А.Г. Долженко Скачать epub pdf «И когда попросит рыбы, подал бы ему змею» Продолжая последовательное изложение Своих мыслей, высказанных в 9-м стихе и отражающих отношение Отца Небесного к просьбам человека, Иисус Христос сказал: «И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» ( Матф.7:10 ). Как нужно понимать эти слова? Эти слова 10-го стиха являются продолжением фразы о том, что любящий отец не дал бы голодному сыну вместо просимого хлеба, камень. Любящий отец также не дал бы голодному сыну вместо просимой рыбы, змею. Буквальный дословный перевод этого стиха с греческого языка таков: «Или если и рыбы попросит, неужели подаст ему змею?» В Вульгате и старославянском тексте Библии во время перевода союз «и» был пропущен. С добавлением союза «и» просьба сына о рыбе представляется отдельной, самостоятельной просьбой, идущей после просьбы о хлебе. Последовательность таких просьб сына представляется вполне естественной и реальной. Ведь для поддержания жизни человеку нужен хлеб. Поэтому сын у отца (как земного, так и Небесного), прежде всего, просит хлеба насущного, а потом уже рыбы. До христианства в культурах народов Ближнего Востока рыба символизировала собой положительное начало, побеждающее низкие наклонности человеческой природы. У некоторых азиатских народов рыба считалась священным существом. По воззрениям жителей Древнего Востока рыба символизировала собой космическую лодку жизни, находящуюся между небом и землей. В Вавилоне, Финикии, Ассирии и Китае из-за большого количества икринок, рыба была символом плодовитости. У халдеев рыба изображалась с головой ласточки и считалась предвестницей меняющихся космических циклов, по аналогии с ласточкой, являющейся предвестницей меняющейся погоды. У древних евреев рыба обозначала психическую жизнь человека в океане его страстей и была знаком поднимающейся, как рыба на поверхность, жизненной силы. Иисус Христос представляет слушателям рыбу, как символ духовной жизни человека, которая, как рыба в глубинах океана, скрывается под поверхностью внешних событий и вещей окружающего мира в глубинах души и сознания человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Форум в Салониках В Салониках, вниз по проспекту Аристотеля к морю, метрах в трехстах от древнегреческого салоникийского Форума, находится рыбный рынок. Расположен он внутри большого общегородского крытого рынка – по-гречески АГОРА. Найти его очень просто: там, где крики и ор – там и рыба. Дело в том, что рыбные торговцы в Салониках – это такие здоровенные крепкие греки, с лужеными глотками, – они же, судя по их загорелым, обветренным лицам, рыбаки, которые и привезли сюда свою рыбу с утра или с ночи, чтобы здесь ее распродать. Орут они что? Первым делом, как я понял (при своем «блестящем» знании греческого), оглашают ассортимент своего товара, то есть наименование пород отловленных рыб. Во-вторых – насколько они готовы уступить в цене, первому, кто к ним подойдет. Цены они снижают постепенно в течение всей распродажи, которая заканчивается, примерно, к обеду (по нашему, часикам к двум), так как дальше рыба теряет свой первоначальный, товарный вид, хотя и лежит на подложенном льду. И каждые двадцать-тридцать минут они выкрикивают новые цены. Мудрые салоникийские пенсионеры с кошелками в руках стоят кучками в стороне – им торопиться все одно некуда – и ждут конца распродажи, когда рыбы на прилавках останется совсем мало, но не настолько мало, чтобы исчезла совсем, а цены упадут до предела. Рыба выложена всякая, я даже и названий-то таких не знаю, от самой маленькой, какой-нибудь барабульки, до больших с полприлавка, тунцов. На вид вся свежайшая; кажется, что вот-вот запрыгает и забьет хвостами. Все это блестит, сверкает, переливается чешуей, рыбаки-торговцы ее то и дело перекладывают, на место образовавшейся пустой ячейки подкладывают новую, как играют в пятнашки, взвешивают, вытирают о фартуки руки, отсчитывают покупателям сдачу и еще успевают орать, так что слышно с другого конца рынка, а то и с проспекта. Я там просто-таки шаляпинские голоса слышал – по-моему, они от своих завываний сами балдеют. Кстати, рассказывала уже на обратном пути в самолете одна из наших попутчиц, организатор экскурсионных туристических поездок, которая ездила в Грецию заключать с ними новые контракты.

http://pravoslavie.ru/44208.html

(Недоконченная повесть). (1838). Глава I. На Средиземном море, между островов, окружающих Грецию, давно уже известна мореходцам одна скала, уединенно возвышающаяся посреди моря. Эта скала замечательна мореплавателям особенно потому, что она служит для них спасительным предостережением от опасных подводных камней и совершенно непроходимой мели, которая окружает ее со всех сторон на несколько верст. Потому, кормчий, как скоро завидит ее вдалеке, уже спешит повернуть корабль в ту или другую сторону, чтобы миновать опасное место. И не одни большие суда, даже мелкие лодки рыбаков, иногда занесенные бурею от ближних островов в соседство опасной скалы, всегда погибали там без возврата, застревая в вязком песку или разбиваясь об острые камни, так что ни один, вероятно, живой человек не приближался к подошве неприступного утеса, – а вершина его была знакома только хищным птицам, которые прилетали туда съедать свою добычу. Но достигнуть до скалы людям было не только невозможно, но и не нужно, и даже не любопытно. Она не представляла ничего, кроме голого, бесплодного камня, впрочем довольно живописно исковерканного, и в некоторых местах орошенного гремящими, дробящимися потоками, вытекавшими, вероятно, из средины самой скалы. Но для чего же природа образовала это бесполезное явление? Или нужно человеку, на всех дорогах земли и моря, на всех путях жизни и мышления, встречать беспрестанные затруднения и опасности, чтобы не заснуть прежде ночлега в расслабляющей душу беспечности? В ту ночь, когда в Греции случилось известное землетрясение, от которого многие города уничтожились, многие горы изменили свой вид, реки – течение, и особенно потерпели острова, а на север от Кандии, около Санторино, даже явился на свет новый, небывалый островок, тогда – кажется, это было в 1573 году – и в каменной скале произошло некоторое изменение. Мель вокруг нее распространилась еще более; сам утес еще вырос из моря и много расширился в своем объеме. После того, лет через тридцать, два Греческие монаха, занимаясь рыбною ловлею, в тихую погоду, на легкой плоскодонной лодочке, плавали около берегов Анатолии. Утро было ясное; море, как зеленое стекло, лежало недвижимо; рыба играла на поверхности воды, и они, преследуя ее движения, мало по малу удалились от берега. Но неожиданно поднялся ветер, и сила волнения увлекла их еще далее в море. Видя опасность, они начали прилежно работать веслами; но буря увеличивалась; земля исчезла из виду; лодочка их, прыгая по волнам, уносилась все далее. Воздух стал темен от туч; вокруг не было ничего, кроме разорванного моря, которое, казалось, за каждою волною раскрывается до самого дна. Страх, ужас и холод проникали их до самых костей. Но скоро они почувствовали, что продолжать долее спор свой с бурею было бы им и бесполезно, и невозможно. Сберегая силы на всякий случай, они сложили весла в лодку и отдались на волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

А.А. Половцов Францбеков, Дмитрий Андреевич Францбеков , Дмитрий Андреевич, крестившийся в православную веру немчин (до принятия православия назывался Фаренсбахом), человек довольно образованный, знавший даже греческий язык. Поступил в русскую службу в 1613 г. после взятия московскими войсками города Белого, в 1627 г. принял православие и записан по московскому списку в дворяне. О первых шести годах службы Францбекова мы не имеем сведений; в начале 1633 г., во время войны с Польшей, московское правительство нуждалось в сведениях о недруге государевом, короле польском Владиславе, и решило послать в Стокгольм «для польских и литовских вестей» агента. На решение московского правительства повлияло и то обстоятельство, что шведский король за два года перед тем прислал в Москву первого шведского резидента Ягана Меллера. В 1633 г. послана была шведской королеве государева грамота с объяснением причин, вызвавших отправление в Швецию русского агента, а также с объявлением, что на эту должность предположено назначить Д. Францбекова, «из рыцерских людей доброго и верного человека». Но дело отправки Францбекова замедлилось, вероятно, вследствие крайне неблагоприятного оборота дел на театре войны польской, и только 15 ноября 1634 г. был написан наказ для Францбекова. В наказе ему поручалось не только вести официальные сношения со шведским правительством, но также «тайно проведывать от нарочитых людей, добрых и досужих, кому бы доверить можно, и у агентов разных земель, как с цесаревыми людьми войну ведут, кто от цесаря против свейских людей учинен начальником, и чаять ли миру…» Большая часть обширного наказа касалась польских и крымских дел. Кроме этого наказа дан был еще тайный, который агенту было приказано вытвердить наизусть в Москве. При отправлении в Швецию Ф. получил государева жалованья и подмоги 500 руб. деньгами, да собольми на 200 руб.; даны были ему разные запасы (рыба, икра, меды, пастила и т. п.), «чем ему иноземцев потчевать». С Францбековым поехала большая свита в 34 человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Британии готовят к открытию музей 6000-летней истории веры в Британии В его экспозиции более 250 предметов, включая знаменитый раннехристианский перстень ДАРЕМ. В Британии готовят к открытию в начале октября музей 6000-летней истории веры в Британии – в его экспозиции более 250 предметов, включая знаменитый раннехристианский перстень, сообщает theguardian. Уникальный музей 6000-летней истории веры в Британии откроет двери 7 октября в городе Бишоп-Окленд (графство Дарем). Видное место в экспозиции займет знаменитый Бинчестерский перстень-печатка, найденный в июне 2014 года при раскопках в римском форте Бинчестер близ Бишоп-Окленда. Это серебряный перстень с сердоликовой овальной вставкой, на который вырезаны две рыбы по бокам якоря. Эти христианские символы бытовали вплоть до III века, а потому перстень считается одним из самых ранних христианских артефактов, найденных в Британии. Подобные перстни с полупрозрачным сердоликом или непрозрачной красной яшмой были популярны в начальный период распространения христианства по средиземноморскому миру. Их использовали для оттиска изображений на восковых печатях, скреплявших важные документы и письма. До христиан на подобных перстнях гравировали изображения греческих и римских богов. Примерно в 200 году Климент Александрийский писал: «Нашими печатями должны быть голубь, или рыба, или корабль, несомый попутным ветром, или музыкальная лира, или корабельный якорь. Пусть ловец рыб и душ помнит апостола [Петра] и детей [крещеных], спасенных из вод неверия. Нам претят идолы, мы не желаем гравировать их лики ни [на перстнях], ни на мечах или луках, ибо следуем путями мира, ни на чашах для питья, ибо всегда трезвы». При входе в музей посетителей встречает танцующее пламя голубого ириса, в сопровождении хорового саундтрека. Радужная оболочка охвачена пламенем, но не сгорает в нем. По замыслу художника, это аллегория последнего мига жизни перед смертью Христа или мученика за веру.

http://sedmitza.ru/text/10309246.html

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского , “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. “Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть”. “Едят с псы в едином сосуде, сами ядше, а избыток поставляют псом, да полижут, и потом лаки сами едят еже хотят”. Греческий патриарх Михаил Керулларий пишет: “Едят удавленину и поганая некая многая; ядут иноци их тук свиной, рекше сало, и кожу вояку, досязающе до мяса”. Тот же патриарх, а за ним и наш митрополит Георгий укоряют латинян: “Постригают бороды свои бритвою, еже есть отсечено от Моисеева закона и от евангельска” (см. А. С. Павлов . Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб. 1878, стр. 152, 192, 195). Все подобные “вины” латинян ставились в разряд ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, «Слово о вере хрестьянской и латиньской» преподобного Феодосия Печерского , «Стязание с Латиною» митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, «о фрязех и прочих латинех», – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству. Наш русский митрополит Георгий обличает латинян за то, что они за литургией не делают ни великого, ни малого входа и службу совершают не в алтаре, а по всей церкви, что епископы их носят перстни. «Едят медведицу и ослов; попы их едят в говение бобровину, глаголют бо яко от воды есть и рыба всяко есть». «Едят с псы в едином сосуде, сами ядше, а избыток поставляют псом, да полижут, и потом лаки сами едят еже хотят». Греческий патриарх Михаил Керулларий пишет: «Едят удавленину и поганая некая многая; ядут иноци их тук свиной, рекше сало, и кожу вояку, досязающе до мяса». Тот же патриарх, а за ним и наш митрополит Георгий укоряют латинян: «Постригают бороды свои бритвою, еже есть отсечено от Моисеева закона и от евангельска» (см. А. С. Павлов . Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб. 1878, стр. 152, 192, 195). Все подобные «вины» латинян ставились в разряд ересей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Рубрики Рождественский пост 2023 9 мин., 26.11.2020 Поделиться Содержание Конец календарного года – время подводить итоги. А для верующих – это еще и время одного из четырех многодневных постов. Сорок дней воздержания готовят христиан к одному из самых больших церковных праздников, который православные отметят уже в новом 2024-м. Ответы на самые популярные вопросы о Рождественском посте в нашем материале. Дата начала Рождественского поста 2023 Рождественский пост – это сорокадневный период подготовки к одному из главных христианских праздников, и дата его начала неизменна из года в год. В Русской Православной Церкви – это 28 ноября. Но отказаться от мясных и молочных продуктов верующим приходится на день раньше, если 27 ноября – день памяти апостола Филиппа и день заговенья (то есть последний день, когда едят скоромную пищу) – выпадает на среду или пятницу. Но в 2023-м такого не произойдет, канун Рождественского поста выпадает на понедельник. В древности подготовка к празднику могла длиться неделю или чуть больше, но в 1166 году на Константинопольском соборе было принято решение, что этот зимний многодневный пост должен начинаться 15 ноября по старому стилю (то есть 28 ноября по новому). Теперь же, когда Церкви стали жить по разным системам времяисчисления, и дата праздника, и дата начала поста стали для них различаться. Так, например, в Греческой Церкви, пользующейся григорианским календарем (соответствующем светскому), пост начинается и Рождество празднуется на 13 дней раньше, чем в Русской Церкви, использующей юлианский календарь. Но продолжительность периода воздержания одинакова и для греческих, и для русских верующих. Рождественский (или Филиппов) пост считается нестрогим. Во многие дни даже по монастырскому уставу разрешена рыба. А главный его смысл не в гастрономическом воздержании, а в том, чтобы через молитву и покаяние подготовить свою душу ко дню, когда вся Церковь будет вспоминаться великое чудо, произошедшее две тысячи лет назад и изменившее жизнь всего человечества.

http://foma.ru/rozhdestvenskij-post-2020...

А. С. Уваров Посмертное издание Содержание Предисловие Глава I Глава II I. Таинство Крещения, βαπτισμς или τ βπτισμα II. Таинство Миропомазания, χρσμα, confirmatio III. Таинство Рукоположения, Ordinatio IV. Таинство Причащения, Εχαριστα Литургия и другие церковные службы VI. Учение о Св. Троице, VII. Символ веры, VIII. Молитва Господня Глава III Глава IV I. Изображения, как знаки ремесленные II. Изображения фонетические, или иконная передача фонетического значения слов Глава V III. Изображения символические или символы I. Рыба, ΙΧΘΥΣ ΙΙ. Голубь. πελει ΙΙΙ. Корабль, νας IV. Следы χνια V. Дом VI. Виноградная лоза, μπελος VII. Хлеб ρτος VIII. Пастырь, ποιμν XI. Пахарь, ροτρ X. Лира, λρα Светильник, λυχνα, candelabrum XII. Дерево XVI. Венок, στφανος XIII. Петух XIV. Павлин, τας XV. Лев XVII. Олень, λαφος Указатель     Издаваемая ныне «Христианская Символика» было любимым детищем покойного мужа, и служило ему путеводною звездою в его роботах и исследованиях по различным музеям Европы, при выборе покупаемых рукописей, по собиранию икон для Порецкого музея и пр. Мысль о Символике зародилась у Графа в пятидесятых годах, в музеях Рима и Неаполя, и потому первый, ныне издаваемый том, посвящён всецело классическим и христианским памятникам искусства; но в последствии, когда план предпринимаемого труда стал более обрисовываться и значение символов всё глубже и глубже захватывало воображение автора, начались сравнения, зародилась необходимость применить и к русскому искусству исторический метод и дознаться что именно из древнехристианского искусства могло оставить след среди русского народа, каким образом этот след изменился и переработался под влиянием северной природы, переживании русского народа и тех поэтических воззрений и понятий, которыми так богат народ русский, живущий на границах Европы и Азии, искони имевший общение и с Византией, и греческими колониями, и с арабами, и с кочевниками Азии, и с торговыми центрами Западной Европы. Это дальнейшее развитие вопроса составило тома 2-й и 3-й труда Графа или «Русскую Символику», к изданию которых будет приступлено немедленно после выпуска первого тома.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

VII Вселенский собор 787 г. Иконоборчество Вопрос об иконопочитании как будто не в духе греческого богословского теоретизма и гносиса. Как будто это вопрос чисто практический. Но у греков он получил очень углубленную, подлинно богословскую постановку. Логическую связь с прежними ересями для возникновения иконоборчества устанавливать было бы искусственно. И сами иконоборцы как-то неуклюже и бранчливо старались укорять православных иконопоклонников то в несторианстве, то в монофизитстве, не противополагая им ничего принципиально нового. Иконоборчество просто вскрыло и выдвинуло один из назревших и давно существовавших вопросов. Вопрос этот подошел по духу к той очередной культурной и политической программе, которую поставила на очередь новая, исаврийская, династия. Она и сделала его боевым. Отрицание икон существовало издавна. И принятие христианства от иудеев и период гонений не располагали к пышному развитию внешних воплощений христианства. Но и в первый катакомбный период гонений не могло не появиться преднамеренно скрытной символики. И скульптурно, и живописно изображались четырехконечный крест (иногда как буква X), голубь, рыба, корабль – все понятные христианам символы, даже взятые из мифологии, как, например, Орфей со своей лирой или крылатые гении, ставшие затем столь типичными образами ангелов. IV век, век свободы, приводит в христианские храмы уже общепринятые орнаменты стен целыми библейскими картинами и иллюстрациями новых христианских героев, мучеников и подвижников. Св. Василий Великий приглашает в слове, посвященном памяти мученика Варлаама, живописцев зарисовать его подвиги, как дело обычное. Иоанн Златоуст сообщает нам о распространении изображений – портретов св. Мелетия Антиохийского . Блаж. Феодорит рассказывает нам о портретах Симеона Столпника, продаваемых в Риме. Григорий Нисский умиляется до слез картиной принесения Исаака в жертву. Астерий Амасийский восторгается изображением мученицы Евфимии. Обычай становится всеобщим. От символики, достаточно отвлеченной, иконография в IV в. решительно переходит к конкретным иллюстрациям деяний и изображению лиц церковной истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010