Возведенный на указанном месте храм был назван Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». Новообращенное армянское государство вынуждено было защищать свою веру. Евсевий Кесарийский писал о том, что император Максимин Даза объявил войну армянам; их, «издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников – неприятелями. (...) Сам он вместе со своими войсками терпел неудачи в войне с армянами». Легионы Максимина совершили поход на Армению предположительно в последний год жизни императора (312/3 гг.). Всего лишь за десятилетие христианство в Армении пустило такие глубокие корни, что за свою новую веру армяне подняли оружие против Рима. Григор Лусаворич организовал Армянскую церковь по принципу армянской государственной административной системы 34 . Для каждого нахарарства он рукоположил епископа, подчинявшегося епископу всей Армении, который вскоре стал именоваться католикосом. Таким образом, иерархическая структура Армянской церкви возникла независимо от структуры, складывавшейся в церквах Римской империи, где на I Вселенском соборе была закреплена митрополичья, а на II Вселенском соборе – патриаршая система управления. В 325 г. Григор, передав кафедру сыну, удалился в уединение, где умер в 326 г. и был похоронен в Эчмиадзине 35 . Армянское архиепископство долго оставалось в роде Григора 36 . В 353 г. по единодушному согласию армянской знати католикосом был избран внук католикоса Усика (341–347) князь Нерсес. Год спустя католикос Нерсес созвал в Аштишате собор, который вошел в историю как I Армянский национальный церковный собор. Собор постановил организовывать в различных регионах Армении приюты для нищих, сиротские дома, больницы, лепрозории и другие благотворительные учреждения. Также было решено основать монастыри, в том числе и женские, и открывать в них школы. Собор запретил хоронить умерших по обычаю язычников – с плачем и воплями, разрывая на себе одежду, поскольку христиане верят в загробную жизнь; запретил брак между близкими родственниками; рекомендовал воздерживаться от пьянства, разврата, убийств, милосердно относиться к слугам, не обременять тяжелыми налогами народ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка. Гарегин II (Нерсесян) – действующий Патриарх и Католикос всех армян, глава Армянской Апостольской Церкви. 27 октября 1999 года после смерти Католикоса Гарегина I Национальный Церковный собор Армянской Апостольской Церкви избрал архиепископа Гарегина Нерсесяна 132-м Патриархом и Католикосом всех армян. Резиденция Верховного Патриарха всех армян – Первопрестольный Эчмиадзин. «Эчмиадзин» означает «сошел Единородный Сын Божий». Именно так был назван кафедральный собор и близлежащий монастырь. Святому Григорию было видение Единородного Сына Божьего. Он сошел с небес с золотым молотом в руке и, ударив по земле армянской, указал место построения первого кафедрального собора. Этот алтарь был впоследствии возведен на месте, где золотой молот Сына Божьего коснулся земли. Вокруг алтаря в 303 году и был создан кафедральный собор. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Николай Бердяев – нефилософ, христианский анархист, пророк от метафизики? Издан каталог выставки «Грузинская средневековая живопись в наследии Адольфа Овчинникова» Первый в России Музей современного христианского искусства: между Церковью и светским миром Все » Интервью Монс.Франческо Браски: Амброзианская библиотека и ПСТГУ готовят новые 10 томов сочинений Амвросия Медиоланского Николай Шабуров: «Научный атеизм – такой же оксюморон, как научная религия» Епископ Хосе Луис Мумбьела Сьерра: «Будем создавать человечность вокруг себя» Все » Фотогалереи Выставка " Художественное наследие староверов Поморья " Выставка «Религиозная жизнь блокадного Ленинграда» Выставка «Русская и грузинская средневековая живопись в наследии А.Н. Овчинникова» Все » Статьи Церковь в Захарьино и ее настоятель – исследователь природы Село Остров: от шатрового царского храма к богадельне Две церкви в селе полярного летчика Молокова Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

По имени Григория Просветителя, первого Католикоса Армении, Армянская Церковь стала называться Армяно-Григорианской. А резиденцией Католикосов, то есть Верховных Патриархов всех армян, стал Первопрестольный Эчмиадзин. Крещение армянского народа - Григорий Просветитель, фрагмент. Худ. И. К. Айвазовский Священник Ваграм Меликян: – Слово «Эчмиадзин» означает – «сошел Единородный Сын Божий». Именно так был назван кафедральный собор и близлежащий монастырь. Святому Григорию было видение, в котором он увидел Единородного Сына Божьего. Он сошел с небес с золотым молотом в руке и, ударил по земле армянской, указал место построения первого кафедрального собора. Этот алтарь был впоследствии возведен на месте, где золотой молот Сына Божьего коснулся земли. Вокруг алтаря был создан прекрасный кафедральный собор. Если святого Григория можно считать просветителем души армянского народа, то просветителем его ума стал создатель армянского алфавита Месроп Маштоц. Он был знатного рода, хорошо знал греческий, служил в царской канцелярии, потом стал отшельником и обращал в Христианство язычников. Печаль о бедственном положении родной земли (в то время Армения была поделена между Персией и Византией) заставила его взяться за создание национальной письменности, которая помогла бы уберечь родной народ от потери своей самобытности. Первой книгой, переведенной Маштоцем на армянский язык, была Библия, а первой написанной строчкой – начало «Книги притч»: «Познать мудрость и наставление, понять изречения разума»(Притч. 1:2). Созданный Месропом Маштоцем алфавит дошел до наших дней практически без изменений. Священник Ваграм Меликян: – В этом году армянский народ празднует 1600-летие создания армянской письменности. Армянский алфавит состоит из 36 букв и начинается с буквы «А». Именно с этой буквы в армянском языке начинается слово «Бог». Здесь, на стене храма, над алфавитом изображен голубь – символ Святого Духа. На территории Первопрестольного Эчмиадзина действует несколько музеев, где хранятся святыни, которые имеют обще христианское значение, редкие рукописи, старинные книги и картины.

http://sedmitza.ru/text/404196.html

В Россию также прибыли реликварий с частицей Ноева ковчега (причем один из углов реликвии с выемкой – эту частицу подарили Екатерине II), длань св. апостола Фаддея (апостола Армении), реликварий с зубом св. архидиакона Стефана, длань св. Акопа Мцбинского (Иакова Низибинского). Именно св. Акопу, по преданию, ангел передал частицу Ноева ковчега на горе Арарат. Как сообщил о. Асогик корреспонденту " Благовест-инфо " , сокровища Эчмиадзина " выезжают " почти ежегодно. Следующая выставка планируется осенью текущего года в парижском Лувре, Лионе и Марселе в связи с годом Армении во Франции. Также получено приглашение из Канады. Причем каждый раз выставляются иные экспонаты. На вопрос, какими критериями руководствовались устроители в отборе данной выставки, о. Асогик ответил, что выбор сделал Эрмитаж, который в 2001 году принимал у себя такую же выставку. На вопрос о том, принято ли во время экспозиций выносить святыни на поклонение верующим в храмы, священник ответил, что когда в городе, где проходит выставка, есть армянский храм, способный принять у себя подобные святыни, то организаторы стараются использовать такую возможность. К сожалению, в Москве такой возможности не представилось, добавил о. Асочик. Справка. Эчмиадзин – первопрестольный собор возле города Вагаршапат (Эчмиадзин), основанного в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 г. город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны. По преданию, собор построен около 303 г. (через два года после того, как усилиями святого Григория Просветителя, первого патриарха Армянской Церкви, и царя Трдата (Тиридата) III Великого христианство было провозглашено государственной религией армянского народа) на том месте, где в видении Григория Просветителя сошел с неба Христос и ударил землю золотым молотом. Слово " Эчмиадзин " означает " сошел Единородный " . На протяжении веков в силу исторических обстоятельств резиденция глав Армянской Церкви перемещалась из одного города в другой. В 1441 г. на Вагаршапатском соборе было принято решение возвратить патриарший престол в Эчмиадзин. В 1770 г. императрица Екатерина II своим указом распространила власть Эчмиадзина (принадлежавшего тогда Персии) на все армянские церкви, которые находились на территории России.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Этот великий святой сделал армян христианами более 17 веков назад, и, более того, они стали первым народом, официально принявшим христианство, -- отметил в своем слове Бенедикт XVI. - Святой Григорий был назван просветителем именно потому, что Лик Господа отразился в нем столь ярко». Понтифик обратился к армянам, чтобы они, «через заступничество прославленного и выдающегося сына своего народа, продолжили свой путь по стезям веры, позволяя быть ведомыми, как это было в течение веков, Христом и Его Евангелием, которое оставило столь глубокий след в армянской культуре». Как сообщает «Википедия» , Григорий Просветитель (Григор Лусаворич, ок. 252-326) – святой Армянской Апостольской, Армянской Католической, а также Русской Православной и Римско-Католической Церквей, первый епископ и просветитель Армении. В житии св. Григория, написанном в IV b., pacckaзыbaemcя, что его отец, Апак (Анак), подкупленный персидским царем, убил армянского царя Хозроя и за это сам поплатился жизнью; все семейство его было истреблено, кроме младшего сына, которого его кормилица, христианка, успела унести на свою родину, в Кесарию Каппадокийскую. Там мальчик был крещен с именем Григория и получил христианское воспитание. Вступив в брак, он вскоре расстался с женой: она поступила в монастырь, а Григорий отправился в Рим и вступил там в услужение к сыну Хозроя, Трдату, желая усердною службою загладить вину своего отца. Прибыв в Армению в 287 году в сопровождении римских легионов, Трдат вернул себе отцовский престол. За исповедание христианства Трдат велел бросить Григория в казематы или колодец Арташата (Артаксата), где тот был в заточении около 15 лет. Между тем Трдат впал в безумие, но был исцелен Григорием, после чего в 301 г. крестился и провозгласил христианство государственной религией в Армении. В 302 г. Григорий был рукоположен в епископы, после чего построил храм в городе Вагаршапате – столице царя Трдата III. Храм был назван Эчмиадзин, что в переводе означает «сошел Единородный» (то есть Иисус Христос, Который, по преданию, лично указал Григорию место для строительства храма). В 325 г. Григорий был приглашен на Первый Вселенский Собор в Никее, но не имел возможности поехать сам и отправил туда своего сына Аристакеса, который, вместе с еще одним посланником по имени Акритис, привез в Армению Никейские постановления. В 325 г. Григорий передал кафедру сыну, а сам удалился в уединение, где скоро умер (в 326 г.), и был похоронен в Эчмиадзине.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архиепископ Езрас с художником Левоном Закяном Архиепископ Езрас Нерсисян тоже участвовал в работе художников «Работы были начаты в мае 2020 года и, несмотря на пандемию и войну в Арцахе, они не были приостановлены, а продолжались. Эту работу было доверено возглавить опытному художнику – микроминиатюристу из Армении Левону Закяну», – отметила пресс-секретарь епархии. Автор идеи – глава епархии, архиепископ Езрас Нерсисян – тоже иногда лично участвовал в работе художников. Генеалогическое древо народов и государств мира, хранящееся в Лондонском музее естествознания На одной из фресок изображено хранящееся в Лондонском музее естествознания генеалогическое древо народов и государств мира, где история начинается с Ноя. Также здесь изображены сцены жизни и деятельности первых проповедников христианства в Армении – апостолов Фаддея и Варфоломея, сцена крещения Просветителем Армении святым Григорием членов царской семьи, сцена Аварайрской битвы (451 г. по РХ), в ходе которой армяне во главе с полководцем Варданом Мамиконяном сражались с персами: бой был проигран, но шах, напуганный размахом восстания, отказался от насильственного обращения армян в зороастризм. На стене высотой 12 метров изображена армянская буква – Э, символ, обозначающий божественную сущность – эутюн. Здесь же – сцена истории создания армянской письменности св. Месропом Маштоцем в 405 году. Отдельной картиной перед гостями епархии предстает изображение легендарного прародителя армян Айка Наапета.   Легендарная история Армении во фресках: прародитель Айк убивает Бэла Господь Иисус Христос показывает святому Григорию, где нужно строить церковь Эчмиадзин Еще одна фреска посвящена сошествию Единородного в городе Вагаршапат, где в 303 году был заложен Святой Эчмиадзин, который считается древнейшим действующим христианским храмом мира. По преданию, Единородный Сын Божий спустился на землю и золотым молотом указал место, где должен стоять алтарь храма. Поэтому собор, возведенный на месте древнего языческого храма в городе Вагаршапате, назвали «Эчмиадзин», что в переводе с армянского означает «сошел Единородный», то есть Иисус Христос.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Социальные образовательные программы Армянской Апостольской и Римско-Католической Церквей обсудили в Эчмиадзине. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва Май Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Социальные образовательные программы Армянской Апостольской и Римско-Католической Церквей обсудили в Эчмиадзине 16.07.2012 16:58 Версия для печати Ереван, 16 июля, Благовест-инфо. В Эчмиадзине прошла встреча Католикоса всех армян Гарегина II с префектом Конгрегации по делам католических Церквей восточного обряда кардиналом Леонардо Сандри. Во время визита в Армению кардинала сопровождали папский нунций в Армении и Грузии архиепископ Марек Сольчинский и глава Армянской Католической Церкви в Армении и Восточной Европе архиепископ Рафаэль Минасян. На встрече в Первопрестольном Эчмиадзине главным образом обсуждались вопросы, связанные с сотрудничеством Армянской Апостольской Церкви с Римско-Католической Церковью в области образования и реализации совместных социальных программ. После встречи клирики вознесли совместную молитву у алтаря кафедрального собора Эчмиадзина (с грабара – древнеармянского «Эчмиадзин»  означает место, куда «сошел Единородный»), на месте которого, по преданию сошел Иисус Христос и указал Григорию Просветителю место для постройки храма.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Первопрестольный Святой Эчмиадзин Дата создания: Начало IV в. Описание: Первопрестольный Святой Эчмиадзин — монастырь в г. Вагаршапат (в 1945-92 г. — г. Эчмиадзин), в 20 км к западу от Еревана. Духовный центр Армянской Апостольской Церкви — одной из древнейших христианских Церквей мира; резиденция Верховного Патриарха и Католикоса всех армян. Город Вагаршапат был основан в первой половине II в. н.э. на месте древнего селения Вардгесаван. В 163 г., после разрушения римлянами Арташата, Вагаршапат был объявлен столицей Армении. Политическое значение города потребовало строительства цитадели, территория которой в основном совпадала с современными границами Эчмиадзинского монастыря: линия монастырских стен, вероятно, повторяет в своем плане крепостные стены цитадели, также образовывавшие прямоугольник. История монастыря восходит к началу IV в., когда под воздействием проповеди святого Григория Просветителя (в месяцеслове Русской Православной Церкви — сщмч. епископ Григорий, просветитель Великой Армении, память 30 сентября по ст. ст.) принял крещение царь Трдат (Тиридат) III. Кафедральный собор Святого Эчмиадзина — древнейший храм Армении. По преданию, место его строительства указал святому Григорию сошедший с небес Господь (отсюда название Эчмиадзин — др.-арм. «сошел Единородный»). По данным исторических источников, храм был воздвигнут рядом с царским дворцом. Первоначально построенный в форме базилики, собор был перестроен в V в. при князе Вагане Мамиконяне в крестово-купольный храм. В первой половине VII в., после перестроек, произведенных при Католикосах Комитасе и Нерсесе III Строителе, план собора приобрел очертания, сохраняющиеся доныне. В VII в. в окрестностях Эчмиадзинского монастыря были построены храмы св. Рипсиме (618 г.) и св. Гаяне (630 г.) — классические памятники достигшей своего совершенства армянской архитектуры. В XVII в. над кафедральным собором возвели новый купол, а перед западным входом — трехъярусную колокольню. В XVIII в. над северной, восточной и южной апсидами надстроили шестиколонные ротонды, что придало собору пятикупольное венчание. В 1869 г. с восточной стороны к собору была пристроена обширная ризница для хранения церковной утвари и драгоценных реликвий.

http://patriarchia.ru/md/db/text/1560964...

В Тбилиси восстанавливается армянская церковь Сурб Эчмиадзин 16 января 2008 г. 13:02 Всеармянский благотворительный фонд «Айастан» намерен завершить ремонтные работы церкви Сурб Эчмиадзин в городе Тбилиси к концу 2008 года. Об этом «Благовест-инфо» сообщили в пресс-службе фонда «Айастан» (Армения). Ремонтные работы, которые были начаты в 2007 году, финансируют три источника: Первопрестольный Эчмиадзин, а также Армянская епархия Калифорнии и армянская община Аргентины. Тендер на проведение строительно-ремонтных работ выиграла фирма «Мгвиме». Задержка грозит серьезными убытками для реставраторов, которые уже потеряли 20% от своей запланированной прибыли по причине приостановленных в прошлом году работ. Церковь с 202-летней историей, по оценке архитекторов, сильно пострадала во время неоднократных землетрясений и подземных работ при постройке метро в Тбилиси. Крайне необходимо укрепить фундамент и сами стены церкви. По словам главы Грузинской епархии Армянской Апостольской Церкви епископа Вазгена Мирзаханяна, в следующее воскресенье состоится крестный ход и богослужение во дворе восстанавливаемого храма. Сурб Эчмиадзин (в переводе с армянского Эчмиадзин означает «Здесь сошел Единородный», т.е. Христос) выстроен в 1805 году в армяно-населенном районе столицы Грузии Авлабаре на средства самих авлабарцев. Церковь уникальна по своим масштабам и степени сложности, отмечает епископ Мирзаханян, однако грунтовые воды подмыли фундамент настолько, что две колонны из четырех, поддерживающих верхнюю часть здания, практически не несут нагрузки и купол с барабаном держится прямо-таки чудом. Негативную роль играет также вибрация, источником которой является ближайшая линия метрополитена и оживленная автотрасса. Выполненные в 1985 г. реставрационные работы во многом оказались даже вредными. Тогда на глубину фундамента был принудительно закачан бетон, и его масса расползлась не по назначению. На этот раз строители поэтапно, по всему периметру здания роют ров глубиной в 7 метров и вокруг фундамента скрепляют водонепроницаемый бетонный бандаж. Также предстоит снять внутреннюю штукатурку, сохранив все фрески, после чего в стенах будет просверлено 8 200 отверстий для скрепления своеобразной стальной сеткой. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 14 марта 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/351096.htm...

Так Армения оказалась первой страной, где христианское учение утвердилось в качестве официальной религии. Существующие датировки этого события колеблются между 284 и 314 гг. Принятая ААЦ традиционная дата – 301 год (в 2001 торжественно отмечалось 1700-летие признания христианства государственной религией Армении). В то же время ряд ученых относят это событие к 314 г., когда Армения находилась под протекторатом уже признавшей христианство Римской империи. В IV в. престол Предстоятеля ААЦ установился в столице Вел. Армении Валаршапате, где св. Григорий построил кафедральный собор, назвав его в память о явленном ему чудесном видении Эчмиадзин (арм.– Сошел Единородный). При Григории Просветителе появились первые епархии, территории которых определялись в соответствии с границами удельных княжеств. Специфика армянскойгосударственности (т. н. нахарарский строй) сказывалась в том, что епископы поначалу были связаны не столько с определенными кафедрами (городами), сколько с отдельными аристократическими фамилиями. Часть епископата происходила из бывшего жречества. Григорий основал школы для детей из жреческих семей, которые по окончании обучения становились церковнослужителями. Церковь стала принимать активное участие в политической жизни страны, ее роль в обществе быстро росла, укреплялась материальная база. При первых преемниках сщмч. Григория святителях Аристакесе (320 или 325–333) и Вртанесе (333–341) христианство стало господствующей религией среди армян. Тем не менее ААЦ еще долго боролась с силами, не признававшими ее духовный ав-торитет и рост общественно-политического влияния. Особенно упорным было сопротивление многочисленных приверженцев старой религии – зороастризма. Царь Трдат столкнулся с оппозицией ряда знатных нахарарских родов и в 330 г. умер, как утверждают армянские историки, отравленный придворными за поддержку Церкви. Свт. Аристакес был убит в результате конфликта с одним из местных князей. Нахарары, пользуясь поддержкой персидского государства Сасанидов, неоднократно покушались на жизнь свт. Вртанеса. Крайне нетерпимо относился к влиянию Церкви царь Армении Тиран II (339–350), по его приказу был казнен епископ Юсик.

http://sedmitza.ru/text/404199.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010