Почему не Параскева Пятница, или Как святые становятся нам близкими 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской 10 ноября, 2021 10 ноября — день памяти великомученицы Параскевы Иконийской Почему к одним святым мы сердцем прикипаем, почитаем всячески и молимся им постоянно, а к другим отношение и забывчивое, и прохладное? Анна Аркуша предлагает задуматься об этом в день памяти великомученицы Параскевы Иконийской, святой, которая некогда особо почиталась на Руси. Святая мученица Параскева Пятница Святая мученица Параскева, нареченная Пятницей, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. «Параскева» в переводе с греческого и означает «Пятница» – родители святой дали ей это имя в силу особого почитания дня страданий Господних. Параскева всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и хотела посвятить всю свою жизнь Богу. За исповедование христианской веры и отказ принести жертву языческому идолу она претерпела тяжкие мучения и была обезглавлена. Святая Параскева, нареченная Пятницей, особо почиталась на Руси, с ее памятью было связано множество благочестивых обычаев и обрядов. Она считалась покровительницей полей и скота, целительницей людских душевных и телесных недугов, а также хранительницей семейного благополучия. Святая Параскева Пятница Моя крестница родилась 10 ноября. В этот день я и узнала о святой Параскеве, нареченной Пятницей. Это было время моего активного воцерковления, когда чуть ли не каждый день приносил удивительные открытия. Но даже моего неофитского энтузиазма было недостаточно, чтобы предложить родителям назвать девочку именем этой святой. И мне, и всей большой семье новорожденной казалось невозможным, что будут ее звать Параша или, по-украински, Параска. Девочку назвали Елизаветой и с этим именем окрестили. Через два года привел меня Господь в Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь. Великомученица Параскева Пятница – одна из небесных покровителей Лядовской обители. В Усекновенском храме есть боковой придел в ее честь, и 10 ноября монастырь отмечает малый престольный праздник.

http://pravmir.ru/paraskeva-pyatnica/

Учебное. Троице-Параскевиевский Топловский монастырь. Топловский монастырь, Топловский Параскевы Римской монастырь Сортировка: Карта и ближайшие объекты Первые подвижницы Топловского женского монастыря (женский монастырь во имя св. вмц. Параскевы Пятницы) рассказывали, что в пятидесятых годах XIX столетия вся окрестность была занята непроходимыми лесами. В то время около источника св. Параскевы жила в землянке болгарская девушка Константина из Кишлава, пришедшая сюда из Кизильташа, где прожила 7 лет в пещере, тщетно отыскиваемая своей матерью. Она и основала в 1858 году киновию при источнике св. Параскевы. В 1864 году по ходатайству Таврического епископа Алексия киновия была преобразована в общежительный монастырь. 25 сентября того же года был освящен единственный монастырский храм св. Параскевы. Монастырь имел в Феодосии пожертвованное гр. Гейденом подворье, именовавшееся " Казанским " . Монастырь вновь открыт в 1991 г. http://www.ortho-rus.ru Топловский Параскевиевский монастырь, общежительный, в 40 верстах от города Феодосии, в 2 верстах от деревни Топлу. Основан в 1858 году под именем киновии, которая в 1864 году возведена в монастырь. Здесь находится древняя Казанская икона Божией Матери, старообрядческого письма, пожертвованная монастырю в 1890 году гр. Гейденом, в память 17 октября 1888 года. К этому дню ежегодно приносится в город Феодосию и там остается до 22 октября. При монастыре источник святой Параскевы, почитаемый целебным. Монастырь имеет в городе Феодосии пожертвованное ему тем же гр. Гейденом подворье, именуемое «Казанским». В 6 верстах от монастыря находится древняя греческая церковь (теперь часовня) святого пророка Ильи, куда ежегодно 20 июля стекается громадное количество богомольцев. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Источники монастыря: источник св. Параскевы Пятницы, источник Св. Георгия Победоносца, источник Трех Святителей. Источник св. Параскевы Пятницы Монастырь расположен у источника, носящего имя Святой Параскевы Римской.

http://sobory.ru/article/?object=01384

Скачать epub pdf Вечерняя служба под память Параскевы Пятницы и святителя Димитрия Ростовского Сегодня мы правили службу двум святым: Параскеве Пятнице и святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому. Параскева жила в III веке. Само ее наречение было очень необычным: отец и мать ее были христианами и очень почитали пятницу, потому что в этот день был распят Христос, и дочь свою они назвали Пятница (по-гречески Параскева). Девочку так хорошо воспитали, что она решила не выходить замуж, чтобы всю свою жизнь посвятить Богу. И закончила жизнь мученически, принесла себя в жертву Богу. Святитель Димитрий жил в конце XVII – начале XVIII века. Он родился под Киевом, был монахом, потом посвящен в епископы для того, чтобы уехать в Сибирь, но по состоянию здоровья ему переменили кафедру, и он остался в Ростове Великом. Его подвиг совсем иной – главным делом его жизни было составление житий всех святых, к тому времени прославленных святой Церковью . Он собирал их по многим источникам: по великим Четьим Минеям митрополита Макария, по греческим спискам и латинским сборникам житий. Потратил на это очень много лет и составил четыре огромных тома. Этими житиями и до сих пор пользуются. Мы видим, что каждый святой прославился каким-то своим подвигом. Не так важно, чем и как человек старается служить Богу, лишь бы он Ему служил. Наша беда часто заключается в том, что все у нас направлено на служение самим себе. Для этого люди получают образование, специальность, для этого женятся, для этого детей рожают и постоянно стремятся получше устроиться в жизни, чтобы все было хорошо. А Бог занимает у них какое-то второстепенное место (я уж не говорю о тех, кто о Боге даже не помышляет): когда что-то с человеком случилось или заболело что, ему Бог понадобился; если надо какую-то вещь освятить, тоже Бог нужен. Бог имеет в жизни человека какое-то прикладное значение, человек пользуется Им в случае нужды. А ведь Господь создал человека для того, чтобы человек Ему послужил. Мы не сами себя сочинили, и не родители нас придумали. Родители – только орудия нашего появления на свет, а на самом деле это Бог так премудро устроил, это Он нам душу создал из ничего. Поэтому естественно было бы для человека как-то Бога за это отблагодарить. И те люди, которые глубоко Бога познали, стремились свою жизнь Ему посвятить – для этого они и крестились. Сейчас тоже много людей крестится, правда, не зная зачем. Спрашиваешь (сейчас уже устал спрашивать): зачем ты крестишься или зачем ты крестишь детей? Не знает. Одни отвечают, что обычай такой; другие говорят: мы хотим веровать; третьи еще какую-то причину изобретают. А ведь что такое крещение? В крещении человек дает обет, что с этого момента он всю свою жизнь, все свое время, все свои силы, способности, дарования духовные, душевные, физические – все отдает на службу Богу. Всего себя до конца. И если человек готов к этому, то он должен креститься.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Топловский Свято-Троице-Параскевиевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Топловский Свято-Троице-Параскевиевский монастырь — женский монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского Патриархата), расположенный в окрестностях села Тополевка, расположенного на Феодосийском шоссе в Крыму. При обители имеется гостиница для паломников. Село Тополевка, ранее греческое, до советской топонимической реформы называлась Топлы, откуда и название монастыря. После Октябрьской революции посёлок, сформировавшийся непосредственно вокруг монастыря назывался село Мичурино, позднее село Учебное. Монастырь был официально учреждён 25 августа 1864 года, открыт 25 сентября того же года, формально закрыт 29 апреля 1923 года и вновь открыт в 1993 году. Содержание История [ править править код ] Основание монастыря [ править править код ] Монастырь расположен у источника, носящего имя святой Параскевы Римской. По местным преданиям именно здесь произошла её мученическая казнь, после чего на месте казни забил источник, имеющий лечебные свойства. В данном районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы, имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас — Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г. Еще до основания монастыря в этом месте вела отшельнический образ жизни Константина, болгарка из села Кишлав (ныне с. Курское), к которой присоединились несколько женщин, образовав подобие киновии. В середине XIX века, после массовых переселений христиан из Крыма в 1778 году и мусульман (татар и турок) в Османскую империю после присоединения Крыма к России в 1783 г., Крым был малолюден, а многие христианские храмы (греческие православные и армянские) заброшены их восстановление шло достаточно медленно.

http://azbyka.ru/palomnik/Топловский_Свя...

Боровск. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Благовещенский собор (XVII-XIX вв.). Благовещенский собор был построен в 1715 г. на месте деревянного храма Николая Чудотворца. В течение столетий собор несколько раз подвергался перестройкам, в результате чего утратил свой древний облик. В 1819 г. к нему были пристроены приделы Казанской иконы Божией Матери, Николая Чудотворца и колокольня. К началу XIX в. относится иконостас основного храма выполненный в строгих формах архитектуры русского классицизма. В настоящее время храм остается городским соборным. В нём хранится резная деревянная скульптура Николая Чудотворца (местные легенды связывают ее появление с XIV в.), резная деревянная скульптура Параскевы Пятницы и икона преподобного Пафнутия Боровского Чудотворца. Благовещенский собор всегда оставался действующим храмом, не считая его закрытия на непродолжительное время в начале 1940-х гг. Благовещенский собор является одним из древнейших на калужской земле. По архитектуре его можно отнести к памятникам XVII в. Собор пятиглавый, каменный, с двумя приделами, устроенными в 1819 г. Иконы древние, греческого письма. Особенно замечательна икона св. Николая - резная в рост человека. Святитель изображен с моделью храма в одной руке и мечом в другой. Эта икона особо почиталась прихожанами и украшена была ими серебряной ризой, по преданию она относится к XIV в. Происхождение иконы свт. Николая относят ко времени Димитрия Донского. До 1812 г. она находилась в деревянном храме, который сгорел во время нашествия французов, а потом была найдена во рву. Соборный Благовещенский храм - каменный. Архитектор и время создания неизвестны. По данным 1654 г., церковь Николая Чудотворца с приделом пророка Илии стояла на посаде на площади. По преданию, древний деревянный собор был на городище приблизительно на месте современного корпуса присутственных мест (районная администрация). В 1715 г. из-за ветхости был перестроен и освящен в Благовещенский с приделами в честь Николая Чудотворца и “Казанской” иконы Божией Матери. В 1738 г. храм уже значится как соборный Благовещенский. В 1865 г. упоминается придел мученика Никиты. Нынешний вид собора сложился к середине XIX в.

http://sobory.ru/article/?object=00911

Ок. 1596 г. К. был отдан родителями в обучение к купцу Я. Поповичу в Вильно, где лично познакомился с представителями Об-ва Иисуса (в т. ч. с богословом при униат. митр. Киевском Ипатии Потее Петром Аркудием) и по их совету вступил в 1604 г. в орден св. Василия Великого, приняв монашеское имя Иосафат. В том же году рукоположен Потеем в диаконы виленского во имя Св. Троицы мон-ря и после пострига почти 3 года добровольно не выходил из мон-ря, предаваясь в келье св. Луки духовному чтению и аскетическим практикам. К. не получил систематического образования: он обучался грамоте дома и посещал предположительно только приходскую школу во Владимире-Волынском. Житийная традиция единодушно признаёт, что К. был в значительной степени самоучкой, отмечая его страсть к чтению с детских лет. Вступив в орден василиан, К. осваивал основы богословского образования под рук. ректора монастырской школы П. Ф. Сурометниковича и иером. (впосл. архимандрит Троицкого монастыря) Иосифа Вельямина Рутского . К. свободно владел польск. языком, но не знал греческого и латыни. Последнее обстоятельство стало препятствием к получению им систематического богословского образования в Виленской академии иезуитов. Один из преподавателей академии и будущий духовник К. иезуит Валентий Фабриций Гроза (Ковальский) давал ему частные уроки богословия «по-руськи». С. Сеник считает, что К. читал и переписывал сочинения Нила Сорского и Симеона Нового Богослова, а также сочинения, связанные с исихастской традицией; сохранились 2 Слова на Усекновение главы Иоанна Крестителя, переписанные К. ( Добрянский Ф. Н. Описание рукописей Виленской публ. б-ки, церковно-славянских и русских. Вильна, 1882. С. 228). Биографы К. единодушно отмечают его особую набожность. По преданию, еще в раннем детстве во время молитвы перед Распятием во владимирской ц. св. Параскевы Пятницы он получил от Бога знамение о своей избранности к духовному поприщу: из Распятия сверкнула искра, которая поразила К. в грудь. Еще до вступления в Свято-Троицкий мон-рь К. предположительно исполнял функции церковного кантора Троицкой ц. К. отличала склонность к чрезмерно строгим аскетическим практикам (особенно суровый пост, ношение вериг, бичевание), серьезно подорвавшим здоровье К. в виленский период его жизни.

http://pravenc.ru/text/2462261.html

Курба. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Казанской иконы Божией Матери. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1770 и 1851. Адрес: Ярославская область, Ярославский район, село Курба Координаты: 57.559521, 39.497766 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс состоит из Казанской и Воскресенской церквей и колокольни. Казанская церковь выстроена в 1770 г. тщанием Нарышкиных. Уникальный храм представляет собой 16-ти лепестковое в плане сооружение, второй ярус - четверик с основаниями для четырех боковых глав, центральная глава стоит на небольшом восьмерике. В основании свод подпирают четыре монументальных пилона, крыльца выполнены в традициях ярославского зодчества. В интерьере сохранились росписи 1796-1799 гг., а снаружи - фресковый образ Николы в одном из ложных окон второго яруса. Воскресенская церковь, ныне сильно поврежденная, выстроена в нач. XVIII в. в стиле московского барокко. Трапезная пристроена в 1851 г. В настоящее время село Курба имеет две каменные церкви, с высокою между ними колокольнею. Первая церковь теплая, во имя Воскресения Христова, построенная в первой половине XVII века, четырех угольная с пятью главами, впоследствии к ней пристроена продолговатая пространная трапеза, в которой устроен придел во имя святого Николая Чудотворца. Церковь вся по стенам и сводам расписана (афреско) разными священными изображениями, иконостас старинный пятиярусный, резной с сквозными прорезными колоннами, с виноградными ветвями и гроздьями. В приделе иконостас новый, хорошей работы в древнем вкусе. Оба вновь по полименту вызолочены прекрасного фона кармином. Образа большей частью древние хорошей живописи в греческом стиле. Вторая церковь холодная, довольно огромная, с полукруглыми выступами и тремя входными папертями, увенчанная пятью куполами, поддерживаемыми четырьмя столпами. Она построена в начале XVIII века, вместо бывшей деревянной во имя великомученицы Параскевы, место которой и доныне видно на юг от Воскресенской церкви (там поставлена кирпичная часовня).

http://sobory.ru/article/?object=00574

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Обращение Св. Кинота Афона к Президенту. Однополые браки - это не семья. Обращение Св. Кинота Афона к Президенту. Однополые браки - это не семья.     Первая православная страна легализовала однополые союзы. Эта страна - Греция. Парламент Греции принял закон позволяющий гомосексуальным парам заключать договоры о сожительстве. Как сообщает РСН, закон расширяет понятие гражданских союзов, предоставляя однополым парам наследовать субсидии и пенсионные права, однако он не распространяется на усыновление детей и предоставление гражданства. Документ принят большинством голосов на пленарном заседании парламента. Из 249 присутствующих за его принятие проголосовали 194 депутата, против инициативы выступили 55 парламентариев. В этот же день вышло обращение Афонских Отцов к правительству. Обращение свидетельствует об отношении Отцов Святой Горы Афон к однополым бракам. Это не семья. Это извращение, смертельный грех, за который во все периоды человеческой истории наказывали смертью. Перевод послания:     [ГЕРБ ВСЕЛЕНСКОЙ ПАТРИАРХИИ] СВЯЩЕННЫЙ КИНОТ СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН Прот. ≤ Ф.2/7/2807 г. КАРЕЯ, 8/21 декабря 2015 г. [Изображение Богородицы Платитера] ПЕЧАТЬ ПРОТАТА СВЯЩЕННОГО КИНОТА СВЯТОЙ ГОРЫ АФОН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СРОЧНО Его превосходительству Министру юстиции, господину Н. Параскевопулосу, г. Афины Ваше Превосходительство, господин Министр, Настоящим письмом, скрепленным священной печатью, имеем честь выразить пожелания нашего Священного Кинота по поводу предстоящих праздников Рождества Христова и Нового года. Узнав об инициативе Правительства принять законопроект о договоре сожительства, с провозглашаемой целью равенства и защиты личных свобод, мы хотим выразить обеспокоенность Святой горы Афон по поводу угрозы отклонения (теперь и на законодательном уровне) от принципов и ценностей, составляющих основу Православной традиции и греческой культуры. Как православные христиане, мы испытываем глубокое уважение к личному выбору каждого человека, его праву пребывать в Церкви или дистанцироваться от нее, поскольку убеждены, что никто не имеет права отнимать данную Богом ценность человеческой свободы. В то же время позиция, приравнивающая ²однополые пары к семье, со всеми вытекающими из этого правовыми и социальными последствиями, в том числе и усыновлением детей и т.д., вступает в явное противоречие с нравами нашего народа и выглядит как вызывающая провокация греческого общества.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2217

Три Пятницы первопрестольной РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_26347.html 21 февраля 2006 Алексей Минкин Три Пятницы первопрестольной Источник:  http://www.mospravda.ru Московская правда Любому из нас знакома пословица о тех своенравцах, у кого пара пятниц на неделе. (Семь пятниц – это у совершенно легкомысленных людей!) Л вот о наличии в норовистом нашем городе ряда Пятницких храмов знают, думается, не все. Впрочем, из трех наиболее значимых тех храмов два уничтожили в ходе " реконструкции " центра, а третий, притулившийся нынче возле бутовских новостроек, затворяли и опоганивали. Как символично это, как переплетается с судьбой исповедницы и мученицы Параскевы, в честь коей те церкви и прозывались... Святую Параскеву, родившуюся в благочестивой христианской семье, нарекли по дню распятия Спасителя: по-гречески имя будущей страдалицы, которой за ее христианские воззрения отсекли голову, значило " пятница " . На Руси же, дабы не путать мученицу с иной подвижницей Параскевой, величали двойственно: Параскева Пятница. А наибольшее почитание Пятницкого культа меж православных пращуров почему-то нашло в среде купцов и предпринимателей: святую даже считали покровительницей торговли – потому Пятницкие храмы чаще всего возникали подле рынков, лавок, на бойких торговых улицах. Не исключение древнейшая московская Пятница, появившаяся в Охотном ряду уже к 1406 году. Поначалу, правда, носила она бревенчатые покровы и потому не раз предавалась пожарам и естественному ветшанию. Рядом проживали влиятельные князья Голицыны, один из которых, любимец царевны Софьи Василий Васильевич, возвел тут величественные палаты, звавшиеся заезжими иноземцами " восьмым чудом света " , и затеял сооружение при них нового, каменного же, здания Пятницкой церкви. Ее, щедро усыпанную изразцами и освященную самим патриархом Иоакимом, завершили к 1689 г. Только вскоре Софья и ее фаворит попали в опалу, и чудо-палаты постановлением Петра передали грузинским вельможам, а позже саму Пятницу едва не смахнули в связи с намечавшейся здесь при Екатерине II разбивкой площади.

http://religare.ru/2_26347_1_21.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Автопортрет Ф. Кондоглу в кн.: Астролябия. Керкира, 1935 [греч. Κντογλου] Фотис (между 1892 и 1897, Айвалык, Турция - 13.07.1965, Афины), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель. В источниках указываются разные даты рождения К., наиболее вероятным можно считать 1895 или 1896 г. Его отец, Николаос Апостолелис, был моряком и умер, когда К. исполнилось 2 года, поэтому художник взял фамилию матери - Деспины Кондоглу. Воспитать мальчика помог брат матери Стефан (Кондоглу), игумен монастыря св. Параскевы. Он отправил племянника по окончании айвалыкской гимназии в Афины, в Школу изящных искусств при Политехнионе, т. к. у того с детства проявился талант к рисованию. Когда началась первая мировая война, К. уехал ненадолго в Мадрид, а затем в Париж и прожил там ок. 6 лет, зарабатывая на пропитание иллюстрированием книг и журналов. Он общался со скульптором О. Роденом и с писателем М. Метерлинком. Познакомившись с совр. течениями в изобразительном искусстве, К. не примкнул ни к одному из них, следуя реалистическим принципам живописи. Лишь впосл. в некоторых его работах заметно опосредованное влияние экспрессионизма. В 1918 г. К. написал 1-е лит. произведение - историю португ. пирата «Педро Казас». Ок. 1919 г. художник вернулся в Айвалык, преподавал франц. язык, искусство и рукоделие в жен. гимназии, а затем его призвали в греч. армию. Он был вынужден покинуть Родину во время переселения малоазийских греков из Турции в Грецию и обосновался в Афинах, где занялся написанием статей для энциклопедического словаря К. Элевтерудакиса и его иллюстрированием. Это событие было не случайным: К. отличался широким кругозором (одним из его лит. псевдонимов был Книгоед). В последние годы жизни К. участвовал в издании Религиозной и нравственной энциклопедии - 1-й правосл. энциклопедии на греческом языке. Старец Апостолос с сетями. Рисунок. 1923 г. (коллекция О. Иоанну)

http://pravenc.ru/text/1841906.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010