спаситель, как точный испол­нитель закона, в сороковой день по рождении Своем принесен Преблагословенною Мариею в храм Иеру­салимский. Это последнее событие – принесение нашего Спасителя Пречистою Матерью Его во храм и по­читается Православною Церковью дванадесятым празд­ником «Сретения Господня». Обряд обрезания среди народа еврейского Из истории детства Иисуса Христа евангелисты рассказывают только о четырех событиях: об об­резании в восьмой день после рождения Его ( Лк. 2: 21 ); принесении Его во храм в сороковой день ( Лк. 2: 22 – 39 ); поклонении волхвов и бегстве в Египет ( Мф. 2: 1 – 15 ). «По прошествии восьми дней, когда над­лежало обрезать младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде за­чатия Его во чреве» ( Лк. 2: 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. Н. Бирукова, И. И. Бируков Комментарии Книга, известная в русской традиции под названием Псалтирь, в переводе Семидесяти толковников озаглавлена «Псалмы», а в еврейской традиции -«Книга Хвалений» или, реже, – «Книга Молитв». Порядок расположения гимнов в ней, по всей вероятности, складывался постепенно, по мере собирания псалмов и включения их в окончательный канон, в котором отражены два принципа подбора текстов: по именам писателей и исполнителей и по месту псалмов в богослужебном чине. Внутри сборника псалмы объединены в пять групп, что давало повод видеть в них аналогию с Пятикнижием. Пятикнижие – это обращение Бога к человеку, а Псалтирь – обращение человека к Богу. В еврейской Библии сто псалмов, а в греческом переводе несколько большее число их снабжено заголовками – надписаниями. В них говорится об авторах и исполнителях псалмов, о цели и поводе их написания, о способе и месте музыкального исполнения, о порядке пения, о музыкальных инструментах, о времени пения псалмов при богослужении, об их художественной форме и содержании. Некоторые надписания возникли, по-видимому, уже в христианскую эпоху. Несовпадение отдельных надписаний в еврейском и греческом варианте объясняется в одних случаях неточностями в переводе, дополнениями и пропусками, в других – своеобразием прочтения текста. Уже с первых веков христианства Псалтирь привлекала к себе совершенно особое, исключительное внимание святых отцов. Такие столпы христианской богословской мысли IV-V вв., как святители Афанасий Великий , Василий Великий , Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит Киррский и многие другие, составили пространные комментарии к тексту псалмов. В них применяются два способа истолкований: историко-грамматический («антиохийский»), приверженцами которого являются святители Василий Великий , Иоанн Златоуст , блаженный Феодорит Киррский, и аллегорический («александрийский»), более близкий архиепископу Александрии святителю Афанасию Великому . Первые из них раскрывают глубину прямого смысла слов, прилагая его и к жизни каждого человека, видят в тексте прообразы будущего; второй метод стремится выявить иносказание и таким путем дает возможность свободно соотносить псалмы с новозаветными событиями и жизнью Церкви, перенося образ врага из мира материального в мир духовный, так что враждебными силами оказываются не конкретные живые люди и народы, а духи злобы и те силы внутри человека, которые враждебны его душе, то есть гнездившиеся в нем страсти и пороки. С русским переводом этих комментариев читатель может ознакомиться в изданиях:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010