«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Эдесское чудо В своей новой книге знаменитая писательница, автор бестселлера «Мои посмертные приключения» и номинант Патриаршей премии 2010 г. Ю.Н.Вознесенская обращается к жанру исторического романа. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенном святым Самоном, Гурием и Авивом, покровителями брака, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства. Под пером Юлии Вознесенской предание оборачивается увлекательными, захватывающими и даже опасными приключениями… но самым удивительным оказывается конец этой истории. Юлия Вознесенская. Эдесское чудо Глава первая В новом кафедральном храме города Эдессы , столицы Осроэны , подходила к концу воскресная литургия. София, причастившись, как и положено диакониссам , сразу после диаконов, вышла, спустилась с возвышения, прошла на левую, женскую, половину церкви и встала у единственного полностью открытого окна. Прочие окна храма были снизу закрыты деревянными ставнями, чтобы прихожане, особенно молодежь и дети, не отвлекались на то, что происходит в саду. Здесь же, между окном и каменным возвышением, приготовленным для ковчега с мощами святого апостола Мара Тумы , или по-гречески Фомы , обычно никто не стоял, и потому окно держали полностью открытым. Тут, в месте узком, однако не тесном, она и осталась стоять, ожидая конца службы. Причащающихся сегодня было особенно много: в город, спасаясь от нашествия варваров, уже набились окрестные крестьяне; они пока не были приписаны к отдельным приходам, а потому большинство их устремилось на службу в только что выстроенный кафедральный собор, способный вместить более тысячи человек. Прихожане причащались, молитвенно-трепетно звучал девический хор, в котором София различала голос своей семнадцатилетней дочери Евфимии, но слышны были ей и голоса птиц, доносящиеся из сада. Сердце Софии было исполнено благодарности Богу, удостоившему ее принятия Святых Божественных Таин, губы сами шептали слова благодарственных молитв, исходящие из сокровенной глубины сердца, глаза были устремлены на Чашу Спасения в руках епископа, но вот мысли… Скажем честно, мысли вдовы-диакониссы, подобно малым птицам в кроне древесной, перепархивали между благочестивыми словами молитвы, как между цветущими ветвями, касаясь то одного, то другого предмета ее забот, хотя и посвященных делам церковным, но все же отчасти и земным… А главной заботой этого дня были проводы паломницы Эгерии , прибывшей в Эдессу с самого края света, из далекой Аквитании , и проведшей в их городе три дня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Политическая рама церковных событий от Юстиниана I (+565 г.) до Ираклия (610-641 гг.) А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Юстиниан Великий умер бездетным. Престол занял без возражений и борьбы племянник Юстиниана — Юстин II (565-578 гг.). Это была фигура незначительная. Человеком он был слабым, подчинявшимся своей честолюбивой супруге Софии. При нем Северная Италия была отнята y Византии в 568 г. лангобардами. He вмешиваясь в церковные дела, Юстин II сделал одно большое благодеяние. Он сразу же по воцарении упразднил предсмертный афтартодокетский указ Юстиниана Великого, которым тот едва не сгубил свою репутацию православного и канонизованного василевса, и распустил с миром по епархиям всех епископов, уже собранных в столицу для подписания еретического указа. B 578 г., ослабев умственно, Юстин II должен был передать власть молодому красавцу генералу Тиверию. Императрица София была посредницей в этой сделке. Тиверий обещал жениться на Софии, но, будучи уже тайно женатым, обманул ее. Когда умер Юстин и Тиверий воцарился окончательно, он заявил официально ο своей жене, детях, a императрицу Софию объявил вдовствующей с подобающим ей почетным положением. Преемником Тиверия (578-582 гг.) был зять его, генерал Маврикий (582-602 гг.). Византия продолжала существовать на основе системы не наследственной монархии, a узурпаторских захватов трона. Маврикий, каппадокиец, плохо понимал латинский язык и ввел окончательно в качестве официального государственного языка — греческий. Эта деталь символизировала уже совершившийся отход Восточной империи от власти над Западом. Маврикий был набожным человеком до экзальтации и способности к видениям. Но одновременно был и трезвым правителем, твердым и последовательным до суровости. He льстя никому и не приспособляясь, он возбудил против себя недовольство и на этом пути трагически погиб.

http://sedmitza.ru/lib/text/435266/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Посетитель современного Стамбула вряд ли узнает в нем один из крупнейших центров христианской традиции. Тем не менее этот город, известный древним грекам как Византий до переименования его императором Константином в начале IV столетия в Константинополь или «Новый Рим», был некогда колыбелью, образцом и удивительным центром восточно-православного христианства. Здесь проходили свое служение св. Григорий Богослов и св. Иоанн Златоуст. Великая церковь Святой Премудрости, Айя-София, чудом сохранившаяся и поныне, после пяти веков функционирования в качестве мусульманской мечети, была тем местом, где в течение более чем девяти столетий складывалось и приобретало свой нынешний вид православное богослужение, где собирались соборы для провозглашения православных догматов, где формулировались нормы канонического права. Из Константинополя православная вера распространилась по многим странам. Следуя образу, явленному в день Пятидесятницы, византийские миссионеры постарались, чтобы вера стала доступной на многих языках. Лучшим примером этого миссионерского духа могут служить святые Кирилл и Мефодий, апостолы славян в IX в., которые перевели Писание и богослужебные тексты на славянский язык. Благодаря их миссии стало возможным обращение многих славянских народов, принявших от Византии не только православную веру как таковую, но и византийскую христианскую цивилизацию. В православной Византии их восхищала иконопись, церковное пение, красота богослужения. Именно после посещения Св. Софии, где «не знали, на небе они были, или на земле», послы русского князя, св. Владимира Киевского, смогли убедить своего государя, что «греческая вера» — в самом деле истинная религия. Из этой исторической зависимости современного Православия от своего византийского прошлого следует, что для правильного понимания православного Предания во всех его формах — богословия, духовности, богослужения, канонического права и религиозного искусства — необходимо изучение Византии.

http://pravbiblioteka.ru/book/vizantiysk...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Максим Грек Замечательная биография прп. Максима Грека, написанная Н. В. Синицыной, крупным специалистом в жизни и творчестве Максима Грека. Кроме более чем увлекательной биографии преподобного (детство в Греции, жизнь заграницей, во Флоренции Савонаролы, Афон, Москва: активная литературная и общественная деятельность, суд и заточение), читатель найдет обстоятельный анализ его творчества. ПРОЛОГ 29 мая 1453 года, при взятии Константинополя войсками турецкого султана Мехмеда II, погиб последний византийский император Константин XI Палеолог. Но в сознании народа, не желавшего мириться с разрушением некогда великой Восточно–Римской (Византийской) империи, жила легенда о том, что василевс не умер, а окаменел. Он оживет и воскреснет, когда Святая София вновь станет православным храмом. Вернется и священник, чтобы завершить службу в Святой Софии, прерванную во время штурма города. Рассказывали и по–другому. Голову царя будто бы принесли Мехмеду, когда с площади у Великой Церкви (так называли Святую Софию), где собрались патриархи, весь клир и множество народа, он направлялся к царскому дворцу. Увидев голову и обрадовавшись, завоеватель призвал всех бояр и стратегов, спросил — да скажут они всю правду! — царёва ли это голова. Те подтвердили, охваченные страхом. Султан поцеловал голову и послал патриарху, чтобы тот сохранил ее, украсив золотом и серебром. Патриарх поместил главу в серебряный позолоченный ковчежец и спрятал под престолом Великой Церкви. Не все верили, что тело царя досталось врагам. Говорили, что его похитили в ту же ночь остававшиеся с ним у Золотых ворот, переправили в Галату и похоронили . Мы не знаем, слышал ли наш герой эти легенды. Но известно, что своим русским слушателям он передавал другие предания — о судьбе греческих книг после падения Царьграда, о их спасении усилиями императора и патриарха. Об этом рассказал князь Андрей Курбский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=122...

Вышел в свет декабрьский номер журнала " Вода живая " ноября 2014 Раздел " Подробно " посвящен 250-летию Эрмитажа - музея, который из царской забавы давно стал общенародным достоянием и визитной карточкой нашего города. Открывает раздел беседа Тимура Щукина с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Не последнее место в разговоре занимает вопрос об отношениях дирекции музея и Санкт-Петербургской митрополии. Михаил Борисович считает эти отношения прекрасными, несмотря на различные позиции по ряду вопросов. Зашла речь и о восстанавливаемом эрмитажном храме Спаса Нерукотворного Образа. Эту тему продолжил монолог главного архитектора Эрмитажа Валерия Лукина об этапах реставрации храма. О регулярных богослужениях в эрмитажном храме речь идти не может - в первую очередь, из соображений пожарной безопасности; здесь возможно совершать лишь молебны, и то - не чаще нескольких раз в год. Но община верующих в музее есть, о ней - материал Евгения Перевалова " Христиане в музейных коридорах " . Тот же автор рассказывает и о волонтерах, которые трудятся в Эрмитаже, и о сотрудниках музея, с которыми посетителям приходится сталкиваться чаще всего, - музейных смотрителях. Кстати, оказалось, что знаменитого " Греческого зала " - места действия эстрадной миниатюры Аркадия Райкина - в Эрмитаже как раз и нет… Раздел " Образы и смыслы " посвящен теме фольклора. Открывает его материал Тимура Щукина о государственном деятеле, публицисте, славянофиле и церковном историке Тертии Филиппове (1825-1899), интересовавшемся русским фольклором, искавшем и нашедшем в нем нравственный идеал. Продолжает тему интервью с ведущим научным сотрудником ИРЛИ РАН профессором Александром Розовым: здесь речь пойдет о языческих обычаях, укоренившихся в народном обиходе настолько, что многие несведущие люди считают эти обычаи " церковными " . Тема фольклора на страницах журнала не исчерпывается нашей страной: Владимир Иванов рассказывает о фольклоре в Ветхом Завете, точнее - в Книге Товита. Раздел " Люди в Церкви " открывает рассказ о паломничестве митрополита Варсонофия на Святую Землю под названием  " Обновление благодати " . Владыку в этой поездке сопровождала группа, в которой было несколько человек из Санкт-Петербурга. Среди них - настоятель храма святого Димитрия Донского при Университете МВД  игумен Фома (Василенко) , настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря  игумения София (Силина) , сотрудники епархиального управления  иеромонах Никита (Миних)  и Павел Ермошкин. Владыка митрополит бывает на Святой Земле каждый год, другие члены группы - по-разному: кто-то был несколько раз, кто-то один раз и давно, а кто-то вообще приехал впервые. Своими впечатлениями участники поездки делятся с автором материала Татьяной Кириллиной.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Бей Илья Краткая биографическая справка: Родился в г. Запорожье в семье служащих. 2002-2003 — аспирантура в Институте славистики Философского факультета Универститета им. Масарика (Брно, Чехия). 1997-2002 — Православный богословский факультет Прешовского универститета в Прешове, магистр богословия. 1995-1997 — Киевская духовная семинария. 2006-2008 — главный специалист управления по вопросам внутренней политики Запорожского городского совета. Библиография работ автора: В сборнике «Современная болгарская патрология» из серии «Национальные патрологии» собраны статьи современных болгарских патрологов и историков византийского богословия и философии. Рекомендуется специалистам по философии, богословию, церковной истории, студентам гуманитарных специальностей, всем интересующимся святоотеческим наследием. Рецензия на: Кокин Филотей. За Таворската светлина. Издание на текста [editio princeps] и превод от средновековен гръцки Петя Янева. София: Изток-Запад, 2011. 272 с. ISBN: 978-954-321-874-5. Портал " Богослов.Ru " предлагает вниманию читателей статью современного болгарского богослова С. Риболова. Перевод выполнен в рамках проекта «Национальные патрологии», реализуемого Киевской духовной академией и Украинским патрологическим обществом при поддержке благотворительного фонда «Под покровом Богородицы» (г. Запорожье). Перевод с болгарского языка – И. Г. Бей, научное редактирование – Д. С. Морозова, редакторы  перевода цитат с древних языков: с сирийского – прот. Иоанн Онищенко, с латинского и греческого – прот. Олег Кожушный.

http://bogoslov.ru/person/740771

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Выставка «Брунов. Путешествие в Византию» 23 января 2020 События Государственный музей архитектуры им. А.В. Щусева представляет выставку, посвященную изучению памятников византийского искусства известным историком архитектуры Николаем Бруновым (1898-1971). Выставка проходит с 20 декабря 2019 г. по 9 февраля 2020 г. В 1924 году в возрасте 26 лет недавний выпускник МГУ, молодой ученый Николай Иванович Брунов совершил поездку в Стамбул по заданию Академии архитектуры. В этой поездке его сопровождал друг и однокурсник Михаил Владимирович Алпатов. Целью их путешествия стали поиски коллекций Русского археологического института в Константинополе, чья деятельность была прервана Первой мировой войной, а также изучение памятников византийского искусства. Совместно ими были изучены София Константинопольская, церковь Св. Ирины, церковь Сергия Вакха, монастырь Пантократора, храмы монастыря Липса и ранее неизвестные сооружения – памятники, определившие современные представления о великой архитектурной традиции Восточной Римской империи. Исследование византийского Константинополя, поездки в древнюю Никею, Трапезунд и греческую Мистру позволили собрать не только яркие впечатления, но и богатый фотографический материал. Фотографии дают нам возможность увидеть шедевры византийской архитектуры глазами двух русских искусствоведов, живших около ста лет назад, и ставят Николая Брунова в один ряд со знаменитыми фотографами Константинополя – Стамбула.

http://bogoslov.ru/event/6023253

Фото: AP Photo/Murad Sezer В настоящее время это сооружение известно по его первоначальному названию — собор Святой Софии (от греческого " софия " — знание, мудрость), а также как собор Премудрости Божьей, Великая церковь и Айя-София. Возводилось оно в 532–537 годах по приказу императора Юстиниана как главный собор Восточной Римской империи. Архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл создавали его на месте сгоревших христианских храмов, построенных в IV и V веках при императорах Константине I и Феодосии II. Собор Святой Софии был символом могущества Византийском империи — здесь проходили коронации византийских императоров и находилась резиденция Константинопольского патриарха. После разделения христианской церкви в 1054 году на католическую и православную собор стал главным храмом не только Византийской империи, но и всего православного мира.  В 1204 году, когда Константинополь захватили крестоносцы, собор был разграблен и лишился многих реликвий (согласно ряду свидетельств, в их числе было полотно, в которое, по легенде, был обернут после смерти Иисус Христос, впоследствии оно получило название " Туринская плащаница " ). До 1261 года, когда город был отвоеван у крестоносцев, храм использовался Римско-католической церковью. После падения Византийской империи и завоевания Константинополя турками-османами в 1453 году по приказу султана Mexмeдa II собор был превращен в мечеть Айя-София, и в течение почти 500 лет это была одна из основных мусульманских святынь. В 1934 году основатель современного турецкого государства Мустафа Кемаль Ататюрк, выступавший за секуляризацию общества, подписал декрет, в соответствии с которым зданию был присвоен статус музея. Архитектура, убранство Музей Айя-София — уникальный архитектурный комплекс, сохранивший элементы как христианской, так и мусульманской эпохи. Это здание почти тысячу лет оставалось самым большим культовым сооружением в христианском мире (до постройки католического кафедрального собора в Севилье в начале XVI beka). Ero длина составляет 100 м, ширина — 69,5 м, высота купола — 55,6 м, его диаметр — 32 м. Собор стал самой дорогостоящей постройкой византийских императоров: на его возведение было потрачено около 130 т золота.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Межпарламентская ассамблея православия начала международный проект «Святая София» 01.03.2022 17:28:03 АФИНЫ Межпарламентская ассамблея православия (МАП) начала международный проект «Святая София» и выпустила книгу, рассказывающую о 37 храмах Святой Софии, которые построены во многих городах мира – от Харбина до Константинополя (ныне Стамбул), от Полоцка и Киева до Новгорода, сообщает Седмица.ru со ссылкой на ТАСС. Об этом рассказал в интервью российским журналистам президент МАП, глава комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов, Он отметил, что это издание – проект Межпарламентской ассамблеи православия и выходит на трех языках: «Это серьезный научный проект, посвященный истории храмов Святой Софии, которые построены на всех континентах». Речь идет не только о храме в Константинополе, но и в городах России, Белоруссии, Украины, сказал С. Гаврилов: «В Сербии и Болгарии существуют эти храмы, они – как символ нашего единства, нашей общей ответственности и взаимопонимания. Это уникальный проект. И мы хотели бы, чтобы на основе его был создан проект культурных маршрутов ЕС. Мы готовы поддержать этот проект на территории России, Белоруссии и Греции. В Италии тоже есть такие храмы, на Кипре, в Александрии (Египет). То есть это наш общий дом, наша общая культура, наследие, реально живущее наследие». По словам президента МАП, существует предложение, озвученное парламентом Сирии, построить храм Святой Софии на территории этой страны, на территории Антиохийского патриархата, который является святой землей, так же как Израиль. «Мы будем всячески этот проект поддерживать»,подчеркнул С. Гаврилов. Он рассказал, что представил книгу «Святая София» членам МАП от Греции и руководству греческого парламента: «У нас состоялось запланированное еще в прошлом году серьезнейшее заседание, посвященное началу международного проекта. Мы считаем, что этот проект четко и ясно формулирует через образ Святой Софии духовное единство православных народов и парламентов православных государств. Мы считаем, что сейчас это крайне востребованная задача, задача отстаивания ценности мира, наиболее последовательно осуществляемая только православными людьми», – сказал президент МАП.

http://radonezh.ru/2022/03/01/mezhparlam...

Новости Патриарх Варфоломей прокомментировал превращение Святой Софии в мечеть 24.08.2020 10:09 © AP Photo/Emrah Gurel Афины, 24 августа.  Превращение в мусульманские мечети храма Святой Софии и монастыря Хора в Стамбуле «причинило боль», заявил Константинопольский Патриарх Варфоломей после воскресной литургии, сообщает РИА Новости . Это первое высказывание Варфоломея, считающего себя главой православия во всем мире, после того, как полтора месяца назад президент Турции Тайип Эрдоган подписал указ о превращении уникального памятника православия - храма Айя София в мечеть. Варфоломей в воскресенье совершил Божественную литургию на отдании праздника Успения Пресвятой Богородицы, которая прошла на развалинах патриаршего ставропигиального монастыря Панагия Фанеромени в местечке Эрдек в Малой Азии. Литургию транслировал в прямом эфире греческий православный церковный канал Е4. Варфоломей прежде всего поблагодарил власти Турции за разрешение совершить литургию на развалинах монастыря Панагия Фанеромени и ранее - в монастыре Панагия Сумела в Трабзоне, и затем сказал несколько слов про превращение христианских святынь в мечети. «Это факт, что превращение Святой Софии, а теперь и монастыря Хора в мусульманские мечети нанесло нам боль. Эти два уникальных памятника Стамбула были построены как христианские храмы, показывали истинность воплощения слова Божьего, красоту Спасителя мира. Они выражают универсальный дух нашей веры, любовь и надежду на вечность. Их мозаики и другие иконы - райская пища для души и неиссякаемая радость», - сказал Варфоломей. «Они принадлежат мировому культурному наследию. Мы молимся Богу любви, справедливости и мира, чтобы он просветил разум и сердца ответственных», - сказал Варфоломей. Часть выступления он повторил на турецком языке. Турция является канонической территорией Константинопольского патриархата. Патриарх Константинопольский Варфоломей до сих пор не высказывался о решении властей о переводе Святой Софии из музея в мечеть. Храм Святой Софии (Айя-София) был основан византийским императором-христианином Юстинианом I и открыт 27 декабря 537 года. Собор около тысячи лет был самым большим храмом в христианском мире. После захвата Константинополя османами и падения Византийской империи в 1453 году собор был переделан в мечеть, но с 1934 года здание по декрету основателя современного турецкого государства Кемаля Ататюрка стало музеем и было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В июле 2020 года Госсовет Турции аннулировал решение от 1934 года о превращении собора Святой Софии в музей. Сразу после этого президент Тайип Эрдоган заявил, что подписал указ о превращении собора в мечеть и начале там мусульманских богослужений. Первый намаз был совершен в Айя-Софии 24 июля.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010