Мужской монастырь Зедазени Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Мужской монастырь Зедазени Зедазенский монастырь — мужской монастырь Грузинской Православной Церкви, основан в VI веке. Содержание История [ править править код ] Монастырь Зедазени расположен северо-восточнее Мцхета на склоне покрытой густым лесом горы. Начало ему было положено в VI веке деятельностью одного из 13 ассирийских отцов — Иоанна Зедазнели. По преданию это место бывшего капища было им выбрано для отшельничества и он не пожелал оставить обитаемый им малый скит даже тогда, когда его ученик Тате чуть пониже возвел «настоящий» монастырь. В «житии» святого сказано, что он пожелал, чтобы его усыпальница была на месте его деятульности, и он действительно был здесь погребен. Через некоторое время над его могилой была построена малая церковь, которуя в конце VIII века была включена в церковь св. Иоанна Крестителя, которую возвел Каталикос Клемент. И сейчас в монастыре стоит эта церковь. Она представляет собой трехнефную базилику с двумя парами опорных колон, возведенную из колотого камня и кирпича. Восточная часть северного нефа возведена из тесанного камня с подковообразными арками — сохранилась от первоначальной церкви. Здесь же у северной стены находится могила св. Иоанна Зедазнели. Первоначально сооружение, возможно, наподобие Иерусалимской церкви гроба Господня, открывалась аркой с западной стороны. На западном отрезке северного нефа главной церкви находится колодец с родником поднявшимся молитвами св. Иоанна Зедазнели. Главный средний неф по своей высоте, силе освещенности и искуственной обработке так отличается от боковых нефов, что выглядит как почти самостоятельный зал. А южный затемненный неф воспринимается как своеобразные «внутренние ворота». Фрагменты росписи в Зедазени относятся к более позднему времени — вероятно к XVII веку. Здесь был пожертвованный в конце XI века Кахетинским князем рельефный иконостас, плиты которого выставлены в мезее искуств Грузии. Снаружи базилика имеет очень строгий вид, даже пости простой, только на восточном фасаде видим две декоративнные крестами плиты. Прежде базилика имела вход только с южной стороны, западная дверь была прорезана в XIX веке, которая была скрыта арочными вратами IX — X веков из тесанного камня. На ней построена колокольня в XVIII веке. К этому же периоду относится келья и остатки стен. С 1990 годов после длительного перерыва в покинутой обители возобновилась монастырская жизнь. Святыни [ править править код ] Видео [ править править код ] Грузия с Олегом Панфиловым - Зедазени (часть I) Грузия с Олегом Панфиловым - Зедазени (часть II) Грузия с Олегом Панфиловым - Зедазени (часть III) Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Местность, которую приходилось проезжать, полна глубокого исторического интереса. Близ станции Каспи владыке показали ущелье, в котором верстах в пяти от линии дороги расположен знаменитый Самтависский собор, построенный в VI в., хотя, конечно, и не в настоящем виде, св. Иларионом, одним из отцов сирских, и бывший кафедрой епископа, занимавшего в числе 40 иерархов Грузии 28-е место; храм знаменит своей архитектурой и чудной резьбой. Недалеко от Гори видно селение Урбниси, стоящее на месте древнейшего обширного поселения, в котором, очевидно, судя по множеству добываемых при случайных раскопках монет и предметов домашнего обихода, жили евреи, греки, римляне. Предание, правда, не всегда надежное, которое, однако, заменяет в Грузии писаную историю, относит возникновение Урбниси к отдаленнейшим временам поселения Уплис-цихе. В IV в. по Р. Хр. здесь жила св. Нина, которая, направляясь в Грузию по нынешнему Боржомскому ущелью, прежде всего, остановилась в Урбниси в еврейском квартале, очень многолюдном. Среди евреев, которые, как известно, имели огромное значение в деле подготовления грузин к христианству, св. Нина именно в Урбниси начала свою проповедь и нашла первых верующих преимущественно из девушек и женщин. С этими первыми христианами она и отправилась к 5 августа в Мцхет, ко дню всенародного религиозного праздника в честь Армазда, и в Мцхете начала свою просветительную апостольскую деятельность. В Урбниси также была епископская кафедра; кафедра Урбнисская в XVII веке приобрела важное миссионерское охранительное значение. Известно, что коренная Грузия, Самцхе или Саатабаго, с XVII века изменила христианству и под давлением Турции приняла ислам. Немногие верные сыны Церкви, оставшиеся без храмов и архипастырского попечения, были тогда поручены попечениям Урбнисских епископов. Знаменит и Урбнисский храм, основанный, как полагают, в VI веке одним из XIII серских отцов Тате и известный под именем Сиона: название, которое усвоялось всем древнейшим храмам, не имевшим купола.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Адрес: Мцхета, Мцхета-Мтианети Подробнее... Мужской монастырь Зедазени [ править править код ] Монастырь Зедазени расположен северо-восточнее Мцхета на склоне покрытой густым лесом горы. Начало ему было положено в VI веке деятельностью одного из 13 ассирийских отцов — Иоанна Зедазнели. По преданию это место бывшего капища было им выбрано для отшельничества и он не пожелал оставить обитаемый им малый скит даже тогда, когда его ученик Тате чуть пониже возвел «настоящий» монастырь. В «житии» святого сказано, что он пожелал, чтобы его усыпальница была на месте его деятульности, и он действительно был здесь погребен. Через некоторое время над его могилой была построена малая церковь, которуя в конце VIII века была включена в церковь св. Иоанна Крестителя, которую возвел Каталикос Клемент. И сейчас в монастыре стоит эта церковь. Она представляет собой трехнефную базилику с двумя парами опорных колон, возведенную из колотого камня и кирпича. Восточная часть северного нефа возведена из тесанного камня с подковообразными арками — сохранилась от первоначальной церкви. Здесь же у северной стены находится могила св. Иоанна Зедазнели. Адрес: Монастырь расположен на левом берегу Арагви (Зедазенский хребет), к северо-востоку от Мцхета. Подробнее... Мужской монастырь Алаверди [ править править код ] Алаверди — монастырь и собор в Ахметском районе Кахетии. Монастырь Алаверди — обиходное название. Официально — монастырь св. вмч. Георгия Победоносца. Слово «Алаверди» () имеет турецко-арабское происхождение и переводится как «дарованный Богом». У слова есть еще одно значение — во время грузинского застолья тамада просит одного из гостей продолжить начатый тост. Адрес: с. Алаверди, Ахметский район, Грузия Проезд: Монастырь находится в 20 километрах от центра Телави и в 17 — от Ахметы. При этом он находится в стороне от основных трасс — в 9 километрах от трассы Телави — Ахмета. Подробнее... Мужской монастырь Атенский Сион [ править править код ] Монастырь Атени Сиони ( ) построен в первой половине VII века армянским зодчим Тодосаком, по образцу Джвари (тетраконх).

http://azbyka.ru/palomnik/Грузия_(монаст...

" Все они... учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устроили в народе гражданственность... " Святой Зенон, " столп сладкого послушания " , завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в Икалто, где и был, после великих подвигов, погребен в соборном храме в честь Нерукотворенного образа Спаса. Святой Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхета, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна, святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи святого Фаддея, " образа чистой правды и веры " . Святой Исидор, " вертоград добродетели " , после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые мощи. Святой Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи. Святой Пирр, " Божественный образ плача " , основал обители, на левом берегу реки Дванис-цхали, близ местечка Брети. В храме обители были положены его честные мощи. Святой Стефан, " венчанный силою и ведением " , после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии, основал обитель близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника. Разослав своих учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги. Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого Иоанна на горе Заден заструился источник целебной воды. Получив откровение о своей смерти, преподобный Иоанн призвал к себе учеников - святого диакона Илию и святого Фаддея Степанцминдского, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Таин, преподобный Иоанн увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых. В духовном восторге он предал свою праведную душу Господу. Кончина святого Иоанна последовала между 557 и 560 годами, при Католикосе Макарии (553-569). Ученики его, позабыв завещание преподобного, в сопровождении сонма духовенства перенесли тело святого в монастырь у подножия горы Заден и положили его в особом склепе.

http://pravicon.com/info-2460

Подобно Шио Мгвимскому, преподобный Зенон поначалу жил отшельником в непроходимой горной пустыне в верхней Кахетии, а спустя несколько лет основал монашескую обитель в местечке Икальто. В обители был возведен храм в честь Нерукотворенного Образа Спасителя, в котором и был впоследствии погребен святой Зенон под спудом. Эта обитель со временем была расширена и украшена духовником святого царя Давида III Агмашенебели святым Арсением. Было построено обширное здание школы, в которой училась кахетинская молодежь. Игумен Арсений собирал жития грузинских святых и для многих составил службы. Вокруг монастыря возникло несколько монашеских скитов. Позднее персы разрушили все, кроме главного храма. Место это одно из самых памятных в Кахетии. Святой Тате (Фаддей) Пещерник Один из двенадцати учеников преподобного Иоанна иеромонах Фаддей (в грузинском варианте Тате), как мы уже знаем, основал по благословению своего учителя монастырь при подошве горы Зедазени. После кончины святого Иоанна отец Фаддей отправился в горы с проповедью Евангелия. В разных местах построил он несколько церквей, в том числе в городе Урбниси, первом грузинском городе, куда на пути в Мцхету пришла святая Нина, – здесь были залечены ее израненные ноги. Он обошел всю Карталинию и наконец остановился неподалеку от впадения реки Ксани в Куру, на горе Цлеви, где выкопал себе пещеру, и там стал в одиночестве предаваться посту и молитве. Одиночество его вскоре было нарушено: местные жители стали его посещать, а некоторые и оставались жить рядом с ним по его благословению. Так возник монастырь с храмом в честь первомученика архидиакона Стефана. Число иноков быстро умножалось. Но преподобный Фаддей – или отец Татепо-старому жил в своей пещере, ничего не меняя в своей монашеской жизни. По его завещанию здесь он и был погребен. Преподобный Исидор (Издериос) Как и преподобный Фаддей, иеромонах Исидор проповедовал долгое время в горах, а потом основал монастырь невдалеке от обители Фаддея – на берегу речки Рехулы, впадающей в Куру. В этом монастыре был построен великолепный храм в честь Нерукотворенного Спаса. Здесь и упокоился святой – близ алтаря, под спудом. До начала XIX века здесь имел свое местопребывание епископ Самтавийский. При упразднении кафедры монастырь был закрыт, а храм сделан приходским. Но никем не было забыто, что в этом храме почивают святые мощи удивительного подвижника отца Исидора, доброго старца и пастыря. Преподобный Пирр Бретский

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, Грузия стала великим православным царством. Сознание того, что их страна есть удел Самой Девы Марии, укрепляло души и сердца грузин в радости непоколебимой Христовой веры. В V веке великий и славный царь Вахтанг I добился независимости Грузинской Православной Церкви, но все же еще какое-то время епископы присылались сюда из Антиохии. Царь Парсман VI, находившийся под покровительством византийского императора Юстиниана I , сделал следующий шаг: по разрешению императора и восточных патриархов иверские епископы стали сами выбирать себе католикосов. И это всегда уже был грузин, часто из родовитых дворян, князей и представителей царствующего Дома. Все они хорошо знали состояние и нужды своей Церкви. Греки, назначавшиеся до этого из Антиохии, не знали ни народа Иверии, ни языка. Было даже время, когда в молодые годы Вахтанга I персы завоевали некоторые грузинские области, хотя и ненадолго, – зороастрийские маги бродили по горам Кавказа и старались отвратить народ от Христовой веры. Слава Богу, царь Вахтанг, собравшись с силами, изгнал персов вместе с их магами вон. Наступил VI век. Иверскому католикосу (напомним, что так назывался в Грузии патриарх), пребывавшему во Мцхете, однажды явился Ангел Божий и привел его в сильное изумление. «Вот идет Господень раб Иоанн с учениками своими, – сказал он. – Идет не на время, а для того, чтобы слиться с твоим народом. Они идут по стопам святой Нины, но уже не насаждать, а укреплять веру Христову». Католикоса звали Евлалий (Евлавий). Ангел велел ему выйти на дорогу. «Встреть их со всем радушием, ибо они посланы Самой Богородицей», – сказал Ангел. Облачившись в ризы, Евлалий собрал свой клир и вышел на дорогу. Долго он ждал, вглядываясь в даль. Наконец показалась как бы небольшая толпа нищих, запыленных, босых, в порванных одеяниях, но в куколях с крестами на голове, по обычаю сирских иноков. Это был святой Иоанн Зедазнийский, келейник его диакон Илия и двенадцать учеников его. А эти двенадцать были: преподобный Шио Мгвимский, образец слез и плача христианского, крепость Грузинского царства; преподобный Давид Гареджийский, блистающий жемчуг святости; преподобный Антоний Марткопский, многосветлое солнце постничества; преподобный Исе (Иессей) Цилканский, сосуд всесвятой любви и непорочности; преподобный Иосиф Алавердский, вожделенный цвет девственности; преподобный Стефан Хирсский, исполненный духовной силы и Божественного ведения; преподобный Авив Некресский, украшение святомученичества; преподобный Пирр Бретский, благоухающий небесный цвет плача; преподобный Зенон Икальтский, столп всепобеждающего послушания; преподобный Михаил Улумбийский, ревнитель Христовой правды; преподобный Исидор Самтавийский, цветущий вертоград всех добродетелей, и преподобный Фаддей (Тате) Мамебский, образец всякого воздержания Христа ради.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Один только святой Шио, как любитель одинокой жизни, просил блаженного авву благословить его на жизнь отшельническую и получил его согласие. Все они учили народ, наставляли его в вере, уничтожали мрак суеверия и истребляли оставшиеся в горных теснинах идолослужение и капища, вместо чего воздвигали святой крест и святые храмы, устрояли в народе гражданственность. Святой Зенон, «столп сладкого послушания», завершив проповедь в горах верхней Кахетии, основал монастырь в Икалто, где и был после великих подвигов погребен в соборном храме в честь Нерукотворенного образа Спаса. Святой Фаддей (по-грузински Тате) вначале остался в Мцхете, устроив по повелению святого Иоанна монастырь у подножия горы Зедазени для приходящих к учителю. После смерти святого Иоанна святой Фаддей проповедовал в Карталинии, где основал много церквей, в том числе храм в честь святого первомученика Стефана в городе Урбниси. Впоследствии он поселился в пещере на горе Цлеви близ города Каспи, на вершине которой также основал храм в честь святого первомученика Стефана. В этой пещере у основания храма были погребены мощи святого Фаддея, «образа чистой правды и веры». Святой Исидор, «вертоград добродетели», после долгих апостольских подвигов устроил монастырь в Самтависи в честь Нерукотворенного образа Спаса, где и почивают его святые мощи. Святой Михаил много потрудился в утверждении христианства в горах верхней Карталинии и Осетии. Близ местечка Улумби он основал большую обитель. В соборном храме этой обители, обращенной в XIX веке в приходскую церковь, покоятся его святые мощи. Святой Пирр, «Божественный образ плача», основал обитель на левом берегу реки Дванис-цхали, близ местечка Брети. В храме обители были положены его честные мощи. Святой Стефан, «венчанный силою и ведением», после долгих апостольских трудов в нижней Кахетии основал обитель близ местечка Хирсы. Он был погребен в соборном храме в честь святого первомученика Стефана, с левой стороны алтаря у жертвенника. Распустив таким образом учеников своих, пришедших с ним из Сирии, Иоанн повелел одному из них, Фаддею, бывшему потом настоятелем Степанцминдским, соединить все множество оставшихся братий в одну обитель у подошвы горы Зедазенской, а сам уединился на ее вершине с одним только верным ему диаконом Илией, который служил опорой его старческой немощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

20 мая (н.ст.) - Прим.ред. 69 Житие св. Иоанна изложено пространно католикосом Арсением в XII веке, здесь приводится перевод этого текста. 70 Господи, помилуй (греч.). (Прим. ред.) 71 Прибытие туда св. Иоанна относится ко времени правления Парсмана (541-555), который царствовал в сер. VI века. См. книгу Иосселиани Краткие жизнеописания святых Грузинской Церкви, стр. 64, Св. Иоанн Зедазнийский. 72 Ср. 1 Кор. 4; 4. 73 Кончина св. Иоанна последовала вскоре после смерти возлюбленного его ученика св. Шио, скончавшегося также, вероятно, при католикосе Макарии (556-572). 74 22 мая (н.ст.) - Прим. ред. 75 Обитель св. Шио находится в 30 верстах от г. Тифлиса, в Душетском уезде, на левом берегу Куры, в горах Саркинетских. Жизнеописание св. Шио составлено сподвижником его Мартирием Греком (в миру Иоанном), знавшим святого еще в Антиохии; оно было написано первоначально по-гречески и прислано из Константинополя в Грузию. Это жизнеописание и две молитвы св. Шио должны быть отнесены к очень немногим дошедшим до нас памятникам древне-церковно-грузинской письменности, наряду с подлинником жития св. равноапостольной Нины. Имя " Шио " некоторые признают собственным именем древних сирийцев, что очень вероятно. Но можно сказать, что в других языках имени " Шио " соответствует имя " Симеон " , потому что сирийский язык не терпит звука " с " , и вместо него выговаривается " ш " , и значит имя " Симеон " произносится у сирийцев как " Шмеон " . Вероятно, что и св. Шио называли Шмеон, а когда он прибыл в Иверию, с течением времени имя утратило звук " н " в устах первых аскетов его обители, изменившись из " Шмеона " в " Шмео " , а затем в " Шио " . Это становится понятным, если обратить внимание на свойство грузинского языка сокращать собственные имена. Так например, вместо " Фадей " произносится " Тате " , вместо " Георгий " -Тео " , вместо " Константин " - " Коте " , вместо " Михаил " - " Микель " , вместо " Иесей " - " Иа " и тд. Примеры из женских имен: вместо " Екатерина " - " Като " , вместо " Кетеван " - " Кето " , вместо " Мелания " - " Мела " и др. Предполагают еще, что имя Шио происходит т латинского глагола " всю " - " знаю " , " ведаю " , который произносится по-итальянски " шио " , последнее толкование не имеет никакого приложения к имени преподобного Шио. 76

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

115 Воронцова И.В. Новое религиозное сознание и «Неохристианство»… С. 308. См. об этом также: Бычков С.П. Указ. соч. С. 84. 116 « А.В. Карташев , подчеркивая значение «личной» любви, теперь отделяет от нее «любовь ко всем и ко всему», считая, что «она имеет параллельное развитие и свой корень, свою линию», хотя и зависимую от первой. Но, в отличие от концепции Мережковского кружка, считает, что «надо любить все во Христе, не дожидаясь, пока я полюбил одного, двух, трех. Это любовь... Христова, живая любовь к живому космосу, к существующему телу человечества... В неосвященной культуре мы любим Христовы нити, и в неосвященном теле человечества... сверхличной любовью должны любить светлые черты Его всемирного Тела», а не достраивать Божье по своим домыслам. Он предвидит, наконец, то, чего опасался Н.А. Бердяев , сопротивлявшийся молитвенной близости кружку Мережковских, – сектантскую отчужденность от Истины.» (Воронцова И.В. Участие АВ. Карташева... С. 38.) 121 «У меня затаилось недоброе чувство против Карташева. Какой же он спутник? Что же это? Все наши переживания, все важное о революции – все им чуждо. А как расскажешь? Их унылые молитвы, отошедшие от наших, тоже были нам чужды.» (Гиппиус З.Н.Собрание сочинений... Т. 8. С. 110). 122 «Религиозная жизнь наша была довольно слаба. С Карташевым мало соединения. Тата – верная.» (Там же.) 123 «Тата цельная, изумительная, верная. Не отступала, хранила, несла. Боролась за нас с Карташевым и с нами – за него. Сцепляла свою тройку… Но мы с открытым сердцем пошли им навстречу. Вся Суйда для меня – холодный закрытый балкон и резкие, неожиданно резкие и далекие выкрики Карташева при молчащей Тате. Он все о Церкви и – против нас. Главное – мы этого не ждали. Смутились очень. У меня затаилось недоброе чувство против Карташева. Какой же он спутник? Что же это?» (Там же.С. 110–111.) 124 «Мы сказали Тате о бывшем в Париже. Карташов от нас держался вдали, часто шум к Церкви. Но Тата верная и наша. Она связана с Карташовым, и любит его, и, главное, верит ему.» (Там же.С. 113.)

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Сегодня в бывшей мечети Кахрие-джами расположен Карийский музей. Это одно из главных мест паломничества иностранных туристов в Стамбуле. Музей возобновил свою деятельность сравнительно недавно: почти всю весну 1986 г. в бывшей церкви монастыря Хора, построенной в XII в., вместо благовоний пахло нашатырным спиртом. Реставраторы в белых фартуках, вооруженные щетками, губками и ведрами, работали без устали во имя сохранения бесценной церковной живописи. Они удаляли плотный слой пыли и минеральных отложений, который скрывал от глаз и грозил полностью уничтожить византийские фрески на стенах храма, датируемые XIV в. Многие ученые мира считают их уникальными. До недавнего времени правительство Турции не выделяло средств для реставрационных работ древнего памятника, не было и решений о проведении защитных мер по предотвращению дальнейшего разрушения настенной росписи. По мнению специалистов, плотная пленка, покрывавшая фрески, образовалась в резуль-тате взаимодействия просачивавшейся в стены храма воды с минеральными солями, содержавшимися в каменных плитах и известке. На прилегающем к храму участке в свое время был посажен сад. Регулярная и обильная поливка сада значительно усилила просачивание влаги в храм. Через фундамент вода проникла в стены, добралась до фресок, которые под ее воздействием утратили свежесть и яркость красок, покрылись темной пленкой. Проведенные работы по реставрации византийских фресок свидетельствуют о перемене в подходе турецких властей к художественным ценностям Православной Церкви. В прежние времена мусульманская Турция пренебрегала христианскими памятниками искусства и игнорировала их упадок. Патриаршая резиденция. Мало что сохранилось в Стамбуле от христианских древностей, но, тем не менее, еще теплится жизнь на Фанаре, где находится резиденция Константинопольского патриарха. Спустившись от храма св. Софии к заливу Золотой Рог, мы проследовали мимо Галатского моста и моста Ататюрка вдоль набережной. Не доходя до «железной» болгарской церкви, о которой речь еще впереди, мы свернули влево, по узкой улочке поднялись вверх и вскоре оказались перед высокой каменной оградой с массивными воротами.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/arh-avgu...

  001     002    003    004    005    006