В издательстве Сретенского монастыря вышел  Календарь-2018 «Год со святыми Грузинской Православной Церкви» . Составитель Мария Сараджишвили. Год со святыми Грузинской Церкви/Сост. М. Сараджишвили. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2017. — 384 с. : ил.      В календаре собраны жития святых и жизнеописания подвижников благочестия Грузинской Православной Церкви, очерки об ее истории, святынях и монастырях. Грузия — одна из древнейших христианских стран мира. Грузинский народ принял христианство еще в I веке. Проповедовать здесь Евангелие жребий выпал Самой Пресвятой Богородице. Поэтому Грузия считается Ее избранной страной. По воле Спасителя, Матерь Божия осталась в Иерусалиме, а в Грузию отправился святой апостол Андрей Первозванный. В апостольские времена на территории современной Грузии существовали два грузинских государства: восточное — Картли (по-гречески Иберия), и западное Эгриси (по-гречески Колхида). Русское название страны «Грузия» происходит от персидско-арабского «Гурджистан». Апостол Андрей проповедовал как в Восточной, так и в Западной Грузии. В Ацквери (Картли) он оставил новообращенным христианам принесенную из Иерусалима икону Пресвятой Богородицы, которая на протяжении многих веков находилась в кафедральном соборе. В Западной Грузии вместе с апостолом Андреем учение Христа проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла и апостола Матфия; он проповедовал в Юго-Западной Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея. В Картли христианство стало государственной религией в IV веке. Это знаменательное событие связано со святой равноапостольной Ниной, просветительницей Грузии, и святыми царем Мирианом и царицей Наной. Происходившая родом из Каппадокии и состоявшая в родстве со святым Георгием Победоносцем, святая дева Нина пришла в Картли из Иерусалима, исполняя волю Пресвятой Богородицы. …Сейчас в Грузинской Церкви 50 епархий, более 1100 священнослужителей, 550 приходов, 97 мужских и 75 женских монастырей, 8 высших духовных школ. Каноническая территория Грузинской Церкви: Грузия, Абхазия, Южная Осетия, приграничные земли на северо-востоке Турции, северной Армении и северного Азербайджана. За границей Церковь наиболее представлена в Западной Европе, также в Северной и Южной Америке и Австралии. Богослужение совершается на грузинском языке. Для богослужения принят юлианский календарь. В 2002 г. было принято Конституционное соглашение между Грузинским государством и Грузинской Православной Церковью. Книгу можно приобрести: скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103151.html

– Когда я был архидиаконом у святейшего патриарха константинопольского, случилось мне быть посланным от него ради некоторых церковных надобностей в страну Иверскую. Был я здесь случайно в церкви, именуемой «Илета»; здесь я заметил на правом клиросе у первого столпа много возженных свеч. Я спросил священников, бывших там: – Что это? Они отвечали мне, что здесь положена риза Христова; сказали, что принес ее один из воинов их страны, бывший в Иерусалиме при распятии Господа; поведали также, что много чудес творилось сею ризою Христовою. Другие из греков сказали святейшему патриарху, что везде, – как в Палестине, так и в странах греческих, – правоверные единогласно утверждают, что риза Господня находится в Иберии; этот воин получил по жребию ризу Господню 4600 , после чего отнес ее в свою родную страну – Иберию и отдал ее здесь, как драгоценный подарок, своей родной сестре, бывшей отроковицею; вслед затем этот воин поведал всем о том, что было в Иерусалиме с Господом Иисусом Христом. Отроковица, услыхав рассказ того воина, возлюбила ризу Господню и с благоговением хранила ее. Спустя непродолжительное время после этого, отроковица та умерла. Умирая, она завещала погребсти ее тело, вместо обычных погребальных одежд, в ризе Господней. Так и было сделано. Спустя некоторое время над могилою той отроковицы выросло большое и очень красивое дерево. В царствование великого Константина, императора греко-римского 4601 (когда Иберия была просвещена святым крещением), из этого дерева стало истекать благовонное и целебное миро; этим миром помазывались все, одержимые какою-либо болезнью или недугом и получали исцеление. Правоверные цари иверские, видя таковые славные чудеса, выстроили над тем древом красивую церковь , и назначили быть при ней епископу. По прошествии многих лет, когда, по попущению Божию, персы пленили в первый раз Иберию, тогда они разорили и ту церковь , при которой находилось то мироточивое древо. Впоследствии Иберия освободилась от ига персидского, однако, древа там уже не было, миро многоцелебное уже не истекало из места того; только столп означал то место. Что же касается до ризы Господней, то все единогласно утверждали, что она находится в Иберии; многие полагали, что она взята была, по смотрению Божию, во время пленения персидского, верующими с того гроба для сохранения в неприкосновенности; каким же образом она оказалась потом в церкви митрополии, – об этом не сохранилось никаких известий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

МОНФОКОН (1655-1741), франц. ученый, член конгрегации мавристов, византинист, палеограф, основоположник научного изучения и каталогизации греческих рукописей МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель МУШ город в Вост. Турции (адм. центр иля М., в эпоху Османской империи столица Битлисского вилайета), тесно связан с историей и христ. культурой Армении МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель МЦХЕТА первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии НЕВОСТРУЕВ Капитон Иванович (1815-1872), археограф, палеограф, филолог и археолог, чл.-кор. Российской Имп. АН, проф. богословия МДА НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), древнерус. агиограф, летописец, прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) НЕСТОР ИСКАНДЕР предполагаемый автор «Повести о взятии Царьграда турками», наиболее подробного в древнерусской письменности рассказа о падении К-поля в 1453 г. НЕЦЕР Эхуд (1934-2010), израильский археолог и архитектор, ведущий специалист по археологии иродианского периода и рим. архитектурному наследию НЕЧАЕВ Степан Дмитриевич (1792-1860), обер-прокурор Святейшего Синода (1833-1836), действительный тайный советник, сенатор, историк, литератор НИКИТСКИЙ Александр Иванович (1842-1886), российский историк, автор исследований по истории Церкви в Сев.-Зап. Руси, действительный статский советник (1883) НИКИФОР ГРИГОРА (между 1290 и 1295 (вероятно, июнь 1293) - между осенью 1358 и кон. 1361), визант. богослов, историк, ученый, агиограф, представитель поздневизант. гуманизма, противник учения свт. Григория Паламы

http://pravenc.ru/rubrics/122904_14.html

Что же касается официального церковного языка более позднего периода – VII-X веков, то, безусловно, это был греческий. Дело в том, что после того как Арабский халифат захватил обширную территорию, ранее входившую в состав Византийской империи в Азии, Африке, а также иранские владения, Восточная Армения, Кавказская Албания и Иберия оказались под властью арабов. 141 В этот период, в частности, в Грузии, видимо, не функционировала Автокефальная Церковь , так как Церковь этой страны тогда подчинялась Антиохийскому центру христианства внутри Арабского мусульманского халифата. 142 А Абхазия и Лазика оказались под властью Византии, так как граница между Халифатом и Византией проходила по Лихскому хребту, 143 вследствие чего Лазская митрополия и Себастопольское автокефальное архиепископство прямо подчинялись Константинопольской Церкви. 144 Об этом неоднократно говорят вышеупомянутые раннесредневековые церковные эктезисы Notitiae episcopatuum. В такой ситуации языком официальной церкви в Лазике и Абазгии, естественно, был греческий. Здесь можно также сослаться на славянское житие св. Константина Философа, в котором говорится о существовании абхазской письменности и применении абхазского языка в официальной церковной службе. 145 В житии речь идет о том, как для оправдания перевода Священного Писания на славянский язык св. Константин (Кирилл), в ходе дискуссии с латинскими священниками в Венеции в IX веке, перечисляет народы, у которых есть письменность и которые молятся на своем родном языке. «Эти народы суть, – сообщает житие, – армяне, персы, абазги (абхазы), иберы, сугды, готы, авары, турцы...». 146 Однако на основании этого письменного источника трудно доказать, что у абхазов в раннем средневековье главным церковным языком был родной абхазский язык. По-видимому, для этого нужны дополнительные письменные памятники. В связи с интересующим нас вопросом, хотелось бы обратить внимание читателей на то, что известный абхазский археолог Л.Н. Соловьев неоднократно говорил о том, что в Греции на Святой Горе (Афоне) есть рукописи, написанные греческими буквами, но читаемые на абхазском языке!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1530 Грузия, или древняя Иберия, – страна в Закавказье, составляющая четырехугольник, омываемый с востока и запада морями Каспийским и Черным, с севера ограждаемый Кавказскими горами, а на юге ограниченный рекой Араксом и горой Араратом. Грузия заключала в себе Кахетию, Гурию, Имеретию, Карталинию, Мингрелию, Абхазию, Сванетию, Осетию и Дагестан. 1531 Хотя прибытие в Иберию-Грузию именно епископа Евстафия Антиохийского не упоминается писателями греческими, но оно несомненно удостоверено, как всеобщим преданием в Грузии, так и письменными грамотами, жалованными Константино- польскими Императорами и царями Грузинскими Иверскому монастырю на горе Афонской, где они и сохранены доныне. (Краткая История Грузинской Церкви. Составл. П. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 13. Житие св. равноапостольной Нины, изд. Афонск. монаст. 1900 г.) . 1532 Житие святой равноапостольной Нины Грузин. Изд. 5 1900 г., с. 23–25, Краткая история Грузинской Церкви, составл. Иосселианом. Изд. 2-е, С. Пб., 1843 г., с. 12–14 и 20. По прошествии нескольких лет царь Мириан послал к императору Константину второе посольство с просьбой прислать в Грузию еще больше священников и искусных храмоздателей. Исполняя эту просьбу, Константин Великий послал много золота, серебра и подножие животворящего древа Креста Христова с одним из гвоздей, которыми был пригвожден ко кресту Господь Иисус Христос. Подарены были грузинам еще много икон Христа Спасителя и Пресвятой Богородицы и мощи святых мучеников в основание храмов. Тогда же и сын Мириана и наследник царства, который находился заложником в Риме, был отпущен к отцу своему; он был ревностным распространителем христианства, воздвигая везде храмы и утверждая веру. 1533 Савелий был еретик. Сведения о его жизни очень скудны. Жил он около половины третьего века; родом был из Птолемаиды Ливийской. Савелий учил, что Бог есть троица только по имени: Отец, Сын и Св. Дух суть только три имени и три действия одного и того же Лица Бога. В Ветхом Завете Бог является Отцом, дающим законы людям; в Новом Завете Бог явился Сыном, спасающим людей, и продолжает являться, как освящающий людей Дух. Соборами отцов Церкви в Александрии и в Риме во второй половине третьего века учение Савелия осуждено как еретическое.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Средиземноморская Иберия занимала побережье от Гибралтара до верхней Каталонии и заселена была многочисленными племенами, этнически родственными турдетанам, однако в культурном отношении уступавшими им: оретанами, контестанами, эдетанами, экситанами, илергетами. Поселения иберов располагались по морскому побережью, а также по берегам рек. При несомненном преобладании деревень, жители которых занимались земледелием и скотоводством, иберы имели и города, в которых занимались ремеслами и торговлей. К городам, основанным самими иберами, принадлежали Касталон, от которого пошло название страны, Алкудия, Серрета, Ковальта. В одном из самых крупных иберийских центров Эльче были выстроены общественные здания, украшенные статуями. Расположенный в горах Сетабис являлся религиозным центром иберов, в нем сосредоточены были самые почитаемые из их храмов и святынь. Средиземноморская Иберия издревле стала объектом греческой и финикийской колонизации. На побережье появились греческие колонии Тарагона, Сагунт, Херсонес, Гемероскопий, самым значительным полисом был Эмпорий, основанный выходцами из Массалии. В населении некоторых колоний, вроде Сагунта, в значительном числе присутствовал туземный элемент. На побережье существовали также мелкие торговые фактории эллинов. Под культурным влиянием эллинского мира находились и некоторые города самих иберов, в особенности те, что вели интенсивную торговлю с греками,– Индика и Ульястрет. У эллинов средиземноморские иберы заимствовали письменность, варьировавшую в разных общинах, систему мер и весов, чеканку монеты. Присутствовали на средиземноморском побережье и финикийские колонии вроде Малаки или Абдеры, которые в основном преследовали торговые цели. По степени урбанизации Средиземноморская Иберия уступала Тартессиде, при этом в культурном и экономическом отношении ближе всего к Тартессиде стояли общины, расположенные по соседству с нею, в восточной Андалусии и Валенсии, в то время как по мере удаления от юга даже Приморская Иберия принимала все более сельский и варварский облик. Основные отрасли хозяйства средиземноморской Иберии были те же, что и в Тартессиде,– черная и цветная металлургия, рыболовство, виноградарство и садоводство, хлебопашество, разведение лошадей, рогатого скота и свиней. Политическое устройство иберийских государств было разнообразным, из-за скудости источников известно оно поверхностно, но несомненно, что существовали разные формы правления: власть династов, или царьков, аристократическое правление и военная демократия у менее развитых племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Иберия, иберийский – 8. XV, 1, 6; 57; 69. 15г. – древнее (греческое) название Испании; иберийские – золотоносные реки Испании. Иберией=Иверией называлась и восточная часть современной Грузии. Иверния – 23. I, 11,7 (ουερνα) – нын. остров Ирландия (площадь – 82 100 км 2 ). иверы (=ивиры=иберы) – 47а. II, 25, 3 – народности Иверии (см. Иберия), восточной части нын. Грузии. Идантирс – 8. XV, 1, 6. 17б. 5, 6 (δθυρσος) – скиф, который с завоеваниями дошел из Скифии до Египта (это не подтверждается другими источниками). Здесь явно имеется в виду скифский царь Идантирс, который, по сообщениям Геродота (IV, 120 и др.), выступил против Дария I, пошедшего походом на скифов (514 г. до н. э.). Иектан (=Иоктан) – 34а. § 17б; 199 (εκτν) – потомок Сима, отец Элмодада (см. Бытие. Х, 25 сл.), прародителя индов, брат Фалека. Иемер – 41. (εμρ; другие чтения – Εεμρ; ρμν, Эрмен) – соответствует Эмеру (см.) в 39. Иеракос – 23. VII, 4, 12 (Р: ερος; Η: Καρς – Каркос) – один из «1378» островов перед о-вом Тапробана (нын. Шри-Ланка). Оба эти чтения непонятны. Если чтение Рену понимать как род. п. ед. ч. от слова ραξ, «ястреб», то должно быть ραος (Гиеракос; без придыхания – в ионическом диалекте, ρηξ, род. п. – ρηος; слово Καρς в такой форме непонятно), т. е. «Остров Ястреба», «Ястребиный остров». Предположительно можно идентифицировать как один из нын. Мальдивских о-вов (к юго-западу от Индии и Шри-Ланки, центр – 03°15», 73°00»). изы – 11. VI, 64 (Izi) – народ Индии на южном склоне гор Гемод или Имав (=Гималаев); локализуется в нын. Непале (в центральной части Гималаев, к северу от Индии); считают, что не идентифицируется. По другому мнению, здесь список населения Гиндукуша (горная система в Афганистане, Пакистане и Индии) и вполне вероятно, что речь идет о народности йидга в районе Читрала (Мунджан) на самом севере Пакистана, у южного склона Гиндукуша (Читрал: город – 35°53», 71°47»; область – 36°15», 72°15» центр, в Пакистане; Мунджан: перевал Мунджан=Монджан, 36°09», 71°06»; река – 36°01», 70°43», в Афганистане, к западу от Читрала); варианты в рукописях – Izzi, Izigi (иззы, изиги).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но этими положениями, мы думаем, не объясняются бронзовые древности ни вообще нашего отечества – России, в древнейшие времена более или менее занимаемого Скифами, ни в частности северо-восточной полосы его, где был Ананьин Могильник, и далее – к Уралу и в Сибири. В сих отдаленных и при недостатке сообщений отрезанных от прочей Европы странах, нельзя предположить какой-нибудь финикийской цивилизации. В том же сочинении Ружмона наше дело объясняется иначе. Здесь S. 167 ff. Иберия или Грузия считаются отечеством Халибов или Халдейских ковачей, отечеством самих Фовела и Мосха, двух сынов Иафетовых, и здесь предполагается один из важнейших горнов послепотопной металлургии. Впоследствии, когда Ассирияне простерли свое оружие до самого Понта, они расселились между сими Халибами, которые, кроме сплава меди с оловом, умели еще закаливать железо в сталь, от них на Греческом и получившую свое название χαλυβδη. От Фовела производятся Скифы, обитавшие недалеко от Иберии, которые впоследствии перешли на равнины южной России (Европейская Скифия), а отсюда перешли на Урал, и там открыли богатое производство бронзовое, серебряное и золотое, в летописях слывя под именем Чуди (S. 171–173), и обнимая весь север нынешней России от Урала до западной Двины. (На этом огромном пространстве, заметим, находится и точка Ананьинского Могильника). Но в заключении Ружмон сам сознает несостоятельность этой теории, замечая (S. 174), что хотя по Ассирийским символам на Чудских бронзовых древностях и можно бы тамошнее бронзовое искусство производить от Иберии и Понта: но поскольку Чудь не употребляла и не закаливала железа, как это делали Халибы, то источник ее бронзы не был ли в другой противоположной стороне – у Мидян и Бактриан, также употреблявших Ассирийские символы? – На это и мы готовы склониться. Не говоря о неупотреблении железа и стали у Чуди, теорию Ружмона, хотя она много проливает света на наш темный вопрос, мы не можем принять по следующим особенно причинам: а) что колыбелью Скифов признается в ней Иберия и б) из Иберии или южной России переводятся они на Урал.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

исары – 11. VI, 64 (Isari) – народ, живший в области начиная с гор Гемод (т. е. на самом севере у подножия Гималаев). Не идентифицируются. Одни предположительно отождествляют их с абисарами (которых локализуют в нын. западном Кашмире); другие локализуют их в противоположной стороне – к юго-западу от Кафиристана (сейчас Нуристан, область на северо-востоке Афганистана, и область Кафиристан на северо-западе Пакистана, к югу от Гиндукуша, к северу от реки Кабул, по среднему течению реки Кунар; центр – 35°30», 70°45»). Исигон – 11. VII, 27 (Isigonus=греч. σγονος) – из Никеи, греческий парадоксограф, автор произведения «О невероятных вещах» (не сохранилось); его относят ко времени от III до I в. до н. э. Исидор – 48. Заглавие. (σδωρος) – греческий философ-неоплатоник (V–VI вв. н. э.), известный только по этой биографии. Исмений – 11. XXXVII, 86; 101 (Ismenias) – автор сочинения о камнях (не сохранилось), о нем ничего не известно (время до Плиния, I в. н. э.). Испания, испанцы – 11. XXXVII, 203. 23. I, 12, 10. 43. VIII, 9. См. Иберия. Исс – 23. I, 12, 11 (σσς) – город в Киликии, области у южного побережья Малой Азии, у нын. залива Искендерун (36°30», 35°40», на юго-востоке Турции), в древности был значительным городом, станцией в итинерариях римской сети дорог; точно место не установлено. Исседон Серский – 23. VI, 16, 7; VIII, 24, 5 (σσηδν Σηρι) – город в стране серов, идентифицируется как нын. города в районе Синьцзян (=Восточный Туркестан, северо-западная часть Китая): 1) Шачэ (китайское название; прежнее – Яркенд=Ярканд=Яркант; 38°25», 77°16», на юго-западе Синьцзяна); 2) Жоцян (китайское название; прежнее название – Чарклык; 38°58», 88°08», на юго-востоке Синьцзяна, к юго-западу от оз. Лобнор); 3) Шаньшань (=Пичан; 42°47», 90°13», на востоке Синьцзяна, к северу от оз. Лобнор). Исседон в стране серов упоминается еще у Плиния (IV, 16, 7). Город Эсседон (Essedon, т. е.=Исседон) в стране серов упоминает и Аммиан Марцеллин (XXIII, 6, 66). Исседон Скифский – 23. VI, 15, 4; VIII, 24, 3 (σσηδν Συθι) – город в Скифии по ту сторону горы Имай, к западу от страны серов; идентифицируется как нын. город Куча (41°38», 83°01»), на западе нын. района Синьцзян (северо-запад Китая), к северу от реки Тарим. Исседон Скифский упоминается еще у Плиния (IV, 16, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Уже после этого допроса святых страдальцев отправляют в ссылку на Кавказ, где они кончают жизнь свою среди бедствий скитальческой жизни, в постоянных переходах с места на место, из крепости в крепость. В этой части Жития мы подробнее остановимся на выяснении географических терминов, так как география прикавказских стран вещь в высшей степени сложная и запутанная, разобраться в ней дело не легкое. Классические и византийские писатели в своих описаниях этих стран очень часто противоречат не только друг другу, но даже самим себе. Это и не удивительно, если иметь в виду чрезвычайное множество и разнообразие кавказских народностей 59 , описания которых сделаны большей частью не очевидцами, а по слуху или на основании понятий составленных заблаговременно 60 . Преодолеть эти трудности помогают нам, прежде всего, местные, туземные языки, ибо в географических названиях Кавказа, сохраненных иностранцами, имеем очень часто транскрипцию или перевод местных наименований 61 , а затем – „География Грузии“, составленная в 1745 году грузинским царевичем Вахуштием на основании разнообразных местных и иностранных источников; использовано им, между прочим, и интересующее нас в данном случае Житие Максима Исповедника 62 . Преподобного Максима с учениками сослали, по грузинской редакции Жития, в „Мингрелию“, в „страны мингрельские“, по греческим данным в Лазику (ν Λαζικ) 63 , по митрополиту же Димитрию Ростовскому – „в некую страну Скифскую, яже в Европе, Алания нарицаемую“ 64 . Итак, место ссылки Максима и его учеников – по грузински Мингрелия, по гречески Лазика, а по Димитрию Ростовскому – Алания. Первые два названия – Лазика и Мингрелия – легко определяются и легко примиряются. Восточное побережье Черного моря, известное у классических писателей под именем Колхиды, у византийцев стало называться Лазикой; так что лазы тот же самый народ, что и колхи, оттого византийскими писателями они называются то тем, то другим именем 65 . В VI веке по Р. X. южную границу Лазики составлял город Петра, лежавший несколько выше устьев реки Акампсиса или нынешнего Чороха, восточную – Иберия, отделявшегося от нее крепостями Scanda и Sarapanis 66 , северную и северо-восточную – Свания, которая, будучи тогда более обширною, включала в себя нынешний Лечхум и значительную часть северной Рачи; северо-западную–Авазгия и Апсилия и западную – понт Евксинский.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispoved...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010