Информация о иваньковской церкви Петра и Павла в книге П.И. Малицкого: " Приходы и церкви Тульской епархии 1895 Тула " , несколько отличается от вышеизложенной: «…Относительно первоначальнаго образования прихода, равно и того, почему село Иваньково получило такое название, исторических сведений не сохранилось. Существующий в с. Иванькове храм во имя св. Ап. Петра и Павла с приделом во имя св. Николая Чудотворца, деревянный, устроен в 1798 году. Храмостроительницами были княжны - девицы: Мария и Анастасия Васильевы. В 1880 году храм был перестроен, причем потолки заменены новыми, а деревянная крыша железною. Иконостас храма со времени основания обновляем не был…» В 1849 году по указу Тульской духовной консистории в Петропавловскую церковь «утварью перенесена Николаевская церковь того же села» (ГАТО, ф.3, опись 17, д.575, с.101). Николаевская церковь стала считаться приписанной к Петропавловской, служение в ней проходило при погребении покойников и во дни поминовения, а иногда и в праздничные дни. Из причта в Николаевской церкви остался лишь дьячок, священника переместили в другое село, дьякон причислен к Петропавловской церкви, пономарь выбыл в мещанство. По всей видимости, две церкви в Иваньково появились из-за разных помещиков в селе, а возможно и какой-то конфликтной ситуации, хотя это только предположение. Причём, не существующая теперь церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая скорее всего возникла раньше церкви Св. Петра и Павла, поскольку в писцовой книге вторая не упоминается. Шли годы. Деревянное здание Петропавловской церкви время от времени требовало ремонта и в 1903 году «тщанием благотворителей, но особенно московской купчихи Александры Иосифовны Тарасовой» (ГАТО, ф.3, опись 17, д.127, с.315) в Иванькове построен был каменный храм с таковою же колокольней. При этом старое деревянное здание церкви сохранили. Престол в храме был один, тёплый, во имя Св. апостолов Петра и Павла. В приход Петропавловской церкви, помимо села, входило несколько деревень: Восемская, Пилюгино, Сидоровское, хутор Хутора при селе.

http://sobory.ru/article/?object=06213

Из материала книги-альбома Альтанова Л.М., Булатников О.Н. " Ливны " , изд-во: Орлик, г. Орел. 2007 год. г. Ливны, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божией Матери, XVII-XVIII вв. Расположены в центре города на высоком и скалистом берегу реки Сосны, где в XVI—XVIII вв. находился мужской монастырь Св. Сергия Радонежского. Первое упоминание о Сергиевом монастыре содержится в жалованной грамоте 1592 г. Согласно приправочной книге г. Ливен 1615 г., в нем были две деревянные «клетцкие» церкви — Сергия Радонежского и Благовещенья Пресвятой Богородицы (теплая). Из прочих построек в обители находились Святые ворота, украшенные деисусами «на оба лица»; колокольня с шестью колоколами и кельи. При монастыре жили игумен Харлампий, белый поп и 11 человек братии. Убранство храмов состояло из 7 икон и царских врат. В Сергиевской церкви, кроме того, был небольшой иконостас, состоявший из деисусного ряда. Для служб имелось 10 рукописных и печатных книг и немногочисленная медная и оловянная церковная утварь. Вотчины монастыря в 1615 г. состояли из крестьянской слободки в 17 дворов, рек Тим, Кшень и Косоржа со всеми угодьями и с «бобровыми гоны», Никитского починка и мельницы в г. Ливнах. В 1618 г. город Ливны был взят штурмом и сожжен гетманом Конашевичем-Сагайдачным, судьбу города разделил и монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В 1647 г. в монастырской церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. Из монастырских построек в огне сгорели три деревянных храма — Св. Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Сергия Радонежского, «9 келий братских, да за монастырем двор попов, двор дьяконов, да монастырских бобылей 10 дворов, черниц безмесных 10 келий». В 1661 г. монастырь во время набега крымских татар сгорел и был «без остатку разорен», но вскоре вновь восстановлен. В 1692—1693 гг. вместо обветшавшего деревянного игумен Иосиф начал строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Сергия Радонежского, оконченный, по-видимому, в начале XVIII в. В 1681 г. монастырь приписан к Архиерейскому дому, учрежденному в Ливнах. В 1725 г. в монастыре кроме Успенского собора и деревянных келий была «круглая, дубового лесу» колокольня с 5 колоколами. Его окружала деревянная же ограда, из «29 звен состоявшая». В том же году монастырь был закрыт, но вскоре по прошению ливенских жителей открыт вновь. В 1731 г. начинается строительство каменных стен вокруг монастыря и надвратной церкви-колокольни Тихвинской Божией Матери, законченное в 1734 г., на которой позднее были установлены часы с боем. Строительство же каменных монастырских стен с двумя воротами и четырьмя башнями затянулось до 40-х гг. XVIII в. Их общая длина составляла 146 сажен (315 м). В 1746 г. придел Св. Сергия Радонежского расширили «собразно с прежним фасадом».

http://sobory.ru/article/?object=09860

Двое святых IV века связаны с этим городом и регионом. Однако очень мало сведений сохранилось об их жизни и деяниях. Одним из них был святитель Мартин (Martin) Тонгеренский. Он был седьмым епископом Тонгерена – кафедры, основанной в начале IV века святителем Матерном (Maternus; † 315). Святитель Мартин был практически полностью сосредоточен на миссионерской деятельности – это объяснялось тем, что в то время в северной Европе было почти повсеместно распространено язычество. Он проповедовал Евангелие в районе Эсбе (Hesbaye), на месте нынешней восточной Бельгии между реками Маас и Шельда. Он скончался примерно в 350-м году. Свт. Серватий Тонгеренский О жизни святителя Серватия (Servatius) Тонгеренского известно гораздо больше. Он, по-видимому, был армянин по происхождению, а также (по тем временам) довольно много путешествовал. Неясно, как он оказался на территории нынешней Бельгии. Известно лишь, что он был последовательным и решительным противником арианства, твердо защищавшим православное учение о Божестве Христа. В этом он был полностью единодушен со святителем Афанасием Великим, Александрийским († 373), с которым, возможно, встречался во время ссылки последнего в Трир (ныне в Германии). Святитель Серватий участвовал в важных Церковных Соборах, таких как Собор в Римини (Аримин). Он также был посланником к римскому Императору Констанцию II. Одна из самых замечательных историй из жизни святителя Серватия дошла до нас через духовного писателя святителя Григория Турского (Gregorius Turonensis; † 594), который рассказывает о пророческом видении святителя Серватия о предстоящем захвате Тонгерена гуннами. Это произошло, когда святитель Серватий, находившийся в паломничестве, молился во время всенощной у гробницы апостола Петра в Риме. Благодаря этому видению, в котором сам апостол явился святителю, он смог заранее организовать перенесение некоторых святынь из Тонгерена в Маастрихт (Maastricht; ныне в Нидерландах). В Маастрихте святой муж мирно почил о Господе в 384-м году и был захоронен.

http://pravoslavie.ru/156192.html

Панегиристы, которые описывают вступление Константина в Рим после битвы у моста Мильвия, говорят о тех зрелищах, на которых он присутствовал, но не упоминают ни о жертвоприношениях, ни даже о посещении Капитолия 338 . В 313-м году он пропускает отпраздновать столетние игры, которые запечатлены от начала до конца духом язычества 339 . Когда ему была воздвигнута статуя в Риме, он пожелал, чтобы копье, которое было помещено у него в руке, имело вид креста, и чтобы надпись в подножии гласила о том, что своею победою он обязан «этому спасительному знаку» 340 . В тех законах, где он может сделать это, не оскорбляя ничьей свободы совести, он видимо руководится духом христианства. Этот дух полагает, вероятно, свою печать на довольно значительное число законодательных актов, имеющих в виду смягчить положение рабов или тюремную жизнь, запретить умерщвление или оставление новорожденных, а также – подавить безнравственность и пороки 341 . Дух христианства с особенною очевидностью обнаруживается в нескольких законах. Таков тот, которым, немного времени спустя после взятия Рима, уничтожается смертная казнь посредством распятия, а так же перебитие ног – другое воспоминание Голгофы 342 . Таков еще закон 315-го года, запрещающий клеймить осужденных в лицо, «созданное по подобию божественной красоты» 343 . В 316-м году Константин разрешает освобождать рабов в церквах в присутствии священников 344 ; в 321-м году он сравнивает даруемое таким образом отпущение рабов на волю с торжественными обычаями, которые передавали право римского гражданства, и дает право даже церковнослужителям производить своих рабов в звание римских граждан, каким бы способом это ни было совершено 345 . В 320-м году он отменил законы Августа против безбрачия 346 . Из двух важных религиозных событий, которые волновали Церковь в четвертом веке, раскол донатистов предшествовал смерти Лициния. Еще более, нежели все другие приведенные нами доказательства, поведение Константина в этом деле обнаруживает те горячие христианския чувства, которые одушевляли его в это первое время его царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Можно смело предположить, что до XI столетия сказанное относилось и к Западу; особые папские прерогативы, содержащиеся в «Dictatus papae», были, как мы уже видели, отражением политики преобразований, а не католической традиции в ее исторических формах.) Именно по этой причине при патриархе Фотии с возмущением встречены были папские претензии на юрисдикцию над Византийской церковью. Права, которые требовал для себя папа Николай I, действительно были сочтены неканоничными и потому неприемлемыми. Западные попытки подорвать равновесие между соборностью и законным первенством неизменно решительно отвергались как экклезиологически необоснованные. В качестве решительного аргумента в пользу того, что устроение церкви предусматривает наличие такого равновесия, представители византийской стороны указывали на известное 34–е апостольское правило. Конечно, далеко не все византийские документы, которыми мы располагаем, обладают равной ценностью. Некоторые из приводимых в них аргументов или вообще не относятся к существу вопроса или слишком натянуты; другие же рассматривают богословскую проблему примата лишь косвенно и потому неадекватно. Прежде всего это касается спора 1112 года между архиепископом Милана Петром Гроссоланским и несколькими византийскими богословами, среди которых были Евстратий Никейский, ритор из мирян Никита Сеид и Иоанн Фурн, протос [настоятель монастыря] горы Ганос 314 . Несмотря на многочисленность участников обсуждения, вопрос о папском примате поднимался Никитой лишь мельком, основное же внимание было сконцентрировано на Filioque и на опресноках (αζυμβς) 315 . Куда более плодотворными в этом смысле были состоявшиеся в 1136 году публичные прения между послом германского императора Лотаря III в Константинополе епископом Ансельмом Гавельбергским и Никитой Никомидийским. Самостоятельной греческой версии этого диспута, видимо, никогда не существовало, однако сохранилось появившееся вскоре после 1149 года его детальное описание, составленное самим Ансельмом по поручению папы Евгения III 316 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Соответственно уставу, деятельность общества сосредотачивалась, прежде всего, на выдаче приходским бедным денежных и вещевых пособий. За 33 года существования общества, с 1862 по 1895-й, выдано обществом единовременных пособий на сумму 32,569 рублей 73 копейки и ежемесячных на сумму 36,540 рублей с половиной. Пособие единовременное производилось выдачами небольших сумм, преимущественно от одного до пяти рублей; но нередко бывали выдачи и больших сумм, до 15 рублей включительно. Как исключение, в некоторые годы были выдаваемы единовременные пособия в размере 25, 50 и даже 150 рублей на одно лицо; причем выдачи последних двух размеров обусловлены были волей жертвователей. В 1868–69 году две выдачи были произведены по 50 копеек. В первый год общество произвело 149 выдач на 526 с половиною рублей, во второй – 135 на 450 рублей, в третий – 130 на 340 с половиною. Затем число выдач и выдаваемых сумм, в общем, постепенно возрастало, с резким понижением в 1882–86 годы (minimum в 1883–84 году: 257 выдач на сумму 382 рубля), колеблясь между 799 (в 1875–76 году) и 1,646 рублями (в 1887–88 году), при выдачах от 315 (в 1875–76 году) до 741 (в 1889–90 году). В среднем. за 33 года единовременных пособий было выдаваемо немногим менее тысячи рублей в год, при 444 выдачах, в последний отчетный год (1894–95) 612 выдач на сумму 1,141 рубль 74 копейки. Число лиц, получивших пособия, в общем равнялось половинному числу произведенных выдач, с громадным перевесом числа женщин над числом мужчин (один мужчина на двадцать женщин). Единовремепные пособия были выдаваемы преимущественно три раза в год: перед Пасхой, Рождеством и храмовым праздником (Воздвижение Креста). Пособия оказывались преимущественно бедным престарелым, за старостью и дряхлостью лишенным возможности одними собственными трудами добывать себе необходимое обеспечение; затем – бедным убогим и больным, одержимым неизлечимыми недугами или подвергавшимся временному заболеванию; затем бедным вдовам с малолетними детьми, лицам многосемейным на детей; наконец, пособия производились бедным девицам при выходе их в замужество, большей частью в размере 10 рублей. При всей солидности цифры выданных единовременных пособий, к сожалению, общество не могло удовлетворить, по-видимому, никогда, всех поступавших к нему прошений о помощи; было ли удовлетворяемо 600, или 700, или 800 прошений, все-таки оставалась сотня прошений неудовлетворенных, помимо тех – очень, впрочем немногих, – которые общество удовлетворять не считало нужным.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Благодеянием, оказанным христианам указами 312 и 313 годов, была веротерпимость, а не преимущество их над другими религиями; и если мы попытаемся проследить за развитием собственных мнений Константина по его актам и законодательству 747 , то найдем много необычайного и странного в истории его последующих лет. Он говорил о «божестве» в неопределенных и двусмысленных словах. Он отменил светские игры, которые по обычаю, должны бы совершаться в 314 году, и к великому негодованию римлян отказался принять участие в обрядах Юпитера Капитолийского; покровительствовал христианам различными способами, наделял общины щедрыми дарами и строил церкви; вверил воспитание своего сына Криспа знаменитому христианскому ритору Лактанцию 748 ; много беседовал с епископами, часто делая их собеседниками за своим столом и сотоварищами при путешествиях; вмешивался в дело улаживания религиозных споров 749 . В 313 г. он освободил православное духовенство от декурионата 750 , то есть должности, которая, будучи сначала предметом честолюбия, стала вообще считаться стеснительным бременем вследствие тех расходов, трудов и непопулярных обязанностей, которые связывались с ней 751 . Так как оказалось, что вследствие этого закона многие лица, собственность которых давала им право на избрание в качестве декурионов 752 , старались поступить в низшие степени церкви с целью добиться подобного изъятия, то Константин в последствии повелел, чтобы ни какое лицо, способное к избранию в декурионатство, не допускалось к рукоположению, что духовенство должно избираться из более бедных членов церкви, и что посвящать можно лишь столько, сколько необходимо для восполнения вакантных мест 753 . Но, когда некоторые города попытались возвратить в первобытное состояние тех, которые сделались служителями церкви с целью избежать гражданских обязанностей, то император повелел, чтобы такие лица, как уже посвященные, оставлены были в покое 754 . В 315 году Константин, по-видимому, освободил земли духовенства от обычных налогов, каковое изъятие было отменено впоследствии 755 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лучами благодати озаривея, Пахомие, яко верен служитель Богу предстоиши/и насладитися славы сподоблься неразрушимыя./Темже честный праздник твой величаем. Исплетеся тебе венец, яко победителю, Пахомие,/десницею живоносною и вседержительною,/и ныне поющия твою память славную сподоби, блаженне,/улучити оставление согрешений, всеприснопамятне. Плоды ныне объем болезней твоих, Пахомие,/радости наслаждаешися, яже паче ума,/но ходатайствуя избавити твоя ученики Христа умоли,/тя ныне славящия и чтущия, достославне. Богородичен: Яко руно, Пренепорочная, дождь небесный во утробе приемши,/нам родила еси пищу дающаго, благочестно Того воспевающим/и Тя, Всепетую Богородицу, исповедающим. Светилен Подобен: Небо звездами: Ангельскаго жития желая, удалил еси себе в пустынях/и страсти покорил еси плотския,/равноангелен показався, Пахомие Богоносе. Слава, и ныне, праздника На стиховне , Слава, глас 8: Монахов множества,/наставника тя почитаем, отче наш Пахомие,/твоею бо стезею воистинну право ходити познахом./Блажен еси, Христу работав,/и вражию обличил еси силу,/Ангелов собеседниче, преподобных сопричастниче и праведных,/с нимиже молися Господеви/помиловатися душам нашим. И ныне, праздника. НА ЛИТУРГИИ Блаженны праздника, песнь рядовая, и святаго, песнь 3-я. Прокимен, глас 7: Честна пред Господем/смерть преподобных Его. Стих: Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Апостол к Коринфяном, зачало 176. Аллилуия, глас 6: Блажен муж, бояйся Господа: Стих: Сильно на земли будет семя его. Евангелие от Луки, зачало 77. Причастен: В память вечную: Преподобный Пахомий Великий Преподобный Пахомий Великий наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января) является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Глава 7. Латинские отцы Церкви В IV веке богословие латинского Запада далеко отставало от философской глубины и интеллектуальной утонченности греческого Востока. Однако изучение латинских отцов этого периода, когда обе половины христианского мира еще сохраняли единство, важно хотя бы потому, что в их писаниях уже намечаются черты дальнейшего развития западного христианства. Святитель Иларий Пиктавийский Святой Иларий родился в 315 году в городе Пуатье, называвшемся тогда Пиктавиум, в знатной галло-римской семье. В 350 году он крестился, а уже в 353 году прямо из мирян был избран епископом. Когда Иларий начинал свою церковную деятельность, Восток был раздираем на части борьбой с арианством, но на Западе все было спокойно – большинство христиан придерживалось православной никейской веры. Но скоро обстоятельства переменились. В 350 году единственным императором Востока и Запада стал племянник Константина Констанций, поддерживавший ариан. Он немедленно послал епископов Валента и Урзакия в западную часть империи собирать подписи под арианским вероопределением. При этом Констанций, конечно, не отдавал себе отчета в том, что он вводит в употребление новую веру: в своих собственных глазах он, по-видимому, был просветителем невежественных латинян, не наставленных в истинной вере. Все западные епископы, не исключая самого папу Ливерия, подписали арианское исповедание веры. Греческого языка они не знали и поэтому не понимали важности различия между «омоусиос» и «омиусиос». Единственным западным епископом, отказавшимся подписать арианский Символ веры , оказался святой Иларий, за что его незамедлительно сослали во Фригию, в Малой Азии. Примерно в это же время его восточный единомышленник, святой Афанасий Великий , такой же одинокий борец за никейскую веру, тоже находился в изгнании. Иларий так никогда и не встретился с Афанасием, но зато в ссылке у него было довольно много времени для чтения его сочинений, а также писаний Оригена , для чего ему пришлось выучить греческий язык. Кроме того, он завел себе много друзей среди православных епископов, которых миновала арианская «чистка».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением 28 мая. ПРАВМИР. Преподобный Пахомий Великий, наряду с Антонием Великим (память 17 января), Макарием Великим (память 19 января) и Евфимием Великим (память 20 января), является столпом пустынножительства и основателем монашеского общежития в Египте. Родился преподобный Пахомий в III веке в Фиваиде (Верхний Египет) от родителей язычников и получил хорошее светское образование. С юности он имел задатки доброго нрава, был целомудрен и рассудителен. Когда Пахомию исполнилось 20 лет, он был призван в войска императора Константина (по-видимому, в 315 году). Новобранцев разместили в здании городской темницы под охраной стражи. Местные христиане пришли с запасами пищи, кормили воинов и усердно им служили. Когда юноша узнал, что эти люди так поступают ради своего Бога, исполняя Его заповедь о любви к ближним, это глубоко запало в его чистую душу. Пахомий дал обещание сделаться христианином. Вернувшись из войска после победы, Пахомий принял святое Крещение, поселился в уединенном селении Шенесит и сразу же стал вести строгую подвижническую жизнь. Почувствовав необходимость в духовном руководителе, он обратился к Фиваидскому пустыннику Паламону, был принят старцем с любовью и стал ревностно проходить монашеские подвиги по примеру своего наставника. Однажды после 10 лет пустынной жизни преподобный Пахомий, идя по пустыне, остановился у развалин селения Тавенниси и услышал Голос, приказавший ему построить на этом месте обитель. Пахомий рассказал об этом старцу Паламону, и оба, приняв услышанные слова за указание Божие, отправились в Тавенниси и начали строить небольшое иноческое жилище. Святой старец Паламон благословил начало основания обители и предсказал будущую ее славу. Вскоре преподобный Паламон отошел ко Господу. Тогда святому Пахомию явился Ангел Божий в образе схимника и вручил ему устав монашеской жизни. Вскоре к преподобному пришел его старший брат Иоанн и поселился вместе с ним. Преподобный Пахомий терпел много искушений и нападений от врага рода человеческого, но все искушения преподобный Пахомий доблестно отражал молитвой к Богу и терпением.

http://pravmir.ru/tserkov-vspominaet-pre...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010