Не говоря уже о том, что во всех богослужебных книгах и даже календарях, кроме двукратного собора архангела Гавриила (26 марта и 13 июля) упоминается еще собор архистратига Михаила и прочих бесплотных сил (8 ноября), «соборы» имеют весьма многие святые. Если только раскрыть Пролог – книгу, в которой помещены краткия жития святых и поучения на каждый день, или же греческую минею, где сведения о празднуемом святом (синаксарь) помещаются после 6-ой песни/канона, когда полагается, по уставу, их прочитывать, то в том же январе, когда собор Предтечи, можно найти целый ряд соборов. Восьмого января, «совершается же сих (Иулиана и Василисы) собор во святом их мучении, сущем при Форосе». Девятого января, «совершается же собор мучения его (муч. Полиевкта) во святых апостол великих». За первую половину января не меньше пяти раз повторяется слово собор, причем в день Иоанна Предтечи, седьмого января, сказано: «совершается же собор его в Форакии». Подобное и в других месяцах. Иногда в подобных выражениях говорится: «совершается собор, совершается праздник его». Что же обозначает здесь слово «собор», и к чему здесь прибавлено географическое название? Именем собора (по-греческиisynaxys), называется собрание верующих для прославления святого. Когда совершалась память какого-нибудь угодника Божия, то собирались по преимуществу в церковь , построенную на месте его мучения (если это мученик), где есть мощи, или каким-либо другим образом связанную с именем празднуемого святого. Там совершалось торжественное всенощное бдение, а затем, утром, литургия. Народ со всей окрестности во множестве собирался к месту празднования, почему и сам праздник назывался собором, собранием. Такой порядок отчасти до сих пор существует в Царьграде. Там память многим святым совершается в каком-нибудь определенном храме. Так, например, память исповедника Иоанна Русского, про которого как раз русские почти не знают (это малоросс, захваченный турками во время Петра I), совершается 27 мая в храме «Панагия кафатиани» в Галате; муч.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Последний по времени святой, в нем упоминаемый, есть св. Иосиф песнопевец 883. Он более, чем все месяцесловы 10 и 11 века, приближается к иерусалимо-константинопольскому месяцеслову. Петербург. Публ. Библиотеки X в Под сим находится в означенной библиотеке месяцеслов (или лучше первое полугодие с 1 сент. по 8 июля – отрывок месяцеслова) с евангельскими чтениями, по письму относимый к X веку. Он имеет памяти не на все дни, впрочем на большую часть дней полугодия. Последний по времени святой в нем есть Никифор, патр. цареградский 826, мощи коего перенесены в Царьград в 846 г. Особенностей имеет не мало. В нем первом Акепсима 4 окт. вместо 7 дек. по гречес. мин., Корнилия19 окт. вместо 13 сент., как и в мстиславовом евангелии, 4 нояб. св. Феодосии (неизвестна), 5 нояб. св. Феодоты (вместо 3 по греч. мин.), 12 нояб.. Матроны (вместо 9); в нем первом 24 нояб. великомуч. Екатерины (а в других древних гречес. она 25), в нем одном пророка Аггея 15 дек. вместо 16, св. Анастасии 24 дек. вместо 22, янв. 4 Хрисанфа и Андрея (последний неизвестен), 15 февр. апост. Тимофея вместо 22 января, 20 февр. Романа и отроков (вероятно, 18 нояб.), 26 февр. св. апостолов Евгола, (Еввула), Нимфа и Аверкия (вместо 28 по мин. гречес. и 22 окт. Аверкия). Нанианский 1-й, X в Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363–365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Каллиника 24 авг. вместо 23 (по гречес. мин.), обретение мощей Климента римского 30 янв., Кирилла философа 14 февр. Последние по времени памяти относятся к IX в., таковы: Феодоры солунские ( 892), Климента, еп. величского IX в. и Кирилла философа ( ок. 869). Саввин Сей месяцеслов издан в книге И. И. Срезневского : Древние слав. памятники юсового письма 1868 г. стр. 9. Он находится в так называемой Саввиной книге евангельских чтений, писанной попом Саввою или ему принадлежавшей и относимой к XI веку. Месяцеслов в ней не полон: начинается 1 сентября и кончается 14 июля, содержит памяти на немногие дни и притом древнейшие и известнейшие, так в феврале одна только память – 24 обретение главы Иоанна Крестителя, в марте две – 9 40 муч. и 25 Благовещение; сходствует по местам с месяцесловами остромирова и ассеманова евангелий. Отличительных особенностей от древнейших известных славянских и гречес. месяцесловов не имеет в отношении к памятям кроме того, что в нем есть праздник внесения Богородицы (т. е. освящения) 21 декабря 134 . Последняя по времени память в нем 6 апр. свят. Мефодия учителя славянского ( 885 г.), а из восточных Германа, патр. констан. (около 740 12 мая). Месяцеслов, вероятно, имеет первоисточником древний греческий VIII или IX века. Архангельский Месяцеслов при славянском евангелии XI-XII века в Московском Музее, приобретенный из Архангельской губернии, южнорусского характера. Есть древнейшие славянские праздники: 30 янв. обретение мощей Климента, 14 февр. Кирилла, 6 апр. Мефодия, 28 сент. Вячеслава. В нем 15 июня память Вита в южнорусских евангелиях и минеях встречающаяся, находящаяся и в минеях славянских XI века. Русских праздников совсем нет. Есть особенности, ему одному свойственные: память муч. Екатерины и Меркурия23 ноября, 9 декабря св. праведных Иоакима и Анны вместо зачатия Богородицы, 30 дек. Феодора патриарха вместо 27 дек., Каллиника патриарха 22 авг. вместо 23. В основе месяцеслов Константинопольского патриархата и много патриархов константинопольских; но по местам латинствует, например: 21 сентября ап. Матфея, 27 сент. Космы и Дамиана, 29 сент. Михаила (без сомнения архистратига), 8 мая муч. Акакие согласно с римскими мартирологами. Последняя по времени из восточных памятей 25 мая третие обретение главы Иоанна Предтечи около 850 года. Месяцесловы XII века, греческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Завещание отличается от кодикелла тем, что в завещании можно писать и наследника, и лишаемого наследства, и дары, и освобождения, и установленного наследника и подставного, а в кодикелле ничего такого (не пишется). Установление есть первое распределение наследства, т.е. первая степень наследников. Подставление есть назначение наследства другому, в случае неполучения его первым наследником; напр., если кто-нибудь скажет: пусть будет моим наследником такой-то; а если нет, то такой-то. В кодикелле пишется доверенность и участие (кого-либо) в дарах по завещанию. Кодикелл составляется при пяти свидетелях. 238 – 1 ф. 1, 26 лин. См. словарь клас. древ. по Любкеру С.П.Б. 1885 г. Таблица гречес. бол. един. длины, стр. 1410. 239 Русский перевод этого места см. в бесед. Св. И. Златоуста на Евангелие Матфея, ч. III, изд. 5. Москва, 1864 г., стр. 501. 240 Замечание о разделении оглашенных на два разряда заимствовало у толкователей Зонары, Вальсамона и Аристена. То же объяснение правила и в нашей Кормчей (См. Прав. Св. Пом. соб. с толков, изд. Москов. Общ. люб. дух. проев. Стр. 82–83) и в Пидалионе. 1841 г. р. 225. 242 В других номоканонических сборниках: заступают степень «своего родителя», как требует и смысл закона (см. в нижецитуемых местах). 247 Т.е. без определения к известному месту. В русском издании первое слово правила 6-го IV Вселенского Собора – переведено словом: «решительно», между тем как греч. – значит отрешенно, безотносительно, т.е. по смыслу правила – рукополагать кого-либо без определения к известному месту. Оп. К. Ц. Закон. Иоан. т. II. стр. 271, примеч. 249 Замечание об отчуждении от общения с верными мирян, внушающих клирикам смелость исторгаться из-под управления епископского, сделано на основании замечания Зонары в конце его толкования на это правило, – о причине упоминания правилом о мирянах. Таковое подстрекательство клириков к отложению от епископской власти со стороны мирян, о котором упоминает М. Властарь , могло происходить от того, что гражданскими греко-римскими законами основателям богоугодных заведений и их благотворителям иногда предоставляемо было право избирать для этих мест священно-церковно-служителей по своему усмотрению, также и увольнять их от службы; потому-то, как замечает Вальсамон в своем толковании на 8-е правило Собора Халкидонского, в предупреждение могущих отсюда произойти беспорядков, Собор всех клириков подчиняет местным епископам, присовокупляя, что и миряне, нарушающие это правило, подлежат церковному суду, – если бы, например, светское начальство какого-либо богоугодного заведения или домового клира захотело непосредственно, без отношения к епархиальной духовной власти, управлять своим клиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века – глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 – 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр. Тита чудотворца 5 апр. вместо 2, св. Георгия в Малее 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не бывает греха вообще; грех всегда предельно конкретен. К сожалению, иногда ко мне подходят и докладывают: “Грешна, батюшка, во всем!”. Чаще всего — это ложное смирение, попытка создать впечатление раскаянности, но при этом не раскрыть конкретно своей неправды. В таком “покаянии” сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете Евангельской истины, и прежде всего — упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь, такую же привычную, как домашние тапочки 3 . Мы обычно относимся к себе крайне снисходительно: “Что я — святой, что ли?”. Фразу эту мы произносим, как бы говоря: “Что я — сумасшедший, что ли?”. Православный же путь есть практика духовного трезвения, при которой правилом жизни полагается не среднестатистическая хорошесть , а святость . Мы забываем, что созданы по образу Божию (а ‘ образ ’ по-гречес ­ ки   — икона ), что несем в себе икону Христову, врученную нам Самим Богом. А икона, если ее долго держать в небрежении, темнеет, превращается в “черную доску” (по выражению Солоухина). За драгоценный дар мы несем огромную ответственность; мы в ответе за каждое пятно, которым мы затемнили этот образ. Как раз неподготовленность, поверхностность, аморфность, неискренность, искусственность в покаянии создают то, что называется ложным покаянием. Только вдумчивое, трепетное отношение к святости, которая дарована человеку, только трезвое опознание своего греха, своей неправды возвращают нас на дорогу, ведущую к Всевышнему. Нам необходимо постоянно, вновь и вновь возвращаться к исповеди. Таким образом, вся наша жизнь становится покаянием, и в этом смысле православное покаяние — это путь, по которому мы бредем, спотыкаемся, падаем, встаем, отряхиваемся и вновь идем в Царствие Небесное. Об этом повествуют “Достопамятные сказания” о древних египетских подвижниках. “Брат спросил авву Сисоя: что мне делать авва: я пал! Старец отвечал: встань. Брат говорит: я встал, и опять пал! И опять встань, отвечал старец. Брат еще спросил: доколе это будет? — пока не будешь взят из этой жизни добрым или порочным, сказал старец”.

http://pravmir.ru/tainstvo-vtoroy-blagod...

Между тем в месяцеслове 715 г. есть только два случая подобного молчания о числах празднования». Византийское происхождение евангелия 835 года очевидно. Месяцесловы: Синодальный 42 (VIII-IX в.) Сей месяцеслов находится в рукописном греч. евангелии, хранящемся в моск. синод. библиотеке под 42 115 . Маттей по прекрасному унциальному письму относит сие евангелие к VIII веку. Но поскольку в числе святых месяцеслова находится Герман, патр. константинопольский, умерший в 740 году; то сие евангелие может быть отнесено к концу VIII (после 787 г.) или началу IX века. Памятей и праздников (без бдений) показано на 116 дней в году; в февр. всего 6 памятей, в марте 3, в апреле 4. По многим именам патриархов константинопольских следует считать его принадлежностию константинопольского патриархата. Заглавия месяцеслов не имеет. Особенностей очень мало. Марта 12 показан Фома, патр. константинопольский; может быть здесь описка в числе, ибо есть и другие подобные описки в числах, наприм. 26 янв. Иоанна Крестителя вместо 7; июня 14 показана память одного пророка Илии вместо Елиссея и повторена 20 июля; сентября 28 св. муч. Калутиана (?), Александра, Зосимы и дружины их, вместо калутинских Александра и проч. 116 . Константинопольский VIII-IX в Так называется месяцеслов, содержащийся в гречес. кодексе евангельских чтений; евангелие принесено с востока на запад сирским купцом и приобретено кардиналом Александром Албаном для своей библиотеки. Месяцеслов сей издан Стефаном Антонием Морчелли в 1788 году с примечаниями, которые составили два тома. Из многих имен патриархов константинопольских и других признаков видно, что сей кодекс евангельских чтений принадлежал церкви константинопольского патриархата. Заглавие календаря: Месяцеслов, с Богом, евангелий праздничной целого года. В сем месяцеслове содержится показаний памятей святых, праздников и препразднств всего на 143 дня в году, и более по одной памяти в день, редко две или три; во всем месяцеслове показаны только три панихиды (всенощные: на Благовещение, на Успение и на Златоуста 11 нояб.) и две парамоны ( παραμοναι стояния, бдения: на Р. Хр. и на Богоявление); в февр. показано только 6 памятей, в марте и апреле по 4. Все это говорит за древность календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

еп. папу Дионисию и Павлу, они показаны в иеронимовом мартирологе 9 февраля, 1 марта св. Доната по иеронимову мартирологу (в Африке муч.), 4 марта показана память Амвросия медиоланского , в римском мартирологе 4 марта посвящение Амвросия в епископа, Перпетуя и Фелицитата показаны дважды: в первый раз 6 или 7 марта (показания не очень ясны и много ошибок) согласно с римским мартирологом, в котором оне 7 марта, второй раз 13 марта, ближе к гречес. минеям, в коих сии мученицы 14 мар., 9 мая показана память св. Ипполита (у нас 30 янв.) согласно с некоторыми западными мартирологами, муч. Гордиана 10 мая согласно с римск. мартирологом, 23 окт. муч. Феодора по римскому мартирологу (у нас 23 нояб.), 3 нояб. показаны муч. Перпетуя и Викторина по иеронимову мартирологу, 1 дек. Кандату, есть Кандида, ученица ап. Павла по рим. мартирологу, 7 дев. муч. Савина и в иероним. мартирологе мучен. Савина еп. Св. Силивестр показан 31 дек., согласно с западными календарями, как и в остромировом. Есть в сем месяцеслове и другие следы влияния на него западных календарей. Сей месяцеслов имеет довольно памятей, которые встречаются в нем одном, именно: 2 янв. муч. Модеста (вероятно Модест африканский муч., в иероним. мартирологе 12 янв.), 7 февр. еп. Вигилия, 12 февр. муч. Василия (в иероним. мартирологе есть 11 фев. Василий в Армении см. у Флорентиния), 17 марта Скориана в Риме (в иероним. Александра в Риме), 20 марта год Пещи епископа (см. Т. II мар. 20), 2 апр. Анастасия муч. (есть 1 апр. Анастасий муч. в западных мартирологах Acta SS Арг. 1 р. 9), 4 апр. пр. Адриана, 1 окт. Иоанна Крестителя, 20 окт. явльшемуся агнцу (в житии Артемия), 30 окт. св. Германа (или епископ Капуи по Р. М. или муч. в Никомидии, по иерон. мартирологу), 12 ноябр. Афанасия и Стефана, 1 дек. Тута, Лохитрофона, 4 декабря Иоанна Крестителя, 23 дек. Платона еп. Есть в нем константинопольские памяти, согласные с древнейшим уставом или типиконом Константинопольской Великой Церкви IX-X века, наприм. освящение церкви Сергия и Вакха 29 нояб., Прова и Илария 16 дек., ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После сего позднейшею скорописью записано: книг сию григореи бгослова вдова дьканъ одаръ прода дьк адрю шипов и рк приложилъ. Правописание Русское. В конце отделений обыкновенно ставится знак Перевод слов св. Григория Богослова на Славянский язык совершён в глубокой древности. Известен список его – XI ст., принадлежащий библиотеке Императорской Академии Наук 84 . Этот список отличается от Синодальных, равно и от списков Троицкой Сергиевой Лавры, Чудова монастыря 85 и Московской Академии. Черты различия суть следующие: а) Список XI в. представляет свой выбор слов. Из тринадцати, помещённых в нём слов, только восемь находятся в списках Синодальных, и то в ином порядке. Именно в списке Синодальном, здесь рассматриваемом, слово 1-е соответствует 4-му списка Академии Наук, 2-е 1-му, 3-е 3-му, 4-е 13-му, 5-е 11-му, 7-е 12-му, 9-е 10-му, 12-е 2-му. Других восьми слов, какие находятся в списках Синодальных, нет в рукописи XI в. б) Слово 9-е (по ркп. Синод. 117) на града, или по другим, на отца молчаща, т.е. произнесённое св. Григорием Богословом по случаю градоносной бури, во время молчания его отца, в списках Синодальных не представляет тех отступлений от известного Греческого текста, какие оно имеет в списке Академии Наук. Вступление и заключение сего слова так же соответствуют Гречес. тексту, как и в других словах; дополнения, где исчисляются различные языческие суеверия, сохранившиеся между Христианами, в списках Синодальных так же нет. Самый перевод сего слова отличен от списка Синодального. в) Список XI в. не имеет при словах толкования Никиты, митрополита Ираклийского. Вероятно, и самый перевод слов Григория Богослова на Славянский язык появился ранее сих толкований. Ибо служение Никиты, сперва в звании хартофилакса великой церкви Константинопольской, потом в сане митрополита относится ко второй половине XI в. 86 . Из описания сей ркп., помещённого в Академических Известиях, видно, что в ней только намечены места, где должно быть толкование (см. Т. 2. с. 248–250.). Но эти указания, конечно, сделаны позднее и притом, как видно из слова на уязвление града (Т. 3. с. 27–38), не во всех словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

122 (по преж. кат. 49). Св. Григория Богослова 16 слов с толкованием Никиты Ираклийского , в лист, скорописью, конца XVII в. 633 л. Л. 1. Оглавление рукописи. Л. 2. стаг еолога вкратц събраное. Нач. Стаг чество втора градъ Л. 6 об. Тоже самое изображение св. Григория Богослова , какое и в предыдущей рукописи, только в правую сторону и расписанное красками. Л. 7. бра з завтствовати имже бдержитс равное завта. (Орр. S. Gregorii. ed. Т. 1. Appendix.). С л. 9. следуют слова в том же самом порядке, как и в предыдущей рукописи. После предисловия 1-го слова, на об. 10. л. помещено во второй раз изображение Григория Богослова , писанное красками, украшенное золотом, совершенно такое же, как и в помянутой Греческой рукописи (по катал. Маттея 67., по Синодал. 66.), на об. 4. л. Даже подклеена подпись писца другой Греческой рукописи 60., по Синод. 59., и владетеля её, пожертвовавшего её Афонскому Дионисиеву монастырю. Та и другая подпись напечатаны Маттеем в издании: Binae orationes р. 14. Между л. 447 и 451., по окончании слова 13-го, в честь св. Афанасия Александрийского , вставлены три четвертки, на которых помещены: л. 448. Послание св. Афанасия к Иовиану вр (Орр. S. Athanasii. 1627. Т. 1. р. 245.), л. 449 об. к Афанасию (Т. 2. р. 33.), л. 450. Того же Афанасия къ блгочтивйшем црю (Т. 2. р. 34.). Исправленные в предшествующем списке слова с толкованием здесь переписаны на бело, с некоторыми по местам вариантами, равно и слова 11, 12, 13 и 14 помещены в исправленном же виде с неизвестной рукописи. Список, как видно, приготовлялся для печатного издания. Некоторые дополнения в толковании сделаны вновь против списка 121, с указанием тех же самых Греческих рукописей, которые помянуты там: а) Иерусалимской л. 344. и б) Дионисиева монастыря, см. прибавл. к л. 256., 321. и 417. – Исправитель ссылается также л. 466 об. на Гречес. рукопись τν βρων, – как видно, Синодальной библиотеки по катал. Маттея 68., по Синод. 67., принадлежавшую Иверскому монастырю, с заметками Евфимия, – и на какую-то ветшайшую книгу (прибавл. к л. 32.). В разных местах сличается перевод Епифания Славинецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003