Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую» . Говоря « приблизилось Царство Небесное », Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его). Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «…се, творю все новое…» ( Откр.21:5 ). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал –О.С.) собственно (то есть после этого-О.С.) и начинается Евангелие». Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати – означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю,  – есть плач о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово – суть Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово покаяние (по-гречески метаноэ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради…» ( 1Кор.4:10 ). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто, лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» ( 1Кор.14:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

И мы читаем далее: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17). Как мы говорили ранее, проповедь покаяния начал еще Иоанн Креститель. Сын Божий продолжает ее. Это означает, что в покаянии (в примирении с Богом) нуждается каждый человек, независимо от того, в каком времени – ветхозаветном или новозаветном – он живет. Само Божественное Откровение обращено именно к кающемуся грешнику, и тот, кто себя таковым не считает, да не открывает святого Евангелия. Точно так же, как к Святому Причастию мы приступаем со страхом Божиим и верою, точно так же и общение со словом Божиим невозможно без духа покаяния в страхе Божием и веры с глубоким упованием на Божие Милосердие. «Я никогда не стал бы священником, если бы не верил в прощение грехов», – сказал мне один старец. Евфимий Зигабен считает, что в покаянии Иоанновом люди только могли отрекаться от своего греха, а в том покаянии, к которому призывает Христос, оказывалось возможным перенестись «из ветхой (жизни) в новую» . Говоря: «приблизилось Царство Небесное», Сын Божий говорит о начале Своего Царствия, имя которому – Церковь (она же и есть Тело Его) . Закон – это надежда на спасение от дел праведности, а Евангелие – надежда на спасение от благодати. От благодати – означает даром и независимо от дел закона. Акценты полностью смещаются. Покаяние, по Иоанну Крестителю, есть плачь о грехах и несбыточное стремление исполнить весь закон. Покаяние Христово суть Рождение свыше. И сама этимология слова «покаяние» является тому ярким подтверждением. Слово «покаяние» (по-гречески метаноэ ) буквально означает «меняю ум», «меняю образ мыслей», «схожу с ума» (но это уже в грубой форме). Иногда это слово переводят как «исправьте вашу жизнь», но его правильнее перевести как «исправьте ваше сердце». Подлинное покаяние столь радикальное, ни на что не похожее событие в жизни человека, что со стороны его можно, действительно, сравнить с безумием. Апостолы прямо говорили о себе: «Мы безумны Христа ради» (1 Кор. 4: 10). Сама проповедь Евангелия воспринималась душевными (мирскими) людьми как нечто лишенное всякого смысла и явно безумное. Сказано: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2: 14). Даже само христианское литургическое собрание представлялось внешним людям как нечто из ряда вон выходящее. Сказано: «Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?» (1 Кор. 14: 23) .

http://pravoslavie.ru/93853.html

Последний по времени святой, в нем упоминаемый, есть св. Иосиф песнопевец 883. Он более, чем все месяцесловы 10 и 11 века, приближается к иерусалимо-константинопольскому месяцеслову. Петербург. Публ. Библиотеки X в Под сим находится в означенной библиотеке месяцеслов (или лучше первое полугодие с 1 сент. по 8 июля – отрывок месяцеслова) с евангельскими чтениями, по письму относимый к X веку. Он имеет памяти не на все дни, впрочем на большую часть дней полугодия. Последний по времени святой в нем есть Никифор, патр. цареградский 826, мощи коего перенесены в Царьград в 846 г. Особенностей имеет не мало. В нем первом Акепсима 4 окт. вместо 7 дек. по гречес. мин., Корнилия19 окт. вместо 13 сент., как и в мстиславовом евангелии, 4 нояб. св. Феодосии (неизвестна), 5 нояб. св. Феодоты (вместо 3 по греч. мин.), 12 нояб.. Матроны (вместо 9); в нем первом 24 нояб. великомуч. Екатерины (а в других древних гречес. она 25), в нем одном пророка Аггея 15 дек. вместо 16, св. Анастасии 24 дек. вместо 22, янв. 4 Хрисанфа и Андрея (последний неизвестен), 15 февр. апост. Тимофея вместо 22 января, 20 февр. Романа и отроков (вероятно, 18 нояб.), 26 февр. св. апостолов Евгола, (Еввула), Нимфа и Аверкия (вместо 28 по мин. гречес. и 22 окт. Аверкия). Нанианский 1-й, X в Он при евангелии X века. Сведения об нем в описании нанианской библиотеки в Венеции, которое составил Мингарелли в 1784 году (graeci codices р. 363–365 Мингарелли не вполне издал сей месяцеслов по причине сходства его с флорентийеким 1 у Бандини. Выписав вполне святых за сентябрь, в прочие месяцы он показал только разности его с флорентийским 1. Июня, июля и августа совсем нет в сем списке, показаний памятей святых в марте и апреле почти нет. В нем первом 23 ноября Прокла, Анатолия и Геннадия, патр. констант., 8 дек. апп. Сосфена, Аполлоса и Кифы, 18 дек. Михаила Синкелла, Садока и дружины 19 февр. вместо 20. Последние по времени святые относятся к IX веку: 23 окт. св. патриарх Игнатий 878, 18 дек. св. Михаил Синкелл. Одесский X в

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Каллиника 24 авг. вместо 23 (по гречес. мин.), обретение мощей Климента римского 30 янв., Кирилла философа 14 февр. Последние по времени памяти относятся к IX в., таковы: Феодоры солунские ( 892), Климента, еп. величского IX в. и Кирилла философа ( ок. 869). Саввин Сей месяцеслов издан в книге И. И. Срезневского : Древние слав. памятники юсового письма 1868 г. стр. 9. Он находится в так называемой Саввиной книге евангельских чтений, писанной попом Саввою или ему принадлежавшей и относимой к XI веку. Месяцеслов в ней не полон: начинается 1 сентября и кончается 14 июля, содержит памяти на немногие дни и притом древнейшие и известнейшие, так в феврале одна только память – 24 обретение главы Иоанна Крестителя, в марте две – 9 40 муч. и 25 Благовещение; сходствует по местам с месяцесловами остромирова и ассеманова евангелий. Отличительных особенностей от древнейших известных славянских и гречес. месяцесловов не имеет в отношении к памятям кроме того, что в нем есть праздник внесения Богородицы (т. е. освящения) 21 декабря 134 . Последняя по времени память в нем 6 апр. свят. Мефодия учителя славянского ( 885 г.), а из восточных Германа, патр. констан. (около 740 12 мая). Месяцеслов, вероятно, имеет первоисточником древний греческий VIII или IX века. Архангельский Месяцеслов при славянском евангелии XI-XII века в Московском Музее, приобретенный из Архангельской губернии, южнорусского характера. Есть древнейшие славянские праздники: 30 янв. обретение мощей Климента, 14 февр. Кирилла, 6 апр. Мефодия, 28 сент. Вячеслава. В нем 15 июня память Вита в южнорусских евангелиях и минеях встречающаяся, находящаяся и в минеях славянских XI века. Русских праздников совсем нет. Есть особенности, ему одному свойственные: память муч. Екатерины и Меркурия23 ноября, 9 декабря св. праведных Иоакима и Анны вместо зачатия Богородицы, 30 дек. Феодора патриарха вместо 27 дек., Каллиника патриарха 22 авг. вместо 23. В основе месяцеслов Константинопольского патриархата и много патриархов константинопольских; но по местам латинствует, например: 21 сентября ап. Матфея, 27 сент. Космы и Дамиана, 29 сент. Михаила (без сомнения архистратига), 8 мая муч. Акакие согласно с римскими мартирологами. Последняя по времени из восточных памятей 25 мая третие обретение главы Иоанна Предтечи около 850 года. Месяцесловы XII века, греческие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Завещание отличается от кодикелла тем, что в завещании можно писать и наследника, и лишаемого наследства, и дары, и освобождения, и установленного наследника и подставного, а в кодикелле ничего такого (не пишется). Установление есть первое распределение наследства, т.е. первая степень наследников. Подставление есть назначение наследства другому, в случае неполучения его первым наследником; напр., если кто-нибудь скажет: пусть будет моим наследником такой-то; а если нет, то такой-то. В кодикелле пишется доверенность и участие (кого-либо) в дарах по завещанию. Кодикелл составляется при пяти свидетелях. 238 – 1 ф. 1, 26 лин. См. словарь клас. древ. по Любкеру С.П.Б. 1885 г. Таблица гречес. бол. един. длины, стр. 1410. 239 Русский перевод этого места см. в бесед. Св. И. Златоуста на Евангелие Матфея, ч. III, изд. 5. Москва, 1864 г., стр. 501. 240 Замечание о разделении оглашенных на два разряда заимствовало у толкователей Зонары, Вальсамона и Аристена. То же объяснение правила и в нашей Кормчей (См. Прав. Св. Пом. соб. с толков, изд. Москов. Общ. люб. дух. проев. Стр. 82–83) и в Пидалионе. 1841 г. р. 225. 242 В других номоканонических сборниках: заступают степень «своего родителя», как требует и смысл закона (см. в нижецитуемых местах). 247 Т.е. без определения к известному месту. В русском издании первое слово правила 6-го IV Вселенского Собора – переведено словом: «решительно», между тем как греч. – значит отрешенно, безотносительно, т.е. по смыслу правила – рукополагать кого-либо без определения к известному месту. Оп. К. Ц. Закон. Иоан. т. II. стр. 271, примеч. 249 Замечание об отчуждении от общения с верными мирян, внушающих клирикам смелость исторгаться из-под управления епископского, сделано на основании замечания Зонары в конце его толкования на это правило, – о причине упоминания правилом о мирянах. Таковое подстрекательство клириков к отложению от епископской власти со стороны мирян, о котором упоминает М. Властарь , могло происходить от того, что гражданскими греко-римскими законами основателям богоугодных заведений и их благотворителям иногда предоставляемо было право избирать для этих мест священно-церковно-служителей по своему усмотрению, также и увольнять их от службы; потому-то, как замечает Вальсамон в своем толковании на 8-е правило Собора Халкидонского, в предупреждение могущих отсюда произойти беспорядков, Собор всех клириков подчиняет местным епископам, присовокупляя, что и миряне, нарушающие это правило, подлежат церковному суду, – если бы, например, светское начальство какого-либо богоугодного заведения или домового клира захотело непосредственно, без отношения к епархиальной духовной власти, управлять своим клиром.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Последняя по времени память есть празднование Миасинсной Богородице 1 сент. (864 года). Зографский, XII-XIII в Он найден на Афоне, в монастыре Зографе, писан в Болгарии кириллов. буквами в XII- XIII веке при евангелии XI века – глаголитском. Месяцеслов издан И. И. Срезневским (в записках импер. академии наук Т. IX. кн. 1. 1866 стр. 69). Имеет только месяцы сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь и январь по 8 число, затем рукопись кончается. Памяти имеет почти на все дни означенных месяцев и более по одной, редко по две и притом известнейшие и заключающиеся в месяцесловах 8 – 10 веков. Особенностей почти не имеет. Под 1 января после памяти Василия Вел. сказано: в тот же день св. Сильвестра, папы римского. Может быть писцом пропущена первая строчка 2 числа, в которой стояло препразднство Крещения; ибо затем непосредственно идет 3 число; впрочем подобное в римск. алляциевом календаре, в.: прямо после обрезания Господня, без означения числа, поставлена память св. Силвестра. Из славянских последний святой в нем Иоанн Рыльский, ок. 946 года, из восточных Стефан новый 28 нояб., 767 года. Месяцесловы XIII в. Греческий синодальный, XIII в Месяцеслов при гречес. апостоле в синод. библиотеке 346 (у Маттея 333), относимый к XIII веку, отличается многими особенностями, так что трудно решить: действовал ли при составлении его произвол одного автора, или не был ли месяцеслов принадлежностию какой-либо, древнейшей церкви востока. Особенности, ему свойственные, следующие: 30 сент. пр. Акакиев Латре (неизвестен), окт. 27 пр. Авраамия вместо 29, пр. Феодосия10 нояб. вместо 11 января, мучч. Иарка и Стефана 23 нояб. вместо 22, св. Сосанны 16 дек. вместо 15, Инды и Домны дек. 31 вместо 28 (тоже в Кт.), Никифора, патр. константиноп., 8 февраля вместо 2 июня, 15 марта св. Прокла, патр. цареградского, вместо 20 нояб., 20 мар. св. муч. Марии (неизвестна), 29 марта пр. Феофана сигрианского вместо 12 марта, Стефана, папы римского, 2 апр. вместо 2 авг., пр. Тита чудотворца 5 апр. вместо 2, св. Георгия в Малее 7 апр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Не бывает греха вообще; грех всегда предельно конкретен. К сожалению, иногда ко мне подходят и докладывают: “Грешна, батюшка, во всем!”. Чаще всего — это ложное смирение, попытка создать впечатление раскаянности, но при этом не раскрыть конкретно своей неправды. В таком “покаянии” сквозит нежелание продумывать свою жизнь, страх увидеть ее при свете Евангельской истины, и прежде всего — упорное нежелание измениться и изменить свою жизнь, такую же привычную, как домашние тапочки 3 . Мы обычно относимся к себе крайне снисходительно: “Что я — святой, что ли?”. Фразу эту мы произносим, как бы говоря: “Что я — сумасшедший, что ли?”. Православный же путь есть практика духовного трезвения, при которой правилом жизни полагается не среднестатистическая хорошесть , а святость . Мы забываем, что созданы по образу Божию (а ‘ образ ’ по-гречес ­ ки   — икона ), что несем в себе икону Христову, врученную нам Самим Богом. А икона, если ее долго держать в небрежении, темнеет, превращается в “черную доску” (по выражению Солоухина). За драгоценный дар мы несем огромную ответственность; мы в ответе за каждое пятно, которым мы затемнили этот образ. Как раз неподготовленность, поверхностность, аморфность, неискренность, искусственность в покаянии создают то, что называется ложным покаянием. Только вдумчивое, трепетное отношение к святости, которая дарована человеку, только трезвое опознание своего греха, своей неправды возвращают нас на дорогу, ведущую к Всевышнему. Нам необходимо постоянно, вновь и вновь возвращаться к исповеди. Таким образом, вся наша жизнь становится покаянием, и в этом смысле православное покаяние — это путь, по которому мы бредем, спотыкаемся, падаем, встаем, отряхиваемся и вновь идем в Царствие Небесное. Об этом повествуют “Достопамятные сказания” о древних египетских подвижниках. “Брат спросил авву Сисоя: что мне делать авва: я пал! Старец отвечал: встань. Брат говорит: я встал, и опять пал! И опять встань, отвечал старец. Брат еще спросил: доколе это будет? — пока не будешь взят из этой жизни добрым или порочным, сказал старец”.

http://pravmir.ru/tainstvo-vtoroy-blagod...

Между тем в месяцеслове 715 г. есть только два случая подобного молчания о числах празднования». Византийское происхождение евангелия 835 года очевидно. Месяцесловы: Синодальный 42 (VIII-IX в.) Сей месяцеслов находится в рукописном греч. евангелии, хранящемся в моск. синод. библиотеке под 42 115 . Маттей по прекрасному унциальному письму относит сие евангелие к VIII веку. Но поскольку в числе святых месяцеслова находится Герман, патр. константинопольский, умерший в 740 году; то сие евангелие может быть отнесено к концу VIII (после 787 г.) или началу IX века. Памятей и праздников (без бдений) показано на 116 дней в году; в февр. всего 6 памятей, в марте 3, в апреле 4. По многим именам патриархов константинопольских следует считать его принадлежностию константинопольского патриархата. Заглавия месяцеслов не имеет. Особенностей очень мало. Марта 12 показан Фома, патр. константинопольский; может быть здесь описка в числе, ибо есть и другие подобные описки в числах, наприм. 26 янв. Иоанна Крестителя вместо 7; июня 14 показана память одного пророка Илии вместо Елиссея и повторена 20 июля; сентября 28 св. муч. Калутиана (?), Александра, Зосимы и дружины их, вместо калутинских Александра и проч. 116 . Константинопольский VIII-IX в Так называется месяцеслов, содержащийся в гречес. кодексе евангельских чтений; евангелие принесено с востока на запад сирским купцом и приобретено кардиналом Александром Албаном для своей библиотеки. Месяцеслов сей издан Стефаном Антонием Морчелли в 1788 году с примечаниями, которые составили два тома. Из многих имен патриархов константинопольских и других признаков видно, что сей кодекс евангельских чтений принадлежал церкви константинопольского патриархата. Заглавие календаря: Месяцеслов, с Богом, евангелий праздничной целого года. В сем месяцеслове содержится показаний памятей святых, праздников и препразднств всего на 143 дня в году, и более по одной памяти в день, редко две или три; во всем месяцеслове показаны только три панихиды (всенощные: на Благовещение, на Успение и на Златоуста 11 нояб.) и две парамоны ( παραμοναι стояния, бдения: на Р. Хр. и на Богоявление); в февр. показано только 6 памятей, в марте и апреле по 4. Все это говорит за древность календаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

еп. папу Дионисию и Павлу, они показаны в иеронимовом мартирологе 9 февраля, 1 марта св. Доната по иеронимову мартирологу (в Африке муч.), 4 марта показана память Амвросия медиоланского , в римском мартирологе 4 марта посвящение Амвросия в епископа, Перпетуя и Фелицитата показаны дважды: в первый раз 6 или 7 марта (показания не очень ясны и много ошибок) согласно с римским мартирологом, в котором оне 7 марта, второй раз 13 марта, ближе к гречес. минеям, в коих сии мученицы 14 мар., 9 мая показана память св. Ипполита (у нас 30 янв.) согласно с некоторыми западными мартирологами, муч. Гордиана 10 мая согласно с римск. мартирологом, 23 окт. муч. Феодора по римскому мартирологу (у нас 23 нояб.), 3 нояб. показаны муч. Перпетуя и Викторина по иеронимову мартирологу, 1 дек. Кандату, есть Кандида, ученица ап. Павла по рим. мартирологу, 7 дев. муч. Савина и в иероним. мартирологе мучен. Савина еп. Св. Силивестр показан 31 дек., согласно с западными календарями, как и в остромировом. Есть в сем месяцеслове и другие следы влияния на него западных календарей. Сей месяцеслов имеет довольно памятей, которые встречаются в нем одном, именно: 2 янв. муч. Модеста (вероятно Модест африканский муч., в иероним. мартирологе 12 янв.), 7 февр. еп. Вигилия, 12 февр. муч. Василия (в иероним. мартирологе есть 11 фев. Василий в Армении см. у Флорентиния), 17 марта Скориана в Риме (в иероним. Александра в Риме), 20 марта год Пещи епископа (см. Т. II мар. 20), 2 апр. Анастасия муч. (есть 1 апр. Анастасий муч. в западных мартирологах Acta SS Арг. 1 р. 9), 4 апр. пр. Адриана, 1 окт. Иоанна Крестителя, 20 окт. явльшемуся агнцу (в житии Артемия), 30 окт. св. Германа (или епископ Капуи по Р. М. или муч. в Никомидии, по иерон. мартирологу), 12 ноябр. Афанасия и Стефана, 1 дек. Тута, Лохитрофона, 4 декабря Иоанна Крестителя, 23 дек. Платона еп. Есть в нем константинопольские памяти, согласные с древнейшим уставом или типиконом Константинопольской Великой Церкви IX-X века, наприм. освящение церкви Сергия и Вакха 29 нояб., Прова и Илария 16 дек., ап.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

После сего позднейшею скорописью записано: книг сию григореи бгослова вдова дьканъ одаръ прода дьк адрю шипов и рк приложилъ. Правописание Русское. В конце отделений обыкновенно ставится знак Перевод слов св. Григория Богослова на Славянский язык совершён в глубокой древности. Известен список его – XI ст., принадлежащий библиотеке Императорской Академии Наук 84 . Этот список отличается от Синодальных, равно и от списков Троицкой Сергиевой Лавры, Чудова монастыря 85 и Московской Академии. Черты различия суть следующие: а) Список XI в. представляет свой выбор слов. Из тринадцати, помещённых в нём слов, только восемь находятся в списках Синодальных, и то в ином порядке. Именно в списке Синодальном, здесь рассматриваемом, слово 1-е соответствует 4-му списка Академии Наук, 2-е 1-му, 3-е 3-му, 4-е 13-му, 5-е 11-му, 7-е 12-му, 9-е 10-му, 12-е 2-му. Других восьми слов, какие находятся в списках Синодальных, нет в рукописи XI в. б) Слово 9-е (по ркп. Синод. 117) на града, или по другим, на отца молчаща, т.е. произнесённое св. Григорием Богословом по случаю градоносной бури, во время молчания его отца, в списках Синодальных не представляет тех отступлений от известного Греческого текста, какие оно имеет в списке Академии Наук. Вступление и заключение сего слова так же соответствуют Гречес. тексту, как и в других словах; дополнения, где исчисляются различные языческие суеверия, сохранившиеся между Христианами, в списках Синодальных так же нет. Самый перевод сего слова отличен от списка Синодального. в) Список XI в. не имеет при словах толкования Никиты, митрополита Ираклийского. Вероятно, и самый перевод слов Григория Богослова на Славянский язык появился ранее сих толкований. Ибо служение Никиты, сперва в звании хартофилакса великой церкви Константинопольской, потом в сане митрополита относится ко второй половине XI в. 86 . Из описания сей ркп., помещённого в Академических Известиях, видно, что в ней только намечены места, где должно быть толкование (см. Т. 2. с. 248–250.). Но эти указания, конечно, сделаны позднее и притом, как видно из слова на уязвление града (Т. 3. с. 27–38), не во всех словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

  001     002    003