Сортировать по Исключить новости Чертог Твой вижду, Спасе мой. Прот. Сергий Правдолюбов о Великом Понедельнике (+аудио) До смерти еще можно успеть покаянием, слезами, молитвами просветить одеяние души своей 14 апреля, 2014 До смерти еще можно успеть покаянием, слезами, молитвами просветить одеяние души своей Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, в беседах с прихожанами говорит о глубине, смыслах богослужений и Евангельских чтений дней Страстной Седмицы. Виноградник мира На утрени в Великий Понедельник читается и замечательная притча о работниках в винограднике (Мф. 21, 33-43). Это притча обо всех нас, обо всей Земле, о самосознании нашей планеты. Виноградник – это то, что защищено оплотом, плетнём, оградой, которая огораживает город, полис. Полис по-гречески πλις – отсюда политика, глобальная политика, цивилизация… И вот Господь, как Хозяин виноградника, насадил виноград и нанял работников в этом винограднике, и ждал, когда они принесут урожай. И это относится ко всей планете Земля, ко всей цивилизации. А что сделали работники? А они сказали: «А зачем мы будем отдавать ему этот урожай? Мы возьмем его и захватим, и сделаем урожай своим». Хозяин послал одного человека, они его убили и не принесли виноград. Хозяин послал другого человека, они и его убили, как убили и пророка Исаию, как убили других пророков и Иоанна Предтечу. И тогда хозяин виноградника сказал: «Пошлю-ка я сына своего, вот тогда они устыдятся и не будут больше убивать». И послал Господь Сына Своего на Землю. А работники виноградника сказали: «О! Это наследник, давайте мы убьем Его. И все наследство будет наше». Притча о злых виноградарях. Кодекс Ауреус Эптернаценсис; Около 1035. Какое ужасающее недомыслие, какое непонимание, какое страшное узурпаторство! Ведь «Господня земля, и исполнение ея» (Пс. 23: 1). Не сами мы владеем землей, не сами мы зародились из каких-то бактерий, мальков, обезьян или чего-то подобного. Господь нас сотворил. И поставил нас здесь, на Земле, работниками Своего виноградника, а не нашего. Очень сильная притча! И эта притча — о страдании Господа Иисуса Христа. «И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили» (Мф. 21.39). Иосиф Прекрасный

http://pravmir.ru/chertog-tvoy-vizhdu-sp...

В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: «Наше же жительство (τπολτευμα < то политевма > ) – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа…» (Флп. 3; 20). Греческое словоπλις < полис > означает «город» или «государство», но не столько в смысле населенного пункта, геополитического пространства, сколько обустройства жизни, совокупности всех граждан. Отсюда слово πολτευμα < политевма > , которое переводится как «жительство», и означает некий политический принцип, способ управления государством, государственное устройство. Отсюда: πολτης < политис > – «гражданин». Вспоминая в Послании к Евреям о предках Спасителя, говоривших о себе, что они странники и пришельцы на земле, апостол Павел объясняет, что «те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (πλις < полис > )» (Евр. 11; 14–16). Ценность земного патриотизма Церковью никогда и нисколько не принижалась, но ключевым принципом устроения ее жизни было понимание, что отечество наше на небесах, во Христе – ни эллина, ни иудея и все мы – граждане небесного отечества. Но ведь и Церковь не только на небе, но и на земле… Значит, мы граждане небесного отечества, временно проживающие в мире, законы которого нам указ только до той черты, с которой они начинают противоречить законам нашего «небесного жительства». Небесное гражданство – это не «потом», это «сейчас или никогда». И древние христиане, пребывая в мире, жили в соответствии со своим политическим устройством, с тем самым «небесным жительством» соименным Христу. Язычники по-своему замечали эту особенность, недоумевая по поводу равнодушия христиан к общественно-политической жизни. Христиане казались им «genus tertium; „это какой-то третий род, род особенный“,— говорили про них язычники» (В.В. Болотов). Им невозможно было понять, что аполитичность христиан – это не равнодушие безответственных и беспринципных обывателей, а принципиальная аполитичность граждан, преданных политическому единству не от мира сего – единству, вторгающемуся в этот мир и противопоставляющему миру сему свой принцип жизни, свои ценности, но, одновременно, что важно, не навязывающему эти принципы и ценности миру.

http://pravmir.ru/narod-bozhiy/

— Пап, дай что-нибудь почитать. Он отвечает: — А что ты хочешь? — Да вот, книги какие-нибудь духовные. У тебя есть там на полке. Какую ты там мне посоветуешь почитать? Папа говорит: — Вот, возьми «Добротолюбие», том первый, — это дедушкина книга. Эту книгу дедушка читал, и ты почитай. Обрати внимание на нее. Почему он так сказал? Потому что книг священноисповедника Сергия и его отца, священномученика Анатолия, почти не сохранились из-за переездов, арестов, даже пожаров. И эта книга была большая редкость — из рук священноисповедника Сергия. Когда я читал, был Великий пост. Это было совершено замечательно. Читал спокойно и радовался. Не все понимал, но все равно читал. И обратил внимание на одну страницу, где было подчеркнуто не карандашом, не авторучкой, а ногтем пальца: видимо, не было под рукой ничего у отца Сергия, и он ногтем продавил лист и как бы подчеркнул вертикально и горизонтально, чтобы не забыть это изречение. Это были слова преподобного Макария Великого. Сейчас не могу дословно вспомнить, но скажу смысл этого изречения: «Никого никогда не осуждай, даже явную блудницу». И это подчеркнул отец Сергий. Он так это подчеркнул на бумаге, что даже и до внука дошло это изречение, и я тоже удивился, тоже запомнил, тоже порадовался и подумал, что вот это надо обязательно исполнять решительно, так как дед подчеркнул. Он исполнял — надо, чтобы и мы так же исполняли. Смысл этого изречения: «Никого никогда не осуждай, даже явную блудницу». И это подчеркнул отец Сергий Очень часто он говорил еще такие слова. Это рассказала моя сестра Елена. Ей было 9 лет, когда дедушка умер, и она многое запомнила, пока росла. Она слышала и видела дедушку Сергия и даже называла его «дедушка Серенький». Почему? Может быть, у него был серый подрясник, а может быть, она не могла выговорить имя Сергий и говорила: «Серенький». Она не раз повторяла слова, которые любил отец Сергий: «Не имамы зде пребывающего града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13, 14). А по-русски – «не имеем здесь, на земле, стабильно пребывающего града («град» в греческом языке «полис»отсюда и политика), земного устройства («жительство» по-славянски), но грядущего взыскуем». Какого грядущего? Града Божьего — это блаженный Августин писал, — там, где Господь, где Его Царство, грядущего взыскуем. Это важнейшее, глубокое восприятие мира и понимание, что устроить что-либо на земле стабильно, мощно, непоколебимо очень трудно и вряд ли вообще возможно. Мы грядущего взыскуем — Царства Небесного.

http://pravoslavie.ru/148021.html

Римский опыт представлялся первому поколению американцев “бла­­го­роднейшим достижением свободных людей, стремившихся к самоуправлению” 47 . По словам Ярослава Пеликана, для американских отцов-основателей история Рима являлась “учебником, к которому надлежало обращаться за наставлением относительно хода людских дел, развития свободы и судьбы деспотизма” 48 . Отсюда и знаменитое Pax Americana, ‘американский мир’ как прямое продолжение римского мира, Pax Romana. Гражданская религия как символико-ритуальная система, являющаяся внешним проявлением идеи Государства как Вечного Града , есть парадигма античности, парадигма дохристианская 49 . Уже в эпоху античности модель устроения государства предполагала существование надличностной сакральной идеи, которая должна была придавать высший авторитет верховной власти и задавать основные аксиологические ориентиры в обществе. Общекультурная модель античной цивилизации характеризуется особым единством религиозного и политического, что было обусловлено основными культурообразующими факторами. Историк Фюстель де Куланж еще в прошлом веке справедливо указывал, что подобно тому, как функциональное назначение семьи (в первую очередь это функции деторождения, а также брак, смерть, почитание предков) формировало сердце греческой и римской “частной” религии, так же полис находился в сердце общественной (публичной) религии (термин, который, зачастую используется в качестве синонима гражданской религии ), с ее ритуалами и праздниками в честь великих событий прошлого 50 . Общеизвестно, что само слово политика берет свое начало от греческого полис , то есть город-государство. В античной культуре полис есть не просто форма социальной организации, но прежде всего место, которое находится под покровительством богов или бога 51 . Подобная нерасчлененность государственного и религиозного наиболее характерна прежде всего для римской культуры. Уже во времена Тарквиния Гордого (VI в. до Р. Х.) “бог светлого неба” Юпитер превратился в бога государства. По сути, Юпитер олицетворял собой идеальную сущность государства: “К нему обращались как к невидимому владыке римского государства, являвшемуся источником и представителем римского могущества, чести и господства; под именем бога государства собственно стали почитать самое государство” 52 . Таким образом, по верному замечанию проф. С. Глаголева, “государство являлось видимым обнаружением божественного величия, а божество считалось невидимым представителем величия государства” 53 , что соединяло государство и бога. Подобное понимание римского государства обусловило появившуюся вскоре веру в божественную предопределенность Рима к мировому господству и послужило фундаментом для построения Pax Romana, сердцем которого стал Вечный город Рим.

http://pravmir.ru/religioznost-v-bezreli...

Римский опыт представлялся первому поколению американцев " благороднейшим достижением свободных людей, стремившихся к самоуправлению " По словам Ярослава Пеликана, для американских отцов-основателей история Рима являлась " учебником, к которому надлежало обращаться за наставлением относительно хода людских дел, развития свободы и судьбы деспотизма " Отсюда и знаменитое Pax Americana, " американский мир " как прямое продолжение римского мира, Pax Romana. Гражданская религия как символико-ритуальная система, являющаяся внешним проявлением идеи Государства как Вечного Града, есть парадигма античности, парадигма дохристианская Уже в эпоху античности модель устроения государства предполагала существование надличностной сакральной идеи, которая должна была придавать высший авторитет верховной власти и задавать основные аксиологические ориентиры в обществе. Общекультурная модель античной цивилизации характеризуется особым единством религиозного и политического, что было обусловлено основными культурообразующими факторами. Историк Фюстель де Куланж еще в прошлом веке справедливо указывал, что подобно тому, как функциональное назначение семьи (в первую очередь это функции деторождения, а также брак, смерть, почитание предков) формировало сердце греческой и римской " частной " религии, так же полис находился в сердце общественной (публичной) религии (термин, который, зачастую используется в качестве синонима гражданской религии), с ее ритуалами и праздниками в честь великих событий прошлого Общеизвестно, что само слово политика берет свое начало от греческого полис, то есть город-государство. В античной культуре полис есть не просто форма социальной организации, но прежде всего место, которое находится под покровительством богов или бога Подобная нерасчлененность государственного и религиозного наиболее характерна прежде всего для римской культуры. Уже во времена Тарквиния Гордого (VI в. до Р.Х.) " бог светлого неба " Юпитер превратился в бога государства. По сути, Юпитер олицетворял собой идеальную сущность государства: " К нему обращались как к невидимому владыке римского государства, являвшемуся источником и представителем римского могущества, чести и господства; под именем бога государства собственно стали почитать самое государство " Таким образом, по верному замечанию проф. С. Глаголева, " государство являлось видимым обнаружением божественного величия, а божество считалось невидимым представителем величия государства " что соединяло государство и бога. Подобное понимание римского государства обусловило появившуюся вскоре веру в божественную предопределенность Рима к мировому господству и послужило фундаментом для построения Pax Romana, сердцем которого стал Вечный город Рим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Я сразу вспомнил хрущевские годы. То есть если наверху идет кампания, так и в народе начинается. Наверху если благоприятно, то и внизу спокойно. Не надо прельщаться. Мы мир не изменим. Мы и не должны его изменять. Это забота высокостоящих людей. А мы, самые простые батюшки, хотим, чтобы больше людей спаслось, больше стало верующих православных людей, которые сегодня пришли к вере, а завтра могут умереть. И нам не до политики, не до важных проблем государства. Любимые слова моего деда, священноисповедника Сергия: Не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем ( Евр. 13:14 ). Город – это очень емкое слово (по-гречески «полис», отсюда и политика). И позиция наша должна быть такая: нет у нас здесь ни города земного, ни политики, мы, говорит апостол, грядущего, то есть будущего, взыскуем – ищем Царства Небесного, а не земного. А это и есть самое важное для человека. Феодора Никитична Кузовкова Каждый день и каждый час была какая-то истинная борьба. И мы выживали. Везде. Где бы ни были. И такое было помышление на будущее, что должны мы вернуться, должны все строить после войны. И тогда никто у нас не ссорился. Какие-то люди были, как кропленные Святым Духом. Феодора Никитична Кузовкова (род. 1929). Во время Великой Отечественной войны оказалась в немецкой оккупации, была угнана на принудительные работы. Вернувшись на родину, более тридцати лет проработала в колхозе, воспитала восьмерых детей. В последние тридцать лет– староста храма Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса в селе Вороново Московской области. – Феодора Никитична, расскажите, пожалуйста, про вашу семью, детство. – Мама моя, Ольга Михайловна, была православной христианкой. Три года пела на клиросе, труженица всех мер. Папа, Никита Степанович, тоже был труженик. Было у них нас семеро. Я четвертая. Помню, как с мамой ходила на поле. Отец косил рожь, пшеницу, мама вязала снопы, а мы, дети, их собирали, клали копны. Очень было весело, хотя и тяжело. Когда пошла в школу, мама на меня надела крестик и сказала: «Не снимай ни в коем случае».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Загадка Аллена О чем печётся приближённый к Ватикану американский журналист? 10.05.2023 565 Время на чтение 5 минут Фото: akacatholic.com Несколько дней назад в популярных российских СМИ появились сообщения с залихватскими заголовками, вызывавшими чувство внутреннего удовлетворения, от которого так и хотелось воскликнуть – наконец-то! Даже этот понял что правда и справедливость на стороне России. А причиной такого позитива стала статья известного американского журналиста-религиоведа Джона Аллена в издании The Atlantic . Статья была посвящена позиции Папы Римского и его мирной повестки по Украине. Вот примеры заголовков в известных российских изданиях: «Религиовед Аллен-младший: Украинский конфликт показал разрыв между Западом и Ватиканом» ( Российская Газета ); «Запад впервые в истории лишился ключевого союзника из-за Украины, пишут СМИ» ( РИА «Новости» ). Однако знакомство со статьей в одном из старейших и наиболее респектабельных журналов США вызывало смутные ощущения какого-то обмана. В самом начале Джон Аллен пишет, что Папа Франциск политически встал на сторону Китая, Индии и Бразилии. В то время как от него ждали другой, более предсказуемой и последовательной традиционно прозападной позиции как у США, Великобритании и НАТО. Согласно новой позиции Ватикан в лице Папы Франциска предлагает закончить поставки западного оружия на Украину и начать договариваться о мире. По словам Понтифика, определённые шаги в данном направлении уже ведутся, хотя и неофициально. Эти шаги должны помочь приостановить конфликт на Украине, и запустить мирный диалог. Ранее мы писали об этом в статьях «Шёпот Франциска и рокот Пригожина» и «Есть ли у Папы Франциска мирный план?» . Однако, по мнению Аллена, мирные заявления Понтифика скорее всего лишат его поддержки со стороны тех, кто мог бы поспособствовать ему в реализации этого мирного плана. Речь идёт о католиках из стран НАТО. В подтверждение своей мысли Джон Аллен приводит слова маститого итальянского журналиста Марко Полити, освещающего ватиканские новости с 1971 года. Вот, что Полити написал о нынешней политике Ватикана: «Никогда за последние шестьдесят лет в отношении вопроса такой международной важности Святой Престол не оказывался в таком маргинальном положении». Аллен, развивая мысль Полити, пишет, что такая позиция католической церкви является ответом на то, какой политики от Ватикана стоит ждать в нынешнем XXI веке. По его мнению «сегодня больше католиков, чем когда-либо прежде, живут за пределами Запада и не оценивают конфликт на Украине так же, как его видят в Европе и США. Если позицию Франциска понимать в этом свете, то она всего лишь предвосхищает будущее церкви как геополитической силы, которая будет гораздо менее уступчивой по отношению к Западу».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/10/za...

эпоху. При эллинистических царях Дор обладал правами греч. полиса, хотя точное время преобразования города в полис неизвестно. Поселение Приморская Стратонова Башня впервые упоминается в папирусе Зенона в 259 г. уже как полис. К югу от Стратоновой Башни находился г. Аполлония (впосл. Арсуф) с храмом семит. бога Решефа, отождествленного с Аполлоном. Также эллинизирован был г. Ямния (Явне), к-рый Маккавеи воспринимали как одну из враждебных им цитаделей (2 Макк 12. 8-9; Philo. Leg. Gai. 200). Ашдод (Азот) и Аскалон, к-рые часто упоминаются в ассир. надписях и книгах Царств ВЗ, в персидскую и эллинистическую эпохи переживают период относительного упадка. Тем не менее их прежнее, финик. население скорее всего сохранялось и также постепенно переходило на греч. язык. В 104 г. Аскалон получил права полиса. Этот город также не был затронут разорениями периода восстания Маккавеев, и в позднейшее время присутствие иудеев в нем почти не прослеживается ( Ios. Flav. De bell. III 10; Philo. Leg. Gai. 205). Вторая группа - города Заиорданья (см. также ст. Десятиградие ). Среди них первыми, уже в нач. III в., появились полисы Гераса , Дион (вероятно, совр. Телль-эль-Ашари), Пелла (арам. Пехаль, ныне Табакат-Фахль) и Филадельфия (древняя Равва Аммонитская, Раббат-Аммон, ныне Амман). Гераса была основана македонцами, возможно, на рубеже IV и III вв. Самосознание местных жителей как именно македонцев, а не греков сохранялось и в рим. эпоху. Пелла, известная еще с бронзового века, была преобразована в эллинистическую колонию, вероятно, также македонцами в III в. В позднейшие времена здесь существовало предание (недостоверное) о том, что город был основан самим Александром. При Птолемеях нек-рое время город назывался Береника. Филадельфия была преобразована в полис при Птолемее II Филадельфе, в сер. III в.; построена мощная крепость. В развитии города активно участвовали выходцы из Тира Финикийского, принесшие сюда культ Геракла (тирского Мелькарта) и Астерии (финик. Ашторет). Арам. поселение Сусита было преобразовано в полис Иппос , вероятно, во II в.; ее население было тесно связано с Антиохией Сирийской; на ее монетах помещалась надпись: «Антиохийцы Иппоса».

http://pravenc.ru/text/2578710.html

Первые цивилизации Европы – критская (минойская) и микенская, типологически ничем не отличались от древневосточных – те же монархии, те же отношения господства–подчинения, рабочие отряды тружеников, огромная армия чиновников. Даже первая письменность в Европе возникла как результат потребности чиновничьей бюрократии в учете и контроле. Конец развитию этих первых цивилизаций Европы положило нашествие отсталых народов с севера, среди которых были и греки-дорийцы. Следующие три века истории Греции (так называемая «Гомеровская Греция») ученые без особых симпатий называют то «темными веками», то упадком, то застоем. Да, первые цивилизации исчезли, и Греция была отброшена назад в своем развитии. Но вместе с тем, кто рискнет предположить, что без накопления энергии в эти «темные века» появился ли бы в Европе полис – общество, принципиально отличное от того, что уже сложилось ранее на Востоке (где и просуществовало в течение тысячелетий) и пыталось прижиться в крито-микенской Европе? А ведь именно полис еще в глубокой древности явил человечеству образец иной жизни людей в обществе, которая возможна без отношений господства–подчинения. Полис являлся первым опытом общества граждан в истории человечества. Разумеется, первый опыт был весьма несовершенным. Граждане полиса составляли небольшую часть жителей городов-государств. Женщины, переселенцы, рабы оставались за пределами коллектива граждан. Женщины – матери, сестры и дочери граждан, обладали крайне низкой правоспособностью. Не имевшие гражданских прав метеки, периэки 37 и им подобные категории населения были принуждены платить налоги. В отношении же рабов в полной мере действовали отношения господства – подчинения. Впрочем, как ни удивительно, советские историки, увлеченно занимавшиеся изучением рабовладения, так и не осуществили обоснованных подсчетов доли рабов в общей массе населения античных полисов (даже в Афинах во времена Перикла) 38 . Ныне же в историографии пре обладает мнение, что доля рабского труда не превышала доли труда свободных тружеников 39 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В среднем полис занимал территорию от 100 до 200 км и в нем проживало от 5 до 10 тысяч человек – полноправных граждан, женщин, детей, метеоков и рабов, так что граждане обыкновенно знали друг друга. Опираясь на фактическое положение вещей, Аристотель сформулировал рекомендации относительно оптимальных размеров полиса: «Подобно тому как население государства.., – писал он, – должно быть легкообозримо, так легко обозрима должна быть и территория, “легкообозрима” значит, что ее легко можно защищать» (Аристотель. Сочинения в 4х томах. Т. 4. М., 1984, с. 599). Аристотель находил, что «сообщение города и всей территории государства с морем дает большое преимущество и для обеспечения безопасности государства, и для обильного снабжения его всем необходимым» (Аристотель, цит. изд., с. 600). В большинстве случаев так оно и было в действительности. Почти все полисы имели выход к морю, и чаще всего город либо стоял на берегу, либо, если он был удален от него более чем на 20 стадий – примерно на 3 км, – то на морском берегу находилась гавань, которая соединяла полис с эйкуменой. Несмотря на то что слово «полис» переводится обычно как «город», большую часть его населения составляли люди, занимавшиеся крестьянским трудом и жившие в сельских поселениях: комах или демах, но эти деревни считались своего рода придатком к центральному поселению, городу, которое называлось одинаково с целым государством полисом, причем в нормальном случае в государстве был один город и его название служило одновременно и наименованием государства. Горожане обыкновенно имели участки земли вне города, часто на этих участках они строили дома и проводили в них часть года, в зависимости от достатка занимаясь крестьянским трудом или имея рабов и живя там по-помещичьи. По своему происхождению полис представлял собой племя, состоявшее из родов, каждый из которых первоначально составлял один дем и занимал одну кому, или, в случае синойкизма, союз племен, или фил. Город был политическим и религиозным центром своего государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010